Перейти к содержанию
Ilyas Xan Astraxanski

Мамлюки

Рекомендуемые сообщения

Мне кажется это все-таки каган решил, т.к. перед походом больше 10 лет прошло, прежде чем в этом направлении опять пошли. Без сил империи Бату правил бы улусом отца, где-то в Сибири.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Уход Гуюка и Монке это не раскол Орды

Возможно. Но уходили они не просто так. Что там про "бородатых баб" было, не помните? 

2. Западный поход был идеей ЧХ, которую воплотили чуть позже его наследники, причем после курултая, ЕМНИП. 

3. Их уход не являлся расколом, потому что они вообще не были ордынцами. 

 

Наверное, только о чем вы?  Западные страны ЧХ поручил Джучи, а тот факт, что Бату без Бури и Кадана не мог Козельск взять- говорит о многом. Без них Бату наверняка мало чего бы смог.

1. ...

2. Как бы да, но ведь при Чингис хане Европа не была завоевана. 

3. Ну как Гуюк сын Огедея и Монке могут быть ордынцами? Они же наследники своих отцов, у которых своего хватало. 

 

Ну а как еще? Орде тоже надо было извлекать пользу от Империи. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется это все-таки каган решил, т.к. перед походом больше 10 лет прошло, прежде чем в этом направлении опять пошли. Без сил империи Бату правил бы улусом отца, где-то в Сибири.

После смерти Джучи и Чингис хана остальные начали с аппетитом посматривать на Улус Джучи. Огедей даже забрал часть земель по тихому. 

По заговору Кублая, Хулагу, Боракчин хатун и Алгуя Улус Джучи должен был разделен между Хулагу и Алгуем. Но не получилось...

Берке сдружился с Мамлюками и сохранил целостность улуса, и даже привел его к независимости фактической.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потому что в первую очередь в этом был заинтересован Бату и джучиды. 

Я бы сказал так: ...и  они тоже.  ;)

Главный стимул движения - это деньги и, как следствие, власть. Задача была оседлать торговые пути, что и было сделано. С купцами-то общение шло, типа Махмуд Ялавач и т.д.. Начали новые города строить на торговых путях (Сарай и т.д.), ремесленников разных сгонять и селить к себе поближе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

1. Уход Гуюка и Монке это не раскол Орды

Возможно. Но уходили они не просто так. Что там про "бородатых баб" было, не помните? 

2. Западный поход был идеей ЧХ, которую воплотили чуть позже его наследники, причем после курултая, ЕМНИП. 

3. Их уход не являлся расколом, потому что они вообще не были ордынцами. 

 

Наверное, только о чем вы?  Западные страны ЧХ поручил Джучи, а тот факт, что Бату без Бури и Кадана не мог Козельск взять- говорит о многом. Без них Бату наверняка мало чего бы смог.

1. ...

2. Как бы да, но ведь при Чингис хане Европа не была завоевана. 

3. Ну как Гуюк сын Огедея и Монке могут быть ордынцами? Они же наследники своих отцов, у которых своего хватало. 

 

Ну а как еще? Орде тоже надо было извлекать пользу от Империи. 

 

2. Ну ЧХ тоже не "резиновый", да и детишкам надо было тоже что-то сделать. 

3. На том этапе они решали ОБЩИЕ задачи. Пока не зажрались. Потом началось то, что началось. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще на курултае 1228/1229 г., «согласно прежнему указу Чингис-хана», было принято решение о завоевании «северных областей» [Рашид ад-Дин 1960, с. 79; см. также: Черепнин 1977, с. 190]. Как соотносились планы монгольских правителей с расширением владений потомков Джучи? Арабский историк первой трети XIV в. ан-Нувейри сообщает, что «по части земель и вод он [Чингис-хан. — Р. П.] назначил ему [Джучи. — Р. П.] летовья и зимовья от границ Каялыка и земель Харезмских до окраин Саксинских и Булгарских, крайних пределов, куда доходили кони их полчищ при их набегах» [СМИЗО 1884, с. 150]. Следует ли из этого, что Джучи и его потомкам были отданы все земли на западе от границ Улусов Чагатая и Угедэя, включая и Европу до Адриатики (куда дошли монгольские войска во время западного похода), либо еще дальше? Полагаю, что нет.

 

Джувейни сообщает: «Было принято решение о завоевании пределов Булгар, Ас и Рус, находившихся по соседству гстановищем Бату, до сих пор неподчиненных и [тщеславно гордившихся множеством своих городов. В помощь и поддержку Бату он [Угедей] назначил кандидатов из принцев...» [Цит по: Арсланова 2002, с. 161). Также и в цитированном выше сочинении ан-Нувейри вполне определенно говорится о землях «Саксинских и Булгарских», то есть о народах Поволжья, на области которых в первую очередь и рассчитывал Бату. Следовательно, расширение Улуса Джучи планировалось исключительно за счет Поволжья и, возможно, некоторых русских областей. Таким образом, значительная часть «северных областей» должна была отойти к Улусу Джучи, поэтому не удивительно, что важная роль в авоевании этих земель отводилась сыновьям первенца Чингис-хана во главе с Бату.

 

Что же касается других земель, которые планировалось присоединить, — включая государства Центральной Европы и Ближнего Востока, — то их завоевание входило в генеральный план по расширению Монгольской империи и не имело прямого отношения к увеличению владений Улуса Джучи. На владения в этих землях имели основания рассчитывать не только потомки Джучи, но и предствители других ветвей рода Чингизидов. Именно этим следует объяснить участие в западном походе представителей родов не только Джучи, но и Чагатая, Угедэя и Тулуя, а также младшего сына Чингис-хана — Кулькана и даже Аргасуна — сына Хачиуна, брата Чингис-хана. Эта же причина объясняет и нежелание Бату продолжать поход на Запад после покорения Волжской Булгарии и Руси: завоевав обширный удел в Поволжье, он добился своей цели и не хотел бросать новоприобретенные владения, чтобы сражаться в интересах своих родичей, рассчитывавших получить улусы на Западе. Забегая вперед, отметим, что уделы в южнорусских степях уже после западного похода получили не только братья и пемянники Джучи, но и потомки других сыновей Чингис-хана. Например, Плано Карпини сообщает о Мауци (согласно Рашид ад-Дину — сыне Чагатая), владения которого располагались по левому берегу Днепра и некоем Картане, который был женат на сестре Бату и кочевал вдоль Дона, — можно предположить, что речь идет о Кадане, сыне Угедэя [Иоанн де Плано Карпини 1997, с. 72; Рашид ад-Дин 1960,с. 88]. Вышесказанное позволяет считать, что западные области рассматривались не как потенциальные владения исключительно Джучидов..

 

Тем не менее сам Бату, по-видимому, воспринимал все территориальные приобретения на запад от владений Чагатая и Угедэя как потенциальную сферу интересов рода Джучи. В течение всего своего правления он упорно боролся за влияние в Малой Азии, Закавказье и Иране, нередко даже противопоставляя свои решения воле властей из Каракорума. Его позицию в этом вопросе в полной мере разделили и его наследники, до середины XV в. боровшиеся с другими ветвями Чингизидов за ряд регионов Кавказа и Центральной Азии. В течение своего правления Бату в силу личного авторитета и договоренностей с правителями Монгольской империи в Каракоруме удавалось сохранять определенный паритет в этих «конфликтных зонах» и не доводить ситуацию до открытого вооруженного столкновения. Так, например, даже будущий ильхан Хулагу, который по приказу своего брата — великого хана Мунке — должен был выступить в поход на Багдадский халифат, до самой смерти наследника Джучи не двинулся дальше Мавераннахра, где провел около трех лет. Но уже ближайшие преемники Бату оказались не в состоянии решить проблемы спорных территорий дипломатическими методами, что привело к затяжным конфликтам с государством Хулагуидов, в которые были вовлечены и соседние народы, подвластные монголам — грузины, армяне, русские.

