tmadi Опубликовано 23 января, 2008 Поделиться Опубликовано 23 января, 2008 ОК, предположим, тенгрианство критикуют ханжи, дебилы, циники, недоучки и прочая биомасса. В таком случае дайте определение - что такое тенгрианство? В чем его символ веры? Про неуловимую духовность, память крови и прочий метеоризм больше писать не надо - просто дайте дефиницию понятия "тенгрианство как национальная религия тюрков на сегодняшний день". И все критики заткнутся сами по себе, подавившись своими погаными языками. Но такой счастливый день не настанет ибо тенгрианства нет. Есть неаппетитные фантазии, неумело пытающиеся замаскироваться под "традиционность". Максимум что можно услышать, это бессмертная ария "сам дурак" и, разумеется, "это не для серым мозгов, в двух словах не объяснить". На большее теоретики тенгрианства не способны. Прежде чем говорить о близости Ислама и тенгрианства ответьте что есть последнее. В противном случае с таким же успехом можно говорить о близости человека и пришельца с планеты Рццц43клджкп. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tatarbi Опубликовано 23 января, 2008 Поделиться Опубликовано 23 января, 2008 Хотел вас спросить, что вообще обозначает инь ян? Интересно, что в тюркских языках, например, татарском глагол инь применяется к процессам входа (инэргэ, инуь - входить0)(т.е. женское качество), глагол ян относится к процессу выделения, выхода во вне (т.е.мужское) (яну- гореть, угрожать). Так же интересен термин Ци, на диалекте татар-мишарей - это сырость, влага (общетатарское Чи). Реки, разделенные сотнями километров, в районе расселения татар-мишарей часто имеют название с этим корнем: Цинны(Цильна), Цна. Также с этим видимо связано название чугун, известно, что в древности необычные свойства чугуна приписывалось повышенному содержанию в нем воды, т.е. металл считался "сырым". Кстати, хрупкие металлические изделия и сейчас принято называть сырыми. Поэтому весьма закономерен вопрос по крайней мере о лексическом заимствовании тюркских понятий китайцами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tatarbi Опубликовано 23 января, 2008 Поделиться Опубликовано 23 января, 2008 ОК, предположим, тенгрианство критикуют ханжи, дебилы, циники, недоучки и прочая биомасса. В таком случае дайте определение - что такое тенгрианство? В чем его символ веры? Про неуловимую духовность, память крови и прочий метеоризм больше писать не надо - просто дайте дефиницию понятия "тенгрианство как национальная религия тюрков на сегодняшний день". И все критики заткнутся сами по себе, подавившись своими погаными языками.Но такой счастливый день не настанет ибо тенгрианства нет. Есть неаппетитные фантазии, неумело пытающиеся замаскироваться под "традиционность". Максимум что можно услышать, это бессмертная ария "сам дурак" и, разумеется, "это не для серым мозгов, в двух словах не объяснить". На большее теоретики тенгрианства не способны. Прежде чем говорить о близости Ислама и тенгрианства ответьте что есть последнее. В противном случае с таким же успехом можно говорить о близости человека и пришельца с планеты Рццц43клджкп. Наверное, это то же самое, что если бы попросил Вас дать определение своим матери или отцу. В молодости начиная со старших классов и наверное до 2 курса я увлекался дефинициями, мне казалось это приближает меня к знанию мира, но затем я понял, что это всего лишь расширяет кругозор, а само увлечение - не более чем детская забава. Невысказанное всегда главнее чем сказанное, а сказанная истина довольно быстро становится избитой. Может для нее лучше не повляться? Кроме того, я разве сказал, что я знаю Абсолютную Истину? А вспомните такое направление в Исламе как суфизм, разве не является оно осознанием невозможности выражения и постижения Истины через слово? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tmadi Опубликовано 23 января, 2008 Поделиться Опубликовано 23 января, 2008 Наверное, это то же самое, что если бы попросил Вас дать определение своим матери или отцу.В молодости начиная со старших классов и наверное до 2 курса я увлекался дефинициями, мне казалось это приближает меня к знанию мира, но затем я понял, что это всего лишь расширяет кругозор, а само увлечение - не более чем детская забава. Невысказанное всегда главнее чем сказанное, а сказанная истина довольно быстро становится избитой. Может для нее лучше не повляться? Кроме того, я разве сказал, что я знаю Абсолютную Истину? А вспомните такое направление в Исламе как суфизм, разве не является оно осознанием невозможности выражения и постижения Истины через слово? Я же просил без высокой буховности объяснить мне что такое тенгрианство как религия. Вы этого не сделали, потому что сами не знаете что это такое. Да еще и зачем-то приплели сюда моих родителей, которых я в силах описать, но не считаю это нужным делать. Это было совсем излишне, давайте не трогать наших родителей. Суфизм же, о котором вы говорите, является нью-эйджевским новоделом для "художников-пердежников", а не историческими школами тасаввуфа, которые вполне можно описать и дать точную характеристику каждой из них. Ни один бозорг не терял время на пустую болтовню ни о чем (типа тенгрианства), а занимался поклонением Единому, что вполне соответствует мусульманскому mainstream. Даже Мансур Аль-Халладж (оставшийся единственным в своем роде) не вышел за рамки исламского мировоззрения и терминологии. Поэтому и данное сравнение некорректно. Я знаю одну истину, которая от миллиона повторений не становится избитой ни на микрон. Это Калима. Мне не надо говорить массу пустых слов для того чтобы описать свою религию. Тенгрианцы же, зная что все о чем они говорят - пустышка, начинают нести бред и переходить на личности. Это и есть доказательство того что тенгрианства нет и не будет. Дальнейшее переливание из пустого в порожнее не считаю рациональным, потому что ни вы, ни кто-то иной не в силах адекватно ответить на мои вопросы. А жаль. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tatarbi Опубликовано 23 января, 2008 Поделиться Опубликовано 23 января, 2008 Думаю, что если бы была необходимость в символе веры, писаниях, догматах и прочих атрибутах они давно бы появились. Причем попытки предпринимаются, к счастью безуспешные. Но нужно ли все это? Чтобы в компании других религий быть не хуже остальных? Так в группе мальчишек не имеющий каких-нибудь стекляшек от битых бутылок считается неудачником. И авторитет зачастую зависит у кого таких стекляшек больше. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
eleri Опубликовано 25 января, 2008 Поделиться Опубликовано 25 января, 2008 Тенгрианство есть и будет. Я мусульманин и признаю это. Мне как-то попалось социсследование по Богу в Америке. Там выявили 4 уровня веры и также выявили слои, которые верят в определенные уровни. Сейчас уже точно не помню. Типа было с высшим образованием люди верят в Бога-творца, а более простые люди верят в Бога-судьбоносца, вершителя наших судеб. :oz1: Тенгрианство - это вера в Бога-творца, наверное. Легкая такая вера, без особых ритуалов, для городского среднего достатка человека. Уважаемый tatarbi прав, в том что будет возрастать интерес к тенгрианству, мы же должны постараться избежать раскола наших наций (особенно: киргиз, татар, башкорд) по линии ислам-тенир. Даже если нет канонов тенгрианства, - это не значит, что нам не грозит раскол по этому признаку. На конфликт идут как раз таки любители муккалиты, которые свою веру толком и не знают. Ислам стирает этнические различия, глобализированный ислам находится, как писал О. Roy, в поисках новой уммы. Уважаемый Alchy выдвигает правильную идею о каганате, сходную с идеей всемирного халифата. В глобальном мире верят в то, что изменения приходят только с изменением мира. Все религии, которые имели успех претендовали на изменение мира. Но все же нужно идеологию строить на трех уровнях. 1. Я - человек-гражданин (с мильёном прав и 3 обязанностями: защищать родину, защищать природу, платить налоги) 2. Я - киргиз (этническая идентификация) 3. Я - мусульманин (религиозная) естественно для нацменьшинств, в России и Китае да и везде этническая составляющая может играть бОльшую роль. ________________________ Интересно, что в тюркских языках, например, татарском глагол инь применяется к процессам входа (инэргэ, инуь - входить0)(т.е. женское качество), глагол ян относится к процессу выделения, выхода во вне (т.е.мужское) (яну- гореть, угрожать). Так же интересен термин Ци, на диалекте татар-мишарей - это сырость, влага (общетатарское Чи). Реки, разделенные сотнями километров, в районе расселения татар-мишарей часто имеют название с этим корнем: Цинны(Цильна), Цна. Также с этим видимо связано название чугун, известно, что в древности необычные свойства чугуна приписывалось повышенному содержанию в нем воды, т.е. металл считался "сырым". Кстати, хрупкие металлические изделия и сейчас принято называть сырыми. Поэтому весьма закономерен вопрос по крайней мере о лексическом заимствовании тюркских понятий китайцами. Я тут докончил статейку полностью, всетаки степокитай скорее всего существовал, естественно, что заимствования шли от тюрок к китайцам :oz1: . Статья полностью 2,5 Мб 14 таблиц ___________________________ Я нашел ошибку Рафаэля Безертинова. Он скорее всего пользовался ДТС. К сожалению он не стал обращать внимание на индексы статей указанные в скобках. так все те "боги" которых он причиляет к тюрко-монгольскому пантеону встречаются в текстах манихейского и буддийского содержания. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BashQort Опубликовано 4 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 4 февраля, 2008 еще в 19 веке когда казахи говорили о боге они говорили1. кудай 2. таныр (тенгри) 3. и только третий по распространенности термин был Алда (Аллах) А современное тенгрианство относиться к культорологическим явлениям, а не к религии. башкиры и татары и сейчас говорят хозай/ходай Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
kirpi Опубликовано 27 марта, 2008 Поделиться Опубликовано 27 марта, 2008 Аджи просто больной человек. На его писанину не стоит так реагировать, хотя агрессивное цитирование его "трудов", соглашусь, напрягает. Гэсэр - конечно эпос монголов и тибетцев, кто бы спорил. И к Корану никакого отношения не имеет.Лучше не читать Аджи, надо беречь свое здоровье. У кого-нибудь есть электронная версия книги Чагдурова "Происхождение Гессериады"? Спрашиваю потому, что на сайте КарабахДока прочитала вот это: А название “монгол” бвло воспринято степняками Центральной Азии от тюрок-мидийцев/могулов/моголов, отошедших в сторону Алтая и измененное в соответствии с монгольской фонетикой (Чагдуров, “Происхождение Гессериады”). Еще одним примером в пользу этого может служить сообщение Рашид ад-Дина (“Сборник летописей”, М.-Л., 1952), что Чингизхан основатель могольского (а не монгольского) государства, был тюрком, причем светловолосым и голубоглазым из потомков Бурджигинов (Волчьих Огузов). Аналогичное сообщение имеется у другого мусульманского историка – Гардизи (“Заин ал-Ахбар”, Тегеран, 1947, с. 276-277), что “киргизы имеют такие же признаки (внешний вид), как и саклабы: белая кожа, рыжеватые волосы” (см. тж. В.Бартольд, “Извлечения из сочинения Гардизи “Заин Ал-Ахбар”/приложение к отчету о поездке с научной целью в Среднюю Азию. 1893-1894 гг. Соч., .т-VIII, М., 1973, перс. т., с.28).http://karabakh-doc.azerall.info/ru/azerpeople/ap013.htm Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kazarin Опубликовано 21 мая, 2008 Поделиться Опубликовано 21 мая, 2008 Есть какая-нибудь серьёзная (без спекуляций) научная работа о тенгрианстве? И без путанья народных традиций с религией. Они хотя и взаимосвязаны, но хочется узнать главные вещи 1. пантеон богов (их историю, в том числе злых духов) 2. наличие веры в загробную жизнь 3. кто несёт жреческие обязанности 4. историю сотворения мира 5. историю появления тюрков 6. предписания к захоронению 7. вообще о запретах и предписаниях 8. обязаности молитвопреклонения может ещё что пропустил Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
yankul Опубликовано 7 июня, 2008 Поделиться Опубликовано 7 июня, 2008 Из книгой "Болгарское шаманство" Анчо Калоянов; БОЛГАРСКОЕ ШАМАНСТВО За последние два десятилетия накопилось значительное количество памятников и исследований, позволякзщих сделать достоверную реконструкцию) болгарского шаманства как самостоятельного и яркого явления в культурной панораме Евразии в период Средневековья. Историки и археологи связывают прежде всего письменные сведения, рельефы и рисунки-графиты, изображающие шаманов с традицией Иcпepuxoвыx болгар, кoтoрыx принято считать тюркоязычными, однако следы шаманских представлений можно обнаружить также в культуре славян (в праславянском языке), а также в наследии существовавшего до них на Балканах населения (в культе к певцу Орфей). Сходная религиозная настроенность пришельцев и исконного населения облегчила процесс образования болгарской народности из зтих трех компонентов и одновременно привела к его довольно раннему установлению именно как болгарское шаманство. Из реликта, каким являлось шаманство для общего культурно-исторического процесса в юго-восточных пределах Европы в начале Средневековья, оно превратилось no стечению обстоятельств в фермент при формировании своеобразия староболгарской культуры, сохранившее моделирующее значение не только во время ее языческого бытия в VIII-IX вв., а также после крещения в 864 году. В XI-XII вв. оно пережило своеобразное возрождение в поединке с попытками Византии стереть болгарскую этнокультурную идентичность и даже шаманство участвовало в восстановлении потерянной государственности в 1185г., когда в источниках в последний раз упоминается о шаманских священодействиях у болгар. Будучи исторически непродуктивнум в условиях свободной политической жизни, послеы XIII в. болгарское шаманство окончательно перешло в периферию фольклорной культуры и там оставило многочисленные следы в обрядах, песнях, сказках, легендах и анекдотах. Зафиксированные на письме только в прошедшем веке, а некоторне в последнее время, они созданы значительно раньше - в них с помощью клишированных образов и ситуаций сохранен облик живой в то время шаманской практики. Присутствие "географии" в их бытии, когда они становятся известными благодаря наличию вариантов различных краев этнического района, обеспечивает надежность реконструкции явления как общеболгарского, а в ряде случаев дополняет семантику уже известных памятников и археологических находок, которые либо уникальны, либо не датированы либо дошли до нас в фрагментарном виде и поэтому их принадлежность оказмвается спорной. Во введении представлены самие характерите черти шаманства преимущественно на основе описаний и исследований живых шаманских традиции кореннмх жителей Средней Азии и Сибири, которое считают классическим, однако точнее будет, если определить его как "этнографическое"р возникшее вероятно в стадии кочевничества шаманство приняло свои классические формы в евразийских степях в I тысячелетии д.н.э. и дo XVIII-XIX вв. В период, когда возникает научньш интерес к нему, оно уже считается сохраненннм только в небольших общностях, остановленнмх в своем историческом развитии, а в более крупнмх оно оказывается периферийннм явлением их культуры. В зтом смысле болгарское шаманство VIII-IX вв., обслуживающее государственную) формацию (один из немногих известных случаев) представляет собой более высоокую стадию развития, приближающую его к характеристике классического шаманства. В первом разделе изложения болгарское шаманство реконстру-ировано преимущественно как практику - обряду и атрибутику. Будучий шаман избирался духом-покровителем, который присваивал себе роль любовника или мужа. Интерпретированная в зтом смысле любовная сцена на рисунке графите из Преслава находит подтверждение в фольклорнмх произведениях, в которых gyx-покровитель является мифическим существом - самовилой или змеей, птицей, либо животним (выдрой, куницей, лаской, лисицей), общим признаком которых является возможность передвигаться по вертикали. Благодаря сексуальному сожительству с ним новичок приобретал необходимые для священодействия атрибути - шубу, кольцо, бесценных камешек, духов-помощников. Само шаманское посвящение представлялось как пересотворение после временной смерти (самоповешивания, рассечения частей тела и варки в котле) и как волшебную охоту на коня-сокола, каким считался бубень во время "поездки" по вертикали Всемирной оси или с целькз добьти оленьих рогов (для короны). В свете избранничества и посвящения новичка по-новому осммслены широко известите баллады о "больных" (добрачного возраста) парнях и девицах, которых тайно любили самовилы, змей, "Делба на двама братя" и рождественские песни "Юнак и сур елен" и "Богат Павел и царят". В фольклорной культуре сохранились значительные следы, свидетельствующие о роли древних болгарских шаманов как целителей и пророков, эту роль подтверждают также исторические сведения. Самой существенной чертой, отличающей шамана от остальных жрецов является его передвижение по Всемирной оси. Достижение Неба является темой, известной в многочисленных вариантах народной сказки "Хитро момче и кьосе воденичар", которая в болгарской фольклористике считается сказкой-пародией, а это означает, что в самой фольклорной культуре на определенном этапе ее развития шаманство было "отречено" (подвергнуто переоценке и критике). Реалии в зтой сказке соотнесены со староболгарским амулетом-конем, на котором скачет голова шамана о чем узнаем из находок на территории, входящей в границы болгарского государства в VIII-IX вв. и что является доказательством о самостоятельном развитии болгарского шаманства. Сошествие шамана в нижнюю землю (Преисподнюю) является темой рождественской песни о путешествии Дане Бане (или Дана воеводы с Даницей) на корабле по белому Дунаю, который обладает чертами шаманского дерева-реки. Персонажем болгарского шаманства является Боян Кудесник (Боян Маг) сведения о котором дошли до нас из писаний Лиупранда в X в., согласно которьии он был сыном царя Симеона и братом царя Петра и настолько владел магией, что мог обращаться волком и любым другим зверем. Его органическое присутствие в болгарской культуре бесспорно, постольку, поскольку в обрядах и многочисленнмх песнях его имя сохранилось в двух вариантах - Боян и Бан, связываемых с шаманскими представлениями и сюжетами. Прослеживается также процесс христианизации шаманских культов, которые в бытовом православии группировались вокруг культов к св.Николе, Куму Ивану (Йоан Предтеча) u святому отцу Ивану Рильскому. Второй раздел изложения посвящен шаманизму у болгар. Под шаманизмом автор подразумевает образ мышления, моделирующий восприятие социально-политической действительности и позтому переживший шаманство как религиозную практику. В контексте шаманизма у болгар предложена новая интерпретация Сундука из Терачины - как ларчик для атрибутов верховного шамана в Плиске, преподнесенный в качестве добычи главе римокатолической церкви папе Николаю после утверждения християнства в Болгарии в 864 г. В "Нестинары (огнетанцовщики) в Страндже" сделано новое прочтение сведений о нестинарстве. Зто уникальное явление в болгарской фольклорной традиции и для вьтснения его корней и характера еще Михаил Арнаудов в 20-е и 30-е годы делает паралель с живыми шаманскими традициями. Танец участников на жаровне в состоянии "камлания" (зкстаза), чтобы получить возможность "перейти" (поехать) в потусторонний мир, где они приобретут дарование врачевать, поучать и пророчествовать, а также верование, что они находятся под покровительством святого Костадина (духа-покровителя) показывают, что нестинарство является шаманским обрядом. В наше время он сохранился только в культовом месте Влахово и окрестных селах гор Странджи, поскольку в языческий период это святилище является единственнмм, расположенным к югу от Плиски, где локализовалась "священная гора" в простран-ственной модели мира. Признанное "живым шаманством" нестинарство существенно расширяет охват материала, с помощью» которого можно реконструировать явление: подтверждается связь шаманов с пророками и поэтами, а поскольку праздничный календарь нестинаров основывается на Плеядах можно принять, что для болгарского шаманства в VIII-IX вв Плеяди также играли существенную роль, отличающую его в значительной степени от других живых ныне шаманских традиций, в которых эта связь не выявлена. Пророческие дарования шаманов и их наследников после крещения оказались одними из важнейших для средневекового болгарского общества. Скупыe сведения периода язычества дополняются апокрифическими историко-апокалиптическими произведениями средецких книжников XI-XII вв. Приписываемые библейским пророкам Исаю и Даниилу, возобновленная благодаря им шаманская традиция дала достойный ответ превратностям дня во время византийского владичества. За домашним материалом, которым пользуются "новие пророки" ощущается идеология болгарского шаманизма (образы Сивили Пророчицы, царя Гагена Одоляна, Кагана Михаила из Солнцеграда). Именно болгарский шаманизм в процессе христианизации мотивировал выбор пророческих имен для комитопулей Моисея, Аарона, Давида и Самуила, ставших во главе борьбы против Византии за сохранение болгарского государства. Появление странных пророков, побудивших своих соотечественников к восстанию в 1185 г, вещая им победу и для расправы c которыми был созван известный Собор царя Борила против богомилов в 1211 г. является следствием возобновленной шаманской традиции. В отдельной главе рассмотрена роль шаманов как волхв-звездочетов (астрономов). Откритие, что календарь болгарского шаманства основывается на Плеядах, выяснило смысл известной сцены шаманского священодействия на каменном столпу Мечок (Медведь) рядом с селом Карагуй, Плевенского округа как "поездку" по звездному небу. Народная астрономия в значительной степени дополнена в зависимости от созвездия Плеяды представлениями, сохраненными в фольклорннх произведениях. Оно известно под наименованием Курица, Власци, Стожеры и его конечнью положения в годовом круговороте ("самое выcoкoe" и "самое низкое") астрономически обуславливают шаманский путь к небу и Преисподней, отсюда также и шаманский характер календарннх обрядов в апреле-мае и октябре-ноябре. Эту важную роль созвездия подтверждает наличие языческих культовнх центров около каменннх столпов , археологические данные о которых недвусмьюленно доказивают их принадлежность к болгарскому шаманству. Подчеркнута важная роль Халеевой кометы, появление которой в 760, 837, 912 и 1066 ознаменовало смуты и бунты среди болгар. С зтой точки зрения предложено новое толкование т.