Гость Эльтебер Опубликовано 25 июня, 2004 Поделиться Опубликовано 25 июня, 2004 Мурат Каракетов Доктор исторических наук Горские евреи Проблема происхождения и этнической истории горских евреев затруднена из-за отсутствия письменных источников о них, как и бытования у них своих письменных источников. Первое упоминание о горских евреях, известное нам по историческим литературным источникам, относится к середине XIX века. Это вовсе не означает, что горско-еврейского населения с самоназванием джухур (скорее всего тюркизированная передача арабского слова "гяур" - человек другой веры) не было до этого периода. Многие народы которые являются извечными соседями горских евреев, называют их татуаджикли чуут (татуаджиковские иудеи) или ибирли татуаджик (ибировские татуаджики) - (так называют их тюрки: карачаевцы и балкарцы); джут, джухуд (кабардинцы, народы Дагестана и др.). По всей видимости - а на это указывают и легенды антропонимического плана - карачаевское и балкарское название горских евреев, отличающее их от других евреев (чуутлулар или чуутлула) связано с Крымом и, вероятно, связано оно со словом тат: так тюрки называли ираноязычные народы. Так же они называли и своих соплеменников, например, южнобережных татар Крыма.. Возможно что таты, на языке которых разговаривают горские евреи - языке иранской языковой группы - были остатками иранизированного еврейского населения, проживавшего на территории Хазарского каганата (VII-XI вв.), в сферу влияния которого входил Крым. Правда, по тем же легендам карачаевцев и балкарцев были татуаджики и не иудеи: их называют хабарлы (или хабаркъарачайлыла). Они делились на черных (къара-джикли) и белых (акъ-джикли). Из рода ак-джикли был и родоначальник карачаево-балкарских княжеских родов Карча, живший в крепости Къыркъ-джерли Маджаре или Къыркъ-Маджаре (возможно, это - Кырк-ер - ныне Чуфут-Кале ("Еврейская крепость") в Крыму. По крайней мере все эти легенды полнее чем у других народов описывают происхождение горских евреев, живущих ныне на территориях современных Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Что же касается горских евреев, расселенных в Дагестане и Азербайджане, то по всей видимости, их предки изначально расселившись в пределах Атрапатены (Азербайджана) сохраняли свой язык и религию вплоть до вступления в эти пределы арабов (VII-VIIIвв.). Вынужденное переселение их в пределы Хазарского каганата, распространение иудаизма в среде полукочевников тюрков-хазар - а уже через них - среди алан или булгаро-алан, привело к окончательному формированию горско-еврейской общины даг-джухуд - тюркское определение иудеев живших в горных и предгорных районах Хазарии) и равнинно-еврейской (тюркоязычной иудейской джиклилер - джики) общин. Эти еврейские общины, будучи форпостами Хазарии на западных рубежах, стали фактическими властителями Западного Северо-Кавказья. Вероятно эти джики или татуа-джики, происходили от древнекыргызских племен переселившимися в предела Поволжья и Придонья в 1 в. н.э. и известных по историческим литературным источникам как цигу, джигу или кыркиез, кыргыз. Этим же именем долгое время называли карачаевцев и их этнические группы чег-эмли, кыргыез. Необходимо заметить, что название кыргыез, средневековые авторы (например, Гильом де Рубрук) часто путают с этнонимом черкес, который по всей видимости характеризовал оседлое хазарское население (чер - земля, кеса,коса или хеса + ар - хазайский человек = оседлый хазарин), в отличие от кыркеса или кыркиеса. Именно в среде этих племенных групп, родственных по языку хазарам, расселились иудеи, этнические евреи, которые были вынуждены вторично перебраться в Азербайджан уже после восстания каварских племени Хазарии и нашествия печенежских орд на ее территорию. Их часть по всей видимости укрылась в городах и поселениях Дагестана, а другая хлынула в Албанию (раннесредневековое название Азербайджана). Тесные контакты горских евреев или татов-иудеев Северного Кавказа с хазаро-аланским тюркским миром подтверждается вкраплением в их обрядово-культовую жизнь кавказско-тюркских персонажей: таких духов как Дедей, Офирогор, Момой. "Адили-Гудили" - колыбельные песни у горских евреев встречаются и у карачаевцев, как детские игры. Примеры можно продолжать. Факт такого сходства горских евреев, живших (по меркам Кавказа) далеко от карачаевцев, не имевших долгое время этнокультурных контактов (до того момента как карачаевцы и балкарцы стали мусульманами в XVI - XVIIIвв.) может говорить о том, что эти связи были в более раннюю эпоху, не позже X-XIIIвв.. Ведь в этих схождениях речь идет не о заимствованиях, а об общем наследии наиболее консервативных обрядово-культовых систем древнего населения Кавказа и хазаро-булгарских народов. Многими исследователями, занимающимися горско-еврейской историей их происхождение связывается с одним из колен Израилевых, поселившихся во времена персидской династии Ахеменидов среди древнекавказских и древнеиранских народов. Они сохраняли свой семитический язык и иудейскую веру вплоть до новоперсидского времени. Где-то в VIII-IX вв., предки современных горских евреев, были ассимилированы окончательно ираноязычными племенами, что и определило их нынешнюю иранскую языковую принадлежность. Возможно также и то, что язык древних татов был тюркским, и лишь впоследствии, после переселения иудаизированных савартов (савиров, хазар) в Персию, был сменен на иранский. Такой вывод связан с тем что в татском языке есть элементы чуждые всем другим иранским языкам, но присутствующие в тюркских, в частности в карачаево-балкарском. Вероятно, крымчаки и караимы, являются потомками как раз тех отюреченных и ассимилированных во многом антропологически булгаро-хазарами, древних евреев, жившими на территории Южного Кавказа со времен Ассирийской державы. Все вышесказанное не могло не сказаться на антропонимии (именнике) горских евреев, часть из которых мы решили привести для подтверждения наших предварительных выводов. Имена горских евреев по происхождению можно разделить по религиозному и языковому признакам. К первому можно отнести имена исконно еврейские (их можно понимать как коренные антропонимы); имена, заимствованные у мусульманских народов; имена хотя и тюркизированные, но в основном, библейские, и даже языческие - заимствованные от тех народов, как правило, тюркских и иранских, в среде которых расселялись горские евреи. Если формирование имен вроде бы более или менее прозрачно, то образование фамилий горских евреев тема особого исследования. Горско-еврейские фамилии чаще всего образуются по имени деда, как у народов Дагестана (Илизар - Илизаровы, Нисим(Анисим) - Анисимовы). В то же время, большие по численности семьи объединившись в целые родовые кварталы (тайпе, реже тире: от карачаево-балкарского тийре - квартал), сохраняли имя общего предка, как например Богатыревы, Мырзахановы (в Карачае). В Азербайджане же фамилии горских евреев часто записывались в тюркизированной форме - Нисим-оглу, например. Необходимо также заметить, что проживая в Кабардино-Балкарии горские евреи сохранили, в отличие от их же соплеменников Карачая дагестанскую форму образования тухумов по имени деда: Исуп - Исуповы, Шамил - Шамиловы, Ихил - Ихиловы, Гуршум - Гуршумовы. Раханай - Раханаевы, Устархан - Устархановы, Муса _ Мусаевы, Симха - Симаховы, Куденет - Куденетовы, Гиляд - Гилядовы. На горско-еврейском же языке ни написания, ни существования фамилий не было. Людей, вступавших в брак, при записи раввин называл, к примеру, Амал бен Бениамин, Роза бат Симха, которые в русской форме звучали Бениаминовы (Вениаминовы), Симховы (Симаховы, Симхаевы). Лишь в Карачае и Дагестане горские евреи имели населенные пункты, такие как Джегонас (Усть-Джегутинский район Карачая, читай Джиганазы или Джаганас, тюркизированная форм передачи еврейского понятия кенаса (бейт - кнессет) - синагога