Перейти к содержанию

arstanomar

Пользователи
  • Постов

    393
  • Зарегистрирован

  • Посещение

  • Победитель дней

    8

arstanomar стал победителем дня 10 марта 2014

arstanomar имел наиболее популярный контент!

Информация о arstanomar

  • День рождения 08/01/1953

Старые поля

  • Страна
    Казахстан

Информация

  • Пол
    Мужчина
  • Город
    Астана
  • Интересы
    Математика, экология, информационные технологии, поэзия, музыка, этнография, лингвистика

Посетители профиля

7646 просмотров профиля

Достижения arstanomar

Старожил форума

Старожил форума (4/5)

15

Репутация

  1. Каким образом, ныне называющиеся монгольскими народами, лесные люди Приамурья, пришедшие на территорию современной Монголии, заимствовавшие немало из культуры и быта тюрков, вдруг стали прародителями тюрков, и "первооткрывателями" тюркских танцев?
  2. Если монголы это хунны, а хунны-гунны были тюрками, то значит монголы есть тюрки.
  3. К сожалению, с вами и с Айым Исмаиловой не согласны исторические факты: "... казахи пешие ходят с трудностью." (История Казахстана в русских источниках. Т.4, стр.135) То есть даже ходили пешком с трудом, неуклюже, потому что были урожденными всадниками и практически не слезали с коня, какие уж там танцы и грациозность? (примечание: у вас, у А.Исмаиловой и у меня речь идет о мужчинах, о мужском "танце") На ФБ есть коммент на эту же тему Самат Насир Что за чушь несете? Даже животные и то танцуют. Слышали про их брачные игры? Это же танец. Утверждение. что казахи не танцевали значит. что казахи и сексом не занимались. Полнейший бред. АКБ, видио у тебя в роду до сих пор еле на ногах держатся, куда там о танцах думать. [ ЦЕНЗУРА, Rust: - арстаномар, Вы вроде уже человек в возрасте, а пишете как школьник ]
  4. Ақ сүйек еще и молодежная сексуальная игра. Проводится когда стемнеет, бросают Ақ сүйек, и разбредаются в "поиске" молодые пары допоздна или до утра. А потом шутливо спрашивают, нашли Ақ сүйек или нет.
  5. Блог Айым Исмаиловой о кино,литературе и тюркологии Происхождение казахского танца «Кара-жорга» ( на основе исследовательских записей народного художника Казахстана Аубакира Исмаилова) А.М.Исмаилова «проживая мифы, мы выходим из Времени хронологического и вступаем в пределы качественно другого времени, Времени Сакрального» М.Эллиаде «Аспекты мифа» Танцевальная культура в кочевом мире насчитывает тысячелетия. Появившись как ритуально-религиозное действо, танец стал постепенно обретать характерные бытовые особенности, разделяясь на виды и специфические подвиды, а также , в зависимости от ареала распространения танца, приобретая особенные местные черты. У казахского народа танец имеет огромное количество разновидностей: танцы воинственные, охотничьи, имитационные танцы (наподобие танцев буркут-коян), танцы с чучелом («ортеке-би»), танцы баксы, сольные танцы, носящие индивидуальный почерк народного исполнителя, танцы с элементами танцев других народов («калмакша би»). Каждый танец исполняется по-особенному в зависимости от территории и области, именно поэтому в казахском танце несколько стилей исполнения у каждого танца: карагандинский стиль исполнения, джетысуйский, западно-казахстанский, а также сыньзяно-уйгурский и монгольский стили исполнения казахских танцев. Один из наиболее популярных танцев, на истории и происхождении которого мы хотели бы остановиться: казахский танец кара-жорга. Как пишет в своих исследовательских записях Аубакир Исмаилов: «Кара-жорга - танец, воплощающий в себе различные оттенки, приемы, в нем соединились воинственность и скоморошество, мягкая колыбельность и мобильность, быстрота и спокойная грациозность». Кара-жорга имеет в народе несколько названий: «жоргалау», «жорганы еликтеу». Аубакир Исмаилов после долгих поисков , наблюдений, а также диалогов с очевидцами исполнения кара-жорга отмечает несколько стилей исполнения этого танца , который исполнялся по-разному в разных областях Казахстана. Существовали такие виды кара-жорга как: «кос-жорга», «еркек-жорга», в Восточном Казахстане кара-жорга исполнялся как парный танец на манер «кызалу-кашу», а на Каспии , по сообщениям Керея Кодарова ,кара-жорга называли «шайтанкок».Кроме того, особая манера этого танца существовали в Алтайском округе, в Сары-Суме, а также в Тарбагатае. Первые записи танца кара-жорга были произведены Аубакиром Исмаиловым в 1928 году от Актая Маманова, руководителя художественной самодеятельности интерната Казкомуны в Петропавловске. Отдельные элементы танца Аубакир Исмаилов внес в свои записи, наблюдая за исполнением народного исполнителя Дюсенбека, в народе бытовало его сценическое имя «аркасыбар дуйсенбек», проживавшего в ауле №6 Тельмановского района Карагандинской области, на родине Аубакира Исмаилова. В том же 1928 году Аубакир Исмаилов вместе со своим другом художником А.Шегебековым исполнили кара-жорга на сцене Дома культуры в Петропавловске. В своих записях этого танца Аубакир Исмаилов отмечает особое исполнение этого танца такими народными исполнителями как: Бижыбай Исхак( семиреченский вид кара-жорга), а также Доскея Алимбая. В исследовании этого танца Аубакир Исмаилов отмечает важное обстоятельство, раскрывающее корни происхождения кара-жорга : «танец этот исполнялся чаще всего во время обряда «шильдехана».Эти строки наводят на мысль о непростом происхождении танца, а точнее, о его сакраментальном значении . В своей книге «аспекты мифа» культуролог Мирче Эллиаде приводит слова представителей индейских племен: «если мы не знаем, откуда идет танец, не будем об этом говорить. Если нам неизвестно происхождение танца , нельзя его исполнять»,- говорит шаман из племени нахо, и как бы подтверждая его слова, танцор из племени уитото сообщает: «это мифы нашего отца, его собственные слова. они есть, и поэтому мы танцуем, и если бы он нам их не дал, то не было бы никакого танца» . Сакральность танца кара-жорга не вызывает сомнений, возможно , исследуя его корни объясняя причины возникновения, расшифровывая заложенный тайный смысл, появляется хотя бы минимальная вероятность проникновения в тот сакральный мир номадов, утерянный за тысячелетия, а также в то Сакральное Время начал. Через исполнения космогонических мифов, поэты возвращали реальность к ее истоку, через исполнение мифа в танце, происходило аналогичное свершение. Именно об этом постоянно пишет в своих записях Аубакир Исмаилов , акцентируя больше на происхождении танца, его символах. Время исполнения танца кара-жорга: время первой инициации ребенка –это время первого Посвящения ребенка в Мир, в общество, в семью. Этот момент в кочевом мире играл самую важную роль наряду с инициацией, религиозным посвящением и погребальным обрядом. В это время заново исполняется главный миф тюрков, миф о сотворении Мира, о Тенгри. «Каждое новое рождение представляет собой символическое воспроизведение космогонии о мифической истории племени. Это воспроизведение имеет целью ритуально приобщить младенца к сакраментальной реальности мира и культуры и таким образом подтвердить его существование в соответствии с мифическими парадигмами. Более того : ребенок, который только что родился, приобщается к целому ряду начал». (Мирче Эллиаде) . Исполнение танца кара-жорга в самый важный период для ребенка , возможно, имело несколько значений. Во-первых, приобщение ребенка к миру номадов:он знакомился с образом жизни кочевника, всегда находящегося на коне. Темп танца пытался передать основной настрой жизненной реальности кочевника, он создавал главное направление будущей жизни новорожденного – направление вперед, несмотря на препятствия, направление конструктива, оптимизма и мобильности. Кроме того в кара-жорга присутствует очистительный момент, а также охранительный, одновременно для ребенка и для пришедших гостей. В подтверждение к вышесказанному приведем цитату Мирче Эллиаде: «термин “kalusari”, означающий «колдовские пляски», на уровне лингвистики восходит к римскому «саl»- «конь»-по ритмам, мелодиям и движениям –к очистительному ритуалу тайных обществ. А конь наряду с птицей , является медиатором между мирами, погребальным животным» Мистический опыт всегда подкрепляется реальной действительностью, и сакраментальность танца кара-жорга , имеющего кроме космологического и очистительного значения, также охранительный признак, все же несет в себе и бытовые, социальные особенности казахского народа. Именно поэтому в замечаниях к исполнению танца кара-жорга Аубакир Исмаилов особо подчеркивает манеру исполнения этого танца: «Кара- жорга -танец джигита-наездника, знающего мастерство верховой езды. Он рисует веселое, задорное настроение всадника со всеми его повадками танец имеет жизнерадостный, задорный, стремительный, азартный характер» . Вследствие огромной смысловой и символической нагрузки танец кара-жорга на протяжении огромного времени постоянно исполнялся в народе, приобретая новые особенности и стили. Мы можем отметить исполнение этого танца такими исполнителями как Бижыбай Исхак, Доскей Алимбай.В 1936 году на фестивале народного танца в Москве танец кара-жорга исполнялся Сарсембаевым.Х., Утегеновым.М., Болшакбаевым. В 1934 году Аубакир Исмаилов поставил танец кара-жорга для актерской группы ГИТИСа, а в 1939 году танец появился в репертуаре ансамбля народного танца при Государственной Филармонии также в постановке Аубакира Исмаилова. Элементы танца кара-жорга были использованы в постановке спектакля «Айман-Шолпан» в балетмейстерской редакции Али Ардобуса и Аубакира Исмаилова. Можно говорить об особой манере исполнения танца в постановке балетмейстера Али Ардобуса, который обогатил танец кара-жорга новыми элементами. В 1943 году на сцене Театра Оперы и балета им.Абая была поставлена «Казахская танцевальная сюита»,где также исполнялся кара-жорга в постановке Аубакира Исмаилова. В 1959году танец кара-жорга заворожил всех зрителей на выставке достижений в Монреале своим ритмом, особым настроем и удивительной энергетикой. Профессиональная запись танца кара-жорга была воспроизведена Аубакиром Исмаиловым в соавторстве с Дауреном Абировым в их совместном труде «Казахские народные танцы» в 1961 году. Следует отметить также несколько видов музыкального сопровождения танца «Кара-жорга»: кроме мелодии общепринятой ,танец исполнялся под «Бозайгыр», а также , как отмечает Аубакир Исмаилов в своем исследовании, существовал третий музыкальный вариант мелодии для кара-жорга, под которую исполнял свой танец народный исполнитель Бижыбай Исхак. Свое небольшое исследовательское эссе о танце кара-жорга мы завершим словами Аубакира Исмаилова: «В казахском народном эпосе, в легендах встречаются прямые указания о танцах и плясках. Но много разных причин :религиозных, социальных, тяжелая жизнь казахского народа в течение многих веков, варварское отношение колонизаторов и феодалов к культуре, способствовали забвению чудесного, жизнерадостного искусства танца казахов…но все же много танцев дошло до нашего времени, с разными манерами их исполнения в зависимости от областей Казахстана, где они исполняются по-разному, своеобразно, самобытно.» http://ayimcinema.blogspot.com/2011/07/blog-post_20.html
  6. Что за глупые споры, ели кочевники конину или нет? Ели, едят и будут есть! Казахский язык богат на метафоры, связанные с конем, на названия блюд, способов заготовки конины. Не ели, и не едят конину те народы, для которых лошадь редкое явление, или приобретение лошади исключительный случай для разбогатевшего человека. С этим напрямую у русских связан обычай подкова на счастье, т.е. человек, купивший коня, спешил уведомить всех о своем приобретении, что он стал богат, потому и прибивал подкову на воротах. И еще, для того, чтобы какое-либо животное было в рационе, необходимо, чтобы численность этого вида была в 10 раз больше численности людей - закон экологии!
  7. Вы совершенно правы, кочевые скотоводы Степи были переносчиками не только чая, но и танцев! А запощенная Ardel'ем статья, точнее факты из нее, давно здесь обсуждены, танец у казахов фиксировался всего 1 или максимум 2 раза в конце 19 века - это были единичные случаи на периферии казахского мира, где тот или иной индивид наупражнялся пляскам от танцующих соседей или своих друзей, например, от татаров, ногаев, калмыков, башкиров, сартов, уйгуров, дунган, торгаутов, хашаутов или других. У кочевых скотоводов Степи традиции мужского танца не было! Была традиция исключительно женского танца! Отсутствие традиций танцев требует доказательства, а не эмоционального всплеска! Пока ничего конкретного я не видел!
  8. Вы совершенно правы, кочевые скотоводы Степи были переносчиками не только чая, но и танцев! А запощенная Ardel'ем статья, точнее факты из нее, давно здесь обсуждены, танец у казахов фиксировался всего 1 или максимум 2 раза в конце 19 века - это были единичные случаи на периферии казахского мира, где тот или иной индивид наупражнялся пляскам от танцующих соседей или своих друзей, например, от татаров, ногаев, калмыков, башкиров, сартов, уйгуров, дунган, торгаутов, хашаутов или других. У кочевых скотоводов Степи традиции мужского танца не было! Была традиция исключительно женского танца! Я давно доказал,что казахи в большинстве потомки Ердышских лесных племен 13 века. Странная особенность приписывать другим, в данном случае казахам, свое монгольское, быть потомками лесных племен. Казахи - кочевники-степняки на протяжении многих тысячелетий!
  9. У как задело тут всех. А я ведь просто привел слова внешнего описателя. Ведь так и пишется история, основываясь на словах таких описателей и путешественников. Чему вы все удивились, и расстроились? Поэтому все описания надо воспринимать через призму своего народного фольклора, своей истории! Да, и не надо мне приписывать того, что нет, не люблю инсинуаций! Оставьте это для своих междоусобных разборок!
  10. Тут Erchis высказывает свое недовольство на его взгляд сплошной казахизацией истории. А что было в истории, созданной в 18-20 веках? Европоцентристское начало всей цивилизации, и попытки всех примазаться к это "великой" истории. А азиатские народы как бы в стороне, без права на свою историю. В последние десятилетия азиатская часть бывшей российско-советской империи активно взялась за изучение своих корней, и, к удивлению для многих, показала все миру, что тоже не лыком шиты. Но так как события не проходили в чистом виде только для одного народа, то все пытаются "натянуть" одеяло на себя. Например, монголы тоже тянут на себя одеяло. В принципе, это нормальный процесс для этого этапа. Сейчас идет вал информации, напоминающий шквал. И должно пройти некоторое время, когда на основе всего вала начнутся качественные исследования и упорядочение. И как бы мы ни хотели, но процесс это затянется на десятилетия. А упорядочивать будут следующие поколения.
  11. Описание джунгарско-казахских отношений того времени еще требуют более детального исследования. В настоящее время Казахстан получил от Китая немало письменных источников, надеемся, что события уточнятся. То, что правители двух государств плели друг против друга интриги, понятно, на войне как на войне. В пленение самого Аблая еще много неясного. Приведенный выше отрывок говорит лишь о том, что война плачевно закончилась для обеих сторон. История не имеет сослагательного наклонения, поэтому имеем то, что имеем. Главное, чтобы разбирательства в истории не стали поводом для новых стычек. На форумах, к сожалению, ради доказательства своей точки зрения, идет информационная война...
  12. Кибитки бедных семейных калмыков, нач. 1870-х, альбуминовый отпечаток, ателье «Светопись Вишневского», Астрахань "Верстах в пяти от Вернаго встретили передовых калмыков, разбивающих свои коши около лога, в котором тек какой-то ручей...Калмыцкие старшины приседали нам по-китайски, чуть не до земли. Одеты они были в китайские халаты. по одной стороне болталась длинная, грязная коса черных волос, а за поясом виднелась у каждого китайская трубочка. Калмыки невообразимо неопрятны и киргизы, стоявшие около них, казались чрезвычайно цивилизованными по чистоте лица, рук и костюма. Впрочем, неопрятность взрослых калмыков не давала понятия об идеальной неопрятности детей. Это были комы грязи в грязных волочащихся по земле лохмотьях. Почти у всех от постоянной неопрятности носов образовались на верхней губе раны, окруженные грязной каймой. Уроливыя приземистыя женщины отличались от мужчин большим безобразием, большею неопрятностью и двумя косами, более грязными и более длинными, чем одна мужская. Эти косы висели спереди. В них были вплетены фальшивые волосы, вероятно, чтобы удлинить их, а к самому концу привешены довольно толстыя подвески, сплетенныя из волос же. Подвески очень похожи на сплетенную часть султана от кэпи. В ушах женщин виднелось множество бус, из которых были сделаны ожерелья и браслеты. Женщины тоже все курили. Рейнталь пояснил, что курят и все дети, исключая девочек, которым не дают курить, "чтобы сердце не стало мягко", до выхода замуж. Калмыки сейчас же принесли нам жалобу на одного из своих, укравшегоо двух лошадей у своего товарища. Если бы не русские, они давно осудили бы его на смерть, так пояснили калмыки Рейнталю. Выслушав жалобу калмыков, мы предложили выбрать обейм сторонам биев, судом которых и решить дело. Бии начали разбирать, а мы пошли смотреть странную картину народа, разбивавшего коши на ночлег. ...около лога, толпилась грязная толпа людей, суетившихся около остовов кошей. Кое-где бродил тощий скот, лаяли и выли собаки, с диким видом визжали дети, барахтались по земле грудные ребята, и все это было тоще, голодно, грязно, неописанно грязно. Фатальна судьба злополучных калмыков! Все их трепали и трепали основательно: китайцы, русские, киргизы, с дунгенями. Из ойратской державы, имевшей такое значение для судьбы всей Средней Азии, - вот обломки, едва тащащие ноги от холода и усталости! Какая разница с временами Галдан-Цырена! Теперь они в виду Алматов, как беглецы, принятые из милости,а немного более ста лет тому назад Алматы, или вернее место, на котором они стоят, были укрепленною зимовкою брата Галдан-Цырена!...Мы стали раздавать детям мелкое серебро. Уродливыя обезьяны кувыркались перед нами, становясь на колени, вероятно, проделывая, то чему их учили китайцы. Между тем, бии окончили свой суд. Обе спорящие стороны пошли на мировую. тот у котораго были украдены лошади, прекращал свою претензию. - Бог даст, зятья с ними будем..." А.К.Генйс. Дневник 1865 года. Путешествие по Киргизским степям. https://www.facebook.com/photo.php?fbid=311091472408361&set=a.303411549843020.1073741847.100005225316728&type=1
  13. Да, вначале этой войны с джунгарами так и было из-за неорганизованности, и продолжалось несколько лет. Однако казахи помощь ни от кого не получили. России и Китаю было выгодно столкнуть две сильнейшие на тот момент государства между собой, чтобы в кровопролитной войне они ослабли. Поэтому они помогали джунгарам, чтобы добить более многочисленных и с большой территорией казахов. В конце концов казахи смогли организоваться, объединить свои силы, и не просто противостоять джунгарам, но и победить. Результатом этой братоубийственной войны стали: окончательное уничтожение джунгарского государства Китаем; ослабление Казахского ханства; огромные численные потери и среди джунгар, и среди казахов. Кстати, когда Китай начал уничтожать джунгар, они запросили помощь у Абылай хана, и он выделил им землю, разрешил им поселиться на казахских землях. Со временем эти джунгары ассимилировались среди казахов.
  14. Қазақ, казак, касак - всадник, кочевник, кентавр, ИМХО, и встречалось намного раньше, чем принято считать. А "вольность, разбойничество" приписали много позже.
  15. Rust, по сути искажение қазақ на казах можно воспринимать и как обзывание. Даже на картах 1925 года название Казакстан, а царской России называли Казачьей Ордой. К сожалению, в латинской транскрипции стало Kazakhstan (хотя почему не Khazakhstan?), хотя в начале 90-х годов в Америке было принято Kazakstan, т.е. название, данное Сталиным стало преобладать.
×
×
  • Создать...