Chial
Пользователи-
Постов
1297 -
Зарегистрирован
-
Посещение
-
Победитель дней
8
Chial стал победителем дня 19 января 2023
Chial имел наиболее популярный контент!
Старые поля
-
Страна
Туран
Посетители профиля
Блок последних пользователей отключён и не показывается другим пользователям.
Достижения Chial
Старожил форума (4/5)
3
Репутация
-
Да, по данным досоветских и некоторых зарубежных авторов XIX в.
-
Приветствую. Были узбеки-кочевники, говорившие только по-кипчакски, но они были явно в численном меньшинстве по сравнению с теми, которых русские авторы называли узбеками и сартами. Узбеки и сарты внешне не отличались и выглядели как сегодняшние узбеки. Сами досоветские авторы запутались в своих трудах и не могли дать точное различие между узбеками и сартами. По их свидетельствам узбеки как сарты походили внешне на иранцев. Оба говорили по-чагатайски. Масальский отмечает, что "Сарты (с численностью 967.010 человек) говорятъ на джагатайскомъ наречiи…". Узбеков он также описывает как народ "говорящiй на джагатайскомъ наречiи", так как "Полчища Шейбани смешались въ Туркестане съ ранее здесь осевшими тюркскими племенами (такъ называемые джагатаями) и съ исконнымъ иранскимъ населенiемъ края". О численности узбеков Масальский пишет: "Узбеки... представляющiе, смотря но местности, значительный отличiя въ антропологическомъ и этническомъ отношенiи, составляютъ столь же, если не более, значительную часть населенiя Туркестана, какъ и киргизы. Общее число узбековъ въ Туркестане достигаетъ не менее 2.000.000 душъ обоего пола”.
-
Галым Агелеуов: 5 декабря 2014 г. в 22:56 · Именно уйгурский танец сохранил основные черты согдийского танца Центральной Азии. Могу предположить, что много в этих движениях не классических исламских, а именно суфийских дервишских традиций. Да и ритм, совсем иной. Интересно посмотреть историю танца и музыки Центральной Азии и Восточного Туркестана, ведь именно эти традиции сильно повлияли на становление классического танца и музыки Китая и Японии. https://m.youtube.com/watch?v=_vwkVydFX68
-
Из давней переписки с kanishka (Эльдаром Асановым): "В Ферганской долине узбеки из таких районов как Нарын, Учкурган, Баликчи, Бешарик, Дангара, Учкўприк, Узбекистан, Багдад, Бувайда, Фуркат, Қўштепа, Уйчи, Туракурган разговорывают кипчакским акцентом. Это как минимум 20% населения долины". Возможно, что данные этногруппы, разговорывающие кипчакским акцентом являются потомками поздних мигрантов, а не шейбанидских узбеков. Поздние мигранты это те самые кипчаки, ассимилированные киргизы, каракалпаки и узбеки из бухарских и хивинских владений. С. Губаева так описывает это: "Нашествие джунгар (калмыков) в 1723 г. на казахские и кыргызские кочевья, на районы Туркестана, Ташкента, Чимкента, Сайрама вынудили бежать в Фергану казахов, кыргызов и каракалпаков, ряд узбекских племен, например, кипчаков и кураминцев. ...Постоянная междоусобная борьба ханов, не прекращавшаяся в соседнем Бухарском ханстве в течение XVIII-XIX вв., вызывала массовые переселения ... Не мало мигрантов было и из Хивинского ханства, из районов Казахстана, Кыргызстана и других мест. Ю з ы – одно из крупных узбекских племен – представляли в дореволюционной Фергане довольно значительную группу, но точных сведений пока об их числе нет. Первые юзы прибыли в Фергану, вероятно, с войсками Шейбани-хана, но, думается, что эта группа давно осела, как и многие другие племена даштикипчакских узбеков, и слилась с оседлым тюркоязычным населением Ферганы. В данном разделе рассматриваются юзы, пришедшие в Фергану в более обозримое время, в конце XVIII-XIX вв. Родиной предков большинства ферганских юзов были сопредельные с Ферганой территории Заамина и Ура-Тюбе, меньшая часть прибыли из Гиссара. Заамин, Ура-Тюбе и Гиссар были основными местами расселения юзов в рассматриваемый период. Причиной появления в Фергане юзов, как и тюрков и других мигрантов, были различны. Одни шли в Фергану в поисках новых пастбищ, других переселяли по указам ханов для освоения новых земель, третьих манила сюда более спокойная жизнь. В поисках пастбищ они дошли до Андижана. Крупные массивы юзов осели в свое время в окрестностях Кувы, Насретдинбека, Шахрихана, Ассаки и др. Остальные же селения их разбросаны почти по всей равнинной части долины и даже в южных предгорьях Кураминского хребта. К у р а м а. Кураминцы – одна из крупных этнографических групп узбекского народа – известно у самого населения и в литературе под названием «курама». Они расселены в основном в Ангренском оазисе Ташкентской области. Происхождение кураминцев довольно сложное. Большинство исследователей считает, что в их формировании приняли активное участие и группы казахов, которые переселились в долину Ангрен. Мои информаторы также считают, что кураминцы образовались из смеси самых разных племен, но при этом подчеркивают, что значительную роль в этногенезе их сыграли казахи. Интересно, что в селении Гулякандоз Ходжентской области и его окрестностях, где жили как юзы, так и кураминцы, местное население называло последних курама-узбяк или казакча-узбяк, т.е. «казахские узбеки», а юзов – тоза узбяк, т.е. чистые, истинные узбеки». Свою генеалогию ферганские кураминцы возводят к двум казахским джузам: Улуг джуз (Большой, великий джуз) и Урта джуз (Средний джуз). Но, видимо, в их формировании приняли участие и представители Кичи джуза (Малого джуза), так как этнонимы теляу, тама, алчин, зарегистрированные в составе ферганских кураминцев, были известны и Малому джузу казахов. В Ферганскую долину кураминцы переселялись, как свидетельствует местное население, несколькими волнами. Одни называют временем переселения своих предков в Фергану конец в XVIII – начало XIX в., другие называют и более ранние сроки, например, XVII в. Причинами переселения были и нехватка пастбищ в Ангренском оазисе, и слишком высокие налоги и поборы, и видимо, нашествие в XVIII в. джунгар. Все эти субэтносы в составе узбекского народа до революции довольно четко отличали себя друг от друга, хотя в быту, традициях, языке было уже так много общего, что как пишет Б.Х.Кармышева, «не остается сомнения в принадлежности их всех … еще в дореволюционный период к единой узбекской народности».
-
Уложение Тимура "В те дни, когда, овладев Тураном, я воссел в Самарканде на царский престол, одинаково ровно обращался и с друзьями, и с врагами. Те из эмиров Бадахшана и иных эмиров кошунов из тюрков и таджиков, кто раньше проявлял недоброжелательность, поднимая смуту и интриги, обнажая против меня меч, теперь пребывали в ужасе от своих неблаговидных поступков, и когда они явились ко мне с повинной, я облагодетельствовал их так, что они были посрамлены величием моей души. Всякое государство, ввергнутое в пучину зла, гнета и разброда, должно стать мишенью для похода справедливого падишаха, ведомого намерением восстановить истину и искоренить зло. Сам Всевышний Судья поможет ему освободить эти страны из-под гнета тирана, и, несомненно, передаст ему бразды правления. Именно поэтому, с целью восстановить справедливость, я отвоевал у злодеев общины Узбекия страну Мавераннахр". Община Узбекия, отмеченная Тимуром – это Золотая орда, расположившаяся тогда на северо-западе Казахстана и юге России... http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1460268780
-
ИЗ "МЕСТА ВОСХОДА ДВУХ СЧАСТЛИВЫХ ЗВЕЗД И МЕСТА СЛИЯНИЯ ДВУХ МОРЕЙ" АБД-АР-РАЗЗАКА САМАРКАНДИ События 793 (= 9 XII 1390-28 XI 1391) г. Поход Тимура в Дешт-и-Кипчак. Собираясь в поход в Дешт-и-Кипчак, Тимур отправил тавачиев собирать войска, взяв с них (с тавачиев) обязательство (мучилка) не обращать внимания ни на кого и по-прежнему и новому числу (сан) выставить войско: из вилайетов и племен (ахшам), конных и пеших, тюрков и таджиков, с провизией и запасами на один год. Было постановлено, чтобы у каждого человека было наготове четыре рода вооружения: лук, 30 стрел, колчан с чехлом для лука и щит, чтобы у каждых 2 человек было по свободной заводной лошади, а у каждых 10 человек по 1 палатке, по 2 заступа, по 1 мотыге, по 1 серпу, по 1 пиле, по 1 топору-секире, [192] по 1 шилу, по 100 иголок, по полмана бичевок амбарного весу, по крепкой шкуре 1 и по здоровому котлу и чтобы они могли предъявить (это) везде, где потребуют на смотр. Кроме того, последовало высочайшее повеление, чтобы, когда выступят из Ташкента, всякий съедал в месяц 1 ман амбарного веса муки и чтобы никто не пек ни хлеба, ни лепешек, ни лапши, а довольствовались бы похлебкой. Когда дело было устроено таким образом, Тимур расположился на зимовье в Ташкенте, а в половине сафара (= 8 I — 5 II 1391), выступив из зимнего юрта, отпустил жен и царевен в Самарканд и взял с собою (только) Чулпан-Мелик-агу. http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Samarkandi/text.phtml?id=1856
-
ТК.ХОДЖАЙЛОВ. Удельный вес монголоидного элемента у современных среднеазиатских народов
-
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКIЯ ЗАМЕТКИ ОТНОСИТЕЛЬНО ТУРКЕСТАНСКИХЪ ИНОРОДЦЕВЪ. Обработалъ Анатолiй Богданов.
-
Интересная работа. В. П. Алексеева «Историческая антропология и этногенез»
-
Л. В. ОШАНИН и В.ЗЕЗЕНКОВА. ВОПРОСЫ ЭТНОГЕНЕЗА НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ В СВЕТЕ ДАННЫХ АНТРОПОЛОГИИ, 1953 К наиболее древнему материалу по Узбекистану относятся два черепа, добытые в 1950 г. доктором исторических наук Я. Г. Гулямовым из могильника бронзового века на берегу оз. Заман-баба в 15 км к северо-западу от сел. Каракуль Бухарской области по древнему сухому руслу Зеравшана—Махан-дарье. Я. Г. Гулямов датирует эти черепа бронзовым веком (III тысячелетие до н. э.). Один черда представлен только черепной крышкой, другой имеет черепную крышку и неполный лицевой отдел. Оба черепа очень плохой сохранности. Черепная крышка первого черепа долихокранная, без следов деформации, имеет овоидную форму. Второй череп мужской, безусловно долихокранный (черепной указатель 70,3). Следов деформации не обнаружено. Лицо невысокое (61), с средневысокими глазницами овальной формы, узким оредневыступающим носом, видимо с прямой спинкой. Лоб сильно наклонный, с среднеразвитым надпереносьем и средневыступаюшим надбровьем. Клыковые ямки средней глубины, нижний край грушевидного отверстия антропинной формы. Череп относится к долихокранному европеоидному типу. По общему облику близок к закаспийскому типу Туркмении. P.S. Но, видимо, долихокранные (длиноголовые этносы) особо не участвовали в этногенезе узбеков.
-
Да. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Балыкчинский_район
-
В Самаркандской, Кашкадарьинской областях (в каких районах не знаю), а в Ферганской долине — в районе Балыкчи.
-
Вамбери. История Бухары или Трансоксании Так, как мы видим, что Турки, проникшие в западную Азию в качестве аванпостов могущества Сельджукидов, и потом основавшие новую империю на развалинах древней Византии, называются теперь Османли, по имени своего предводителя Османа. Также точно и турко-монгольские племена, жившие в восточной области Голубой Орды, т.е. между Волгой и Аральским озером по Узбеку (Ozbeg) девятому государю из дома Джучи. "Узбек-хан", так рассказывает нам Абулгази в своей истории Татар, "почитал и одарял каждого по его заслугам. Он обратил свой народ в ислам и через него многие были украшены благородством могамедданской религии. Поэтому и народ Джучи принял имя Узбека, которое сохранит до конца мира". Во всяком случае Узбек был не только апостолом своего народа, как справедливо замечает Гаммер, но и третьим из четырех великих государей, украшавших трон Кипчака, но ни при нем, ни при его ближайших потомках, не играло никакой видной роли это родовое имя Узбеков, явившееся во время господства Тимуридов и о котором уже упоминает арабский путешественник Ибн Батута. Только полтораста лет спустя, когда сильная прежде Золотая Орда была разорвана на четыре части, вследствие чего Иоанн Васильевич, освободитель России от татарского ига, вскоре мог сокрушить власть потомков Джучи на верхней Волге, – только тогда мы узнаем впервые, что Абулхайр-хан, князь Узбеков, находился между принцами и вассалами, отказавшимися от повиновения государю Серая и пользовавшимися верховным правом, в качестве старшин или ханов. Узбеки еще кутались в овчины и лошадиные шкуры, а их духовная жизнь развилась только до того, что они отчасти позволяли руководить себя мнимому чудотворцу, отшельнику Ходже Ахмеду Яссави, своему национальному святому (1). Только позже, водворившись в постоянных поселениях, они мало-помалу сбросили с себя оболочку грубости, и как прежде под именем Чагатай подразумевался оседлый, так сказать, образованный Турок Трансоксании, и под именем Узбек – дикий степной житель на северо-западе (2), так точно потом и до нового времени это отношение сделалось обратным, т.е. Узбек заступил место прежнего Чагатая, а Киргизом, также и Казаком (по буквальному смыслу этого имени – странник), стали называть необразованного Турка. Примечания: (1) Ходжа Ахмед Яссави и теперь считается патроном у номадов, кочующих по северным степям центральной Азии. Его нравственно-религиозные стихотворения, образчики которых я привел в моих чагатайских изучениях языка, ставятся наравне с Кораном Киргизами и Узбеками. (2) Это всего яснее видно из следующего двустишия, которое поэт Шейбани намека влагает в уста самому герою: "Tschagatai ili meni Ozbeg dijmesun Bihude fikr kilib gam jimesun" (Если перевести на современный узбекский: Чиғатой эли мени ўзбек демасин Беҳуда фикр қилиб ғам емасин) т.е. чагатайский народ не должен называть меня Узбеком, и пусть бесполезные мысли не печалят его. – Что такое прежде считалось бранью, то с течением времени обратилось в почетное имя, потому Узбеком теперь называется образованный оседлый Турок, без различия племени. 1873. С.Петербург.
-
Чагатайцы основа узбеков исходя из культуры, ценностей, традиции итд., генетически так ли это неизвестно.
-
Можно еще предполагать, что потомки малочисленных (но привилегированных) кочевых узбеков могли увеличиться уже в Средней Азии в течение сотен лет путем браков как со своими соплеменниками, так и местными жителями когда практиковали многоженство. Естественно тогда антропология их потомков отличалась бы. Но это лишь догадки. Поэтому когда-нибудь нужно будет провести генетическую экспертизу, например когда на юге совр. России найдут массовое захоронение золотоордынских кочевников с 14 века. Пока можно лишь привести мнения и предположения разных авторов. Например, В.Хольцварт пишет, что узбеков было от 300-500 тыс., а местного населения 4-5 миллионов. Цифры сильно преувеличены, особенно количество местного населения. На территории Узбекистана лишь к 1950 годам население составило 4-5 млн. чел., а в 16 веке народа было гораздо меньше.