и карачаевского слова дже - порода деревьев, буквально: "Деревянный храм"). Маджалис (Кайтагский район Дагестана, от арабского "меджлис" - собрание), Мамрач (Магармкентский район Дагестана, древнетюркско-булгарское, карачаевское "Мамурач" - медвежонок), Жанжал-Кала, Магарамкентский район Дагестана, балкарское - жан (тюркизированное слово персидского происхождения "джан" - душа, "жал" - грива). Теперь о личных именах горских евреев. Большая часть имен известных нам по Библии, которых насчитывается 2800 входят в именник горских евреев, однако мы будем приводить также и имена арабского, тюркского и др. происхождения, наиболее употребимые в их быту. Еврейские как правило, выступают первыми (каноническими, обрядово-культовыми, после обрезания даваемыми) именами. Заимствованные же - это имена, понятные как окружающему населению, так и самим горским евреям, говорящим на татском языке. МУЖСКИЕ ИМЕНА: АБРАМ (русская передача древнееврейского библейского имени Абрахам - отец множества народов), может встречаться и в форме Ибрагим. АВШАЛУМ (древнееврейское имя Абшалом - отец мира); АГАБАЛ (возможно из древнееврейского хъагаб - саранча); АЛИДЛЫ (тюркское буквальное "алидовец", происхождение не известно); АНИСИМ (русская передача имени Нисим); АМИРХАН (встречается и в форме Амир, еврейское "амир" - "взрослый", "высокий" или арабское слово - аммар - приказывающий, князь, эмир плюс тюркское слово хан - владетель = приказывающий владетель); АШУР - может быть еврейское Ашер; БАГАТЫР - (карачаево-тюркское слово багатыр, багатур - воин, силач); БАХШИ - (тюркизированное персидское слово - ворожей, шаман, служитель культа); БЕБЕХАН (тюркское слово - отцовский владетель (бебе+хан); БЕНИАМИН (древнееврейское понятие -биниамин - "сын правой руки" - в смысле "сын первой жены"); ГЕРШИМ, ГЕРШУМ - (древнееврейское слово - "изгнанник"); ГИЛЯД (неизвестного происхождения); ДАВЫД, ДАВИД (древнееврейское имя - "возлюбленный"); ДАДАШ (горско-еврейская детская форма имени Ярден); ДЖАНБАХШИ (тюркизированное словосочетание персидского происхождения - джан - душа, бахши - шаман, то есть добрый (белый) шаман); ДЖАММЕК (карачаевская форма передачи имени Джанибек - джан - душа, бек - владетель - добрый, душевный правитель, владетель); ДУГУХАН (карачаевское имя Дугу - храбрый, смелый, ловкий, владетельный; общетюркское хан - правитель - храбрый правитель); ИЗГИЯЙ ( возможно от Хизкияhу, Хизкия); ИЗМАИЛ (русская передача древнееврейского имени Ишма'ел - услышитБ-г); ИЛЬЯ (русская передача древнееврейского - Элияhу -Б-г мой Яхве); ИРМИЙ, ИРМИЯ ( от древнееврейского - Иеремия - Иирмейиаhу - "Б-г возвысит"); ИРГАН (название местности, происходит от тюркских слов ир (мужчина) + ган/хан мужественный хан); ИСАЙ (древнееврейское - спасение Яхве); ИСАК (русская передача древнееврейского имени Ицхак); ИСРАИЛ ( древнееврейское ) ИФРАИМ (от еврейского Эфраим); ИХИИЛ - имя из Танаха; КАЙМЫРЗА (искаженное, тюркское имя Кайт-Мырза - Возвращенный владетель); КАРАБАТЫР (тюркское - черный богатырь); КУДЕНЕТ (карачаево-балкарское: ловкий, угоняющий, в карачаевской среде иносказательно - "еврей"); КУСТОСЛУ (карачаевец); ЛЕВИ МИШИ (возможно от древнееврейского Михаел); МУСА (арабская передача еврейского имени Моше); МУШАИЛ МЫРЗАХАН (тюркское - мырза - владетельный, хан - владетель); НАХАМИЙ от еврейского Нехемияhу НЕХАМИО НИСИМ ПИНХАС РАХАНАЙ (от еврейского Рейхо - "арамат"); РЕЗАК (возможно персидское имя Рза, Рзак); СИМАНДУ - от еврейского Симан-тов - "Добрый знак" СИМАХ - Симха. Симхо; ТАЛУБАЙ (тюркское - полноценный (толу, талу) богач (бай); УСТАРХАН ( тюркское - великий хан, владетель) ХАЗБИ (часто применяющееся тюркское имя - гусинный князь); ХАНУКАН (древнееврейское ханука плюс тюркское хан); ХАПИР - скорее всего, от еврейского "сапир"; ХУНБИЙ (искаженное, сравните плату за кровь у горских евреев хун багасы - стоимость крови, тюркское словосочетание кан-бий - кровавый князь); ХУСАРБИ (тюркское - хусар+би - князь, этномическое, карачаевский князь, горско-еврейское хусар - карачаевец, живущий в Верховьях Кубани); ЩЕРБАТ ШЕРЕБЕТ (вероятно, тюркское шеремет, арабское шарамот); ШЕРТМЕНХАН (карачаевское - божество ритуальных празднеств встречи весны); ЮРИЙ (от греческого Георгий); ЮСУФ (арабское от древнееврейского Иосеф). Следует сказать, что от всех этих имен образуются фамилии (кроме позднее заимствованных русских и европейских). К примеру, от имени Ильягу, Илья (от Элияhу) - Ильягуев, Ильяев, гораздо реже - Ильин. От Симха (Симах, Симхо) - Симхаев. Симахов, Симхоев и т.д. От женских имен фамилии, как правило, не образовывались (В отличие от ашкеназов, где фамилии Ривкин, Розин, Шейнин, Нехамкес очень распространены). ЖЕНСКИЕ ИМЕНА: АРУХАН (карачаевско-тюркское - красавица, от ару - красивая плюс хан, как усилитель); БАЛГУЗ (тюркское - мягкая, как пчелинный воск, мягкосердечная, состоит из двух слов - баал - мед, гуз/гауз - соты); БАТИЯ (от еврейского Батйа, Батья) ГУЛЬБООР (персидское "подобна цветам"); ЗУЛИЙ (возможно заимстввовано из карачаевского зулий - стройная, существует такое же карачаевское имя); ИСТЫР - от библейского Эсфирь, Эстер КЕМЕРХАН (персидско-тюркское Кемер - женский пояс, хан - усилительная форма, отсюда стройная); НУРИМГЕН от еврейского "нур" - свет СУЛОРУ ТУРУИШ УСТАХАН (тюркская передача арабского уста - умелый (о профессии) плюс тюркское - хан - рукодельница); ХАНОЙ (вероятно, персидское произношение древнееврейского Ханна - милость); ШЕКЕР (тюркизированное имя, арабо-персидское - сахар); Этим конечно, богатство антропонимикона горских евреев не ограничивается, но мы постарались дать хотя бы общие сведения. http://www.jewish.ru/9004.asp Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Farroukh Опубликовано 1 июля, 2004 Поделиться Опубликовано 1 июля, 2004 Эльтебер, эта информация несколько неверна. Существует другая, более убедительная версия Игоря Семенова. Подробнее здесь ГОРСКИЕ ЕВРЕИ краткий исторический очерк По преданию, изложенному в Библии, родиной древних евреев была территория современной Палестины. Отсюда они переселились в Египет, в область Гесем, которая примыкала к дельте Нила с востока. Здесь, в древней стране фараонов евреи и сформировались как единый народ, с одной верой и воспоминаниями об общих предках - Аврааме, Исааке и Якове. Яков, по преданию, был родоначальником двенадцати еврейских колен. Второе имя Якова, нареченное ему Богом, было ИЗРАИЛЬ, почему и весь еврейский народ стал называться народом Израиля, а древние земли евреев в Палестине, обетованные Богом Аврааму, Исааку и Якову - Страной Израиля (Эрец Исраэль). Двенадцать еврейских колен назывались по именам двенадцати сыновей Якова-Израиля: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Дан, Нефталим, Гад, Ашир, Истахар, Завулон, Иосиф и Вениамин. Кроме того, колено Иосифово делилось на два полуколена, носивших имена сыновей Иосифа - Менаше и Ифраим. Согласно Библии, еврейский народ вскоре после своего переселения из Палестины в Египет был обращен в рабство одним из фараонов, но в 14 веке до н.э. был выведен Моисеем (Мойше или Моше) в Синайскую пустыню. В память об освобождении евреев из египетского рабства празднуется праздник Пейсах, отмечаемый в середине весны. С этого времени и начинается собственно еврейская история, засвидетельствованная не только Библией, но и некоторыми другими древними памятниками. В Пятикнижии Моисеевом рассказывается о том, что после бегства из Египта, во время долгих скитаний евреев по пустыне Бог вручил Мисею на горе Синай каменные доски (скрижали) с изложенными на них заповедями, которые отныне должны были стать Законом народа Израиля. После долгих скитаний по пустыне еврейские колена под предводительством ученика Моисея Иесуса Навина вторглись в Палестину и завоевали значительную ее часть. Это случилось уже после смерти Моисея, который так и не увидел земли своих предков, древним названием которой было Ханаан. Израильские колена расселились по всему Ханаану (Палестине) и смешались с племенами, осевшими здесь после ухода евреев в Египет. После своего возвращения в Ханаан израильтяне постепенно перешли от кочевого образа жизни к оседлости. Так началась новая история еврейского народа. Несколько веков израильские колена жили разрозненно и время от времени вступали в войны со своими соседями, жившими как внутри Ханаана, так и вне его. Колена управлялись собственными вождями и только в 11 веке до н.