наз. "круглой могилы” в Девне -похороненнью в ней 76 жертв, преимущественно женщин являются персонификациями лет в цикле Халеевой кометы, а само жертвоприношение связано с убийством хана Винеха и восшествием хана Телец в 760 г. на болгарский престол. Наименование Власци относительно созвездия Плеяды, топонимы типа Влахово и Влашское село, эпитет "Влашски" в фольклорных произведениях относительно персонажей и объектов в сакральной сфере, а также историческое появление после X века на Балканах кочевников-пастырей под именем "власи" отсилают к имени бога Велес в мифопоэтической традиции и к староболгарскому "влысви", которое, по всей видимости, является нарицательннм именем для болгарских шаманов до Крещения (а после их объявления вне закона христианского общества оно было переосмыслено как "разбойники", причем это значение оно сохранило в разговорной речи и фольклоре). Последняя глава в разделе о болгарском шаманизме посвящена образу Поэта, в формировании которого значительное место отведено унаследованному культу к Орфею в древней традиции на Балканах. Будучи преимущественно наездником и путешественником в мирах Всемирной оси (он сходит в Преисподнюю и поднимается в Небо), в своей биографии Поэт следует круговороту созвездия Плеяды, роковым образом связанный со змеей в мифопоэтической традиции. Этноспецифические черты зтого персонажа реконструируются при помощи юмористической сказки "Глупавият брат и вълшебната свирка" и обрядовых песен "Мома и славей" и "Овчар-свирач на юдинско хоро". Присутствие поэта шаманского типа в староболгарской литературе подтверждается загадочнум сведением о Попе Иеремии Болгарском X века, являющемся автором апокрифических молитв и "Повести за кръстното дърво", которое в свете "кодинского хоровода" в фольклоре осмьюлено как посвящение в поэтическое призвание хоровода мертвых в созвездии Плеяды. В заключительной главе переосмьюлен процесс против богомила Василия Врача в 1111 г. и его сожжение на Ипподроме в Константинополе. К костру выдающийся эресиарх подошел в обычайном для шаманов состоянии самогипноза, чтобы достичь состояния камлания. По всей видимости, за приговором эреси кроется начатая императорской властью борьба против возрожденной шаманской традиции, отбросившей византийское рабство. Близость богомильства и шаманства по-новому ставит вопрос об идеологии шаманизма и его роли в культурной панораме Евразии в период Средневековья. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Кара-Кыргыз Опубликовано 27 июня, 2008 Поделиться Опубликовано 27 июня, 2008 Вот и братья казахи заговорили о Тенгрианстве: ТЭНГРИАНСТВО - ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ КАЗАХОВ Тэнгрием рожденный И в Тэнгрии существующий, Я, мудрый тюркский каган, Обрел величие в этом бренном мире. “Памятник Куль-Тегина”, 8 век . В декабре 1991 года в Алма-Ате активистами исламской фракции партии “Алаш” (создана в мае 1990г, председатель - А.Атабек) была совершена попытка силового смещения с должности муфтия Ратбека Нысанбаева. Опрометчивый энтузиазм исламских неофитов (все они были вовлечены в ислам лишь 1-2 года назад) обернулся годами тюрьмы и расколом в партии “Алаш”, да и во всем антиколониальном движении: отныне исламисты и национал-патриоты будут выступать отдельными силами, да плюс еще национал- демократы (западники). Акция была политической ошибкой (спровоцированной КГБ и узбекскими шейхами, недовольными деятельностью муфтия Р.Нысанбаева, который отделил Казахский муфтият от Среднеазиатского, с центром в Ташкенте) - но само событие оказалось знаковым. Казахская общественность не могла более мириться с засилием имамов в кагэбэшных погонах. Спустя девять лет одиозного муфтия все-таки уберут. Но, как выяснилось, проблема была совсем не в нем. Исламский Ренессанс в Казахстане так и не наступил (хотя государственная власть активно поддерживает муфтият, надеясь обрести среди верующих свой электорат!). Возможно, сам ислам как система духовных и культурных ценностей уже не был в состоянии овладеть сердцами и умами людей компьютерной цивилизации! Только борьба с советским тоталитаризмом делала ислам привлекательным для пассионарных личностей - впрочем, опять-таки, в русле национально-освободительных и демократических движений! С обретением Казахстаном долгожданного суверенитета и полной свободой исламского вероисповедания и пропаганды - ислам, как ни парадоксально, потерял былую идеологическую и политическую значимость и привлекательность! Более того, ислам в Казахстане (и не только) окончательно раскололся на официальный (муфтият) и неформальный (с лидерами-шейхами). Последний, в свою очередь, разбился на множество направлений, школ и сект (зачастую враждебных друг другу). Войны в Таджикистане, Афганистане, Кавказе, Балканах, Ближнем Востоке породили понятие “исламский фундаментализм” - хотя есть ли хоть одна религия без фундамента? С этим понятием стало спрягаться выражение “исламский терроризм” - хотя терроризм существует во всем мире и не имеет конфессиональной предопределенности. Ругательный оттенок приобрело слово “ваххабизм” - хотя это наименование официального ислама в Саудовской Аравии, родине Пророка (мир ему!). В последние годы появилось на свет движение за так называемый “казахский ислам” или “яссауизм”. Рассматривая ортодоксальный ислам как форму арабского шовинизма и экспансионизма, последователи нового движения пытаются внедрить понятие “казахского ислама”, вбирающего в себя и основные догматы арабского ислама, и традиционные верования казахов. В целом, это попытка соединить тэнгрианство и ислам. Противники этой концепции обвиняют яссауистов в “ширке” - “многобожии”. Действительно, согласно Корану, “нет Бога кроме Аллаха”, и придавание ему “сотоварищей” - грех. Но казахи традиционно поклоняются Аруахам - Духам Предков, а также святым местам в виде мазаров и т.д. Не говоря уж о поклонении Небу, Солнцу, Огню и т.