Перейти к содержанию

Долгун

Пользователи
  • Постов

    16
  • Зарегистрирован

  • Посещение

  • Победитель дней

    1

Долгун стал победителем дня 27 июля 2023

Долгун имел наиболее популярный контент!

Старые поля

  • Страна
    Россия

Посетители профиля

Блок последних пользователей отключён и не показывается другим пользователям.

Достижения Долгун

Новичок

Новичок (1/5)

5

Репутация

  1. Саки-Саха В материалах якутского эпоса-олонхо запечатлены некоторые предметы быта, по всей вероятности, выполненные в канонах «звериного стиля». В этом плане, например, выделяются медные вешалки — «алтан кехелвр», существенные дополнения домашнего интерьера богатырей, которые изготовлялись мастерами в форме конских голов, зверей и хищных птиц (Ойунский, с. 81). В якутском орнаменте зооморфный декор проявляется в стилизованной форме. Один из таких образцов обнаружен на гравировке серебряной рукоятки нагайки из с. Сатагай Вилюйского района (табл. V, I). На медных обкладках передней луки седла из дохристианских погребений XVIII в. нанесены узоры, имевшие определенную связь со «звериным стилем» (табл. IV). Те же украшения встречаются и на женских украшениях из меди, серебра, датируемых указанным временем (табл. V, 2). Манера изображать животных в изогнутой форме прослеживается и во второй половине XIX в. (фото. 1). В археологических памятниках XVI — XVIII вв. обнаружены женские украшения из бронзы, представляющие собой круглые кольца с двумя рогообразными ответвлениями, заканчивающимися с обеих сторон стилизованными изображениями конских голов (Гоголев, 1980, рис. 3, № 4). В целом они оставляют впечатление близости к скифо-сибирскому «звериному стилю». Аналогичные украшения, датируемые скифскими более поздним временем, найдены во многих местах Южной Сибири и Центральной Азии. Они, также как и у якутов, в основном, украшали одежду или головной убор и выполняли оберегательную функцию (Кызласов, 1960, с. 90).
  2. Саки-Саха Китайцы знали, что тюрки - потомки саков. Подробное исследование о происхождении Ашина провел синолог С.П. Гущин. Он отмечает, что из легенды о происхождении Ашина мы знаем, что «предки тукюе происходят из владетельного Дома Со, обитавшего от хуннов на север». Название племён саков по-китайски звучит как - «сохэ» 索诃, что совпадает с иероглифами про «владетельный дом Со» 索國. Для проверки можно обратиться к Китайскому толковому словарю, где дано диалектное прочтение иероглифа «сохэ» в форме «saak» 索. Также в китайских фонетических базах иероглиф 索 = sāk/sâk указан в старом его прочтении. В итоге непонятный «Владетельный дом Со», указанный в качестве предков дома Ашина — превращается в «Сакскую Землю» где-то севернее хунну… т.е. те земли где Пазырыкские курганы и плоскогорье Укок".
  3. Саки-Саха А.П. Окладников полагал, что форма скифских котлов определенным образом сказалась на сложении формы якутских деревянных чоронов. В дальнейшем исследователи подтвердили это предложение и пришли к выводу, что своеобразная форма чорона на поддоне — результат слияния форм скифского котла и якутской посуды типа матарчах (Потапов И.А., с. 62 — 63). Скифские котлы, как считает С.А. Плетнева, «...несли смысловую нагрузку, а именно, были «символами единства» — в данном случае единства патриархальных семей — кошей...» (Плетнева, 1982, с. 22 — 23). Вполне вероятно, что из таких котлов вкруговую, как это было принято на якутском ысыахе, ритуальном кумысном празднике, кошевое общество пило забродившее кобылье молоко — кумыс, — любимый и общераспространенный напиток номадов. И в этом отношении чорон, большой деревянный кубок, пускаемый в круг празднующих людей, мог символизировать также их единство перед божествами, у которых посредством жреца, юрюнг ойуна, испрашивали благополучие и умножение конного и рогатого скота. Эти древнейшие истоки в культуре прослеживаются и в декоративно-прикладном искусстве якутов, испытавшем влияние «звериного стиля», этого общего достояния скифо-сибирского времени. В его основу положено изображение реальных или мифологических животных в определенной позе или в борьбе между собой. По мнению Артамонова, угасание этого искусства «связано с культурой тюркоязычных хунну, пронизанной, однако, той же иранской художественной традицией и только начинавшей создавать самобытные формы» (см.: Коновалов, 1976, с. 214 — 215). Влияние этой далекой традиции, например, проявилось в изготовлении медной головки грифона из захоронения XVIII в. с изогнутым горбоносым клювом, с округлыми глазами, с цельным ушком-хохолком и лошадиной гривой (фото. 2). Интересен в этом плане мифический образ огромной сказочной птицы из эпоса — «халлаан кэй кыыла, бар кетере», грифона, крылатого зверя-барса, полуптицы. Бар-ексеку — буквально: птица-бар. Якутское бар соответствует алтайскому бар, обозначавшему тигра, пантеру и льва. Основой для них послужило иранское слово парс-фарс — «пантера» (Окладников, 1955, с. 229). В скифское время на Алтае распространяются проволочные серьги в виде знака вопроса (Киселев, табл. 32, 49). У скотоводов Лены они сохранялись до начала XIX в. Женщины древнего Алтая на правое ухо нанизывали по двое таких серёг, на левое по одной. Подобный обычай ношения серег зафиксирован в якутских женских погребениях XVIII в. В погребениях пазырыкского этапа встречены гривны плоской и круглой форм. Несколько отличные от них гривны концы которых соединялись кожаными ремешками, бытовали в это время на территории соседней Тувы (Грач, с. 36), Аналогичное гривны обнаружены в курганных погребениях Чулымы В.В. Радловым. Из всех тюркоязычных народов гривны сохранились только у якутов. Якутские гривны также соединялись на концах кожаными ремешками. Гривны считались атрибутами замужних женщин, знаком их зрелости и в какой-то степени знатности. Но в старину гривны носили известные воины-беги. Так, в одном мужском погребении XVII в. по преданиям, принадлежавшем богатырю Суор-Будук, была обнаружена массивная шейная гривна из бронзы (Константинов, 1970, с. 79).
  4. Священный санскрит в якутском языке В языке народа отражаются его философские и религиозные понятия о мире вокруг и внутри человека. Язык возникает из глубин человеческой природы, в нем хранится физический и психический код народа — носителя языка, его корни, обычаи и традиции предков. И каждый из нас, наверное, думал о том, что несет в себе то или иное слово, откуда все это появилось и что означает. Впервые вывод о таких связях якутского эпоса и санскрита сделал тюрколог С.Е.Малов, об этом говорил в своих трудах востоковед Е.С.Сидоров. Он обнаружил значительное число санскритско-якутских лексических схождений (более 200 слов). Но самое главное — все они относятся к эпосу и ритуальным песням, философским мировоз зрениям народа. Санскрит оформился в конце II тысячелетия до н.э. и принял классическую форму в IV веке до н.э. Само слово «санскрит» означает «совершенный» или «обработанный», а санскритский алфавит называется «деванагари», т.е. «божественный». Саха (санскр.) — буквально, «мир страданий», «мир людей»... Более известен как Джамбудвипа, т.е. мир, в котором обитают живые существа. Сакхья (санскр.) — друг, товарищ. Саха (якут.) — самоназвание якутов. Кси (санскр.) — житель, проживать. КиЇи (якут.) — человек. Вис (санскр.) — община, племя, народ. Биис (якут.) — племя, народ. Дана (санскр.) — человек, род, поколение, люди, народ. Дьон (якут.) — люди, народ. Аварана (санскр.) — защита, покров или завеса. Абырал (якут.) — защита. Акартатман (санскр.) — несведущий в религии, невоспитанный. Акави (санскр.) — немудрый. Акаары (якут.) — неразумный, глупый. Гаруда (санскр.) — Владыка небес. В древне-индусской мифологии — Царь птиц, ездовое животное (вахана) Будды и Вишну. У него крылья и перья орла, конечности и тело — человека. В буддийской мифологии — огромная птица, вечно враждующая со змеями-нага. Харадай (якут.) — мифологическая птица, божество с птичьим клювом и крыльями в эпосе олонхо. Аджара (санскр.) — в древней ведийской мифологии имя змеи. Адьарай (якут.) — дьявол из Нижнего мира, имеющий змеиное обличие. Яма (санскр.) — буквально, «сдерживающий». В древне-индийской мифологии — бог подземного мира, царства мертвых. В мифологии буддизма Яма — бог смерти, перед которым отчитываются все умершие, и именно он определяет, заслуживают ли последние рая или ада. Уу Дьамы (якут.) — место, через которое проходят покойники в царство мертвых. (Л.А.Андреев. Курупа ойуун кєрўўлэрэ). Кинары (санскр.) — буквально, «что за люд»? Полубоги из свиты Куберы. Кимнэгий (якут.) — «кто такие, что за люди? Ич (санскр.) — властитель, владыка. Иччи (якут.) — дух, хозяин. Хамса (санскр.) — буквально, «Великий Лебедь» или «Птица души». Символ бога Брахмы. Ханса (санскр.) — гусь, лебедь, фламинго. Хаас (якут.) — гусь. Анда (санскр.) — яйцо, птица. Анды (якут.) — турпан (утка). Санат (санскр.) — степень человеческого интеллекта. Санджана (санскр.) — духовное сознание. Саньня (санскр.) — восприятие, различающий и функциональный разум, совокупность подсознательных импульсов (принятие, отвержение и безразличие), формирующих весь спектр восприятия живого существа. Санаа (якут.) — мысль, размышление и различающий разум человека. Вичара, Бид (санскр.) — интуитивное различение, распознавание и предчувствие. Бит (якут.) — интуиция, предчувствие и примета. Чинт (санскр.) — думать, размышлять. Чинчий (якут.) — исследовать, обдумывать. Видья (санскр.) — буквально, «знание» в философии индуизма и буддизма. Мистическое познание истинной сути бытия, позволяющее достигнуть освобождения. Билии (якут.) — знание и распознавание. Шрути (санскр.) — буквально, «услышанное», «откровение». Общее название комплекса основных священных писаний индуизма — Вед, Упанишад, Веданг и др. Шрути считаются авторитетнейшими писаниями, поскольку были явлены миру самими богами через ведических мудрецов — риши. Сутра (санскр.) — религиозно-культовые священные писания индуизма и буддизма. Это основные документы древних философских школ Индии. Сурук (якут.) — письмо. Ах (санскр.) — говорить, считать. Аах (якут.) — читать, считать. Саняа (санскр.) — связь, общение. Саҥа (якут.) — речь человека. Бидхи (санскр.) — предписание, правило, закон. Бичик (якут.) — письмо, письменность. Патра (санскр.) — чаша, используемая буддийскими монахами-бхикшу для сбора подаяний. Бадьыр (якут.) — большая чаша или чаша, используемая для ритуалов. Сома (санскр.) — напиток богов в индийской мифологии. Саамал (якут.) — ритуальное название кумыса, свежий (первый весенний) кумыс. Уд (санскр.) — вода, волна. Уу (якут.) — вода. Ис (санскр.) — сок, напиток. Ис (якут.) — пей, пить. Багала (санскр.) — божество надежды. Васа (санскр.) — воля, желание. Баҕа (якут.) — желание и стремление. Ума (санскр.) — богиня, дарующая счастье, благая ипостась богини матери Шакти. Ей поклонялись в Древней Индии. Богиня Ума является символом творения и продления человеческого рода. Ымай (якут.) — богиня, олицетворяющая женское начало и плодородие. Чрево матери, детское место и имя богини. Аджана деви (санскр.) — богиня, покровительствующая родам. Эдьэн, Эдьэн Иэйэхсит (якут.) — богиня, покровительствующая родам. Арья (санскр.) — буквально, «благородный, святой и добрый». В широком смысле — древние индоевропейцы, а также представители высшей касты. Аар (якут.) — святой, священный. Употребляется в эпосе-олонхо и входит в состав имени божества. Например: Ўрўµ Аар тойон. ПРИМЕЧАНИЕ: Если убрать расовые коннотации, то понятие «арья» стоит рассматривать скорее как культурное качество, почитаемое в священных текстах на санскрите. Путаница относительно этого слова появилась в XIX веке, когда «ариец» стало существительным. Ученые неправильно предположили, что «ариец» был термином, используемым для описания предков всех индоевропейских людей. Германские националисты начали связывать этот термин с расовой принадлежностью, невзирая на все тексты на санскрите. В 2011 году исследователи из Центра клеточной и молекулярной биологии в Хайдарабаде заявили, что арийская миграция является мифом. По словам доктора Лалджи Сингха, «нет никаких генетических свидетельств того, что индоарийцы вторглись или мигрировали в Индию или даже, что арийцы вообще существовали». Все это порождает очень много вопросов о времени заимствования санскритских слов, имеющихся в якутском языке. Есть предположение, что эти заимствования происходили в хуннскую или, возможно, еще в Алтайскую эпоху. Подобные лексические схождения могли произойти на уровне праязыков: ведийского или даже доведийского древнеиндийского, а может, какого-то древнейшего тюркского. Источником санскритско-якутских лексических схождений Е.С.Сидоров считает тюркский праязык — сюнну. Но в любом случае все это свидетельствует, что, возможно, предки якутов были связаны с Древней Индией и ее цивилизацией, во всяком случае, знали ее религиозно-философские учения. Возможно также, что это происходило во времена тюрков, есть и такое предположение. (Энц. История религий. М. 1997.). Древнетюркская религия тенгрианство сложилась примерно в начале I тыс. до н.э. Как культ тенгри, т.е. «бога неба». Тенгрианство — религия, основанная на вере в создателя. Кроме тенгри, тюрки чтили богиню Умай. Она покровительствует младенцам и плодородию, «позаимствована» из индуизма. В 2000-м году группа якутских ученых обнаружила в Тибете рунические надписи, похожие на Ленские и Енисейские письмена. Южный Тибет прежде считался традиционным местом паломничества тюрков, бытовало поверие, что увидевший Кайлас будет счастлив всю жизнь. На южном Тибете есть очень много мест, перевалов и гор, где часто встречается слово «тенгри» — как добавление к названию местности. Первые тенгрианские храмы повторяли очертания священной горы своей устремленностью в небо—обитель богов. И надо добавить, что якутская «моіол ураЇа» по конфигурации тоже похожа на гору Кайлас. Можно предположить, что от слово Кайлас происходит якутское слов «хайа» (гора), ведь Кайлас означает «горная цепь». А то, что якутский язык сохранил в себе древнейшие черты, объясняется лингвогеографическим методом М.Бартоли. Он установил, что более архаические стадии языка сохраняются: 1) в изолированных областях; 2) в периферийных географических ареалах; 3) в более обширной территории, области; 4) в зоне более поздней колонизации. Всем этим требованиям отвечает географическое положение Якутии. (Взаимодействие лингвистических ареалов. Л. 1980).
  5. Если эти народы живут в Монголии, то не значить что они монголы. Перечисленные вами ойраты, хошуны, баргуты имеют тюркские корни. Таким образом N1c больше тюркская, чем сама монгольская. А корни и происхождение хоринцев еще ни кем не доказано, и язык не установлен. А этноним "бурят", являющийся сейчас наименованием всего народа, даже в XVII в. относился только к булагатам и эхиритам, т.е. к западным, предбайкальским группам бурят. (Т.Д.Скрынникова, в сб. "Монголоведные исследования" У-У БНЦ СО РАН 1997 с.5) У булагатов и эхиритов тоже тюркские корни. По мнению многих историков, племена эхиритов и булагатов были прямыми потомками древних курыкан.
  6. Распространность гаплогруппы N1c у бурят может быть от тюрков, т.к. эта гаплогруппа распространена у тюркских народов, тувинцев, тофалар, якутов у татар. Следует отметить, что на неоднородность физического типа бурят антропологи обращали внимание и раньше. Внутри центральноазиатского типа выделен особый «ангаро-ленский» вариант, объединяющий западных бурят и якутов[29]. Исследования, проведенные И. М. Золотаревой, позволили несколько уточнить эти данные. Выяснилось, что западные буряты отличаются от забайкальских бурят, и эти группы не могут рассматриваться как нечто единое в антропологическом отношении. По словам А. П. Окладникова, поддерживается антропологическими, лингвистическими и этнографическими фактами, показывающими, что в результате взаимодействия пришлых монгольских племен с тюркскими аборигенами на территории Прибайкалья возникают новая культура и новая народность.
  7. У бурят и монгол распространена C3d. У саха распространен N1c. А N1c не считается монгольским гаплотипом. И считать N1c чисто хоринским глупо. Тем более этнический-родовой состав Бурятии был очень пестрым.
  8. Известный бурятский исследователь, доктор исторических наук, Булат Раднаевич ЗОРИКТУЕВ так увлекся хоринской загадкой, что приезжал в Якутию и объездил хоринские наслеги. Почти четверть века он ломал голову над этой проблемой. И догадался… В 2011 году вышло второе, дополненное и переработанное, издание его монографии «Актуальные проблемы этнической истории монголов и бурят». В своем труде Булат ЗОРИКТУЕВ очень придирчиво разбирает «хоринскую проблему» и приходит к выводу, что якутские хоринцы никак не могут являться потомками бурятских хоринцев – нет никаких этногенетических и этнокультурных параллелей между ними, кроме схожего этнического названия. Также была предпринята попытка доказать, что якутские хоринцы родственны бурятским хоринцам – в 2011 году Дмитрий Семенович АДАМОВ издал статью «О Y-хромосоме хоринских родов якутов-саха». Как и следовало ожидать, не удалось доказать, что среди якутов есть значительный бурятский модальный гаплотип гаплогруппы C3d-M407 – он оказался равен всего 1,7%.
  9. Туматы никак не привнесли скотоводство в Якутию, это были лесные племена промышлявшие рыболовством и охотой. Хоринцы по легендам якутов держали только рогатый скот, лошадей не держали. Дальнейшая судьба хоринцев в Якутии была печальной, их род был полностью уничтожен за предательство, их предводитель Лөгөй был убит кангаласскими якутами за предательство. "1636 г. кангаласские якуты, «собрав своего войска ста с четыре и под Лен- ским острожком погромили государевых ясачных людей и князца Логуя жены и дети и улусных его людей побили и лошади, и скот отогнали», а затем «под остро- гом улусы погромили и побили и в полон ясачных людей человек с двадцать и скот". К приходу русских, хоринцы встали на сторону русских, не присоединились в борьбе против русских пришельцев.
  10. По якутским легендам туматы занимались охотой и рыболовством, и постоянно перекочевывали с места на место. Оружием им служили луки и стрелы с железными наконечниками, а также пальмы. Туматы носили одежду из звериных шкур, обвешанную кистями из оленьих волос и вышитую разноцветным бисером. Якуты обыкновенно называли их «тигиилээх сырайдаах», так как это племя имело обычай татуировать свое лицо. Туматы «имели чрезвычайно суровый вид и жестокий нрав». Туматы, возможно, были этнически близки к самодийцам и тунгусам, также обитающим на территории Байкальского региона.
  11. О каких монгольских племенах все время пытаетесь впаривать якутам? Если говорите о туматах и хоринцах, то ни туматы, ни хоринцы не были монгольскими племенами. "Туматы, по материалам фольклорных источников XVIII в., выступают в качестве мигрантов с юга: «в рукописном сочинении иркутского надворного советника Ивана Эверса на основании устных свидетельств якутов сообщается, что туматы, не желавшие подчиняться монголам, «со всеми семействами перебрались к началу реки Лены» и спустились вниз по ее течению до пределов нынешной Якутии" [цит. по: Туголуков, 1985. С. 214]. Туматы, возможно, были этнически близки к самодийцам и тунгусам, также обитающим на территории Байкальского региона. Насчет хоринцев, они тоже не монголы, также были изгнаны Чингизханом, как и туматы. Если туматы пришли в Якутию с верховьев Лены, то хоринцы пришли с востока. Во всех преданиях и рассказах якутов указывается, что Улуу Хоро со своими сородичами пришли в Якутию с Востока, переправившись через Амур, Алдан, Амгу. У якутов есть и понятие «кус-хоро дойдута» («южная страна уток и хоринцев»). Как известно, в Приморье зимует немало видов птиц, включая морянку – одного из самых распространенных летом в северной Якутии видов уток. Поэтому неудивительно, что многие якутские легенды считают, что названия страны Хоро и страны Кытат (Кидань) аналогичны. Комментируя эти легенды, академик Алексей Павлович ОКЛАДНИКОВ считал, что имеется в виду либо Китай (название Китай мир воспринял именно через этническое название киданей), либо прародина киданей. Кидани в древности проживали в Приамурье. Тюрки прекрасно разбирались в географии и не могли спутать Древний Китай (Хань), а страна Кытат для тюрков всегда было обозначением территории к востоку от тюркского ареала в сторону Приморья. Это хорошо видно по древнетюркским орхонским историческим хроникам.
  12. Насчет жилища, очень смешно, что якуты переняли у монгол. Насчет параллелей прибайкальских бурятов и якутов, ничего удивительного, прибайкальские буряты и есть тюрки. Говоря о западных бурятах в целом, прежде всего необходимо отметить значительную роль тюркских элементов в их формирова­нии. Весь облик их материальной культуры (жилище, одежда, пища и т.д.), особенности языка служат ярким тому подтверждением. И то что прибайкальские буряты говорили на тюркском подтверждают и историки. Б. О. Долгих писал что, прибайкальские бурятские роды еще в XVII в. говорили на тюркском языке. О былой тюркоязычности западных бурят утверждали многие поколения бурятских историков и лингвистов. Историк Б.Б.Дашибалов утверждает, что в этногенезе западных бурятов прослеживается кыпчакский компонент. Усть-Талькинский и Сэгэнутский могильники погребений с конями он связывает с кыпчаками, с булагатами - бурятами, чье название производит от среднеазиатских булгачи и алтайских бурут. А кыпчаки это и есть енисейские киргизы и предки современных казахов. Исследователь В.И. Рассадин в своих работах приводит большое количество бурятских слов тюркского происхождения, функционирующих не только в бурятском литературном языке, но и в диалектах бурятского языка, главным образом в его западных говорах.
  13. Тюркским также монг. хантарга — ремень у удил от тюрк. хантар — привязать поводья лошади к луке (Радлов cл. 11 — 122), хантарма — короткий повод, которым поднимают голову лошади. Якутская основа хантар5а, образована от глагола хантай — держать голову вверх, задирать голову.
  14. Раньше мы писали о том, что монгольские сойх, hойхо — выдерживать, выстаивать лошадь для закалки являются заимствованием из якутского сойут — остужать, охлаждать; выстаивать, выдерживать лошадь9. Это мнение, как мне кажется, еще никем не оспаривалось, и не может быть оспоренным в виду его явной очевидности. Также является очевидным тюркское происхождение и других монгольских терминов коневодства. Это: буургэ, бурэк — лука (у седла) от тюркского буркун — седельная лука (Р. cл. IV — 1880). Как показывают формы монгольских основ с долгим гласным буургэ, они образованы от глагола бук+ур+гэ — буур+гэ, а глагольная основа бук — сгибать, свернуть является тюркской. В монгольских языках, по моим данным, такой глагол имеется у некоторых. Являются тюркскими монгольские названия хударга — подхвостный ремень, идущий от седла, от тюрк. худрук, хуйрук — хвост, монг. хумэлдэргэ — нагрудный ремень (у седла), от тюрк. кемулдурук — нагрудный ремень лошади (Д.Т.С. — 314).
  15. Uran55 Откуда вы взяли что термины скотоводства якуты переняли у монголов? Например, советский тюрколог А.М.Щербак пишет: “Следует подчеркнуть ..., пишет он, что почти вся лексика, связанная с использованием домашних животных у древних монголов, является тюркской по происхождению...“ Очень интересно происхождение некоторых бурятских слов, относящихся к коневодству, например, ада5а — ножная колодка, деревянные путы для лошади является, по-нашему, стяженным сложным словом от основ атах (адах) — нога и древнетюркского адач — дерево (ада5+а). Эта основа имеет параллели в бурятском и некоторых алтайско-тюркских языках ада5а — деревянные путы, башмак для лошади и является тоже якутским заимствованием, поскольку в других монгольских языках такого слова нет и не.этимологизируется от каких-либо монгольских основ.
×
×
  • Создать...