Jump to content

Вахит 999

Пользователи
  • Posts

    208
  • Joined

  • Days Won

    2

Posts posted by Вахит 999

  1. Серия научно-популярных статей украинского историка-энциклопедиста Ярослава Пилипчука, посвященная истории Сибирского ханства в XV-XVII веках — одного из интереснейших, по его оценке, аспектов истории татар.

    Сибирскотатарская государственность: Шибаниды, Тайбугиды, борьба за Казань и символы ханства

    Сибирскотатарская государственность: элита, население и экономика

    Сибирскотатарская государственность: поход Ермака, выживание Кучумовичей и помощь от башкир

  2. Один из интересных и в то же время сложных эпизодов в истории башкирского народа – 100-летняя война с калмыками, сопряженная со взаимодействием с Российским государством. Итогом этих отношений стало образование в составе башкирских племен рода Калмак – калмыков, которые в результате военных, бытовых, а также семейно-брачных взаимоотношений стали башкирами. 

    В начале XVII века из западной Монголии вырывается воинственная орда ойратов, которых по-тюркски называли «калмак». Около 300 тысяч человек двигается в западном направлении. Они сметают Ногайскую Орду, оттесняют казахов дальше на юг и приближаются к пределам Башкирии. После вторжения калмыков ногайцы уходят из Башкирии, этот факт становится одним из ключевых вех в истории башкирского народа. Башкиры, численно уступавшие армии вторгшихся калмыков, начинают воевать с ними. Так в 1620 году берет начало война, которая продлится 100 лет. Стороны совершают набеги друг на друга с целью захвата пленных и имущества.

    Как пишет историк Б.А.Азнабаев в монографии "Башкирское общество в XVII- первой трети XVIII в."  В XVII в. башкиры вели постоянные военные действия с калмыками. Как правило, башкирским разрозненным отрядам приходилось отражать противника, который не только численно превосходил башкир, но и имел единое командование. Тем не менее, сами калмыки считали башкир одним из самых опасных противников. С.М. Соловьев и Д.И. Иловайский отмечали эффективность оборонительной тактики башкир в войне против калмыков. Д.И. Иловайский, в частности, писал: «…одетые в кольчуги и шлемы, вооруженные стрелами, копьями и короткими, прямыми саблями, калмыки первое время наводили большой страх на крымцев и одним своим появлением обращали их в бегство. Только башкиры умели наносить поражения калмыкам».  Этот факт прямо признавали наиболее влиятельные калмыцкие тайши. В 1644 г. в ходе переговоров с уфимским дворянином И.Черниковым-Онучиным тайша Дайчин рассказал о неудачном завершении последних походов на башкир: «…а коли мы на них башкирцев хаживали, и мы де с потеркой к себе прихаживали». Дайчин не терял надежды привлечь их на свою сторону, если не силой оружия, то мирным путем: «Чаю что и добром будут башкирцы у меня. А только учнут башкирцы кочевать у меня и нам де окроме Бога, кому то сделать?»

     В 1646 г. воеводы Астрахани и Уфы доносили в Посольский приказ, что «у башкирцов с калмыками учла быть ссора и не дружба и калмыки де башкирцов боятся». Спустя 15 лет тот же тайша Дайчин в 1661 г. жаловался русскому послу Горохову: «Злее всех башкирцы: всегда всякое зло калмыкам от башкирцев». Именно из-за набегов башкир калмыцкие правители отказывались послать свои отряды в Крым на помощь русской армии, ведущей тяжелую войну с Речью Посполитой. Калмыки ответили послу, что надобно прежде покончить дело о башкирских набегах: недавно еще башкирцы отогнали у калмыков 2000 лошадей. Как тут идти на государеву службу? Необходимо учесть и то обстоятельство, что на стороне калмыков оказалась значительная часть ногаев, которые прекрасно знали башкир.

    Преимущество башкирского ополчения над калмыками имело место только в условиях горнолесного ландшафта Южного Урала. В открытой степи башкиры безнадежно уступали калмыкам. Однако следует учесть и фактор социального устройства башкирского общества XVII–XVIII вв. В наибольшей степени башкиры отступили от классической системы монголов в деле организации обороны своей территории. В отличие от калмыков, в обороне основные силы башкир не кружили по степям, а искали подходящее для нападения место, дававшее им преимущество. К примеру, в сражении 1648 г. под Соловарным городком объединенное войско нескольких башкирских родов разгромило калмыцкий отряд под командованием тайши Чокула. О предстоящем нападении калмыков башкиры узнали от казанского слободского татарина, бежавшего из калмыцкого плена. Согласно его сведениям, в Уфимский уезд направлялся отряд в 500 человек для взятия языков. Получив это известие, башкиры спрятали жен и детей «в крепкие места», а сами «собрався с разных волостей с 560 человек и по приметным местам стали разъезжать, дабы им по тем вестям наехать на калмыцкую сакму». Это им удалось делать в районе реки Иген неподалеку от Табынского острожка. По характеру следов башкиры выяснили направление движения неприятеля и его численность. После этого в Уфу был послан гонец с вестями. Не дожидаясь уфимцев, руководители ополчения направили свои отряды наперерез калмыцкому войску. Опередив калмыков, башкиры организовали засаду около у речки Армынта в 10 верстах от Соловарного острожка. Выждав момент, когда половина калмыков переправилась через реку, башкиры напали на них. Калмыки, не успевшие переправиться, были прижаты башкирами к руслу реки. Это лишило калмыков возможности быстрого маневра. Таким образом, еще до нападения башкиры разделились на две группы, одна из которых преследовала отряд, а другая поджидала калмыков у переправы через речку, миновать которую калмыки не могли.

    Существенно отличалась от калмыцкой и тактика нападения башкир. Как отмечает К.П. Шовунов, калмыки старались вести войны, даже незначительные сражения с соседями, большой массой конницы, для которой были присущи высокая подвижность и умелое маневрирование на местности. Однако у башкир мы не встречаем крупных соединений конницы, насчитывающих более 3000–6000 воинов, участвующих в сражении в одной местности. Как правило, в одном столкновении отмечены конные отряды в 500–1000 человек. Таким образом, традиционная башкирская тактика ведения военных действий вступала в противоречие с неоходимостью создания сложной иерархической структуры командования во главе с ханом или султаном. Башкиры предпочитали действовать сравнительно небольшими отрядами. Децентрализованная тактика ведения войны имела свои преимущества и недостатки. Так, в отличие от калмыков, а позднее и казахов, башкирские отряды действовали более инициативно и оперативно, поскольку над ними не довлела власть сакрального лидера. К тому же, для небольших отрядов, совершавших набеги на калмыцкие улусы, война являлась выгодным предприятием. Захваченная добыча позволяла быстро поправить свое материальное положение.

    Материалы Посольского и Печатных приказов свидетельствуют о том, что наибольшее число пленных у башкир в XVII в. составляли калмыки. Калмыцкий (джунгарский) ясырь, по-видимому, являлся настолько типичной фигурой, что его образ был взят в качестве персонажа в народном предании. Среди документов Печатного приказа XVII в. отмечено большое число башкирских коллективных челобитных, где упоминается исключительно калмыцкий ясырь. В наказах уфимским посольским головам, отправлявшимся в калмыцкие улусы, традиционно указывалось на необходимость размена или выкупа российских пленных. Башкиры смотрели на пленных калмыков, прежде всего, как объекты для обмена захваченных калмыками родственников. В 1645 г. башкир Минской волости Конкас Давлетбаев, в ответ на требование воеводы представить в Уфу всех пленных калмыков, пояснил свое нежелание повиноваться: «…есть де у них калмацкий взятый язык, а не везут его в город Уфу, потому что ждут де оне калмацких послов и он де его хочет им калмыкам отдаст на откуп им свою братею на башкирцев взамен».1 В ряде случаев уфимская администрация допускала приобретение частными лицами пленных калмыков специально для обмена своих родственников. В 1644 г. Акману Байчурину было разрешено в Уфе купить из числа «пленных калмыцких женок для обмену жены своей». Наибольшее число калмыцких пленных было захвачено башкирами в результате совместного похода с казанскими и уфимскими служилыми людьми под руководством Льва Плещеева в 1644 г. Второе значительное военное столкновение с калмыками произошло в 1649 г., когда башкиры разбили отряд Турали тархана около Соловарного городка. Тогда 560 человек объединенного башкирского войска полностью уничтожило пятисотенный отряд калмыков, взяв в плен 36 человек. Примечательно, что по требованию уфимского воеводы Христофора Рыльского башкиры привели в Уфу только 12 калмыков, а «в остальных же башкиры ...мне, холопу твоему, тарханы и башкирцы отказали, а сказали которые де языки годные тебе великому государю тех на Уфу и привели, а остальные разделили меж собой и развели по своим волостям»

    Когда в начале 40-х гг. XVII в. в военном противостоянии башкир и калмыков стала намечаться ощутимый перевес в пользу башкир, калмыцкие лидеры были вынуждены обратиться к российским властям для пресечения ими башкирских набегов. В обмен на военную помощь тайша Дайчин добивался прекращения нападения башкир. В условиях тяжелейшей войны с Польшей военная помощь калмыков сыграла важную роль в нейтрализации крымской угрозы. Российская администрация так же выполнила условия соглашения с калмыками. Приказ Казанского дворца не только подтвердил указ 1648 г. о запрете башкирам нападать на калмыков, но и дал специальное задание уфимскому воеводе Ф.И. Сомову: «..про башкир сыскать всякими сысками накрепко, а все взятое ими у калмыков вернуть обратно. Пущих воров башкирцов казнить смертной казнью». Для изъятия калмыцких пленных и захваченного башкирами скота в Уфе был сформирован отряд служилых людей во главе с сыном боярским А.И. Приклонским и толмачом В.И. Киржацким. Судя по огромному количеству челобитных башкир, деятельность этой команды сопровождалась невиданным прежде насилием и произволом. Наибольшие злоупотребления происходили при возвращении калмыцких пленных. Дело в том, что среди башкир была распространена экзогамия, запрещающая браки в пределах родоплеменной структуры. Иногда одно только это обстоятельство побуждало организовывать набеги на калмыцкие и казахские улусы для захвата невест. В ходе деятельности отряда Приклонского многие башкиры, женившиеся на калмычках, лишались не только жен, но и детей, прижитых от совместных браков. Только в одном 1661 г. башкиры подали 4 коллективных челобитных, в которых обвиняли Приклонского в отнимании у них жен и детей, которые они прижили от пленных калмычек.2 В конечном счете, башкиры добились от правительства права признания владения ясырем. Официально были отменены указы о возврате пленных калмыков.

    Итогом военных столкновений стало появление в родовой структуре башкир рода калмак. В конце XVIII в. существовало особое башкирское племя Калмак. Кроме того, 43 родовых подразделения «калмак» входили в состав 37 башкирских родов.

    Статья о войнах башкир с калмыками и образовании рода калмак.

     

  3. Для башкир, ногаев, казахов, каракалпаков и других народов были характерны одинаковые признаки: один язык, религия одного мазхаба, совпадения родовой структуры. Возникает вопрос, что же являлось маркером, который позволял отделять один народ от другого?

     

  4. Как устроена родовая система башкир? В чём её сложности и особенности? На вопросы отвечает Юлдаш Юсупов, кандидат исторических наук, начальник Центра социокультурного анализа Института стратегических исследований Республики Башкортостан.

     

     

  5. 03.12.2020 в 20:03, Kamal сказал:

    При всем уважении, ув. АКБ, Вы наверное слишком зачитались. Как это понять, что некаракалпак, неказах, неногай вышел из Казахской орды и пошел править Сибирью?! Ясное дело, что в то время не было национальностей, но зато чингизиды делились - казахскими племенами правили Тукатимуриды (торе), а Кучум хан был Шейбанидом - другая ветвь потомков Чингисхана.

    Но, все же, по преданиям местных остяков, во времена Кучум хана в Сибирь пришли каракалпаки. 

    Вставлю свои пять копеек. Потомков Шибана в ученой среде принято называть шибанидами, а шейбанидами потомков Мухамеда Шейбани, тоже кстати из шибанидской ветви. Но некоторые исследователи сами путают и единого устоявшегося написания нет. Что же касается хана Кучума хана, то надо исходить из реалий тех лет, что еще существовал улус Шибана, вернее его остатки это примерно северо-западная часть современного Казахстана. Но к этому времени отпала часть сибирских территорий - беи из клана тайбугидов стали вассалами Русского государства пришлось их заново подчинять. Также, беи Ногайской орды не всегда подчинялись, шибанидов использовали  как номинальных ханов, а предпочитали сами управлять. Согласно некоторым источникам Кучум воспитывался у ногайских биев, так как они отдавая дочерей за чингизидов растили внуков у себя в нужном им духе. Так же как Кучум, вырос в ногайской среде казахский хан Хакназар. Оба они были впоследствии наместниками ногаев над башкирами.

  6. В результате завоеваний Чингиз-хана и его преемников во второй половине XIII в. образовалась Монгольская империя, самая обширная из когда-либо существовавших империй в мире. Однако, уже через сто лет власть Чингизидов была низвергнута в Китае, Иране и Средней Азии. Дольше всех продержался Улус Джучи, получивший в русских источниках название Золотой Орды. К середине XV века и она распалась на несколько ханств, одно из которых получило название Сибирского. Чем примечательна его история? Какое отношение она имеет к истории Башкирии? И что связывает Сибирское ханство и Башкирию?

     

     

  7. :D А что, англичане кочевали рядом с башкирами и туркменами? Ладно, не буду спорить со  всезнающими филологами, все таки по образованию я историк. В филологии я полагаюсь на мнения авторитетных ученых в этой области. Да и от темы ушли, она все таки  о каракалпаках.

  8. Так никто и не спорит, что башкирский язык огузский. Современный башкирский язык относится к булгаро-кипчакской подгруппе кипчакской группы тюркских языков. Кстати, быстрее всего в языке меняется лексика, фонетика же более консервативная часть языка.

  9.  Лингвист-тюрколог, монголовед, д.фил.н., член-корреспондент Академии науки СССР Эдхям  Рахимович Тинишев и лингвист, тюрколог,  д.фил.н.,  член-корреспондент Российской академии наук Анна Владимировна Дыбо фольки?:lol:

  10. Связывать черных клобуков с каракалпаками можно на нескольких доводах: первое - собственно этноним; второе - археологические источники, т. к."Наиболее яркий пример зависимости кочевников Восточной Европы от монголов дают черные клобуки. Археологический материал говорит о том, что в XIII-XIV вв. черные клобуки Поросья частично откочевали в степи Поволжья.  Насильственная откочевка этой группы племен не вызывает сомнений, так как на протяжении предшествующих полутора столетий не наблюдается какой-либо большой миграции черных клобуков за пределы Южной Киевщины." (Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды, c.39; третье - исторические документы 18 в., когда каракалпаки просились в российское подданстве среди причин называлось также давнее проживание на территории Поволжья; четвертое - фольклор каракалпаков - предания о приходе с Поволжья.

    • Одобряю 1
  11. 08.07.2020 в 08:04, Rust сказал:

    Если каракалпаки потомки торков и клобуков - почему они говорят на кыпчакском, а не огузском языке?

    Так-то некоторые языковеды считают, что  и «башкирский язык, скорее всего огузский в своей основе, подвергался неоднократной кипчакизации: в домонгольскую эпоху, в золотоордынский период и, наконец, в относительно позднее время» [Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Пратюркский язык — основа. Картина мира пратюркского этноса по данным языка // Э.Р. Тенишев, А.В. Дыбо. , с. 816—817].

    А язык предков каракалпаков тем более, первоначально был в огузской группе тюркских языков.

  12. 11 часов назад, Kenan сказал:

    Это фольк. Преемственность через века никакими источниками не подтверждается. 

    А по логике тех ребят, черные клобуки могли быть скорее негроидными клобуками а не черными калпаками. 

    Есть археологические источники и предания.

    • Одобряю 1
  13. Встретилось в соц.сети. Предания казахов об изгнании каракалпаков.

    ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ АЛАМЕСЕКСКОМ ПОБОИЩЕ? (1742 г)
    Во времена киргизского султана Абулхаира долины Сырдарьи и Янадарьи (Жанадайра) были заселены каракалпаками (хивинцами), занимавшимися земледелием и совершавшими набеги на кочующие киргизские аулы.
    Однажды один из главарей хивинцев под именем Нуртай-батыр остановился на ночлег у киргизского батыра Жилки Айдара, с дочерью которого Нуртай провел ночь насильственным образом, а наутро совершил омовение (купание) по шариату, заставляя мать изнасилованной девушки лить на себя воду.
    Возмутительный поступок его задел киргизскую гордость. Киргизы условились собраться около Аламесека с тем, чтобы отомстить каракалпакам во что бы то ни стало или самим погибнуть. Каракалпаки также готовились к этой битве и в несметном количестве двинулись навстречу киргизам.
    В те времена обе враждующие стороны старались занять прежде противника повыше холм на месте битвы. Как бы по условию намечался холм. Занятие намеченного холма ранее противника служило предзнаменованием того, что победа останется за обладателем его. Так и тут. Обе стороны во всю прыть бросились по направлению одного бугра. Нуртай, братья Косназар и Ешназар в числе около 60 батыров далеко выделились вперед от своего полчища и прежде заняли холм, но Байсара-батыр, проскакал мимо холма, остановился между 60 батырами и остальными хивинцами и таким образом совершенно отрезал их от главного полчища.
    Почти вся масса киргизов нахлынула на отрезанных батыров и стала уничтожать их.Нуртаю и ранее были известны превосходные боевые качества и изворотливый ум Байсары-батыра, и он, проговорив: «Да прославится мое имя бегством», бросился на своем скакуне Ак кус ат наутек.
    Видя бегущих своих главарей, все бесчисленное каракалпакское «войско» обратилось в... бегство, а киргизы, нагоняя, рубили, кололи их до тех пор, пока лошади не отказали служить. После этой победы мужской пол каракалпаков по Сыру, Яныдарье был перебит киргизами, а женский– разобран в жены и рабыни.
    Так гласит киргизская молва об очищении долин рек Сыра, ... и Яныдарьи каракалпаками.

    Русский Туркестан. 1905. № 16.

  14. Связи рода (племени) Айле с муйтенским родом Айлар в трудах башкирских этнологов не упоминается. Но выдающийся этнолог, историк Р.Г. Кузеев писал о "преобладании огузо-печенежского компонента первоначально в племени Айле" и родственных связях с туркменами и каракалпаками. Рекомендую почитать его труд "Происхождение башкирского народа". Это основа для понимания этнической истории башкир и связях с другими народами. В сети интернет эту книгу можно найти.

    Что касается кучумовичей, то башкирские историки специально не занимались исследованием их династийной истории среди каракалпаков. Они изучались в контексте башкирских восстаний.  Только А.-З. Валиди Тоган в "Истории башкир" более подробно пишет о потомках Кучума и связях башкир, каракалпаков и казахов. Эта книга в сети также есть.

    • Одобряю 1
×
×
  • Create New...