Исключительный интерес для науки, да и для музейного экспонирования имели археологические
материалы, полученные С.А. Теплоуховым при раскопках курганов Ноин-Улы в Монголии. Они указы-
вали, по мнению исследователя, на связи с таштыкскими материалами Минусинской котловины и
алтайскими находками С.И. Руденко и М.П. Грязнова. Эти связи С.А. Теплоухов отразил и на выставке.
На экспозиции были представлены остатки погребальной коляски, лаковые чаши эпохи Хань, косы в
шелковых футлярах и другие материалы из Монголии и с Алтая. Предметы, показанные в витринах,
13
сопровождал рассказ о погребальных традициях и обычаях населения гуннского времени. С.А. Теп-
лоухов пояснял, что «для подготовки похорон и сооружения могилы требовалось много времени. …
Гроб ставили на ковер из войлока, обшитый китайскими тканями и украшенный аппликациями,
изображающими сцены борьбы животных. … Вместе с покойником помимо одежды и украшений хоро-
нили погребальные флаги, различные предметы, которые должны были служить покойнику в загробном
мире (см. предметы в витрине). Близкие к покойнику лица в знак траура обрезали себе косы, надевали
на них шелковые футляры и бросали их в могилу вместо прежнего обычая убивать жен и слуг и
хоронить их с покойником» [5, л. 11–12].
Сохранность кос из могильника Ноин-Ула была превосходная, только в одной из исследованных
Теплоуховым могил их насчитывалось 17 штук. Исследователь после экспедиции в Монголию нашел
аналогии косам Ноин-Улы в этнографической современности. Он связал их со знаками траура бурят-
ских женщин, которые также при смерти близкого человека заключали свои косы в шелковые футляры.
Поэтому на внутренних просмотрах и обсуждениях выставки С.А. Теплоухов не раз высказывался о
том, что «Ноин-Улинские коллекции, несомненно, связаны с бытом современных народностей: бурят и
монголов. В дальнейших исследованиях доисторических культур Монголии и прилегающих местностей
Сибири мы сумеем связать их с этнографией. Таким образом, эти коллекции не могут быть отделены от
палеоэтнографических бытовых коллекций Русского музея, точно также как от быта бурят и монголов»