д. Пропагандисты “казахского ислама” (один из лидеров - шейх Исматулла, казах из Пакистана) наряду с Кораном поклоняются книге Ахмеда Яссауи “Хикмат”, а также делают упор на такую зомбирующую технику, как “зикр” (хоровое повторение до изнеможения и катарсиса имени Аллаха или аята из Корана), что считается одним из проявлений шиизма (впрочем, кавказские сунниты также используют зикр, причем в процессе бега по кругу, например, чеченцы). Впрочем, для любителей “катарсиса” и “внутреннего совершенствования” существуют и более эффективные техники: динамические медитации, разнообразные формы йоги, открытие “третьего глаза”, очищение “ауры” и пр. и пр. - что в изобилии предлагается в утонченной и неотразимой форме многочисленными сектами эзотерического Востока. Все эти факторы - а также многие другие - не способствуют популярности ислама в Казахстане. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Освободившуюся нишу стремительно и профессионально занимают другие популярные верования: от баптистов и кришнаитов до евангелистов и дианетиков. Православная церковь, конечно, тоже не дремлет. Таким образом, казахи - главным образом молодежь - оказались в роли желанной дичи и трофея для охотников от религии! Это обстоятельство поставило в тупик даже лучших теоретиков казахского национал-патриотизма. С одной стороны - ислам, с другой - атеизм, а вокруг - миссионеры эзотерических сект! Ясно одно: возведение ислама в ранг официальной государственной идеологии и доктрины - неизбежно приведет к росту исламского радикализма, способного спровоцировать участие Казахстана в прогнозируемой в недалеком будущем мировой войне между Христианской и Исламской цивилизациями! Нынешний Режим, поощряя ислам в Казахстане и заигрывая с Исламским миром, включая его радикальных представителей (ваххабитов, талибов, исмаилитов и др.) - надеется удержать исламский пыл на уровне коврика в главной мечети города Алматы (построенной на государственные средства). Но исламский пыл, в особенности религиозное рвение неофитов (а все казахи - неофиты в исламе!) невозможно удержать уже по определению! Человек по природе своей склонен к фанатизму и фатализму. Более того, самые честные и смелые люди неизбежно уйдут в так называемый “исламский фундаментализм” - ибо если “нет Бога кроме Аллаха!”, то путь только один! Является ли исламизация казахов роковой неизбежностью? Попробуем разобраться. Замечу сразу (для атеистов), что здесь я не буду касаться известной философской каверзы на тему, что Бог един, а религии есть творения Дьявола, ибо они разделяют Единое! Для меня религии - творения самого Бога, их духовная и социальная необходимость несомненны, и каждая религия создана для конкретных этносов. Но также несомненно и то, что все религии имеют национальную основу. Евреям были посланы Моисей и Иисус, индусам - Кришна и Будда, арабам - Мухаммед. Эти национальные пророки были посланы для решения сугубо национальных задач. Лишь затем, в силу многих политических причин, эти религии стали претендовать на всечеловеческий масштаб, примеряя на себя роль мировых гегемонов! Несомненно также, что принесенные чужим народам на острие меча святые истины тотчас изменялись с точностью до наоборот. Иран, к примеру, из-за одного-единственного военного поражения оказался отсеченным от своей древнейшей, исконной, национальной культуры. В душе каждого иранца, на подсознательном уровне, полыхает конфликт между генами огнепоклонника и условными рефлексами мусульманина. И это касается всех народов без исключения - отказавшихся под угрозой внешней экспансии от своих Природных БОГОВ! Говоря о религии как божественном явлении, мы забываем, что сам Бог это тоже явление Природы! Бог - один, един, внутри он безымян, но вовне проявляется в форме многих имен, многих религий. И каждая религия адресована каждому конкретному народу, она имеет национальную специфику - как набор хромосом, как язык, разрез глаз и частота пульса! Неужели мы так не любим и не уважаем Бога - что хотим заковать его цепями лишь одной-единственной религии (“нет Бога кроме Аллаха”, “нет Бога кроме Иисуса”, “нет Бога кроме Будды” и т.д.). Нет, Бог гораздо мудрее и совершеннее, и он в своих проявлениях индивидуален, ибо Он сам создал людей индивидуальностями! Потому, если Бог не послал (пока!) какому-то народу его индивидуального, национального Пророка и национальную Религию - не надо заимствовать чужую веру, надо оставаться в той природной данности, которая не совсем точно именуется (по-христиански - ред.)Язычеством! Для казахов это язычество - Тэнгрианство! Тэнгрианство - древнейшая религиозная система мира. Наличие парного Божества (Тэнгри - Умай, Небо - Любовь), пантеона богов (Йер-Суб - бог Родины, От-Ана - богиня Очага и Семьи, Аруахи - Духи Предков и др.) - позволяет отнести истоки этой системы к самой заре человеческой цивилизации (примерно, к эпохам Инь-Ян в Китае, Шива-Дэви в Индии и т.д.). Столь же древнюю историю имеет еще один индикатор казахской (тюркской) культуры -Руническая Письменность. Памятники конца VII начала VIII веков (“Капаган или Онгинская надпись”, “Куль-Тегин”, “Бильге-каган”, “Тоньюкук” и др.) являются шедеврами мировой художественной литературы. Казахам присуще еще одно уникальное явление мировой цивилизации - Номадизм или Кочевничество. Гумилев определял его как “способ производства, почти не поддающийся усовершенствованию”. Мы бы добавили - “это совершенный способ производства для создания совершенных материальных и духовных благ!”. Здесь перечислены три слагаемых казахской национальной культуры. Разве их не достаточно - чтобы не искать чужих богов, чужих религий и чужих наук? Разве их не достаточно - чтобы сконцентрироваться на себе, заглянуть внутрь себя, в свое Национальное Естество? Разве их не достаточно, чтобы быть свободным, независимым, гордым, самодостаточным, великим и щедрым народом? Мне возражают: все это в Прошлом! Но разве нельзя все это возродить? Подумаем вместе: 1. НОМАДИЗМ: для страны, где земледелие неэффективно и даже разрушительно с экологической точки зрения (целинная авантюра тому подтверждение!), где сырьевая индустрия близится к закату (нефти осталось максимум на 50 лет!) - кочевое или полукочевое животноводство - естественная основа для жизнедеятельности народа. Более того, в понятие “номадизм” мы вкладываем не просто “производственный” смысл - мы говорим о “номадизме духа”, т.е. о лучших духовных и психологических качествах нации (благородство, смелость, рыцарство, культ всадника, разнообразие творческих талантов, определяемых как “сегиз кырлы бир сырлы” - “восемь талантов в одной душе” и т.д.).; 2. РУНИКА: национальное самосознание начинается с национального алфавита; руническое письмо позволит воссоздать единое культурное поле на протяжении 4 тысяч лет, а также станет мостом для сближения всех тюркских народов; 3. ТЭНГРИАНСТВО: возвращение к Природному Богу и его религиозной системе улучшит карму нации и создаст условия для духовного и материального возрождения! Землей управляет Небо. Живыми управляют Мертвые. Точнее - Ушедшие в иные измерения. Казахи свято чтут Аруахов - Духов Предков. Можно сказать, что Тэнгри - это Великий Аруах всей казахской (тюркской) нации! И он никогда не даст своим детям войти в чужой Эгрегор (Коллективный Дух), чужую Религию! Это так же невозможно - как остановить ход Вселенной или изменить генетическую программу человека! В связи с этим небходимо отметить (многими это просто не осознается и, соответственно, нигде не дискутируется), что основа Тэнгрианства - учение о Реинкарнации, т.е. о новом рождении человека на этой же земле! Это учение было заимствовано у тэнгрианства последующими религиями (индуизм, буддизм и др.). Пресловутое “переселение душ” и есть феномен Аруахов - Духов Предков! Казахи говорят: “Каждые 50 лет обновляется народ!”. Это значит, что через каждые 50 лет Аруахи сходят на землю и воплощаются в казахских детях! Казахи свято чтут память “о семи предках” (“жети ата”). Считается также, что смерть на родной земле способствует инкарнации (“возрождению”) на своей Родине и даже в своем роду! Потому, оставляя золотые дворцы в покоренных странах, возвращались, в одеяниях дервишей, великие завоеватели (Отрак-хан, покоритель Кавказа; султан Бейбарс, властитель Египта и др.)! Мы не осознаем в достаточной степени связь между языком, мышлением и религией. Язык - не просто инструмент общения. Язык - космическая матрица, с которой сканируются блоки сознания и определяются поведенческие стереотипы. В казахском языке более 50% лексики -арабо-персидские заимствования. Это - следствие исламизации. В других тюркских языках этот показатель более 80% - ибо и степень исламизации у них выше (узбеки, татары, туркмены и др.)- В русском языке 50% лексики - тюркизмы (казахизмы). Что это означает? Это означает, что 50% казахского языка с трудом доступны казахам (подсознательная реакция -”чужой язык”!). А также то, что 50% русского языка легко усваиваются казахами (подсознательная реакция - “родной язык”!). И не случайно, что казахские дети с трудом осваивают казахский язык (в особенности литературный язык, который на 90% состоит из арабо-персидских заимствований, т.е. практически чужероден!). Но с удивительной легкостью овладевают русским языком! И не случайно, что многие великие русские поэты - от В.Жуковского до О.Сулейменова - были тюркского (казахского) происхождения! И не случайно, что принятая Правительством программа по защите и развитию казахского (государственного) языка - так и остается на бумаге. Чтобы защищать и развивать, надо иметь представление о механизме функционирования языка в связи с мышлением и религией - но этого пока нет даже в принципе! Есть и оборотная сторона. Пока казахский язык на 50% состоит из исламской лексики -на эти 50% казахи открыты влиянию ислама! А раз русский язык на те же 50% состоит из тюркизмов (казахизмов) - то на 50% казахи будут иметь притяжение к русскому языку и культуре! А это - очень опасный конфликт (сшибка взаимоисключающих команд для мозга!) в подсознании народа, чреватый разрушительными метаниями то в одну, то в другую стороны. Случай не нов. Еще М. Ататюрк пытался загасить подобный конфликт, волевыми методами очищая турецкий язык от арабо-персидских заимствований (даже Коран в одно время читался только на турецком языке!). Ясно одно. До тех пор, пока казахи хлеб называют “нан” (персизм) вместо исконно тюркского “чурек”; книгу - “китап” (арабизм) вместо “битиг”; жену “айель” (на арабском - “наложница”, “проститутка”) вместо “катун” (на древнетюркском - “жена кагана”!) и т.д.- национальное самосознание будет деградировать, национальная культура уничтожаться, а само существование национального, суверенного Государства висеть на волоске! Нельзя сказать, что казахские мыслители не понимают трагизма положения. Я знаю известного писателя-этнографа, собравшего уникальный “компромат” на исламизацию казахов - как уничтожались рунические письмена, убивали и преследовали шаманов и баксы, сжигались кобызы, осуждалась игра на домбре и т.д. Но он не публикует материалы - во-первых, из опасности самому стать объектом преследования исламских фанатиков; во-вторых, из боязни внести раскол в “религиозное единство” казахов. Последнее - очень актуальная, возможно, эпохальная тема. Но есть ли де-факто “религиозное единство” казахов? Если брать по самому максимуму: традиционно считающих себя мусульманами - всего 50% казахов, из них исполняющих все предписания - не более 20%! Остальная часть (ровно половина!) нации либо индефферентна к религии, либо убежденные атеисты, либо последователи других религий и сект. Если возродить тэнгрианство как традиционную веру (религию) - то вся эта 50%-ая часть немусульманского казахского населения найдет себя в древней религии предков, Тэнгрианстве. Таким образом будет достигнуто Единство Нации - с одной стороны, “казахский ислам” (см.выше), с другой - тэнгрианство, как исконная религия. И там, и тут доминирует вера в Аруахов - Духов Предков! Возможно, стоит ввести новый термин для обозначения национальной казахской религии - АРУАХИЗМ! Пусть внутри АРУАХИЗМА будут две составляющие - исламская и тенгрианская! Пусть имена Аллах и Тэнгри употребляются в значении Единого Бога! Этого достаточно, чтобы Нация не раскололась по конфессиональному признаку. Но пока казахские исламисты воинствующе отрицают Тэнгрианство (собственных предков!) - казахи будут уходить в чужие религии, где нет и понятия об Аруахах - Духах Предков! В этом направлении раскол Нации - неизбежен. Мне говорят: от Тэнгрианства остались только приметы и суеверия. Где религиозная система? Где ритуалы, храмы, догматы? Где Священное Писание? Где идеология, апостолы, пророки? Я отвечаю: Тенгри - в сердце Казаха (тюрка)! Все остальное - вопрос веры и времени. Если в душе народа пылает искринка Тэнгрианства - то пламенные Пророки и мудрейшие апостолы готовы явиться миру! Новые Тоньюкуки, вооруженные современными знаниями и древним мистическим опытом, уже готовы к победоносным походам! Но они двинутся только по зову Народа! Ибо Народ сам должен избрать свой Духовный Путь! ...Моя задача, как поэта и ученого - дать объективную картину нынешнего состояния Умов и Сердец, описать историческое соотношение Тэнгрианства и Ислама. И напомнить: “В этом мире много богов, пророков и религий - но все они живут под одним Небом. А Небо называется - ТЭНГРИ!” Арон Атабек Алматы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
meder-kyrgyz Опубликовано 2 июля, 2008 Поделиться Опубликовано 2 июля, 2008 я мусульманин Алхамдулиллах и вчера один мой друг сказал очень интересную мысль так в говорят что на землю пришли где то 124000 пророков!!! в Коране пишут только о 24... так вот друг говорит может Тенгри это был древний пророк, который пришел к тюркам.!!! интересно да.. ваши мысли? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Dede Korkut Опубликовано 5 июля, 2008 Поделиться Опубликовано 5 июля, 2008 И во что верят тенгрияне? Получаеться вы не верите в Бога-Творца и в то что Бог создал Вселенную, Планеты, людей и вы есть безбожники атеисты? Вы верите в видимый кусок Космоса над головой людей? И всего то.. Было бы чем гордиться... Во-первых. уважаемый АРИСТОТЕЛЬ, вы не мусульманин, хотья может быть вы себя им считаете. Настоящий верующий мусульманин никода не станет скрываться под именем АРИСТОТЕЛЬ. Не станет так резко выражаться. Во-вторых, эй, мусульманин, разве вы не поднимаете голову к небу? Разве вы не считаете, что Небо - это место, откуда СОЗДАТЕЛЬ наблюдает за нами? Разве вы не знаете, что СОЗДАТЕЛЯ называют по разному? Если вы верите в то, что всех людей создал Аллах, то какое право вы имеете обсуждать им созданное. А теперь о главном. До Ислама в узком его смысле (ниспослание КНИГИ, 7 - ой век и т.д.), до арабов на земле люди жили и были они не только арабами и жили с верой в душе и жили душа в душу с природой, жизнь которых полностью зависело от нее. Они своим примитивным чутьем поклонялись небу - Гек Танры. К счастью наш СОЗДАТЕЛЬ умный, чем мы, что естественно. Представьте себе, что люди еще не знают, что такой алфавит, письмо и им СОЗДАТЕЛЬ посылает Книгу! Как они прочтут эту книгу, милейший? Создатель никогда не оставлял людей без помощи. С помощью особых людей Он всегда предупреждал о бедствиях, помогал им. Эти люди были послами, посредниками. Как хотите назовите их: шаман, хам, гам, кам, порхан, оюн, баксы, гезюачык и т.д. и т.п. Они верили в Небо, в силу неба. Они не называли свою веру ни шаманизмом, ни тенгрианством, ни тенгризмом... Они просто жили и верили. Это мы с вами называем эту веру какими- то терминами и начинаем спорить по пустякам. Бросьте фанатизм! Будьте настоящим мусульманином, умейте видеть реальность и не стоит заставлять других и навязывать свои мысли. Оттого, что вы будете так радикально выражать свои примитивные представления о настоящем Исламе в мире ничего не изменится. В мире будут продолжать жить люди с разной верой в душе, с разными языками, с разными чертами и цветами лица. Не надо испортить жизнь другим. СОЗДАТЕЛЬ вам это не простить. Будьте настоящим мусульманином и не мешайте другим быть настоящими христианинами, буддистами, шаманистами, иудеями. Не забывайте, что все в руках СОЗДОТЕЛЯ. Сам создал и сам знаете что с ними делать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Наке Маке улы Опубликовано 10 июля, 2008 Поделиться Опубликовано 10 июля, 2008 вот очень много по теме: http://tengrianctvo.narod.ru/ тут есть даже школьный учебник по тенгрианству. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bershter Опубликовано 23 ноября, 2008 Поделиться Опубликовано 23 ноября, 2008 Тенгрияне - вы всерьёз верите что у водоёмов, гор и у лесных насаждений есть свои духи ??? Если вы всерьёз в это верите то расскажите про это поподробней... Я не думал что в 21 веке в век компьютерных технологий и изучения космоса существуют такие личности... Если таковые есть, прошу откликнуться.... Во дают а..... Одним словом туземцы... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 23 ноября, 2008 Поделиться Опубликовано 23 ноября, 2008 Я не думал что ... Необходимо дать вам время на раздумья. Админам. Думаю бан на недельку будет в самый раз. А в случае рецидива второй срок должен быть не менее месяца. Как считаете? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
oquzer Опубликовано 23 ноября, 2008 Поделиться Опубликовано 23 ноября, 2008 Тенгрияне - вы всерьёз верите что у водоёмов, гор и у лесных насаждений есть свои духи ??? Если вы всерьёз в это верите то расскажите про это поподробней... Я не думал что в 21 веке в век компьютерных технологий и изучения космоса существуют такие личности... Если таковые есть, прошу откликнуться.... Во дают а..... Одним словом туземцы... :ost1: Уважаемый господин Bershter! Один император, наш современник, вступая на трон, провел обряд духовного соития с матерью-природой. За этим обрядом следил весь мир. В национальном кимоно он пел молитвы на своем языке и стучал по святому огромному бубену. Это был нынешний японский император. Император той нации которая верит, что у водоёмов,гор и лесов есть свои духи, той нации которая своими руками создает "век компьютерных технологий и изучения космоса". Вот Вам и личности... А в это время мой соплеменник-тюрк учит своего ребенка, что сосед-тюрок не из нашего тариката (это по арабски), и если ты ему навредишь, ты-малыш не только не согрешиш, наоборот, билет в "джэннэт" (это по арабски "рай") тебе обеспечен.... С уважением, Oquzer... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
sary_kyrgyz Опубликовано 24 ноября, 2008 Поделиться Опубликовано 24 ноября, 2008 :ost1: Уважаемый господин Bershter!Один император, наш современник, вступая на трон, провел обряд духовного соития с матерью-природой. За этим обрядом следил весь мир. В национальном кимоно он пел молитвы на своем языке и стучал по святому огромному бубену. Это был нынешний японский император. Император той нации которая верит, что у водоёмов,гор и лесов есть свои духи, той нации которая своими руками создает "век компьютерных технологий и изучения космоса". Вот Вам и личности... А в это время мой соплеменник-тюрк учит своего ребенка, что сосед-тюрок не из нашего тариката (это по арабски), и если ты ему навредишь, ты-малыш не только не согрешиш, наоборот, билет в "джэннэт" (это по арабски "рай") тебе обеспечен.... С уважением, Oquzer... Ассалам уалейкум, Огъузэр! :kg1: Тюрки , как известно еще до принятия ислама, со веми ее многочисленными мазхабами и тарикатами, и без тогог находили причину для вражды. Еще будучи тенгрианцами они угоняли друг у друга скот, убивали своих единоверцев. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
oquzer Опубликовано 24 ноября, 2008 Поделиться Опубликовано 24 ноября, 2008 Ассалам уалейкум, Огъузэр! :kg1: Тюрки , как известно еще до принятия ислама, со веми ее многочисленными мазхабами и тарикатами, и без тогог находили причину для вражды. Еще будучи тенгрианцами они угоняли друг у друга скот, убивали своих единоверцев. :ost1: Aлейкума-с сэлям, уважаемый господин sary_kyrgyz! Правда Ваша, не согласиться с Вами было бы глупо с моей стороны. Но, это происходит с тюрками-мусульманами и сегодня, когда космические корабли "кафиров" и "шаманистов" бороздят просторы вселенной... Я уже не говорю, что отец-мусульманин отлучает свою дочь от школы, мол для мусульманки образование вроде бы не к чему... нахватаешся еще кое-чего, противоречашей шэриату... С уважением, Oquzer... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kasen Опубликовано 24 ноября, 2008 Поделиться Опубликовано 24 ноября, 2008 Был Мастер на Земле. Он с Богом в Единстве жил. И люди к Нему стекались. И тех, кто Истину стремились искренне познать, — тех Он учил. К Нему стекалось множество людей, и задавали они вопросы: “Как узнаем мы, что Ты — Учитель истинный, что верно Твоё Учение, что лýчше Ты иных, которые иначе учат и говорят иначе? Одни ведь учат, что шапку следует снимать, чтоб в храм войти, другие — что надевать… А сколько есть Богов различных и учений разных! И каждый верящий твердит, что правда — у него! И что грешен тот, кто по-другому поклоняется и чтит иного Бога! Как разобраться? И чему нам верить? И что получим мы, коль будем поклоняться мы Богу Твоему?” Им Мастер отвечал: “Есть Бог! И Он — един для всех! И имена Его — Любовь, и Жизнь, и Бытие! Он также есть Творец всего, Создатель! Существование всего — Он порождает, проявляя его Своею Силой! Различны имена — лишь оттого, что на языках различных Ему слагают гимны. Но знание о Нём — весьма неполно у людей. И многие “ученья” иль “учителя”, взяв фрагмент ничтожный от Целого, — стремятся утвердить о Боге только то, что сами знают. А что не знают — несуществующим стремятся объявить. Сейчас завяжем мы глаза троим — и пусть они ощупают слона. Причём никто из них слона не видел прежде.” И Мастер завязал глаза троим. И одному Он дал потрогать хвост слона, другому — ногу, а третьему дал хобот изучить… И каждый из троих успешно говорил о том, каким слона он ощутил… И получилась разница у них во всём… Но слон ведь был всего один! И, более того, — един! А люди продолжают вопросы задавать: “Каков же Бог? Где Он? В чьём храме нам Его искать? Чему нам верить, как молиться, какие жертвы Богу предлагать?” И Мастер повторил слова простые, которые из века в век вещают Мастера, чтобы услышать и понять смогли бы люди: “Бог есть Любовь! И учит Он — любить, а не просить и не молить! Ни поклонений, ни молитв, ни жертв — не требует Себе Создатель! Он — дарит: дарит жизнь, любовь Свою Он дарит! И бытие всего — вершит Собою Он! А храмом для познания Его — пусть сердце каждого духовное отныне станет! Ведь сердце — каждый может превратить в прекрасный храм, заполненный любовью и благодареньем! Сей храм границ иметь — со временем — не будет! И будет он расти за годом год! Ведь нет границы у любви! Она растёт и ширится, осознавая более и более — себя — во всём, что любит!” И, если ж очень нужно слова вам говорить, скажите так: “Люблю Тебя, Отец!” или ещё: “Тебя — благодарю!” Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bershter Опубликовано 24 ноября, 2008 Поделиться Опубликовано 24 ноября, 2008 :ost1: Уважаемый господин Bershter!Один император, наш современник, вступая на трон, провел обряд духовного соития с матерью-природой. За этим обрядом следил весь мир. В национальном кимоно он пел молитвы на своем языке и стучал по святому огромному бубену. Это был нынешний японский император. Император той нации которая верит, что у водоёмов,гор и лесов есть свои духи, той нации которая своими руками создает "век компьютерных технологий и изучения космоса". Вот Вам и личности... А в это время мой соплеменник-тюрк учит своего ребенка, что сосед-тюрок не из нашего тариката (это по арабски), и если ты ему навредишь, ты-малыш не только не согрешиш, наоборот, билет в "джэннэт" (это по арабски "рай") тебе обеспечен.... С уважением, Oquzer... 1.Император Японии может верить во что ему угодно. Фараон например верил в жука скарабея. Это не означает что все японцы стучат в бубны и верят в духов водоёмов. Религия императора это всего лишь дань традиции посвящения в сан имератора как и 1000 лет назад.При чём тут мы с вами? 2. Вы человек 21 века , который знает что такое геологические породы земной коры и что земля это планета а не богиня умай, знает как образуется лесной массив и как действуют законы фотосинтеза, что высыхание водоёмов вызвано не покиданием их духами а всего лишь неправильной ирригацией или эксплуатацией рек я надеюсь. Неужели вы всерьёз верите во всё то что говорите про духов озёр и рек, кустов и деревьев???? 3. При чём тут тарикаты и что это за выражение такое? Я верю в Создателя Вселенной, в Бога Авраама и Мухаммада. В того Бога которому верят все евреи и мусульмане и частично христиане и не принадлежу никаким тарикатам и не встречал никого который принадлежит этим тарикатам. Господи Боже мой ! Куда катится общество? Вы что в школе не учились??? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bershter Опубликовано 24 ноября, 2008 Поделиться Опубликовано 24 ноября, 2008 :ost1: Aлейкума-с сэлям, уважаемый господин sary_kyrgyz! Правда Ваша, не согласиться с Вами было бы глупо с моей стороны. Но, это происходит с тюрками-мусульманами и сегодня, когда космические корабли "кафиров" и "шаманистов" бороздят просторы вселенной... Я уже не говорю, что отец-мусульманин отлучает свою дочь от школы, мол для мусульманки образование вроде бы не к чему... нахватаешся еще кое-чего, противоречашей шэриату... С уважением, Oquzer... Вы хоть знаете кто такие кафиры? Я заметил у вас склонность к использованию терминологий про которые вы понятия не имеете. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
oquzer Опубликовано 24 ноября, 2008 Поделиться Опубликовано 24 ноября, 2008 Вы хоть знаете кто такие кафиры? Я заметил у вас склонность к использованию терминологий про которые вы понятия не имеете. :ost1: Уважаемый господин Bershter! Ну я убедился по Вашим постам, что Вы человек high-education. А я просто так, погулять вышел по Инету. Я вообще то про духов и т.п. еще ничего не говорил. Но если человек верит в это, что тут зазорного. А Вы уважаемый в Японии были? Я по линии турецко-азерб.-ской диаспоры был. Вы бы удивились, что высокообразованный японец, получивший образование в США, спец по электронике, вместе с семьей выполнял обряды по духам усопших родичей живуших, по их представлениям среди них и оберегающих их. Ну и что тут плохого или дегенeративного? Но если Вы верите в семитских пророков, ни кто же в укор это Вам не поставит?! Но мне интересно, что вот мусульмане-тюрки от Великой стены до Черного моря в этнографии своей имеют ритуальный обычай завязывать ленточку в веточки деревьев, с пожеланиями. Или повесить на шею или повязать в кисть руки и т.д. амулет-оберег. Кажись в исламе энтого нету, в учении Ваххаба тем более. Человек должен чему тo верить... Просто у меня иногда возникают вопросы, а почему пророки объязательно из семитов, притом некоторые из этих семитов даже воскрещают? А "кафир" это из "к-ф-р", если изменить места "hereke"(т.е. вместо "hemze" поставить "damma", убрать "kesre" поставив "suk'un", а в место последнего "suk'un" поставить "tenvin-damma" то получиться "куфрун" -- ересь. В исламе, если в детсаде мои учителя не ошибались, так именовали богохульников. Потом этим термином обзывали идолопок- лонников, а с войнами с Византией и христианами в целом, этот термин уже был применен к "ehli-kutub", ну то есть к христианам тоже. В Османской империи дети воинов гордились, что их отцы воюют с "гявурами" или "гяурами" ("кафир" на турецкий лад) на подступах к Вене, в Балканах, а с Х1Х века уже на территории самой Порты... :ost1: Ну конечно же это просто так, я знаю что Вы с вопросами проверяете настолько я не образован... Р. S. Извиняюсь, вспомнилось поговорка натурфилософов Парижа, времен Просвещения. По ним, религия появилась тогда когда первый лгун встретил первого наива... Приношу извинения... C уважением, Oquzer... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Eldar_Naiman Опубликовано 24 ноября, 2008 Поделиться Опубликовано 24 ноября, 2008 :kg1: Oquzer, чох сагъол сiзге! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 25 ноября, 2008 Поделиться Опубликовано 25 ноября, 2008 Чен-ли. В пользу тюркоязычности сюнну хуннгов обычно приводят это слово, котороесопоставляется с тюркским тенгри "небо". ЭюДж.Пуллибланк скептически отнесся к тюркской природе этого слова вообще, так как в современных тюркских, как и монгольских, языках это слово неустойчивое и, очевидно, является давним заимствованием. Действительно, этот термин в близких фонетических состояниях известен на обширной территории от Северной Африки до Тихого океана; его исходное значение - 'нечто безбрежное, обширное - море, равнина, небо'. ПОзже после обежествления неба, термин стал понятием "божество, бог неба". Афразийское. берверское тенери "песчаная пустыня". Китайский тянь - небо. Шумеркое дингир "бог". венг. тенгер "море" осет. dyngyr "большой" А.Малолетко. Древние народы Сибири. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться