Перейти к содержанию
Илья

Этимология имён и фамилий, этнонимов и генонимов

Рекомендуемые сообщения

Гость Николай_Ф.

Не прокомментируете?

В статье венгерского исследователя Йожефа Перени. «Угры в Повести временных лет» (в сб.:Летописи и хроники, 1973, М.,1974,с.37-47) увидел ссылку как на давно доказанную этимологию слов «оногуры» и «болгары» .

«Оногуры» - обозначение тюркого племенного союза он-огур (тюркск. «10 стрел» , то есть образное «10 племен»* ). В VI-VII в. в степях Северного Причерноморья втречается несколько племен в названии которых было –огур).

Несколько из них, включая оногуров, утургуров и мадьяр, вошли в союз кочевых племен с Центром в Прикубанье. Этот союз получил тюркское название болгары, что означает «смесь»** и соотвествует характеру объединения.

Далее излагается одна из известных концепций происхождения слова угры: славянское население перенесло это название с тюркского союза племен «оногуры» на одного из его участников – мадьяр. Отсюда появилось славянское название венгров «угры» (первоначально с носовым звуком «оунгре»).

Ссылки на

* J.Melich, Uber den Ursprung des Namens «Ungar»//Archive fur slavische Philologie, Bd. XXXVIII. Berlin, 1923, S.244-250.

** J. Nemeth. La provenance du nom bulgar//Symbolae grammaticae in honorem Joannis Rozwadowski, t.II, Krakov, 1927, p.217-222.

С ув. Ник.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Несколько из них, включая оногуров, утургуров и мадьяр, вошли в союз кочевых племен с Центром в Прикубанье. Этот союз получил тюркское название болгары, что означает «смесь»** и соотвествует характеру объединения.

** J. Nemeth. La provenance du nom bulgar//Symbolae grammaticae in honorem Joannis Rozwadowski, t.II, Krakov, 1927, p.217-222.

Уважаемый Николай Ф.,

насчет этимологии "болгар". Относительно происхождения этого слова есть несколько версий, среди которых bulga~"смесь" - действительно пока самая распространенная. Она была выдвинута В.Томешеком в 1872. Дьюла Немет сначала поддержал ее (в работе, на которую Вы - или Перени? - ссылаетесь). Но позднее он решил ;) что этимология вероятнее восходит к глаголу bulga- ~"восставать" (Nemeth Gy. The Meaning of the Ethnonym Bulgar // Studies in Chuvash Etymology. Pt.1. Szeged, 1982). Вообще подробную сводку по этой теме со всей огромной историографией до начала 1990-х годов можно посмотреть: Ромашов С.А. Болгарские племена Северного Причерноморья в V-VII вв. // Archivum Eurasiae medii aevi. T. VIII. 1992-1994. Wiesbaden, 1994.

«Оногуры» - обозначение тюркского племенного союза он-огур (тюркск. «10 стрел» , то есть образное «10 племен»* ). В VI-VII в. в степях Северного Причерноморья втречается несколько племен в названии которых было –огур).

Несколько из них, включая оногуров, утургуров и мадьяр, вошли в союз кочевых племен с Центром в Прикубанье.

Далее излагается одна из известных концепций происхождения слова угры: славянское население перенесло это название с тюркского союза племен «оногуры» на одного из его участников – мадьяр. Отсюда появилось славянское название венгров «угры» (первоначально с носовым звуком «оунгре»).

Гипотеза о происхождении понятий "венгр~hungar" от оногуров в общем остается в силе. Считается, что 7-племенный венгерский союз (хетмадьяр) был составной частью оногурского объединения, в котором большинство составляли племенные союзы тюрок Западного каганата. Не случайно византийские авторы называли мадьяр в 9-10 вв. то "унгри", то "турки". Слово "оногур" в болгаро-тюркском звучало как "онгур". От своих соседей-болгар византийцы переняли его в виде "унгри", а от грамотеев-греков уже заимствовали западноевропейцы (как [h]ungar) и восточные славяне (как "угры").

