Г.Ф.Миллер в "Истории Сибири" писал,что "после этого служивые люди направились дальше и вскоре,хотя и по другому пути,дошли по реки Енисея,имея в виду обложить ясаком народы,которые до того были совершенно неизвестны.Имена народов служивые люди слышали от кыргызов. Это были - маты,маторцы,туба или тубинцы,десары или есары..."..Племя мадор состояла из родов,я например из рода Койбал, соок ханг,фамилия Кочелорова.В исторических документах сказано,что"койбалы еще в 19 веке называли себя туба(дубо),а соседние племена называли их модар или матор.Род койбал назван по имени князца Койбала,который возглавлял маторов в половине 17 века и судя по ясачным книгам,самая большая группа маторов и в 90-х годах17 века этих маторов возглавляли сыновья Койбала:Серен и Тебюга,впоследствии Серен основал улус Корнатский,что в Красноярском уезде,затем вошедший в Удинские земли,а Тебюге -улус Таражаков,что расположен на территории юга Красноярского края и Хакасии.Частица этого народа сохранилась на территории Хакасии,в Бейском районе.Н.Ф.Катанов,хакасский ученый писал,что "инородцы Койбальской думы составились,главным образом,из племен угро-финских и,попавшие между тюрскими,быстро утратили свой язык и усвоили тюркский...Как пишут ученые,что "исчезнувшие народы говорили на языках самодийской группы,образующих вместе с языками финно-угорской группы уральскую языковую группу".В настоящее время койбальский,маторский языки считается вымершими.Но иссследователю Гр.Спасскому посчастливилось общаться 1806 году с последним из рода койбал,знавшим свой язык и отметил,что сравнивая с хакасским языком,это совершенно разные языки.Он составил словарь языка койбальского и маторского,.Например: береза- кую(маторский),кола(койбальский),койву(финский),куэ(марийский),кэль(манси),келу(
мокша),килей(эрзя).
Этнограф и тюрколог Л.П.Потапов отмечал,что"маторы в 17 веке были довольно многочисленной группой по образу жизни делились на скотоводов и 2каменных маторов"-зверолов и рыболов,обитавших в горах по таежным рекам.Такое деление не означает,что маторы-скотоводы не занимались звероловством,а звероловы совершенно не держали скота.Оно отражает только преобладающий вид их хозяйственной деятельности,Охотничье племя маторов обитало в верховьях рек Казыра,Амыла,Ои и местами в бассейне Кана.Они и в 18 веке продолжали жить в этих районах"...
Вот такова история моего народа.Я не историк,извините,что не так.