Монхбат Опубликовано 9 августа, 2004 Поделиться Опубликовано 9 августа, 2004 Узбекхан, праправнук Бату-хана Почти 20-летние неурядицы, происходившие в Золотой Орде после Менгу-Тимура, не могли не коснуться и ее периферии – Синей Орды, которая была ослаблена смертью в 1251 году Орды-Ичена, первого главы этого улуса, брата Бату-хана. Теперь она уже потеряла и некоторые свои владения по соседству с государствами Угэдэ и Чагатая. Токтай же, занятый войной с Ногаем, не мог оказать необходимую помощь преемникам Орды-Ичена. Ослабление центральной власти чувствовалось и в западных районах, например, в Крыму, а также на подчиненной Орде Руси. Если раньше там собирали ясак представители золотоордынского хана, то после смерти Менгу-Тимура право сбора дани перешло в руки великих князей, которые сами отвозили ее в Сарай. В результате этого даже были сокращены размеры ясака с русских земель. В последние годы своего правления Токтаю в какой-то степени удалось восстановить порядок в Золотой Орде. Было также покончено с неурядицами в Синей Орде. Однако после кончины хана ситуация в Сарае вновь обострилась. По завещанию Токтая после него на престол должен был вступить его старший сын Ильбасар, которого поддерживала основная часть кочевых феодалов, исповедовавших шаманство. Городская феодальная аристократия, ориентированная на ислам, выдвинула кандидатуру Узбека – сына Тогрулчи, внука Менгу-Тимура, праправнука Бату-хана. Мусульманская элита Сарая сумела отстранить сторонников Ильбасара, и на трон сел Узбек. Узбек-хан – один из самых величественных ханов Золотой Орды, и период его правления был самым долгим (1312 – 1342). Именно при нем Золотая Орда достигла высшей точки своего могущества, а золотоордынская культура – пика своего развития. Это государственное объединение, довольно примитивное в начальную пору своего существования, в период правления Узбека превратилось в одно из крупнейших государств средневековой Евразии. И не зря известный нам Ибн-Баттута, много повидавший на своем веку, лично встретившись с Узбек-ханом в 1333 году, дал ему самую высокую оценку: «Он один из тех семи царей, которые величайшие и могущественные цари мира». Власть Узбека была общепризнанной и одинаково авторитетной как в центре, так и на местах. Тот же Ибн-Баттута говорит о нем как о едином и сильном правителе всего государства как Запада, так и Востока. В целом ряде сочинений арабо-персидской исторической географии XIV – XV веков Улус Джучи называется даже «Улус Узбека», «Страна Узбека», «Узбеков юрт». При Узбек-хане произошла централизация государственного управления с одновременным упорядочением органов власти в регионах, городах и кочевьях. Борьба Золотой Орды за полную независимость от Монгольской империи не только успешно завершилась, но и помогла ей стать крупнейшим государством. Золотая Орда имела сильную государственную власть, мощную армию, налаженное хозяйство, устойчивое внутреннее положение, широкие внешние связи и богатейшую культуру. О безопасности и спокойствии в этом государстве свидетельствуют его современники и очевидцы. Итальянский путешественник и купец Франческо Пеголотти в своей книге «Торговое дело», написанной в 1340 году, отметил, что путь из Таны (итальянское название города Азак в низовьях Дона) в Китай, т. е. через Золотую Орду, вполне безопасен днем и ночью. Арабский путешественник и историк Ибн-Арабшах, побывавший в Золотой Орде позднее, о периоде могущества этого государства писал следующее: «Выезжают, бывало, караваны из Хорезма и едут себе на телегах, без страха и опаски, вдоль до [самого] Крыма, а переход этот [требует] около 3 месяцев». Рост могущества Золотой Орды, бесспорно, связан с личностью его главы – Узбек-ханом, с его выдающимися организаторскими способностями и в целом большим талантом государственного и политического деятеля. О стиле его руководства в какой-то степени можно узнать из одного сообщения, которое оставил крупнейший арабский ученый-энциклопедист XIV века ал-Омари, работавший одновременно секретарем египетского султана, имевшего самые тесные связи с Золотой Ордой: «Из дел своего государства он (т. е. Узбек) обращает внимание только на сущность дел, не входя в подробности обстоятельств, и довольствуется тем, что ему доносят, но не доискивается частностей относительно взимания и расходования». Многие арабо-персидские авторы XIV – XV веков оставили об Узбек-хане самые положительные отзывы. Приведем отрывки всего из некоторых сочинений. Современник Узбека, много путешествовавший по Востоку мударрис-профессор ал-Бирзали: «Узбекхан, человек лет тридцати, отличался умом, красивою внешностью и фигурою». Арабский историк-хронист ал-Муфад-дал, живший чуть позднее: «...это молодой человек красивой наружности, отличного характера, прекрасный мусульманин, храбрый и энергичный». Арабский географ и историк рубежа XIV – XV веков, одновременно шеф полиции и главный судья при египетских султанах, позднее профессор высшего медресе в Каире ал-Айни: «Он (Узбек) был человек храбрый и отважный, религиозный и набожный, почитал правоведов, любил ученых, слушался [советов] их, доверял им, был милостив к ним, посещал шейхов и оказывал им добро». Персидский автор XV века Муин ад-дин Натанзи, который использовал для написания своего сочинения какой-то недошедший до нас источник, написанный на тюркском языке, также весьма положительно отозвался об Узбек-хане: «Он был царем крайне справедливым и благородным». Названные исторические источники процитированы не с целью идеализации Узбек-хана. Идеальных людей не бывает. К таким личностям надо относиться как к крупным государственным деятелям, которые в интересах могущества и процветания своих стран использовали в своей деятельности доступные методы управления и политической борьбы. Тот же Узбек силой подавил восстание, которое подняла верхушка кочевых феодалов при его вступлении на престол. Узбек применил достаточно жесткие методы для пресечения антиправительственных выступлений на окраинах государства в первые годы своего правления. В то же время эти меры нетрудно понять: если бы Узбек не отстранил Ильбасара и его сторонников, он был бы сам убит, ибо заговор против него с участием большого числа реакционных сил вошел уже тогда в полную силу. Вступив на престол, Узбек-хан превратил ислам в государственную религию. Вы уже знаете, что ислам был принят в Золотой Орде при Берке-хане, но он тогда еще не стал государственной, обязательной для всего населения страны религией. Это сделал Узбек-хан, притом применив силу против тех приверженцев шаманства, которые категорически отвергли мусульманство и восстали против него самого. По мнению выдающегося историка современности Л.Н.Гумилева, трудно переоценить значение этой реформы Узбека: он превратил степной мир в купеческое государство, и поволжский тюркский этнос стал мусульманским в понятии суперэтноса. «Поволжский тюркский», т. е. в основном татарско-кипчакский этнос с этого периода органически вошел в большой мусульманский мир – вот как надо это понимать. Узбек умер в возрасте 60 лет: в самом начале царствования ему было 30 и правил он также 30 лет. На отцовский трон должен был сесть Тинибек, наследник престола, но он был убит сторонниками Джанибека, другого сына Узбека. Джанибек сумел продолжить политику отца в целях сохранения могущества государства. Восточные источники и русские летописи характеризуют Джанибека как сильного правителя, связывая с его именем целый ряд мероприятий по усилению роли ислама в Золотой Орде, укреплению городов, строительству храмов, в поощрении разных наук, расширении владений государства. Так, например, в последний год своей жизни он сумел присоединить к Улусу Джучи Азербайджан, который до этого был во владениях хулагуидов. Однако это было временным явлением и вскоре Азербайджан отпал. Джанибек вернулся в Сарай больным и умер. В большинстве источников сообщается, что хан был убит в пользу его сына Бердибека; в некоторых же говорится о том, что причиной смерти Джанибека была его болезнь. Так или иначе, в 1357 году к власти пришел Бердибек, человек злой и мстительный, вызвавший недовольство во всем дворе. В 1359 году он был убит Кульной, его братом (?), претендовавшим на престол. После смерти Бердибека прервалась линия потомства Бату-хана и завершился период могущества Золотой Орды. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Tergel Опубликовано 9 августа, 2004 Поделиться Опубликовано 9 августа, 2004 Chi haanaas uuniig "shaasnaa" bichihgui bolohoor humuus chamaig uuruu iim "LAG" yum zohiochihloo gej bodood baih shigee! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 9 августа, 2004 Поделиться Опубликовано 9 августа, 2004 А как Узбек-хан стал монгольским? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Iskander Опубликовано 26 января, 2005 Поделиться Опубликовано 26 января, 2005 А как Узбек-хан стал монгольским? золотая орда это вовсе не монгольское государство а тюркское. насколко я знаю.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Sartuul Mongol Опубликовано 11 сентября, 2006 Поделиться Опубликовано 11 сентября, 2006 золотая орда это вовсе не монгольское государство а тюркское. насколко я знаю.. Altan Ordyn Ulus- Batu Khan (Russian: Баты́й) (c. 1205 - 1255) was a Mongol ruler and the founder of the Blue Horde. Batu was a son of Jochi and grandson of Genghis Khan. His Blue Horde became the Golden Horde Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 12 сентября, 2006 Поделиться Опубликовано 12 сентября, 2006 Как Узбек мог быть монголом, когда был первым узбеком и дал начало ногаям, из которых вышли татары и казахи? А вот Бату был самым настоящим монголом, его отец и дед вышли из меркитов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Шах-Бахт Опубликовано 12 сентября, 2006 Поделиться Опубликовано 12 сентября, 2006 Как Узбек мог быть монголом, когда был первым узбеком и дал начало ногаям, из которыхвышли татары и казахи? Вопрос, с одной стороны, вроде бы, и не принципиальный (Чингизиды стояли выше монголов, узбеков и прочих народностей, входивших в империю), с другой - не такой уж и простой. Например, как это Узбек, чьи предки по мужской и женской линии практически все были монгольского происхождения, вдруг оказался не монголом? И откуда вдруг он, "Батевич", стал родоначальником узбеков (правители которых были из Шибанидов), казахов (возглавлявшихся потомками Урус-хана Тукай-Тимурида), да еще и ногаев, которые вообще происходили от Едиге, не являвшегося Чингизидом? А вот Бату был самым настоящим монголом, его отец и дед вышли из меркитов. Не стал бы столь категорично следовать мнению многоуважаемого Василия, для которого и Адам, скорее всего, был меркитом :tw1: Меркитское происхождение Джучи и, тем более, Чингис-хана - не что иное как политическая спекуляция. Не думаю, что ака (старейшина) рода Борджигин мог бы стать потомок их злейших врагов меркитов Между прочим, в Монголии недавно вышла книга, которая называется "Монгольское золотоордынское государство". Это - так, информация к размышлению и повод к дальнейшей дискуссии. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 12 сентября, 2006 Поделиться Опубликовано 12 сентября, 2006 многоуважаемого Василия, Игра называется "Угадайка". Или вот еще по другому - "Маска, я тебя знаю" Увлекательно бывает иногда. Могу поделиться наблюдениями Намедни читал одну , НЕДАВНО ВЫШЕДШУЮ, книгу автора с инициалами Р.Ю., на обложке которой находится изображение главного персонажа этой книги. Автор, так скажем, с СЕВЕРО-ЗАПАДА. Это же изображение было на юзерпике одного участника форума (думаю, о его нике даже и не стоит упоминать специально - все тот же главный персонаж книги), который НЕДАВНО ЗАКОНЧИЛ свое участие в форуме, сопровадив это фразой о чем-то вроде "исполненной миссии". Ну что ж, бывает, миссии исполняются, книги выходят, ники на форуме исчезают, но ведь появляются и НОВЫЕ НИКИ. PS. Обычные инструменты форумного движка иногда выдают забавные результаты. Можно, например, проверить правильность некоторых наблюдений. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 13 сентября, 2006 Поделиться Опубликовано 13 сентября, 2006 Всем известно о том, что Екатерина Вторая была чистокровной немкой, как и многие из Романовых и ни грамма русской крови у нее не было. Однако из уважения к великому русскому этносу никто не утверждает (кроме конечно Гитлера), что она была германской императрицей. Какие политические мотивы у погибшего этноса могут быть? Разве что, найти могилу Культукан- мергена и написать, здесь похоронен последний из меркитов... Когда заявляют, что Чингис был русским, японцем, китайцем, а теперь и евреем, никто не сердится, только смеются. А когда говорят, что он мог быть сыном мужа Ожелуна, все жутко сердятся, начинают кричать какая жуткая Идея! Что правда в глаза колит да? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Шах-Бахт Опубликовано 13 сентября, 2006 Поделиться Опубликовано 13 сентября, 2006 Когда заявляют, что Чингис был русским, японцем, китайцем, а теперь и евреем, никто несердится, только смеются. А когда говорят, что он мог быть сыном мужа Ожелуна, все жутко сердятся, начинают кричать какая жуткая Идея! Что правда в глаза колит да? Коллега, согласитесь, что это все - на уровне эмоций. А если обратиться к фактам, то увидим следующее: 1. Кроме Чингис-хана на монгольский престол в свое время претендовали еще несколько представителей рода Кият: Сача-бэки, Алтан, Хучар, которые, вроде как, бесспорные потомки Хабул-хана. Но все они признали и одобрили избрание Тэмуджина - следовательно, он был своим среди них. 2. По поводу Джучи. У Чингис-хана, кроме Джучи, было как минимум еще четыре сына (в происхождении которых не было никаких сомнений), оставивших потомство - Чагатай, Угедэй, Тулуй и Кулькан. Почему правителем западного крыла империи стал именно Джучи. Допустим даже (с натяжкой), что Чингис-хан усыновил Джучи, однако в отношении других своих приемных детей он не допускал такой щедрости - выделить в удел практически половину империи! Да и Бату неоднократно предлагали ханский трон; как-то не в обычае Чингизидов было отказываться от власти в пользу чужаков (вспомним, хотя бы, судьбу узурпаторов - Ток-Буги в Золотой Орде, Тогона и Эсена в Монголии). Так что насчет правды - это Вы "немного" погорячились :oz1: Кстати (в несколько философском духе ), в диалоге у каждого участника может быть своя правда - та, которая ему наиболее выгодна на данном этапе по каким-либо мотивам. Избрав какую-то линию, любой может даже установленные факты попытаться подогнать под свою концепцию. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 13 сентября, 2006 Поделиться Опубликовано 13 сентября, 2006 2 Ар Ну будет книга про Мухаммеда-Шейбани, чем плохо? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 13 сентября, 2006 Поделиться Опубликовано 13 сентября, 2006 Ну будет книга про Мухаммеда-Шейбани, чем плохо? Разве я где-то сказал про плохое? Больше книг, хороших и разных! И ников тоже. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 14 сентября, 2006 Admin Поделиться Опубликовано 14 сентября, 2006 Ар - я тоже не понял, к чему Вы написали все это. Каждый волен брать себе любой ник, имена, кстати, уже меняли некоторые авторитетные участники форума. Если меняют, значит так надо. А книга мне понравилась (купил ее вчера, осталось дочитать примерно половину). Автору большой респект )) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ilyas Xan Astraxanski Опубликовано 14 сентября, 2006 Поделиться Опубликовано 14 сентября, 2006 Тули-хан родился во время отсутствия Чингисхана. Вот почему Джучиды и Тулиды дружили против Домов Угедея и Чагатая Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Шах-Бахт Опубликовано 14 сентября, 2006 Поделиться Опубликовано 14 сентября, 2006 Тули-хан родился во время отсутствия Чингисхана. Если каждую сплетню принимать за непреложный факт, то Чингизидов тогда вообще не останется! Например, вот анекдот про Хубилая: "Когда родился Хубилай, дед его Чингис-хан, взглянув на него, сказал: "Все наши дети рыжие, а этот черномазый. Может, похож на своих дядей?" Он явно намекал на то, не нагуляла ли невестка внука". Стало быть, все правители Монголии после Хубилая - уже не Чингизиды. Основатель династии кашгарских Чагатаидов Тоглук-Тимур до своего воцарения, якобы, считался сыном одного из местных эмиров, и только когда его решили возвести на трон, "оказалось", что папу-эмира женили на беременной вдове одного из сыновей Дува-хана. Значит, и Моголистаном в течение трех с половиной веков правили не Чингизиды? Вот почему Джучиды и Тулиды дружили против Домов Угедея и Чагатая Слишком просто все получается! У Берке (Джучида) с Хулагу (Тулуидом) была такая уж большая дружба? Или, скажем, Менгу-Тимур (Джучид) выступал совместно с Хайду (Угедэидом) против Барака (Чагатаида), а затем и Хубилая (Тулуида). Отсюда мораль: с кем и против кого дружить определяло не происхождение, а сиюминутная политическая выгода. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 14 сентября, 2006 Поделиться Опубликовано 14 сентября, 2006 Ар - я тоже не понял, к чему Вы написали все это. Да шутка это была, шутка. Вроде реплики в зал. Навеяна фразой про безвременно покинувшего форум Василия. И потом , интересно же проверить мелькнувшую догадку-предположение. А книга, действительно, хорошА. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 14 сентября, 2006 Поделиться Опубликовано 14 сентября, 2006 Например, вот анекдот про Хубилая: "Когда родился Хубилай, дед его Чингис-хан, взглянув на него, сказал: "Все наши дети рыжие, а этот черномазый. Может, похож на своих дядей?" Он явно намекал на то, не нагуляла ли невестка внука". Стало быть, все правители Монголии после Хубилая - уже не Чингизиды. И откуда это рыжеватость? Ведь для монголов оно не характерно А ведь рыжие в роду киятов появились с появления Есугея, отсюда и борджигины - синеокие. Между тем в материалах саянтуйской культуры и даже усть талькинской имеются отдельные экземпляры совершенно европеидные, так называемые рыжие шаманы похороненные с богатым вооружением. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 15 сентября, 2006 Модераторы Поделиться Опубликовано 15 сентября, 2006 Если каждую сплетню принимать за непреложный факт, то Чингизидов тогда вообще не останется! Например, вот анекдот про Хубилая: "Когда родился Хубилай, дед его Чингис-хан, взглянув на него, сказал: "Все наши дети рыжие, а этот черномазый. Может, похож на своих дядей?" Он явно намекал на то, не нагуляла ли невестка внука". Стало быть, все правители Монголии после Хубилая - уже не Чингизиды. mojet skazanno otnositsa k dydyam po materinskoi linii kotorye kereity. kereity chernie a borjigini ryjie. mojet tak postavim vopros? u RAD-a kak doslovno pishetsa? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 15 сентября, 2006 Поделиться Опубликовано 15 сентября, 2006 И откуда это рыжеватость? Ведь для монголов оно не характерно рыжеватость у монголов вещь достаточно распространенная. ген рыжеватости какой-то бродячий имеется в монгольской популяции. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 17 сентября, 2006 Поделиться Опубликовано 17 сентября, 2006 Фраза о злополучном меркитском плене в устах Угэдэя отнюдь не означает, что Жочи не мог быть сыном мудрого Чынгыса. РАД говорит о том, что младого Темучина, все таки схватили злодеи меркиты и угнали вместе со всем семейством. Где он пребывал некоторое племя, но его убивать никто там не стал! Т.е. вопреки расхожему мнению нынешних историков, не были борджигины и меркиты кровными врагами, а родными братьями, постольку одни родились у других, в рез-те брака умыканием. Т.е. Жочи родился у Темучина в меркитском лагере, где на целостность и сохранность невесты сына одного из своих вождей никто не мог покушаться! Политика всегда имеется в исторических спорах, думаете, что текст Сокровенного Сказания не был продиктован в 17 веке политическими или этническими мотивами? Не была Огул-Гаймиш невеста из меркитского плена чужеродной в доме Борджигинов, более того была Верховной ханшой. То же самое можно сказать про Дораганэ – жена то ли партизана Худу (уничтожившего больше монгольских воинов, чем все русские богатыри, вместе взятые), то ли вождя восстания Тайр-Усуна и его сына Куйука. Не была чужой в доме Чынгыса и Кулан-хатун, уж он любил ее больше других своих жен! Вот таковы были политические реалии того времени. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Barsil Опубликовано 16 марта, 2007 Поделиться Опубликовано 16 марта, 2007 Пусть даже Узбек-хан трижды монгол, что это меняет. Если этот монгол по крови родился, вырос и правил в стране с тюркским населением, разговаривал на тюркском, стал мусульманином о каком его монгольстве может быть речь. Да и имя у него не монгольское. Правда не удивлюсь если монгольские братья начнут искать в его имени монгольские корни и будут называть его каким нибудь Ооузбаак хааном. И вообще зачем эти хааны, Баату и т.д. Мы здесь вроде на русском общаемся а не на монгольском. Я тоже могу писать здесь растягивая слова на бакинский манер. Но это будет выглядеть глупо. Уважаемые, преемник Хомейни, духовный лидер Ирана, фактически глава государства аятолла Хаменеи - азербайджанский тюрок, но это не значит что сегодняшний Иран это тюркское государство, даже при том что в Иране чуть ли не пол населения тюрки. Или Сталин был грузином, при этом СССР грузинским гос-вом не назовешь и врядли грузины кичатся его происхождением. И таких примеров много. Я не сторонник всяких дискуссий о происхождении тех или иных великих властителей. Тем более чингизидов. Чингизхан ( а не какойто хаан или хааааан) монгол или тюрок. Не имеет значения. Он и его потомки оставили след в истории тюркских народов. Это важно. У меня возникает такой вот вопрос: почему у многих чингизидов даже первого поколения, и не только чингизидов, но и их окружающих монголов (вроде таковыми их считают многие) встречаются тюркские имена. Тогрул, Огулкаймыш и т.д. Опять таки не хочу утверждать что они все были тюрками. Вопрос не к псевдо-патриотам, которые будут искать например в имени Мухаммед монгольские корни, а в Мао Цзедуне тюркские. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 23 октября, 2007 Поделиться Опубликовано 23 октября, 2007 Узбек был ключевым ханом Золотой Орды. После него поменялось все устройство золотой орды, о престолонаследия до внутреннего устройства Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 16 декабря, 2011 Поделиться Опубликовано 16 декабря, 2011 Узбек-хан проблема прихода к власти http://www.proza.ru/2011/12/16/448 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat Опубликовано 16 декабря, 2011 Поделиться Опубликовано 16 декабря, 2011 Спасибо, интересная статья. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 8 апреля, 2012 Поделиться Опубликовано 8 апреля, 2012 Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Узбек — хан Золотой Орды, занял ханский престол после смерти своего дяди Тохты в 1313 г. На время царствования Узбек приходятся наиболее кровавые эпизоды из борьбы тверских князей с московскими. Первое столкновение Михаила Тверского с Юрием Московским кончилось победой Михаила; Юрию удалось приобрести расположение Узбек, особенно после того, как он женился на его сестре Кончаке, в крещении Агафии. Междоусобная война между Юрием и Михаилом из-за Новгорода была благоприятна для Михаила: он разбил Юрия и захватил в плен его жену. Неожиданная смерть Кончаки дала повод Юрию обвинить перед Узбек Михаила в отравлении ее. Михаил был вызван в Орду и здесь, вследствие ненависти к нему приближенного Узбек, Кавгадыя, был убит по приказанию Узбек. Сын Михаила Александр возобновил борьбу с Иваном Калитой. Известный случай с ханским послом Шевкалом (Чол-хан), который был со своим отрядом убит в Твери, погубил Александра. Узбек очень рассердился, узнав о гибели Шевкала, и решил наказать дерзкого князя. Калита воспользовался этим, приехал к Узбек, получил татарский отряд и приказ разорить Тверь, что он и сделал. Александр, спасаясь от гнева Узбек, бежал в Литву. В 1337 г. он сам явился к Узбек и просил помилования. Узбек понравилась мужественная речь князя, и он его простил; но 29 октября 1339 г., по наущению Калиты, Александр с сыном был все же казнен Узбек мучительною смертью. В 1340 г. Узбек послал войско на смоленского князя Ивана Алекс., который не хотел платить Узбек дани, и разорил Смоленскую землю. В этом же 1340 г. Узбек умер. В продолжение своего 27-летнего царствования Узбек много содействовал, сам того не замечая, усилению Москвы и таким образом подготовлял сильного врага Золотой Орде. По примеру своих предшественников, Узбек не только не преследовал православное духовенство, но сохранил за ним все льготы, данные первыми ханами и подтвержденные известным ярлыком Менгу-Темира. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться