Ар_ Опубликовано 13 января, 2006 Поделиться Опубликовано 13 января, 2006 Сияние и блеск да, но не белизна. ... но всё таки значения белизны в семантике корня не содержится. А. Гафуров , "Имя и История", 1987, стр 148 - 150. Захра - ... араб .жен. "блестящая, сверкающая", " с сияющим лицом"Зухра - ... араб. жен. "сияние, белизна", "планета Венера". http://noghayel.com/index.php?name=PNphpBB...viewtopic&t=129 Захира - Яркая, светящаяся, блестящая Захра - Белая, светлая http://www.heku.ru/page.php?id=61 Зухра Зугра - Араб. Сияние, белизна, планета Венера Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 13 января, 2006 Поделиться Опубликовано 13 января, 2006 Там упоминается также и про другую версию , выводящую слова ШОЛПАН, ЦОЛМОН и т.д. от АРАБСКОГО al-zubra (тут у Старостина возможно опечатка и он имел в виду как раз арабское ЗУХРА). У Старостина не опечатка. Он имел в виду арабское al-zubra = "ГРИВА" - такое МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ЛУНЫ, когда она находится в созвездии ЛЬВА - в его "ГРИВЕ": http://astrologer.ru/netforum/message.cgi?id=12538& ... небольшую книжку "Лунная астрология" А.Волгина в переводе с французского. Первое издание вышло весной 1936 года. Так вот, автор этой книги пишет о местопребываниях Луны (МП), когда Зодиак поделен на 28 частей (хотя он пишет, что у разных народов он мог варьироваться от 27 до 29 дней). И дает характеристики МП Луны в определенных местах Зодиака. Первое МП начинается от 0 Овна до 12 гр.51 мин. 26 сек. Овна 2 МП - с 12 гр.51 мин.27 сек Овна до 25 гр 42 мин.52 сек Овна 3 МП - с 25 гр.42 мин.53 сек Овна до 8 гр.34 мин.18 сек. Тельца и т.д. Приведу пример из этой книги для сегодняшнего дня: сегодня Луна в 15 градусах Льва. Это будет "11 МП от 8 гр 34 мин. 19 сек Льва до 21 гр. 25 мин. 44 сек Льва - назвается Азобр. Пикатри связывает его с магическими знаками, которые должны оказать покровительство торговле, и с чарами, способствующими побегам пленников и проведению осад крепостей. Лицам, рожденным под его влиянием, это МП дает идеал или утонченный вкус, но говорит о переменчивых возможностях, Луну в этом МП мы находим в картах Мах. Ганди и бельгийского короля Леопольда 3, Г.Манделя и генерала Вайганда и др. Арабы называют это МП Аль Зубрах - Грива небесного Льва и считают, что оно оказывает положительное влияние на торговлю, на приобретение состояния (которое нередко приобретается благодаря усилиям других людей, особенно в женских картах), на брак и на путешествия, но отрицательно воздействует на здоровье женщин. Еще ссылка на арабские названия местоположения Луны в 28-и секторах Зодиака: http://www.sufism.ru/libr/txt/arlashin/add4.htm Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Керим-хан Опубликовано 13 января, 2006 Поделиться Опубликовано 13 января, 2006 А. Гафуров , "Имя и История", 1987, стр 148 - 150.http://noghayel.com/index.php?name=PNphpBB...viewtopic&t=129 http://www.heku.ru/page.php?id=61 Ссылки дохлые просто, можно порекомендовать только пользоваться словарями вместо не очень надёжных источников , которые видимо передирали один у другого. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Naiman Опубликовано 13 января, 2006 Поделиться Опубликовано 13 января, 2006 Сияние и блеск да, но не белизна. Зухра по арабски ещё может означать "красота", среди семантических значений корня з-х-р есть и цвет и яркость, но всё таки значения белизны в семантике корня не содержится. На этот постинг и последовавшие отвечу так. По моему скромному мнению, но логически, по смыслу в любом случае моголо преобразоваться из сияния в белизну, блеск. st Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 13 января, 2006 Поделиться Опубликовано 13 января, 2006 Ссылки дохлые просто, можно порекомендовать только пользоваться словарями вместо не очень надёжных источников , которые видимо передирали один у другого. Ну что же, если вам и Гафуров не угодил, держите классику: Steingass, Francis Joseph. A Comprehensive Persian-English dictionary, including the Arabic words and phrases to be met with in Persian literature. London: Routledge & K. Paul, 1892. zahrā A zahrā (fem. of azhar), White splendid, clear, serene, bright, shining, beautiful, flourishing, blooming; the wild cow; surname of Fātima, daughter of Muhammad;--zuhraʼi zahrāʼ, The bright Venus (planet); (met.) a dazzling beauty. ---------------------- zahrat, zaharat, zahra A zahrat, zaharat, zahra, A flower (es- pecially a yellow one); the freshness and bloom of a plant; beauty, grace, loveli- ness; --zuhrat, zuhra, Whiteness, beauty; name of a tribe; a flower, blossom; the planet Venus; name of a place near Me- dinah. Арабский не албанский конечно ... - это, если непонятно, на тему того, что теперь уже " можно порекомендовать только" PS. Причем, если присмотреться внимательнее, то можно заметить, что Гафуров в точности повторяет Стейнгаса в его второй статье про слова ЗАХРА, ЗАХРАТ, ЗУХРА, ЗУХРАТ, а именно, ЗАХРА - "блестящая", а понятие "белизна" имеется у слова ЗУХРА. Возможно для Гафурова Стейнгас и был источником. PPS. Посмотрел - среди приличного количества арабских толковых словарей и арабских энциклопедий, приведенных им в списке использованной литературы, Гафуров Стейнгаса не упоминает. Тем лучше для ЗУХРЫ - "белизны". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Керим-хан Опубликовано 13 января, 2006 Поделиться Опубликовано 13 января, 2006 На этот постинг и последовавшие отвечу так. По моему скромному мнению, но логически, по смыслу в любом случае моголо преобразоваться из сияния в белизну, блеск. st На этот постинг отвечу так)))могло, но если и преобразовалось то не в самом арабском языке))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Керим-хан Опубликовано 13 января, 2006 Поделиться Опубликовано 13 января, 2006 Ну что же, если вам и Гафуров не угодил, держите классику:Steingass, Francis Joseph. A Comprehensive Persian-English dictionary, including the Arabic words and phrases to be met with in Persian literature. London: Routledge & K. Paul, 1892. Арабский не албанский конечно ... - это, если непонятно, на тему того, что теперь уже " можно порекомендовать только" PS. Причем, если присмотреться внимательнее, то можно заметить, что Гафуров в точности повторяет Стейнгаса в его второй статье про слова ЗАХРА, ЗАХРАТ, ЗУХРА, ЗУХРАТ, а именно, ЗАХРА - "блестящая", а понятие "белизна" имеется у слова ЗУХРА. Возможно для Гафурова Стейнгас и был источником. PPS. Посмотрел - среди приличного количества арабских толковых словарей и арабских энциклопедий, приведенных им в списке использованной литературы, Гафуров Стейнгаса не упоминает. Тем лучше для ЗУХРЫ - "белизны". Арабский не албанский конечно,но и не персидский. Если в персидском зухра и приобрело такое значение то в исконной арабской семантике слова его нет))))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 13 января, 2006 Поделиться Опубликовано 13 января, 2006 Если в персидском зухра и приобрело такое значение А вот это уже ваши домыслы. Получается, что из всего набора значений , числом в два десятка , приведенных у Стейнгаса, именно "White splendid" и "Whiteness" оказываются персидскими толкованиями арабского слова??? - Не смешите людей. "Steingass, Francis Joseph. A Comprehensive Persian-English dictionary, including the Arabic words and phrases to be met with in Persian literature. London: Routledge & K. Paul, 1892." A zahrā (fem. of azhar), White splendid, clear, serene, bright, shining, beautiful, flourishing, blooming; the wild cow; surname of Fātima, daughter of Muhammad; --zuhraʼi zahrāʼ, The bright Venus (planet); (met.) a dazzling beauty. ----------------------- A zahrat, zaharat, zahra, A flower (es- pecially a yellow one); the freshness and bloom of a plant; beauty, grace, loveliness; --zuhrat, zuhra, Whiteness, beauty; name of a tribe; a flower, blossom; the planet Venus; name of a place near Medinah. Желаете опровергнуть Гафурова и Стейнгаса? Вперед - приведите статью из толкового или этимологического словаря арабского языка про слово ЗУХРА. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BAWIR$AQ Опубликовано 14 января, 2006 Поделиться Опубликовано 14 января, 2006 Казакские ураны: http://www.interkz.com/forum/uploads/post-6-1126986652.gif http://www.interkz.com/forum/uploads/post-6-1126986566.gif Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
agacir Опубликовано 14 января, 2006 Поделиться Опубликовано 14 января, 2006 у тюрок другое слово для обозначения ПЯТНИСТОСТИ, ПЕСТРОСТИ - ШУБАР (я про него и про АЛА писал в ветке про Таргитая). В ссылке выше приведена этимология слова ШОЛПАН по Старостину. Там упоминается также и про другую версию , выводящую слова ШОЛПАН, ЦОЛМОН и т.д. от АРАБСКОГО al-zubra (тут у Старостина возможно опечатка и он имел в виду как раз арабское ЗУХРА). Его основной аргумент в пользу алтайского происхождения ШОЛПАН - наличие в японском слова СУБАРУ , означающее созвездие ПЛЕЯД. "Я так думаю (с)", что тюркское слово ШУБАР = "пестрый" тоже типа созвучно японскому названию автомобиля. Слово: чуба/рый Ближайшая этимология: "пестрый, рябой", др.-русск. чубаръ -- то же (Опись имущ. Ивана Грозного, 1582--1583 гг.; см. Срезн. III, 1544; моск. грам. 1588 г.; см. Напьерский 398). Заимств. из тюрк., ср. тат. c^ubar "пятнистый, чубарый", чагат. c^ubar "лошадь серой масти", казах. s^ubar, башк. sуbаr "пятнистый" (Радлов 3, 2153, 2185; Банг, KSz 17, 125; Рясянен, Таt. L. 81), чув. ts^/@^bar -- то же (Паасонен, Сs Sz 185; Вихман, Tschuw. LW. 115); см. Мi. ТЕl., Nachtr. I, 25; Рашоньи, Semin. Kondakov. 8, 294; Рамстедт, KWb. 431. в татарском Чолпан, Чулпан , встречается как женское, так и мужское имя Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
agacir Опубликовано 14 января, 2006 Поделиться Опубликовано 14 января, 2006 представляется очевидным родственность слов Заря и Зухра Слово: заря/ Ближайшая этимология: I. (утренняя, вечерняя), также зоря/, мн. зо/ри, сюда же за/рево, озари/ть, укр. за/ря, ст.-слав. зарr наряду с зорr a‡glh, ўkt…j, болг. заря/ "луч, свет, утренняя заря", словен. za/rja, чеш. za/r^е "сияние, блеск, свет", др.-польск. zarza; наряду с этим: укр. зоря/ "звезда, заря", болг. зора/ "утренняя звезда, утренняя заря", сербохорв. зо\ра, вин. зо?ру "заря", словен. zo/rja, чеш. zоr^е, слвц. zоrа, польск. zorza, н.-луж. zor/a "зарево". Дальнейшая этимология: Родственно лит. z^arija\, мн. z^ary/jos "раскаленные уголья", др.-прусск. sari ж. "жар", лит. z^ara\ "заря", z^e`re`/ti, z^e`riu\ "сверкать, блестеть", z^e`ru/oti "тлеть, светиться", z^i\rstu, z^i\rti "сыпать искры", ра~z^аrаs "отблеск зари", возм., также греч. caropТj "лучезарный"; см. И. Шмидт, KZ 25, 133; Буга, РФВ 75, 155; Траутман, ВSW 366; М.--Э. 4, 691; Перссон, Beitr. 121. Ср. взор, зреть. в тат-мишарском.зэрэ=заря, зэрэ-дэн "с позаранку" и т.д. откуда видимо и в русском тогда см. чистота, белизна зари (утра) ... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость ChulunKhan Опубликовано 14 января, 2006 Поделиться Опубликовано 14 января, 2006 Казакские ураны: http://www.interkz.com/forum/uploads/post-6-1126986652.gif http://www.interkz.com/forum/uploads/post-6-1126986566.gif Увидел там у рода керей (не понял что такое танба аты?) уран КАРА КОЖА Выше на предыдущей странице писал, что у бурятской группы ХОНГОДОР был непонятный мне уран ХУЖА или ХОЖО, это не могло быть этимологически родственно? И что значит КОЖА на казакском? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ashraf Опубликовано 14 января, 2006 Поделиться Опубликовано 14 января, 2006 Ар, Керимхан, Я полагаю(уверен!), что это арабо-персидское слово ZUHRA тюркского происхождения. Кстати мою жену почти так же зовут, только по-азербайджански: ZÖHRƏ. Так что Вы меня задели за личное. Вот шумерские слова: muš [FACE] SEE muštum[stop working] MUŠ3@g: muš2. MUŠ3: muš3. 1. face, appearance Akk. zı¯mu “face, appearance” Это фактически MU UŞ(свойство акк. фонетики делать звонкое глухим и наоборот) Аналог в азербайджанском BU ÜZ mušme [FACE] MUŠ3.ME: muš3-me. 1. face, appearance Akk. zı¯mu “face, appearance” bu¯nu “face, appearance” J.J.A. van Dijk, HSAO 256-257. Это фактически MU UŞ ME(свойство акк. фонетики делать звонкое глухим и наоборот) Аналог в азербайджанском BU ÜZ MƏN(IM) Всё это наподобие определения шумерской птицы: mušen [bIRD] Перевод: Это летает HU: mušen. MU.TI.IN: mu-ti-in. MU.DIN: mu-tin. 1. bird Akk. is.s. u¯ru “bird” В арабском a zahra и azahrat явно виден AZ=ÖZ=ÜZ лицо и AH=AĞ белый ZÖHRƏ и есть БЕЛОЛИЦАЯ! Маг Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 14 января, 2006 Поделиться Опубликовано 14 января, 2006 Увидел там у рода керей (не понял что такое танба аты?) уран КАРА КОЖА.. Выше на предыдущей странице писал, что у бурятской группы ХОНГОДОР был непонятный мне уран ХУЖА или ХОЖО, это не могло быть этимологически родственно? И что значит КОЖА на казакском? ТАНБА АТЫ - дословно "название тамги". У каждого рода имеется своя тамга, которая имеет собственное НАЗВАНИЕ. Например, тамга ДУЛАТОВ в виде ОКРУЖНОСТИ, КОЛЕСА так и называется - ДОНГЕЛЕК = "круг, колесо", тамга ТАРАКТЫ в виде ГРЕБНЯ называется ТАРАК = "гребень", и т.п. Словом КОЖА на казахском называют представителей духовного сословия. По версии от этого же слова происходит и русское слово ХОДЖА = "господин" (и даже , по одной из версий, слово ХОЗЯИН). О происхождении самого слова как-нибудь в другой раз (См. еще ХАДЖИ - "паломник"). Поэтому слово КОЖА могло добавляться к имени духовного лица, например Исмагул-кожа, Касым-кожа. Более того, в составе казахов имеется род КОЖА - казахские потомки исламских проповедников арабского происхождения времен арабской экспансии и распространения ислама в степи. Что касается конкретно ОБЩЕГО УРАНА кереев Среднего жуза КАРА КОЖА, то , возможно, его происхождение может быть связано с одной легендой. Казахские УРАНЫ в основном это просто ИМЕНА ПЕРЕДКОВ данного рода или племени. Среди множества легенд о предках имеется и такая: http://www.elim.kz/pdf/book/book_07.rar Говорят, что однажды к легендарному прародителю СРЕДНЕГО ЖУЗА ЖАНАРЫСУ прибыло в гости ШЕСТЬ представителей духовного сословия - тех самых КОЖА. (Сравните подобные легенды , например, о БАБА-ТУКЛАСЕ). При расставании, в знак глубокого уважения к этим КОЖА, Жанарыс пообещал назвать своих сыновей в честь этих ШЕСТИ проповедников. Якобы отсюда ведут начало ШЕСТЬ племен Среднего жуза. В другой легенде имена проповедников были даны не сыновьям а внукам ЖАНАРЫСА, сыновьям его сына - ЖАНШОРЫ-БИЯ (тут возможно объединение в одной легенде двух групп имен предков ТРЕХ ЖУЗОВ: Ак-Арыса, Жан-Арыса. Бек-Арыса и Бай-Шора, Жан-Шора, Кара-Шора - я потом напишу про них в ветке про Таргитая , про скифскую троичность "богатство-душа-власть" и т.п.) , и не ШЕСТИ, а только четырем сынам. Предком кереев в итоге стал второй сын ЖАНШОРЫ - ИСМАГУЛ-КОЖА, предком УАКОВ - третий сын КАСЫМ-КОЖА. Подозреваю, что среди сыновей ЖАНШОРЫ в ЛЕГЕНДЕ был и КАРА-КОЖА, и даже может быть это был СТАРШИЙ СЫН, имя которого и вошло в общий уран КЕРЕЕВ. Даже если это не так, то скорее всего уран кереев это просто имя одного из предков с именем Кара-Кожа. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Балta Опубликовано 14 января, 2006 Поделиться Опубликовано 14 января, 2006 ChulunKhan, "танба аты" переводится как названия тамги, тавро выжигаемое на левом боку лошадей. А Кожа означает то, что данный человек потомок арабских религиозных миссионеров, которые проникли в Среднюю Азию и Казахстан в Х-веке. Насколько я знаю у Ашамаилы Керей уран - Ошыбай, видимо здесь ошибка. Обычно казахи в качестве урана могли применять имена батыров более мелкого ранга своего рода. Например, мой род который как раз входит в Ашамаилы Керей, раньше в стычках, например, спор за пастбища, использовал в качестве урана имя знаменитого родича - барымтачи и батыра. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 14 января, 2006 Поделиться Опубликовано 14 января, 2006 Насколько я знаю у Ашамаилы Керей уран - Ошыбай, видимо здесь ошибка. Насчет урана ОШЫБАЙ у кереев все верно. Аргынбаев, Муканов, Востров http://www.elim.kz/pdf/book/book_01.rar и Муканов http://www.elim.kz/pdf/book/book_07.rar приводят именно этот уран. А вот уран Кара-кожа, кроме таблицы приведенной Баурсакоом, приведен также и среди списка уранов на сайте http://history.kz/ru.php Откуда-то он взялся ведь! Может возможно такое объяснение: Известно, что УАКИ и КЕРЕИ очень близки по жизни, настолько, что иногда говорили об УАК-КЕРЕЯХ. Есть версии о том, что УАКИ в прошлом это часть КЕРЕЕВ и есть. Муканов приводит легенду , которая пытается объяснить эту близость. По ней у Исмагул-КОЖА (см. предыдущий пост) было два сына ОШИБАЙ и ЖАУБАСАР. У ОШИБАЯ был сын КЕРЕЙ, от которого происходят кереи. А вот ЖАУБАСАРА по казахскому обычаю отдали в сыновья брату Исмагул-КОЖА - КАСЫМ-Кожа , который был бездетен. У ЖАУБАСАРА был сын МЕНДЫХАН, у МЕНДЫХАНА сын АГЫЖАН, который также был бездетен. А вот у КЕРЕЯ был сын АРЫСТАНБЕК, у АРЫСТАНБЕКА сыновья УАК, НАУРЫЗБАЙ,АГЫБАЙ, ЖАНЫБЕК. Вот УАКА и отдали в сыновья бездетнонму АГЫЖАНУ - от него и пошли УАКИ. А потомками НАУРЫЗБАЯ являются АШАМАЙЛЫ-КЕРЕИ. Ураном у кереев поэтому является ОШИБАЙ, а у уаков - ЖАУБАСАР, т.е. по именам двух братьев - сыновей Исмагул-КОЖА. Это я все к тому, что может быть, КАК ВЕРСИЯ, уран КАРА-КОЖА является каким-нибудь общим для кереев и уаков, еще со времен сыновей Жан-шора, которых назвали в честь проповедников- КОЖА??? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BAWIR$AQ Опубликовано 15 января, 2006 Поделиться Опубликовано 15 января, 2006 О происхождении самого слова как-нибудь в другой раз (См. еще ХАДЖИ - "паломник"). Поэтому слово КОЖА могло добавляться к имени духовного лица, например Исмагул-кожа, Касым-кожа. Уважаемый Ар, насколько я знаю слова "кожа" (ходжа - владелец, хозяин и название субэтнической группы) и "кажы" (хаджи - паломник, человек, совершивший хадж) в казахской языке четко различаются Кожa может быть только потомственным, а кажы - любой, кто совершит паломничество. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 15 января, 2006 Admin Поделиться Опубликовано 15 января, 2006 Тут смотрел свои записи и нашел информацию по казахским уакам: УАК - Сельджукский султан Малик-шах (1072-1092) использовал ополчения туркменских племен в борьбе с египетскими халифами, непокорными арабскими феодалами, византийцами и крестоносцами. В 1072 году султан посылает туркменские ополчения во главе с Атсызом ибн Уаком ал-Хорезми для завоевания Сирии. Атсыз вторгается в Палестину, захватывает Рамлу, осаждает Иерусалим, а в 1076 году вступает в Дамаск. ... Под эгидой предводителей огузов и туркмен возникли и другие самостоятельные княжества в Закавказье, Передней и Малой Азии. Вожди племени "йива" основали владения в Хое (южн. Азербайджан), Урмии, Хузестане и Иранском Курдистане. (Агаджанов С.Г. - С.92-93) Атсыз, по словам ибн ал-Асира, и других авторов, происходил из племени "Уак". Ф.Сюмером отмечено соответствие данного этнонима названию огузского племени "Йива, Йивак". Племя Уак фигурирует и в труде Сибта ибн ал-Джаузи. Говоря о завоевании Палестины Атсызом, он называет его "предводителем (мукаддам) тюрок-гузов" и "Атсыз ат-туркмани, вождб племени Навакийа". Агаджанов соглашается с Ф.Сюмером и считает "навакийа" у Джаузи ошибкой переписчиков. (Агаджанов С.Г. С.248(сноска 237)) Туркменское племя Йива является одним из ответвлений огузов. Йиваиты владели в правление халифа ал-Муктафи (1136-1160) Шахразуром, его округом и соседними крепостями в горах Ирака. Их вождем был Кыпчак ибн Арслан-Таш ат-туркмани - основатель кыпчакского Киркукского эмирата. В 1339/40 году их покоряет правитель Мосула, атабек Имад ад-Дин Занги (1127-1140). Известны многие представители племени Йива из рода Кыпчака ибн Арслан-Таша: у хорезмшаха служил эмир Шихаб ад-Дин Сулайман-шах ал-Йиваи, во времена халифа ал-Мустансира (1226-1242) в Киркукском эмирате правил эмир Фалак ад-Дин Абу-л-Музаффар ва Абу Харб Гази-бек ибн Кыпчак ибн Абдаллах ал-Йиваи ат-Турки. (Комментарий З.М.Буниятова к "Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны" ан-Насави. - М:Восточная литература РАН, 1996 - 798 с. (С.342)) У Насави: "Наконец тюрки [племени] Йива озлобили сердце султана: из-за них дороги стали небезопастными и они совершали набеги на соседствующие с ними области." (ан-Насави. "Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны". - М: Восточная литература РАН, 1996 - 798 с. (С.342)) У Рашид ад-Дина в списке туркменских племен упоминается племя Йива (Бую), как потомки легендарного Денгиз-хана в крыле Учуков. (Рашид ад-Дин. С. 88) Н. Аристов доказывает древность казахских Уаков и ведет их происхождение от незаконной жены Акжола, основателя Среднего Жуза. (Н. Аристов. Заметки об этническом составе. - С. 97) Валиханов Ч.Ч. "имен Уак-Кирей, сколько мне известно, нет между древними племенами монголо-тюркскими, но в киргизской поэме Эдиге в числе беков Тохтамыша есть представитель Уаков." (Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений. т.I - 1961 - С.205) Из племени Уак, как известно, происходят богатыри Ер-кокче и его сын Ер-косай, причем ишимские уаки считают Ер-кокче основателем своего рода. Ссылаясь на "Никоновскую летопись" Чокан Чингисович устанавливает историческую достоверность существования Ер-кокче (в летописи "Кокчю") и время его гибели 1423 г. Муканов, соглашаясь с Маргуланом А.Х., считает Уаков потомками Киреев. Согласно полевым исследованиям 1959 года, Уак считается младшим братом легендарного Кирея. (Муканов - С.65-66) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Altaica Militarica Опубликовано 16 января, 2006 Поделиться Опубликовано 16 января, 2006 Тут другой принцип. Не знаю как коротко скзать, но пробую... В этом случае глупо было бы зависить от количества мужчин в отоках и подгонять структуру войска под отоки. Нерационально. Надо было лучше подгонять отоки под войско. Вот и объединяли малые отоки (точнее их бойцов) в большое подразделение. Естественно, что уран должен быть общим не для отока, а для подразделения. Тогда это то, что писал Бабур об общевойсковом уране - когда в бой идет большое войско, составленное из многих племен, то назначается уран всего войска - в приведенном Бабуром примере было"Ташкент". На него давался уран-отзыв. В приведенном Бабуром примере это был "Сайрам". Он же привел любопытный пример, когда военачальник спутал уран-отзыв и вместо "Сайрам" закричал в ответ "Ташкент" - и маневр сорвался - второй отряд, прокричавший "Ташкент", подумал, что это враги. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
jvarg Опубликовано 16 января, 2006 Поделиться Опубликовано 16 января, 2006 А кто знает, в каком веке русские начали кричать именно "ура"? Я знаю, что даже при Василии III в качестве боевого клича использовалось название главного города княжества - т.е. москвичи шли в бой с криком "Москва", тверичи с криком "Тверь" и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость chuluu Опубликовано 17 января, 2006 Поделиться Опубликовано 17 января, 2006 Родоплеменной состав каракалпаков Каракалпаки состоят из 2 арыс 1.арыс Конграт 2.арыс Он торт уру /уру по монгольски уруг/ Конграт состоит из 2 отделений 1.Шуллук 2.Жаунгыр /Зуунгар/ Шуллук состоит из уру,улкен уру /племен/ 1.Кият 2.Ашамайлы 3.Колдаулы 4.Костамгалы 5.балгалы 6.Кандекли 7.Карамойын 8.Муйтен Кият состоит из 3 уру /род/ 1.Ушьтамгалы 2.Тараклы 3.Балгалы Кият Ушьтамгалы состоит из 6 Тире /родовое подразделение/ 1.Сумурын 2.Ушьтамгалы 3.Арыккият 4.Тартулы 5.Катаган 6.Канжигалы Тараклы состоит из 6 тире 1.тогызак 2.абас 3.жалтыршы 4.акункараган 5.такай 6.каржаубарас Балгалы Кият состоит из 4 тире 1.беспшак 2.етекши 3.сангмурын 4.кожакараган ------------------------ Ашамайлы состоит из 13 уру 1.саки 2.карахожа 3.жалангаяк 4.айыллы 5.кабасан 6.туркменкара 7.жапар 8.сары 9.абыз 10.акай 11.пангкара 12.ушьбас 13.курама уру кабасан состоит из 5 тире 1.акназар 2.жансары 3.отемис 4.есен 5.тампыш уру ушьбас имеет 1 коше /мелкое подразделение тире/ 1. жаман -------------------------------------- улкен уру Колдаулы состоит из 16 уру 1.бескемпир 2.майшышалы 3.калкаман 4.гайыпкараган 5.сарытон 6.кулкикожак 7.жаримбет 8.жаманконграт 9.жука 10.кзылаяк 11.карасирак 12.желкараган 13.улкенборик 14.шулжуит 15.калмак 16.жалманаул Калмак имеет 2 тире 1.адил 2.ереке --------------------------- to be con...... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость chuluu Опубликовано 17 января, 2006 Поделиться Опубликовано 17 января, 2006 улкен уру Костамгалы имеет 7 уру 1.жанкелди 2.ширжеген 3.агабегли 4.карынжуан 5.костамгалы 6.каракурсак 7.казакы ------------------------------------ улкен уру Балгалы имеет 11 уру 1.акбалгалы 2.нурбалгалы 3.туркмен 4.жаманаул 5.шомишли 6.токумбет 7.тазбалгалы 8.костамгалы балгалы 9.караталшы 10.асан 11.арзыкул ---------------------------------- улкен уру Кандекли имеет 4 уру 1.курама 2.кийкши 3.токполат 4.кырксадак ----------------------------------- улкен уру Карамойын имеет 6 уру 1.аннахожа 2.сабалак 3.котелек 4.кареке 5.карлымарал 6.булкилдек улкен уру Муйтен имеет 4 уру 1.самат 2.тели 3.абыз 4.кенгтанау самат имеет 5 коше 1.байбише 2.токалкараган 3.баймурат 4.жолан 5.бекау Тели имеет 5 коше 1.тлеуберди 2.аллаберди 3.тангирберди 4.мантыккараган 5.моллакараган Кенгтанау имеет 3 тире 1.барын 2.итак 3.жекенсал ---------------------------------------------------- Отделение Жаунгыр имеет 7 уру 1.теристамгалы 2.баканлы шеужейли 3.тиекли 4.ыргаклы 5.баймаклы 6.казаяклы 7.уйгыр уру Теристамгалы имеет 1 тире и 5 коше 1. тире Шомак Коше 1.хангелди 2.байкараган 3.елшибай 4.курбан 5.тогай уру тиекли имеет 4 коше 1.жумагул 2.айдарбек 3.канжар 4.сарыкемпир уру Ыргакли имеет 4 тире 1.атанай 2.ешкили 3.байбула 4.сарытон уру баймаклы имеет 2 тире 1.соспак 2.уйёш уру казаяклы имеет 4 коше 1.анетай 2жаримбет 3.жунли 4.садак уру уйгыр имеет 6 тире 1.шиши 2.туманай 3.маулик 4.байрам 5.сабалак 6.сыргалы --------------------------------------------------------- Арыс Он торт уру имеет 4 улкен уру 1.Ктай 2.Кыпшак 3.Кенегес 4.Мангыт Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость chuluu Опубликовано 17 января, 2006 Поделиться Опубликовано 17 января, 2006 Улкен уру Ктай имеет 12 уру группа Танке 10 уру: 1.бессары 2.бексиык 3.казаяклы 4.кайшылы 5.анип 6.куйын 7.айтеке 8.шеруши 9.манжули 10.боклыктай 11.кырк 12.аралбай ----------------------------- уру Бессары имеет 2 тире и 9 коше 1.жанли 2.койлы Жанли имеет 4 коше 1.суйиндик 2.есергеб 3.талтай 4.алимбай койлы имеет 5 коше 1.аманкул 2.жарсай 3.сергизек 4.курбанкул 5.генжекул ---------------------------------------------- Бексиык имеет 4 уру 1.зергер 2.масай 3.шгыршы 4.бекреши --------------------------------------------- казаяклы имеет 6 уру 1.калсен 2.куйик 3.мырзай 4.кылмойын 5.байкараган 6.баксыкараган ------------------------------------------- маленький народ а сколько родов, господи когда нибудь докончу... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ashraf Опубликовано 17 января, 2006 Поделиться Опубликовано 17 января, 2006 Chuluu, Не смог бы прислать парочку полезных и серьёзных ссылок в Инете о происхождении мойтенов? Каково правильное произношение этого этнонима(фонетика)? Маг Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Балta Опубликовано 17 января, 2006 Поделиться Опубликовано 17 января, 2006 Chuluu, мое личное любопытство, откуда такие познания по каракалпакам если вы житель Монголии и по нику вроде вы монголо язычный. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться