Перейти к содержанию
Гость vraatyah

Куманы в Венгрии

Рекомендуемые сообщения

...потомков кипчаков, примерно 750 лет назад переселившихся с территории современного Казахстана...

Аффтар, видимо, считает, что южное поднепровье - это тоже казахская территория.

Даешь казахско-украинскую войну за освобождение исконных казахских земель от украинских оккупантов! ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще-то исторически территория современной южной Украины (и южной России) раньше называлась Новой Россией (и даже некоторое время до того - Новой Сербией). Это были (и есть) степи - исторические земли ногайцев. А ногайцы и казахи - это этнографически и лингвистически практически один народ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще-то исторически территория современной южной Украины (и южной России) раньше называлась Новой Россией (и даже некоторое время до того - Новой Сербией). Это были (и есть) степи - исторические земли ногайцев. А ногайцы и казахи - это этнографически и лингвистически практически один народ.

Хоть бы один ногаец сказал это... А то такие заявления только от казахов слышим... :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хоть бы один ногаец сказал это... А то такие заявления только от казахов слышим... :rolleyes:

Я не претендую на родство с ногайцами - ни к чему мне это.

Однако, сходи на Ногай Эл - там сами ногаи признают родственность, т.к. против истории не попрешь.

P.S. Просто казакам повезло больше (в плане колонизации и вытекающих отсюда траблов).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не претендую на родство с ногайцами - ни к чему мне это.

Однако, сходи на Ногай Эл - там сами ногаи признают родственность, т.к. против истории не попрешь.

P.S. Просто казакам повезло больше (в плане колонизации и вытекающих отсюда траблов).

Родственность - одно, а один народ - другое понятие. Ждем ногайцев по этому поводу. По родству они всем родственны. По мне так, ногайский ближе к кумыкскому послышался.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Друзья а вы знакомы с этой книгой - Голубовский П. Половцы в Венгрии. Исторический очерк. М.,1889.

Она как раз про обсуждаемую тему.

Ее даже гугль не находит.

Но может она всё-таки есть где-то в электронном виде?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ЖХотелось бы где-то подробно почитать о внутриполитической борьбе в Венрии во второй половине 13 - нач. 14 вв., особенно начиная с короля Ласло Кумана и после него: кто из магнатов был союзником Ногая; кто в Венгрии мог принять беженцев после разгрома Ногая?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я приводил уже данные Иштвана Мандоки, приведу еще раз:

Состав этих бывших кочевников приводил в своей статье венгерских исследователь Иштван Мандоки.

Это племена:

ТАКСАБА, КОНУР УУЛУ, ТАРКАН, ЖАЛАЙИР, УЛАШ, БАЯНДЫР, БЕЧЕНЕ, КЕРЕЙ, ТЁРТ УУЛ, ЧОРТОН, ТАЗДАР, БУДАКЛАР.

Роды:

Кулан, тагы, мангыт, барлас, жылан, кыргыз, туркмен, тору айгыр, черик, болуш, кет бука, кара каш, эр сары, эр буга, тёрта, тардыш, мин, байсын, телес, баяут, узун, канлы, катаган, теке, эрсин, садыр, дорман, байтур, кенегес, актачи, тобалар, эгдер, чандыр, кара койлу, эсен, эсен буга, курманчик, каблан, карсак, чубак, сюйке, каба, эслемес, кулун, кулунчак, ак буура, бёрю, баркы (баргы, кочкор, отар, алты уюй, апай, апа бары, кан темир, конар, ас) аслар, негерлер, науруз, жакыр, арык, жарык, эркин, аткар, найман, кыргый, туйгун, турумтай, тургун и др.

Название этих родов даны в переводе с кыргызского языка, поэтому некоторые этнонимы имеют кыргызские формы.

По сообщению Мандоки, в Венгрии живет около 200 тыс. потомков кыпчаков, и по сей день они занимаются овцеводством и коневодством.

А есть ли эта статья на англ. языке? А не только на кыргызском и венгерском?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не претендую на родство с ногайцами - ни к чему мне это.

Однако, сходи на Ногай Эл - там сами ногаи признают родственность, т.к. против истории не попрешь.

P.S. Просто казакам повезло больше (в плане колонизации и вытекающих отсюда траблов).

ногаи родственны не столько казахам вообще, сколько казахам Киши Жуз, в состав которого влились отдельные ногайские племена и роды. а так, языковом плане, ногаи ближе йокающим татарам, чем жокающим казахам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ногаи родственны не столько казахам вообще, сколько казахам Киши Жуз, в состав которого влились отдельные ногайские племена и роды. а так, языковом плане, ногаи ближе йокающим татарам, чем жокающим казахам.
Есть как жекающие ногайцы, так и йокающие. Кстати и среди нас волжских татар есть и йокающие и жекающие ( впрочем среди крымских татар та же самая история). Это в принципе неоднократно обсуждалось на форуме. Жеканье и йоканье абсолютно не является маркером татар и ногайцев а только указывает на район из которого происходит человек. Например на Волге жекающие татары группируются в основном вокруг самой Казани, а в Крыму до переселения обитали на севере полуострова.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
А есть ли эта статья на англ. языке? А не только на кыргызском и венгерском?

Нет, это статья из кыргызской газеты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

История Венгрии. Географическое положение Венгрия, с одной стороны — на пути народных переселений и нашествий с азиатского Востока в Западную и Южную Европу, с другой — между рано ставшими в культурный и расовый антагонизм друг к другу европейским Востоком и Западом, вместе с этнографической пестротой Венгрия, были решительными факторами в судьбе Дунайских земель и в крайне своеобразной, полной всяких превратностей 1000-летней истории Венгрии.

Судьба венгерской территории до поселения мадьяр. Рядом с древнейшими обитателями этой страны, племенами фракийскими и иллирийскими, на севере и востоке (в Карпатах) издавна жили уже славяне. В IV веке до Р. X. с З надвинулись кельты, занявшие зап. часть Среднедунайской земли; с восточной выдвинулись геты и даки. В борьбе последних с кельтами образовалась Дакийская держава. С I в. до Р. X. две новые силы, Римская империя и германские народы, стали оспаривать друг у друга господство на Дунае. Рим завоевал (ок. Р. X.) западные области (Паннонию и Норик) и лишь в начале II в. по Р. X. — Дакию. Римское господство сопровождалось колонизацией и романизацией, с наибольшими успехами в Норике и Паннонии и в некоторых частях Дакии (Банат, Трансильвания). Империя с трудом сдерживала надвигавшихся с севера германцев (см. Великое переселение народов), за которыми в IV веке последовали гунны. Заметим, что мадьяры считают себя на Дунае прямыми наследниками гуннов, в которых они сами не прочь видеть своих предков. В половине V века на развалинах державы Аттилы водворились разные германские народы, а в VI в. надвинулась с Востока новая, родственная гуннам, орда аваров, и утвердила свое господство в Паннонии. Массы славян, живших в области Карпат уже издавна, увлекаемые гуннами, потом аварами, устремились к югу и западу. В V-VI вв. они прочно заселили территорию Венгрия, предоставив лишь степную тиссо-дунайскую равнину кочевым аварам, господству которых над славянами был положен предел во 2-й четв. VII века, когда вождь Само (см. это имя) объединил западных и дунайских славян. По распадении его державы (660) паннонские славяне вновь подпали власти аваров, которым теперь стала грозить все возраставшая и напиравшая с запада сила — Восточно-франкское государство. Борьба между ними завершилась в к. VIII и нач. IΧ в. окончательной победой франков, оттеснивших остатки аваров за Дунай в равнину Тиссы, быстро овладевших частью Паннонии до р. Рааба и энергически начавших здесь свою работу колонизации и германизации. Дунайское славянство стало лицом к лицу со своим отныне опаснейшим врагом — немцами. Первой попыткой политического объединения среднедунайского славянства была в IX веке Великоморавская держава (см. Моравия). В это время территорию будущей Венгрии населяли: славяне — в северных и частью восточных карпатских краях (русские, предки словаков), на юго-западе по Саве и Драве, в древней Паннонии и Норике (словенцы), более разрозненно — в Трансильвании, Банате и других соседних местностях, еще реже в центральной тиссо-дунайской равнине, где кочевали в нач. XI в. остатки аваров. На востоке, в горах Трансильвании и на западе — кое-где в вост. Альпах, жили романцы, остатки ороманившихся туземцев фракийского и иллирийского корня, привлекшие на восток впоследствии соплеменников с юга, из-за Дуная, и послужившие зерном образовавшейся здесь румынской народности; на западной окраине обитали переселившиеся из Баварской области и пустившие здесь корни немцы. Обстоятельства не дали Великой Моравии окрепнуть настолько, чтоб устоять в борьбе. Ей грозила участь стать добычей немцев, не только свивших себе гнездо в ней, но и сделавших к концу IX в. большие успехи в колонизации Паннонии и придвигавшихся к центральной Дунайской равнине. В это самое время появились на нижнем Дунае мадьяры и, вовлеченные в славяно-германскую распрю самими немцами (Арнульфом, см. соотв. статью), решили ее в свою пользу, водворившись на среднем Дунае, овладев наследством Великой Моравии и став надолго грозой Германии и Западной Европы. В то же время (IX в.) в восточной части нынешней Венгрия славяне жили разрозненно, не чувствуя потребности в политическом сплочении и лишь отчасти примыкая с одной стороны к Болгарии, с другой — к Великой Моравии. Вследствие отсутствия здесь политической жизни и борьбы история этой области до самого водворения мадьярской власти остается для нас покрытой значительным мраком. Свидетельства хроники Анонима Нотария королевы Белы (конца XIII века) о славянских и болгарских княжествах на территории карпато-дунайской хотя и недостоверны, однако бросают некоторый свет на предшествовавшее мадьярам, а отчасти и после удержавшееся распределение славянских и романских поселений в этих краях, а также на распространение сюда в IX в. болгарского господства.

История Венгрия естественно распадается на три главных периода: 1) с основания государства до 1526 г. — Венгрия цельная и самостоятельная; 2) с 1526 г. (битвы при Могаче) до конца XVII в. — Венгрия разделенная, частью под игом турецким, частью примкнувшая к соседнему государству и только в одном крае (Седмиградье) удержавшая независимость; 3) с конца XVII или начала XVIII века доныне — Венгрия вновь объединенная, но ставшая окончательно наследством чуждой династии и связанная с прочими ее наследственными землями в одну монархию. В 1 периоде Угрия успешно отстаивала свою независимость от соседей и играла видную, определенную роль по отношению к славянскому миру и к германскому западу. Во 2 пер. каждая часть ее боролась с внешними и внутренними врагами и угнетателями за свободу и для объединения. В 3 пер., объединившись вновь, но ценою признания наследственной власти Габсбургов, она продолжала бороться за свои исторические права и отдельное государственное устройство, пока в системе австрийского дуализма (1867) не нашла себе возможного удовлетворения. Насколько разнородно население Венгрия, настолько были различны стремления, направления и влияния, одерживавшие верх в разные эпохи ее жизни и руководившие ее внутренней и внешней политикой; но срединное положение Венгрия между двумя культурно-историческими мирами, на черте соприкосновения двух великих рас (славянской и германской), дало один общий характер венгерской истории — именно известную двойственность ее исторической роли, проходящую через все фазы ее жизни. Смотря по тому, какое из противных течений одерживали верх, Венгрия то служила оплотом славянства, входя в его политическую сферу и культурные интересы, то, напротив, подчинялась влиянию германизма. С точки зрения национальности, в истории Венгрия обозначаются лишь два резко различных и несоразмерных периода: 1-й — обнимающий почти всю историю до конца XVIII в., когда в Венгрия не было настоящего национального антагонизма и владычества одной народности над другими, и когда в ней естественно играл руководящую роль элемент, преобладавший и численно и культурно (т. е. славянский); 2-й — обнимающий новейшую эпоху, когда национальность мадьярская, возродившись под знаменем национальной идеи, опираясь на свое историческое значение и центральное положение, а главное — на политику австрийского правительства и немцев, начала угнетать и давить все прочие народности Венгрия

I период.

1). Венгрия при Арпадовичах.

Мадьяры (угры), восточно-финское племя, значительно потуреченное уже в своей уральской прародине, теснимое с востока печенегами (см. это сл.), в начале IX в. перекочевало через Волгу и после довольно продолжительной стоянки в южно-русской степи ("Лебедия" Константина Багрянор.), в соседстве и зависимости от хазар (см. это сл.) и в соприкосновении с русскими славянами, было оттеснено печенегами же, в 80-х годах IX в., к нижнему Дунаю, вместе с приставшей к ним частицей хазар (см. Кабары). Скоро, будучи призваны византийским императором Львом Мудрым против болгар и опустошив Болгарию (889), а в 892 г. подвергшись разгрому со стороны царя Болгарского Симеона (см. это имя), они устремились в 893 г. на запад, по Дунаю, в равнину тиссо-дунайскую, по следам своих передовых отрядов, уже ходивших туда (892) по призыву Арнульфа против Моравской державы, и в 894—95 гг. расположились на этой равнин. Альм (Альмош, см. это имя), по преданию, был первый вождь и родоначальник династии, а Арпад (сын его?) привел мадьяр на Дунай. С 89 9 г. начались непрерывные опустошительные их походы в Паннонию и Моравию, восточную Марку, Баварию. Вмешательство их в борьбу славян с немцами кончилось сперва подчинением им Великой Моравии между 904 и 907 г., а затем совершенным поражением немцев и занятием всей Паннонии до р. Энжи. Наступила 50-летняя эпоха набегов мадьяр на запад, наводивших ужас на всю Европу. Первый более удачный отпор мадьярам дал король Генрих I (934); но решительное, для Европы спасительное поражение нанес им король Оттон I у Аугсбурга (955), после чего они прекратили дальние набеги. При поселении на Дунае быт мадьяр был кочевой, и сообразны с ним были устройство и управление. Верховная власть была в руках вождя вроде Арпада (умер нач. Χ в.), которому были подчинены начальники (воеводы) всех 8 колен (племен) мадьярских (8-е составляли кабары). Каждое колено делилось на мелкие части, или отряды (подобные славянск. жупам). Вожди были и судьями. Как преемники Арпада, в Χ в. известны Золтан, Таксоний, Гейза. После 955 г. хищнические инстинкты мадьяр стали утихать. Под их главенством стала складываться мадьяро-славянская держава. Из первоначальных кочевьев между Тиссой и Дунаем мадьяры, оттеснив немцев и сделав запад главною целью походов, сосредоточили власть свою в Паннонии, откуда распространяли ее к югу, востоку и северу, по течению рек, в горные области, не сразу примкнувшие к мадьярскому объединительному центру. Если вначале мадьяры господствовали угрозою и оружием, то позже их отношение к объединенным их властью туземцам совершенно изменились. Туземцы (т. е. славяне), как мирное и культурное племя, стали решительно влиять на мадьяр, а последние стали усваивать их быт, политическую организацию, веру, нравы и понятия. Народность мадьярская на первых порах была подкреплена новым турецким элементом — частями Печенежской орды с нижнего Дуная, а позже — половцами. При Гейзе Венгрия впервые завязала мирные сношения с соседями, но вместе с тем, была втянута в соперничество их династий, причем потеряла западную окраину до Лысой горы. Завязались родственные связи Арпадовичей с династиями (особенно славянскими), начался значительный приток в Венгрия иностранцев, особенно немцев (дворян, торговых и промышленных людей). Великая Моравия оставила дунайскому славянству народную церковь и восточный обряд, по которому и мадьяры впервые приобщились к христианству. Еще около 950 г. двое мадьярских воевод приняли христианство в Византии, приславшей тогда духовную миссию в Венгрию. Сарольта, дочь одного из них, была женой Гейзы, крестившегося под ее влиянием. Но 2-я жена Гейзы, кн. Польская Адельгейда, католичка, влияла в пользу Римской церкви, деятельно вводившей христианство немецкими руками через Пассовскую епархию и Зальцбург. Главную же роль здесь играл еписк. Войтех (Адальберт) Пражский (см. это имя), посетивший Венгрия около 995 г. и торжественно присоединивший к Римской церкви наследника Гейзы от Сарольты, Стефана (Вайка), ранее крещеного по восточному обряду, а также многих приближенных его и сановников. Стефан Святой (997—1038), ставший верным сыном Римской церкви и ее утвердителем у мадьяр, чем, быть может, спас их от окончательного ославянения, был настоящим основателем венгерского государства, расширенного им и объединенного. Предпочтение латинству вызвало оппозицию в многочисленных приверженцах Греческой церкви, выразившуюся в 998 восстанием южно-паннонского воеводы, скоро подавленным Стефаном. В 1000 г. Стефан получил от папы королевскую корону. Из-за Вел. Моравии (сев. ч.), перешедшей в начале Χ в. к чехам, а в конце Χ в. к полякам (Болеслав Хр.), Стефан, по смерти Болеслава воевал с импер. Конрадом Π и чехами; последним досталась нынешняя Моравия, а Венгрии — вся словацкая земля. Установив границы своей державы, Стефан дал ей прочную организацию, взяв в основу быт, градское и жупное устройство туземных славян и проведя принцип полной областной автономии и народной равноправности, чем выказал замечательную государственную мудрость и дальновидность. Каждая жупа (всех было до 72) управлялась жупаном (м. ispán), a высшим государств. сановником был надворный жупан (nador, comes palatinos). Король властвовал еще неограниченно, но созывал народные собрания. Сохранив автономию новых областей Венгрия, Стефан развил не партикуляризм, а напротив, сознание политического и государственного единства. Он мотивировал свою систему в завещании, изречением, что "государство одного языка и обычая бессильно и непрочно". Не было антагонизма племен: все были венгерцы в государственном смысле (государств. языком была нейтральная латынь, сохранившая свою роль до нынешнего столетия), оставаясь мадьярами, славянами, романцами, немцами. Эта государственная система была жизненной силой Венгрия Если была внутренняя борьба, то не племенная, а скорее культурная — консервативных в быте и вере элементов с "западниками" и латинниками.

Еще при жизни Стефана возникла распря за корону, чему давал повод и тогда, и долго после не установившийся принцип престолонаследия (борьба права первородства с пр. родового старшинства). Наступившим по смерти Стефана (1038) 40-летним периодом смут и борьбы за престол воспользовалась Герм. империя, стремясь к вассальному подчинению Венгрия Изменник народным интересам, ничтожный Πетр искал (1041) защиты у Генриха III против ставшего королем Самуила Абы (см. это имя), потерявшего затем в войне с Генрихом зап. край Венгрия до Литавы. После нового поражения и умер Абы, Генрих воцарил на престоле снова Петра, признавшего его верховную власть (1045); но уже в 1046 г. Петр свергнут, и на престол призван Андрей I (умер 1061), приверженец вост. веры, женатый на русской кн. Анастасии Ярославне. Он отстоял Венгрия от Генриха, присоединил Срем; но, сделав брата Белу удельным князем вост. части Венгрия, а наместником своим назначив сына Саломона, он вызвал новое междоусобие и погиб в войне с братом, завладевшим короной. При Беле I (до 1063) было новое движение за старую веру (на созванном им народном собрании). Он правил мягко и справедливо. Его сыновья Гейза, Ладислав и Ламберт уступили корону Саломону, с условием остаться удельными князьями, но добились того лишь силою, ибо Саломон зависел от Генриха. Своими военными успехами (против куман, печенегов, Византии, причем Гейза получил от императора Михаила Дуки венец, соединенный позже с короной Стефана) братья стали популярны. Происки Саломона притив них вызвали борьбу, поражение и бегство Саломона и вступление на престол Гейзы I (1074—1077), отразившего попытку Генриха IV добыть корону для Саломона. При преемниках Гейзы Венгрия снова достигла могущества и процветания. Ладислав Святой, брат Гейзы (1077—1095), был энергичным защитником политической, культурной и религиозной самобытности Венгрия Отразив все попытки Саломона вернуть себе власть, Ладислав успешно воевал с куманами и печенегами, часть которых поселил в Тисской равнине ("Языгия"); окончательно утвердил власть Венгрия в Трансильвании, где издавна поселены секлеры (см. это сл.), а в 1 0 91 г. принял под свою власть Хорватию между Савой и Дравой. Ладислав упрочил внутренний порядок в В и особенно установил быт церковный, защищая независимость Угорской церкви и укоренившийся восточный обряд (отстоял брак духовных etc.). Способный и образованный старший сын Гейзы Коломан (до 1114) следовал внутренней политике Ладислава. Покорив Далмацию, он в 1104 г. короновался королем Хорватии и Далмации, предоставив права и привилегии далматинским городам и общинам. Вмешательство Коломана в дела Руси окончилось избиением венгерского войска половцами (1099). При Коломане полчища крестоносцев, одушевленных против схизматического востока и видевших в Венгрия тоже "схизматиков", необузданностью своею на пути через Венгрия вызвали ожесточение населения, выразившееся беспощадным избиением больших масс крестоносцев. Коломан женился на дочери Владимира Мономаха, Евфимии, но скоро, по наветам, прогнал ее, беременную Борисом (род. на Руси). Продолжая защищать независимость народной Угорской церкви от папских посягательств, Коломан был, однако, вынужден уступить папе инвеституру. Законы Коломана были изданы на народном (без сомнения — славянском) языке.

XII в. был временем усиленного культурно-религиозного, завоевательного напора латинского запада на схизматический восток, а вместе с тем, подъема могущества Византии и широкой наступательной политики Комненов. При мало выдающихся государях Венгрия все-таки отстояла политическую независимость, но в борьбе с Византией (Мануилом), опираясь на запад и с ним сближаясь, она стала быстрее подпадать его разностороннему влиянию. Правление Коломанова сына, легкомысленного Стефана II (ум. 1131) уронило значение Венгрия малоудачными войнами (с Венецией, Византией) и вмешательством в дела соседей (Чехии, Руси). Стефан питал слабость к куманам и поселял их в центре Венгрия Обманув ожидания брата Бориса, он оставил престол Беле II Слепому (до 1141), которому пришлось защищаться от Бориса и его союзников (Польши). Через жену Белы — Елену возникло обильное последствиями сближение Венгрия с Сербией и вообще южным славянством. При Беле II или еще ранее Босна ("Рама") присоединена к Венгрия и вошла в титул венг. короля. При Гейзе II (ум. 1161), женатом на умной Евфросинье Мстиславовне, Венгрия, отразив в 1146 г. новые попытка Бориса, опиравшегося на немцев (Конрада III), а потом тщетно рассчитывавшего на крестоносное движение французов (2-й крестовый поход через Венгрию, 1147), стала надолго целью завоевательных планов императора Мануила, хотевшего, по отнятии у Венгрии южно-славянских областей, подчинить ее империи. Гейза успешно отстаивал Венгрию против союза двух империй, опираясь на европейский запад (норманнов, Францию); он был в тесных связях с Русью (Изяславом Мстисл.) и Сербией, которую поощрял против Мануила, потом с Чехией (Владислав II) и австр. Бабенбергами, наконец, позже, с Фридрихом I Барбароссой. Гейза поселил немцев (саксов) в Трансильвании и Северной Венгрии. — Стефан III (1161—1173) должен был в упорных войнах (в союзе с Чехией) защищать наследие Белы, Далмацию и Срем, которые пришлось, однако, все-таки уступить Византии. Бела III (1173—1196), прекрасно подготовленный к власти в Византии, поднял снова Венгрия в политическом отношении и водворил в ней благоустройство. Он, по обещанию, оставался верен Мануилу до его смерти (1180), но затем вернул Венгрия и Срем, и Далмацию, от которой только острова отошли к Венеции. Галич был временно присоединен к Венгрия и тоже вошел в титул венгерских королей. Вовлеченная в византийские смуты, Венгрия, наряду с крестоносцами 3-го похода (Фридрих I), играла роль в событиях Балканского полуострова, где усиливалось и освобождалось славянство (основание 2-го Болгарского царства, 1185 г.). Бела упорядочил государственное управление, оградив интересы короны, а также низших сословий, от посягательства магнатов. Но западные феодальные порядки и строй уже проникали в Венгрия, главным образом путем изъятия высшего дворянства, духовенства и городов из жупной организации. Римской церкви и папскому престолу Бела служил верно и делал уступки; с этих пор латинство берет в Венгрия решительный верх, хотя восточный обряд еще долго держится. Правление сына Белы Эмериха (1196—1204) ознаменовалось вмешательством в дела Венгрия папы Иннокентия III, сделавшего из Эмериха своего послушного слугу и подстрекавшего его к походам против сербов и болгар. По поводу вмешательства в сербские дела Эмерих присвоил венгерскому королю еще титул rex Serviae. Андрей II (1205—1235), слабый и беспорядочный, расточал коронные доходы и раздаривал земли, допускал своеволие магнатов и тем возбуждал неудовольствие народа. Дорого стоившие походы в Галицию, где Андрей утвердил венгерскую власть и посадил сына Коломана, впрочем, ненадолго (с 1206 года встречаем титул rex Galiciae et Lodome riae), и ненужный крестовый поход (1217) еще увеличили ропот. При открытом выступлении против Андрея оппозиции, во главе которой стал его собственный сын Бела, только вмешательство папы, примирившего стороны, предупредило кровопролитие. Андрей уступил общему требованию государственных реформ. Данная им в 1222 г. Золотая булла ограничила произвол короля и магнатов, установила права других сословий, обеспечила права и положение мелких землевладельцев и вольных людей. Мелкая шляхта наравне с магнатами стала участвовать в государственном собрании. Наконец, высшему сословию и венгерскому духовенству дано право сопротивления королю, поступающему против закона. В административном отношении комитатское устройство сохранялось, хотя и с изъятиями. Саксам Андрей подтвердил их привилегии и дал им независимое от жупных властей управление. Одному из замечательных государей Венгрия, Беле IV (1235—70), выпали на долю тяжелые испытания и трудные задачи. Вторжение татар, наголову разбивших венгров (1241, при Сайо), причинило Венгрия страшное бедствие и принудило Белу спасаться в Хорватии и Далмации, куда, впрочем, татары тоже проникли. По удалении их из Венгрия (1243) Бела выказал замечательную энергию в восстановлении порядка, упрочении королевской власти, применении Золотой буллы и поднятии благосостояния страны. В города призывались немецкие купцы, промышленники и поселенцы, которым давались привилегии. Новые партии куман были водворены на коронных землях (Вел. Кумания). В Хорватии Бела, rex totius Slavoniae (хорватское королевство — триединое: Regnum Croatiae, Slavoniae, Dalmatiae), раздавал привилегии и дарственные грамоты дворянам, городам и уездам. Преданный Риму, Бела ревностно служил его интересам и латинству. Столкновение его с сыном Стефаном, главой оппозиции, быть может, объясняется именно религиозным разногласием. После краткого правления Стефана V (до 1272) на престол вступил брат его Ладислав IV, носивший прозвище Кумана, как сын куманки (до 1290). Способный, но легкомысленный и испорченный Ладислав расточал коронные имения и по пристрастью к куманам распустил их совершенно, чем вызвал такие с их стороны насилия, что пришлось прибегать к крайним мерам. При таком безначалии и упадке королевской власти в отдельных областях Венгрия выдвинулись полунезависимые правители, напр. Ma твей Чаки Тренчанский, в Словачине, что грозило целости Венгрия Ладислав помог Рудольфу Габсбургскому против Оттокара II Чешского (1278) и этим положил основание политическому преобладанию Габсбургов, предъявивших скоро притязания и на Венгрию. Ладислав убит был куманами из личной мести. Преемник его, Андрей III (1290—1301), восстановил авторитет короны, хотя Матвей Тренчанский удержал в своих руках значительную власть. Сына Рудольфа Габсбургского, Альбрехта, Андрей заставил отречься от притязаний на Венгрия С Андреем III прекратился род Арпадовичей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У Вильгельма де Рубрука в «Путешествиях в Восточные страны» в 1253 году есть следующее описание Команов, которые выложены ниже.

Вопрос историкам: Куманы и Команы – это одно и то же или я заблуждаюсь?

****************************************************************

«На море, от Керсоны до устья Танаида, находятся высокие мысы, а между Керсоной и Солдаией существует сорок замков; почти каждый из них имел особый язык; среди них было много Готов, язык которых немецкий. За этими гористыми местностями к северу тянется по равнине, наполненной источниками и ручейками, очень красивый лес, а сзади этого леса простирается огромная равнина, которая тянется на пять дневных переходов до конца этой области к северу; она суживается, имея море с востока и с запада, так что от одного моря до другого существует один большой перекоп (fossatum). На этой равнине, до прихода Татар, обычно жили Команы и заставляли вышеупомянутые города и замки платить им дань. А когда пришли Татары, Команы, которые все бежали к берегу моря, вошли в эту землю в таком огромном количестве, что они пожирали друг друга взаимно, живые мертвых, как мне рассказывал видевший это некий купец; живые пожирали и разрывали зубами сырое мясо умерших, как собаки – трупы».

«Команы насыпают большой холм над усопшим и воздвигают ему статую, обращенную лицом к востоку и держащую у себя в руке пред пупком чашу. Они строят также для богачей пирамиды, то есть остроконечные домики, и кое-где я видел большие башни из кирпичей, кое-где каменные дома, хотя камней там и не находится. Я видел одного недавно умершего, около которого они повесили на высоких жердях 16 шкур лошадей, по четыре с каждой стороны мира; и они поставили пред ним для питья кумыс, для еды мясо, хотя и говорили про него, что он был окрещен».

«С тех пор как мы выехали из Солдаии и вплоть до Сартаха, два месяца, мы никогда не лежали в доме или в палатке, но всегда под открытым небом или под нашими повозками, и мы не видели никакого селения и даже следа какого-нибудь строения, где было бы селение, кроме огромного количества могил Команов».

«Переменив таким образом лошадей и быков, мы снова пустились в путь, который совершили в десять дней до другой остановки, и на этой дороге находили воду только во рвах, сделанных в долинах, да еще в двух небольших реках. И все время, как мы оставили упомянутую выше область Газарию, мы ехали на восток, {108} имея с юга море, а к северу большую степь, которая в некоторых местах продолжается на 30 дневных переходов и в которой нет никакого леса, никакой горы и ни одного камня, а трава отличная. В ней прежде пасли свои стада Команы, именуемые Капчат; Немцы же называют их Валанами, а область Валанией. Исидор же называет страну от реки Танаида до Меотидских болот и Данубия Аланией, и эта страна тянется в длину от Данубия до Танаида, который служит границей Азии и Европы, на двухмесячный путь быстрой езды, как ездят Татары. Она вся заселена была Команами Капчат, равно как и дальше, от Танаида до Этилии; между этими реками существует 10 больших дневных переходов. К северу от этой области лежит Руссия, имеющая повсюду леса; она тянется от Польши и Венгрии до Танаида. Эта страна вся опустошена Татарами и поныне ежедневно опустошается ими».

«Итак, мы направлялись к востоку, не видя ничего, кроме неба и земли, а иногда с правой руки море, именуемое морем Танаидским (Tanays), а также усыпальницы Команов, которые видны были в двух лье, ибо у них существует обычай, что все родство их погребается вместе. Пока мы были в пустыне, нам было хорошо, так как я не могу выразить словами той тягости, которую я терпел, когда мы прибыли к становищам Команов».

«Итак мы с великим трудом странствовали от становища к становищу, так что не за много дней до праздника блаженной Марии Магдалины достигли большой реки Танаида, которая отделяет Азию от Европы, …»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитаты из Рубрука.

«В ней прежде пасли свои стада Команы, именуемые Капчат; Немцы же называют их Валанами, а область Валанией».

«Она вся заселена была Команами Капчат, равно как и дальше, от Танаида до Этилии;»

Капчат - это случайно не про кыпчаков (кипчаков) ли тут описывает Рубрук?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из путешествия Рубрука в Восточные страны...

"Именно Танаид впадает в море Понта, а Этилия образует вышеназванное море или озеро, вместе со многими другими реками, которые впадают в него из Персии. К югу у нас были величайшие горы, на которых живут по бокам, в направлении к пустыне, Черкисы (Cherkis) и Аланы, или Аас, которые исповедуют христианскую веру и все еще борются против Татар. За ними, вблизи моря или озера Этилии, находятся некие Саррацины, именуемые Лесгами, которые равным образом не подчинены [Татарам]. За ними находятся Железные Ворота, которые соорудил Александр для преграждения варварским племенам входа в Персию; о положении этих ворот я скажу вам впоследствии, так как я проезжал через них при возвращении, и среди этих двух рек в тех землях, через которые мы проехали, до занятия их Татарами, жили Команы Капчат".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из Путешествия в Восточные страны (Рубрук)

"Однажды днем к нам подошел некий Коман, сказавший нам привет латинской речью: "Здравствуйте, господа!" Я с удивлением приветствовал его в ответ и спросил, кто научил его этому приветствию; он сказал, что наши братья в Венгрии его крестили и научили приветствию. Он сказал также, что Бату много спрашивал у него про нас и что он рассказал ему правила нашего ордена".

"На второй день после Воздвижения Святого Креста мы выехали, причем у нас троих было две вьючные лошади, и мы ехали, не переставая, в восточном направлении вплоть до дня праздника Всех Святых. И по всей той земле, и еще дальше жили Канглы, какие-то родственники Команов. К северу от нас была Великая Булгария, а к югу вышеупомянутое Каспийское море".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вильгельм де Рубрук: «Путешествия в Восточные страны» в 1253 году....

«Итак мы добрались до Этилии, весьма большой реки. Она вчетверо больше, чем весьма глубокая Сена; начинается Этилия из Великой Булгарии, лежащей к северу, направляется к югу и впадает в некое озеро или в некое море, которое ныне называется море Сиркан по имени некоего города, лежащего на берегу его в Персии. А Исидор называет его Каспийским морем. К югу от него находятся Каспийские горы и Персия, а к востоку горы Мулигек, то есть Человекоубийц (Axasinorum), которые соприкасаются с Каспийскими горами, к северу же от него находится та пустыня, в которой ныне живут Татары. Прежде же там были некие Команы, называвшиеся Кангле».

«Проехав 12 дней от Этилии, мы нашли большую реку, именуемую Ягак; она течет с севера из земли Паскатир и впадает в вышеупомянутое море. Язык Паскатир и Венгроводин и тот же; это – пастухи, не имеющие никакого города; страна их соприкасается с запада с Великой Булгарией. От этой земли к востоку, по упомянутой северной стороне, нет более никакого города. Поэтому Великая Булгария – последняя страна, имеющая город. Из этой земли Паскатир вышли Гунны, впоследствии Венгры, а это, собственно, и есть Великая Булгария».

«…о земле Паскатир, я знаю через братьев проповедников, которые ходили туда до прибытия Татар, и с того времени жители ее были покорены соседними Булгарами и Саррацинами…». Другое можно узнать из летописей, так как известно, что области за Константинополем, именуемые ныне Булгарией, Валахией и Склавонией, были областями Греков. Венгрия таким образом была Паннонией».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

E.Bretschneider "Mediaeval Researches - From Eastern Asiatic Sources" v.1, 2001, originally published in 1887

с.301

Канглин в Юань ши это без сомнения то же, что и канкалы и канклы мусульманских историков. В начале 13 века они жили на широких степных землях в востоку от реки Яик (Урал) и к северу от озера Хоразм (Арал). Кипчаки (команы) были их западными соседями. Рашид в своих описаниях тюркских племен (Березин, 18) уделил лишь несколько строк для канглы. Он утверждает что они были первыми кто изобрел колесные повозки - канклы по- тюркски - откуда и происходит их название - но ничего не говорит об их местопребывании. Мы узнаем от Абулгази (1605-64 гг) что канклы во время всупления на престол Чингиз хана занимали страну на востоке до озера Иссык-куль и рек Чу и Талас (Тараз).

Два европейских путешественника пересекли в 13 веке степи где эта нация тогда проживала и они оставили следующие короткие записи о них:-

Плано Карпини после того как покинул страну команов (кипчаков) утверждает (749): "После этого мы въехали в землю Кангитов, в которой в очень многих местах ощущается сильная скудость в воде, даже и население ее немногочисленно из-за недостатка в воде. ... ... и как Команы, так и Кангиты не обрабатывали земли, а питались только скотом; они не строили также домов, а помещались в шатрах."(в книге написано по латыни - прим.А.). После этого Карпини въехал в страну "бесерминов" (тюрок-мусульман Западного Туркестана).

Рубрук описывает этот же народ Кангле. Стр.265: "Quidam Comani qui dicebantur Cangle". C.274: "Cangle quedam parentela Comanorum" (сноска 735 Канклы и кипчаки или команы действительно принадлежали к одной расе - тюркам). Рубрук отъехал от Волги 16 сентября 1253 г. и затем был в пути в восточном направлении через страну Кангле до 1 ноября.

В китайских исторических работах "монгольского" периода канглы довольно часто упоминаются, но информация коотрую дают китайские авторы очень ограниченна. Их название в общем пишется как къанг-ли, иногда ханг-ли. Къанг-ли были известны Циннь уже в 12-м веке. Как я уже утверждал (с.223), хан этого народа желал стать вассалом императора Цинь. В Юань-ши имя къанг-ли появляется часто и особенно в биографиях. Поскольку они были воинственным народом "монгольские" ханы привыкли ставить их в свою армию, и многие храбрые генералы "Монгольской" империи принадлежали к канглы.

В биографии Бу-ху-му Юань-ши в гл.сххх, который был канглы, утверждается что этот народ берет свое происхождение от као-кю (као-че) (сноска 736 - Как мы видели, китайские историки сделали уйгуров также потомками као-че - см. сноску 596. Последнее название по-китайски означает "высокая повозка" high car). Сын Бу-ху-му Куй-къуй имеет отдельную биографию в гл.схliii.

В гл.cxxxvi мы находим биографию А-ша-бу-хуа, который был принцем правящей семьи къанг-ли. Утверждается, что когда Чингиз хан разорил страну къанг-ли, их правитель умер, и оставил вдову, принадлежавшую к племени шен-мие гу-ма-ли. Вследствие порушенного состояния ее дел она долгое время не могла покинуть свою страну. Впоследствие, однако, через какое-то чудесное содействие, получилось так, что у нее неожиданно появились богато нагруженные верблюды. Вследстве этого она поехала со своими двумя сыновьями Къю-лю и Я-я в резиденцию императора, и после двух лет вернулась домой, оставив своих сыновей с О-го-тай (-ем). Тринадцать лет спустя она опять поехала к "монгольскому" двору в Хо-лин (Каракорум) повидать своих сыновей, которые были с императором Менг-ко (сноска 737 - Ее приключения послужили материалом для китайской драмы). А-ша-бу-хуа, в чьей биографии эти подробности были найдены, был внуком этой леди и сыном Я-я. А-ша-бу-хуа, который был генералом армии Кубилая, умер в 1301 г. Его сын Тъо-тъо был выдающимся офицером телохранителей Кубилая. Он был удостоен титула Юн чунг ванг. Его сын Те-му-р-та-ши был министром при последнем "монгольском" императоре Шун ти. Его биография находится в гл.cxl. Я-я также оставил сына по имени Уа-то-ман (Осман).

Гл.123 Ай-мо принадлежал к племени ба-ду къанг-ли. Он сопровождал Су-бу-тай нойона, когда когда тот вел войну против кин-ча (кипчаков). Его сын Йе-су-таи-р отличился при завоевании китайской провинции Фу-киен и в экспедиции в Джи-пен (Японию). Он умер в 1288 г.

Гл.133 Йе-су-де-р, сын Ай-бо Бо-я-ву (ссылка 738 Под Бо-я-ву вероятно надо понимать Баяутов. Это было, согласно мусульманским авторам (ссылка на д"Оссона, 197) названием одной из ветвей канклы к которому принадлежала Турхан хатун - мать Мухаммед Шаха Хорезма. В Хорезме находилось большое количество канглов, когда "монголы" впервые вторглись в эту страну.).

Гл.134 Тъу-ху-лу, на службе у Кубилай был его девятый сын - А-ли-та-ши, который был внуком принца канг-ли - И-на.

В этой же главе находится биография Уа-ло-сзе (сноска 739 - Имя этого человека изображено такими же китайскими иероглифами какими в Юань ши в общем представляется название России.), который был секретарем преемника Кубилая. Его отец Минг-ли Те-му-р возглавлял эту же канцелярию при Кубилае, а его дед Хай-ду служил в армии хана Мангу. Его прадед Ха-ши Бо-яо (см. сноску 738 - о баяутах) сдался в давние времена "монголам" и был назначен управляющим стадами, принадлежавшими матери Кубилая. Сын Уа-ло-сзе - Къинг-тъунг, который служил при последнем "монгольском" императоре Шун ти, имеет отдельную биографию в гл.cxlii.

Гл.135 Тъа-ли-чъи служил у Кубилая, его отец Йе-ли-ли-бо сдался Чингизу. Там же : Минг-ан, также канглы на службе Кубилая.

Наконец, в гл.ccv под рубрикой "Офицеры негодяи" мы находим биографию канглы Ха-ма.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из труда Н.А.Аристова «Усуни и кыргызы или кара-кыргызы» (С.-Петербургъ, 1893 г., стр.122-123).

«В начале XIII века канглы составляли главную часть армий Султана-Мухаммеда Харезм-шаха, неудачно защищавших от монголов Отрар, Самарканд и Харезм. Печенеги, узы (гузы), команы (половцы), кипчаки – все это, вероятно, лишь роды и отделы канглов, подвигавшиеся на запад и юг из кангюйской степи».

То есть команы – выходцы из кангюйской степи. Впоследствии они заселили территории современной Венгрии (Хунгари).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

- Да не делайте вы из этого sensation, - ну прозвали европейцы кипчаков «Команами» ничего страшного в этом нет. Попросите любого европейца сказать: «ҚЫПШАҚ», - у них языки сразу онемеют. Без обид конечно)))). Ну и где не ступали копыта кипчакских аргамаков? Вся Великая степь, Европа, Китай, Индия, Африка... Вспомните - когда проходили полчища кипчакско-мамелюкских войск мимо седых пирамид Египта, когда шли они защищать ИСЛАМ от Жёлтого и Крестового похода, то пыль веков осыпалась с их стен!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Союз кипчаков Венгрии в действии

В Венгрии, в г. Карцаг – столице венгерской Большой Кунии (Кумании)- несколько лет назад создан и действует Союз кунов (кипчаков). Председателем Союза избран мэр города Карцаг, депутат Государственного собрания Венгрии Шандор Фазекаш.

Создали эту общественную организацию карцагцы, состоящие преимущественно из потомков этнических кунов (кипчаков). Считается, что в настоящее время в Венгрии проживает около 350 тыс. потомков кунов-кипчаков, переселившихся в Европу с территории Северного Кавказа, Юга России и Казахстана примерно 750 лет назад. Несмотря на потерю родного языка в конце XVIII века и нынешнюю принадлежность к венгерской нации, многие из них в культурном и этническом плане ощущают родство с кунами (куманами). В связи с этим своей основной задачей общественная организация «Союз кунов (кипчаков) Венгрии» считает сохранение исторических корней и развитие духовных и дружественных отношений со своими сородичами в России и Казахстане.

Особенно тесные и дружеские связи у них в последние годы развиваются с Казахстаном. Недавно в городе Карцаг состоялась научно-практическая конференция «Культура степи», приуроченная к 10-летнему юбилею молодой столицы Казахстана – Астаны., в работе которой приняли участие доктор Юлия Барта – этнограф, доктор Давид Шомфои Кара – научный сотрудник института этнографии Академии наук Венгерской Республики, доктор Андраш Биро – антрополог, изучающий исторические связи кипчаков и венгров на генном уровне,

Недавно здесь, из города Дебрецен стартовал очередной IV этап международной миротворческой экспедиции “Алтай – Дунай”. По территории Венгрии путешественники намерены пройти 500 км. Преодолеть это расстояние планируется за полтора месяца. Маршрут пройдет по городам Карцаг, Кечкемет, Секешфехервар, Дьёр. Четвертый, так называемый “мадьярский”, этап проводится совместно с общественным объединением «Союз кунов (кипчаков») Венгрии». Основные средства на организацию этого этапа экспедиции выделило Министерство культуры, информации и спорта РК. – сообщает интернет сайт amic.ru.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати эти самые венгерские куны были самой ревоюционной частью венгров в 1919 г вроде

И они по-моему не католики, а протестанты-кальвинисты?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати эти самые венгерские куны были самой ревоюционной частью венгров в 1919 г вроде

И они по-моему не католики, а протестанты-кальвинисты?

Ну дык, кипчаки же ;)

А вот про религию по подробнее пожалуйста... кстати кипчаки-куны приезжавшие к нам Торгайские степи по большей части ближе мусульманам...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...