Jump to content
Guest Qasqyr

Кочевники в Наполеоновских войнах

Recommended Posts

Guest Qasqyr

Интересно, встречались ли в бою мамелюки Наполеона с башкирами и казахами (киргиз-кайсаками)?

Link to comment
Share on other sites

Вновь цитата, но уже из талантливой книги Олжаса Сулейменова "Аз и Я":

...Я возвращаюсь в яблочные сады Подмосковья, туда, где пыльные Кунцево и Фили лежат на высокой гряде Сетунского стана. Один из медленных дней Сетунского стана был украшен сказочным событием. Рабочие, копавшиеся в земле, неподалеку от дороги, по которой когда-то шел на Москву Наполеон, вырыли и поставили на откос три почерневших неизвестных гроба. Когда отлетели почерневшие источенные временем крышки гробов, жители Сетунского стана увидели прямые, как ружейные стволы, трупы в ярких мундирах.

Сухой песок чудесным образом сохранил тела; они были нетленны; в темных ртах мертвецов белели крепкие зубы. Пятки гвардейцев были составлены вместе, носки раздвинуты, как у людей в строю, а шпоры согнуты, видимо, потому, что они мешали положить на тела гробовые крышки. В них, очевидно, упирались поднятые шпорами носки высоких ботфорт.

Почерневшие лица хранили на себе спокойную широкую улыбку. Ее портили лишь вылезшие ресницы и брови. У мертвецов были раскосые глаза и широкие скулы.

Это были, судя по форме, солдаты мамелюкского отряда. Он окружал Наполеона при его вступлении на Поклонную гору.

Мамелюки завершили круг невероятной жизни своих поколений у подножья горы, за головой которой стоит Москва.

И в час, когда теплый ветер играл клочьями ненадежных, как прошлогодняя листва, мундиров и веселые люди - землекопы, летчики и водители автомобилей проходя мимо гробов заглядывали в лица мумий, приехавший из города музейный человек обратил мое внимание на один из трупов, наиболее рослый и пышный по своей одежде.

На согнутом черном .пальце мертвеца голубел широкий перстень предков с изображением кыпчакской тамги. Может быть, его делали хмурые мастера на улицах древней кыпчакской столицы - Отрара, от которой остались только кирпичи и прекрасные песни.

Сколько крепких желтых пальцев знало это кольцо бессмертного народа на своем пути от пустынь, венгерских степей, генуэзских твердынь к пирамидам Египта, влажным камням Венеции и, наконец, к черной земле Сетунского стана?»

Link to comment
Share on other sites

Всем привет и наилучшие пожелания. Я интересуюсь военной историей, в том числе периодом наполеоновских войн, особо меня интересует участие тюрков и мусульман в них. Я неоднократно встречал упоминание об участии казахов в Отечественной (русской) войне 1812 года, но, однако в отличие от крымских татар, тептяр, мишар и башкир какие-либо подробности участия казахов в войне мне не известны. Возможно, кто-либо из участников форума располагает сведениями о количестве, организации и участии в конкретных боевых операциях казахских воинов.

Link to comment
Share on other sites

Якуты тоже приняли участие в Отечественной войне 1812.

В годы Отечественной войны 1812 г. население Якутской области внесло в фонд обороны 67413 руб. 11 коп. В Бородинском сражении отличились воины Якутского пехотного полка 2-й Западной армии генерала П.И.Багратиона, удостоившиеся личной благодарности императора Александра I.

http://www.sakha.gov.ru/main.asp?c=2310

Link to comment
Share on other sites

Может быть среди башкирско-мещярских полков были и казахи,но массовым это явление вряд ли было.

Link to comment
Share on other sites

Из школьного учебника истории.

Узнав о военных действиях, сотни казахских джигиитов изъявили желание войти в состав народных ополчений и постоянных воинских частей, которые были организованы в Усть-Каменогорской, Убинской и Крутоберезовской волостях. Накануне войны такие части располагались по Иртышской военной линиии, между Бухтарминской и Омской крепостями. Полки Иртышской лини в августе 1812 г. приняли участие в сражении под Бородино В составе русских войск принимали участие и казахские джигиты. За героизм проявленный в Бородинском сражении, казахский воин Майлыбай-улы был награжден серебряной медалью, а старшина первого тептярского полка Карынбай Зындагул-улы - медалью на голубой ленте. В сражениях под деревнями Малаево болото и Левия 27 июля 1812 г. отличились казахские воины Мурат Кулшоран улы и Ериш Азамат улы, им был присвоен чин хорунжего.

В сражениях при Рамоново героически сражались конные воины Боранбай Шуашабай-улы и есаул Ыксан Аубакир-улы. За героизм в сражении под Вязьмой есаул первого тептярского полка Сагит Хамит-улы был награжден орденом Святой Анны 3-й степени.

Сражавшийся в составе Башкирского полка казах Нарынбай Жанжигит-улы за проявленные героизм, стал полным кавалером ордена Георгия. В составе башкирского полка сражался и воин-поэт Амен Байбатыр-улы. Жанжигит-улы и Байбатыр-улы, участвовавшие в штурме городов Лейпциг и Глогау, затем присоединились к русским военным частям, направленным генералом Беннигсеном для разгрома французских отрядов, отступивших к городу Эрфурту. Воины этого полка 18 марта 1814 года одними из первых вошли в столицу Франции.

Выходец из младшего жуза, крещеный казах Яков(Жакуп) Беляков, в составе третьего Оренбургского полка принимал участие и в русско-турецкой войне, получив награду из рук Кутузова.

Третий Оренбургский казачий полк Белякова был в авангарде войск Беннигсена, позже действовал в составе партизанского корпуса Сеславина, участвовал в сражениях под Лейпцигом, Веймаром, Ганау, Мезьере, Ла Ротьере.

Из текста правда не совсем понятно, но Беляков командовал Третим Оренбургским полком.

В общем, своих наицональных формирований не было, но много казахов сражалось в составе казачьих и башкирских частей.

ЗЫ Где-то видел картинку "Казах и Башкир едут по Парижу"(или что-то вроде), кто-нибудь может подсказать, кто её автор?

Link to comment
Share on other sites

Guest Shalkar

Этот рисунок был в учебнике истории Казахстана, который был в виде брошюрки для 7-8 классов. Правда там Парижа никакого не было. Просто было написано "Башкирский и казахские войны, участники Отечественной Войны 1812 г.". Фона никакого тоже не было.

Еще где-то читал, что поэт Жаяу (Пеший) Муса тоже учасник этой войны. На вопрос где он воевал, якобы тот ответил в пехоте. По-казахский получилось пешие войска (жаяу аскер), чем привел в безудержный хохот всю степь. Для людей, не представлявших войн без лошади это показалось шуткой или издевкой. С тех пор, якобы, за ним прикрепилось прозвище Пеший Муса.

Link to comment
Share on other sites

Рахмет, Шаке.

Где-то была ссылка на план генерала Скобелева о войне с Германией. Там он внашивал идею создания из казахов и туркмен кавалерийских частей для глубоких тыловых рейдов, как найду сразу закину сюда.

Link to comment
Share on other sites

Строго говоря, казахов в той войне было не много. Несколько добровольцев из знати в тептерских и башкинских полках и приятые в состав казачих войск

Что касается Якутского пехотного полка, то крайне сомнительно, что в рем были представители саха. Ну принято было в России называть полки по городам, но это не значит, что он сформирован в той местности. 42-йЯкутский пехотный полк был создан в 1806 году по приказу Александра 1, и никогда восточней Урала не был.

Link to comment
Share on other sites

Строго говоря, казахов в той войне было не много. Несколько добровольцев из знати в тептерских и башкинских полках и приятые в состав казачих войск

откуда информация, что добровольцы были из знати?

Также я сомневаюсь, что добровольцев было "несколько".

Наверное их было несколько сотен.

Link to comment
Share on other sites

http://history.scps.ru/table/Viewer.asp?ta...my_1812_3&id=11

11.gif

КОННЫЙ КАЗАХ

"Не токмо стародавние сыны России, - писал участник событий 1812 года С. Н. Глинка, - но и народы кочующие, и те, наравне с природными россиянами, готовы были умереть за землю русскую".

Киргизы, или киргиз-кайсаки (так в XIX веке называли казахов), двинули из степей свои многочисленные конные отряды. Одетые R национальные боевые костюмы, вооруженные пиками, луками, саблями, фитильными ружьями, они пришли на помощь русской армии, внеся свой посильный "клад в изгнание из России наполеоновских войск. Народы Поволжья и Приуралья дали армии 25 тысяч бойцов. Стихийное формирование ополченских отрядов из добровольцев шло и в Сибири. Крестьяне Абалакского комиссарства Тобольской губернии вынесли на сходе приговор: "Единогласно и совокупно желаем к поднятию оружия противу бодрствующего врага". В газете "Северная почта" от 4 декабря 1812 года сообщалось: "Якуты, известясь о насильственном вторжении французов в пределы России, оказались столь же усердными и истинными сынами отечества, как и прочие сограждане во всем пространстве Российской империи".

Война действительно всколыхнула всю страну. Как писал А. И. Михайловский-Данилевский, историк и участник Отечественной войны: "Не осталось города и селения, где не разгоралась бы любовь к отечеству. Ждали только повеления идти поголовно. Все племена неизмеримой Российской империи слились в одну душу и, невзирая на различие нравов, обычаев, климата, наречия, веры, доказали, что все они, по чувствам, родные между собою".

Link to comment
Share on other sites

В любом случае речь может идти о несколько сотнях казахских войнов - разного рода беги с нукерами. После любой войны официальные историки, каким был Данилевский, пишут о небывалом сплочении всех наций и народов. О якутах просто можно банально посчитать, сколько времени нужно на мобилизацию, и дорогу. Году к 1815 успели бы.

О казахах, события 1916 года ярко показывают, что для массы народа войны империи были чуждыми. Можно полагать, что так оно было и в 1812 году.

Link to comment
Share on other sites

Одна из малоизвестных страниц истории: Татары на стороне Наполеона

из книги

Яков Гришин "Польско-литовские татары"

На этих землях, входивших в состав Варшавского княжества, созданного с разрешения Наполеона, местные татары получили возможность быстро включиться в создание польских органов власти. Именно среди них родилась мысль о создании во французской армии собственного полка. 8 июля Мацей Азулевич, бывший ротмистр

польского войска, обратился с призывом к Литовской генеральной конференции о возрождении татарского конного полка. Эту инициативу поддержал также бывший польский полковник Мустафа Ахматович. Он, получив согласие, 24 августа 1812 года приступил к организации татарской конницы. Собрав материальные средства, М. Ахматович разослал призывы во все повяты, где жило татарское население. В них, в частности, говорилось: «Татарский народ! Ты многие века славил себя мужеством и пользовался милостью Отчизны, которая приняла тебя как сына. Посвятить свою жизнь для ее блага было всегда твоей целью и Отчизна не сомневается, что и ныне последуешь примеру своих предков. Спешите, шляхтичи, встать под польские знамена с орлом...».В формировании полка помогали два бывших ротмистра польской армии Иохим Мужа Корыцкий и Самуэль Улан. Им удалось создать один эскадрон, который в начале 1813 года включили в полк легкой .кавалерии наполеоновской гвардии. Командиром эскадрона стал Самуэль Улан.

Эскадрон принимал участие в боях, но только во время отступления армии Наполеона. Так, 10 декабря 1812 года он сражается с российской кавалерией при Острой Браме и Вильно. Не поддаваясь панике, начавшейся во французских рядах, татары вместе со своим полком отчаянными атаками расчищали путь на Ковно, теряя многих своих солдат. В январе 1813 года татары вместе с другими эскадронами гвардии были выбиты из Познани. В начале апреля они достигли Фрайдбурга и здесь остановились на квартиры. Татар разместили в местечке Шваль-хейм. Командиру эскадрона ротмистру Улану удалось отбыть в лагерь военнопленных в Метзу с приказом завербовать оттуда татарских добровольцев в свою часть. Во время его поездки эскадроном командовали поочередно два офицера-поляка: ротмистр Шукевич и поручик Любанский. Пользуясь отсутствием Улана, татары вышли из подчинения последних и беспокоили жителей Швальхейма своим поведением. Они слушали только своего имама — поручика Асана Алея. Командование полка, выведенное из терпения жалобами местного населения, решило расквартировать эскадрон в самом Фрайдбурге, чтобы держать его у себя на глазах.

Тем временем Улан, приехав в Метзу, узнал, что в нескольких французских полках пехоты служат 300 польских мусульман. Он прилагает много усилий для перевода их в свой эскадрон. Не получив, однако, согласия военного министра князя де Фельтре, Улан вернулся во Фрайд-бург, всего лишь с 24 добровольцами.

В мае 1813 года эскадрон сражается под Будзишынем и Рейхенбахом. В конце августа он отличился в битве под Дрезденом, под Липском проявил мужество в бою с австрийскими кирасирами. Во время отступления татары вместе с полком легкой кавалерии сопровождали главную ставку французов. 30 октября этот полк разбил баварскую пехоту и австрийскую кавалерию. В феврале 1814 года эскадрон сражался под Бриенной, Хампаубертом, Монтмиралом и т. д. 5 марта ему удалось нанести урон русской кавалерии под командованием князя Гагарина. После поражения Наполеона татарский эскадрон вместе со своим полком легкой кавалерии вернулся в Польшу. Здесь по приказу великого князя Константина татары были включены в первый и третий полк улан.

Хотя наполеоновская эпопея не оказала большого влияния на жизнь польских мусульман, тем не менее во многих татарских поселениях потомки бывших солдат императора Франции в течение десятилетий с уважением вспоминали борьбу своих предков в Германии и Франции. «Из этих стран татары возвращались изувеченные, покрытые шрамами и с лентами Почетного легиона на груди»,— писал о них С. Крычиньский.

Link to comment
Share on other sites

Участие казахов в войне 1812 года не могло быть массовым по одной простой причние: участвовать могли только добровольцы, ведь казахи согласились на приоединение к РИ только на условиях не применения к ним обязательной воинской повинности. Причем это было зафиксированно на бумаге.

Одной из причин восстания 1916 года и было то, что в связи с нехваткой солдат на фронтах 1-й мировой войны начали призывать на службу и казахских призывников. Казахи вполне справедливо посчитали это нарушением договора со стороны царя.

Link to comment
Share on other sites

Казахов призывали в 1916 г. не воевать,а рыть окопы, т.е. в стройбат, что показалось им унизительным.

Link to comment
Share on other sites

Дак их как раз и призывали только в "стройбат" именно потому, что посчитали, что как раз это и не будет нарушением договора.

Link to comment
Share on other sites

Выделил в отдельную тему

Одна из малоизвестных страниц истории: Татары на стороне Наполеона

из книги

Яков Гришин "Польско-литовские татары"

На этих землях, входивших в состав Варшавского княжества, созданного с разрешения Наполеона, местные татары получили возможность быстро включиться в создание польских органов власти. Именно среди них родилась мысль о создании во французской армии собственного полка. 8 июля Мацей Азулевич, бывший ротмистр

польского войска, обратился с призывом к Литовской генеральной конференции о возрождении татарского конного полка. Эту инициативу поддержал также бывший польский полковник Мустафа Ахматович. Он, получив согласие, 24 августа 1812 года приступил к организации татарской конницы. Собрав материальные средства, М. Ахматович разослал призывы во все повяты, где жило татарское население. В них, в частности, говорилось: «Татарский народ! Ты многие века славил себя мужеством и пользовался милостью Отчизны, которая приняла тебя как сына. Посвятить свою жизнь для ее блага было всегда твоей целью и Отчизна не сомневается, что и ныне последуешь примеру своих предков. Спешите, шляхтичи, встать под польские знамена с орлом...».В формировании полка помогали два бывших ротмистра польской армии Иохим Мужа Корыцкий и Самуэль Улан. Им удалось создать один эскадрон, который в начале 1813 года включили в полк легкой .кавалерии наполеоновской гвардии. Командиром эскадрона стал Самуэль Улан.

Эскадрон принимал участие в боях, но только во время отступления армии Наполеона. Так, 10 декабря 1812 года он сражается с российской кавалерией при Острой Браме и Вильно. Не поддаваясь панике, начавшейся во французских рядах, татары вместе со своим полком отчаянными атаками расчищали путь на Ковно, теряя многих своих солдат. В январе 1813 года татары вместе с другими эскадронами гвардии были выбиты из Познани. В начале апреля они достигли Фрайдбурга и здесь остановились на квартиры. Татар разместили в местечке Шваль-хейм. Командиру эскадрона ротмистру Улану удалось отбыть в лагерь военнопленных в Метзу с приказом завербовать оттуда татарских добровольцев в свою часть. Во время его поездки эскадроном командовали поочередно два офицера-поляка: ротмистр Шукевич и поручик Любанский. Пользуясь отсутствием Улана, татары вышли из подчинения последних и беспокоили жителей Швальхейма своим поведением. Они слушали только своего имама — поручика Асана Алея. Командование полка, выведенное из терпения жалобами местного населения, решило расквартировать эскадрон в самом Фрайдбурге, чтобы держать его у себя на глазах.

Тем временем Улан, приехав в Метзу, узнал, что в нескольких французских полках пехоты служат 300 польских мусульман. Он прилагает много усилий для перевода их в свой эскадрон. Не получив, однако, согласия военного министра князя де Фельтре, Улан вернулся во Фрайд-бург, всего лишь с 24 добровольцами.

В мае 1813 года эскадрон сражается под Будзишынем и Рейхенбахом. В конце августа он отличился в битве под Дрезденом, под Липском проявил мужество в бою с австрийскими кирасирами. Во время отступления татары вместе с полком легкой кавалерии сопровождали главную ставку французов. 30 октября этот полк разбил баварскую пехоту и австрийскую кавалерию. В феврале 1814 года эскадрон сражался под Бриенной, Хампаубертом, Монтмиралом и т. д. 5 марта ему удалось нанести урон русской кавалерии под командованием князя Гагарина. После поражения Наполеона татарский эскадрон вместе со своим полком легкой кавалерии вернулся в Польшу. Здесь по приказу великого князя Константина татары были включены в первый и третий полк улан.

Хотя наполеоновская эпопея не оказала большого влияния на жизнь польских мусульман, тем не менее во многих татарских поселениях потомки бывших солдат императора Франции в течение десятилетий с уважением вспоминали борьбу своих предков в Германии и Франции. «Из этих стран татары возвращались изувеченные, покрытые шрамами и с лентами Почетного легиона на груди»,— писал о них С. Крычиньский.

Link to comment
Share on other sites

Guest Porucznik
В формировании полка помогали два бывших ротмистра польской армии Иохим Мужа Корыцкий и Самуэль Улан.

Приветствую всех участников!

Я немного занимаюсь историей польских татар.

Приведённая цитата немного не точна: не Мужа, а Мурза.

Иоахим Мурза Корыцки.

С уважением,

Porucznik

Link to comment
Share on other sites

Guest Porucznik
В формировании полка помогали два бывших ротмистра польской армии Иохим Мужа Корыцкий и Самуэль Улан. .

Приветствую всех участников!

Я немного занимаюсь историей польских татар.

Поправляю, как в исходном топике.

Приведённая цитата немного не точна: не Мужа, а Мурза.

Иоахим Мурза Корыцки.

С уважением,

Porucznik

Link to comment
Share on other sites

Польско-литовские татары

Тут надо бы уточнить, что предками польско-литовских татар

были переселившиеся по приглашению крымские татары.

Link to comment
Share on other sites

Тохтамыш например разве был крымским татарином?

Вообще разделение на этносы крымских, поволжских татар возникло гораздо позднее.

Казанский хан Улу Мухаммед, например успел посидеть на золотоордынском престоле, крымском и наконец казанском.

Link to comment
Share on other sites

Выжержки из книги Якова Гришина "Польско-литовские татары"

Исследователей, занимающихся историей польско-литовских татар, интересует вопрос о том, когда и при каких обстоятельствах на территории Литовского княжества появились их первые поселения. Ответить на него однозначно невозможно. Есть предположение, что начало татарского осадничества уходит своими корнями в глубокое русско-литовское средневековье.

Знакомство жителей местечка Аукштоты с татарами состоялось уже в начале становления литовской государственности. В тот период ордынцы вторгались в глубь Литовского государства, сжигая по пути поселения и уводя в неволю местное население. Неоднократно и сами они оказывались в плену. Великий князь Гедимин (1305— 1341), как искушенный политик, не только искал согласия с татарами, но также старался использовать их в борьбе с Тевтонским орденом. Он, как свидетельствуют устные предания, охотно принимал дружины татарских мурз на службу. В 1319 году, например, в войне с тевтонцами участвовал татарский отряд, являвшийся авангардом литовского войска. Об участии ордынцев в военных действиях пишет и историк XVII век Войцех Коялович. Большинство исследователей истории татарской колонизации в Литовском княжестве считают правдоподобным, что после войны часть ордынцев осталась на постоянной литовской службе.

Сведения о наличии на литовских землях татарских поселений имеются в хронике Лукаша Ваддинга. Этот автор в 1324 году писал: «Наши братья отправились в литовские края проповедовать учение Христа, где нашли народ, погрязший в варварских заблуждениях и преданный культу огня, а между ними людей, прибывших из страны какого-то хана, которые в своих молитвах использовали арабский язык». Несомненно, это были эмигранты из Золотой Орды.

Массовое же переселение татар в Литву начинается в период правления великого князя Витольда (1392— 1430) (Витовта поляки именуют Витольдом). Литва была в то время в глазах Западной Европы безопасным оазисом для язычников, разного рода еретиков и даже приверженцев ислама. Проезжавшие через ту страну иностранцы дивились множеству людей, выходцев из различных стран мусульманского Востока (татары, турки, ногайцы, черкесы и др.). В княжестве Витольда они находили не только безопасное пристанище но и лучшие условия жизни, нежели в родной стороне.

Вовсе не случайно татары относились к литовскому князю с большим почтением. Со временем его имя обрастает мифами и легендами. Витольд стал для них идеалом монарха, с которым не мог сравниться ни один князь из династии Ягеллонов. Период его правления (по мнению татар) был самым лучшим в истории литовских мусульман. Именно в то время в Литве возникло наибольшее число татарских поселений.

Войны с Тевтонским орденом в период правления Витольда нашли живое отражение в фольклоре татарских поселенцев. Еще в начале XX века мусульмане из Ново-грудка рассказывали легенды о своих предках, помогавших литовцам в борьбе с крестоносцами. Когда первые не справлялись с закованными в железо немецкими рыцарями, они приглашали на помощь ордынцев. Те стаскивали с помощью арканов тяжело вооруженных тевтонцев с коней, становясь грозой для неприятеля. В основе этой легенды, без сомнения, лежит историческая правда. Ибо известно, что крестоносцы под впечатлением потерь от литовских татар создают в начале XV века собственные хоругви ' легкой кавалерии.

Поселявшиеся в Литве ордынцы получали из рук великого князя обширные вотчины, за которые несли воинскую службу. Пользуясь всеми правами русско-литовских бояр, они имели гарантированную свободу вероисповедания и соблюдения обычаев. Поэтому память о Витольде как князе, который был неравнодушен к татарам, передавалась из поколения в поколение. Еще во второй половине XVI века польско-литовские татары в своих молитвах и преданиях называли Витольда опорой ислама в немусульманских странах. Один день в году они молились за спасение его души.

Вместе с тем свобода вероисповедания не касалась татарских пленных. Их нередко крестили, а потом селили в сельской местности. Первые сведения об обращении пленных татар в христианскую веру появляются во времена Витольда. В частности, об этом доносил в письме к великому магистру Петр фон Вормедит — прокурор Тевтонского ордена в 1418 году.

Витольд, которому хотелось заселить безлюдные территории своего княжества свободным татарским населением, стремился проводить в отношении к нему политику полной веротерпимости. Будучи по натуре человеком религиозно равнодушным, лишенным комплекса неофита, к развитию осадничества татар он относился доброжелательно,— ведь татары поставляли ему слепо преданных воинов.

Надо сказать, Витольд не слишком усердно распространял среди своих подданных-язычников и католицизм. Когда один из миссионеров подбил часть литовского населения на уничтожение языческих храмов, а также вырубку священных лесов, великий князь приказал ему покинуть границы своего государства, добавив при этом: «Скорее Христос обойдется без подданных, чем я!»

Хотя отношения между мусульманами и Витольдом были в целом нормальными, но не всегда безоблачными. Действительно, татарские эмигранты получали от князя очень большие земельные владения, но чаще всего в них не было крестьянского населения. Даже за небольшой земельный участок татары несли воинскую службу. Татарские воины, которые по приказу князя призывались в армию, обязаны были являться верхом.

В целом же в период княжения Витольда татарское переселение в Литву имело массовый характер. Его поводом были затяжные войны между потомками Чингисхана. Причины этого объяснил сам великий князь в 1427 году в письме на имя великого магистра Павла фон Руссдорфа. Он писал, что на территорию его государства прибыло множество татар, которые в Литве ищут спокойствия. Эта точка зрения совпадает с мнением анонимного автора «Трактата о польских татарах». Он подчеркивал в 1558 году: «Семьи нашего рода, уставшие от беспокойной жизни, переселились в ту сторону. Мне кажется, что наши предки происходят от царедворцев хана, которые, добиваясь трона, боролись с ним, а после поражения должны были искать убежища в других странах».

Наибольшее количество татар в Литве осело во времена правления Тимура (Тамерлана). В частности, разгромленный хан Золотой Орды Тохтамыш сбежал в Крым. Но сидел там недолго. Решил искать поддержки у Витольда.

Надеялся в Литве найти часть своих подданных, которые ушли невредимыми из-под тимуровского меча. Побежденный хан прибыл в княжество скорее всего в 1397 году. Его принимают как господствующего монарха, предоставив замок в Лиде. Вместе с ним прибыли его сторонники из Сарая, Белой Орды и, возможно, Волжской Бул-гар'ии. Вскоре между Витольдом и Тохтамышем подписывается договор, в котором первый обязался помочь второму заполучить трон, а взамен передать Литве право на Русь. Собственно, благодаря отрядам хана Тохтамыша великий князь имел успехи в походах в 1397 и 1398 годах.

Сторонники Тохтамыша в последний период его жизни, а также его сыновей, в первую очередь, являлись выходцами из Волжской Булгарии, куда после битвы на Ворксле сбежал экс-хан. Видимо, до 1410 года наплыв эмигрантов в Литву шел именно с горного Поволжья и Белой Орды.

Весной 1409 года под Киевом появляется эмир Джелал эд-Дин, старший сын убитого хана Тохтамыша. Нового претендента на золотоордынский трон сопровождала семья и несколько тысяч воинов. Вскоре Джелал эд-Дин подался во главе небольшой свиты в Гродно, где находился Витольд. Во время переговоров великий князь обещал царевичу военную помощь в заполучении трона, а также определил татарским воинам кочевья вблизи Киева, в которых они должны были находиться до возвращения в родную степь.

Война с Тевтонским орденом в 1409—1411 годах непоз-волила Витольду оказать необходимую помощь сыну Тохтамыша. В 1410 году Джелал эд-Дин вместе со своими воинами принял участие в Грюнвальдской битве. Его татары дрались на правом крыле армии Владислава Ягеллы среди литовско-русских хоругвей. После знаменитого сражения часть воинов царевича добровольно осела в Литовском княжестве. Не зря все татарские роды в Литве искали своих предков среди участников Грюнвальда.

Интенсивное осадничество татар в Литовских землях беспокоило правящую верхушку Золотой Орды, так как

это ослабляло ее мощь. В 1420 году эмир Едигей даже послал Витольду ярлык, в котором категорически требовал не посел\гь ордынцев в Литве.

Размещениё первых татарских поселений показывает, что осадничество носило с самого начала военный характер. Татарские деревни, располагавшиеся чаще всего вблизи важных городов ^Вильно, Гродно, Троки и т. д.) должны были выполнять функции военных застав. Витольд стремился в первую очередь с помощью татар защитить западную границу своего государства, именно здесь создавая оборонительный пояс. В то же время он не желал, чтобы они селились на южных рубежах княжества.

Тем не менее татарские хоругви принимали участие во всех войнах, которые вел Витольд. Великий князь неоднократно посылал своих татар против их соплеменников. В частности, в 1418 году во время нападения крымской орды на Подол литовские татары получили приказ: задержать нападающих. В борьбе с тевтонцами, Русью при внутренней смуте в княжестве они были слепо преданы литовским правителям. С их помощью не раз подавлялись выступления холопов. Со слов хрониста Ежи Охманьского, господа имели в лице литовских татар «всегда готовых на зов, верных и слепых исполнителей своей воли».

Со временем среди татарского населения зарождается тенденция возвращения в степи, что вызывало большое беспокойство правящих кругов Литвы, ибо они хотели сохранить осадничество. В первую очередь ностальгия охватила тех поселенцев, которые раньше жили в княжестве Витольда вопреки собственной воле. В некоторых источниках упоминаются бунты среди татар, которые делали попытки возвращения в кыпчакские степи. В письме ком-тура '' Дынебурга магистру Тевтонского ордена от 31 марта 1421 года есть сообщение, что татары, спалив жилье своих соседей-литовцев, решили вернуться в родную степь. Однако путь им преградил князь Свидригайло во главе литовских отрядов. Во время кровавой стычки он побил их. Взятых в плен приказал повесить.

Судьба татарских союзников Витольда, которые решили навсегда осесть в его княжестве, была различной. В наиболее привилегированном положении оказались потомки

Каждая большая группа эмигрантов начинала свое существование на польско-литовских землях с попыток создания известных ей племенных и религиозных институтов. Ими, в частности, были: своеобразная военная организация, опиравшаяся на родоплеменную систему, а также религиозная гмина '. Границы самоуправления этих институтов определяли обычное право и господские привилегии. Представителями населения, относящегося к отдельным родо-племенным группам, были так называемые хорунжие и татарские предводители. В их функции входили военные, административно-судебные, а также казначейские вопросы. Как правило, они назначались пожизненно, однако всегда с сохранением права наследования.

Татарское население, жившее в польско-литовских землях, делилось на б племенных групп, называемых хоругвями: баргынская, джалаирская, юшыньская, конгратская, найманская и уланская. Их название происходило от знатных родов Золотой Орды, таких, как Баргын, Джалаир, Хушин, Конграт и Найман. Однако мы не находим среди племен Золотой Орды соответствия для уланской хоругви, ибо ее название происходит от княжеского титула улан (улан-оглан — сын), который носили потомки Чингизхана. В польско-литовском государстве этим титулом вначале пользовались лишь князья Ассанчуковичи. Они происходили от жившего в первой половине XV века князя Ассан-чука, возможно, одного из многочисленных потомков хана Джучи. Можно предположить, что уланская хоругвь состояла из воинов князя Ассанчука.

Известно, что татарское население на всей территории Речи Посполитой руководствовалось собственным религиозным правом — шариатом, опирающимся на Коран. Оно функционировало во всех религиозных гминах.

До середины XVI века татарское население на польско-литовских землях делилось на три категории, отличавшиеся друг от друга как правами, так и наличием недвижимости. Первую группу, наиболее привилегированную, составляли потомки ордынских султанов и мурз. Титул султана принадлежал в Речи Посполитой только двум татарским

одам: Остсыньским и Пуньским. Старших представителей ода постоянно именовали царевичами, как потомков гос-одствовавшихчханов. Остальные татарские роды проис-одили от ордынских мурз. Им принадлежал титул князя, главе княжеских татарских родов стояли: Ассанчуко-ичи, Баргынские, Юшыньские Кадышевичи, Корыцкие, рычиньские, Лостайские, Ловчицкие, Смольские, Ширин-:кие, Тальковские, Тарашвиские, Уланы и Завицкие.

Потомки ордынских султанов и мурз владели большими вотчинами и в них подчиненными холопами. За это они 5ыли обязаны нести конную военную службу. Они пользовались правами господствующей шляхты '. В документах XVI века их называли богатыми татарами. Ими выставлялось на военную службу по одному или по несколько конных воинов, в зависимости от числа имеющейся прислуги или холопских хозяйств. В списках войска нередко встречаем татар, которые выставляли значительное число кавалеристов. Богатые татары, особенно князья, кроме подданных холопов, имели также собственных бояр, входивших в состав различных служб.

Вторую группу составляли так называемые татары-казаки (служебное боярство). Они происходили из простых воинов, которые прибывали в Речь-Посполитую в обозах ордынских султанов и мурз. Они получали небольшие участки земли и несли за это не только воинскую службу, но и исполняли большие обязанности в пользу великого князя и его царедворцев. К ним относились транспортная, курьерская, полицейская, караульная и охотничья службы, а также строительные работы. Так, например, татары-казаки из пригорода Вильно выполняли курьерскую, транспортную, караульную и охотничью службу. Казаки с Сорок Татар привлекались в качестве курьеров и охотников, кроме того, они чинили дороги и мосты.

Татары-казаки несли военную службу в родо-племен-ных хоругвях, однако создавали внутри них свои подразделения. В списках литовского войска (1528 г.) при каждой татарской хоругви числились особые отряды служебных бояр. В последующем они уже не встречаются, так как последние переходят.в разряд богатых татар.

Третью группу составляли городские татары, в значительной степени являвшиеся потомками военнопленных. Наибольшее их число проживало в Вильно, Троках, Ав-густове, Остроге и Гродно. Большая группа татарских пленных осела в 1508 году в предместье Минска-Литов-ского после победы князя Михаила Глинского над крымской Ордой. В конце XVI века здесь насчитывалось 400 человек. В 1617 году им позволили даже построить деревянную мечеть. В документах городских татар называли «простыми татарами». Они юридически отделялись от богатых татар и им в меньшей степени вменялись различные обязанности. Однако за правовую опеку простые татары платили налог.

До 1563 года в целом правовое положение польско-литовских татар немногим отличалось от положения литовских бояр.

Во второй половине XVI столетия татары Речи Поспо-литой от своих сородичей с Орды отличались языком, обычаями и государственной принадлежностью. Они все больше приближаются к польско-литовской шляхте, пользуясь многими ее привилегиями. Пленные, принятые на господскую службу, селились в городах, ассимилируясь не с литовско-русским окружением, а местными татарами. Связи польско-литовских мусульман со странами Востока постепенно ослабевают.

Польско-литовские татары практически принимали участие во всех войнах, которые вели Ягеллоны в период своего правления. Даже когда воевали только коронные (королевские) войска, непосредственно подчиненные королю татарские хоругви призывались в армию. Так было во время сражений с крестоносцами в 1454—1466 годах.

В августе 1458 года польские легкие хоругви, а также отряды татар разгромили наемников-крестоносцев, ведомых Бернардом Шумборским до Мальборка. Многие рыцари погибли, а 38 было взято в плен.

Хотя Литовское княжество не принимало участия в войне с крестоносцами, тем не менее в 1460 году Ян Гаш-тольц (виленский воевода) и Монивод (троцкий воевода) прислали Казимиру Ягеллончику многотысячный конный отряд под командованием витебского наместника Яна Ход-кевича, в котором были также татарские хоругви.

Со временем участие татар в 13-летней войне приобретало все большее значение. Их походы в Пруссию и на Поморье вели к ликвидации экономических и военных резервов крестоносцев. Хронисты все больше места уделяют польско-литовским татарам. Мацей Стрыйковский, например, один из разделов своей хроники назвал: «О поражении войск крестоносцев от поляков и литовских татар под Нешавой и Пуцком». В период осады Нешавы войсками ордена татарские литовские отряды совершали вылазки из осажденного города, нанося крестоносцам серьезный урон. Во время войны татары исполняли функции королевской гвардии, неся караул при Казимире Ягеллончике.

В армии, которая сопровождала в 1471 году королевича Владислава Ягеллончика в Чехию, находилось 1000 татар. В 1474 году татарские хоругви участвуют в неудачном походе поляков на Шленск. Татары, борясь с войсками венгерского короля Мацея Корвина, опустошили многие шленские земли и города.

Польско-литовские мусульмане принимали участие во всех без исключения войнах в Ливонии.

С 1697 по 1763 год в Речи Посполитой правила, королевская династия Веттинов. При ней татарские хоругви продолжали свои рыцарские традиции. Среди деморализованных войск Речи Посполитой они выделялись вышко-ленностью, дисциплиной и хорошими командирскими кадрами. С этими хоругвями были связаны офицеры и солдаты многих поколений. Как уже говорилось, существовали целые династии заслуженных татарских ротмистров и поручиков. Среди татарской общности в военной области выделялись роды Ахматовичей, Азулевичей, Барановских, Беляков, Фурсов, Яшыньскихг Корыцких, Крычиньских, Кжечковских, Муравских, Смшьских, Соболевских, Суль-кевичей, Тальковских и Тарасовских. Почти все польские источники второй половины XVII века давали татарским офицерам чрезвычайно хвалебные оценки. Положительно оценивали мусульман даже некоторые представители католического духовенства.

Хотя отношение татар к властям теперь не было таким верноподданным, как в период Ягеллонов или даже династии Вазов, тем не менее король для них оставался наивысшим авторитетом. У него искали защиты и справедливости. И часто ее находили. Представители династии Веттинов защищали татарскую шляхту от давления на нее некоторых представителей католицизма. В 1754 году татары г. Вильно подали жалобу на представителя костела,

который запрещал им иметь в своих владениях христианскую челядь. Король Август II вежливо, но твердо указал виленскому бискупу Михаилу Зенкевичу, чтобы подчиненные ему священники не запрещали мусульманам содержать в своих домах христианскую челядь обеих полов.

Веттины высоко ценили татар как солдат и не реагировали на решения некоторых сеймиков, которые требовали не допускать мусульман к офицерским званиям. Депутатов восточных воеводств беспокоил факт, что родовитая польско-литовская шляхта часто попадала под командование татарских генералов, полковников, ротмистров, поручиков или даже хорунжих.

В первой половине XVIII века татарские полки в Речи Посполитой начали называться уланскими. Происхождение этого названия не только само по себе экзотичнол но и уходит далеко в прошлое, уже в конце XVIII столетия на эту тему возникло несколько теорий. В воспоминаниях генерала Юзефа Зойончака (1794 г.) читаем об этом следующее: «Литва имела несколько татарских полков. Поселения этого воинственного народа со времен Витольда сохраняются по сей день. Эти полки обычно называли уланскими по имени одного из их воинов, который прославился во время правления Стефана Батория».

В Золотой Орде, как мы уже писали, улан был титулом, означающим принадлежность человека к роду Чин-гис-хана. В XIV—XV веках судьба многих представителей татарских аристократических родов забросила в Литву. Некоторые из них этот титул сохранили на долгие века, иногда как светлую память о своем роде. В Речи Посполитой перед ее разделами уланами титуловались князья Ас-санчуковичи, Фурсовичи, Малушыцкие и Рудницкие. Со временем одна из ветвей Ассанчуковичей превратила этот титул в фамилию. Род уланов дал много заслуженных офицеров. Особенно большую популярность приобрел ротмистр Александр Улан. Получив звание полковника, он пользовался уважением и симпатией короля Августа III. Во время гражданской войны (1715—1716) Улан находился на стороне короля, беспощадно сражаясь с его противниками. Король, оценив верность Александра Улана, весь его полк, состоящий из 8 хоругвей в количестве 400 человек, перевел в польскую армию, где он исполнял функции королевской гвардии.

Королевские милости, а также земельные владения в брестской экономии привели к тому, что командир полка не очень-то считался с законом. В 1721 году во время споров о земле в Ошманьском повяте полковник, приведя 5 хоругвей, расставил их на спорной земле. Кроме того, сообщил судебным чиновникам, что, в-случае неудовлетворительного решения вопроса, он со своим полком будет эмигрировать в Турцию.

В 1733 году в польской армии формируется другая войсковая единица, состоящая из татар — полк легкой кавалерии под командованием Александра Мустафы Корыц-кого.

После смерти А. Улана командование над его людьми поручили полковнику Чымбаю Мужи Рудницкому, который вскоре стал генерал-майором. Несмотря на смену командования, полк назывался уланским. Во время войны в 1740—1748 годов, шедшей на землях Шленска, Чехии, Моравии и Саксонии, это название не только сохранилось, но и перешло на другие татарские полки.

В 1756 году война вспыхнула между Пруссией и Саксонией, Австрией, Россией и Швецией. Несмотря на то, что Речь Посполитая осталась нейтральной, некоторые польские части были посланы на фронт. В первую очередь это относилось к двум татарским полкам, которыми командовали генерал Рудницкий и полковник Корыцкий. Особенно тяжелые бои татары вели в 1761 —1762 годах на полях Саксонии и Чехии в составе австрийской бригады генерала Бруняна. Во время войны с Пруссией отличился молодой.хорунжий Юзеф Беляк, впоследствии генерал иге-оой оборонительной войны с Россией. В 1762 году за мужество он получил от австрийской царицы Марии Терезии высокие воинские награды. Вскоре двадцатилетнему хорунжему присваивается звание полковника. Еще во время войны, когда умер Чымбай Рудницкий, его полком стал командовать Ю. Беляк.

В 1764 году генеральная конфедерация Великого Литовского княжества отозвала всех татар, находящихся на иностранной службе. Подразделения Беляка и Корыцкого вошли в то время в состав литовской армии как 4-й и 5-й полки передней стражи. Однако не все возвратились в Речь Посполитую. Многие полегли на поля боя. Еще сегодня на территории Чехии, Моравии и Саксонии можно найти безымянные могилы польско-литовских татар. Военная слава татарских полков в королевской армии вела к тому, что во многих армиях западноевропейских стран начали создавать легкую кавалерию по образцу татарских формирований. В XVIII столетии уланские части возникли во Франции, Австрии и Пруссии. В Речи Поспо-литой легкая кавалерия также переживала свое возрождение.

Источники XVIII века ясно показывают, что татары не только знали о значении названия уланских полков, но и гордились им. В 1790 году один из потомков полковника А. Улана написал в мемориале, адресованном военной комиссии следующее: «Уланы за королей светлой их памяти Августа II и III воевали с полками за границей, где показали отвагу и мужество. Не случайно об этом молва распространилась по всей Европе, где стали создавать войсковые соединения по подобию нашего».

В период разделов Польши (1772, 1793, 1795 гг.) татары не стояли в стороне от борьбы за независимость своего государства. Они приняли активное участие в восстании 1794 года под руководством Тадеуша Костюшки.

Татары в Пруссии

После третьего раздела Польши (1795 г.) в состав Прусского государства вошли земли Подлясья и Августо-ва. На этих территориях имелись относительно большие скопления татарского населения, которые сохранились благодаря службе в Речи Посполитой. В 1795 году у надпре-зидента фон Шрёттера появляется представитель татар Януш Мужа Туган-Барановский, полковник бывшей польской армии. Он предложил фон Шрёттеру от имени под-лясских мусульман собрать в прусскую армию все татарские отряды, разбросанные после восстания Т. Костюшко. Кроме того, Барановский высказал пожелание о переселении польско-литовских татар на территории Пруссии. Платой за перемену места жительства должна была быть: во-первых, получение земельных владений на территории Нововосточной Пруссии, во-вторых, создание в армии Фредерика Вильгельма II нескольких татарских полков по подобию тех, которые существовали до этого в Речи Посполитой. Барон фон Шрёттер передал предложение Барановского королю. Тот, осознав его выгоду для прусского государства, приказал генералу фон Гюнтеру заняться формированием татарского полка.

Генерал в соответствии с пожеланиями своего монарха еще в ноябре 1795 года подписал с Барановским договор, «касавшийся особых прав и обязанностей татар, а также организации новой формации, гарнизона, строя и вооружения». Шефом полка, в соответствии с договором, король назначил Януша Туган-Барановского, который все офицерские должности заполнил своими родственниками и знакомыми. Полк состоял из 5 эскадронов (500 человек). Каждый кавалерист был обязан за собственный счет покупать коня, мундир и амуницию.

В 1799 году по приказу короля полк доводится до 10 эскадронов. В октябре 1800 года к нему присоединяется еще 5-эскадронный татарский батальон. Рядовых уже 15-эс-кадронного полка называли товарищами. Монарх своим решением «хотел не только улучшить быт мелкой шляхты,

но и всеми способами сделать ее полезной для своей страны».

Этот полк товарищей, прекрасно обученный, к тому же состоявший из опытнейших солдат, оказал Пруссии большие услуги в войне с Наполеоном. Солдаты полка 23 декабря 1806 года сражались под Бежуном. 8 февраля 1807 года в битве под Илавой они разбили французскую кавалерию, взяв трофей,— знамя французской пехоты. В июне 1807 года у Хайльсберга товарищи легко разгромили наполеоновских кирасир, за мужество, проявленное в этом сражении, они получили от короля Фредерика Вильгельма II похвалу и благодарность.

Российская империя и Наполеоновские войны.

В конце XVIII столетия, после включения земель бывшего Литовского княжества в состав Российской империи, царские власти вначале посчитали татар за поляков магометанской веры, защищенных шляхетскими привилегиями. Однако вскоре такое отношение изменилось. Наблюдается стремление любыми способами поссорить татар с польским обществом, чтобы получить их поддержку, а на крайний случай нейтралитет. Екатерина II 20 октября 1794 года подтвердила им все существовавшие права и привилегии. Это был первый из шагов на пути фавориза-ции данной этнической группы. После упадка Речи Посполитой офицеры и солдаты старых татарских полков передней стражи находились в отставке. Хотя большинство из них имели небольшие хутора либо хозяйства, но с их помощью трудно было прокормиться. Приученные из поколения в поколение к воинской службе в кавалерии, татары неохотно и очень нерадиво хозяйствовали в своих владениях. В XVIII веке ходили даже шутки об их «опытности» в области сельского хозяйства.

В 1795 году придавленное экономической нуждой мусульманское население выслало своих представителей к генерал-губернатору Михаилу Репнину с просьбой о формировании татарского полка в российской армии. Эта просьба принимается с большим удовлетворением, ибо создание большой воинской части, состоящей из польско-литовских мусульман, являлось давней мечтой российского командования. Об этих намерениях свидетельствует фрагмент одного из документов, хранившегося в госархиве г. Вильно. Из него вытекало, что уже в 1794 году российская сторона проводила переговоры по этому вопросу с

ротмистром Юзефом Уланом и наместником Барановским, намереваясь сформировать соединение, которым руководил бы один из крымских князей — султан Менгли Гирей. Смерть Екатерины II не позволила реализовать этот план. Однако новый император Павел I вернулся к намерению своей покойной матери. Принимая во внимание настроение, господствовавшее среди части польской шляхты, он приказал создать в 1797 году два конных полка (10 эскадронов), личный состав которых намечалось рекрутировать из жителей земель бывшей Речи Посполитой.

В соответствии с пожеланиями императора начинается формирование конного татарского полка. Его первым командиром стал татарин, генерал-майор Барановский. Полк состоял исключительно из польско-литовских мусульман и располагался в Пиньске. В феврале 1802 года его передислоцировали в пригород Новогрудка. В период правления Александра I полк постепенно теряет свой однонациональный характер в силу набора в него поляков и литовцев. Трудности, которые возникли в результате этнического смешения, привели к тому, что в 1803 году полк поделили на две части. Одна состояла исключительно из мусульман, другая — из католиков польского и литовского происхождения. В 1807 году оба полка стали называться уланскими. С этого момента они различались этническим составом. В 1818 году эти полки, сохраняя их этнический характер, включили в Литовскую дивизию уланов. В позднейший период обе формации ликвидировали, а солдат и офицеров распределили в чисто русские части. Вторжение наполеоновской армии на землю бывшего литовского княжества в июне 1812 года вызвало переполох во многих татарских селениях. Деревни опустели, а население скрывалось в лесах. Татарские семьи, члены которых служили в российской армии, не зная намерений французов, боялись репрессий с их стороны. Антинаполеоновские настроения мусульманской общественности не были преодолены даже тогда, когда французы освободили все литовские земли от российской власти. Впредь Александр I пользовался среди татар большой симпатией. Антипатия к французам особенно углубляется во время их бегства из Москвы, когда голодные мародеры немилосердно грабили татарские дворы. Еще в межвоенный период ошманьские татары рассказывали о частых сражениях

своих предков с французскими разбойниками. Во время отступления грабители спалили старую татарскую мечеть в Прудянах.

Совершенно иная атмосфера господствовала среди относительно зажиточных землевладельцев Подлясья и Сувалшчизны. На этих землях, входивших в состав Варшавского княжества, созданного с разрешения Наполеона, местные татары получили возможность быстро включиться в создание польских органов власти. Именно среди них родилась мысль о создании во французской армии собственного полка. 8 июля Мацей Азулевич, бывший ротмистр

польского войска, обратился с призывом к Литовской генеральной конференции о возрождении татарского конного полка. Эту инициативу поддержал также бывший польский полковник Мустафа Ахматович. Он, получив согласие, 24 августа 1812 года приступил к организации татарской конницы. Собрав материальные средства, М. Ахматович разослал призывы во все повяты, где жило татарское население. В них, в частности, говорилось: «Татарский народ! Ты многие века славил себя мужеством и пользовался милостью Отчизны, которая приняла тебя как сына. Посвятить свою жизнь для ее блага было всегда твоей целью и Отчизна не сомневается, что и ныне последуешь примеру своих предков. Спешите, шляхтичи, встать под польские знамена с орлом...».

В формировании полка помогали два бывших ротмистра польской армии Иохим Мужа Корыцкий и Самуэль Улан. Им удалось создать один эскадрон, который в начале 1813 года включили в полк легкой .кавалерии наполеоновской гвардии. Командиром эскадрона стал Самуэль Улан.

Эскадрон принимал участие в боях, но только во время отступления армии Наполеона. Так, 10 декабря 1812 года он сражается с российской кавалерией при Острой Браме и Вильно. Не поддаваясь панике, начавшейся во французских рядах, татары вместе со своим полком отчаянными атаками расчищали путь на Ковно, теряя многих своих солдат. В январе 1813 года татары вместе с другими эскадронами гвардии были выбиты из Познани. В начале апреля они достигли Фрайдбурга и здесь остановились на квартиры. Татар разместили в местечке Шваль-хейм. Командиру эскадрона ротмистру Улану удалось отбыть в лагерь военнопленных в Метзу с приказом завербовать оттуда татарских добровольцев в свою часть. Во время его поездки эскадроном командовали поочередно два офицера-поляка: ротмистр Шукевич и поручик Любанский. Пользуясь отсутствием Улана, татары вышли из подчинения последних и беспокоили жителей Швальхейма своим поведением. Они слушали только своего имама — поручика Асана Алея. Командование полка, выведенное из терпения жалобами местного населения, решило расквартировать эскадрон в самом Фрайдбурге, чтобы держать его у себя на глазах.

Тем временем Улан, приехав в Метзу, узнал, что в нескольких французских полках пехоты служат 300 польских мусульман. Он прилагает много усилий для перевода их в свой эскадрон. Не получив, однако, согласия военного министра князя де Фельтре, Улан вернулся во Фрайд-бург, всего лишь с 24 добровольцами.

В мае 1813 года эскадрон сражается под Будзишынем и Рейхенбахом. В конце августа он отличился в битве под Дрезденом, под Липском проявил мужество в бою с австрийскими кирасирами. Во время отступления татары вместе с полком легкой кавалерии сопровождали главную ставку французов. 30 октября этот полк разбил баварскую пехоту и австрийскую кавалерию. В феврале 1814 года эскадрон сражался под Бриенной, Хампаубертом, Монтмиралом и т. д. 5 марта ему удалось нанести урон русской кавалерии под командованием князя Гагарина. После поражения Наполеона татарский эскадрон вместе со своим полком легкой кавалерии вернулся в Польшу. Здесь по приказу великого князя Константина татары были включены в первый и третий полк улан.

Хотя наполеоновская эпопея не оказала большого влияния на жизнь польских мусульман, тем не менее во многих татарских поселениях потомки бывших солдат императора Франции в течение десятилетий с уважением вспоминали борьбу своих предков в Германии и Франции. «Из этих стран татары возвращались изувеченные, покрытые шрамами и с лентами Почетного легиона на груди»,— писал о них С. Крычиньский. От тех героических дней в татарских домах осталось много памятных предметов и сувениров.

В годы ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Во время второй мировой войны и немецкой оккупации большинство польских татар разделило судьбу польского народа. (Поляки до сих пор помнят, что «татарский полк» последним сложил оружие.)

Для Татарского эскадрона боевой путь начался уже в первые дни сентября под Пиотрковом. После первой стычки с врагом вместе с полком он направился на север страны, переправившись через Вислу у околицы Моцейович. Переправу прикрывал первый взвод эскадрона под командованием поручика Вячеслава Плавиньского. Взвод понес большие потери в людях, так как татарские уланы вслед за полком последними вплавь перешли через Вислу. На Любельшчиэне под деревней Суховоля произошел последний бой 13-го полка виленских уланов. В этом бою вновь отличились уланы первого взвода. Они долгое время удерживали небольшую высоту, прикрывая отход полка. В силу этого взвод отстал от основных сил и действовал уже самостоятельно. Позднее он вошел в состав самостоятельной оперативной группы «Полесье» генерала Ф. Клеебер-га, оставаясь в ней до момента капитуляции. Другие уланы Татарского эскадрона с его командиром ротмистром Александром Ельяшевичем после боя под Суховолей вместе с полком двинулись к венгерской границе. Дойдя до нее, попали в невыносимые условия, поэтому приняли решение распустить полк. Это произошло 28 сентября 1939 года под Медыкой. Уланы разошлись в разные стороны.

В оборонительной войне 1939 года татары сражались не только в составе своего эскадрона, но также боролись с захватчиками в других воинских подразделениях. Из польских татар, принимавших участие в обороне страны, следует выделить также полковника Леона Суль-кевича — командира артиллерии 20-й пехотной дивизии, оборонявшей Млаву и предместья Варшавы, поручика Дже-нет-Джабаги Скибневскую, оказавшую помощь раненым защитникам Гдыни, подхорунжего Бекира Ассановича из группы генерала Клееберга, награжденного после битвы под Волей Гуловской крестом Виртути Милитари.

Link to comment
Share on other sites

Вот причина почему языки Волжских и Крымских татар так сильно различаются:

Машанов М. А., профессор Казанской духовной академии, православный миссионер, 1905год.

«. В то время как даже в русских селениях редко можно было встретить школы, а инородцы не имели их совсем, у татар в каждой деревне была школа, а в больших деревнях и несколько школ с их исключительно религиозным духом

….

Таким образом, создается ими литературный язык, понятный всем отраслям тюрков, настоящий пантюркский язык! Либеральные турки приветствуют пантюркизм в России как зарю возрождения общей народности'.

Объединение всех мусульманских народностей России на почве единого пантюркского языка татары предположили начать со школы и потому стараются ввести в мусульманских школах этот объединяющий язык и даже стараются получить на это право путем законодательной санкции. Все же существует много наречий тюркского языка, на котором говорят инородцы России; нужно было для татар установить какой-либо один язык из всех этих наречий, — и они в основу положили османский язык, как имеющий уже богатую сравнительно литературу. Поэтому настаивают они, чтобы в мусульманских школах было обращено должное внимание на изучение литературного турецкого языка в качестве обязательного предмета2. Крымские татары даже нарочито посылали своих представителей в Петербург просить кого следует о разрешении преподавать в татарских школах на татарском языке, разумея под этим не свой лютеранский' язык, а османское наречие. Да на прак¬тике в крымских мусульманских школах преподавание уже ведется по учебникам на османском наречии"

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now



×
×
  • Create New...