Перейти к содержанию
Гость Vadim Wiarenicz-Stachowski

Польско-Литовские татары

Рекомендуемые сообщения

Гость Vadim Wiarenicz-Stachowski

Здравствуйте!

Несолько месяцев назад, интересуясь генеалогией ордынской знати, я приобрел в интернет-магазине книгу Станислава Дзядулевича "Гербы татарских родов в Польше" (Stanislaw Dziadulewicz "Herbarz Rodzin Tatarskich w Polsce", Wilno 1929), классический труд по генеалогии татарских фамилий нп территории Польшы и бывшего ВКЛ (к слову, это основной труд, которым пользовался С.Думин при написании своих статей по генеалогии литовско-татарских кнаязей). Несмотря на титанический объем переработаных первоисточников (юридических актов, метрик, решений сейма, королевских привилеев, шляхетских выводов) и уникальные знания в области геральдики, меня неприятно поразило некритическое отношение к татарским родословным легендам, а также ошибки, вызваные непониманием автором родового-кланового устройства татар. Возможно это можно объяснить тем, что автор не был тюркологом. В частности, можно согласится с выводом Дзядулевича, о том что организация татарской, или, если хотите тюркской, аристократии в Литве и Польше следовала четкому принципу. На самом верху стояли чингизиды, носившие титул "царевич",а именно "царевичи Острынские" (потомки хана Золотой Орды Шейх Ахмада) и "царевичи Порынские" (наиболее вероятно, потомки крымского Хаджи-Гирея). Второе место занимали "уланы" Ассанчуковичи (от них происходят княжеские фамилии Абдзевичи, Альдукевичи, Ахматовичи, Халецкие, Чугаевичи, Чимбаевичи, Демидковские, Ильяшевичи, Хасеневичи, Йозефовичи, Корицкие, Лостайские, Малучицкие, Мочинские, Мисаковы, Нурулловичи, Романовские, Рудзиевичи, Ризвановичи, Шабановичи, Шагуневичи, Шемешовы, Улановы, Волкачовы-Каецинские, Засульские и Ждановичи), которым подчинялась особая "уланская хоругвь".

Остальные места в иерархии занимали князья "мурзы" Найманы-Петровичи, Ширин-Маликбашичи, Багринские, Ялоиры, Юшенские, Альшинские и несметное множество семейств других "мурз" и князей попроще, входящие в хорунжество Юшинское, Найманское (или Наймано-тупирское), Ялоирское, Кондратское (Кунгратское) и Барынское.

Опираясь на свои поверхностные знания о структуре аристократии Золотой Орды и пост-ордынских государств, я пришел к выводу, что организация польско-литовских татар укладывется в рамки общей картины. Действительно, нетрудно провести аналогии мкжду "царевичами" и "султанами", "уланами" и "огланами", "мурзами" и "эмирами/мирзами", "князьями" и "беком". Кроме того, можно попытатся увидеть в названиях хоругвей названия родов и кланов, универсальных для всех постордынских государст - а именно, роды Найман,Ширин,Барын(Барин,Баарын), Ялоир (Джалаир,Ялойр,Жалойр), Кунграт(Конрат,Кунгурат,Конгурат, Конурат), Юшин(,Хушин, возможно Уйшин). Если принять во внимание гипотезу Исхакова-Шамильоглу об универсальности инситута "карачей беев" в пост-золотоордынских государствах (Казани, Касимов, Крым), то возможно где-то в недрах иерархии литовских татар прячется институт, близкий к институту "карачея".

Дзядулевич, будучи добросовестным генеалогом, довольно пунктуально описывает генеалогию татарских князей с момента их появления в Литве, причем автор часто интуитивно, или ссылаясь на сомнительные источники (например, работу кн.Туган-Барановского), пытается определить их этническое происходение, которое у него, невзирая на всю пестроту палитру тюркского мира, сводится к четырем типам - "крымчаки", "ногаи", "заволжанцы" и "татары", причем при описаними предков кн.Туган-Барановских, к татарам он почему-то причисляет и жителей Дагестана. Ничего не зная о родовых делениях тюрков, автор считает причисление того или иного нововыходца из степи к той или иной хоругви произвольным, что представляется мне заблуждением. Безусловно, в те времена знание своего "шежире" для степняка было намного более важным определения свеого места в общества, чем сейчас. Разумеется, что каждый татарин, выезжавщий на Литву знал своих предков, и именно этим объясняется, почему живующие на территории Польши уже в течении несколько поколений татары, получив от нововыходца информацию о его роде, клане, семье и предках, ручались за свою "братью" головой перед королем, и тем самым, подтверждали его благородное происхождение и включали его в хоругвь, сответствующую его роду.

Еще одна несуразица - при описании княжеских родов Найман-Петровичей и родов из клана Ялоир, Дзядулевич отождествляет родовое имя с именем первопредка. Например, по его мнению, Петровичи, происходят от Найман-бека, будто бы живщего в начале XV века и участвовавщего вместе с сыном Тохтамыша,Джелал-ад-дино в Грюнвальдской битве 1415 года с Тевтонским орденом. И будто-бы в честь этого Наймана, весь род называется Найман. Примерно тоже самое написано в отношении Юшинов (хотя название хушин было упомянуто Рашид-ад-дином за сто лет до предпологаемого существования мифического Юшин-бека).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Вадим,

то, что Вы пишете про иерархию татар в Речи Посполитой, очень интересно. В свое время у меня была мысль проверить, влияло ли как-нибудь происхождение служилых татарских аристократов на их карьеру и статус в России (правда, потом меня увлекли другие проблемы, и эту тему я забросил). Получалось, что в 16 в. "цари" и потомки "царей" вроде бы имели примущества при получении военных и административных постов перед менее знатными соплеменниками. В языке того времени эта совокупность преимуществ называлась "честью" (не путать с польским "гонором"! :) ). Но в чистом виде местничества, как это было у русской знати, кажется, все же не просматривалось. Эта русская знать без особой охоты допускала в свои ряды выходцев из татарских ханств. А в 17 в., после Смуты, память о татарских предках уже в карьере не учитывалась. В дворцовых разрядах изложен спор князя Шереметева с князем Урусовым (ногайского происхождения). Шереметев вопил про Урусовых и Сулешевых (которые из Крыма): "Это крымские роды в Московском государстве, отечество их неведомо, кто больше или меньше!"

Судя по вашей информации, если в Польско-Литовском государстве соблюдалась внутритатарская иерархия, то имеет смысл искать ее и у российских служилых татар.

Когда-то я смотрел книги Собчака и Тышкевича (Sobczak J. Polozenie prawne ludnosci tatarskiej w Wielikim Ksiestwie Litewskim. Warszawa, Poznan, 1984; Tyszkiewicz J. Tatarzy na Litwie i w Polsce. Studia zdziejow XIII-XVIII w. Warszawa, 1989). Там подробно говорится об этой иерархии. Тюркские титулы и названия татарских племен восстанавливаются этими авторами именно так, как Вы предполагаете:

а именно, роды Найман,Ширин,Барын(Барин,Баарын), Ялоир (Джалаир,Ялойр,Жалойр), Кунграт(Конрат,Кунгурат,Конгурат, Конурат), Уйшин(Юшин,Уйсин).

(кстати, Юшин - это скорее всего именно уйшуны (юшуны), а не хушины)

И еще в 1995 г. в Казани вышла популярная книжка Я.Гришина "Польско-литовские татары (наследники Золотой Орды)" - на основе польских исследований.

Что касается института четырех карачей, то Юлай Шамильоглу спроецировал его на позднюю Золотую Орду и Касимовское царство. С этим в целом можно согласиться. Но попытки Дамира Исхакова отыскать четырех крачей во всех прочих татарских юртах пока не имеют надежной документальной основы и основываются главным образом на умозрительных заключениях. А вообще приоритет здесь принадлежит, насколько я в курсе историографии, А. Зеки Велиди Тогану(Cingiz, Mogollar ve Turkler. Istanbul, 1941; Umumi Turk Tarihine Giris. Istanbul, 1946). Но он считал присутствие четырех главных князей при верховном правителе особенностью тюркской государственности в целом. А конкретно о карачи-беках в поздних татарских ханствах впервые, кажется, у В.В.Вельяминова-Зернова ("Исследование о касимовских царях", т.2).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что касается института четырех карачей, то Юлай Шамильоглу спроецировал его на позднюю Золотую Орду и Касимовское царство.

Если я не ошибаюсь, Шамильоглу в своей статье про карачи-беев цитирует и источник о существовании этого института и в Крымском ханстве? ;)

А вообще приоритет здесь принадлежит, насколько я в курсе историографии, А. Зеки Велиди Тогану(Cingiz, Mogollar ve Turkler. Istanbul, 1941; Umumi Turk Tarihine Giris. Istanbul, 1946). Но он считал присутствие четырех главных князей при верховном правителе особенностью тюркской государственности в целом.

Получается, что это - именно тюркское наследие: ведь ни в монгольской империи, ни в государоствах восточных Чингизидов какрачи-беев или аналогов им, кажется, не существовало. :unsure:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Vadim Wiarenicz-Stachowski

интересно, что эти самые крымские карачеи назвали в одном из писем к королю Михаил Глинского"своей братией", хотя тот, если был реальным потомком Мамая, должен бы относится к кыйятам, а не к аргынам, кыпчакам, барынам,ширинам или сиджиутам.

И вообще - каково ваше мнение о происхождении Мамая?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчёт карачи-беев, в восточной монголии имеется довольно большой аймак "харчин". Они первыми сдались маньчжурцам и верно им служили, ихние ноёоны получили больше наград или зарплаты от маньчжурской власти чем остальные монголы.

Некоторые связывают этих "харчин"-цев с тюркскими "карачи"-ами которого я считаю не безобоснованным.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Vadim Wiarenicz-Stachowski

отрывок из статьи Юлая Шамильоглу:

The Umdet ul-ahbar is notable for offering information on individuals connected with the major socio-political units ("ruling tribes") of the Golden Horde on which the traditional sources for the earlier period are usually silent. One account relating to the first half of the 13th century describes how Batu sent siban with 30,000 soldiers and Bor Altay of the Taraqli Qiyat as his ataliq against Mankup in the Crimea:

In the province of the Crimea there were all sorts of different peoples, but most of them were Genoese infidels, and from among the Tatars there were also some people called the As. These soldiers attacked the fortress called Mankup, but the aforementioned fortress was very strong. Since it was (situated) on very steep mountains and its conquest was not an easy matter, they entered it by ruse. He ordered that each of the soldiers should take two stirrups in his hands apiece and begin beating them together. Such a frightful clamor issued forth that those who heard it were amazed. They did not cease this tumult for a whole month and they refrained from fighting. The infidels of the fortress heard this melodic noise and they were ready to neglect the defense and protection of the ramparts of the fortress. Following this manner of deception, with the rest of his troops not stopping their clamor, he selected four-five thousand brave and courageous young men and appointed Bor Altay bey as commander-in-chief. In the middle of the night they advanced well concealed. The As infidels were surprised and did not find a place of refuge, and the fortress was captured, they say.

This is just one example in which an individual is described as having a specific tribal affiliation, and there are other references to individuals connected with the Qangli, the Sicivut, and especially the Qiyat. In another example, the 14th-century figure Mamay is called the nephew of Qiyat Astay bey of the right flank.

Если сопоставить эту информацию с выводами известного историка Юдина и считать Астая и Исатая одним лицом, то:

"По “Чингиз-наме”, Токтага, ставший ханом после Мунк-Тимур-хана, внука Саин-хана (Бату), перебил всех сыновей и других потомков Саин-хана мужского пола, в том числе и своего младшего брата Тогрула, из страха, что они после его смерти начнут борьбу за “трон Саина” с его старшим сыном Эль-Басаром. Однако Токтага сам пережил Эль-Басара. Таким образом, линия потомков Бату пресекалась, и ханство должно было перейти к кому-то из потомков других сыновей Джучи. Это не давало Токтаге покоя. Но Келин-Байалин, вдова Тогрула, ставшая по левирату женой Токтаги, призналась ему, что у нее от Тогрула есть сын, [84] которого она, опасаясь Токтаги, отправила в Черкесские горы. Это был будущий хан Золотой Орды Узбек, которому в то время исполнилось 14 лет. Обрадованный Токтага щедро одарил Келин-Байалин и немедленно отправил за юношей 40000 человек во главе с Кыйатом Исатаем и Сиджутом Алатаем. Однако, когда те возвращались с Узбеком, Токтага скончался. Власть в Сарае захватил аталык Токтаги Баджир Ток-Буга из племени уйгур. Племя это состояло из многочисленных и сильных подразделений.

Баджир Ток-Буга провозгласил себя ханом, хотя и был “черным человеком”, т. е. простолюдином, нечингизидом. Узбек и его сопровождающие узнали об этом. Они послали гонца к Баджир Ток-Буге с изъявлением покорности, сами же искали способ устранить его. Баджир Ток-Буга, в свою очередь, также отправил к ним гонца с посланием, в котором объяснял свое поведение лишь стремлением оградить престол от посягательств других претендентов и заверял, что провозгласит Узбека ханом сразу же по прибытии его в ставку. Но это было ложью — он замыслил, заманив Узбека, убить его 1.

Об истинном намерении Баджира Ток-Буги некто по имени Сангу-сун предупредил Исатая. Узбек и его спутники приняли меры и сумели уничтожить “узурпатора”. Узбека подняли ханом, и “воссел он на трон” 2. Произошло это в 1313 г.

В благодарность за верность Узбек-хан отдал “в кошун черному человеку” Кыйату Исатаю всех потомков 17 сыновей Джучи, рожденных не матерью Бату и Иджана, а другими женщинами, со всеми их нукерами и прочими людьми. Это было жестокой местью Узбек-хана Дхучидам, “уронившим свою честь” подчинением власти простолюдина-нечингизида Баджир Ток-Буги 3. Эта внешне очень эффектная акция преследовала и прозаическую, но гораздо более важную, чем наказание, цель — устранение реальных соперников, законных претендентов на ханскую власть. Награжден за службу был и Сиджут Алатай, ему Узбек-хан пожаловал эль, состоявший из племени минг 4.

Исатай забрал всех отданных ему Джучидов, сделав исключение лишь для Шайбанидов. Последних он освободил и предоставил самим себе в юрте, в свое время определенном Саин (Бату)-ханом для Шайбана около озера Ак-Куль 5. Одновременно Исатай предоставил им двусоставный эль, в который входили племена карлык и буйрак. Причиной такого особого отношения к Шайбанидам было то, что они являлись потомками “богатыря Шайбана”, 5-го сына Джучи, который удостоился милостей Чингизхана. Забегая вперед скажем, что эти обстоятельства, плюс то, что после пресечения линии Бату (со смертью Бердибек-хана, внука Узбек-хана) на троне Сарая утвердился Хызр-хан, сын Мангку-тая, потомок Шайбана, служили основанием для Шайбанидов утверждать [85] свое превосходство над потомками Тука-Тимура, 13-го сына Джучи 6.

После смерти Бердибек-хана в 1360 г. на “трон Саина” претендовали Шайбаниды и Тукатимуриды. Приведенные выше доводы служили обоснованием “права” Шайбанидов на верховную власть в Золотой Орде. Они отстаивали это право в борьбе с Тукатимуридами Тимур-Кутлы (Тимур-Кутлук), Урус-ханом и Тохтамышем, основавшими династии, правившие в Казани, Астрахани, Восточном Дашт-и Кыпчаке. Другая линия Тукатимуридов утвердилась в Крыму (Гирей).

Передача Джучидов под власть Исатая имела важные последствия.

В период правления Бердибек-хана (1357—1360) на Джучидов вновь обрушились репрессии. Бердибек истреблял родичей и сыновей, опасаясь с их стороны покушений на его положение верховного хана Золотой Орды. Делал он это якобы по наущению своего аталыка Тулу-бая, предводителя могущественного племени канглы. Тулубай же наущал Бердибека, снедаемый жаждой мести: сын Тулубая во времена Джанибек-хана (1340—1357) разбойничал и был за это убит. По этой причине Тулубай желал погибели роду Бату. Массовые репрессии привели к смутам. В результате Кыйат Мамай увел правое крыло узбеков в Крым, а Кыйат Тенгиз-Буга—левое крыло на реку Сыр (Сырдарью). Бердибек остался в Сарае. Через 3 года он умер 7.

Тенгиз-Буга был сыном Джир-Кутлу, о чем в “Чингиз-наме” упоминается в нескольких местах. Ничего более о Джир-Кутлу “Чингиз-наме” не сообщает. Известия о нем есть, однако, в “Джами' ат-таварих” Кадыр-Али-бия джалаира: “После того как Джани [бек]-хан скончался, все разбрелись кто куда... В ту же смуту Урус-хан со своим войском ушел к Ала-Тагу. В то время после Джанибек-хана над всем улусом [левого крыла] бием был Джир-Кутлу, сын Кыйата Исатая. Урус-хан убил Джир-Кутлу. Все признали старшинство Урус-хана” 8.

В одном месте в “Чингиз-наме” Тенгиз-Буга назван сыном Кыйата Исатая 9. Но следует иметь в виду, что в тюркских языках слово орул “сын” употребляется и в значении “потомок”. Упоминается это в связи с тем, что все Джучиды — потомки семнадцати сыновей Джучи после смерти Исатая на том же положении кошуна перешли к Тенгиз-Буге.

Как же использовал этих огланов-Джучидов Тенгиз-Буга? Он жестоко истязал и унижал их. А когда решил возвести мавзолей над могилой отца своего Джир-Кутлу, то всю работу поручил им: они делали и подносили кирпичи, носили воду. Много мук приняли эти Джучиды, раны покрыли их тела. На долю их выпали и другие тяготы и унижения 10.

Огланы-Шайбаниды, которые по воле Кыйата Исатая избежали тяжкой участи остальных Джучидов, превращенных по существу в [86] подневольных людей биев племени кыйат, даже гордились тем, что они, как сообщает “Чингиз-наме”, “не участвовали в строительстве мавзолея Джир-Кутлу” 11.

Каторжной жизни Джучидов на строительстве мавзолея конец пришел внезапно зимой 1360 г. Получив известие о смерти Бердибек-хана, Кыйат Тенгиз-Буга решил захватить власть в Восточном Дашт-и Кыпчаке, провозгласив подставного хана из числа подвластных ему Джучидов. Выбор его пал на Кара-Ногая. Остальных Джучидов ожидала смерть. Однако намерения Тенгиз-Буги были раскрыты, и он был убит" 

то получится, что Мамай и Джир-Кутлу были двоюродными братьями. Хронологически это вполне возможно, так как Мамай появляется в 1361, а Урус-хан, убивший Джир-Кутлу, жил до 70ых годов XIV века.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И вообще - каково ваше мнение о происхождении Мамая?

Помимо общепринятого отнесения Мамая к кийатам встретил еще одну интересную версию. А. П. Григорьев, исследуя ханские ярлыки и сопутствующие им документы, высказывает интересное предположение, что амай мог быть представителем рода кунграт, племянником улуг-бека Могул-Буги, а также и Тайдулы - супруги хана Джанибека. Конечно, гипотеза, но имеющая некоторое под собой основание - содержание вышеупомянутых документов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Vadim Wiarenicz-Stachowski
Помимо общепринятого отнесения Мамая к кийатам встретил еще одну интересную версию. А. П. Григорьев, исследуя ханские ярлыки и сопутствующие им документы, высказывает интересное предположение, что амай мог быть представителем рода кунграт, племянником улуг-бека Могул-Буги, а также и Тайдулы - супруги хана Джанибека. Конечно, гипотеза, но имеющая некоторое под собой основание - содержание вышеупомянутых документов.

Бату, спасибо за информацию. Интересно, что господин Исхаков тоже относит Исатая, которого Утемиш ходжа и Кадыр Али Джалаир прямо называют кийятом, к конгуратам. Разумеется, к этому же уругу он относит и брата Исатая,Тоглу-Бугу , сына последнего, знаменитого Кутлу-Бугу, также сына Исатая -Азамата, сына последнего Сальчея "хаджитарханского князя". Все это он делает, только на том основании, что у Исатая источники упомниают племянника Алибека, которого он почему-то отождествляет с кунгуратом Алибеком, эмиром Тохтамыша.

Я согласен, что все вышеперечисленные люди, за исключением последнего, родственники между собой - и к ним еще можно добавить "сарай-эмира" Сарай-буку, посла в Иран Ак-бугу (в первоисточнике, он прямо назван кииятом) и "инаков" Могул-бука и Кутлу-бука с сыновьями по имени Ильяш.Но вышли они из Кийятов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Vadim Wiarenicz-Stachowski
Интересно, что господин Исхаков тоже относит Исатая, которого Утемиш ходжа и Кадыр Али Джалаир прямо называют кийятом, к конгуратам.

Автор "Шейбани-наме" упоминает о сподвижнике Абулхайр хана узбекского, Бузанджире, потомке Исабека кийата.

За 40 лет до этого в составе военачальников, посланных Тохтамышым против Тимура, упоминается некто Урусчак "кият". Не его ли сын Сарай упоминается в рассказе русской летописи об "Эдигеевой рати"

Бучак - цесаревич, Тегриберди - цесаревич, Алтамырь - цесаревич, Булат - цесаревич, князь великий Едигей, князь Махмет, Исупа Сюлюменева сын, князь Тегиня, Шихов сын,
[B]князь Сарай, Урусахов сын[/B]

, князь Обрягим, Темирязев сын, князь Якшибей, Едигеев сын, князь Сентилибей, князь Бурлак, князь Ериклибердей.

Отметьте, что вместе с ним упоминается Ширин-Тегиня, приемник влияния Идигу мангыта на ханские дела, сын Урек-Тимура(названного в фамильной ширинской хронике Рукетимуром) и сестры Тохтамыша.Этот Тегин или "эмир Дегне" показан у Дзядулевича предком князей Ширинских.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И все-таки не видно никаких карачи-беков в Золотой Орде. Действительно, при ордынских ханах в 1 половине 14 в. были главные беки (иногда 4), но четыреклановой структуры при всем желании нельзя увидеть. При дворе образовывались родственные клики, которые оттесняли соперников. Если считать с середины 14 в., то это последовательно: канглы (Тулубай), кияты (Мамай), барыны с кунгратами (Али), мангыты (Эдиге), возможно ширины (Текина), опять мангыты (сыновья Эдиге). Характерно, что сведения об этих племенных кликах появляются только с началом кризиса.

Появление в Крыму и Касимове четырех карачи-беков как предводителей кланов, возможно, было вызвано деградацией ордынской государственности, когда оживали архаичные формы, и происходило возвращение к ранним формам организации власти.

Кстати, первенство ширинского бека в Касимовском царстве может говорить о копировании этой структуры из Крыма, т.к. нигде больше ширины не занимали главенствующего места.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Vadim Wiarenicz-Stachowski
И все-таки не видно никаких карачи-беков в Золотой Орде...

Кстати, первенство ширинского бека в Касимовском царстве может говорить о копировании этой структуры из Крыма, т.к. нигде больше ширины не занимали главенствующего места.

насчет карача-беков согласен, а вот в Казани, если верить Исхаков, род Ширин тоже вроде занимал ведущее место. Вообще-то, если верить крымским хроникам, четырехчленная структура и ядро родов карачеев (Ширин,барын, Аргын, Кыпчак) окончательно сформировался при Тохтамыше, которому служили ему. Думаю, что многие правители пост-ордынских государств усматривали в Тохтамыше архетип идеального правителя и стремились возродить его традиции.

У меня вот какой вопрос - существуют ли какие-нибудь сертезные исследования по генеалогии ордынской и постордынской знати?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

в Казани, если верить Исхаков, род Ширин тоже вроде занимал ведущее место.

Да, есть упоминание о ширинском главном беке Утеше в начале 16 в. Кроме этого, вроде бы нет никаких данных о какой-то выдающейся роли этого эля в Казани.

если верить крымским хроникам, четырехчленная структура и ядро родов карачеев (Ширин,барын, Аргын, Кыпчак) окончательно сформировался при Тохтамыше, которому служили ему.

Не помню такого в крымских хрониках (может быть, у Абд ал-Гаффара Кырыми? :huh: ). Есть известная фраза у Утемиш-хаджи о четырех этих племенах как "давних, со времен предков, элях Тохтамыш-хана". Но само по себе это высказывание лишь свидетельствует о том, что четыре эля принадлежали семье Тохтамыша, находились в ее удельном владении. Никакого особого, повышенного статуса будущих карачи-беков здесь пока не просматривается.

И еще остается вопрос, на который пока нет ответа в источниках: откуда взялись ширины B) (со своим странным персидским названием)? Восточные и русские хронисты не упоминают их до конца 14 века

Думаю, что многие правители пост-ордынских государств усматривали в Тохтамыше архетип идеального правителя и стремились возродить его традиции.

Вообще-то если вспомнить разные тексты 15-17 вв., то идеалом скорее представлялась эпоха Джанибека б.Узбека. Но здесь Вы подошли к очень важной мысли :rolleyes: Если допустить, что карачи сформировались из племенного окружения Тохтамыша, то можно предположить, что по примеру этого хана его потомки пытались опираться на те же самые племена и наделяли их главных беков высоким рангом карачей. Тогда теоретически можно допустить существование этой структуры в ханствах, где царствовали Тохтамышевичи (Крым, Касимов [Нур-Девлет, Сатылган, Джанай], Астрахань, Большая Орда). Главный оплот здесь, конечно, Крым - "Тахтамышев царев юрт" в терминологии средневековых текстов. Следовательно, Казанский, Сибирский, Мангытский и Узбекский (в Казахстане) юрты отсюда исключаются.

Но это опять же теоретически. Во-первых, насчет Астрахани и Большой Орды все-таки нет информации, что там четверка карачей представляла собой постоянный и заметный институт. Во-вторых, комбинация племен в этой четверке могла меняться, прежде всего благодаря сиджиутам и вездесущим мангытам :ph34r:

существуют ли какие-нибудь сертезные исследования по генеалогии ордынской и постордынской знати?

Только что в Москве переиздан справочник С.Лэн-Пуля "Мусульманские династии" с поправкаим Бартольда. А вообще обычно опираются на большую, паукообразную генеалогическую схему, приложенную М.Г.Сафаргалиевым к его "Распаду Золотой Орды". Из новых работ: Гайворонский А. Созвездие Гераев. Краткие биографии крымских ханов. Симферополь, 2003; Зайцев И.В. История Астраханского ханства. М., 2004; Исхаков Д.М. О родословной хана Улуг-Мухаммеда // Тюркологический сборник. 2001. М., 2002.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а вот в Казани, если верить Исхаков, род Ширин тоже вроде занимал ведущее место.

Так, может быть, Ширины туда пришли из Крыма вместе с Саадат-Гиреем? А когда власть Гиреев пала, и их приближенные, соответственно, перестали играть ведущую роль? ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так, может быть, Ширины туда пришли из Крыма вместе с Саадат-Гиреем? А когда власть Гиреев пала, и их приближенные, соответственно, перестали играть ведущую роль? ;)

Вы, наверно, про Сахиб-Гирея :) А что, вполне может быть. Хотя беклербек Утеш Ширинский жил задолго до прихода в Казань Гиреев, но я тут вспомнил, что был еще бек Булат Ширин (карачи или нет, не ясно). Правда, он возглавил заговор против хана Сафа-Гирея в 1531, в пользу московского ставленника. Так что видимо был местным, а не крымцем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Vadim Wiarenicz-Stachowski

Вот что пишет литовский хроникер Михалон Литвин о татарах:

"Татары всегда держат своих жен взаперти. Наши же ходят без дела в гости друг к другу, вмешиваясь в мужские компании, одеты чуть ли не по-мужски. Вот откуда рождается соблазн. [90] Они же ставят себе целью заполнить людьми землю, о которой говорится, что она создана для обитания, и распространить род человеческий во славу Господа. Кроме того, поскольку не каждая женщина плодовита, и не во всякое время месяца доступна для мужчины, и не всегда способна зачать, а, однажды зачав потомство, в это время не должна быть познана, ибо жена берется ради потомства, а не похоти, а от одного соития иногда бывает зачат плод не единственный, как видно на примере Фамари и Ревекки 167. Поэтому, говорю я, татары так заботятся о жизненной силе мужского семени и остерегаются, как бы оно не растратилось впустую. Они следуют указаниям природы и достойному похвалы обычаю древних, о которых [говорится] в Библии,— они все, как один, имеют многих жен 168. От этих браков они обретают большие по сравнению с нами силы, приобретают великое множество детей и родственников, а жены их, чем их больше, тем более ими любимы, и они наслаждаются счастливыми браками. Они не ищут ни большого приданого за невестами, ни красоты, ни славного рода, вплоть до того, что верховные вожди берут себе жен из купленных ими невольниц.

Впрочем, у нас, вопреки обычаю древних и святых людей и [согласно] животной природе (да не оскорбим этим слух благочестивых), иногда приходят многие к одной женщине, не ожидая от этого ни потомства, ни родства, ни иного плода дружбы, не боясь Бога. Они ищут приданого, ценят красоту, которой женщины привязывают к себе и покоряют мужчин. Они [женщины.—В. М.] становятся надменными и стремятся к тому, чтобы быть не столько непорочными, сколько денежными и красивыми, даже если деньги порой мнимые, [а] лица крашенные. Вот что получило распространение в народе нашем после обнародования известного закона Лит/овский/ стат/ут/ разд/ел/ 4, ст. 7, по которому в приданое женщины назначается определенная часть наследства 169. Вот почему, возгордившись, они нередко пренебрегают добродетелью, неуважительно относятся к опекунам, родителям, супругам и готовы даже покуситься на их жизнь. Этим множеством жен достигается то, что соседние с нами перекопские татары, столько раз наголову разбитые нами, снова плодятся. Не так давно в войске Ослам Солтана 170 были собраны сразу 40 сыновей некоего Омельдеша (Omeldesz) 171, сильные, рожденные случайно в один год, может быть, и месяц, женами и наложницами его. Эта когорта из 40 братьев была великолепна. И ныне у реки Ваки (Vaka) есть большая татарская деревня (villa), издревле называемая Сорок Татар, то есть братьев 172. Известно, что обычай покупки невест, который существует у татар, был также у израильтян (israelitas). Бытие, 29 и 1 Царств, 18 173. Точно так же некогда и у нашего народа родители [жениха] должны были давать за невесту выкуп, который у жемайтов (Samagitis) называется крено (Krieno) 174. Но ныне нас покупают приданым жен, и мы, [91] стремясь обрести знатную родню, превращаемся из-за них в рабов."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бик кызык B)

Давно это было. Литовские татары сейчас по-моему практически полностью исчезли?

В Казани в последнее время вышло 2 книги что-ли про польско-литовских татар.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Vadim Wiarenicz-Stachowski

Литовские татары не вымерили. В настоящий момент, всвязи с подъемом национального самосознания, польско-литовские татары стремятся к возраждению традиций, особенно на территории Подляшья,оставшегося в составе Польше.Информацию можете найти здесь http://www.tatarzy.tkb.pl/main.htm

В Литве тоже действуют несколько этнических корпораций, хотя из тюрков приоритет отведен все-таки караимам. В Белоруси из-за политического режима с этим делом глухо.

Главным идеологом татарского возрождения в Польше выступает некто Селим-бей мурза Юшенский Чазбеевич, активный полтический деятель.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Vadim Wiarenicz-Stachowski

Между прочим литовские татары продолжали долгое время поддерживать связи со своей этнической родиной. Примером этого может служить судебное дело Смаила (Самуела) Довигайло о признании за ним прав "татарского мурзы". В 1743 году поручик татарской хоругви Самуэл Довигайлло затеял в ошмянском земском суде тяжбу о признании за ним прав мурзы, которого он был лишен решением начальника хоругви Александром Уланом из рода Уланов-Ассанчуковых.Согласно Литовскому статуту, каждый шляхтич иностранного происхождения должен был доказывать свои права, обратившись к родственникам заграницей.Так он и поступил, обратившись в Крым.В Крыму он получил письмо от мурз жалоирских и ширинских, которые признавали в нем единокровного и равного по положению.В письме было также написано, что в царствование "великого и наимогущественного хана"Тохтамыша, один из его эмиров Бахтыш с сыном Алимом выехал в Литву из земли "Алдзи Сарайн" и положил начало роду Довигайллов.В Крыму их предки имели в качестве "тамги" знак Кайшили (Kajszyły,интересно бы проследить этимологию этого слова и возможные значения).

Интересно, что у Дзядулевича в разделе о Довигайллах ничего об этом не говорится, упоминается только что Довигайллы носили в честь своего предка "прыдомок" Урус-мурза и первым достовернным предком был некто Ораз-мурза Солтанович,поэтому род некторое время назывался Аразовичами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, если уж вспомнили о Крыме, то нет ли среди литовских татар стремления возродить национально-территориальные образования? Ведь была же в свое время в Великом княжестве Литовском т. н. Яголдаева тьма. Не хотят ли ее восстановить ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я имел в виду их ассимляцию - этот вариант может стать реальностью и для нынешних татар...

Возрождение национальных образований было бы хорошо;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ознакомился с книгой.

Кто как думает если фамилия приписана к уланской хоругви, обязана ли она быть из уланов (чингизидов)?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Среди литовско-польских татар немало кумыков с Тюменского ханства на Тереке(уничтожено в войне с Иваном Грозным).Вполне возможно,что польско-литовские Тарковские из рода шамхалов Тарковских.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчёт карачи-беев, в восточной монголии имеется довольно большой аймак "харчин". Они первыми сдались маньчжурцам и верно им служили, ихние ноёоны получили больше наград или зарплаты от маньчжурской власти чем остальные монголы.

Некоторые связывают этих "харчин"-цев с тюркскими "карачи"-ами которого я считаю не безобоснованным.

Карачи - болгарское слово, а болгарские слова имеются и в польском языке:

Иван Добрев, Българите за руския народ, държава и култура. София, 2011

http://bolgnames.com/Images/East.Bolgars.pdf

По пътя и в условията на асимилационно-интеграционните междуетнически процеси северните българи донасят и предават на най-южния дял от източните славяни, а така също и на най-източната група западни славяни и редица социално-индивидуални структури, дейности, умения, опит, предмети и вещи, думите наименования за които към края на ХII в., когато например е съставена героическата поема Слово о пълку Игореве [2007], отдавна вече са преминали и остават в местните славянски езици и диалекти като аламъ “нагръдно украшение” (СлДРЯз), алачюга, багряный, бояринъ, бояр, боæр (ИпатЛт), богатыр, боклага, бурый, буй “господин”, буйтур “бахадур”, бунчук, бълван “статуя”, был­ “боила”, ватага, вира “дань” (Г. Лебедев), вогер “жребец”, галка “хора, народ” от ар. halk “народ”; дерга “конско покривало, чул”, емшанъ, жемчуг “бисер”, казна, капторга “пряжка, застежка, украшающая пояс”, капшук “мешочек, кисет”, канчук, капшук, карабчийив “надзорник; наглеждач”, карач “высокий сановник; министр” в никакъв случай от неясно как попаднало толкова рано в Никоновски Летопис уйг. karaču “министр” (Фасм), а по-скоро от *karači “надзорник; наглеждач”, производно, както и карабчийив, от гл. *kara- “гледам”; карый, клобук/колпак “княжеская шапка; митра, тиара; монашескiй клобукъ”, кендюх, кобеняк, коберецъ/ковьръ “ковьор”, кобыла, коврига “хлеб цельный”, коган, козак от болг. *каз- “скитам, бродя” (Н. Будаев), коморг, комяга “лодка, выдолбленная из одного дерева” (ЭСТЯз), кормак “ключок с блесной”, корча “кузница” (Срезн), кошара, кощей “злодей, проклетник; роб” (Б. Рыбаков), кудесник “магьосник”, кунтушъ, кура “крепостна стена”, лоша, орьтма “покривало; наметка”, пан, пановать, парус, пъртъ “бойна брадва”, дунболг. фрът; сабля, сан, стрикусы “войско” от šerig sü “войско, рать” (В. Воронцов), сукманъ, таборъ, телега, терем, тиун “управител; надзорник” (Н. Баскаков), тлумачить, товаръ “стан, военен лагер” (ПВЛт), толмач, тулуп, тълковинъ, харалужный “стоманен”, хобот “бунчук конска опашка”, хорюгва, чеботъ “вид обувки”, чимбур, чолка “конска опашка; грива”, чаша, чърлен “изрисуван; боядисан”, чьпаг “джоб”, шавар, шан “слава, чест”, шатер, шишак “шлем”, шурка “вид овца”, япончиця “наметало, ямурлук”, яруга и др., а така също и топоними, лични имена, родови, племенни названия и титли като Актеву, Апубкар, българин мюсюлманин с име от араб. абу и етнм болкар, Асланчук, Балачук, Батура, Батурин, Бахмативци, Баян, Бирюки, Болехивци, Болохов, Борис, Боян, Гоголь, Гонгур, Джурин, Есенчук, (Борис) Ізеболк, Киев, Кол, Колчя, Копылович, Корман, от араб. курбан; Кочкар, Кукши (М. Брайчевский), Кукшин, Кунтувдій, Охматив, Рахдай (С. Гедеоновъ), Рахманович, не персонаж от мюсюлманския Изток (Ив. Добродомов), а от племе от северните българи мюсюлмани, без да е изключено, разбира се, да е и от волжските българи мюсюлмани; Руар, Сагайдак, Самара, Торчин, Тумир, (Іван) Турович, Тъмуторокан (Ив. Добродомов), Хоракул (В. Татищев) “черна река”, Шавари, Шарокань, ковуи, колимагъ “военен стан”, кълбягъ “варяг член союза” (Фасм); команы, коморгь, коргчии, къдманъ, могуты, торки, ольберы, ревугы, сорочины, татраны, тиун, най-вероятно от турун/тудун, по редуването р-й, както при чув. ура “крак”, топчакы, хынове “хуни; восточные половцы”, от северноболгарския етнм huŋ като наименование не на неясно кой народ қун или пък на друго място, “друг половецки народ - қȳн” (Ив. Добродомов), а на едно от севернобългарските племена по тези земи; шельбиры.

Специално за полския език такива думи наименования на специфично прабългарски реалии са bojarzyn “боец, войн” (Вл. Шаур), книга, капчук, кобиержец, кобила, контош, корунга, пан, сабя, сановник, сукман, тиун, тълмач и др., дадени сега и тук в тяхната не полска, а българска фонетико-графична форма [вж. и срв. Аракин 1974, 112-148; Бариев 2010, 53-83; Баскаков 1982, 14-29; ~*~2009; ~*~2010, 1-9; Божилов, Димитров 1995, 49-52; Болдырев 1974, 44-61; Будаев 2009, 125; Воронцов 2010, 1-9; Гедеоновъ 2010, 49,276-330; Державин 1945, 62; Димитров 1987, 133-163; Добродомов 1974, 34-42; ~*~1978, 102-129; ~*~1981, 101-108; ~*~1984, 138; Егоров 2009, 91; Журавский 1974, 79-97; Исхаков, Измайлов 2010, 27; Козырев 1974, 9-25; Лебедев 2009, 5; Луценко 2010, 62-82,96-132; Брайчевский 2009, 198; Никитин 2009, 8,14; Рыбаков 2009, 254; Сетаров 1974, 229-238; Слово о пълку Игореве 2007; Супрун 1974, 61-79; Татищев 2009а, 4; Толочко 1999, 80-107; Хънтов 2010, 7-10; Шаур 1988, 115; Schmitt 2010, 6; Stetsük 2011, 2-7; БЕР-2, 462; ЭСТЯз-а, 103; ИмПок-1, 8-68; ИпатЛт, 9; ПВЛт, 89; ЭСТЯз-к; ЭСЧвЯз-Фед; СлДРЯз-3, 244-248; СлДСЯз, 45,80; СлРЯз-7, 346; Срезн; Фасм-2].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

роды Найман,Ширин,Барын(Барин,Баарын), Ялоир (Джалаир,Ялойр,Жалойр), Кунграт(Конрат,Кунгурат,Конгурат, Конурат), Юшин(,Хушин, возможно Уйшин).

а рода такие же как у казахов ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...