Перейти к содержанию
Rust

Кангюй, Печенеги, Канглы, Баджанак.

Рекомендуемые сообщения

Канглы входят в состав Старшего жуза казахов - см. www.elim.kz

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

Турки османские или отманские, также османы, османлисы (по имени основателя династии Османидов Османа, Отмана) — народ юго-западной ветви тюркского (см. Тюрки) племени, потомки древних канглов, живших в области Сырдарьи, в свое время основавших империю сельджуков (см.). После распадения последней они объединились в XIV в. под владычеством Османидов, вождей другой отрасли канглов (cayi-kanli = канглы рода каи), которые под напором монголов переселились из Хорасана в Армению, а восемь лет спустя, вынужденные снова уйти от нашествии монголов, перешли в Малую Азию, где сначала стали ленниками сельджуков, а после разрушения монголами государства этих последних, при Османе, стали во главе разрозненных частей распавшегося государства и основали Оттоманскую империю (см. Турция)....

(не путать с халха-монголами, пожалуйста - А.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

фрагмент из Главы 4 книги Рене Груссе "Империя Степей"

ПЕЧЕНЕГИ И КИПЧАКИ

Печенеги (Пацанаки у Константина Порфирогена, и Бачанаки у Иштакри) были, как мы видели, Тюркским племенем, которое, согласно Маркварту, когда-то составляло часть конфедерации западных Т'у-куе, но было вытеснено назад к низовьям Сыр Дарьи и Аральскому морю Тюрками Карлуками. (29). Следуя в своем движении на запад они пасли свои стада между реками Урал (Яик) и Волга (Итиль), когда около 913 г. (согласно Константину Порфирогену), они были вытеснены оттуда объединенным нападением Хазар и Огузов. Дальше на запад Печенеги заняли "Леведию " - территорию к северу от Азовского моря, вырвав ее у Мадьяр. Вскоре после этого Печенеги, возобновляя свое движение на запад, вытеснили Мадьяр из Ателкузы, то есть западной часть Русской степи ("русской" она стала через примерно 900 лет - лишь в конце 18 века - прим.А,), между Днепром и низовьями Дуная. Таким образом, приблизительно около 900 г. Печенеги стали использовать пастбища между устьями Днепра и и Дуная. В 934 г. они присоединились к вторжении Византийской Империи против Венгров во Фракии; в 944 г. они были с князем Игорем в его походе на Византию. В 1026 г. они пересекли Дунай, но были отражены деятельным (императором) Константином Диогеном. В 1036 г. киевский князь Ярослав, нанес им кровавое поражение, которые положило конец их доминированию по степи и вынудило их нацелиться еще раз на Византийскую Империю. В 1051 г., под влиянием собственных амбиций и в результате давления Огузов, они снова вторглись в Империю. Вторжение было совершено в 1064 г. через Фракию к воротам Константинополя. Драма Византии состояла в том, что она завербовала себе наемников из числа языческих Тюрков Европы чтобы бороться с Мусульманскими Турками ' Азии, а чувства Тюркского родства язычников были часто сильнее, чем их лояльность императору. Это проявилось в 1071 г., накакануне сражения при Малазгирте [Манзикерте], когда Печенегский корпус покинул службу Императора Романа Диогена и перешел на службу Султана Альп Арслана. В 1087 г. в Европе, во время правления Алексия Комненуса, Печенеги еще раз вторглись во Фракию пройдя до Кула (между Еносом и Константинополем), где наконец они были обращены в бегство, оставив своего лидера Целгу на поле битвы. Алексий Комненус совершил ошибку начав их преследование и был разбит в Дристре (Дуросторум, провинция Силистра) осенью 1087 г.. Империя была спасена лишь благодаря появлению другой Тюркской орды - Кипчаков или Половцев, которые появились в Русской степи в тылу Печенегов и победили их на Дунае. Но как только все эти орды ушли обратно в Россию, как снова Печенеги, под давлением Кипчаков, опять вторглись во Фракию в 1088-89 гг., дойдя до Ипсалы, к югу от Адрианополя, где Алексий вынужден был от них откупаться. В 1090 г. Печенеги объединились с Сельджуками Малой Азии, для чтобы напасть на Константинополь по долине Марицы, от Адрианополя до Еноса, в то время как Селджукский флот, хозяин Смирны, напал на побережья, а от Никеи Селджукская армия угрожала Никомедии (Измиту).

Это было повторением ситуации времен Гераклия и Аваров, но теперь и в Азии и в Европе Византии противостояли Тюрки: языческие Тюрки в Европе, Мусульманские Турки в Азии, объединенной против империи связями родства. Печенеги перезимовали около Лулебургаза, напротив Византийских линий, которые были отведены назад к Корлу. Алексий Комненус еще раз обратился к Кипчакам, которые под командованием Тогортака и Маниаха, пришли во Фракию из России и взяли Печенегов с тыла. 29 апреля 1091 г., объединенные Византийские и Кипчакские силы сокрушили Печенегскую армию у горы Левюнион. Это было истреблением целого народа (30). Остатки Печенегов вновь сформировавшись в Валахии (территория современной Румынии –прим.А.) сделали новую попытку в следующем поколении - в 1121 г. Эта попытка ограничилась Болгарией, к северу от Балканских гор. Но они были захвачены врасплох и вырезаны Императором Иоаном Комненусом весной 1122 г. Освободившееся место Печенегов в Российской степи заняли Огузы и Кипчаки.

Огузы, чьи Азиатские потомки теперь известны как Туркмены и которые были известны Арабам как Гуззы, обычно кочевали к северо-востоку от Каспия и к северу от Аральского моря (31). Один из кланов этой нации, Сельджуки, приняли Ислам и в 11-м веке пошли искать свое богатство в Персию, где они основало большую Тюркскую Мусульманскую империю Тогрул-бека, Альп Арслана, и Маликшаха (см. страницу 148). Также в 11-м веке, другой Огузский клан, язычники в этом случае - Оузои у Византийских историков - сверг Печенегское господство в Русской степи. Русские летописи впервые упоминают об этих Огузах - под простым именем - Торки - в 1054 г. - в то же самое время как и о появлении Половцев или Кипчаков.(32). Византийские историки сообщают, что в 1065 г., в время правления Византийского императора Константина Х Дукаса, эти Оузои пересекли Дунай в количестве 600,000 человек и опустошили Балканский полуостров до Салоник и северную Грецию, но что вскоре после этого они были уничтожены Печенегами и Булгарами. Последние из Огузских банд, которые перешли на запад от Волги, были наконец порабощены, уничтожены или ассимилированы Кипчаками.

Народ известный по-Тюркски как Кипчаки - это же самое что и Половцы у Русских, Команы у Византийцев, Куманы у Арабского географа Идриси, и Куны у Венгров.(83). Согласно Гардизи, они первоначально составляли часть группы Тюрков Кимаков, которые жили в Сибири вдоль среднего течения Иртыша, или возможно – как считает Минорский - вдоль Оби (24), Кимаки и Огузы были, в любом случае, близко связаны. (Кашгари отметил, что они отличались от остальной части Тюркских народов мутацией начального «й» в «дж».) Около середины 11-го века Кипчаки, отколовшись от основной части Кимаков, двинулись в направлении Европы.

В 1054 г. Русские летописи сначала обращает внимание на их присутствие в степи к северу от Черного моря, также как и Огузов, которых Кипчаки вытолкнули вперед. Кипчаки воспользовались победой Огузов над Печенегами и, когда Огузы были изрублены Византийцами и Булгарами в ходе злополучных экспедиций в Балканы (1065 г. и последующие годы), Кипчаки остались единственными хозяевами Русской степи. В 1120-1121 гг., Ибн Аль-Атир ссылается на них также как на союзников Грузин. Приблизительно в это же время несколько Монгольских кланов близко связанных с Киданями и смешавшиеся до некоторой степени с переместившимися на запад Кара-Китаями (Кара-Киданями), по-видимому, прибывшие от Китайско-Манчжурской границы к регионам рек Урал и Волга, там присоединились к основной массе Кипчаков, среди которых они, возможно, приняли статус и функцию правящего класса. Все же они должно быть очень скоро ассимилировались, сливаясь, поскольку они впитали Тюркский образ жизни, с чисто Кипчакским элементом (35). Кипчаки оставались хозяевами Русской степи до вторжения полководцев Чингиза Хана в 1222 г. (36). Тогда же, из-за Русского влияния, некоторые лидеры Кипчаков начали принимать Христианство. Также Кипчаки дали свое имя Монгольской России, так как Чингизидское владение, впоследствии основанное на этой территории стало известным как Кипчакское ханство.

Что должно запомниться из всего вышесказанного – это достижения Византийской Империи в сопротивлении в течение многих столетий ряду орд, которые бились на ее границах. От Аттилы до Огуза - эти Тюрки и Монголы представляли гораздо более огромную опасность для Христианской цивилизации чем кризис 1453 г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кангалас - основной господствующий якутский род.

Из за сильного сопротивления казакам, они частью перекочевали в Вилюй (джарханские и бордонские роды),

Олекму и Амгу (нахарцы и нерюктэйцы), Колыму (дьусаалы, кангаласцы), Верхоянье (кангаласские роды).

Есть мнение ведущее от канглы-гаогюйцев (Ксенофонтов) и канглы - пачинаков (Гоголев), кангаласцев-кама-

синцев и т.д. Скорее они имеют тунгусское или бурятское (хангины) происхождение...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Род Баяут фигурирует в Сокровенном Сказании как один из "монгольских" родов. Но он, как оказывается, был частью казахского рода Канглы.

E.Bretschneider "Mediaeval Researches - From Eastern Asiatic Sources" v.1, 2001, originally published in 1887

p.303

ref.738

Bo-ya-wu is probably intended for Bayaut. This was according to the Mohammedan authors (d'Ohsson, i.197), the name of one branch of the Kanklys, to which Turkhan khatun, the mother of Mohammed Shah of Khorazm, belonged. There were a great numbers of Kanklys in Khorazm when the Mongols first invaded the country.

Перевод

с.303

ссылка 738

Под Бо-я-ву вероятно надо понимать Баяутов. Это было, согласно мусульманским авторам (ссылка на д"Оссона, 197) название одной из ветвей Канглы (крупный казахский род - прим.А.), к которому принадлежала Турхан хатун - мать Мухаммед Шаха Хорезма. В Хорезме находилось большое количество Канглов, когда "монголы" впервые вторглись в эту страну.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В шежире рода, называемого ший-кыпшак есть очень интересное упоминание о "степной вендетте" между родами кыпшак и кенегес, начну с того что название ший - кыпшак означает "настоящий кипчак" если кому интересно расскажу почему. Так вот данное шежире рассказывает об образованиии названия "Канглы".

" В древние времена Кенегес и Кыпшак были одним народом и назывались Кый-Пшак (Кривой нож) и тамгой их была Одна вертикальная черта (бир сызык йогардан тоьменге-I). В некой войне часть Кыпшаков была схвачена с детьми и женами и отправлена за Алтай в плохие земли. Двадцать лет они были кулами и жили только местью. Когда родившиеся в новом месте дети научились держать оружие они вместе с народом жившим в тех местах убили врагов и начали пробиваться с боями в родные степи. За эти двадцать лет Кыпшаки ушедшие от войны за реку Эртыш перестали называть себя кыпшаками, а стали звать себя Кенегес - т.е вольными или свободными и поставили они у себя ханами - Род "Бес увыл". Кыпшаки, идущие из-за Алтая послали гонца к "Бес-увылам" с просьбой о помощи и попросили перейти Эртыш, говоря о том что они один народ и им нужна их помощь. На что Хан Кенегесов обозвал и гонца и кыпшаков - канглы - т.е. бродячими (прибившимися). Обидившиеся на эти слова кыпшаки - перейдя реку Эртыш начали воевать с бывшими соплеменниками, да так, что рассеяли их, но Бес-увылы с многими людьми ушли за реку Эдиль (Волгу), но там их настолько потрепали местные племена, что многие до зимы вернулись к Кыпшакам без скота. Тогда Хан кыпшаков собрав возвратившихся кенегесов сказал "Теперь кто из нас - Канглы" и они ответили "теперь Канглы - МЫ". Хан кыпшаков приказал раздать поровну добытый в степи скот, а чтобы скот не смешивать - Канглам на тавро Канглов(тамгу) добавить "шек"- черту (тамга до сих пор выглядит как цифра единица только направлена наоборот), а Кый-пшакам в честь того, что соединились два рода добавить ещё один "Нож" к тамге - II и именоваться Экы-пшак."

Интересно, что Род - Бесувыл у ногайцев считается Ак-сиёк, за-глаза Ший-кыпшаки их не лицеприятно называют Бешенек или "Бес-энек" (Пять мошонок), возможно отсюда и название Печенег (Поговорка между мужчинами произносится - "Бес-увыллар - бес энек кундегесы-кунде алек" - "Пять сыновей - пять мошонок каждый день, приносящие вред", для детей и женщин в поговорке "пять мошонок" заменяется - на "пять ангелочков" - Бес малек ("Бес-увыллар - бес малек кундегесы-кунде алек" ))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Булган хангай
В древние времена Кенегес и Кыпшак были одним народом и назывались Кый-Пшак

Думаю вы не правы.Генигесы от Бодончара,т.е они монголы. :tw2:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

E.Bretschneider "Mediaeval Researches - From Eastern Asiatic Sources" v.1, 2001, originally published in 1887

с.301

Канглин в Юань ши это без сомнения то же, что и канкалы и канклы мусульманских историков. В начале 13 века они жили на широких степных землях в востоку от реки Яик (Урал) и к северу от озера Хоразм (Арал). Кипчаки (команы) были их западными соседями. Рашид в своих описаниях тюркских племен (Березин, 18) уделил лишь несколько строк для канглы. Он утверждает что они были первыми кто изобрел колесные повозки - канклы по- тюркски - откуда и происходит их название - но ничего не говорит об их местопребывании. Мы узнаем от Абулгази (1605-64 гг) что канклы во время всупления на престол Чингиз хана занимали страну на востоке до озера Иссык-куль и рек Чу и Талас (Тараз).

Два европейских путешественника пересекли в 13 веке степи где эта нация тогда проживала и они оставили следующие короткие записи о них:-

Плано Карпини после того как покинул страну команов (кипчаков) утверждает (749): "После этого мы въехали в землю Кангитов, в которой в очень многих местах ощущается сильная скудость в воде, даже и население ее немногочисленно из-за недостатка в воде. ... ... и как Команы, так и Кангиты не обрабатывали земли, а питались только скотом; они не строили также домов, а помещались в шатрах."(в книге написано по латыни - прим.А.). После этого Карпини въехал в страну "бесерминов" (тюрок-мусульман Западного Туркестана).

Рубрук описывает этот же народ Кангле. Стр.265: "Quidam Comani qui dicebantur Cangle". C.274: "Cangle quedam parentela Comanorum" (сноска 735 Канклы и кипчаки или команы действительно принадлежали к одной расе - тюркам). Рубрук отъехал от Волги 16 сентября 1253 г. и затем был в пути в восточном направлении через страну Кангле до 1 ноября.

В китайских исторических работах "монгольского" периода канглы довольно часто упоминаются, но информация коотрую дают китайские авторы очень ограниченна. Их название в общем пишется как къанг-ли, иногда ханг-ли. Къанг-ли были известны Циннь уже в 12-м веке. Как я уже утверждал (с.223), хан этого народа желал стать вассалом императора Цинь. В Юань-ши имя къанг-ли появляется часто и особенно в биографиях. Поскольку они были воинственным народом "монгольские" ханы привыкли ставить их в свою армию, и многие храбрые генералы "Монгольской" империи принадлежали к канглы.

В биографии Бу-ху-му Юань-ши в гл.сххх, который был канглы, утверждается что этот народ берет свое происхождение от као-кю (као-че) (сноска 736 - Как мы видели, китайские историки сделали уйгуров также потомками као-че - см. сноску 596. Последнее название по-китайски означает "высокая повозка" high car). Сын Бу-ху-му Куй-къуй имеет отдельную биографию в гл.схliii.

Продолжение следует.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю вы не правы.Генигесы от Бодончара,т.е они монголы. :tw2:

Не правы кто? Если вы спорите с легендой-шежире, то аналогии: кто был с точки зрения нынешнего мировозрения отец Боьдоьншара? Л.Н.Гумилёв в книге "Древняя Русь и Великая степь" раздел XVIII Утраты глава 111 "Желтый пёс"3-й абзац: "...К Бодочару возводили свою генеалогию многие монгольские подразделения, в том числе Борджигины, что значит "синеокие". И в следующем абзаце: "...Даже общение между этническими субтратами шло вяло.Ради желанного покоя они предпочитали не встречаться, а тем более ничего знать друг о друге. ..."

Т.е. если бы пришедшие в ареал монголов кенегесы заявили, что они потомки Бодочара, или они захватив оставшуюся часть кипчаков дали им своё самоназвание, то никто бы их происхождение не оспорил.

Например: В 14 веке два правителя: барлас Темыр-аксак и мангыт Эдыге (кстати считавшиеся потомками Боьдоьншара) привели свои шежире к нонсенсу: Темыр -аксак стал потомком Кажула брата-близнеца хана монголов Кабула(предка Шынгыса), причём Мангыт упоминался их старшим братом, а Эдиге - мангыт стал потомком Абу Бекра ибн Сыдыка первого халифа мусульман и тестя пророка Мухаммада-Расуллю (алейхийм саялям) т.е. арабом.

Так что, легенды создаются на реальных событиях, но превращаются со временем в шежире с приемлемыми для восприятия слушателей актёрами .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Термины с основой "канг" располагаются на огромных пространствах Центральной Азии, однако наибольшая их концентрация может быть привязана к региону бассейна Средней Сыр-Дарьи.

Однако по порядку:

Кангха - древняя столица Турана, упоминаемая в "Авесте". Кангху упоминает в своей поэме и Фирдоуси, располагая ее на северо-восток от Сыр-Дарьи.

[Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники. – М.: Наука, 1964 – С.166-169]

II век до н.э. - государство или владение Кангюй упоминается в заметках китайского путешественника Чжан Цаня. Народ этого государства является кочевым, однако имеется несколько городов. Власть правителей кангюя распространяется до северных берегов Каспия, где ему подчинялось государство Яньцай - предполагаемый союз сармато-аланских племен, кочевавших между приаральем и Волгой.

Обычаи и одежда кангюйцев в те времена, по описаниям китайских источников, не отличались от сармат и алан , т.е. не выделялись из круга родственных североиранских скотоводческих племен.

[Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. – М.: Наука, 1950 – Т.II – С.229]

А.М. Мандельштам предположил, что кангюйцы были прямыми потомками ранее обитавших здесь сакских племен.

[Мандельштам А.М. К восточным аспектам истории ранних кочевников Средней Азии и Казахстана.// Краткие сообщения Института Археологии. – М.: Наука, 1978 – вып. 154 – С.23]

:ost1: Уважаемые господа!

Нельзя ли предположить, что эти "канглы" и есть "гунны". Татарский ученый-нумизмат Мухамедьянов в монетах времен гуннов прочел их самоназвание "к-н-к", совпадает с "кунук/гыныг" -- правящей династией Хазаров и прямым родом Сельджукидов. А то что аланы или сарматы были "североираноязычными" это еще доказать надо, русско-советская "паниранисткая школа" уже свои штампы может у себя в РФ ставить, а не везде. Что, откопали "североираноязычного" живого сармата или нашли паспорт алана на "североиранском" языке?

С уважением, Oquzer...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да всем канглы МИРА думаю надо обьединиться против киятов, кыпчаков, огузов и найманов?

МЫ ЕСТЬ КАНГЛЫ!!!! Мы потомки пуштунов? Кангюй значит... Они арийцы, а не бун-турки?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Булган хангай
храбрые генералы "Монгольской" империи принадлежали к канглы.

Продолжение следует.

Давайте их имена в студию!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Булган хангай
К Бодочару возводили свою генеалогию многие монгольские подразделения,в том числе Борджигины,

Что значит "в том числе Борджигины,"?

Борджигин это Бодончар, как Буха Хатаги стал Хатагинам( Катаганам).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

E.Bretschneider "Mediaeval Researches - From Eastern Asiatic Sources" v.1, 2001, originally published in 1887

c.302

В гл.cxxxvi мы находим биографию А-ша-бу-хуа, который был принцем правящей семьи къанг-ли. Утверждается, что когда Чингиз хан разорил страну къанг-ли, их правитель умер, и оставил вдову, принадлежавшую к племени шен-мие гу-ма-ли. Вследствие порушенного состояния ее дел она долгое время не могла покинуть свою страну. Впоследствие, однако, через какое-то чудесное содействие, получилось так, что у нее неожиданно появились богато нагруженные верблюды. Вследстве этого она поехала со своими двумя сыновьями Къю-лю и Я-я в резиденцию императора, и после двух лет вернулась домой, оставив своих сыновей с О-го-тай (-ем). Тринадцать лет спустя она опять поехала к "монгольскому" двору в Хо-лин (Каракорум) повидать своих сыновей, которые были с императором Менг-ко (сноска 737 - Ее приключения послужили материалом для китайской драмы). А-ша-бу-хуа, в чьей биографии эти подробности были найдены, был внуком этой леди и сыном Я-я. А-ша-бу-хуа, который был генералом армии Кубилая, умер в 1301 г. Его сын Тъо-тъо был выдающимся офицером телохранителей Кубилая. Он был удостоен титула Юн чунг ванг. Его сын Те-му-р-та-ши был министром при последнем "монгольском" императоре Шун ти. Его биография находится в гл.cxl. Я-я также оставил сына по имени Уа-то-ман (Осман).

Гл.123 Ай-мо принадлежал к племени ба-ду къанг-ли. Он сопровождал Су-бу-тай нойона, когда когда тот вел войну против кин-ча (кипчаков). Его сын Йе-су-таи-р отличился при завоевании китайской провинции Фу-киен и в экспедиции в Джи-пен (Японию). Он умер в 1288 г.

Гл.133 Йе-су-де-р, сын Ай-бо Бо-я-ву (ссылка 738 Под Бо-я-ву вероятно надо понимать Баяутов. Это было, согласно мусульманским авторам (ссылка на д"Оссона, 197) названием одной из ветвей канклы к которому принадлежала Турхан хатун - мать Мухаммед Шаха Хорезма. В Хорезме находилось большое количество канглов, когда "монголы" впервые вторглись в эту страну.).

Гл.134 Тъу-ху-лу, на службе у Кубилай был его девятый сын - А-ли-та-ши, который был внуком принца канг-ли - И-на.

В этой же главе находится биография Уа-ло-сзе (сноска 739 - Имя этого человека изображено такими же китайскими иероглифами какими в Юань ши в общем представляется назвние России.), который был секретарем преемника Кубилая. Его отец Минг-ли Те-му-р возглавлял эту же канцелярию при Кубилае, а его дед Хай-ду служил в армии хана Мангу. Его прадед Ха-ши Бо-яо (см. сноску 738 - о баяутах) сдался в давние времена "монголам" и был назначен управляющим стадами, принадлежавшими матери Кубилая. Сын Уа-ло-сзе - Къинг-тъунг, который служил при последнем "монгольском" императоре Шун ти, имеет отдельную биографию в гл.cxlii.

Гл.135 Тъа-ли-чъи служил у Кубилая, его отец Йе-ли-ли-бо сдался Чингизу. Там же : Минг-ан, также канглы на службе Кубилая.

Наконец, в гл.ccv под рубрикой "Офицеры негодяи" мы находим биографию канглы Ха-ма.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если монголы не причем, значит казахи тоже? Ведь ты говорил что монголы это

Казахи, а не халха, которые хасха или просто хори-туматы... с тюркскими корнями.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Канглы с древних времен существовали в Индии (область Кангра), и на Кавказе - где был союз Кангарк. Судья по тамгам в Кавказский союз Канкарк (была также одноименная область) входили огузы Баяндур, Бечене и Чепни. По армянским источникам область Кангарк еще существовал до н.э., хотя армянские историки предпочитают умалчивать о древних тйурках упоминаемых в арм.-х хрониках.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Забыл упомянуть об одной важной детали. Дело в том что, самоназвание сумерийцев (шумеров) КЕНГИЭР. Интересно что сумерийцам приписывается изобретение колеса, а в тйуркской традиции эта роль отводится Канглы-КЕНГЕРАМ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Племена учок

Трех младших по возрасту братьев Огуз назначил в левое крыло (войск) и дал им имя учок. Иркыл Ходжа дал каждому из них свой лакаб в следующем порядке:

СЫНОВЬЯ ГЕК-ХАНА

1(13). Байандур 140, т. е. всегда живущий в полном 141 довольствии ; [его рода] тамга: онгон — кречет 142, доля мяса— левое бедро.

2(14). Беджене 143, т. е. проявляющий ревностное 144 старание ; [его рода] тамга: онгон — кречет 145 доля мяса—левое бедро.

3(15). Чавулдур 146, т. е. помогающий всякому в его деле, борющийся, беспокойный 147; [его рода] тамга: онгон — кречет 148, доля мяса—левое бедро.

4(16). Чепни 149, т. е. везде, где есть враг, немедленно вступающий в сраженье 150; [его рода] тамга: онгон — кречет 151, доля мяса — левое бедро.

СЫНОВЬЯ ТАК-ХАНА

1(17). Салур 152, т. е. куда бы ни пришел,везде сражаешься мечом и палицей 153; [его рода] тамга: онгон—... 154, доля мяса—голень задней левой ноги.

2(18). Эймур 155, т. е. имеет много воинов и богатый 156; [его рода] тамга: онгон—..... 157, доля мяса — голень задней левой ноги.

3(19). Алаюнтлу, т. е. всегда имеющий много прекрасных животных (коней) 158; [его рода] тамга: онгон —... 159, доля мяса — голень задней левой ноги.

4(20). Урегюр 160, т. е. его дела всегда на 161 высоте ; [его рода] тамга: онгон — .... 162, доля мяса — голень задней левой ноги.

СЫНОВЬЯ ТЕНГИЗ-ХАНА

1(21. Йигдыр 163, т. е. прекрасный и великий 164; [его рода] тамга: онгон — сокол 165, доля мяса — ляжка.

2(22). Бюгдюз 166, т. е. по отношению к другим кроткий и услужливый 167; [его рода] тамга: онгон —... 168, доля мяса — ляжка.

3(23). Йива 169, т. е. его названия (степени) всегда прекрасны и высоки 170; [его рода] тамга: онгон —... 171, доля мяса — ляжка.

4(24). Кынык 172, т. е. уважаемый везде, где бы не находился 173; [его рода] тамга: онгон —.... , 174, доля мяса — ляжка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Э-К": О чем "говорят" кангюйские кирпичи. В Шымкенте найден 13-й артефакт древней загадочной письменности

09:19 27.06.2009

О чем "говорят" кирпичи

Шымкентские археологи обнаружили еще один фрагмент таблицы из обожженного кирпича с образцами древней письменности. По мнению экспертов, найденный образец, на который нанесено около 80 знаков, несет в себе ценнейшую информацию об истории и культуре самого загадочного и малоизученного государства Кангюй.

Ценный кирпичик археологическая экспедиция Центрального государственного музея под руководством профессора Александра Подушкина обнаружила, едва начав новый археологический сезон. Это уже 13-й фрагмент, найденный на древнем городище Культобе. Оно относится к арысской археологической культуре и характеризует государственность Кангюй - одно из первых государственных объединений, зарегистрированных на территории Южного Казахстана после распада сакского союза племен.

Первые фрагменты неизвестной письменности археологи обнаружили еще в начале 90-х. Первые образцы были сравнительно небольших размеров. Самый большой кирпич, содержащий сразу 140 знаков на семи строках, искатели древностей нашли в 2005 году. Глиняное письмо - четвертое по счету из найденных фрагментов - обладало достаточно солидными размерами. Имело 30 сантиметров в длину, 11 - в ширину и весило почти 3,5 килограмма. Однако археологи утверждают, что в этом деле размер - не главное. Гораздо важнее то, какую информацию несет в себе фрагмент.

Уникальные письмена выполнены в форме обожженных глиняных кирпичей, что является признаком арамейского письма. Оно намного древнее парфянского, греко-бактрийского, хорезмийского, которые писались тушью. Ученые отмечают, что как по технике выполнения письма (вдавливание по сырой глине), так и по палиографии (хорошо фиксируются одинаковые по прорисовке знаки) все фрагменты письменности аналогичны друг другу. Несмотря на то, что начертание знаков разное, да и изготовлены таблицы, по всей видимости, в разное время. Ученые утверждают, что это один и тот же вид письма. По словам профессора Подушкина, обнаружение таких артефактов, как письменность, - большая удача, выпадающая на долю археологов раз в два столетия.

- Вообще, важность этих работ прежде всего в том, что мы открываем совершенно новую информацию об этом самом загадочном древнем государстве, которое существовало у нас, в Южном Казахстане, в период со второго века до нашей эры до четвертого века нашей эры, - говорит профессор Подушкин. - Письменных источников очень мало, и эти таблицы позволяют получить уникальную информацию исторического характера по тому периоду.

Понять, что именно несут в себе глиняные таблицы, ученые мечтали с момента обнаружения первых фрагментов. Но только в 2006 году ведущие полеолингвисты мира сумели подобраться к древним тайнам.

- На сегодняшний день письмо полностью дешифровано, - рассказывает историк. - Сделали это ученые Великобритании и Франции. Нам известны его лингвистические и языковые характеристики. Установлено, что письмо это алфавитное, строчное и писалось справа налево. По характеру нанесения знаков оно не имеет аналогов ни в Средней, ни в Центральной Азии, ни на просторах СНГ. Оно ставит нас в ряд с древнейшими цивилизациями Двуречья - Шумера, Акката, Вавилона, Сирии и, наконец, Ахеминитским Ираном. Язык - один из диалектов иранского, который мы сейчас называем кангюйским.

Вся информация на керамических плитках - историко-культурного содержания. Древние письмена повествуют о государствах и правителях тех времен, рассказывают о значимых событиях, об основании городов.

- Перевод достаточно точный, - заверяет Александр Подушкин. - Хотя такие сложные лингвистические памятники, особенно в таком уникальном варианте, как керамические таблицы, могут исследоваться десятилетиями. И, скорее всего, будут опытки его прочтения другими специалистами. Но и сейчас можно говорить о том, что у нас здесь существовала серьезная цивилизация, индикатором которой и является письменность. Далеко не все государства и народы имели собственную письменную культуру. Можно с уверенностью сказать, что наш регион играл серьезную роль в древней истории Южного Казахстана.

По мнению ученого, обнаружение образцов древней письменности - это новая возможность для изучения истории Центральной Азии. Историк считает, что появление новых этнографических артефактов дает надежду на получение совершенно уникальной информации. Найденные в Южном Казахстане образцы письменности сегодня интересуют многих ученых во всем мире. Не случайно в 2007 году профессор Подушкин первым из казахстанских ученых был приглашен в национальную академию наук Франции.

Сегодня все найденные за 17 лет образцы, за исключением последних, хранятся в Центральном государственном музее РК. Часть из них представлена в виде экспозиции, другая хранится вместе с золотыми артефактами. Особого режима хранения древние письмена не требуют. Специалисты отмечают: керамика - очень крепкий материал и может храниться тысячелетиями.

№ 361 (16747) от 27.06.2009

Ирина ГАЛУШКО, Южно-Казахстанская область

Источник - Экcпресс-К

Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1246079940

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...