Jump to content

Тимок

Пользователи
  • Posts

    81
  • Joined

  • Last visited

Старые поля

  • Страна
    Москва

Recent Profile Visitors

4858 profile views

Тимок's Achievements

Пользователь

Пользователь (2/5)

0

Reputation

  1. Бакl(к-твердое)- у татар-мишарей означает смотри,смотреть. А может ли бакlши означать смотряший,ясновидящий?
  2. Спасибо большое. Прощу прощения. Берут тоже 41 камня. Мне тоже очень интересно, почему это гадание встречается пока? только у карачаево-балкарцев и у казахов?
  3. У карачаево-балкарцев в нартском эпосе есть пророк Дебет, которого некоторые исследователи связывают с Даудом. http://epic.mith.ru/nart06.htm Может ли это иметь отношение к Хазарии?
  4. Если киргизы по частоте R1a занимают первое место в мире не означает ли это, что эти гены и есть тюркские?
  5. Вообще-то я говорю о топонимах с окончанием на "-ты". Приводятся довольно малое количество их, чуть более 3х десятка на всей территории Башкирии и частично Татарстана. И вот, что ещё говорят по этому поводу: На"-ты" топонимов вообще нету на территории Карачая, и частично в Балкарии. Если окончание"-ты" является аффиксом обладания в топоформантах казахов, моноголов,тувинцев итд ,то у меня нет других вопросов. Возможно это топонимика Балкарии имеет отношение к Золотой орде.
  6. Спасибо. Да. Но окончание "ты", по крайней мере сейчас, не характерно для карачаево-балкарского языка. Все эти топонимы горных местностей Хунгурту - Хунхурт или Хонхорт - (местность) с низменностью, с рвами-надо проверить, есть ли там и вправду рвы.
  7. Вот в одном труде башкирских исследователей прочитал, что такие топонимы встречаются, хоть и редко, но в Башкирии и характерны восточно-башкирскому диалекту, поэтому и спросил. На "лы" у нас довольно мало топонимов, причем все поздние. Все топонимы в основном на "-ги" и немного на "-ты". У тюркских народов топонимы с окончаниями на "-ты" встречаются редко. По крайней мере, судя по этому труду, у татар не встречается, а у башкир только на территории расселения носителей восточного диалекта. Топонимы Башкирии И ещё , обьясните пожалуйста, что здесь значит топоним "Лабау". У нас несколько топонимов "Лабу", "Лаба", "Лыбарда", "Липсар" Но они не совсем понятны.
  8. Давно хочу спросить про топонимы. В Балкарии и Дигории (особенно в Балкарии) встречаются большое количество топонимов заканчивающиееся на "-ты" Гестенти, Кюлтю, Къайишти, Хурети, Хунгурту, Шегишти, Ысхылты, Ылыты, Къурушту, Дыргъыты, Хейти, Гаргияти, Мишти, Гъерти , Къурумту, Сегишти итд. С местных языков они не переводятся, если напрячься наверно можно с балкарского. Про окончания "-ты" нашел только в Башкирии. И возможно "Ялта"-"Джалда" в Крыму. Может ещё есть в Крыму. Хотел бы узнать ваше мнение Встречаются ли такие топонимы в других местах расселения тюрок?
  9. Очень похожа на типы, которые встречается у кабардинок. Причем очень часто. Особенно форма головы, носа. И фамилия у кабардинцев есть такая-"Думановы" А девочки все балкарки. Взяты из интернета. Карачаевок без их согласия выставить не могу. Но очень красивые.
  10. Сенсационная находка российских археологов 03.08, 12:12 «Вести.Ru» Сенсационная находка российских археологов. В Посадском районе Ивановской области во время раскопок ученые обнаружили финский могильник, который датируют примерно 4 веком. Внутри бронзовые вещи и останки. Теперь ученым, возможно, придется переписывать историю возникновения древнерусской культуры. Они не любят слово «сенсация», говорят просто «находка». Археологи Российской академии наук составляли карту древнерусских «селищ». И на восьмое лето нашли могильник — финское захоронение. «Самая интересная вещь — это фибула. По всей вероятности это импорт, — говорит младший научный сотрудник Государственного исторического музея Анна Красникова. — Как только мы ее снимем и перевернем. Можно будет по книгам сравнить с другими и с точностью сказать, откуда она сюда была привезена». Фибулы — сложные застежки с перламутром. Такие до сих пор находили только в Европе. Топор принадлежит то ли лесорубу, то ли воину. И в хорошей сохранности бронзовые височные кольца. Директор института археологии устал от гипотез: не может сообразить: «Как они их носили?» «Первый раз беру их в руки, хотя брать страшно, очень тонкие и очень хрупкий металл», — признается директор Института археологии РАН Николай Макаров . Таких параллелей отечественная археология не помнит.13 финских захоронений, рядом древнерусские бусы. Ученые объясняют: эти финны жили здесь в четвертом веке, а уже в десятом рядом с могильником стояли древнерусские избы. Место называется «суздальское ополье». И до сих пор считалось, что первыми земледельцами на границе Владимирской и Ивановской областей были славяне. «Именно финны были пионерами земледелия на этой территории, — поясняет Николай Макаров. — Кроме того, они были хорошими ювелирами и многие украшения пришли к нам из финской культуры». Сверхзадача — найти более поздний финский след в древнерусской культуре. Ищут: профессор с металлоискателем, немного уставшие — второй месяц в поле — студенты. Ищут физики. Образцы древесной золы, волокна и чудом уцелевшие хлебные зерна проверят радиоуглеродным методом. После чего археологи, уже без всякой скромности, смогут сказать: под слоем пашни не просто «находка». Сенсация. По существу, археологические раскопки, здесь в «суздальском ополье» – это такая попытка найти место возникновения древнерусской культуры. В девятом — двенадцатом веках здесь происходила грандиозная историческая работа. На территории в 120 километров от Покрова на Нерли до Переславля древние славяне начали рубить лес, возделывать поля и главное — начали строить города: Владимир. Суздаль. Это было новое общество, составившее серьезную конкуренцию Киевской Руси, и положившее начало Московскому государству.
  11. В карачаево-балкарской мантической традиции более ярко, чем в других элементах эзотерической части ритуала, проявляется культ числа. Все гадания на камешках у карачаево-балкарцев начинаются заговором или словами из Корана Бисмилляхи р-рахмани р-рахим. Хотя необходимо отметить, что с принятием ислама карачаевцы и балкарцы преклонных лет, которые, как правило, являются носителями заговорно-заклинательной традиции, всякое свое действие начинают с благословения Аллаха. При этом заметим, что гадание на камнях – удел исключительно женщин. Приведем заговор при начале гадания на камнях (материал гадания здесь не играл особой роли; гадают на бобах, на семенах злаковых и подсолнуха, однако само гадание называется таш-салыу или таш-салыумек – букв. раскладывание камня): Тёбен джаным Эр-Гизау, Низ мой Эр-Гизау, Къуйрукъ джаным да Эр-Гизау, Хвост мой тоже Эр-Гизау, Гизау башы — акъ таш, Голова (у) Гизау белый камень, Гизау къашы — кёк таш, Бровь (у) Гизау синий камень, Дуу-Гизау, Къуу-Гизау, Дуу-Гизау, Къуу-Гизау, Сарам къачны сакъла Гизау, Дух Сарама охраняй, Гизау, Айрымкъаннга атла Гизау, На остров ступай, Гизау, Дуу-Гизау, Къуу-Гизау, Дуу-Гизау, Къуу-Гизау, Этли Гизау, бетли Гизау, Увесистый Гизау, совестливый Гизау, Ташны башын ойнат Гизау, Разум камня заставь проснуться, Гизау, Ташны къачын билдир Гизау, Дай нам узнать дух камня, Гизау, Игиликге тюбет Гизау. К счастью нас направь, Гизау. Уф. 5 кере (раз) (35). Покровитель мантических способностей Гизау вдохновляет по просьбе гадателя (им может быть только знаток гадания – таш-салыучу) материал гадания на правильность извлекаемых из расстановки камней выводов. Если по вертикали получали число 4-4-4 = 12, то считалось, что умер мужчина, если же по горизонтали выходило число 3-3-3 = 9 , то предсказывали рождение мальчика. Камешки расставляют в 3 ряда по вертикали и в 3 ряда по горизонтали. Количество камней составляет ровно 41. Верхний ряд называли ташны шырты (редко шырлы) башы (камня шыровская голова), сам же процесс расстановки этого ряда передают выражением ташны башын шыррым (вернее шырдым. - М.К.) - я осветил (расставил верхнюю часть камня). Средний ряд называли ташны ортасы (или ташны киндиги, или крайне редко – джерсуу къабыны киндиги ) – середина камня (или пуп камня, или же пуп поверхности земли-воды), или ташны терт кёрюмю – четыре стороны камня. Нижний ряд называли ташны тёбен джаны (низ камня), или ташны эссейине къарагъан джаны (сторона камня, которая смотрит в эссей – (в иной мир). Гадают таким образом: 3 раза проводят рукой против часовой стрелки поверх кучи гадальных камней. Затем со словами: Я, Аллах, я, Аллах (шепотом, сообщают о чем гадают, также шепотом), - водят по часовой стрелке 3 раза камни (правой рукой) по поверхности, на которой гадают (нельзя гадать на том месте, где люди сидят и кушают). После этого произвольно составляют 3 кучки и из каждой кучки (справа налево) отбирают по 4 камня. Оставшиеся расставляют в ряд и так проделывают 3 раза. А затем по оставшимся в этих рядах камням определяют судьбу человека, природы, животных, растений и т.д. Гадание обычно делится на 3 части. Каждая из них имеет свое название. Смерть мужчины, как отмечалось выше, неминуема, если число 4 выходит в 3 рядах по вертикали с правого края по отношению к гадающему, тогда как рождение мальчика должно последовать при следующем расположении камней по горизонтали в среднем ряду: - 3-3-3 (=9). Смерть же женщины, как и рождение девочки, определяется числом 6. Расположение камней, олицетворяющих смерть и рождение, играет важную роль. Смерть женщины (тиширыу-сал – букв. труп женщины) распознаваема по расположению 2-2-2 (=6) в среднем ряду по вертикали, рождение (также 2-2-2) – в среднем ряду по горизонтали (36). мифология
×
×
  • Create New...