э. признали авторитет пророка Самуила, который способствовал зарождению у израильтян традиции царской власти. Во избежание противоборства между израильскими коленами первым царем был избран Саул (1020-1004), происходивший из самого маленького и слабого колена - Вениаминова. В дальнейшем выдвинулся легендарный сочинитель псалмов - Давид из колена Иудова, который и стал преемником Саула. В царствование Давида (1004-965) израильтяне захватили городок Иерусалим, до этого принадлежавший племени иевусеев, и он стал столицей Израильского царства. Наследовавший Давиду его сын Соломон (965-928) построил в Иерусалиме Храм. который стал религиозным центром всего еврейского народа. Иерусалим, ставший политической и религиозной столицей объединенного еврейского государства, находился внутри области, которую населяло колено Иудово. Поскольку цари Давид и Соломон также происходили из колен Иудова, представители этого колена приобрели наибольшее влияние среди израильтян. В то же время самым многочисленным и сильным коленом было Иосифово, точнее, одно из его полуколен - Ифраимово. Выдвижение иудеев (представителей колена Иудова) не могло не вызвать недовольства среди ифраимитов, сохранивших свою силу и влияние на другие израильские колена. Противоборство иудеев и ифраимитов привело, в конечном счете, к распаду объединенного Израильского царства. Сразу же после смерти царя Соломона Израильское царство распалось надвое: в южной его части, в Иудее, продолжали править потомки царя Давида, а на севере, в так называемом Десятиколенном Израильском царстве власть переходила от одной царской династии к другой. В Иудее кроме Иудова колена жили также колено Венияминово и часть колена Семеонова, остальные десять (точнее, девять с половиной) колен жили в северном Десятиколенном царстве, столицей которой была Самария. Параллельное существование двух еврейских государств закончилось в 721 году до н.э., когда Самария была захвачена ассирийским царем Саргоном II, а большинство евреев Десятиколенного царства были переселены ассирийцами в Месопотамию, Хузестан и Мидию. До недавнего времени считалось, что предками горских евреев были именно эти израильтяне, пленники ассирийцев, однако такой взгляд на происхождение горских евреев ничем не подтверждается. После падения северного еврейского государства еще в течение более ста лет продолжало существовать Иудейское царство со столицей в Иерусалиме. К концу 7 столетия до н.э. образовалась мощная антиассирийская коалиция, возглавляемая Вавилоном. В 612 году до н.э. союзники по коалиции нанесли Ассирии решающий удар - Ниневия, столица великой державы, пала. На обломках поверженного Ассирийского царства образовалось Вавилонское царство. Быстрое расширение его владений и активная политика на западном направлении привела Вавило к столкновению с Египтом. В ходе политических игр двух гигантов небольшое Иудейское царство оказалось зажатым между ними и вынуждено было постоянно лавировать, чтобы сохранить свое существование. В конце концов, политика предпоследнего иудейского царя Иехонии (598-597) привела к катастрофе - в 597 году до н.э. Иерусалим был захвачен вавилонским царем Навуходоносором. Иехония вместе со знатью, войсками и частью горожан были уведены в плен в Вавилонию. В 586 году до н.э. вавилонская армия снова захватила Иерусалим и полностью его разрушила. Иерусалимский Храм был сожжен, а последний иудейский царь Седекия (597-586) ослеплен. Значительное число иудеев и на этот раз было уведено в плен вглубь Вавилонского царства. Все еврейские пленники из Иудеи были поселены царем Навуходоносором в междуречьи Тигра и Евфрата в месте их слияния. Евреи-переселенцы пользовались на этой небольшой полоске отведенной им земли полной автономией и были уравнены в правах с местным населением. Руководство еврейским населением Вавилонии осуществляли потомки царя Давида, которые стали носить титул реш галюта - "князь изгнания". Населенная в основном еврейскими пленниками территория на самом юге междуречья Тигра и Евфрата стала называться Эрец Исраэль - "Земля Израиля". По некоторым данным, евреи, уведенные в плен из Иудейского царства и поселенные в Вавилонии, встретили в изгнании евреев, переселенных ассирийцами за полтора столетия до этого из Десятиколенного Израильского царства. Эти израильтяне, населявшие соседнюю с Вавилонией область Хузестан, успели забыть многие из религиозных традиций своего народа и частично смешаться с местным населением. В плену израильтяне начали забывать о своем происхождении из различных колен и слились в единый еврейский народ. Все они стали именоваться иудеями, по имени выходцев из колена Иудова, хотя некоторые фамилии продолжали сохранять воспоминания о происхождении из того или иного израильского колена. В 539 году до н.э. Вавилонское царство было разгромлено объединенными силами персов и мидийцев. Создатель Иранской державы персидский царь Кир II (550-530) издал указ об освобождении пленников-евреев. В 519 году до н.э. указ Кира был подтвержден Дарием I. Евреи небольшими группами стали возвращаться в Палестину, но до восстановления Иерусалимского Храма прошло еще очень много времени. Во время Вавилонского плена, продолжавшегося больше шестидесяти лет, родилось новое поколение, выросшее в изгнании. Большинство израильтян так и не вернулось в Палестину. Даже после восстановления Иерусалимского Храма и возрождения еврейской государственности в Палестине число евреев, оставшихся в Эрец Исраэль в Месопотамии, было велико. Более того, наряду с Палестиной и Александрией Египетской в Вавилонии проживала значительная часть еврейского народа, и она оставалась мощным очагом еврейской культуры. После разрушения римлянами в 70 году н.э. второго Иерусалимского Храма и прекращения существования еврейского государства в Палестине Вавилония осталась единственным крупным центром еврейской учености и религиозной традиции. Из Эрец Исраэль в Вавилонии евреи, не вернувшиеся в Эрец Исраэль в Палестине, частично расселились по другим областям Иранской державы. Со временем они расселились по всем сатрапиям Ирана и создали свои колонии вплоть до среднеазиатских городов. Наиболее значительным после Вавилонии центром еврейской диаспоры стал город Исфахан, один из крупнейших торговых центров Ирана. Так постепенно шло складывание иранской группы еврейского народа. Постепенно иранские евреи усвоили различные диалекты персидского языка, причем евреи, жившие в разных городах, говорили на диалектах, отличавшихся не только друг от друга, но и от говоров самих персов. Диалекты иранских евреев, насыщенные древне-еврейскими и арамейскими словами, сохраняются еще и до сих пор среди евреев Ирана, Средней Азии (бухарские евреи) и Восточного Кавказа (горские евреи), а в Месопотамии и в Омане еврейско-персидские наречия были вытеснены арабским языком. После завоевания Азии Александром Македонским и последовавшим распадом его державы в Египте образовалось эллинистическое государство Птолемеев, столицей которого стала Александрия Египетская. Благодаря покровительству царей Птолемеев в Александрии образовалась большая еврейская колония, ставшая крупнейшей после Вавилонии общиной за пределами Палестины. С завоеванием Палестины в 63 году до н.э. римлянами евреи окончательно решились своей государственности. Два антиримских восстания в Иудее закончились поражениями; после первого восстания (66-70 г.г. н.э.) второй Иерусалимский Храм был разрушен, а после второго, в 132-135 годах, возглавленного Бар-Кохбой, евреи были вынуждены покинуть Палестину и переселились большей частью в Сирию, Малую Азию, Александрию Египетскую и другие области Римской империи. К концу 4 века н.э. еврейские общины существовали почти во всех городах Римской Империи, но особенно значительные еврейские поселения были в самом Риме, на Пиренейском полуострове и в восточных римских областях. С падением Западной Римской Империи наиболее значительное число еврейских общин сосредоточилось на территории современных Испании, Португалии и Южной Франции, а в Восточной Римской Империи - в Константинополе, Малой Азии, Сирии и Александрии Египетской. Из Восточной Римской (Византийской) Империи после нескольких крупномасштабных гонении евреи отселились в немецкие земли о образовали в средние века крупнейшую на сегодняшний день группу еврейского народа - ашкеназим (ашкеназы), говорящую на различных немецких диалектах или, точнее, жаргонах, которые обобщенно называют языком идиш. Позднее, благодаря покровительству властей, ашкеназим распространились из немецких земель на север - в Голландию и Данию, на запад - во Францию, на восток - в Польшу, Прибалтику, Полесье и Галицию. Евреи, поселившиеся в городах Пиренейского полуострова, образовали еще одну ветвь еврейского народа, называемую обычно сефардим (сефарды), от еврейского названия Испании - Сфарад. Евреи-сефардим усвоили в Испании местные романские (староиспанские) говоры, известные как язык ладино, который до сих пор сохраняется сефардскими группами в Южной Франции, Италии, Турции, Лондоне, Амстердаме и некоторых других местах. Другие сефардские группы, бежавшие в эпоху реконкисты из Испании в северо-африканские арабские страны, утратили староиспанский язык и перешли на арабский. Однако вернемся к истории иранской ветви еврейского народа. Во время правления в Иране шаханшахской династии Сасанидов (226-651) глава иранских евреев реш галюта был включен в придворную иерархию иранского двора и занимал в ней четвертое место после шаханшаха. Евреи продолжали пользоваться в Иране внутренней автономией, в том числе и судебной. Еврейские земли в Вавилонии были поделены на четыре округа, центрами которых стали города Нагардея, Махуза, Пумбадита и Сузы. В первом жил реш галюта, в двух последних были открыты еврейские академии. Кроме того, особый статус имел и населенный евреями город Исфахан, находившийся вдали от Вавилонии. Во время правлении персидского шаханшаха Варахрана II (276-293) в Иране началась реформа официальной религии Сасанидской державы - Зороастризма. Одновременно под влиянием верховного зороастрийского жреца Картира начались преследования иноверцев - иудеев, христиан и манихеев, но со смертью Картира они прекратились. При шаханшахе Шапуре II (309-379) был совершен крупный поход в Армению. В числе пленных было 79 тысяч евреев. Это были потомки евреев, которые были захвачены и поселены в Армении армянским царем Тиграном II (ум. в 56 г. до н.э.) после его похода в Палестину в 90-х годах до н.э. Шапур II переселил пленных евреев в Хузестан. Внук Шапура II шаханшах Ездигерд I (389-421) женился на дочери реш галюта. Ездигерду наследовал его сын Варахран V (421-439), приходившийся внуком реш галюта. Это было время расцвета еврейских общин в Иране, пользовавшихся поддержкой центральных властей. В это же время в еврейских академиях Вавилонии заканчивалось составление Вавилонского Талмуда - собрания устных и письменных поучений, наставлений и комментария к заповедям Торы. Сразу же после воцарения шаханшаха Ездигерда II (439-457) в Иране начались крупные реформы, в том числе и религиозная. Ездигерд II начал преследования христиан и евреев по всей своей державе. В 456 году он запретил празднование Субботы, но через год, когда Ездигерд умер, запрет отпал сам собой. Его сын Пероз (459-484) еще более ужесточил преследование иноверцев. Еврейских детей насильно отдавали на воспитание зороастрийским жрецам, а в 474 году были закрыты еврейские академии в Сузах и Пумбадите, упразнены еврейские суды, а народ насильно обращался в Зороастризм. Преследования иноверцев в Иране прекратились только со смертью шаханшаха Пероза - в 484 году он был зарублен во время одной из своих войн в Средней Азии. При шаханшахе Каваде I (488-531) в Сасанидской державе усилилось движение маздакитов. Основатель движения Маздак проповедовал социальное равенство, и эта проповедь нашла сторонника в лице самого шаханшаха. Кавад использовал движение маздакитов в собственных целях - для подавления влияния знати и усиления собственной самодержавной власти. Осмелевшие вожди маздакитов начали грабить знатных и просто состоятельных людей и, в конце концов, довели страну до анархии и экономического хаоса. Брожения происходили и в еврейской общине, только недавно пережившей преследования Пероза. Еврейский реш галюта Мар-Зутра II около 524 года отделился от Ирана и создал в еврейских округах в Вавилонии самостоятельное государство. Столицей Мар-Зутры стал город Махуза, располагавшийся всего в пяти километрах от столицы Ирана Ктесифона, на противоположном берегу Тигра. Мар-Зутре удалось обеспечить в своем государстве мир и нормальное функционирование государственных структур. Симпатии Кавада к маздакитам к концу его жизни ослабли, а в 529 году по ним был нанесен первый мощный удар. Сразу же после смерти Кавада его сын Ануширван Хосров I (531-579) предпринял массовые репрессии против маздакитов. Нанеся им полное поражение, Ануширван выселил многих из них на Кавказ в земли между Апшероном и Дербентом. Эти выселенные на Кавказ персы стали предками современных кавказских татов, сохранивших на новой родине свой язык, некоторые из традиций и фольклор. Сразу же после разгрома движения маздакитов пришел черед еврейского государства в Вавилонии. Удар по Мар-Зутре и его стороникам был нанесен уже в 531 году. Мар-Зутра и его дед по матери рабби Хинина, бывший его ближайшим сподвижником, были схвачены персами и повешены на мосту через Тигр, соединявшем Махузу с Ктесифоном. Рабби Ханина был главой одной из еврейских академий. После казни Мар-Зутры они были временно закрыты, а большая часть учителей разбежалось. Значительное число евреев из Вавилонии так же, как и персы-маздакиты, были выселены на Кавказ и основали там отдельные колонии. Древние писатели никак это не зафиксировали, и только в связи с событиями 624 года, то есть почти через сто лет, о евреях города Партава, столицы Алвана (Кавказской Албании), упоминает древний историк Мовсес Каланкатуаци. Кроме того, согласно одной из дагестанских хроник, к приходу арабских завоевателей на Кавказ здесь уже были еврейские поселения. Чтобы картина переселения евреев и персов на Кавказ стала более ясной, вернемся назад ко времени правления Пероза. Тогда в 463 году на Северный Кавказ переселился народ оногуров, прежде обитавший на юге казахстанских степей. Оногуры покорили все Предкавказье, в том числе и хазарские земли на Нижнем Тереке, и в 466 году вторглись в Закавказье, контролировавшееся преимущественно Ираном. Пероз с помощью своих вассалов разгромил оногуров и отбросил их к северу от крепости Чора, на месте которой позднее возник город Дербенд. К началу следующего века Предкавказье покорили новые пришельцы из Средней Азии - савиры. Подчинив себе оногур и хазар, савиры в 503 году, в разгар войны между Ираном и Византией, ворвались в подвластные шаханшаху закавказские страны и принялись грабить их. Силы савир были очень велики, и шаханшах Кавад I был вынужден прекратить войну с Византией и направить все свои силы против савир. Несмотря на все усилия, разгромить сразу савир не удалось, и война растянулась на целых шесть лет. Только в 508 году они были разгромлены и отброшены за пределы оборонительных укреплений Чора. Новое нападение савир на Иран произошло всего через пять лет, и только через год, в 514 году они были снова разбиты. Несмотря на победы Ирана, савиры и союзные им народы Предкавказья продолжали представлять собой угрозу иранским владениям на Кавказе. Это заставило Кавада изыскать средства на укрепления проходов вдоль западного берега Каспийского моря. При каваде были построены "длинные стены" у реки Гильгинчай и у горы Беш-Бармак; "длинная стена" в Чора, построенная еще при шаханшахе Ездигерде II, была обновлена и укреплена. Тогда же по всему Закавказью было построено множество крепостей, ставших опорными пунктами иранских властей в этом крае. Для охраны крепостей Кавад переселил сюда иранцев из соседних с Закавказьем областей - Гиляна и Дейлема, потомки которых до сих пор живут в селении Лахидж (Лагич). Позднее, уже при Ануширване, началось еще более грандиозное строительство на Восточном Кавказе. Тогда были построены каменные стены Дербенда, продолжено строительство Гильгинчайской стены, и тогда же началось массовое переселение персов-маздакитов и евреев из Месопотамии. Общее число переселенных было около 200000 человек или даже больше, причем около половины из них составляли евреи, которые и стали предками горских евреев. При переселении своем на Кавказ персы были обращены в Христианство, которое тогда было господствующей религией во всем Закавказье от Абхазии до Дербенда, а евреи, расселенные от Табасарана до Шемахи, а также в некоторых городах к югу от Куры, обратили в Иудейство немногочисленные кавказские группы. Среди местностей, где были иудеи-прозелиты, были, например, Табасаран и селение Ахты в Дагестане. Принятие Иудейства коренными дагестанцами со временем позволило евреям вступать с ними в браки, что, в конечном счете, привело к изменению физико-антропологического облика восточно-кавказских (горских) евреев. Еще до появления на Кавказе арабских армий еврейские купцы проникали в поселения хазар на Нижнем Тереке. Со временем в городах Хазарии образовались еврейские общины. Евреи, кроме того, попадали в Хазарию и в качестве пленных во время набегов хазар в Закавказье. Очень быстро незначительное число хазар восприняло Иудейство, и некоторые из них стали родниться с евреями. По источнику, ссылающемуся на хазарские летописные книги, обращение первых хазар в Иудейство относится к 610-м годам. Согласно наиболее распространенным взглядам на происхождение хазар, этот народ образовался из смешения гуннских тюркоязычных и сарматских ираноязычных племен, причем хазары говорили на архаичном тюркском диалекте, "испорченном" элементами одного из сарматских языков. Большая часть хазар длительное время оставалась язычниками, а Иудейство в начале 7 века восприняла только незначительная их часть. Вскоре после образования около 650 года Хазарского Каганата во главе с тюркютской династией Ашина его территория значительно расширилась. Она включала в себя все Предкавказье, Северное Причерноморье, Нижнее и Среднее Поволжье, а также земли некоторых из восточно-славянских племен. После изнурительной Тридцатилетней войны с Арабским Халифатом с 708 по 737 годы власть хазарского кагана переживала упадок. К этому времени столица хазар под давлением арабских армий была перенесена на Нижнию Волгу в город Итиль. Здесь и произошло беспрецедентное в мировой истории событие, изменившее судьбу хазарского народа. В конце 8 или в начале 9 века хазары-иудеи или, как их принято называть, иудейские хазары произвели в Каганате государственный переворот. К этому времени иудейские хазары все еще составляли меньшинство в хазарском народе, но имели прочные позиции при дворе кагана. Один из иудейских хазар, некто Абрам (Авраам), стал визирем кагана Хосро. Двоюродный брат кагана, наследный принц Джимшер, поднял мятеж, но был вынужден бежать на восток. Своих сыновей каган Хосро не имел, поэтому он еще при жизни разделил власть со своим зятем, знатным хазарином-иудеем Овадией. После смерти Хосро Овадия стал единоличным правителем, но поскольку власть в многонациональном Хазарском Каганате традиционно держалась на авторитете каганов из династии Ашина, Овадия был вынужден пригласить на трон кагана Джимшера II, сына мятежника Джимшера I. Тем не менее реальную власть Овадия сохранил за собой, приняв титул каган-бека, а кагану Джимшеру были оставлены лишь представительские функции, и, кроме того, каган официально продолжал считаться верховным владыкой Хазарского Каганата. Так сложилась система двоецарствия, когда параллельно существовали династия каганов и династия каган-беков. Эта система, при которой фактическое управление государством находилось в руках каган-бека, а не кагана, сохранилось и после смерти Овадии. В 861 году в Хазарии был проведен религиозный диспут, на который были приглашены представители Иудейства, Христианства и Ислама. Достоверно известно, что Христианство на диспуте представлял византийский ученый-богослов Константин Философ, который позднее изобрел славянскую азбуку. Каган признал победителем диспута иудейского раввина и принял Иудейство. С тех пор все каганы, так же, как и каган-беки, стали исповедовать Иудейство и распространили его на весь хазарский народ. Несмотря на большую популярность Иудейства в хазарской среде эта религия была воспринята очень поверхностно, и в повседневной хазары большей частью продолжали придерживаться древних языческих обычаев, а носителями ортодоксального Иудейства в Итиле были только этнические евреи и аристократическая верхушка хазарского народа. Вскоре после принятия Иудейства хазарским народом в Тбилиси возникла новая ересь, основателем которой был Муса (Абу Имран) ал-Зафрани, выходец из Вавилонии. Учение Абу Имрана, отрицавшее как Талмуд, так и Караимскую ересь, захватило не только все общины Грузии, но и, по некоторым данным, восточно-кавказских евреев. На Кавказе эта ересь держалась довольно долгое время, достаточно сказать, что она была жива еще в 12 веке, но затем была все-таки изжита, и восточно-кавказские евреи вернулись в лоно ортодоксального Иудейства. Насколько можно судить по хазарским документам, учение Абу Имрана не затронуло Хазарию. Численность еврейского населения в Хазарии увеличилась в первой половине 10 века, когда большой поток византийских евреев, гонимых императором Романом I (920-944), устремился в хазарские земли в Крыму и на Волге. В 965 году на Итиль, столицу хазар, напали кочевники гузы. По требованию дворцовой гвардии, которая с 9 века состояла из наемников-мусульман, жители Итиля отреклись от Иудейства и перешли в Ислам; иудеями остались только каган и каган-бек, а также этнические евреи-иммигранты. После принятия хазарами Ислама гвардейцы выступили против напавших на столицу гузов и разгромили их. Через четыре года к Итилю подошла посланная князем Святославом армия русов, которая разгромила хазарское войско и завладела столицей. Горожане спаслись бегством на Мангышлак и Апшерон и только через несколько лет вернулись обратно и восстановили свой город. Дальнейшая судьба итильских евреев неизвестна, вероятно, они осели в Ширване, но документально это никак не зафиксированно. После принятия Ислама волжскими хазарами их соплеменники в Крыму и на Тамани частично восприняли Караимство, другие - Христианство, и лишь небольшая их группа, предки современных крымчаков, остались верной иудейской ортодоксальности. Часть этнических евреев из Керчи, еврейским названием которой было Сефарад, согласно горско-еврейскому преданию, переселилась в Дагестан в ущелье Дерей-Гатта, близ Маджалиса. Как следует из одного еврейского документа, обнаруженного в Дагестане, все эти переселенцы или какая-то их часть были караимами. Лишь позднее их потомки вернулись к ортодоксальному Иудейству и влились в состав горских евреев. Итак, в первые столетия своего пребывания на Восточном Кавказе, с 6 по 13 века, еврейские общины восприняли в себя дагестанские и хазарские элементы, что несомненно наложило отпечаток на физико-антропологический облик современных горских евреев. Однако физико-антропологический тип горских евреев сохраняет свою близость и к иранским евреям; более того, по физическим признакам горские евреи являются наиболее характерной группой иранской ветви еврейского народа. Религиозные преследования, начавшиеся с вторжением на Кавказ Темир-ленга (Тамерлана), вынудили восточно-кавказских евреев уйти в горы, другие были вынуждены принять Ислам. В бывшем Рустовском районе Азербайджана жители некоторых мусульманских селений до сих пор сохраняют воспоминание о своем еврейском происхождении, а их язык имеет те же особенности, что и наречие горских евреев. Кроме того, по некоторым физико-антропологическим показателям жители этих селений не отличаются от горских евреев, но зато резко отличаются от живущих поблизости татов. Большая часть евреев, укрывшихся от Темир-ленга, сосредоточилась у подножия горы Шахдаг, другие бежали в горы Табасарана и Аварии, третьи основали новые поселения в ущелье Дерей-Гатта, где уже жили переселенцы из Сефарда (Керчи). Так восточно-кавказские евреи оказались загнанными в неприступные горы и позднее появилось их новое имя даг джууд - "горские еврей", которое вследствие ротацизма трансформировалось в джуур. Термином джуур горские евреи пользуются как самоназванием; в ходу также термин йахуди (иудей), но джуур - более употребителен. Во время гонений Темир-ленга восточно-кавказские евреи приобрели не только название горских, но и относительную изолированность и замкнутость. Если раньше они составляли одну из многочисленных групп иранских евреев, то теперь началось формирование особой этнографической группы, дожившей до нашего времени. В 1606 году после войны между Ираном и Турцией почти все Закавказье вплоть до Дербенда вошло в состав Ирана. Персидские власти разрешили горским евреям из окрестных селений обосноваться в Дербенде, и уже немецкий путешественник Адам Олеарий (Эльшлегер), побывавший здесь в 1636 году, отметил в своих записях, что в Дербенде, кроме мусульман, живут также "иудеи, пишущие себя из колена Вениаминова". Тогда же, в 17 веке, горским евреям было разрешено селиться близ города Куба, на противоположном от этого города берегу реки Кудиал-чай. Так возникла Еврейская Слобода, которая со временем стала крупнейшей колонией горских евреев, разрошейся за счет переселенцев из селений близ горы Шахдаг. В 1630-х годах был разработан кодекс законов каракайтагского уцмия Ростема. В кодексе особо оговаривалось положение евреев. Мусульманин, убивший еврея, наказывался огромным денежным штрафом. Как правило, каракайтагские феодалы брали местных евреев под свою опеку. В 18 веке короткое описание горских евреев оставил офицер русской армии Иоган Гербер, оставшийся после Персидского похода Петра Великого на Кавказе. Он писал, например, что в Шемахе некоторые из евреев занимаются купечеством, но большая их часть занята сельским хозяйством. Евреи, как и армяне, платили местным ханам харадж и джизью, то есть, помимо обычного налога, еще и налог с немусульман. Еврейские селения управлялись собственными старшинами. "Они прежде были многолюднее, - писал Иоган Гербер, - но для многих нападков, чиненных от тамошних жителей, завсегда умалялись, и не могут паки размножится". Во время Кавказской войны мюриды имама Шамиля насильно обратили евреев, живших в аварских и чеченских местностях, в Ислам. Их потомки до недавнего времени сохранили воспоминания о своем еврейском происхождении. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Scut Опубликовано 9 июля, 2004 Поделиться Опубликовано 9 июля, 2004 Вот еще кое-какая информация с сайта www.rustrana.ru Горские евреи, джухуро, этнолингвистическая группа евреев. Численность в Российской Федерации 11,3 тысячи человек. Живут в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Чечне и Ингушетии, а также в Азербайджане. Традиционные занятия: торговля, садоводство, виноградарство. Ремесла: ковроткачество, изготовление медной посуды, ювелирных изделий. Язык - татский, говоры махачкалинско-нальчикский, дербентский, кубанский. По официальным данным, в 1835 г. сельскими жителями были 58,3%, а горожанами - 41,7%. Горожане в значительной, части также занимались сельским хозяйством, главным образом садоводством, виноградарством и виноделием (особенно в Кубе и Дербенте), а также выращиванием марены, из корней которой получали красную краску. Крупные винодельческие компании были основаны в конце 19 века. К началу 20 века с развитием производства анилиновых красителей выращивание марены прекратилось, владельцы насаждении разорились и превратились в чернорабочих, торговцев-разносчиков и сезонных рабочих на рыбных промыслах (в основном в Дербенте). В некоторых селениях Азербайджана горские евреи занимались табаководством, в Кайтаге, Табасаране и ряде сел Азербайджана - пашенным земледелием. В ряде селений до начала 20 в. главным занятием было кожевенное ремесло. С 60-70-х годах 19 века горские евреи начали селиться в городах Баку, Темир-Хан-Шура, Нальчик, Грозный, Петровск-Порт. К концу 19 - началу 20 века значительно выросло число занятых мелкой торговлей; зажиточных торговцев (главным образом тканями и коврами) было немного (в Кубе, Дербенте, с конца 19 в. также в Баку и Буйнакске). Основной социальной ячейкой Горских евреев вплоть до конца 1920-х - начла 1930-х гг. была большая трех-четырехпоколенная семья с числом членов 70 человек и более. Как правило, большая семья занимала один двор, в котором у каждой малой семьи был свой дом. Вплоть до современного периода практиковалась полигамия, в основном двое- и троеженство. Каждая жена с детьми занимала отдельный дом или, реже, отдельное помещение в общем доме. Во главе большой семьи стоял отец, после его смерти главенство переходило к старшему сыну. Глава семьи заботился об имуществе, которое считалось коллективным достоянием всех ее членов, определял порядок работы всех мужчин семьи; мать семейства (или первая из жен) вела хозяйство и наблюдала за женскими работами: приготовлением пищи (готовившейся и потреблявшейся совместно), уборкой и т, п. Несколько больших семей, происходивших от общего предка, образовывали тухум. Женщины и девушки вели замкнутую жизнь, не показываясь посторонним. Помолвка часто совершалась в младенческом возрасте, за невесту выплачивался калын (калым). Сохранялись обычаи гостеприимства, взаимопомощи, кровной мести. В случае неисполнения кровной мести убийце-еврею в течение трех дней семьи убитого и убийцы считались связанными узами кровного родства. Часты были побратимства с представителями соседних горских народов. Аулы горских евреев располагались рядом с аулами соседних народов, в некоторых местах они жили совместно. Поселение горских евреев состояло, как правило, из трех пяти больших семей. В городах горские евреи жили в особом предместье (Куба) или в отдельном квартале (Дербент). В конце 19 в. начался процесс распада большой семьи. По материальной культуре горские евреи близки окружающим народам. Традиции жилища каменные, в городах - дома с восточным убранством, в аулах - дома из двух или трех комнат: для мужчин, для гостей, для женщин с детьми. Помещение у детей отличалось лучшим убранством, украшалось оружием. От соседних народов горские евреи заимствовали многие языческие обряды и поверья. Мир считался населенным множеством духов, видимых и невидимых, карающих или благоволящих человеку. Так - Нум-Негир, владыка путников и семейной жизни, Иле-Нови (Илья-пророк), Ождегое-Мар (домовой), злые духи Сер-Ови (водяной) и Шегаду (нечистый дух, сводящий с ума, сбивающий человека с пути истины). В честь духов осени и весны Гудур-Бой и Кесен-Бой устраивались особые празднества. Идор - властитель растительного царства, ему посвящен праздник Шев-Идор. Земирей - ниспосылатель дождя. Считалось, что в ночь на седьмой день праздника Кущей (Араво) определяется судьба человека; девушки проводили ее в гаданиях, плясках и пении. Характерны гадания девушек в лесу по цветам накануне праздника весны. За два месяца до свадьбы совершался обряд Рах-Буры (пересечение пути), когда жених отдавал отцу невесты последние выкупные деньги. В значительной мере сохраняется соблюдение религиозных традиций, связанных с жизненным циклом (обрезание, свадьба, похороны), потребление ритуально пригодной пищи (кашер), мацы, отмечаются праздники Иом-Киппур (Судный день), Рош-ха-шана (Новый год), Пасха (Нисону), Пурим (Гомуну). В фольклоре выделяются сказки (овосуна), исполнявшиеся профессиональными сказочниками (овосуначи), и стихотворения-песни (ма`ни), исполнявшиеся поэтами-певцами (ма`ниху) и передававшиеся с указанием имени автора. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Gershom Zvi Опубликовано 29 декабря, 2005 Поделиться Опубликовано 29 декабря, 2005 Уважаемый Мурат Каракетов Меня очень интересует личность реш галута (глава изгнания) Мар-Зутра II и собираю сведения о нем. Вы пишете "Еврейский реш галюта Мар-Зутра II около 524 года отделился от Ирана и создал в еврейских округах в Вавилонии самостоятельное государство. Столицей Мар-Зутры стал город Махуза, располагавшийся всего в пяти километрах от столицы Ирана Ктесифона, на противоположном берегу Тигра. Мар-Зутре удалось обеспечить в своем государстве мир и нормальное функционирование государственных структур " По моим данным: \"In the reign of Kobad (Cabades) in Persia, a fanatic reformer named Mazdak desired to introduce the doctrine of the community of property and wives, thus modifying the Zoroastrian creed. (501). The king became an adherent of the new doctrine and decreed its acceptance by the people. The lower classes eagerly availed themselves of the license thus granted. To this communism, the Jews, led by Mar Zutra II., son of R. Huna, the young exilarch, offered an armed resistance. The occasion of the revolt was the murder of Mar Isaac, president of one of the colleges. It is related that they established an independent Jewish state, having for king the Prince of Captivity, with Machuza as the capital. At last, after seven years, Mar Zutra and his grandfather, Mar Chanina, were taken prisoners, executed, and their bodies nailed to the cross on the bridge of Machuza (about 520). On account of the ensuing persecutions the office of Exilarch remained for some time in abeyance.\" http://www.sacred-texts.com/jud/t10/ht109.htm The Babylonian Talmud translated by MICHAEL L. RODKINSON Book 10 (Vols. I and II) [1918] The History of the Talmud Volume I: History of the Talmud CHAPTER VI. THE PERSECUTIONS OF THE TALMUD IN THE PERSIAN AND BYZANTINE EMPIRES IN THE SIXTH CENTURY AFTER THE CLOSE OF THE TALMUD ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ "Most of the fourth century saw Jewish persecution in Babylonia, with many killed, and children given to Mazdean Priests. Jews were even forbidden to light Shabbath candles. When the Sasanians embraced briefly the teachings of Mazdak which included the sharing of property and women, the Exilarch Mar Zutra II expelled the Mazdakites in the year 513, and declared an independent state which lasted seven years, until he was captured and killed in 520\" ANTISEMITISM ITS HISTORY AND CAUSES by Bernard LAZARE (Translated from the French) Chapter Two ANTISEMITISM FROM CONSTANTINE TO THE EIGHTH CENTURY По материалам И Семенова: ... в те времена, когда в Иране развернулось движение маздакитов, еврейский князь Мар-Зутра II, управлявший еврейскими общинами Иранской державы, поднял мятеж против шахиншаха и выделил в отдельное государство четыре месопотамских округа, население которых составляли, главным образом, евреи. Как предполагается, эта акция была вызвана тем, что маздакитское учение, в основе которого лежала идея социального равенства, было поддержано шахиншахом Кавадом I, а Мар-Зутра II, будучи противником идей Маздака, старался уберечь еврейское население Вавилонии от их влияния. Несмотря на это, сторонники мадзакитства нашлись и среди евреев, и, судя по всему, их оказалось достаточно много Накануне широкой пропаганды Маздакитства почти все иранское еврейство было сосредоточено в юго-западных, главным образом в месопотамских областях Иранской державы. Еврейская культура в Иране в этот период переживала небывалый расцвет. Несмотря на притеснения властей, соперничавшие друг с другом ешивы городов с еврейским населением Нагардеи Суз и Пумбадиты вывели еврейскую науку на небывалый уровень. Был закончен Вавилонский Талмуд. Уровень грамотности еврейского населения Ирана был уникальным для того времени явлением. Борьба идей внутри Иудейства становилась все более острой, и протекала она не изолировано, в высших и наиболее образованных слоях, а охватывала практически всю массу иранского еврейства. Благодаря этому был окончательно оформлен гибкий и универсальный механизм законотворчества, позволявший приспосабливать традицию к самым неожиданным и самым суровым условиям политической и социальной жизни ... еврейский документ сообщает о том, что семь лет самостоятельности Мар-Зутры II закончились тем, что его государство было ликвидировано персидскими властями, а сам он казнен. В документе также говорится о том, что накануне этого события в ряды дружинников Мар-Зутры II вступили и евреи-маздакиты, которых, по-видимому, объединила с князем опасность, одинаково угрожавшая и им, и сторонникам Мар-Зутры К концу своей жизни Кавад I стал ограничивать маздакитов, а в 527 году развернул репрессии против них. Через четыре года, сразу же после смерти Кавада, его сын Хосров I Ануширван жестоко расправился с лидерами маздакитов (их живьем зарывали в землю) и полностью подавил их влияние в стране Т.Е. По моим данным Мар-Зутра II около 513 года отделился от Ирана и в 2013 г исполняется 1500 лет Великого восстания в Вавилонии во времена завершения Талмуда Был очень признателен еслии вы уквжите другие источники и какой еврейский источник указывает И Семенов я подобную сылку встречал и в английских источниках но как называется оригинал? Гершом Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 26 октября, 2009 Поделиться Опубликовано 26 октября, 2009 Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Таты — народность иранского (персидского) племени, обитающая на Кавказе, в губ. Бакинской (Бакинском и Кубинском уу.) и Елизаветпольской и в Южном Дагестане (в Кайтаго-Табасаранском округе). Число их доходит до 135000. название Таты, кажется, не есть собственно обозначение известного народа, а является лишь определением его образа жизни и социального положения: на джагатайском наречии тюркского языка слово тат имеет значение подданного, живущего или служащего у вельможи, — и это название тюркские кочевые племена давали всем порабощенным ими народам, ведшим оседлый образ жизни. Таты были выведены в разное время из Персии в подвластные ей некогда закавказские прикаспийские провинции для борьбы с северными народами. Таты исповедуют мусульманскую религию шиитского толка. Язык Таты, иначе называемый фарсидским, есть не что иное как испорченный народный говор новоперсидского языка. Некоторые ученые приписывают образование татского наречия тем туркам, которые по покорении их персами должны были принять веру и язык победителей. Тем же татским языком говорят и горские евреи Дагестана и Бакинской губ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 26 октября, 2009 Поделиться Опубликовано 26 октября, 2009 Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Евреи горские. — Горскими евреями (по-татарски даг-чуфут) называются кавказские Евреи, живущие в аулах и некоторых гор. Дагестанской, Терской, Кубанской областей и губерний Бакинской и Елизаветпольской и говорящие иранским языком, поднаречием татского языка. Число горских Евреи определяется в 4090 дворов или 21 тыс. душ. Главные занятия их: возделывание виноградников, марены, табака, хлебопашество, кожевенное дело и мелочная торговля. По данным, собранным И. Анисимовым в 1886 г., 10000 из них живут в аулах и около 11000 в городах (всего больше — в Кубе и Дербенте. Несколько столетий тому назад число еврейских поселений на Восточном Кавказе было гораздо значительнее. Так, по словам Витсена, составившего в 1690 г. описание Северной и Восточной Татарии ("Noord en Oost Tartaryen"), в одном княжестве Отсме (владения бывших каракайтакских удмиев) их считалось 15 тысяч. Во многих местах Дагестанской области и Бакинской губернии, где в настоящее время уже нет горских Евреи, существуют развалины их аулов, могил, следы оросительных канав и проч. Туземное мусульманское население до сих пор отмечает эти места такими названиями, как Чуфут-Тебэ (еврейский холм), Чуфут-Кабур (еврейская могила) и т. п. Во многих местностях Дагестана мусульманство вытеснило религию Моисея; но в некоторых мусульманских семьях, происходящих от Евреи, до сих пор встречаются еврейские книги, унаследованные от предков. Из свидетельств арабских писателей — Масуди, Ибн-Хаукаля — и из арабской истории Дербента (так наз. "Derbend Nameh") можно вывести, что арабы при завоевании Дагестана в первой половине VIII в. уже застали там евреев в значительному числе. Есть основание думать, что от кавказских евреев шла пропаганда Моисеева закона среди хазар Северного Кавказа, приведшая к принятию иудейской веры хазарских хаганом. У кавказских Евреи существует и доселе смутное воспоминание, что у них когда-то была своя царская династия на Кавказе. Даже Евреи, живущие в Гиляне, по словам Рейнегга ("Alg. histor.-topograph. Beschreibung d. Kaukasus" 1796), уверяли с гордостью, что их предки владычествовали на Кавказе, но затем были вытеснены магометанами. Современные горские Евреи не сохранили ни письменных памятников, ни устных преданий о своем приходе на Кавказ. Они вполне уверены только в том, что происходят от Евреи, которые были выведены из Палестины еще ассирийскими царями и не участвовали в построении нового храма в Иерусалиме. Трудно решить, основана ли эта уверенность на пережившем ряд столетий народном предании или является позднейшим домыслом раввинов, выведенным из свидетельства Книги Царств (IV, XVII, 6), что после взятия Самарии ассирийским царем Салманассаром израильское население отведено было в плен и поселено в Калахе (в Ассирии), на р. Хабуре (в Сузиане), на р. Гозан и в горах Мидийских. В той части Мидии, которая впоследствии называлась Атурпатаканом, а в настоящее время известна под названием Адербейджана, несомненно существовало значительное еврейское поселение, которое и было колыбелью кавказских Евреи Указания на существование евр. племени на границе Мидии и Персии сохранились в некоторых еврейских источниках, например, у еврейского путешественника Эльдада-га-Дани, жившего во 2-й половине IX в. По его словам, эти Евреи происходят от колена Исахарова, живут в соседстве с народами, поклоняющимися огню и женящимися на своих матерях, дочерях и сестрах (т. е. с приверженцами религии Зороастра, дозволяющей браки на близких родственницах), и говорят, кроме еврейского языка, на языках персидском и кедарском (см. Гаркави, "Сказания евр. писателей о хазарах и Хазарском царстве", 1874). Слова Эльдада га-Дани подтверждаются языком современных горских Евреи Выселившись из Адербейджана на Кавказ, они принесла с собою то иранское наречие, которое усвоили в Адербейджане, именно диалект татского языка, близкородственного персидскому. О времени поселения адербейджанских Евреи на Кавказе нет точных свидетельств; но ввиду того, что это переселение предшествовало завоеванию Дагестана арабами, следует думать, что оно вызвано было гонениями, которым подвергались Евреи в Персидской монархии от сасанидских царей, фанатиков религии Зороастра (V в. по Р. X.). В связи с подобными притеснениями находится, вероятно, и первая колонизация Евреи некоторых местностей Кавказа, где среди языческого, не фанатизированного духовенством населения они не испытывали стеснения в своих верованиях и обрядах и могли даже пропагандировать свою религию. Впоследствии при распространении ислама на Кавказе Евреи снова были подвергаемы преследованиям, и многие были принуждены к переходу в мусульманство. Проживая в течение многих столетий на Кавказе среди туземцев другой расы и обратив многих из них в свою религию, Евреи некогда свободно вступали с ними в брачные отношения, что отразилось на физическом типе современных горских Евреи Среди них наряду с семитическим типом встречаются лица с типом лезгинским, татарским или вообще туземным кавказским, так что многих Евреи по наружности трудно отличить от местного населения. Так же мало отличаются они от туземцев устройством жилищ, бытовой обстановкой и костюмом. Имена, даваемые Евреи детям, по большей части взяты из Пятикнижия Моисея и из книг пророков; но нередко даются имена символического значения: Сладкий (Гоатли), Лев (Аслан), Тигр (Коплон) или названия драгоценных металлов (большею частью девочкам). Число жен не ограничено законом, но редко встречаются лица, имеющие трех жен; женатых на двух бывает в каждом ауле приблизительно человек десять на 100 домов. Жены живут или вместе, каждая в особом отделении, или порознь, в особых домах, и муж посещает их поочередно. Все домашние работы лежат на женщинах, положение которых вообще крайне приниженное. Домашний и общественный быт Евреи основан на адатах (обычаях, перешедших к ним от предков), а также на некоторых обычаях, усвоенных ими от кавказских туземцев. Как и у последних, у Евреи соблюдается, напр., обычай кровной мести, начинающий ослабевать только в последнее время благодаря вмешательству администрации. В судебном отношении Евреи, живущие в аулах, подчиняются, как и их одноаульцы мусульмане, суду по адатам — сельскому, решающему тяжбы, не превышающие 100 р., и народному словесному, имеющему значение русских окружных судов. Евреи в городах подчиняются общим судам. Судьи в народном суде выбираются из туземцев-магометан и Евреи, называются старшинами и утверждаются правительством. Так, в Тарках (Дагестанской обл.), где приблизительно 50 домов Евреи на 1000 — 1200 домов мусульман, один старшина из Евреи приходится на 6 — 7 мусульман. Между горскими Евреи широко развита взаимная помощь и благотворительность. В религиозном отношении горские Евреи, признавая себя талмудистами и исполняя обряды, предписываемые законом Моисея, имеют по скудному развитию религиозного образования некоторые верования, не согласные с иудейской религией. Они признают существование ряда духов добрых и злых, имеющих сильное влияние на жизнь людей. Таковы духи: Нум-Негир — покровитель путников и семьи, хотя и насылающий иногда болезни на детей; Ождегойе-мар, соответствующий домовому, Сер-Ови — дух воды; злой дух Шехаду, насылающий сумасшествие, и друг. В представлениях о загробной жизни отразилось, с одной стороны, древнее верование в переселение душ людских в тела животных, с другой — Зороастрово учение о путешествии души в загробный мир по мосту (чинвату). По мнению Евреи, между адом и раем протянута толстая накаленная проволока, по которой должна идти душа, чтобы окончательно очиститься от грехов и попасть в рай. Указатель литературы см. у Вс. Миллера, "Материалы для изучения еврейско-татского яз." (СПб. 1892); подробные сведения о быте — в соч. И. Ш. Анисимова: "Кавказские Евреи-горцы" (М. 1888, из "Сборника материалов по этнографии", изд. при Дашковском этнографическом музее, вып. III). Вс. Миллер. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться