RustamD
Пользователи-
Постов
112 -
Зарегистрирован
-
Посещение
Старые поля
-
Страна
Казахстан
Информация
-
Пол
Мужчина
Достижения RustamD
Опытный пользователь (3/5)
0
Репутация
-
Не уж то все Акчурины его потомки ? Знаю 3-4 Акчуриных (близкой роднёй друг другу не приходятся ).
-
Конечно. Он и есть Акчурин (без окончания ин ).
-
Могила Юсуфа Акчуры в Турции
-
Юсуф Акчура был и остается ключевой фигурой в истории культурных, общественных и научных взаимосвязей двух родственных народов, доминирующих в тюркском мире - татарского и турецкого. Однако у нас в стране рядовые читатели - в отличие от тюркологов (историков и литературоведов), изучающих Турцию - знали о нем очень мало. Тому причиной были "железный занавес" и идеологические препоны XX века. Теперь многое изменилось и меняется - как у нас, так и в Турции. Например, поэт Назым Хикмет, прежде проклинаемый в своей стране за то, что он был коммунистом, сегодня для турок "Buyuk sair", "Buyuk ozan" (Великий поэт. Великий певец). Что касается Юсуфа Акчуры, он теперь по праву входит в историю татарского народа (см. И.Р.Тагиров. Очерки истории Татарстана и татарского народа (XX век). Казань, 1999). Президент Академии Наук Татарстана, литературовед Мансур Хасанов на страницах журнала "Мирас" ("Наследие") в 2003 г. выступил с обстоятельной статьей, в которой изложен новый взгляд на жизнь и деятельность Юсуфа Акчуры - впервые после многих десятилетий замалчивания и третирования. Я хочу рассказать читателям "ТН" об этой незаурядной личности. Но сначала расскажу, хотя бы вкратце, об одном его предшественнике. Это Муса Акъегет (1864-1923), прозаик и ученый, автор первого в татарской литературе романа "Хисаметдин-Менла", изданного в 1886 году в типографии Императорского Казанского университета и переизданного там же в 1887 году. Когда большая востоковедная библиотека тюрколога Николая Федоровича Катанова, работавшего в том же университете, была продана Министерству просвещения Турции и отправлена в Стамбул, там понадобился специалист, который знал бы и восточные языки, и русский, который мог бы систематизировать и описывать сокровища этой уникально богатой библиотеки. Эту сложную и кропотливую работу взвалил себе на плечи тот же Муса Акъегет. Приехав в Турцию, он жил и работал в этой стране до самой смерти. Пользовался уважением общественности и ученых кругов. Роман Мусы Акъегета "Хисаметдин-Менла" считается выдающимся произведением татарской прозы и входит в программы школ и вузов. Но жаль: в Турции художественных произведений Муса Акъегет больше не писал. Следует заметить, что в настоящее время тема участия татар в общественной и научной жизни Турции привлекает внимание и западных исследователей. Например, в университете города Брауна (штат Род Айленд, США) создается труд на тему "Татары и их роль в Османской империи начала XX века". Автор этого труда Джеймс Мейер свою исследовательскую задачу объясняет следующим образом: "На основе собранного материала я хочу проследить точки соприкосновения татар и османского правительства, разобраться в том, почему именно татары сыграли такую большую роль в становлении и развитии политических институтов этого государства". В истории татаро-турецких отношений невероятно интересны роль и судьба Юсуфа Акчуры, ученого-историка, политолога, литератора, издателя и журналиста. Представитель знаменитой династии симбирских купцов и фабрикантов Акчуриных, Юсуф Акчура, многое сделал и для своей родины России, и для Турции, ставшей его второй родиной. Юсуф Хасанович Акчура родился в 1876 году в Симбирске. После смерти отца мать увезла сына в Турцию (ей врачи посоветовали переменить климат). Начальное и среднее образование юноша получил в Стамбуле. В 1892 году Ю.Акчура стал курсантом турецкого военного училища ("Harbiye mektebi"); после успешного окончания этого училища был направлен на курсы штабных офицеров. Но проучился там недолго: за участие в заговоре, готовившем свержение правителя страны - султана Абдулхамида II, его приговорили к смертной казни, но эта мера была затем заменена пожизненной ссылкой в Триполи. Через два года (1898) ссыльный бежал из Триполи в Тунис, оттуда добрался до Парижа и стал продолжать свое образование в Сорбонском университете и Школе вольных политических наук. В 1903 году Ю.Акчура написал свой первый труд, посвященный истории возникновения и функционирования политических институтов Османской империи. Выводы молодого ученого были категоричны: он в своем труде предсказывал неминуемый распад империи, что и случилось некоторое время спустя. Ю.Акчура в 1904 году вернулся на родину, в Россию. Преподавал историю в казанском медресе "Мухаммадия", активно участвовал в общественной жизни предреволюционной и революционной России, был редактором газеты "Казан мухбире" ("Казанский вестник"), стал одним из организаторов и руководителей либерально-демократической партии "Иттифаки аль-муслимин" ("Союз мусульман"). Часто выступал как публицист на страницах газет и журналов. Примечательно, что в газете "Казан мухбире" своей статьей он поддержал творческие поиски молодого Гаяза Исхаки. Основанная Юсуфом Акчурой партия в 1905 году выдвинула его кандидатом в депутаты Первой Государственной Думы. Но власти под надуманным предлогом арестовали Юсуфа Акчуру, лишив его возможности пройти в Думу. Вскоре он был освобожден, но, опасаясь новых политических преследований, решил эмигрировать в Турцию. В октябре 1908 года Ю.Акчура приехал в Стамбул и снова включился в общественную жизнь Турции. Он, прежде всего, организовал издание журнала "Turk Yurdu" ("Турецкий Дом"), рассчитанного на весьма широкую тюркоязычную аудиторию. На страницах журнала регулярно публиковались статьи и материалы о жизни всех тюркских народов, в том числе и России. В свою очередь статьи самого Ю.Акчуры появлялись в России, в татарских изданиях - в журнале "Шура" ("Совет") и газете "Вакыт" ("Время"). В 1916 г. Ю.Акчура в Швейцарии встречался с В.И.Лениным и в ходе продолжительной беседы обсуждал с ним национальный вопрос в России. Жизнь турецкого журнала, издаваемого Ю.Акчурой, оказалась достаточно долгой: он выходил с 1911 года по 1931-й. Это было одно из влиятельных в стране изданий, формировавших и направлявших общественное мнение. Кроме того, в разных уголках страны по инициативе Юсуфа Акчуры были созданы Народные Дома, называвшиеся "Турецкими очагами" ("Turk ocaklari"), для пропаганды идей тюркизма и оказания положительного влияния на подъем национального самосознания. Позднее, при Ататюрке (Мустафе Кемале), было вынесено постановление, обязывающее правительство финансировать деятельность "Очагов". Сделано было это неслучайно: взгляды Юсуфа Акчуры шли в одном русле с концептуальными положениями, которыми руководствовался в своей политике Мустафа Кемаль. В создание светского (секулярного) государства Турции, в углубление процесса секуляризации, несомненно, свой вклад внес и наш соотечественник Юсуф Акчура. Еще в период борьбы Турции за независимость (1918-1923) Ю.Акчура примкнул к сторонникам кемалистского движения, вступил в партию Мустафы Кемаля. В 1923 году Ю.Акчура был избран депутатом Великого национального собрания (парламента) Турции. Президент страны Мустафа Кемаль Ататюрк назначил его своим советником по вопросам культуры и политики, постоянно с ним встречался. Кстати, сохранились фотографии, на которых Юсуф Акчура запечатлен вместе с первым президентом Турции. Будучи профессором Стамбульского университета, в 1931 году Ю.Акчура организовал Турецкое историческое общество и возглавил его как председатель. Через год (1932) общество провело первый турецкий исторический конгресс. Ю.Акчура был известен в Турции как поборник культурного и духовного единения тюркских народов, как инициатор и движитель идей тюркизма . В контексте данной статьи существенно важно подчеркнуть, что именно Ю.Акчура был собирателем культурных и научных сил из числа эмигрантов. Именно благодаря ему получили приглашение в Турцию (от имени Министерства образования) и тюрколог З.Валиди, и писатель Гаяз Исхаки, и ученый-правовед С.Максуди, и другие видные деятели. Без участия и рекомендаций Юсуфа Акчуры, возможно, татаро-башкирским эмигрантам не была бы оказана честь на столь высоком правительственном уровне. Жизни и общественной деятельности Ю.Акчуры посвящено несколько научных монографий; его имя окружено почетом. Одна из улиц древнего Стамбула - улица Юсуфа Акчуры. Сегодня, проходя по этой улице, обсаженной деревьями, "новый русский", или просто рядовой человек из России едва ли будет знать, что Юсуф Акчура - это наш соотечественник, столь уважаемый в Турции... Его прах покоится на одном из кладбищ Стамбула (он умер в 1935 году). А в 1954-м рядом с ним положили в новую могилу Гаяза Исхаки - классика татарской литературы XX века. И опять они рядом - два великих сына татарского народа, дружившие при жизни. Имена обоих украшают татарскую культуру и историю двадцатого века. Виль ГАНИЕВ
-
Сюжет из Новостей о Даяне Мурзине. http://www.newstube.ru/media/zhiteli-chexii-i-slovakii-otmechayut-65-letie-pobedy
-
ДАЯН МУРЗИН БЫЛ ЛИЧНЫМ ВРАГОМ ГИТЛЕРА ЗА ПОЙМАННОГО “ЧЕРНОГО ГЕНЕРАЛА” БЫЛО ОБЕЩАНО 3 МИЛЛИОНА РЕЙХСМАРОК Даян Мурзин - легендарная личность, участник Великой Отечественной войны, герой Чехословакии, почетный гражданин 15 городов Чехии, Словении, Моравии. В годы войны командир интернациональной партизанской бригады оккупированной Чехословакии, 23-летний татарский паренек Даян Мурзин держал в страхе фашистов, наводил ужас целой армии Гитлера. “Черный генерал”, именно так фашисты прозвали легендарного разведчика за его черную бороду, был личным врагом фюрера, который за его поимку обещал 3 миллиона рейхсмарок. Но никто не удосужился такого вознаграждения от Гитлера,“черный генерал” так и не был пойман. О Даяне Баяновиче много писали, снимали фильмы в России, Англии, Германии, Чехии. В Великобритании вышла книга Джона Хауланда об этом герое Великой Отечественной войны (отец автора книги служил вместе с Даяном Мурзином), сейчас издание переводится на чешский и словацкий языки. Но, к сожалению, многие наши соотечественники ничего не знают о славном пути этой легендарной личности. Даян Мурзин родился 20 января 1921 года в селе Иске Балыклы Бакалинского района Башкортостана. Татарский паренек в детстве мечтал стать учителем. Никто в деревне и не сомневался в этом, в школе он по всем предметам учился на “отлично”, особенно любил математику. После окончания школы пятнадцатилетний Даян продолжил учебу в педагогическом училище. После окончания которого сбывается его мечта - дипломированный специалист начинает работать сельским учителем. Уже после года работы Министерство образования БАССР награждает талантливого и неуемного молодого человека почетной грамотой. Когда начинается советско-финская война, он во что бы то ни стало стремится попасть в армию. Вместе с другом записывается в добровольцы, при этом ему пришлось скрыть свой возраст. Пройдя военную подготовку в Уфе и Ленинграде, молодого добровольца направляют на фронт в Финляндию. К его приезду война уже заканчивается и он поступает учиться в рижское военное училище. Там и застает ребят начало Великой Отечественной войны. “20 июня в четыре часа утра командир взвода Харченко сказал, что 21-22 июня начнется война. Мы все были в недоумении. Оказалось, двое немецких коммунистов прошли через границу и предупредили нас о нападении фашистов на Советский Союз. Всю ночь на 21 июня мы простояли в окопах в полной готовности, никто не сомкнул глаз, прислушивались к малейшему шороху. И вдруг рев самолетов в небе... Они направились в Москву, Киев и Ленинград... В шесть часов утра на нас начали идти танки. Это страшно: рев самолетов, грохот танков, свист пуль, стон раненых. Весь день мы держали оборону, потеряли очень много бойцов, силы были неравные. Мы не смогли остановить гитлеровцев, они прорвались, и мы остались в тылу врага, - вспоминает ветеран. - В очередном бою меня ранило, я потерял сознание. Помню, как меня двое солдат тащили на плащ-палатке. Так мы далеко уйти не смогли бы, попали бы в руки фашистов, поэтому я попросил их оставить меня. Спрятав меня около канавы, ушли. Не помню, сколько там пролежал, но один латыш подобрал меня и отвез в больницу. Если бы не он, я бы умер. Немного оправившись, решил догнать свою армию. Но попал в Ямпольскую группу партизан “За родину” и остался там. Меня назначили командиром взвода разведки, а потом и командиром роты”. В самых сложных и страшных условиях в тылу врага они разворачивают партизанскую войну. Под самым носом фашистов проворачивали самые дерзкие диверсионные действия: то и дело взлетали в воздух эшелоны с фашистами и боеприпасами, многочисленные аэродромы врагов, взрывались склады с оружием и продуктами гитлеровской армии, мосты и дороги. На одном из заданий Даян снова получает ранение, после которого его отправили на лечение в госпиталь города Горький. Затем его направляют в тыл врага на Украину. Движение партизан усилилось, но в то же время эсэсэсовцы широко развертывают свои карательные операции по поимке и уничтожению партизан, которым приходится быть более осторожными. Даяна Мурзина направляютв Москву в школу разведчиков. Потом Даяна направляют в Молдавию, где он организовывает новый партизанский отряд имени Молотова. До 1944 года партизанское движение под руководством Мурзина на Карпатах сражается с озверевшими фашистами. Но перед ним и его сподвижниками стояла еще более сложная задача. В 1944 году Муртазина переправляют в Чехословакию, где его назначают начальником штаба, а затем уже и командиром интернациональной знаменитой партизанской бригады имени Яна Жижки, в состав которого входили русские, чехи, итальянцы, румыны, венгры, поляки, французы, двое татар из Башкортостана. В бригаде числилось около 700 партизан, которые под руководством Даяна Баяновича не давали покоя фашистам ни днем, ни ночью. “Шли ожесточенные бои. Наша бригада все продолжала уничтожать фашисткие объекты, вела подрывные работы. Гитлеровцы просто выходили из себя из-за невозможности противостоять партизанам, вот и ухитрялись внедрять в наши ряды своих агентов. Таким был случайный человек по имени Дворжек, пришедший к нам в бригаду. Именно он чуть не привел нас к общей гибели. Дворжек сообщил нам, что в Праге с нами хочет встретиться представитель из ЦК. Хоть в душе и были сомнения, мы с Яном Ушьяком и несколькими бойцами пошли на встречу. Была поздняя осень, уже темнело. Вижу стоит высокий человек и протягивая руку, говорит: “Я из ЦК”. Пригляделся, за ним стояли немецкие автоматчики. Быстро схватил автомат, выкрикнул: “Ушьяк, беги” и ринулся в сторону. А Ушьяк принял огонь на себя, успел только выкрикнуть: “Беги, спасай радистов!” Под дождь пуль кое-как вырвался, немцы стреляли по ногам, хотели взять живым. Ранили в обе ноги. Впереди - высокий ров, водопад, делать нечего прыгнул прямо в реку. На берег выйти не могу, стреляют. Так река своим течением меня и унесла. Гитлеровцы нашли наш штаб и взорвали. Ноги нестерпимо болели, кое-как, превозмогая боль, дополз до дома лесничего. Весть о нападении фашистов на партизан обошла все округи. Видимо, увидеть меня живым они уже не надеялись, поэтому их радости не было границ. Перевязали мне раны, ухаживали, но оставаться у них было опасно. Везде рыскали гестаповцы, выискивая партизан. Поэтому лесник со своими друзьями на руках отнесли меня в лес, где выкопали заброшенную берлогу медведя. Там я и “похоронился” на время. И действительно, карательные отряды с собаками обыскивали каждый дом, каждый кустик, каждый метр земли. Через маленькую щель вижу - собаки кружатся около моей берлоги, но след не могут найти. Тогда озлобленные фашисты подожгли стог сена, который стоял в 15-ти метрах от меня, думали что я прячусь там. Так я провел в берлоге около четырех дней. Чтобы утолить жажду ел снег. Рана загноилась до невозможности,ноги опухли. Надо было что-то делать. Из полевой сумки достал компас, пистолетом разбил его и осколком стеклышка разрезал рану, весь гной вытек, я потерял сознание. Проснулся оттого, что меня теребили за плечо: “Пани капитан! Пани капитан!” Эти люди принесли меня домой, промыли все мои раны, и, опасаясь фашистов, спрятали меня в погребе сарая. Окрепнув, Даян возобновляет борьбу против гитлеровцев еще более дерзко и рьяно. На границе Румынии и Венгрии шли ожесточенные бои. Фюрер недоумевал, почему в захваченных им странах так много полегло его солдат. Чтобы разобраться в этой ситуации Гитлер сам приезжает в Прагу. Всех собирает на совет, требует отчета. Затем решает возвращаться обратно, но подчиненные предупреждают об опасности лететь на самолете. Озлобленный фюрер приказывает готовить бронепоезд. Тогда ему говорят о том, что здесь орудует русская банда. Гитлер приходить в ярость оттого, что полумиллионную армиюв страхе держиткакая-то жалкая банда партизан, и от него скрыли это. По приезду домой он направляет главу эсэсэсовцев Отто Скорцени для ликвидации партизан. Но он знал, как сильно ошибался, говоря о бригаде как о жалкой банде. По приезду Отто Скорцени требует отчет у генералов. Узнав, что банда состоит из 5 отряда и ими командует человек в чине майора, некий “Черный генерал”, то ли грузин, то ли армянин, а одним отрядом руководит даже женщина, Ото Скорцени не верит своим ушам. В отчете Гитлеру он докладывает об этом, после чего фюрер назначает за живого “черного Генерала” 3 миллиона рейхсмарок, а за мертвого – 2 миллиона. Гестапо привлекает к операции по поимке Даяна Мурзина не только армию, но всех жителей оккупированных им стран. Все силы направляются на это. На территории Моравии, Чехии, Словакии с самолета сбрасывают тысячи листовок с изображением Даяна Мурзина и обещаниями миллионов. Но народ не соглашается ни за какие деньги сдать своего героя-освободителя в руки фашистов. Наоборот, народ в благодарность слагает о нем легенды. “Чтобы спасти партизанские отряды, пришлось перебросить их на границу Словакии. На поселок, где остались партизаны, фашисты сбросили бомбу, танки разровняли деревню с землей, никто из них не выжил...”, - вспоминает Даян Баянович. После этого Отто Скорцени доложили, что банда “черного генерала” уничтожена. Гитлер сам награждает Отто Скорцени за отличную операцию очередным крестом. Но их радость длилась не долго... Через некоторое время отряд Даяна Мурзина снова совершает дерзкий поступок: под самым носом фашистов, они уводят командующего танковой армией генерала Мюллера. Через свои каналы ониузнают, что Мюллер любит бывать на усадьбе у помещика, где домохозяйкой работает родственница одной партизанки. Она и помогла партизанам схватить Мюллера. “Черный генерал” лично допрашивает командующего и обещает ему сохранить жизнь, если тот выдаст всю информацию об армии фюрера. Даян Баянович добивается очень важных сведений от немецкого генерала, все план-карты были раскрыты. “Черный генерал” сдерживает свое слово, он сохраняет жизнь Мюллеру. Так же отряд партизан проводят успешную операцию по поимке генерала Власова. 23-летний “черный генерал” не раз заставлял трепетать фашистов от ужаса. 68 эшелонов с военной техникой, около 400 фашистов, 86 стратегически важных мостов пустила тогда под откос бригада Мурзина. Так почему же его прозвали именно “черным генералом”? У Даяна Мурзина была роскошная черная борода. Он отрастил его, чтобы хоть немного выглядеть посолиднее, ведь ему приходилось командовать людьми, которые были его намного старше. После войны женился на радистке Наде Ермаковой, с которой вместе служили. Прожили с ней почти полвека, но в 1994 году она умерла. Воспитали сына Игоря, ставшего полковником, внучка Даяна Мурзина Альбина, как и дед, работает юристом. Даян Баянович долгие годы служил в отделе народного образования в своем родном районе, а потом, став юристом, долгие годы был на страже праворядка. Заслуженный юрист РСФСР и Башкортостана, председатель президиума совета ветеранов правоохранительных и вооруженных сил и труда, член комиссии по обжалованию преступников и.т.д. Народ Чехословакии никогда не забывает героизм татарина Даяна Мурзина. Дети знают о легендарном партизане по книгам истории, рассказам родителей, дедушек и бабушек. Благодарный народ Чехословакии наградил его самыми почетными наградами страны. Самая большая площадь города Злин и улица названы именем Даяна Мурзина, в честь него воздвигнут памятник. Он почетный гражданин 15 городов Чехии, Словакии и Моравии. В Большой энциклопедии Чехословакии целая страница посвящена легендарному герою Даяну Мурзину, его имя высечено золотыми буквами. Но, к сожалению, он так и не получил самой высшей награды Героя Советского Союза, хотя об этом ходатайствовали не раз на протяжении многих лет. Хочется верить, что в канун 60-летия Победы на парадном пиджаке Даяна Баяновича появиться еще одна награда - Героя России. http://www.mdn.ru/information/sections/Dayan_Murzin/
-
Вы АкскерБорж мне об этом никогда не говорили. Покажите плизз где Вы мне об этом сказали ? Об этом как раз таки говорил ранее я . Рад что нашёл единомышлинников в лице asan-kaygy и tmadi.
-
И в чём провокация ? Я пониманию что показал ситуацию в неприглядном для вас ключе , ибо в случае попыток обоснования её придется сознаться в наличии у вас комплекса "старшего" брата.Но это не есть провокация. По моему провокация как раз вашей стороны .
-
Совершенно верно - также как и ногайцам нет необходимости становится казахами. Им нужно бороться за свой народ. А люди считающие что у них братские отношения с ногайцами должны поддерживать их в этом деле не пытаясь облагодетельствовать ассимиляцией в свой этнос.Любовь к своему народу не измеряется его численностью. А предложения подобные АКБ не только не вызовут энтузиазма у ногайцев ,но приведут к прямо противоположному эффекту. Да , такова реальность. Так было ,есть и будет. Если реально смотреть на жизнь.
-
В братских вопросах нет места меркантильности. Тем более появится прекрасный повод чтобы остальным казахам стать ногайцами.
-
По большому счёту вижу отсутсвие у АКБ понимание братства. Т.е. то что он понимает под этим совершенно не соответсвует настоящему братству. По моему братство должно стремится помочь сохранить лицо близкого народа , а не обезличить его в свою сторону.
-
Твое личное мнение которое не разделят большинство твоих же соплеменников
-
А почему бы не развить ногайскость у западных казахов ? Ведь столько всего общего и то что западные казахи станут ногайцами не повредит общему делу.
-
Скажем так - очень многим татарам до одного "места" на такое отношение.Нам не нужен вспомогательный костыль в виде чьего-то одобрения или не одобрения чтобы уважать свой народ и себя в нём. Прежде чем судить о татарах разобрались бы лучше со своим зеркальным отражением . Возможно сильно удивишься но в Казахстане к узбекам у многих казахов отношение как минимум как "гастарбайтерам" в самом негативном контексте.Да и вообще какой народ любит другой народ - примеры знаешь ? Не отдельные представители а на уровне народа. И ещё раз убеждаюсь насколько всё-таки разные страны Казахстан и Узбекистан. Со мной работают казашки которые замужем за иностранцами и со стороны их родителей вроде решительных протестов по этому поводу не было.