Перейти к содержанию
Aryslan

Уйгуры

Рекомендуемые сообщения

В 21.02.2017 в 11:27, Ашина Шэни сказал:

Покажите мне хоть ЧТО- НИБУДЬ по найманам окромя этнонима что говорило бы об их монгольских корнях. Все имена их и титулы тюркские. Напомню кстати как Гурбесу кажись в Сказании с ставке хана найманов презрительно отзывалась о "грязных монголах":lol: И логично, ведь для найманов, осколка саиих орхонских уйгуров со старыми имперскими традициями, монголоязычные пришельцв из Маньчжурии были неотесанными дикарями. Найманов даже в Юань и в разряд монголов не включили, а вместе с тюрками и мусульманами занесли в разряд сэму. Поэтому сейчас найманов в науке подавляющее большинство считают тюрками. Включая и МОНГОЛЬСКИХ же ученых Тумуртогоо и Цэцэгдари.

По хуннам есть работа Дыбо и куча статей ее предшественников, где прекрасно этимошогизируются на основе тюркского хуннские слова и фраза. А все что есть в этом плане с монгольской стороны это всякие высеры Шабаловых где проклинается буддизм и этимошогизируются СОВРЕМЕННЫЕ китайские чтения хуннских слов, а главный авторитет это Бичурин из 19 века:D И извините как вы объясните то что кидани не узрели монголов в Монголии? Где они в то время были, ушли в астрал?:lol:

  • Я лично не исключаю тюркоязычия (или как минимум орхоно-уйгурского происхождения) найманов, но все же думаю будет уместным сказать о единственно известном найманском слове:

"На языке найманов и некоторых монголов букаула называли кишат, а монголы говорят кичат"

"Его называют Унгуз-кысат, ибо на языке найманов букаула называют кысат, что значит насыщение"

Но если быть точным, то: 

"В тексте тюркско-персидское канишмиши кардан; в этом глаголе первое слово у Березина – кисмиши, которое он производил от тюркского глагола кысмак (***) – «давить, жать», – что ни в коей мере не подходит под понятие букаул. Здесь, повидимому, следует иметь в виду казанско-татарский глагол канмак (вз. – канышмак) – «насыщаться». В таком случае предшествующее слово (у найманов) должно быть не кысат (у Березина – к?нсат, по его чтению – «гансат»), а канишат."

Сравните: совр. монг. "ханасан" (насыщенный; для того периода в среднемонгольском следует видеть замену "с" на "ш") и ханаш (ненасытный).

Это, конечно, не говорит о языке найманов как о монгольском (может это вообще монголизм в найманском-уйгурском). 

  • По хунну: насчет этимологий достопочтенной Дыбо лично у меня есть большие сомнения на основании, скажем так, "подгона" под тюркский язык, как, например:

"Брат Юфулоу (см. ниже), правил вслед за ним, т.е. с 195 г. н.э. Предположительное чтение: ВХ wā dwa ʒjwan. Может быть, Odočin? Тогда сопоставимо с тюрк. ota-či ‘лекарь’ (EDT 44)." 

Но ведь в приведенной самой Дыбо интерпретации имеем "Одочин", а не "Отачи", то есть Дыбо просто отбросила конечный "н", сделав слово "тюркским". Однако, этот конечный "н" как раз говорит о монгольском происхождении сего слова, ибо именно в монгольской ветви имеют хождение "-чин" для показателя провессии, в то время как, например, в древнетюркском братья-тюрки показывали единственное "балыкчин", что, впрочем, можно назвать словом, образованным тюрк. корнем "балык" и монг. "чин", дабы избегать тождественности в произношении со словом "балыкчи" (балыкчи - рыбак; балыкчин - птица-рыболов, емнип). 

И слова хуннуские в общем то и с протомонгольского хорошо этимологизируются (по крайней мере по моему наискромнейшему мнению), как то я стараюсь делать в теме о хунну.

В общем, не надо хоронить монгольскую версию, сайн-аха:asker28it:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

24 минуты назад, Ермолаев сказал:
  • Я лично не исключаю тюркоязычия (или как минимум орхоно-уйгурского происхождения) найманов, но все же думаю будет уместным сказать о единственно известном найманском слове:

"На языке найманов и некоторых монголов букаула называли кишат, а монголы говорят кичат"

"Его называют Унгуз-кысат, ибо на языке найманов букаула называют кысат, что значит насыщение"

Но если быть точным, то: 

"В тексте тюркско-персидское канишмиши кардан; в этом глаголе первое слово у Березина – кисмиши, которое он производил от тюркского глагола кысмак (***) – «давить, жать», – что ни в коей мере не подходит под понятие букаул. Здесь, повидимому, следует иметь в виду казанско-татарский глагол канмак (вз. – канышмак) – «насыщаться». В таком случае предшествующее слово (у найманов) должно быть не кысат (у Березина – к?нсат, по его чтению – «гансат»), а канишат."

Сравните: совр. монг. "ханасан" (насыщенный; для того периода в среднемонгольском следует видеть замену "с" на "ш") и ханаш (ненасытный).

Это, конечно, не говорит о языке найманов как о монгольском (может это вообще монголизм в найманском-уйгурском). 

  • По хунну: насчет этимологий достопочтенной Дыбо лично у меня есть большие сомнения на основании, скажем так, "подгона" под тюркский язык, как, например:

"Брат Юфулоу (см. ниже), правил вслед за ним, т.е. с 195 г. н.э. Предположительное чтение: ВХ wā dwa ʒjwan. Может быть, Odočin? Тогда сопоставимо с тюрк. ota-či ‘лекарь’ (EDT 44)." 

Но ведь в приведенной самой Дыбо интерпретации имеем "Одочин", а не "Отачи", то есть Дыбо просто отбросила конечный "н", сделав слово "тюркским". Однако, этот конечный "н" как раз говорит о монгольском происхождении сего слова, ибо именно в монгольской ветви имеют хождение "-чин" для показателя провессии, в то время как, например, в древнетюркском братья-тюрки показывали единственное "балыкчин", что, впрочем, можно назвать словом, образованным тюрк. корнем "балык" и монг. "чин", дабы избегать тождественности в произношении со словом "балыкчи" (балыкчи - рыбак; балыкчин - птица-рыболов, емнип). 

И слова хуннуские в общем то и с протомонгольского хорошо этимологизируются (по крайней мере по моему наискромнейшему мнению), как то я стараюсь делать в теме о хунну.

В общем, не надо хоронить монгольскую версию, сайн-аха:asker28it:

По империи Хунну история такая. Их разбили совместными союзными усилиями Китайцы, Сянби, Динлины и Турфанцы. Хунну разбились на 4 разные ветви - одна из них слилась с сянбийцами (монголами), вторая осталась в китае(возможно тобгачи - Igor говорил, что их язык архаичный тюркский (хуннский), а аристократы говорили на архаичном монгольском), и третья часть оказались где-то на терр Восточного Туркестана и юго-востока совр Казахстана и Чёрныого Иртыша, четвёртая малосильная часть ушла в Западную Сибирь и основывает там гос-во Юэбань (Жужан)

Археологически их миграции зафиксировали  в Таласе, Ташкентском оазисе, Чаткальской долине и даже в приараелье. Емнип, все черепа монголоидные. 

Вот эта вот четвёртая часть Хунну и есть в последствие Жужанский (авары) Каганат. Они, видимо, там сильно смешались с аборигенным населением Сибиои (судя по всему европеоидами). Емнип, по археологическим останкам прихода хунну в Сибирь, европеоидное население резко меняется монголоидным. И они (жужане) судя по всему считали себя наследниками (продолжителями хунну) и образовали сильное и огромное гос-во. 

Примечательно, что кок-Тюрки и все тюрки, очень не любили и сторонились названия хунну. Видимо помнили прошлое и кого их предки когда-то разбили. 

Далее Жужане пленили тюрок Ашина в ВТ, забрали их в качестве рабов на Алтай как ремесленников (сами они ремесло не знали, видимо). 

А потом уже Кок-тюрки(восточные иранцы) и телесцы(динлины) их победили и истребили почти всех. Бежавшие на запад жужане это авары, судя по всему. Какие-то жужани и хунну все-равно остались в степи. Смешанность европеоидов и монголоидов в пропорции 80/20 к тому времени, говорит о том, что хуннский и жужанский этнос был среди тюркского.

Но, видимо, земля круглая да и карма существует, и в 13 веке монголы во главе с ЧХ таки вернулись на историческую арену. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25 минут назад, Ермолаев сказал:
  • Я лично не исключаю тюркоязычия (или как минимум орхоно-уйгурского происхождения) найманов, но все же думаю будет уместным сказать о единственно известном найманском слове:

"На языке найманов и некоторых монголов букаула называли кишат, а монголы говорят кичат"

"Его называют Унгуз-кысат, ибо на языке найманов букаула называют кысат, что значит насыщение"

Но если быть точным, то: 

"В тексте тюркско-персидское канишмиши кардан; в этом глаголе первое слово у Березина – кисмиши, которое он производил от тюркского глагола кысмак (***) – «давить, жать», – что ни в коей мере не подходит под понятие букаул. Здесь, повидимому, следует иметь в виду казанско-татарский глагол канмак (вз. – канышмак) – «насыщаться». В таком случае предшествующее слово (у найманов) должно быть не кысат (у Березина – к?нсат, по его чтению – «гансат»), а канишат."

Сравните: совр. монг. "ханасан" (насыщенный; для того периода в среднемонгольском следует видеть замену "с" на "ш") и ханаш (ненасытный).

Это, конечно, не говорит о языке найманов как о монгольском (может это вообще монголизм в найманском-уйгурском). 

  • По хунну: насчет этимологий достопочтенной Дыбо лично у меня есть большие сомнения на основании, скажем так, "подгона" под тюркский язык, как, например:

"Брат Юфулоу (см. ниже), правил вслед за ним, т.е. с 195 г. н.э. Предположительное чтение: ВХ wā dwa ʒjwan. Может быть, Odočin? Тогда сопоставимо с тюрк. ota-či ‘лекарь’ (EDT 44)." 

Но ведь в приведенной самой Дыбо интерпретации имеем "Одочин", а не "Отачи", то есть Дыбо просто отбросила конечный "н", сделав слово "тюркским". Однако, этот конечный "н" как раз говорит о монгольском происхождении сего слова, ибо именно в монгольской ветви имеют хождение "-чин" для показателя провессии, в то время как, например, в древнетюркском братья-тюрки показывали единственное "балыкчин", что, впрочем, можно назвать словом, образованным тюрк. корнем "балык" и монг. "чин", дабы избегать тождественности в произношении со словом "балыкчи" (балыкчи - рыбак; балыкчин - птица-рыболов, емнип). 

И слова хуннуские в общем то и с протомонгольского хорошо этимологизируются (по крайней мере по моему наискромнейшему мнению), как то я стараюсь делать в теме о хунну.

В общем, не надо хоронить монгольскую версию, сайн-аха:asker28it:

Покажите мне хоть одну достойную монографию где с полной реконструкцией ханьских чтений даются монгольские этимологии хуннских слов. Работа Дыбо конечно не идеальна, но у монгольской версии аналогов ей сейчас элементарно НЕТ;) Да и хуннская фраза Фотудэна как ни крути с монгольского не читается. И как тут уже неоднократно указывал эрудит Сабиров, в китайских источниках однозначно говорится что потомки хуннов это тюркоязычные народы. С мэнгу связей там вообще никаких.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Ашина Шэни сказал:

Покажите мне хоть одну достойную монографию где с полной реконструкцией ханьских чтений даются монгольские этимологии хуннских слов. Работа Дыбо конечно не идеальна, но у монгольской версии аналогов ей сейчас элементарно НЕТ;) Да и хуннская фраза Фотудэна как ни крути с монгольского не читается. И как тут уже неоднократно указывал эрудит Сабиров, в китайских источниках однозначно говорится что потомки хуннов это тюркоязычные народы. С мэнгу связей там вообще никаких.

Ну, что поделать, перевелись ныне хорошие монголисты, хоть как-нибудь да пытающиеся отстоять монгольскую версию (Шабалов реально жжёт, связывая все с совр. звучанием кит.:)).

По вразе мудреца Вотудэна погодите, может и будет читаться^_^ (не с монгольского только, а с протомонгольского).

Так ведь я и не говорю о статусе хуннуского как предка для монгольского, ибо он тогда уж должен быть параллельным "дунхусскому", кой предок всех совр. монгольских языков. И разве монгольская ветвь алтайской семьи от одних только мэнгу-шивэй исходит? А как же южная группа (монгоры, дунсянь, баоань), кои, видимо, от туйюхуней? А дауры, кои, видимо, с киданями связь имеют? Да монголы (мэнгу) были лишь одним племенем во всей массе монголоязычных, кои имели другое происхождение, но были с ними близкородственны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 минут назад, Ашина Шэни сказал:

Покажите мне хоть одну достойную монографию где с полной реконструкцией ханьских чтений даются монгольские этимологии хуннских слов. Работа Дыбо конечно не идеальна, но у монгольской версии аналогов ей сейчас элементарно НЕТ;) Да и хуннская фраза Фотудэна как ни крути с монгольского не читается. И как тут уже неоднократно указывал эрудит Сабиров, в китайских источниках однозначно говорится что потомки хуннов это тюркоязычные народы. С мэнгу связей там вообще никаких.

Ну и плюс тотем волка, огузхан (модэ?) итд. Хунны в любом случае были в тюркском компоненте. Сколько веков существовала хуннская империя? 7-8? За это время любой турфанский согдиец, средиземноморец и кельт хунном станет и по-тюркски заговорит :) Тоже касается и Сянби как мне кажется. Глупо отрицать, что прото-монголоязычные народы не были в хуннской империи. Возможно даже они ею правили. Тобгачи - это осколи хунну в китае. Почему их аристократия говорила скорее на близком к монгольскому, а простые тобгачи на архаичном тюркском? Igor писал, что правящие династии шаньюев дожили до средних веков, называя их уйгурами (западными хунну или жунами). Так что правящие роды вполне могли отличаться от подконтрольного народа. И монголоидный культегин и балбалы - я это объясняю такой версией. Монголоидной аристократией, ведущей начало от хунну.

Критика? (она всегда полезна :D)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, Ермолаев сказал:

Ну, что поделать, перевелись ныне хорошие монголисты, хоть как-нибудь да пытающиеся отстоять монгольскую версию (Шабалов реально жжёт, связывая все с совр. звучанием кит.:)).

По вразе мудреца Вотудэна погодите, может и будет читаться^_^ (не с монгольского только, а с протомонгольского).

Так ведь я и не говорю о статусе хуннуского как предка для монгольского, ибо он тогда уж должен быть параллельным "дунхусскому", кой предок всех совр. монгольских языков. И разве монгольская ветвь алтайской семьи от одних только мэнгу-шивэй исходит? А как же южная группа (монгоры, дунсянь, баоань), кои, видимо, от туйюхуней? А дауры, кои, видимо, с киданями связь имеют? Да монголы (мэнгу) были лишь одним племенем во всей массе монголоязычных, кои имели другое происхождение, но были с ними близкородственны.

А у нас есть тексты туюйхуней?:qazaq1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Uighur сказал:

Ну и плюс тотем волка, огузхан (модэ?) итд. Хунны в любом случае были в тюркском компоненте. Сколько веков существовала хуннская империя? 7-8? За это время любой турфанский согдиец, средиземноморец и кельт хунном станет и по-тюркски заговорит :) Тоже касается и Сянби как мне кажется. Глупо отрицать, что прото-монголоязычные народы не были в хуннской империи. Возможно даже они ею правили. Тобгачи - это осколи хунну в китае. Почему их аристократия говорила скорее на близком к монгольскому, а простые тобгачи на архаичном тюркском? Igor писал, что правящие династии шаньюев дожили до средних веков, называя их уйгурами (западными хунну или жунами). Так что правящие роды вполне могли отличаться от подконтрольного народа. И монголоидный культегин и балбалы - я это объясняю такой версией. Монголоидной аристократией, ведущей начало от хунну.

Критика? (она всегда полезна :D)

Протомонголы там безуслпвно были, но лишь как периферийные данники лесники в Маньчжурии, не более. Я уже говорил что будь монголы хоть как то значительны в Монголии долгое время, дрвенетюркский кишел бы монголизмами, ведь правящее племя всегда дело престижное как и его язык. И кто доказала что аристократия тоба говорила на монгольском? Текстов табгачей как не было так и нет. А "уйгуры" здесь имеются ввиду Сабировым как общее название телесцев, которые вполне сбее могли сохранить ветви рода Моду шаньюя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Ашина Шэни сказал:

А у нас есть тексты туюйхуней?:qazaq1:

Текстов нет, ув. Ашина Шэни.

Но просто никак не объяснить наличие на землях туйхуней третьей ветви (южной) монгольских языков. Откуда они тогда там взялись, да еще с языками, сильно отличающимися от северной ветви?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Ермолаев сказал:

Текстов нет, ув. Ашина Шэни.

Но просто никак не объяснить наличие на землях туйхуней третьей ветви (южной) монгольских языков. Откуда они тогда там взялись, да еще с языками, сильно отличающимися от северной ветви?

Ну дык поздние миграции никто не отменял. Вон ойраты аж на тибетские вершины забраться успели:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Ашина Шэни сказал:

Ну дык поздние миграции никто не отменял. Вон ойраты аж на тибетские вершины забраться успели:D

Ну если это поздние миграции, то тогда почему южная ветвь так неимоверно сильно отличается от северной (халха, буряты, ойраты и т.д.)? Они как бы особняком стоят.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

27 минут назад, Ашина Шэни сказал:

Протомонголы там безуслпвно были, но лишь как периферийные данники лесники в Маньчжурии, не более. Я уже говорил что будь монголы хоть как то значительны в Монголии долгое время, дрвенетюркский кишел бы монголизмами, ведь правящее племя всегда дело престижное как и его язык. И кто доказала что аристократия тоба говорила на монгольском? Текстов табгачей как не было так и нет. А "уйгуры" здесь имеются ввиду Сабировым как общее название телесцев, которые вполне сбее могли сохранить ветви рода Моду шаньюя.

Понял тебя, друг. Пожалуй, доверюсь твоему мнению. 

А Жужани кто? Тюрки или монголы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Uighur сказал:

Понял тебя, друг. Пожалуй, доверюсь твоему мнению. 

А Жужани кто? Тюрки или монголы?

Жужани гетерогенная группа, видимо вобравшая в себя осколки хуннов Монголии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Vlad2018 сказал:

И кого щас читать по тюркоязычию хунну ?

Дыбо и Шервашидзе.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Ашина Шэни сказал:

Да бесится просто Эр Суге, что он потомок лесников, которые понабрались у монголоязычных соседей чего только можно, а Uighur потомок великих турфанских уйгуров, которые из всех древних тюрок создали одну из самых уникальных и культурных цивилизаций и оставили самое значительное и самое разнообразное по характеру письменное наследие:lol:

Амыр-Менди! Величие Урианхай Тувинцев в истории, мы как не крути местные коренные, независимо лесные не лесные по происхождению, история великих происходила на наших землях. Наши земли сохранили всю эту историю в виде самых древних курганов скифов, в виде письменностей Коктюрков. Уйгуров, Кыргызов в самом большом количестве и их же курганов на наших землях. 

Также я прошу твоих партнеров и жду от них доказательства в виде скриншотов с современного монгольского с указанием корней, аффиксов что старомонгольские слова ихние родные. Если хотят доказать пусть потрудятся, я за ними покажу скриншоты с Тувинского языка корни слов и напишу разбор слов указанием на суффиксы, склонения и т.д. не буду ставить никаких смайликов, пытающихся оскорбить оппонентов. как я понял с оскорблениями ничего не добьешься, тут в форуме такая обстановка сложилась, от этого все пытаются показать свой великий ум, и тот же время пытаются оскорбить оппонента. Мне самому неудобно, повелся на это, тоже пошел на этот путь. И форум это удобное место для оскорблений т.к. за это только получишь слова, но не физическое воздействие, от этого рождает безнаказанность. Да я благодарен админу, он разошедшихся наказывает баном, но хитроумные на слова, умеют еще хуже оскорбляют с намеками. Жаль я не владею такими способностями, я прямолинеен, если глаза на глаза встретились бы, мне лучше кулаками разобраться, чем словами. 

Ну брат, давай своих партнеров поторопи, я Энхду дал коротенький текст, чтоб он указал на корни слов и аффиксы, почему это слово обозначает такой смысл, и скриншоты. Также твоя партнерша пускай докажет свои переводы, если что пускай текст Печати Гуюка приложит с скриншотами, КАЖДОЕ СЛОВО-ПЕРЕВОД, ОПИСАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, Uighur сказал:

Я не страдаю. Таких как вы надо сразу на место ставить. Молодец, что частично признал правду. За меня не беспокойся, дорогой. Уйгурами рождаются, а не становятся :D

Надеюсь ты станешь мудрее и больше не будешь нести чушь о происхождении монголов от древних уйгур:D

Найти мне мой пост, что я написал монголы произошли именно от уйгуров, я такое не писал, и в уме не было. В центральной Азии кроме уйгуров было много Тюрков, тот же Коктюрки себя не называли уйгурами, огузы тоже не называли себя уйгурами. Сеяньто (по версии ученных сояны) тоже не называют уйгурами, телесцы тоже не называют Уйгурами и т.д. много племен было Тюркских. Кстати Тобасцы тоже Тюрки (Руст приводил) они тоже не назывались уйгурами. В современной Монголии самые ни есть цаатаны (оленоводы) себя называют уйгурами, что получается, уйгуры выходцы лесных зон (выше указал это один из родов Даргатов Урианхайцев). Они же и являются самыми близкими по расположению к орхону и истокам селенге. Хакас в себе приписываешь в родство, они тоже лесные, кыргызы тоже выходцы минусинской котловины и окружен лесами. Тогда что, турфанские Уйгуры убежавшие из орхона и селенге являются лесными, получается так. Сам Чингис Хан тоже является лесным, он же убегал от родственников тайчиудов в ЛЕС, и питался рыбой. Тогда что плохого в слове лесной? 

Вот ты появился в форуме, и начал агрессией, шовинизмом указывая что мы не уйгуры (даже попытался оскорбить весь народ, и из-за этого схлопотал бан от админа) ну найти мне мой пост, где я говорил что мы Уйгуры, не найдешь, я пишу что Уйгуры является одним из многочисленных предков и частью нашей истории, всего-то брат. Но наш язык является по происхождению Уйгуро-Тюкуеским, местный. Ну я скажу что мы не уйгуры как ты хочешь, но язык не могу изменить, это мой родной язык брат, с молоком матери привившийся. И по твоему желанию не могу изменить.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 часов назад, кылышбай сказал:

а когда были Моголистан, Дөрвөд Өөрд и Джунгарское ханство - они входили в них?

у афганцев думаю это узбеки-найманы

точнее наоборот: из Дешти Кипчака пришли в Мавераннахр. хотя в источниках по Чагатайскому улусу до темуридов найманы уже упоминаются. а казахские наверняка произошли от "узбекских" в смысле из улуса Джучи

по-современному: эммигрировали

как то столкнулся с двумя хазареиками в Туркестане , они там учатся в МКТУ,  говорили что предки татары, сами наиманы:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

42 минуты назад, думан сказал:

как то столкнулся с двумя хазареиками в Туркестане , они там учатся в МКТУ,  говорили что предки татары, сами наиманы:D

у хазарейцец насколько я знаю племена все с персидскими названиями

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

34 минуты назад, кылышбай сказал:

у хазарейцец насколько я знаю племена все с персидскими названиями

ну незнаю .мне они так ответили

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, думан сказал:

ну незнаю .мне они так ответили

может это были узбечки из Кундуза? там много найманов, катаганов, мингов-кырков и др.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сборник летописей Рашид ад-Дина: Уйгуры

 
Ancient-Uyghur-UyghurToday_com_2017.jpg
Уйгурская фреска из «Пещеры Тысячи Будд» (Безеклик, г. Турфан)

Согласно с тем, что было упомянуто во введении к [этой] книге, когда Огуз, сын Кара-хана, сына Диб-Бакуя, сына Абулджа-хана – Яфеса, сына Ноя, – да будет над ним мир! – бился и сражался с дядьями, братьями и племянниками вследствие того, что он исповедовал веру в единого бога, и некоторые из них помогли ему, а других он победил и завоевал [их] владения, – он устроил большое собрание, обласкал родственников, эмиров и воинов, и группе родственников, которая была в тесном согласии с ним, он дал имя уйгур. Значение этого слова на тюркском языке есть – объединяться и оказывать помощь. И это имя обобщили со всей той группой и отраслью их потомков и их родом. Так как некоторые из тех племен, каждое по особой причине, получили другое имя, вроде: карлук, калач, кипчак, то [название] уйгуры утвердилось за остальными. По такому определению все уйгуры будут их рода. Разумеется, вследствие продолжительности времени, обстоятельства ответвления племен и их колен не стали известны настолько, чтобы происхождение каждого было бы [точно] названо и во всех подробностях; по этой причине их вообще, не впадая в противоречие с предшествовавшими сведениями, считают отраслью тюрков. Вследствие этого, хотя описание их вошло в [описание] ветви Огуза, в этой главе оказалось необходимым повторить о племенах, подобных тюркам, так, как это излагают [сами] уйгуры. И так как [их] сказания и жизненные обстоятельства весьма обширны, то упоминание о [всех] событиях [в жизни уйгуров] и об их верованиях так, как они записаны и упомянуты в их книгах, – составило отдельную историю и образовало прибавление к этой благословенной летописи. Здесь же приводится в извлечении лишь часть того, что имеет отношение к [этой] ветви.

Рассказывают, что в стране Уйгуристан имеются две чрезвычайно больших горы; имя одной – Букрату-Бозлук, а другой – Ушкун -Лук-Тэнгрим; между этими двумя горами находится гора Каракорум. Город, который построил Угедей-каан, также называется по имени той горы. Подле тех двух гор есть гора, называемая Кут-таг. В районах тех гор в одной местности существует десять рек, в другой местности – девять рек. В древние времена местопребывание уйгурских племен было по течениям этих рек, в [этих] горах и равнинах . Тех [из уйгуров], которые [обитали] по течениям десяти рек, называли он-уйгур, а [живших] в [местности] девяти рек – токуз-уйгур. Те десять рек называют Он-Орхон , и имена их [следуют] в таком порядке: Ишлик, Утингер ,  Букыз , Узкундур , Тулар , Тардар , Адар, Уч-Табин , Камланджу  и Утикан.

На первых трех реках обитали девять племен, на [следующих] четырех – пять племен; [племена], обитавшие по Камланджу, которая есть девятая, называют народом лун; тех же, которые [жили] по [реке] Утикан, десятой [по счету], называли народом кумук-атыкуз. Вне [обитания] этих племен, сидевших по течениям [указанных] рек, в той же окружности было [еще] сто двадцать два племени, но их имена не известны.

Прошли годы и века, а у тех уйгурских племен не было назначенного государя и предводителя. В любое время в каждом племени, путем насильственного захвата, кто-нибудь становился эмиром своего племени. После того все те племена ради общего блага устроили совещание и на нем решили: «Для нас нет иного выхода, как [иметь] всевластного государя, который распространял бы [свои] приказы на всех». Все единодушно и к своему удовлетворению выбрали некоего человека, по имени Менгутай, из племени эбишлик, который, был умнейший между племенами, и дали ему прозвание Ил-Илтибир . [Они выбрали] из племени узкундур еще другого, одаренного [положительными] качествами, и прозвали его Кул-Иркин; обоих они сделали государями [всего] народа и племен. Их род царствовал в продолжение ста лет.

Сообщаемые [уйгурами] удивительные обстоятельства их жизни, диковинные события и некоторые их верования, в соответствии с их повествованием [о них], достаточно подробно записаны и упомянуты в отдельной истории в главе об уйгурах, образуя дополнение к этой благословенной летописи.

За последнее время соглашение уйгуров было таково, что своего государя они называли иди-кут, т.е. «господин счастья». В эпоху Чингиз-хана иди-кут’ом был Бараджук. Когда гур-хан оказался победителем над странами Мавераннахра и Туркестана, иди-кут прибыл к нему с выражением полной покорности. [Гур-хан] отправил ему наместника [шихнэ], по имени Шаукэм. Когда [последний] стал властным, он простер руку насилия над иди-кутом, [его] эмирами и уйгурскими племенами и требовал не полагающихся податей; они отвратились от него. При таком обстоятельстве пришло известие, что Чингиз-хан покорил область Хитая, а следом пошла молва о его силе и могуществе. Иди-кут дал знак, чтобы того наместника предали смерти в селении Кара-Ходжа. С объявлением о своих враждебных отношениях к кара-хитаям и с засвидетельствованием покорности и повиновения Чингиз-хану, [иди-кут] отправил к нему посольство [из лиц], по имени: Калмыш Ката, Омар-огула и Татара; Чингиз-хан обласкал послов и дал приказ иди-куту прибыть к его величеству. Тот повиновался приказу и, будучи почтен особыми знаками благорасположения и милостивыми пожалованиями [Чингиз-хана], возвратился [обратно]. Во время похода победоносного войска [Чингиз-хана] на Кушлук-хана [иди-кут], в соответствии с приказом, выступил с тремя стами людей и обнаружил мужественные подвиги. Затем, согласно разрешению, он вернулся со своими приближенными и отрядом. Когда Чингиз-хан направился в области тазиков, [иди-кут], согласно приказу, выступил со своим войском. Состоя в свите царевичей Чагатая и Угедея, он проявил старания при взятии Отрара; после того в сообществе эмиров Тарбая  и Есура, [а равно] поставщика корма для [войскового] скота, отправился к Чингиз-хану и в те пределы. Когда Чингиз-хан прибыл в свой исконный юрт, в большую орду, и объявил поход против тангутов, иди-кут, во исполнение его приказа, выступил из Бешбалыга с войском на служение Чингиз-хану.

1-Ancient-Uyghur-UyghurToday_com_2017.jp

Буддийская фреска (г. Хотан)

 

И вследствие этих похвальных услуг он снискал особенное [к себе] увеличение благосклонности [Чингиз-хана]; последний помолвил [с иди-кутом] свою дочь, [но] завершение сего [браком] не состоялось вследствие происшествия с Чингиз-ханом. [Иди-кут] прибыл [к себе] в Беш-балыг. После восшествия на ханский престол Угедей-каана [последний], выполняя указанное отцом обязательство, пожаловал иди-куту Алтан-беги. Но до его прибытия [в ставку Угедей-каана] Алтан-беги умерла. Спустя некоторое время, [каан] помолвил за него Аладжи-беги, но прежде чем она была передана ему, иди-кут скончался. Сын его Кишмаин отправился на службу каана, стал иди-кутом и взял [за себя] Аладжи-беги, [но] вскоре и его не стало. Его брат Салынди, по указанию Туракина-хатун, занял место брата, сделался иди-кутом и стал чрезвычайно могущественным и почитаемым. Прочие их [уйгуров] жизненные обстоятельства, которые случились в эти времена, каждое будет изложено в своем месте, если это будет угодно преславному Аллаху. Госпожи же и эмиры сего народа, кои были и существуют из тех, что уважаемы и известны, – это те, которые упоминаются. И только!

Источники:

  1. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Том 1. Книга 1. М.-Л. АН СССР. 1952
  2. http://www.vostlit.info
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Uygurskiy-prinz-UyghurToday_com.jpg

Уйгурский принц (фреска из «Пещеры Тысячи Будд», г. Куча)

Kuche-Kizil.jpg

Статуя Кумарадживы, г. Куча, около пещерного комплекса Кизил (Пещера тысячи Будд)

Drevnie-Uygury-Uygurkiy-Kupets-UyghurTod

Уйгурский купец (фреска из «Пещеры Тысячи Будд», г. Куча)

 

buddizm-i-Uygury-UyghurToday_com.jpg

Буддийская фреска созданная уйгурскими мастерами «Пещера Тысячи Будд, г. Куча»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 24.02.2017 в 02:49, Uighur сказал:

 

Это не наша традиционная одежда, перенятая с Мавераннахра, в 19 веке. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...