Скриптонит Опубликовано 4 февраля, 2022 Поделиться Опубликовано 4 февраля, 2022 'Татаро-Монгольские' племенные названия сел в Крыму: Село Дулат — село в Нижнегорском районе Республики Крым Село Джалаир — исчезнувшее село в Черноморском районе Республики Крым Село Джалаир — село в Нижнегорском районе Республики Крым Село Барын — исчезнувшее село в Белогорском районе Республики Крым Село Татар Барын — село в Джанкойском районе Республики Крым Село Татар Ширин — исчезнувшее село в Джанкойском районе Республики Крым Село Седжеву́т — село в Сакском районе Республики Крым Село Керлеут — исчезнувшее село в Красноперекопском районе Республики Крым Село Керлеу́т — исчезнувшее село в Джанкойском районе Республики Крым Село Баяут — исчезнувшее село в Советском районе Республики Крым Село Баяут — село в Красногвардейском районе Республики Крым Село Найман — исчезнувшее село в Джанкойском районе Республики Крым Село Найман — исчезнувшее село в Ленинском районе Республики Крым Село Мангыт — исчезнувшее село в Ленинском районе Республики Крым Село Яны-Мангыт — исчезнувшее село в Красноперекопском районе Республики Крым Село Джан-Сакал-Мангыт — исчезнувшее село в Красноперекопском районе Республики Крым Село Конграт — село в Советском районе Республики Крым Село Конрат — село в Белогорском районе Республики Крым Село Кенегез — исчезнувшее село в Красногвардейском районе Республики Крым Село Кенегез — исчезнувшее село в Раздольненском районе Республики Крым Село Катаган — исчезнувшее село в Джанкойском районе Республики Крым Село Ишу́нь — село в Красноперекопском районе Республики Крым Село Токмай-Уйшун — исчезнувшее селение в Красногвардейском районе Республики Крым Село Джанболду́-Конра́т — исчезнувшее село в Красногвардейском районе Республики Крым Село Месит (Защи́тное) — исчезнувшее село в Джанкойском районе Республики Крым Село Месит (Сафьяновка) — исчезнувшее село в Джанкойском районе Республики Крым Село Аргын — исчезнувшее село в Первомайском районе Республики Крым Село Алтынджы Меркит — исчезнувшее село в Раздольненском районе Республики Крым Село Аксакал Меркит — село в Раздольненском районе Республики Крым Село Дурмен — исчезнувшее село в Ленинском районе Крыма Село Вейрат — упразднённое село в Симферопольском районе Республики Крым Село Тюбет-Адаргин — исчезнувшее село в Красногвардейском районе Республики Крым Село Адаргин — село в Красногвардейском районе Республики Крым Село Алчин — исчезнувшее село в Белогорском районе Республики Крым Село Алчин — исчезнувшее село в Красноперекопском районе Республики Крым Село Унгут — село в Сакском районе Республики Крым Село Унгут — исчезнувшее село в Кировском районе Республики Крым Село Джадра-Кият — упразднённое село в Джанкойском районе Республики Крым Село Кара́-Кия́т — село в Симферопольском районе Республики Крым Село Кият — село в Буинском районе Татарстана. Административный центр Киятского сельского поселения. Села с названиям Кият в Крыму и Татарстане. Кият — село, Буинский район, Татарстан, Россия Кият — прежнее название села Ближнее в Красногвардейском районе Крыма Кият — прежнее название села Зелёная Нива в Красноперекопском районе Крыма Кият — прежнее название села Камышевка в Красноперекопском районе Крыма Кият — прежнее название исчезнувшего села Бранное Поле в Ленинском районе Крыма Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Скриптонит Опубликовано 5 февраля, 2022 Автор Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2022 Бушаков В.А. Тюркская этноойконимия Крыма — Москва, 1991. — 341 c. 2.4. МОНГОЛЬСКИЕ ЭТНОНИМЫ Монгольские завоевания XIII в. вызвали передвижение огромных масс кочевников в Азии и Восточной Европе, в результате которых возникли Новые политические и этнические объединения, с которыми связано формирование современных тюркских народов. В их этногенезе значительную роль сыграли монгольские племена, широко расселившиеся за пределами собственно Монголии. Имена этих племен сохранились в этнонимии тюркских и тунгусо-маньчжурских народов. Изучению монгольских элементов в этнотопонимии Узбекистана посвящена статья Ц.-Д. Номинханова [1962]. Этнотопонимы монгольского происхождения в Азербайджане рассматриваются в многочисленных статьях Г.А. Гейбуллаева и А. Гусейн-заде. В Судак монголы впервые пришли 27 января 1223 г., о чем известно из приписок на греческой синаксари ХІІ в. (см. [ЗООИД. 1863. Т. 5. С. 601]). Окончательно они заняли Крым, подчинив остатки живших там половцев, в 1239 г. одновременно с походами Батыя на южнорусские области. Какая-то часть монгольских родов осела в северных предгорьях Крыма, где в названиях деревень сохранились монгольские этнонимы: Барын, Вейрат (Ойрат), Кайнаут, Конграт (Конрат), Уйшунь. Многие монгольские этнонимы были принесены в Крым позднее уже золотоордынскими (ногайскими) родоплеменными группами. В крымской этноойконимии представлены следующие монгольские этнонимы: адаргин, барын, баяут, бесит ~ месит, ойрат, джадра(н) и джурат, дюрмен, ишунь ~ уйшунь, кангат ~ кингат, карангыт, катаган, кенегес, керлеут, кият, конграт, мангыт, седжеут и др. 1. В ойк. Адаргин, Мусабай-, Табун- и Тубет-Адаргин П (Адаргын и Тюбет-А[да]ргын в Карасубазарском кайм.) отражен монгольский этн. адаргин. Пл. адаркин (adargin) упоминается в "Сокровенном сказании" и в "Сборнике летописей" Рашид-ад-дина. О пл. хадаркин Рашид-ад-дин писал [1952. Кн. 1. С. 190]: "В настоящее время большинство того войска было в Дешт-и-Кипчаке с Нокаем. Когда Нокай и [его] дети задумали восстание, их разграбили. В настоящее время в том владении их много рассеяно". Пл. адаргин, видимо, полностью вошло в состав ногайцев. Ни у монголов, ни у других тюркских народов этн. адаргин не встречается, он сохранился только в этноойконимии Крыма. 2. Монгольское пл. баарин, сведения о котором сообщаются в "Сокровенном сказании" и в "Сборнике летописей" Рашид-ад-дина, участвовало в этногенезе монголов (пл. баринь во Внутренней Монголии, кость (омок) барынут халха-монголов), могулов (пл. барин), киргизов (пл. баарын), узбеков (пл. бахрин), каракалпаков (тире барын ро. кентау пл. муйтен), башкир (р. барын пл. табын) и ногайцев (подразд. Барынская хоругвь в войске Великого кияжества Литовского). В "Материалах для истории Крымского ханства" В. В. Вельяминова-Зернова упоминаются уруги барын оЛ и барын-суран jjb В Крыму владения Баринских беев, стоявших их во главе р. и пл. барын, находились в Перекопском, Симферопольском и Феодосийском у. Согласно "Исторической справке" [С. 42], Баринские мурзы жили в Карасубазаре, но "все вышли за границу". Этн. барын отражен в ойк. Барин П, Барин ~ Барын Ф (Барин в Бозкозкозской вол. Перекопского у., Барын в Уроскоджинской вол. Феодосийского у.; Барон в Дип-Чонгарском кад. Карасубазарского кайм.) и Барын-Тайган [Лашков, 1897. Сб. С. 4]. 3. В ойк. Баяут и Ново-Баяут С (Беяут и Кучук-Беявут в Кара-субазарском кайм.) отражен этноним монгольского происхождения. Пл. баяут "богатые", сведения о котором имеются в "Сокровенном сказании" и у Рашид-ад-дина, участвовало в этногенезе монголов (р. баиот в сп. родов ХУІІ в.), баиты ~ баяты (монг. баяд) в Убсунурском аймаке Монголии), маньчжуров (р. баянь), эвенков (р. баягир ~ боягир ~ буягир, бояр и богаит) и узбеков (пл. байат). Возможно, существовала генетическая связь между монгольским пл. баят и огузским пл. баят: А.Н. Кононов [1958. С. 92, примеч. 91 и 92] производит огузский этн. байат от монгольского этн. байат (мн. число от байан "богатый"). 4. В ойк. Бесит Ф (Месит в Карасубазарском кайм.), Месит, две деревни, и Керемет-Месит П, а также, возможно, Беясут ~ Баясыт Е отражен этноним, представленый в этнонимии ногайцев (пл. месит объед. йембойлыкъ караногайцев) и узбеков (пл. месит ~ мисит ~ масит). Ногайское и узбекское пл. месит ведут свое происхождение от монгольского пл. бесут, упоминаемого в "Сокровенном сказании" и у Рашид-ад-дина (бесут). вошедшего также в состав монголов (р. бэсу в сп. ХУП в.), р. басут-уйшинь правого крыла аймака Ордос, пл. басут халха-монголов). 5. Ойк. Бурчи С, Биюк- и Кучук-Бурчи П, уже рассмотренные в разделе 2.2, сопоставимы также с названием рода Чингис-хана - борджигин в пл. кият, ср.: антр. Борчжигадай-Мерген, муж Монголчин-гоа, в родословии монгольских племен. Этн. борджигин представлен в этнонимии монголов (р. борчжи, борчжик и борчит в сп. ХУІІ в., кость борджигин пл. хотогайту (хотогойд) и маньчжур (р. борчжи). Этимоном крымского р. бурчи мог быть Бурджи-нойон, находившийся в улусе Джучи [Тизенгаузен, 1941. С. 33] -и.л. калм. Боржа. 6. Этн. ойрат ~ вейрат широко представлен в ойконимии Крыма: Вейрат ~ Ойрат Е, Бурлак-Вейрат, Карандит- и Хадир-Аджи-Вейрат П ~ Кадыр-Аджи П (Вейрат в Салгирском кад. Бакчесарайского кайм., Вейрат, две деревни, и Вейрат-Юкары в Салгирском кад. Акмечетского кайм., Казы-Ойрат в Борульчанском кад. Карасубазарского кайм., Чубар-Ойрат, Хадыр(Г)аджи-Ойрат и Баш-Ойрат, две деревни, в Орта-Чонгарском кад. Перекопского кайм.). По архивным данным, изученным А.И. Маркевичем [1928. С. 27], деревни Вейрат ЕПС составляли владения мурз Вейратских. Сведения о монгольском пл. ойрат сообщаются в "Сокровенном сказании" и в "Сборнике летописей" Рашид-ад-дина. Среди земель, покоренных Чингис-ханом, Плано Карпини называет Вейрат. Пл. ойрат входило в состав войска Бату-хана. Ойраты составили основу формирования калмыков (ойратов) и вошли в состав сары-югуров (р. ойрот), тувинцев (?) (пл. ойнар < *ойран - ед.число, ойрат - мн. число), хакасов (сеок ойрат качинцев) и узбеков (пл. уйрат ~ ойрат). 7, 8. Джадра П и Джурат Ф сопоставимы с названием монгольского пл. чжадаран, чжоуреид и чжачжирад в «Сокровенном сказании» и джуръят, джаджират у Рашид-ад-дина, вошедшего в состав монголов (р. чжарут, чжоорот и чжоодаргань в сп. XVII в.; Чжарутский аймак в Монголии) маньчжуров (р. чжаячжара), пуштунов (пл. дзадран ~ джадран), казахов (р. джанджар пл. аргын Среднего ж.), узбеков (пл. джурат ~ джуйрот ~ джуйрят) и ногайцев (аул Джуют-Журет ~ Шуют-Джурет Едисанской орды на Молочных водах) - и.л. каз. Жадра. 9. Джарджава Ф сопоставим с названием узбекского пл. джаджиут ~ джарджиут (ср.: подразд. чдржев туркменского пл. салор [НСАК. Т. 2. С. 19]), ведущего происхождение от монгольского пл. чжарчжиут, упомянутого в «Сокровенном сказании». 10. Дюрмень ПФ (Дурмен в Перекопском кад.) и Карангыт-Дюрмень имеют соответствия в этнонимии ногайцев (акногайский р. доьрмоьн), узбеков (пл. дурман ~ дурмен, р. дурман пл. кенегес, пл. дурман кураминцев), тувинцев (пл. тюрбет), ойратов и калмыков (пл. дэрбэт) и монголов (пл. дурбэт во Внутренней Монголии). Названные племена и роды ведут происхождение от монгольского пл. дорбен ~ дорбен-ирген "четвероплемение" в "Сокровенном сказании", дурбан у Рашид-ад-дина. 11. Широко представленный в ойконимии Крыма этн. ишунь ~ уйшунь (Ишунь Ф, три деревни, Уйшунь, две деревни, Биюк- и Джарин-Ишунь, Кыр-Ишунь(Уйшунь), Тезекли-Ишунь, Тенентек-Ишунь, две деревни, Тереклы-(Ишунь) Уйшунь, Токмай-, Тракай- и Эсен-Бак-Ишунь П; Эссенбай- и Одобаш-Уйшунь в Акмечетском кайм., Терекли, Тованы- и Кыр-Уйшунь в Карасубазарском кайм., Уйшен в Козловском кайм. и Ушун в Перекопском кайм.) имеет соответствия в этнонимии ногайцев (войсковое подразд. Юшинская хоругвь в войске Великого княжества Литовского, р. уьйсин пле. сарай и р. уьйсуьн пл. терак объед. йетишкуьл караногайцев), башкир (пл. уйшин ~ уйшун), каракалпаков (подразд. уйшун), узбеков (пл. ушун ~ уйшун ~ уйсун ~ юйшун, р. уйшун пл. джалаир, пл. уйшун кураминцев), казахов (одиннадцать племен Старшего ж., включая пл. сары-уйсунь, носили общее название уйсунь) и монголов (р. усинь в сп. XVII в., р. басут-уйшинь правого крыла аймака Ордос). По преданию, казахи Старшего ж. ведут свое происхождение от монгольского народа уйсун и считают своим родоначальником Майки-бия, современника Чингис-хана [Востров, Муканов, 1967. С. 25]. У кураминского пл. уйшун также существует предание, связывающее происхождение племени с монголами [Файзиев, 1963. С. 44]. Племя усун входило в состав войска Бату-хана [Ахмедов, 1965. С. 163]. Чингис-хан отдал монгольское пл. ушин ~ хушин во главе с Хушидай-Байку (Майки-бий казахских преданий) своему сыну Джочи. Затем Хушидай-Байку командовал правым крылом войска Бату-хана [Рашид-ад-дин, 1952. Кн. 1. С. 78. 171-172; Кн. 2. С. 274]. 12. На этнонимический характер и монгольское происхождение ойк. Кайнаут С (ср. монг. хайнаг помесь монгольской коровы с яком) указывает монгольский аффикс мн. числа -ут, которым оформлены многие этнонимы, отраженные в ойконимии Крыма: Баяут, Бесит ~ Месит, Вейрат ~ Ойрат, Джурат, Дулат, Карангыт, Кереит, Кият, Конрат, Мангыт, Меркит, Седжеут, Унгут и Чюют. 13. Этн. калмак (старописьмен. монг. qolmag, халха-монг. халимаг, калм. хальмг, тур. kalmak, пушту qalmag ?1*13) отраженный в крымских ойк. Калмук-Атар [Лашков, 1897. Сб. С. 187], возможно, соответствующий ойкониму Кумуклар-Отары в сп. 1783 г., Калмук-Кара(Кара) С и Колмукары ~ Калмык-Кара Е, встречается уже в "Родословной тюрков", составленной не ранее ХУ в. [Тизенгуазен, 1941. С. 206-207]. Калмыками тюрки назывли ойратов. Этот этноним представлен в этнонимии хакасов (р. калмак кызыльцев), киргизов (подразд. калмак пл. саяк и тейит, калмакы пл. сары багыш, суу мурун и адигине), узбеков (р. калмак) и каракалпаков (р. калмак пл. колдаулы). 14. Карангыт ~ Карандит ~ Карангут П, три деревни, и Карангыт-Дюрмень Ф сопоставимы с названием монгольского пл. каранут, сведения о котором сообщает Рашид-ад-дин. Это племя участвовало в этногенезе бурят, ордосских и внутренних монголов (р. харанут), сары-югуров (р. харангат) и эвенков (р. каранут ~ харанут ~ хоронут). 15. Килен П и гидр. Килен, балка в бассейне реки Черной, [СГУ. С. 250] (ср. и.л. алт. Килен) сопоставимы с названием родоплеменной группы килет киргизского пл. чон багыш и монгольского пл. килингут, или уряут-килингут, легенду о происхождении которого привел Рашид-ад-дин. В "Сокровенном сказании" этому племени, вероятно, соответствует пл. оронар. Этн. оронар этимологизируется из тунгусо-маньчжурских языков как "оленевод", ср. эвенк., эвен., нан, ульч. орон домашний олень; эвенкийский р. орил ~ орин; орочён оленевод - самоназвание забайкальско-амурской группы оленных эвенков, орочел - самоназвание охотских и камчатских эвенов [Василевич, 1958. С. 327, 582]. Этн. килингут (ед. число *килинг) сопоставим с названием эвенкийского пл. килен (мн. число киляр, килет, килягир), эвенского р. килен и нанайского р. кили. Г.В. Василевич [1946] считает, что эвенкийский этн. килен был заимствован у аборигенов Якутии, откуда распространился в смежных районах Дальнего Востока. 16. С названием монгольского р. хят в сп. XVII в., меркитского р. хаат в «Сокровенном сказании» сопоставимы крымские ойк. Кат ~ Кад, Аджай-Кат и Кир-Аджи(Караджи)-Кат П, Кад-Даир (Кенели) [Лашков, 1897. Сб. С. 139], Кат-Кият [Маркевич, 1928. С. 27]; Кат в Орта-Чонгарском и Бочалатском кад. Карасубазарского кайм. и в Перекопском кайм. - антр. Кат в «Шейбаниаде» [С. 60, 61]; ойк. Кат-Оглу Е, Кат в Каршинском р-не Кашкадарьинской обл.; ногайский этноойк. Код-Китай в Буджаке; каракалпакский этн. кат-канглы. 17. Катаган П имеет соответствия в этнонимии ногайцев (р. кьатагъан акогайцев), каракалпаков (тире катаган р. ушьтамгалы пл. кият), казахов (пл. кагаган, или чанышклы, Старшего ж.), узбеков (пл. катаган), киргизов (р. катаган пл. адигине. чекир саяк, подразд. кагаган тобу р. сарттар пл. адигине, группа катаган подразд. кыдык пл. бугу), якутов (р. хатагин), эвенков (р. хатагин и хатылин) и негидальцев (р. хатагил). Все перечисленные родоплеменные группы разных народов восходят к монгольскому пл. хатагин, упомянутому в "Сокровенном сказании". Согласно Рашид-ад-дину, пл. катакин, татар, дурбан и салджиут обитали по низовьям левобережных притоков Ангары. 18. Кенегез, Буюк-, Каялы, Курулу- и Таш-Кую-Кенегез Е, Кенегез, Кенегез-Чакмак и Ауз-Кенегез П, Кенегез., Коп-Кенегез и Учьэвли-Кенегез Ф (Кенегес в Акмечетском кайм., Энмес-Кенекес в Карасубазарском кайм., Кенекес и Каялы-Кенекес в Козловском кайм., Кенекес, две деревни, в Кефинском кайм., Кенегес и Кенегес-Чакмак в Перекопском кайм.) имеют соответствия в этнонимии ногайцев (аул Кингес ~ Кенегес Едисанской орды на Молочных водах, пл. кенегес объед. йетишкуьл караногайцев), каракалпаков (пл. кенегес), узбеков (пл. кинегес ~ кенегес, уваклы-кенегес) и туркмен (р. кенегес пл. сакав). Монгольское пл. кенгес, во главе которого стоял нойон-тысячник Хунан, упоминается в "Сокровенном сказении". У Рашид-ад-дина это племя названо кингит и отнесено к подразделению дарлекин монгольских племён. О пл. кингит Рашид-ад-дин [1952. Кн. 1. С. 177] писал: "Из этого племени не вышли очень известные эмиры и люди, но во время Чингис-хана, когда тот раздавал эмиров вместе с войсками сыновьям, он дал несколько эмиров с четырьмя тысячами войск старшему своему сыну Джочи-хану, а из них один эмир, по имени Кутан-нойон был из этой ветви...". Пл. кенегес, вероятно, ведет свое происхождение от девнетюркского пл. кенгерес (kengaras) орхонских надписей VIII в. [ДТС. С. 298]. 19. Керлеут ЕФ, Керлеут, три деревни, Керлеут-Чокрак, Коштанки- и Кучук-Керлеут П (Керлеут, две деревни, и Керлеут-Бочала в Карасубазарском кайм., Керлеут в Кефинском, Козловском и Перекопском кайм.) имеют соответствия в этнонимии узбеков (пл. курлаут ~ гурлят и курлаш ~ куралаш ~ куралас), казахов (р. керлеут пл. кипчак и подр. куралас р. ботпай пл. дулат Старшего ж.), могулов (пл. курлагут) и монголов (р. горлот и горлос в сп. ХVII в., пл. горлос, образовывавшее Хорлосский аймак во Внутренней Монголии). Монгольское пл. горлос упоминается в "Сокровенном сказании", где говорится о том, что отцом Алан-гоа, прародительницы монгольских племен, был Хорилартай-Мерген, нойон хори-туматов. По Рашид-ад-дину, Алан-гоа происходила из пл. куралас. Пл. куралас ~ курлаут делилось на р. джунгуркин и уймакут. Этн. уймакут сохранился у ногайцев (два аула Оймаут в Бердянском у.), каракалпаков (р. оймаут пл. кенегес [Жданко, 1950] и казахов (подр. оймаут р. каныс пл. дулат Старшего ж. [Востров, Муканов, 1967. С. 39]. 20. Кингат Ф, Эски-Кангат в Кучук-Карасувском кад., Кинган в Мангутском кад. сопоставимы с названием монгольского пл. кингият ~ кунгият у Рашид-ад-дина и ханхас в "Сокровенном сказании", которое Рашид-ад-дин относит к племенам ветви нирун. Это племя вошло в состав монголов (р. ханьгя, гянги, кунгит и гунгит в сп. ХУІІ в.), тофаларов, или карагасов (р. кангат), башкир (подр. кункас р. куль пл. минг), ногайцев (р. къанъкас пл. кенегес объед. йетишкуьл кара-ногайцев) и азербайджанцев (ойк. Кюнгют и Кингит, сопоставляемые Г.А. Гейбуллаевым с монгольским этн. кингит у Рашид-ад-дина). 21. Этн. кият широко отражен в крымской ойконимии: Карата-Кият ~ Хоротокият и Коп-Кият Е, четыре деревни, Кият-Орка, Биюк-, Кучук-, Кир-, Когенлы-, Кокчора-, Ой-, Салгир- и Сасык-Кият П, Актачи-, Кары-, Сарай(лы)- и Сарчи-Кият С, Кият ~ Киет Ф, Кият-Ильгери-Конрат, Кият-Кончи, Бай-Кият, Джудрук-, Кат-, Терс- и Чокур-Кият [Маркевич, 1928. С. 27] (в сп. 1783 г. насчитывается 12 ойконимов, образованных от этн. кият, в Акмечетском, Карасубазарском, Козловском, Перекопском и Кефинском кайм.). В Крыму обитали мурзы Киятские [Маркевич, 1928. С. 27]. Этн. кият представлен в этнонимии ногайцев (этноойк. Каят и Кият в Буджаке), волжских татар (этноойк. Кият(ь) в Татарии), каракалпаков (пл. кыят). узбеков (пл. кият ~ кыйат ~ кеит) и эвенков (пл. киян (кеот) в фольклоре). Все эти племена и роды восходят к монгольскому пл. кият, которое делилось, согласно Рашид-ад-дину, на ”киятов-вообще” с родами юркин, чаншиут, кият-ясар и киятов-бурджигин. К последним принадлежал Чингис-хан. Пл. кият упоминается в "Сокровенном сказании" [Козин, 1941. С. 86]. Рашид-ад-дин [1952. Кн. 1. С. 155; Кн. 2. С. 46, 270] сообщает о нахождении большинства киятов в Дешт-и-Кипчаке, где они составляли один туман в войске золотоордынского хана Токтая. 22. Этн. конрат широко отражен в крымской ойконимии: Конрат, две деревни, Бек-Котан-, Ибра(г)им-, Татыш- и Тереклы-Конрат Е, Аблаш-, Ак-Сюру-, Алабаш-, Алгазы-, Бийдалы-, Джаир-, Джанболду-, Таш-Казган-, Ташлы-, Тащи-, Траш- и Эльгеры-Конрат П, Конрат С; Черкес-Конрат и Насры-Конрат [Лашков, 1897. С. 192, 193] (в сп. 1783 г. насчитывается 15 ойконимов от этн. конрат). В Крыму обитали мурзы Конратские [Лашков, 1897. С. 83]. Этн. кон(г)рат представлен в этнонимии ногайцев (татарское войсковое подразделение Кондратская хоругвь в войске Великого княжестства Литовского, р. конъырат и пл. конъырат объед. йембойлыкъ караногайцев), волжских татар (этноойк. Кокрять в Ульяновской обл.), каракалпаков (арыс кон(ы)рат и пл. конгырат), казахов (пл. конграт Среднего ж.), узбеков (пл. кунгурат ~ конграт ~ кунград ~ кунграт, подразд. кунград пл. сарой и кенегес, подразд. кунграт-кипчак кипчаков Ферганской долины), киргизов (пл. кон(у)рат и р. конгурат пл. адигине), азербайджанцев (этноойк. Кунхырат в Кубинском р-не Азербайджана), сары-югуров (р. кон(ы)рат), маньчжуров (р. хунгири), эвенков (р. кункугир), эвенов (р. кунгдэгир ~ кондагир ~ кундогир, конгнокогир, кумкагир ~ кунгкугир) и монголов (р. гунэрат, гунгир и хунгоро в сп. XVII в.). Рашид-ад-дин приводит легенду о происхождении монгольского пл. кунгират, обитавшего возле Великой Китайской стены. В "Сокровенном сказании" оно упоминается как пл. унгиран или терге-амельтен-унгират. Это племя входило в войско Бату-хана [Ахмедов, 1965.С. 113]. 23. Курцы ~ Курча С и Курчи-Кирей П имеют соответствия в этнонимии казахов (ч. курчи отд. ак-китя р. китя пок. алимулы Младшего ж., р. курджи_Среднего ж.), туркмен (подразд. гурджи пл. салор и гурче р. окуз хорезмских иомутов) и монголов (р. корчинь в сп. XVII в., пл. хорчин и ару-хорчин во Внутренней Монголии) - антр. Хорчи, нойон Чингис-хана [Козин, 1941. С. 158, 161]. Согласно Рашид-ад-дину, монгольское пл. курчин являлось ветвью пл. килингут. Этн. хорчин ~ курчин восходит к термину монг. xor^i стрелец, qur^I оруженосец у Рашид-ад-дина, перс. qur^i стрелец, оруженосец [Ахмедов, Мукминова, 1987]. 24. Этн. мангыт отражен в следующих крымских ойконимах: Мангит, Енисакал-, Чегирдикчи- и Яни-Мангит П, Мангыт Ф, Мангыт-Сулеш(Сулюш) к Мангыт-Тук-Шеих (ср. Ток-Шеих ЕЕ) в ханских ярлыках 1552 и 1576 г. [ЗООИД. 1850. Т. 2. С. 676] (Мангыт, Кучук- и Кыр-Мангыт в Карасубазарском кайм., Мангут-бай в Козловском кайм., Мангыт в Кефинском кайм., Чегирдекчи-, Ени- и Ени-Сакал-Мангыт в Перекопском кайм.). Эвлия Челеби [1961. С. 233; 1979. С. 37] помещает пл мангыт и область Манкыт близ крепости Гёзлёв (Евпатория). Беи Мангутские, или Мансурские, владели 32 деревнями Шейхэлийского кад. Козловского кайм. [Маркевич, 1928. С. 27]. Согласно "Исторической справке" [42], Мансурские мурзы жили в большом числе около Евпатории. Родоначальником р. мансур, из которого происходит молдавский господарь (1685-1693) Кантемир, следует считать Мансура ^V в.), второго сына Эдигея (Едиге). Ногайское к. мансур упоминается под 1590 г. на Волге [Аристов, 1896. С. 402]. В конце ХVII-XVIII в. Мансуровская орда ногайцев обитала на Северном Кавказе НК. Т. 1. С. 92-93]. Термину мангыт восточных авторов в русских летописях соответствует нагай ~ ногай [Кононов, 1958. С. 88, примеч. 61]. Мангытами калмыки называют волжских татар. В "Сокровенном сказании" и в "Сборнике летописей" Рашид-ад-дина рассказывается о происхождении монгольского пл. мангут. Это племя участвовало в этногенезе эвенков (родовая группа манги в верховьях Лены), хакасов (р. мунгат качинцев), узбеков (пл. мангыт ~ мангут с р. тук-мангыт, ак-мангыт и кара-мангыт, р. мангит и подразд. мангит р. куштамгали пл. сарой), каракалпаков (пл. мангыт с р. ток-мангыт и кара-мангыт) и ногайцев (этноойк. Акмангит и Манзыр в Буджаке, аул Акмангит Буджакской орды на Молочных водах, р. манъгъыт пл. буркъыт объед. йетисан караногайцев). Г.-Дж. Рамстедт сопоставлял этн. мангыт (mangod) с названием урянхайского (тувинского) рода qara mangis, калм. mangos злой дух, демонлюдоед с названием тувинского пл. mangis и калм. mus, старописьмен. монг. mugus маг, восходящим к др.-иран. moghu огнепоклонник, маг, жрец зороастризма [Ramstedt, 1935. S. 256, 269], что позволяет сопоставить название тувинской родоплеменной группы монгуш, монгольского, по мнению С.И. Вайнштейна [1957. С. 190], происхождения, состоящей из р. монгуш, кара- и ак-монгуш, с названиями киргизских племен мунгуш правого крыла и мундуз левого крыла [Абрамзон, 1960; Винников, 1956], сеока мундус теленгитов, алтай-кижи, тубаларов и телеутов [Потапов, 1969. С 23-24], башкирского пл. иваныш (уваныш), этнотопонимами Мондош в Татарии [Юсупов, 1971. С. 226], а также ойк. Мангуш С и Мунус Е в Крыму. Н.А. Аристов [1896. С. 398, примеч. 1] отождествлял киргизский этн. мунуш с этн. монгол и тувинским этн. монгуш. 25. От монгольского пл. сиджиут [Рашид-ад-дин, 1952. Кн. 1. С. 78, 180, 183; Кн. 2. С. 25] ведет происхождение пл. седжют, названное Эвлией Челеби в числе крымских войск [1961. С. 192, 223]. Уруг седжуит упоминается в "Материалах для истории Крымского ханства" [Вельяминов-Зернов,1864]. Этн. сиджиут ~ сиджеут ~ седжеут отражен в следующих крымских ойконимах: Сиджеут Е, Седжеут П, Седжеут и Кара-Седжеут Ф, Сиджеут-Богзалы [Лашков, 1897. Сб. С. 4] (Седжеут и Сиджиут в Кефинском кайм., Суджуут в Перекопском кайм.). Согласно "Историчеекой справке" [С. 42], от Седжевутских мурз в Крыму оставалась только одна небольшая младшая ветвь, живущая в своих селах к востоку от Карасубазара. 26. Тюмень Е сопоставим с названием пл. тумат, одного из ойратских племен, о которых Рашид-ад-дин приводит подробные сведения (тумен-ойраты в "Сокровенном сказании"). Этот этноним представлен у монголов (пл. тумэт во Внутренней Монголии), маньчжур (р. тумэнь), тувинцев (р. тусат в хошуне Сайн-ноина), сары-югуров (р. туман), алтайцев (сеоки тумат алтай-кижи и ак-тумат телеутов), киргизов (подразд. тумен пл. мунгуш), казахов (отдел. туман р. чахчак пл. аргын Среднего ж.), узбеков (пл. туман) и ногайцев (аул Тюмень в Бердянском у.; тюмен ногъай - второе название караногайцев) - и.л. бурят. ТУмдн, калм. ТУмн, тув. ТУмен-оол; антр. Тумен-бий (ТОмсцн-бий), родоначальник башкирского пл. табын [Кузеев, 1960. С. 138]. 27. С натяжкой можно допустить связь ойк. Эльтигень Ф (см. также 2.3) с монгольским этн. элджигин. О пл. элджигин сообщается а "Сборнике летописей" Рашид-ад-дина. Оно вошло в состав халха-монголов как этнографическая группа эльджиген. Г.А. Гейбуллаев [1975. С. 113] связывает с этим монгольским этнонимом азербайджанский гидр. Эльджегенчай. Происхождение ряда крымских ойконимов может быть связано с названиями родоплеменных групп, эпонимами которых были Чингизиды или монгольские военачальники. В процессе формирования Монгольской империи возникали новые родоплеменные образования, получавшие названия по именам своих предводителей. Примером таких образований могут служить ногайские р. кислык и бадай, названия которых отражены в названиях аулов Кислык и Альшин-Бадай Едисанской орды на Молочных водах [Скальковский, 1867. С. 387; Сергеев, 1912 а; 1912 б; СНМ]. Ногайскому этн. кислык (къыслыкъ) соответствует этн. кышлык ~ кышлик ~ кишлык ~ кишлик дештикипчакских узбеков [Султанов, 1985. С. 31, 43; Ханыков, 1843. С. 62; Кубаков, 1972 б. С. 17] и узбеков-кураминцев [Файзиев, 1963. С. 45], отраженный в ойк. Кишлик в Камашинском р-не Кашкадарьинской обл. Эпонимами ногайских р. кислык и бадай, несомненно, являются нойоны Чингис-хана Бадай и Кишлык, имена которых стоят рядом в списке нойонов, приведенном в "Сокровенном сказании" [Козин, 1941. С. 158]. Табунщики Бадай и Кишлик предупредили Чингис-хана о заговоре против него Ван-хана. В знак благодарности Чингис-хан повелел: «В награду за подвиг Бадая с Кишлыхом пусть будут у них сменной стражей, кешиктенами, Ван-хановы кереиты, вместе с золотым теремом, в котором жил Ван-хан, с винницей, утварью и прислугой при них. И пусть Бадай с Кишлыхом, в роды родов их, пользуются свободным дарханством, повелевая своими подданным носить свой сайдак и провозглашать чару на пирах. Во всяком военном деле пусть они пользуются военной добычей, какую только нашли!» И присовокупил: «Благодаря подвигу Бадая с Кишлыхом, подвигу, который спас мне жизнь, я, с помощью Вечного неба, ниспроверг кереитский народ и сел на высокий престол. Пусть наследники мои на троне вечно, из рода в род, преемственно хранят память о тех, кто совершил подобный подвиг» [Козин, 1941. С. 129, 141]. Рашид-ад-дин [1952. Кн. 1. С. 171] писал: «Бадай и Кышлык из этого племени. Их называют килингут-тархан. Чингиз-хан сделал их тарханами, и несмотря на то, что они из племени килингут, [слово] тархан стало их собственным именем. От детей их происходит много народа... Эти Бадай и Кышлык были главами конюших Экэ-Чэрэна, который был старшим эмиром Он-хана». Так, эпонимом пл. ка'ан-байлы дештикипчакских узбеков [МИКХ. С. 146, 153], несомненно, является шейбанид Ка'ан-бай, сын Эль-бека (Ибака), сына Минг-Тимур-хана [МИКХ. С. 34, 348]. Шейбанид Кал-хан, сын Имнака (Аминека), сына Йадгар-хана [МИКХ. С. 349 и сл.], вероятно, стал эпонимом р. кал и бешкал узбекского пл. юз [Туйчиев, 1980 а. С. 42] и подразд. каттакал и кичиккал р. авакли узбекского пл. кенегес [Кубаков, 1972. С. 17]. Эпонимом маньчжурского р. халча [Лебедева, 1957. С. 94] вполне мог быть нойон-тысячник Чингис-хана Халчжа [Козин, 1941. С. 158]. 28. См. об ойк. Алачь и Алчин в разделе 2.1. 29. По д. Байдар Я получила название Байдарская долина. Толкование В.Х. Кондараки топонима Байдар как "Богатая теснина" (видимо, бай дере) [ЗООИД. 1868. Т. 7. С. 287] следует признать ошибочным. В Крыму жили мурзы Байдарские [Лашков, 1897. С. 83]. Ойк. Байдар имеет соответстаия в этнонимии иогайцев (р. байдар акногайцев) и монголов (р. байдар в сп. XVII в.). Эпонимом крымскотатарского и ногайского р. байдар мог быть сын Чагатая Байдар, участвовавший в завоевательных походах Батыя [Тизенгаузен, 1941. С. 22 и сл.; Пашуто, 1977. С. 216] -и.л. калм. Байдар, перс. baydar стойкий; антр. Байдар, из пл. урянкат [Рашид-ад-дин, 1952. Кн. 1. С. 358], Байдар, шейбанид [МИКХ. С. 351], Байдара, начальник охоты хана Узбека [Тизенгаузен, 1884. ХЩ; топоним (аул, ущелье и приток Терека) Байдар на Военно-Грузинской дороге [ЭС. 1892. Т. 6 А, кн. 12. С. 844]; крым. байдар ~ байтар коновал, тур. baytar (< араб.) ветеринар. 30. Баурча С (Баурчи в сп. 1783 г.) имеет соответствия в ногайской этноойконимии (Баурчи, прежде Татар-Баурчи, в Чадырлунгском, Баурчи в Сорокском и Баурчи-Молдовень в Кагульском р-не Молдавии) и сопоставим с именем нойона-тысячника Чингис-хана Боорчи, или Богорчи-нойона, ведавшго "тьмою правого корпуса, примыкающей к Алтаю" [Козин, 1941. С. 158, 161; Рашид-ад-дин, 1952. Кн. 1. С. 167], ср. название маньчжурского р. баярчи [Лебедева, 1957]. 31. Бек-Котан-(Конрат) Е сопоставим с ойк. Бек-Котан в Сурхан-Дарьинском округе [БСАМ. К. 119-120], именем легендарного предка всех казахов Котана [Востров, Муканов, 1967. С. 68], в котором можно видеть Кутан-нойона из монгольского пл. кингит, находившегося в войске Джучи [Рашид-ад-дин, 1952. Кн. 1 С. 177; Тизенгаузен, 1941. С. 30]. Кутан-нойону Рашид-ад-дина в "Сокровенном сказании" соответствует нойон Хунан, стоявший во главе пл. генигес (генигес-хунан) [Козин, 1941. С. 107, 158, 163, 175]. 32. Об ойк. Бора ~ Бура С см. в разделе 1.4. 33. Бурчи С, Биюк- и Кучук-Бурчи П, имеющие соответствия в этнонимии казахов (р. борчи пл. аргын Среднего ж.), маньчжуров (р. борчжи) и монголов (р. борчжи и борчит), сопоставимы с именем Бурджи-нойона, находившегося в улусе Джучи [Тизенгаузен, 1941. С. 33]. См. также 2.2. 34. Пл. дайыр в Крыму называет Эвлия Челеби [1961. С. 192, 223]. Этн. дайыр отражен в крымских ойк. Даир ПС, Ашага-Кисек-Даир С, Кад-Даир (Кенели) [Лашков, 1897. С. 180], Ташлы-Даир и Юхары-Даир П. Мурзы Даирские владели землями между Салгиром и Зуей [Лашков, 1890 . С. 1; 1897. С. 93; ПК. С. 19; Маркевич, 1928. С. 27]. В одной из киргизских легенд фигурирует пришелец Даир, отправившийся затем к казахам и ставший родоначальником пл. джалаир или, по другому варианту легенды, албан. С.И. Абрамзон [1971. С. 35] видит в нем казахского хана Тахира, стоявшего в 20-х гг. XVI в. во главе могулистанских киргизов Эпонимом крымского пл. дайыр может быть нойон-тысячник Чингис-хана Даир из пл. конкотан [Козин, 1941. С. 158; Рашид-ад-дин, 1952. Кн. 2. С. 275], о котором Рашид-ад-дин [1952. Кн. 1. С. 168] писал: "В эпоху Чингис-хана был один эмир, которого он отдал Угэдей-каану вместе с войском, имя его Даир, он был при Чагатае" -монг. dair великий, dayir самец [Козин, 1941. С. 567]. 35. С именем Джафар-Берды, сына золотоордынского хана Тохтамыша, совпадают ойк. Джапар-Берды Ф и Джефер-Берды С. 36. Джурчи ЕПП, Ой-Джурчи Е (Ой-Ертчи, Кыр-Ертчи, Юртчи-Хаджи и Юртчи в Перекопском кайм.), имеющие соответствия в этнонимии каракалпаков (р. уйручи пл. конграт) и узбеков (пл. уйраджи ~ авирджи ~уйрачи ~ айурджи ~ джуячи ~ юйручи; ойк. Юрчи в Денауском р-не Самаркандской обл., ср. юртчи чиновник, ведающий делами устройства и упорядочения юртов [Ахмедов, Мукмиянова, 1987]), сопоставимы с именем эмира-тысяцкого Джурчи ~ Джаурчи из пл. нукуз в Иране [Рашид-ад-дин, 1952. Кн. 1. С. 155, 184; Кн. 2. С. 276] и нойона-тысячника Чингис-хана Чжурчжедая, получившего в управление четыре тысячи урутов [Козин, 1941. С. 158, 162]. 37. Кайту Я в Байдарской долине сопоставим с именем сына Чагатая Кайду ~ Хайду, бывшего военачальником у Батыя [Пашуто, 1977. С. 216]. 38. Конечи, Ашага- и Юхары-Конечи С (Конджу, Ашага- и Екары-Конеджни в сп. 1783 г.), Кончи Е (Конджу в сп. 1783 г.), Конче-Конташлы [Лашков, 18976. С. 139], Конджи в Арабатском кад. Кефинского кайм., Конча-Упук Ф и Кият-Кончи [Маркевич, 1928. С. 27] (ср.: ойк. Кунича во Флорештском р-не Молдавии, аул Койчи буджакских киргизов в Днепровском у. [СНМ; Сергеев, 1912 а; 1912 б]; ойк. Конши в Каракалпакии, Кунчи в Андижанской обл.) могут отражать название родоплеменной группы кон(е)чи, эпонимом которой был Коничи, младший сын Шибана, сына Джучи [Тизенгаузен, 1941. С. 54], или Кончи ~ Кунджи ~ Конджи, сын Орды, сына Джучи [Книга Марко Поло. С. 225; Рашид-ад-дин, 1952. Кн. 1. С. 177]. Имя Коничи значит по-монгольски «пастух овец, чабан» (халха-монг. хоньчин) и пишется в рукописях по-разному: лД [Тизенгаузен, 1941. С. 30, примеч. 1], ср.: и.л. тат. Койчы, карач.-балк. Къойчу; др.-тюрк. qoy^i ~ qoy^i. В состав могулов входило пл. кОнчи <jCjK "седельник, шорник" [Юдин, 1965. С. 54-55]. 39. Кончек ~ Кончик ~ Кунчик Ф, Конджак в Козловском кайм., Байкончек ~ Байкончик П сопоставимы с антр. Кунчек ~ Кунджак JjNwK, внук Бату-хана [Тизенгаузен, 1941. С. 49]. См. также 2.2. 40. Можно предположить, что внук или правнук Джучи Маджар [Тизенгаузеи, 1941. С. 50, 52, 59] стал эпонимом родоплеменной группы маджар, имя которой отражено в крымском ойк. Маджар, упомянутом в ярлыке Менгли-Гирея [ЗООИД, 1872. Т. 8. С. 12] и представленном в этнонимии казахов (отд. мажар р. джаритим пл. аргын и дел. мадияр р. кулатай пл. кипчак Среднего ж.) и узбеков (пл. маджар, подразд. маджар пл. сарой, отд. маджар пл. оваклы-кенегес и пок. маджар кураган р. кийту пл. унгут кураминцев) - и.л. калм. Маджар, антр. Маджар, сын Субдая и сын Тудавура, джучиды [МИКХ. С. 38, 39]. 41. Менгелер и Менгелерджик (Минлер и Минлерчик в сп. 1805 и 1865 г.) в Ташлынском кад. Акмечетского кайм. сопоставимы с именами четвертого монгольского великого хана Менгу (иначе Мэнкэ и Мункэ), внука Чингис-хана, и золотоордынских ханов Менгу-Тимура (1266-1280) и Туда-Менгу (1280-1287) [Рашид-ад-дин. Кн. 1. С. 13 и сл., 111 и сл; Книга Марко Поло. С. 272. 338; Тизенгаузен. 1941. С. 22 и сл.] - и.л. калм. МОнкд, монг. мОнх, кирг. манги ~ менги, тур. bengi вечный, бессмертный (см.: Pelliot, 1949. P. 58, 62]. 42. А.И. Маркевич [1928. С. 27, примеч. 2] связывает крымские ойк. Шибан jl-*v (Шибан ЕПП, Келеси-Берди-Шибан, Кучук-Шибан, Минарели-Шибан, Отуз-Тепе-Шибан и Хирсиз-Шибан Ф) с именем монгольского вождя Сибана, участававшего в походе на Русь, Польшу и Венгрию. Сыбана, сына Тоссук-хана (Джучи) в Венгрии упоминает Плано Карпини [1957. С. 44]. Сыбан командовал правым крылом войска Бату-хана и за заслуги при завоевании Волжской Булгарии и других земель получил в управление пл. кошчи, найман, буйрак и карлык [Ахмедов, 1965. С. 163]. Его потомок Мухаммед Шейбани-хан основал династию шейбанидов в Мавераннахре [Шейбаниада; Бартольд, 1968. С. 134; Ахмедов, 1965; Семенов, 1954]. Крымский этн. шибан имеет соответствия в этнонимии казахов (пл. су(в)ан Старшего ж., подразд. сыван ветви мурун отдела кара-кирей, р. сиван ~ сибан отдела ачамайлы пл. кирей и р. суан ~ сиван пл. найман Среднего ж.), узбеков-кураминцев (пок. шибан-караган р. кийту) и киргизов (р. субан пл. сары багыш и саруу). Итак, чингизиды и монгольские военачальники (нойоны) могли стать эпонимами следующих родоплеменных групп, названия которых получили отражение в ойконимии Крыма: алчин, байдар, бавурчи, бек-котан, бора, бурчи, даир, джурчи, кайту, кон(е)чи, кончек, шибан. Рассмотренные в разделе 2.1 ойк. Буркут, Джалаир, Иргиз, Кереит, Кирей, Меркит, Унгут, Чоргун ~ Джоргун и Чюют также можно было бы отнести к этноойконимам монгольского происхождения, учитывая несомненную монголизацию древних племен, имена которых отражены в этих ойконимах. Бушаков В.А. Тюркская этноойконимия Крыма — Москва, 1991. — 341 c. http://booksshare.net/index.php?id1=4&category=history&author=bushkov-va&book=1991&page=45 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться