Недобрый знак
25/10/07 - 16:07
Незнание своих корней и духовных заветов предков нередко приводит к серьезным ошибкам и непоправимым курьезам. Такая участь постигла и всем известный монумент «Эркиндик» на площади «Ала-Тоо», в виде женщины, держащей в одной руке тундук. Беседуя с известным знатоком санжыра Сыргакбеком СООРОНКУЛОВЫМ о прошлом и настоящем, мы коснулись темы «Послание к потомкам». Что из этого вышло — судить вам…
Начиная с середины XVI века, северные племена кыргызов были вымотаны набегами калмыцких племен. Ослабевшие, они решаются укрыться на юге, и вскоре откочевывают в сторону Ферганы. Одновременно они ведут переговоры с родственными казахскими племенами, также страдающими от набегов все тех же калмыцких племен. В итоге они решаются на объединительный союз, однако и это не дает должного эффекта. Ибо уже тогда сказывались стремления Российской империи овладеть землями турко-монгольских народов, и Россия всячески поддерживала огонь междоусобиц и кровопролитных войн на данных территориях.
Особо доверительные отношения в ту пору сложились между калмыцким ханом Аюке и Петром I. Россия предоставила им тяжелое вооружение – пушки, а заодно и российских офицеров, которые обучали калмыцких ордынцев современной и передовой на то время военной тактике и обращению с оружием. В одном из боев попал в плен к кыргызам полковник российской императорской армии Трубников, который и рассказал о союзе России с калмыцкой ордой. Итогом тех войн и поражений кыргызов и казахов можно считать фразу: «Казак кайын сааганда, кыргыз Кулябка кеткенде», что можно перевести как «когда казахи доили березу, кыргызы ушли в сторону Куляба (современный Таджикистан)».
ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ
Шел 1105 год Хиджры, когда младшая жена военачальника Цеван Раптанга, дочь хана Аюке, красавица Сетержип, отравила своего мужа. И на трон воссел её сын Калдан Шейрен (Галдан Церен). С его приходом к власти война с кыргызскими и казахскими племенами только ожесточилась. Калмаки, ойроты, хошауты, тыргоуты и дурбуты объединились в единый союз и вышли против кыргызско-казахского военного союза.
Казахские правители Толе-би, Айтеке и Казыбек, а с кыргызской стороны Болот-бий, Эр-Солтоной, Бердике-батыр и Жайыл-батыр решаются остановить кровопролитную войну. По завету предков, они предлагают врагу устроить соревнования для батыров (эр сайыш), где с каждой стороны должны были выступить по 40 джигитов, по правилам жекеме–жеке (один на один). Проигравшая сторона должна была склонить голову в знак капитуляции и сдаться на милость врага. На предложение кыргызов и казахов их противники согласились охотно, поскольку чувствовали своё превосходство и в пушках, и в другом огнестрельном вооружении.
СВЯЩЕННОЕ БРАТСТВО
Предчувствуя трагические дни своего народа, казахи и кыргызы начинают готовиться к сражению. Перед Всевидящим небом батыры дают друг-другу клятву: «Олсок бир чункурда, тири болсок бир дободо бололу. Калмак менен олбогон жерде калышалы!», что означало «Если умрем, то будем в одной яме, если живы, то на одном престоле. Да не погибнем мы от рук врагов!». В знак единства и общей судьбы в огромном казане с 40 держаками-ручками, мастерски изготовленным вместе с треногами, кыргызкий хан Байдыбек-батыр готовит священную еду. Огромный казан заполнят 21 раз и из него отведают все 17 тысяч джигитов, собравшихся на смертный бой. После чего они прилюдно повторят свою клятву-ант...
В те времена казахов и кыргызов калмыки называли бурутами. И когда настал день соревнований (эр-сайыш), во главе бурутов стояли Бугенбай-батыр, Эр-Солтоной, Болоткан-батыр, Бердике-берен, Атаке-бий и Жайыл-батыр. Калмыцкий союз возглавили Контайши-батыр, Каскелен, Боролдой и Шамалкан. Все участники состязаний собрались на поле брани «Эроол», что на горе «Далатоо».
МАЙДАН
Однако удача отвернется от казахских и кыргызских джигитов. Все первые 13 поединков закончатся победой врага. И тогда калмыцкий хан Калдан Шейрен (Галдан Церен), воодушевленный такой удачей, пронесся на своём черном буйном аргымаке (скакуне) перед кыргызскими рядами, и круто его осадив в центре, прокричал в лицо кыргызам: «Эй, буруттар! Алсыздар! Чыгаргыла жаны жокторунарды! Тугонсонор жугунгуло, баш ийип... акыркы эркегинерге чейин кырып, тупкуруно жетип, тундугунорду катындарынарга котортом!», что в переводе означает: «Эй вы, буруты, нет в вас духа! Пусть выйдут к нам ваши трусы! А если даже их не осталось, тогда поклонитесь нам! Я истреблю вас до последнего семени, не оставлю ни одного мужчины, а тундук ваш заставлю поднимать женщин!».
Тогда, не выдержав оскорблений позора, свой клич бросил Эр-Солтоной: «Жарачу Берен! Жарап бер, кезегин келди!», что в переводе означает «Бердике-берен, сгодись на славу, настал твой час!». И вперед вышел Бердике-батыр. Поклонившись войску и воздев руки к небу, он понесся навстречу врагу и одним ударом снес ему голову. Вздох облегчения пронесся между рядами бурутов, и они воспряли…
Все остальные 27 поединков закончились так же. А самого могучего из калмыцких батыров Аныракая секирой убил Жолон сын Толо. Тогда же прославился и молодой, еще никому не известный казахский батыр Абылмансур, который с криком «Абыла!» убил брата Калдан Шейрена (Галдан Церена) Шарышты-батыра. А много позже он стал великим казахским Абылай-ханом.
Но, несмотря на договор, калмыцкий союз решается взять реванш и вместо преклонения головы и окончания войны их войска врезаются в колонны бурутов. Сеча продолжается почти три дня. В итоге, потеряв 10 тысяч воинов, калмыцкий хан Калдан Шейрен (Галдан Церен) положил начало падению своей орды.
ГНЕВ СКВОЗЬ ВРЕМЯ
По словам нашего рассказчика, на главной площади Кыргызстана «Ала-Тоо» установлен монумент неизвестной женщины, которая держит в своих руках тундук. Для незнающих это, возможно, интересная скульптура, но у знающих аксакалов она вызывает лишь гнев. Женщина, поднимающая тундук — это знак недоброго, или точнее, исполнение желаний Калдан Шейрена (Галдан Церена). Раньше я не говорил об этом никому, но, рассматривая наше время через призму истории, я вижу в этом ложном символе трагическое предзнаменование. Необходимо его срочно уничтожить, иначе сбудутся пожелания наших врагов, горестно заключил Сыргакбек Сооронкулов…
Записала Чынара Жумакадыр
СПРАВКА ОР
Тундук юрты для турко-монгольских народов является святыней. В древние времена, во время ссоры, мужчины в гневе угрожали друг другу разбить его тундук. Падение и разбитие тундука считалось символом несчастья, почти падением неба.
Когда устанавливали юрты, то только мужчина имел право поднимать тундук на шесте. Установив кереге (стены юрты) мужчина, а желательно аксакал, в крайнем случае, мальчик (при поддержке женщин) поднимали высоким баканом тундук за чамгарак (перекрестные палки). А другие присоединяли к тундуку ууки (длинные палки-держатели).
Кочевники считают, что именно через тундук приходит благодать (кут) и поэтому привилегия установки тундука принадлежала исключительно главе семьи — мужчине.
Эта статья была опубликована в разгар споров о судьбе этой статуи(см. дату) Ознакомьтесь с содержанием. Что вы скажете господа на эту интерпритацию?