Русские на протяжении нескольких веков знали мадьяр как угров, а слово "венгры" пришло в русский язык только в 17 в. как заимствование из польского.

Правда, остается одно труднопреодолимое препятствие для "оногурской" гипотезы B) Дело в том, что с конца 11 в. в русских текстах появляется страна Югра - северо-западная Сибирь, область расселения угроязычных племен, предков хантов и манси. "Югра" явно ближе к слову "угры", чем "оногуры". К тому же оногуров в тех местах никогда и близко не было. Насколько я знаю, здесь пока не разрешенное противоречие :huh:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Первая часть «Сокровенного сказания» монголов, где рассказывается о предках клана борджигин, безусловно, представляет собой этногенетическую легенду о происхождении монгольского народа. Она нам любопытно, по той причине, что упоминаемые в этой связи племена баргут, хори (ветвь туматов), урянхай, байаут, все проживали в территории Забайкалья. Так Бодоньчар – давший начало клану борджигин, по матери хоринского роду, отцом его мог быть Маалих из байаутов, но у того еще был сын. Не исключается и то, что отцом его мог быть сам Добун-мерген, потомок Буртэ-Чино, но тогда непонятно, почему монгольский автор заострил внимание на его ранней смерти. Примечательно, что Бодоньчар представляется светловолосым и зеленоглазым юношей, охотником с белым кречетом в руках, которого кормили волки, подобно предков древних усуней и тюрков.

Кстати почему все настоящие монголы имеют чисто якутские имена?

Чулуу - отличный, лучший человек! :lol:

Nepravilno. V CCM govoritsa "nydendee galtai nyyrendee tsogtoi" a eto prosto znachit chto ne urodlivym mujikom on byl. Nichego pro kakie to jeltye kudri i koshachie glaza tam ne govoritsa. Volki ego ne kormili. Tam skazano: on kral to chto ostavalos ot dobychi stai volkov, to est' padalyu pitalsa. A krecheta sam poimal i obuchal, vot.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2. - Чор/Чар от слова -Чур /например Моюунчур/ тюрк звание, аналог в монгольском и манжурском слово Цол /Cholo, Chola/ смысл слова ЗВАНИЕ

А почему чор/чар?

Неможно цор/цар?

Монголы говорят хун-хунэнцэр, тэрэг-тэргэнцэр.

Бодонцор - типа маленький бодон или похож на бодона

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, что старинные саха как и монголы необычайность, необыкновенность связывали с хоринским происхождением, говорили к этому человеку появляется его предок - в виде орла-беркута.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ошибочное мнение.Оногуры не тюркы. Они появились в 463г. Тогда Тюрки были далако далако в Вост.Туркестане.Ф.Симоката писал что оногуры жили в Согдиану и Бакат был их столицу.

В 459г. эфталиты-авары сделали поход к Семиречие и покорили Согдиану.А там были старие Кангюиские земли.Оногуры это Унаге из китайских хроник,часть Кангюя.Оногур=Хоногур =Кангар, из тохарского Канк- камень.Каменное государства -Ши ,так китайцы назвали земли Кангюя.

Бол-гар,означает болшая гора, а тангра - Танг-гра озн.каменная гора. танг-кетское слова озн.камень.Если очитовать кетско-тохарские языковые аналогии, переход танг-канк ясен! Так щто здесь древняя индоевропейская религия и веру в Каменною мировою гору.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если очитовать кетско-тохарские языковые аналогии, переход танг-канк ясен! Так щто здесь древняя индоевропейская религия и веру в Каменною мировою гору.

Уважаемый болгар. Очень интересна ваша версия о кетско-тохарском соответствии. Насколько я помню, насчет самого тохарского языка идут споры. Можно ли называть его тохарским вообще? Принято ведь письмо А, В, С , Ния там, как ее Крорайна (я правильно написал?) - о тохарском языке, а тем более о кетском (древнем) мы мало что можем судить. А если взять распространение погребальных масок, то лучше не задумываться.

Что вы имеете в виду под тохарским языком?

Я вам приведу гораздо больше доводов о тюркоязычности болгар с самого начала, чем об их индоевропеоидности. Каганы были, а не цари.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Исконно тюркские имена

Видимо, как свидетельство равноправия между мужчиной и женщиной у тюрков среди хакасских личных имен особых различий между мужскими и женскими нет, поэтому некоторые имена применяются как для мужчин, так и для женщин. Подобные примеры можно найти и у казанских татр: хотя бы имя Чулпан, которое могут носить как мужчины, так и женщины.

Иногда имена у хакасов давали исходя их внешнего вида: Алпах- очень белый, Ах пас- белая голова, Сарыг пас- желтая голова, Хара хыс- черная голова, хуба- русая и т.д.

Хакасские имена могут указывать т на время рождения: Айдолай- родившийся в полнолуние, Арачын- родившийся в новолуние, Хаан- родившийся в марте, Хосхар- родившийся в апреле, Силкер- родившийся в мае и т.д.

Самыми древними хакасскими именами считаются имена, связанные с названиями растительного и животного мира (в том числе и тематические): Харачыхай- ласточка, Сааскан- сорока,Ортек- утка, Хулун- жеребенок, Хазан- заяц, Нымырт- черемуха и т.д.

Среди девичьих имен можно встретить названия украшений и продуктов питания: Ызырга- сережка, Пызылах- сыр, Торгы- шелк и т.д. В период после Октябрьской революции к именам девочек чаще стали добавлять окончание женского рода: Аяна, Сояна и т.д.

Хакасы- мальчики получали имена мужских предметов: Пычахтай-имеющий нож, Алар или Аларах – особый вид лука, Мылтых –ружье. У хакасов имеются и «национально- племенные» имена: Сагай- сагаец, Соян- тувинец, Тадар- современное название хакасов, Хоорай- старинное название хакасов.

Есть некоторые общие с монгольским языком имена: Пурхан- святой, Наран- солнце, Арат- пастух, Ойрат- название джунгарского племени, Алан- невинная (не отсюда ли общее для балкар, карачаевцев и осетин название «алан» ?), Нохай- собака (это имя не обозначало татар- ногайцев, но являлось оберегом), Сайыт- знатный человек, Тайчы царевич, Хон тайчы – хан джунгарского ханства, Нойан- князь, Астай- счастливый, Ходалай- счастливый (кстати, одного из ханов Золотой Орды звали Хубилаем), суна- волк (вспомните тюркский род Ашина!), Хан-суна - царь волк.

Династия Ашина создала в 5-м веке Тюркский Каганат. У булгар и татар были имена Ашин, Ашан, Ашыт (монгольское слово «волк» во множественном числе).

Некоторых ханов Тюркского Каганата звали именами, производными от слова «буре» (волк): Буре-хан, Буре-шад («Буре-князь»). У татар были имена Буре, Буребай, Байбуре, Бурекoй, Башбуре, Буриш. У башкир известно конкретное историческое лицо- Акбуре-бий. У карачаевцев и балкарцев есть имя Берюка.

Изображенный на гербе Татарстана барс уже давно присутствует в именах мужчин- тюрков, в частности, у татар: Акбарс, Айбарс, Бейбарс (герой фильма о мамлюках), Барсбай, Бибарс, Буре барс, Барсхан, Илбарс, Карабарс, Тайбарс, Тинбарс: многие из этих имен заимствованы финноугорами марийцами и удмуратми. Тотем медведя также оказал некоторое влияние на имена татар-мишарей, сибирских и казанских татар: Аю, Аюбай, Аюхан и т.д.

Тулапар (скакун, иногда в значении волшебного коня) – это имя встречается у мужчин кумыков, балкар и карачаевцев. Лев Гумилев в книге «Древние тюрки» приводит одно имя Колын-бек («Жеребенок-бек», в китайских исторических источниках – «Баймэй-хан»).

Сыбай- это слово в древнетюркском языке означало «воин- всадник». От этого имени происходит, по одной из версий, название башкирского города Сибай.

В.Г. Магницкий в книге «Чувашские языческие имена» зафиксировал следующие имена: Аксубай, Акзурбай, Актубай, Арейбай, Битубай, Возубай, Ильсубай, Ирсубай, Истубай, Иттубай, Кастубай, Кочубай, Пиктубай, Питубай, Сарзубай, Сетубай, Синдубай, Тарсубай, Урсубай, Чесубай, Ярсубай, Ялтубай, Яштубай. Такое изобилие однокоренных имен в тюркских племенах не должно удивлять: в различных диалектах друг другу соответствуют согласные с-т-д-ч (например, вполне закономерен следующий ряд: Сурбай- Турбай- Дубай- Зубай-Чубай). Соответствие согласных д-з часто встречается в татрских и, что особенно, башкирских диалектах.

По болгарскому фильму кинозрителю стало известно одно из тюрко-булгарских имен: Аспарух- так звали хана одного из булгарских племен, которое он привел на берега Дуная.

Очень своеобразны имена у карачаевцев и балкарцев, булгарской ветви тюрков, которая сохранилась на Северном Кавказе.

Таковы, например, женские имена: Алтын, Алтынчач, Акбийче, Акбоюн, Бийче, Балкыз, Балдан, Джюзек, Джулдуз (кстати, у осетин есть имена, возникшие под тюркским влиянием: Зулдуз, Малкар, Татарбег, Татарби, Татаркан, Татари, Батту, Казан, Астархан и т.д., «Словарь осетинских личных имен», г. Орджоникидзе, 1990, Сост. В.Г.Цогоев, «Ир»), Джумуш, Илкер, Инджи, Кызтуума, Кюмюш, Карачач, Каракыз, Сюйдимхан и др. Мужские карачаевские и балкарские имена: Абрек, Айдарук, Алхаз, Мурза (этот тюркизм есть и у молдован- Мирча), Аслан, Асланбек, Асланалий, Аслангерий, Асланмырза, Аслантокь, Асланук, Аслаука, Бияслан (однокоренные имена: у башкир- Арыслан, у узбеков- Арслан, Арсланбек и др.), Батырбек, Батыргерий, Бараз, Малкарук, Байрамук, Айдарук, Байбатыр (у узбеков Бекджигит, Бекйигит), Джашар, Керман, Езден (Узден), Къара, Къаплан (это имя- в названии тюрко-татарской борьбы «Кара каплан», описанной историком Рафаэлем Безертиновым в нескольких изданиях), Къарабатыр (есть и одноименная сказка), Къарачай, Къонакь, Къонакьбий, Къумукь, Науруз (праздник весеннего солнцестояния), Таубатыр, Таулы, Темир, Темирбек, Темирболат (герой одноименной карачаево-балкарской сказки), Туккъум, Чука и др.

Рядом с братьями балкарами и карачаевцами живут тюрки кумыки, которые принимали иудаизм и мусульманство, но при этом смогли сохранить некоторые тюркские имена, среди них женские: Айбике, Назбике, Балкыз (как у карачаевцев и балкарцев), Хумай («счастье-птица», у башкир Хомай) и т.д., - и мужские: Ага (старший брат), Агай, Агабек, Агагиши, Абаш, Арслан, Асбек (Ас- балкаро-аланский), Астемир, Татархан, Уллухан (великий хан), Шамхал (от кум. «шавхал»- правитель), Кайтмас (прямой, непоколебимый), Батыр, Батырхан, Бурхан, Болат, Аселдер (Ас+элдар «господин»), множество имен, обозначающих сокола- Тарлан, Сунгур, Байсунгур, Лачин. Имена, производные от боевых птиц, несут в себе и тотемистический смысл. Таковы древнетюркские имена: Тогрул, Торымтай. У татар и башкир: Каракаш, Шонкар, Бoркетбай, в том числе и заимствованные из персидского языка- Шахбаз, Шахин.

Узбекские мужчины могут носить имя Лочин (Лачин), а женщины Лочиной (Лачинай). У узбеков, несмотря на сильное влияние ислама и коммунистической идеологии (примером чему служат имена Октябрь, Октябрьжон, Совет, Совхозбек, Фидель и т.д.), в личных именах сохранилось и название единого тюркского бога- Тангри: Тангры, Тангрыбек, Тангрыберды (в татарском языке аналоги есть и в личных именах, и в названиях населенных пунктов: Тoнребирде, Тoбирде, Тoрбит), Танрыберган, Тангрыбай, Тангрыходжа, Тангрыкул (кн. «Правописание узбекских имен» Эрнст А.Бегматов, г. Ташкент, «Фан», 1972).

Прекрасные тюркские имена можно обнаружить среди имен выдающихся исторических личностей: Атилла, Oлбeк (сын Атиллы), Нагайбeк (Асянов), и Аренкул (Асеев)- герои пугачевского восстания, Байраш-хан- булгарский правитель юрта, который был расположен в месте впадения реки Ирни в Зай (на территории современного Татарстана) и т.д.

Некоторые из татарских мужских имен берут свое начало от оружия: Кылыч, Кылычарслан, Булаткылыч, Акбулат, Айбулат (у волжских булнар), у карачаевцев есть интересное имя Кылычбий.

К тюрксому пласту татарских имен относятся также следующие: Тимер, Тимербeк, Тимербулат, Таштимер, Тимерхан, Тимеркотлык, Котлытимер, Актимер, Акбулoк, Актуган, Акбатыр, Акъегет, Акчура, Балта, Балтай, Балтакай, Балтач, Балтан, Балтабай, Балтакол, Урак, Ураккай, Уракай, Уракчы, Казан, Казанбай, Казанай, Казанбәк, Казанчы, Боерган, Кукбуре, Сарман, Тулбай, Уразбай, Ураз, Уразлы, Уразхан, Уразбикe, Сеендек (у башкир- хейедек), Сеенеч, Куандык, Куаныч, Котлы, Айтуган, Кушан, Тoмoй, Уразхан, Котлыгол, Уразгол, Котлыша, Бирдебeк, Бикчурай, Ишморза, Ишбатыр, Иштирeк, Куштирeк, Акбикe, Акбикoч, парные «по цветности» имена: Акарыслан, Караарыслан, Акбай, Карабай, Акбарс, Акбарыс, Карабарыс, Акбатыр, Карабатыр, Акбаш, Карабаш, Актай, Каратай, Акморза, Караморза, Аксакал ,Карасакал, Акбикe, Карабикe, Аксылу, Карасылу.

«Цветных» имен много также и у других тюрков, к примеру, у хакасов: Ак-кылыш, Ак-молат (у казанских татар - Акболат), Ак-таш, Ак-тай и т.д.

Если заглянуть в фольклорые произведения, то весьма интересные тюркские имена можно обнаружить у башкир: Акбуре, Кукбуре, Алтынса, Алтынсура, Агиш-батыр, Алмас-батыр, Бурхан-батыр, Батырша, Кырбатыр, Батыргол, Баяс, Баял-хан, Денке, Хигезoк, Коркот, Туйыш, Йондызак, Oлкoр, Тoлкебай, Катай, Түңгәүер, Юлготло (однокоренные у татар: Юлкотлы, Котлычура, Котлыбай, Котлыбикә, Л.Гумилев упоминает о древнетюркских именах Котлык и Бильге-котлык), Ырыс, Изел, Урал, Уралбикә, Алтынбикә, Көнбикә, Йәнбикә, Асылбикә, Карлугас (аналогичное женское имя у татар- Карлыгач, у хакасов- Харачыхай), Күбәләк.

У тюрков есть множество женских имен с корнем «сылу»- «красивая». У узбеков, например, к таковым относятся Сулув, Ойсулув, Туксулув, у башкир- Акһылау, Таңһылыу, Айһылыу, Көнһылыу, Маянһылыу, Барсынһылыу, у казанских татар Аксылу, Алсылу, Байсылу, Баянсылу, Биксылу, Гөлсылу, Ефәксылу, Зәйсылу, Йөзсылу, Йөзлесылу, Камәрсылу, Корбансылу, Көнсылу, Көмешсылу, Күркәмсылу, Назлысылу, Нурсылу, Сылу, Сылубикә, Сылугөл, Сылуйөз, Сылукай, Сылуниса, Сылуҗиһан, Татлысылу, Туксылу, Тәңкәсылу, Энҗесылу, Фәхресылу, Һиммәтсылу, Җофарсылу. Эти примеры наглядно демонстрируют большое количество производных от одного корня имен у тюрков, правда, среди них есть и несколько «арабизированных»: Фәхресылу и т.д.

Л.Н.Гумилев в своей книге «Древние тюрки» приводит имена некоторых выдающихся тюрков:

Батыр-шад (Батыр-князь), Бага-шад (Божественный князь), Ир-бәк-шад, Түрк-шад (тюркский князь в своем улусе), Түрксан, Төрә-мен («Я в законе»), Яучы (воевода), Шор (князь династии Ашина), Дулу-хан, Аба-хан (старейший хан, но не главный), Басыл-тегин («принц-жертва», возможно, против сглаза), Капкан-хан («хищный хан»), Узмыш-тегин, Узмыш-хан, Алып (богатырь), Арслан (лев), Иль-Арслан («Лев своей родины»), Иль-тәбәр (наместник), Иль-шад, Иль-чур, Таман, Тапу-хан (связано с буддийским влиянием), Боке-хан («Буга-хан», «герой», «могучий»), Ишбара-хан, Ишбара җабгу, Батыр-җабгу, Амрак (спокойный), Инан (доверенное лицо), Кош (птица), Шегуй-хан (сяньбийское слово (Туг-бир, Ту-у, Бильге-хан, Этмеш-бек, Сылу-бәк.

Возможно, в будущем тюрки, скинув навязываемые идеологии, хотя бы в вопросе имен обратят внимание на исконно тюркские источники.

Айрат Галимзянов

http://beznen-yul.narod.ru/imena.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Исконно тюркские имена

Возможно, в будущем тюрки, скинув навязываемые идеологии, хотя бы в вопросе имен обратят внимание на исконно тюркские источники.

Айрат Галимзянов

http://beznen-yul.narod.ru/imena.htm

tak derjat' Airat. [censored]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О ЧЕМ ГОВОРЯТ ТАТАРСКИЕ ИМЕНА

(толковый словарь имен)

http://www.tatar.famclan.ru/

http://www.tatar.kz/isem_ra.htm

Толковый словарь татарских личных имен (на русском языке). Словарь подготовлен на основе книги Гумара Фаизовича Саттарова "О чем говорят татарские имена?" (Гомер Саттар-Мулилле. Татар исемнере ни сейлие - Казан: "Раннур", 1998. - 488 б.). Это наиболее полный ресурс по татарским именам, но, к сожалению, чуточку медленный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

gde-to zdes' odin chelovek udtverjdaet shto u togdashnih chingisidov bili sledueshie kazahskie imena.

drug!

U nas, u mongolov, do sih por est' yazik na kotorom govoril the Great Khaan. Napomniu, mi mongoli, sledueshiemi slovami ejednevno pol'zuemsya:

1. Chingis-

eto skoree ot mongolskovo slova"tengis"/more, naprimer Krasnoe more, Chernoe more, na russkom/.

ili "chang" eto nashe slovo "strogii"/strong in eng./ na russkom. The Strongman.

Tumuujin-

eto mongollskoe slovo "tumu"/chislo 10000 ili "narod" na russkom/. Tumuujin oznachaet "commander of 10000" ili "obshitelnii chelovek".

temuuljin

- "temuu" ili "temuul" oznachayut "stremyashiisya" ili"stremit'sya" na russkom, a mongolskie okonchaniya "jin", "chin" , podobni tomy -er, -man na angliiskom t.e a warrier, a postman i.t.d/.

2. Zebe

-"zebe"mongolskoe slovo/kopiya na russkom/.

3.

Esuukhei-

"esu"/chislo deviyat' na ruuskom/, "khei","khai"/-mongoli po se deni dobavlyaut ikh na imena svoih blizkih. 9-eto chislo sveyashennoe u mongolov.

4.

subeetei-

"subee"-eto bok na russkom, a okonchanie "-tei" oznachaet "c" na russkom, kak s siloi, so orujiem i.t.d.

Subeetei oznachaet silnii vo sxvatke.

kazahi -eto rodstvennie nam narod, v smisle tovo shto v ikh obrazovanii uchastvovali mongoli.

alhana from Mongolia

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да согласен, Чынгыс, Йэсугэй, Темирчин, Одьулуун, Субэдэй типично

монгольские имена. Но тогда монголы говорили не полностью на жуань-

жуанском наречии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да согласен, Чынгыс, Йэсугэй, Темирчин, Одьулуун, Субэдэй типично

монгольские имена. Но тогда монголы говорили не полностью на жуань-

жуанском наречии.

Utochnite pojailusta, kakie razlichiya v narechii nirunov /juani juanei/ i mongolov?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопросы лингвистам. Кто может, ответьте, пожалуйста!

1. В книге Тизенгаузена "Золотая Орда в источниках" (арабские и персидские сочинения) сказано (цытирую дословно): "...Тимур подарил ему (Тохтамышу) лошадь по имени Хынк-оглан, которая по проворству обгоняла ветер..."

ВОПРОС: Что означает имя ХЫНК-ОГЛАН? Нигде не могу найти. Знаю, что тюркские имена всегда носили смысловую нагрузку.

2. Опять по по поводу тюркских названий. Читая различную историческую литературу по Тимуру столкнулся с одной проблемой. Титул его был - "царский зять" (после женитьбы на чингисидке Сарай-Мульк-ханым). Так вот в одних книгах "царский зять" произноситься, как КЮРЕГЕН. В других - КЮРГЕН. Ещё в одних: ГУРАГЕН. И ещё: ГУРГЕН.

ВОПРОС: Как всё же правильно звучит титул "царский зять"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"оглан"-это младший сын. Уланы в русской армии от слова "оглан". А титул Тимуpа был "гураган"", т.е. муж чингизидки. Извините, что ответ неполный. ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

добрый всем день.

помогите пожалуйста установить значение и происхождение осетинской фамилии Дзуцев. любые домысла приветствуются.

заранее спасибо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В последнее время увлекся изучением происхождения нашего (тюркского) народа. К тому что знал, добавилось еще столько же.

А сегодня вдруг наткнулся на однофамильцев из Узбекистана и Туркмении. Интересно, потому что сам я по происхождению западный азербайджанец - эль оглу.

Предлагаю постить тут свои ФИО и рассказывать о их происхождении.

Начну с себя. ФИО (Надиров Фарид Фаиг оглы ) у меня предположительно не тюркское. Пришел к этому выводу просмотрев словарь арабских и фарситских слов.

Приставку «ов» мой прадед получил при советском правительстве еще в начале 20 века. Фамилия истинная – толи Надирзаде, толи Надиршахлы.

Перевод с арабского – надир – единственный.

Как мне рассказал отец, а ему в свою очередь его дед, род происходит из Эриванского ханства, туда мои предки переехали из Тебриза, зачем переехали неизвестно. Из Эривана в 1905 году мой прадед и мои родственники ( всего 7 семей), по словам прадеда, в следствии обострения армяно-турецких отношений, притока в Эривань большого количества переселенных Российской Империей армян из Османа, переезжают жить в Нахичевань, а потом в Баку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может быть сейчас и называется Ереван, так же надуманно как и Карабах назвали - Арцахом.

Но слава Аллаху к армянам неимею никакого отношения.

Дорогие армяни, мы я предложил обсуждать тюркские фамилии, а не армянские, а остроты свои оставьте для себя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...