 

Щедрость Чингис-хана и Угедэя, милостиво позволивших наследникам Джучи увеличить свои владения за счет западных стран, оказалась весьма условной: новые земли едстояло еще завоевать, причем и великий хан Угедэй, и Бату, и другие Чигизиды и военачальники Монгольской империи прекрасно понимали, что это будет нелегким делом, «Сокровенное сказание» сообщает, что «Субеетай-Баатур встречал сильное сопротивление со стороны тех народов и городов, завоевание которых ему было поручено» [Козин 41, § 270]. Ему вторит Джувейни, который, повествуя о событиях 1234/1235 г., сообщает об областях «Булгар, Ас и Рус, находившихся по соседству со становищем Бату, до их пор неподчиненных и [тщеславно] гордившихся множеством своих городов» [цит. по: Арсланова 2002, с. 161]. Было вполне очевидно, что одних только сил Улуса Джучи для покорения народов Поволжья, Кипчакской степи и Северного Кавказа недостаточно. Но принять решение об отправке в поход войск других улусов мог только курултай.

 

Е. И. Кычанов полагает, что решение о западном походе эо принято на курултаях 1234 и 1235 гг.: на первом было эручено завоевание западных областей только Бату, а на втором— Бату, Гуюку, Мунке и другим [Кычанов 2001, с. 36; 2002, с. 79]. Однако из сведений «Юань ши» и «Сборника летописей» нельзя сделать вывод, что на курултае в год дерева-лошади (1234) поднимался вопрос о походе на запад. Согласно китайской хронике, на нем были объявлены новые законы Угедэя, а Рашид ад-Дин просто упоминает о факте проведения курултая [Бичурин 2005, с. 163-164; Рашид ад-Дин 1960, с. 35]. Решение же о западном походе было принято на курултае, созванном в год дерева-овцы (1235 г.).

 

Рашид ад-Дин сообщает, что курултай был созван Угедэем, который «в этом году... захотел собрать еще раз всех сыновей, родственников и эмиров и заставить их вновь выслушать ясу и постановления» [Рашид ад-Дин 1960, с. 35]. Подобное утверждение создает у некоторых исследоватеей впечатление, что Угедэй вообще очень любил собирать курултаи и пользовался любым удобным предлогом для этого — даже таким надуманным, как заслушивание ясы в очередной раз [см., напр.: Вира 1978, с. 38-39]. Однако подобные выводы не вполне корректны.

 

Во-первых, заслушивание ясы было не поводом, а одним из неотъемлемых, «процедурных», элементов курултая [Rachewiltz 1993, р. 95, 103]. Во-вторых, Рашид ад-Дин также сообщает о решениях, принятых на этом курултае, среди которых — и организация общемонгольского похода на Запад. Полагаю, что принятие этого решения стало одной из главной причин созыва курултая, и инициатором его созыва выступил Бату, стремившийся увеличить свои владения. Естественно, придворный историк не мог написать, что великий хан созвал курултай не по собственной воле, а по настоянию кого-то из младших родичей, и потому в качестве официальной причины указано нейтральное «заслушивание ясы и предписаний», без которого и так не обходился ни один курултай.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Мне кажется это все-таки каган решил, т.к. перед походом больше 10 лет прошло, прежде чем в этом направлении опять пошли. Без сил империи Бату правил бы улусом отца, где-то в Сибири.

После смерти Джучи и Чингис хана остальные начали с аппетитом посматривать на Улус Джучи. Огедей даже забрал часть земель по тихому. 

По заговору Кублая, Хулагу, Боракчин хатун и Алгуя Улус Джучи должен был разделен между Хулагу и Алгуем. Но не получилось...

Берке сдружился с Мамлюками и сохранил целостность улуса, и даже привел его к независимости фактической.

 

Это где это вы такое вычитали?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Мне кажется это все-таки каган решил, т.к. перед походом больше 10 лет прошло, прежде чем в этом направлении опять пошли. Без сил империи Бату правил бы улусом отца, где-то в Сибири.

После смерти Джучи и Чингис хана остальные начали с аппетитом посматривать на Улус Джучи. Огедей даже забрал часть земель по тихому. 

По заговору Кублая, Хулагу, Боракчин хатун и Алгуя Улус Джучи должен был разделен между Хулагу и Алгуем. Но не получилось...

Берке сдружился с Мамлюками и сохранил целостность улуса, и даже привел его к независимости фактической.

 

Это где это вы такое вычитали?

 

Видимо отсюда )))

Сабитов Ж.М. Политическая история Улуса Джучи в 1256–1263 годах//Золотоордынское обозрение. Казань. № 2. 2015. С. 51-64

https://www.academia.edu/15785692/%D0%A1%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%96.%D0%9C._%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%A3%D0%BB%D1%83%D1%81%D0%B0_%D0%94%D0%B6%D1%83%D1%87%D0%B8_%D0%B2_1256_1263_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%85_%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BE%D1%80%D0%B4%D1%8B%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5._%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8C._2._2015._%D0%A1._51-64

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще одним свидетельством уникальности похода на Запад стало то, что изначально, по-видимому, не был назначен его верховный главнокомандующий. На основании сообщений источников можно предположить, что Бату, как глава Улуса Джучи, возглавил лишь отряды, набранные в его владениях. Направленные в поход войска других улусов изначально ему не подчинялись: согласно «Сокровенному сказанию», «...на царевича Бури было возложено начальствование над всеми этими царевичами, отправленными в поход, а на Гуюка — начальствование над выступившими в поход частями из Центрального улуса». Кроме того, Чагатай даже говорил великому хану, что «царевича Бури должно поставить во главе отрядов из старших сыновей, посылаемых в помощь Субеетаю» [Козин 1941, § 270]. Последнее сообщение показывает, что круг потенциальных руководителей похода не ограничивался одними только Чингизидами. Разработал план похода опытный военачальник — Субэдэй-багатур, сподвижник Чингис-хана (правда, автор «Сокровенного сказания», как видим, всячески старается подчеркнугь роль Субэдэя, фактически представляя его главным дводителем похода, а Чингизидов — его «помощникаи»). Таким образом, в походе приняли участие более десятка потомков Чингис-хана и его братьев, которые на первом этапе западного похода (1236-1238 гг.) нередко действовали самостоятельно.

 

Так, летом года огня-курицы (1237 г.), пока Бату вместе со своими братьями, Субэдэй-багатуром, Бурундаем и другими полководцами завоевывал булгарские города, его двоюродные братья Гуюк и Мунке самостоятельно действовали против буртасов и мокши в Поволжье, а также против кипчаков и племен Северного Кавказа. Впоследствии Бату, давая оценку деятельности Мунке, отметил, что тот «привел в покорность и подданство племена... кипчаков, ...и черкесов», «захватил и, произведя казни и разграбления, привел в покорность город...» [Рашид ад-Дин 1960, с. 129].

 

Лишь после завоевания Булгарии основные силы монголов соединились для вторжения в русские земли. Помимо Бату, Орду, Шибана во вторжении были задействованы сражавшиеся на «северном направлении» Кулькан и Бури, а с «южного направления» были отозваны Гуюк, Кадан и Мунке [Рашид ад-Дин 1960, с. 38; см. также: Каргалов 1967, с. 86]. Главенство над объединенными силами получил именно Бату, но нет ни одного сообщения в источниках, почему именно он возглавил войска. Остается только строить предположения.

 

Во-первых, нельзя исключать «указания свыше»: Угедэй, не приняв определенного решения по поводу предводителя похода, все же мог «в рекомендательном порядке» предложить Бату, а подобные предложения великого хана были равносильны приказу. Английский автор Д. Чамберс, не ссылаясь, впрочем, ни на какие источники, утверждает, что кандидатура Бату была предложена великому хану Елюй Чуцаем [Chambers 2001, р. 49].

 

Во-вторых, Бату мог стать своего рода компромиссной фигурой: претендовавшие на главенство Бури, Гуюк и Мунке не были готовы уступить один другому, поэтому оставалось избрать одного из оставшихся Чингизидов, принявших участие в походе. Тут очень кстати могло вспомниться и более высокое положение Бату по сравнению с остальными (наследник старшего из сыновей Чингис-хана). Подобный вариант весьма вероятен: фактор старшинства нередко служил основанием для избрания даже на ханский трон: впоследствии именно на этом основании Гуюк, старший из потомков Угедэя, был избран великим ханом в ущерб другим претендентам на трон, младшим по возрасту [Султанов 2001,с. 44-46].

 

Наконец, серьезным доводом в пользу кандидатуры Бату был его статус главы Улуса Джучи. Поскольку первоочередной задачей похода было увеличение владений Джучидов, вполне логично было, что руководство походом принадлежало бы главному среди них, а таковым являлся именно Бату. Даже не слишком дружелюбно относившиеся к нему потомки Чагатая и Угедэя вынуждены были признать это, и потому во время боевых действий в Волжской Булгарии и Северо-Восточной Руси уже никто из Чингизидов не пытался возражать против главенства Бату. Правда, интересно отметить сообщение «Юань ши» о том, что Мунке при осаде Рязани (1237 г.) «сам лично сражался в рукопашном бою» [Кычанов 1999, с. 165]. Аналогичное сообщение находим у Рашид ад-Дина, только уже при описании осады Владимира (1238 г.): «Осадив город Юргия Великого, взяли [его] в восемь дней. Они ожесточенно дрались. Менгу-каан лично совершал богатырские подвиги» [Рашид ад-Дин 1960, с. 39][11]. Личное участие одного из самых влиятельных Чингизидов (предводителя войск и будущего великого хана!) в сражении, где его легко могли убить, — событие достаточно редкое. Не означает ли это, что за какой-то серьезный проступок Мунке был отправлен сражаться в первых рядах войска? Подобная практика применялась к членам ханского рода, хотя и довольно редко, еще Чингис-ханом: так, его зять Тогачар-нойон был отправлен в передовой отряд за то, позволил своим войскам приступить к грабежу до завершения кампании, и погиб при осаде Нишапура в 1221 г. [Насави 1996, с. 93; Juvaini 1997, р. 174-175]. Тот же Мункэ в молодости воевал вместе со своим отцом в Китае, но сведений о его личном героическом участии в сражениях с китайцами нет — следовательно, подобные проявления отваги отнюдь не были типичны для него...

 

В более поздних исторических сочинениях, авторы которых были осведомлены о роли Бату в последующей судьбе монгольской империи, появляются сообщения о том, что наследник Джучи изначально играл ведущую роль в этой кампании. Так, Джувейни писал: «В помощь и поддержку Бату он [Угедей] назначил кандидатов из принцев...» [цит. по: Арсланова 2002, с. 160-161]. Неизвестный автор «Шейбани-намэ» (середина XVI в.) писал даже: «Бату... еще здравствовал по смерти Джагатай Хана, Угэдэй Хана и Тулуй Хана. Все ханские дети и внуки, собравшись к нему, устроили курилтай, и по его приказу занялись завоеванием стран» [Березин 1849, с. ХLV1], то есть приписал Бату даже принятие решения о походе на Запад!

 

Главенство Бату тем не менее отнюдь не означало, что вследник Джучи осуществлял командование всеми силами, находившимися в западном походе. Под его верховным командованием объединенные войска осуществляли только наиболее значительные операции, осаждая столичные города — Биляр, Рязань, Владимир, Киев и др. В остальное время потомки Чингис-хана, как отмечено выше, действовали., большей частью самостоятельно, имея в своем распоряжении отдельные отряды. Например, после взятия Владимира в феврале 1238 г. войска монголов опять разделились.

 

Лаврентьевская летопись сообщает, что «часть татар пошла к Ростову, а другая часть к Ярославлю, а иные пошли на Волгу на Городец, и пленили они все земли по Волге до самого Галича Мерьского; а другие татары пошли на Переяславль, и взяли его, а оттуда пленили все окрестные земли и многие города вплоть до Торжка... Взяли они, в один месяц февраль, четырнадцать городов, не считая слобод и погостов, к концу сорок пятого года» [Воинские повести 1985, с. 75]. Было ли это разделение запланировано наследником Джучи? Думаю, что нет: амбиции родичей Бату, которые ему прежде удавалось пресекать под предлогом необходимости объединения сил для захвата стольных городов, уже не могли им сдерживаться после взятия Владимира: на их пути стояли только небольшие города, каждый из которых можно захватить сравнительно небольшими силами. Полагаю, именно эта возможность осуществлять самостоятельные боевые действия позволила Мунке, Гуюку, Кадану, Бури и другим смириться с формальным главенством Бату на данном этапе похода.

 

Когда же поход на Русь был завершен, и Чингизиды сочли, что исполнили свои обязательства перед Бату, его попытки и в дальнейшем сохранять главенствующее положение вызвали враждебную реакцию родичей. Наиболее ярко она проявилась на пиру, который был устроен Бату весной 1238 г. по возвращении из похода на Северо-Восточную Русь и закончился грандиозной ссорой Чингизидов. Сам Бату со всеми подробностями описал это происшествие в своем письме Угедэю: «Силою Вечного Неба и величием государя и дяди мы разрушили город Мегет и подчинили твоей праведной власти одиннадцать стран и народов и, собираясь повернуть к дому золотые поводья, порешили устроить прощальный пир. Воздвигнув большой шатер, мы собрались пировать, и я, как старший среди находившихся здесь царевичей, первый поднял и выпил провозглашенную чару. За это на меня прогневались Бури с Гуюком и, не желая больше оставаться на пиршестве, стали собираться уезжать, причем Бури выразился так: „Как смеет пить чару раньше Бату, который лезет равняться с нами? Следовало бы протурить пяткой да притоптать ступнею этих бородатых баб, которые лезут равняться!" А Гуюк говорил: „Давай-ка поколем дров на грудях у этих баб, вооруженных луками! Задать бы им!" Эльчжигидаев сын Аргасун добавил: «Давайте-ка, мы вправим им деревянные хвосты!" Что же касается нас, то мы стали приводить им всякие доводы об общем нашем деле среди чуждых и враждебных народов, но так все и разошлись непримиренные под влиянием подобных речей Бури с Гуюком. Об изложенном докладываю на усмотрение государя и дяди» [Козин 1941, § 275]. Не исключено, что это письмо могло быть написано Бату собственноручно, поскольку автор «Сокровенного сказания» подчеркивает его «секретный» характер.

 

Послание вызвало гнев великого хана, который он обрушил на вызванных к нему виновников ссоры. Не дал он спуску и собственному первенцу, даже отказавшись поначалу впустить его к себе. Только заступничество влиятельных нойонов несколько смягчило гнев Угедэя, и он согласился принять сына, но и то — лишь для того, чтобы сделать ему публичный выговор, обвинив в неуважении к старшему и пригрозив отправить в бой в передовом отряде. Слова Угедэя позволяют узнать о не слишком благовидном поведении Гуюка в западном походе: «Говорят про тебя, что ты в походе не оставлял у людей и задней части, у кого только она была в целости, что ты драл у солдат кожу с лица. Уж не ты ли и Русских привел к покорности этою своею свирепостью? По всему видно, что ты возомнил себя единственным и непобедимым покорителем Русских, раз ты позволяешь себе восставать на старшего брата... Вы... ходили под крылышком у Субеетая с Бучжеком, представляя из себя единственных вершителей судеб. Что же ты чванишься и раньше всех дерешь глотку, как единый вершитель, который в первый раз из дому-то вышел, а при покорении Русских и Кипчаков не только не взял ни одного Русского или Кипчака, но даже и козлиного копытца, не добыл». Отчитав сына, великий хан повелел ему вернуться к войску, отдав своего провинившегося отпрыска на суд Бату. Аргасуна же, сына Элджигитая, Угедэй сгоряча вообще пожелал казнить, но потом решил поступить с ним так же, как и с собственным отпрыском, — отправить на суд к Бату. Что касается Бури, то его Угедэй отправил к своему старшему брату Чагатаю, чтобы тот сам принял решение по поводу внука. И Чагатай поступил точно так же, как и его венценосный брат: он передал Бури на суд Бату [Козин 1941, § 276]. Казалось бы, Бату должен был торжествовать: его обидчики получили по заслугам, и их судьба зависела от его решения. Однако наследник Джучи прекрасно понимал, что не сможет наказать старшего сына великого хана и любимого внука Чагатая, как они того заслуживали, если не хочет испортить отношения со своими дядьями. Ему оставалось одно: разыграть роль великодушного старшего брата и забыть нанесенные ему оскорбления; а простив этих двоих, он не мог позволить себе проявить мелочность и наказать одного только Аргасуна, который даже и Чингизидом не являлся.

 

В средневековом обществе для торжественных пиршеств было характерно своеобразное «местничество»: каждый занимал место, соответствовавшее его положению и заслугам, и должен был вести себя соответственно. Попытка занять чужое место или совершить действия, по статусу не полагавшиеся участнику пира, обычно влекла враждебную реакцию остальных: вспомним хотя бы скандал, который устроили, чжуркинцы на пиру у Чингис-хана, когда его кравчий разливал вино, нарушив правила старшинства [Козин 1941, § 130-132; Рашид ад-Дин 19526, с. 91-92; см. также: Липец 1984, с. 33-34]. Соответственно, выступив против Бату на пиру, Гуюк и его единомышленники демонстративно отказались признать его главенство, ничем, с их точки зрения, не подтвержденное, Лолагаю, главная причина ссоры состояла именно в том, что Угедэй в свое время не позаботился назначить предводителя западного похода, и Бату, после того как улус для него был завоеван, утратил положение лидера в глазах своих родичей. Характерно заявление Бури, внука Чагатая (к тому же родившегося от наложницы), которое весьма точно отражает отношение Чингизидов друг к другу: «Разве я не из рода Чингисхана, как Бату?.. Почему и мне, как Бату, не идти на берег Этилии, чтобы пасти там стада?» [Вильгельм де Рубрук 1997, с. 123]. Пресловутое равенство Чингизидов и стало причиной конфликта: Гуюк и его сообщники просто не видели оснований для того, чтобы Бату первым поднимал чашу, поскольку по окончании похода с целью расширения его улуса он перестал бсприниматься ими как предводитель. Старшинство Бату среди царевичей, на которое он сослался в своем письме Угедэю, вовсе не означало и наличия у него права произнесения первой здравицы [см.: Крамаровский 2000, с. 58; 31, с. 81].

 

Видимо, Угедэй только после письма наследника Джучи понял свою ошибку и официально утвердил Бату в статусе редводителя похода. Отметим, что после соответствующего решения великого хана главенство Бату в дальнейших походах на Запад уже не оспаривалось его родичами и зафиксировано даже в свидетельствах западноевропейских современников: например, венгерский епископ Рогерий называет его «главным господином» [Хрестоматия 1963, с. 714]. Русские летописи под 1239-1240 гг. также сообщают, что Батый стал посылать свои войска на Переяславль, Чернигов, Мунке — к Киеву [см., напр.: ПСРЛ 1908, с. 781; Ермолинская летопись 2000, с. 108; Типографская летопись 2001, I, 125]: до этого летописцы не отмечали, что Бату приказывал кому-либо из военачальников отправиться в поход, ограничиваясь сообщениями о его собственных действиях и действиях «Татар» в целом. В сообщении «Юань ши» о походе на Запад Бату упоминается с титулом «чжу-ван», а другие внуки Чингис-хана называются «цинь-ванами» [Кычанов 1999, с. 162, 165, 166; Юань ши 2004, с. 495, 503-505]. Титул «цинь-ван» означал «принц крови», то есть принадлежность к Золотому роду, тогда как «чжу-ван», буквально переводящийся как «старший ван», свидетельствует о более высоком статусе его обладателя по сравнению с остальными. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сейчас Темиргалиев Радик готовит статью по Джучи. Там будет супер инфа по биографии Джучи ))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сейчас Темиргалиев Радик готовит статью по Джучи. Там будет супер инфа по биографии Джучи ))))

Ссылочку сбросьте плз, если в открытом доступе будет. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можно сказать что это было одной из главных причин распада Монгольской империи. Нехорошо пытаться забрать чужое, и одобрять подобное, особенно если желаешь стать великим ханом. А джучиды оказались очень живучими. 

Биография Джучи действительно очень интересная. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Там все были хороши. С Хулагуидами тоже "терки" были, и очень серьезные.

 Ответы на вопросы политики Чингисхановских наследников лежат в плоскости "а кому и почему это было выгодно?". 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сейчас Темиргалиев Радик готовит статью по Джучи. Там будет супер инфа по биографии Джучи ))))

 

Намекните хот о чем речь. Неужто тайну его происхождения раскроют? Хотя это по вашей же части больше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Сейчас Темиргалиев Радик готовит статью по Джучи. Там будет супер инфа по биографии Джучи ))))

 

Намекните хот о чем речь. Неужто тайну его происхождения раскроют? Хотя это по вашей же части больше.

 

Воинские подвиги Джучи в 1220-25 годах, плюс локализация его ставки, которую унаследовал Орда эджен. ))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

соционим как «мамлюки» неразрывно связан с тюрками на Ближнем Востоке. В корне этого термина   лежит тюркское  слово «мамле» - договор и частица «лік/ лик» определяющий принадлежность.  Отсюда и термин «мамлелик» или «мамлюк», что на тюркском означало « договорной» или по нашему «контрактник». Современные исследователи считают что мамлюк по арабский означает раб, хотя по арабский  раб означает  «абд» Исследователи  считают, что   «мамлюк»  происходит от арабского слова «малик, малка, милки » -царь, господин, владыка и отсюда делают гениальный вывод, что    мамлюк означает « раб царя, владыки». В общем, флаг им в руки. Надо отметить, что борьба с тюркизмом  ведется последние  столетия в мире  бескомпромиссно и жестко. Все тюркское принижается. Их великое наследие извращается или присваивается и передается  другим не тюркским народам.  Идет борьба как с бывшим, но еще сильным,  гегемоном  мира.   При этом прослеживается  наличие общего  центра- штаба по борьбе с тюркизмом с привлечением других народов. По моему мнению, это католический Рим, который выступает как страж   и духовный представитель европейский цивилизации. Но это отдельная история.       В мамлюки брали строго  тюрков из воинов, попавших в плен. Тогда тюрки  назывались общими такими именами как кыпчаки, живущие в восточной части Каспия до гор Алтая и в Средней Азии, и черкесами тюркских родов, живущими на Кавказе и степях Причерноморья.  Современные ученые к черкесам относят  всех кавказцев того времени и поэтому в среде  мамлюков вдруг оказались грузины, адыги и прочие не тюркские народы.   На самом деле  черкесы были тюрками как один из народов Хазарии до прибытия на Кавказ арабов и оказывали им яростное сопротивление. После завоевания Кавказа  арабы называли черкесами как самих черкесов, но и также грузинских и армянских  кыпчаков и также  других  тюркских родов, осколков Хазарии  на Кавказе, предков нынешних азербайджан и дагестанцев. Почему, да потому, что у мамлюков был только единый язык  общения- это тюркский. Доходило до того, что некоторые рядовые мамлюки не знали  арабский язык, язык проживания той местности, так как они жили изолированно от местного населения. И они были поголовно язычниками. Среди  мамлюков христиан грузин или армян не зафиксировали, разве что христиан-тюрков, но их всех поголовно потом заставили принять ислам.     Это были не просто рабы, а были воины профессионалы и поэтому был только один путь их подчинения. Это  заключит с ними добровольный договор  по охране личности, семьи, трона и государства работодателя- султана или эмира.  Эти люди должны были быть относительно свободными людьми, а не  бесправными рабами. Последующая история показала, что  свободные тюрки, а не рабы,    также принимались на службу в мамлюки. Вообще-то тогда положение военнопленных резко отличались от положения бесправных рабов. Это я к тому, что  к понятию раб надо исходит из того реалии и понятий  того времени, а не  понятиями  из учебников по истории Рима и других рабовладельческих обществ.  При этом мамлюки подчинялись только сюзерену, который им платил жалованье и военному уставу, что позволяет не относит их к рабскому сословию. Когда один из ближневосточных монархов взошел на трон, то он надменно спросил у придворного провидца/ звездочета сколько лет ему сидеть на троне и тот, косясь глазами на охрану из тюркских мамлюков сказал « ровно, насколько они тебе позволят». Это говорит о том, что мамлюки не совсем были рабами в том обществе, а были  военнослужащими –контрактниками. Именно мамлюки- мусульмане тюрки защитили исламский мир от белых крестоносцев Европы и желтых крестоносцев – тюрков христиан- найман и кереев под предводительством о главе с найманом ( по некоторым данным жалаира) Кет-Бугы, которые вторглись на Ближний Восток   вместе с остальными  тюрками –тенгристами – язычниками. Просто рабы-мамлюки  этого не могли бы сделать и  по логике вещей они должны были перейти на сторону сородичей как освободителей от рабства.  Но они были свободными людьми и мусульманами и это все решило.      Поэтому, бесспорно, что термин « мамлюк»  является социальным понятием и определяет группу вооруженных людей,  охранявших  сюзерена или государства на платной основе, по происхождению из тюркских профессиональных воинов-мусульман.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...