Гость kypchak Опубликовано 3 июня, 2004 Поделиться Опубликовано 3 июня, 2004 БОСНИЙЦЫ (самоназвание - "мусульмане" , муслимане, босанцы), народ, население Боснии и Герцеговины. Численность 1800 тыс. человек (1992). Живут также в Югославии (220 тыс. человек), Хорватии (14 тыс. человек), Турции (30 тыс. человек), США (30 тыс. человек). Общая численность 2100 тыс. человек. Боснийцы - в прошлом население (в основном сербы и хорваты) исторических областей Босния и Герцеговина, принявшее ислам во времена османского владычества. Язык сербскохорватский. Верующие мусульмане-сунниты. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость kypchak Опубликовано 3 июня, 2004 Поделиться Опубликовано 3 июня, 2004 Вобще южнославянская культура очень и очень интересная. давайте ссылки пожалуйста. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ДР Ахметыч Опубликовано 4 июня, 2004 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2004 ... Боснийцы - в прошлом население (в основном сербы и хорваты) исторических областей Босния и Герцеговина, принявшее ислам во времена османского владычества. Читал, что боснийцы стали мусульманами не насильно, а т.к. изначально исповедовали иконоборческую ветвь христианства (к тому же не считавшего Иисуса богом), признанную православными и католиками ересью. От ислама же она отличалась незначительно и легко на него перешли. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Scut Опубликовано 4 июня, 2004 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2004 Кое что об Османском периоде Боснии. Османское правление. В 1463 бльшая часть раздробленной Боснии попала под власть турок; Герцеговина сопротивлялась дольше, но в 1482 обе провинции были объединены турками под властью единой администрации. Последние боснийские территории (район Яйце) перешли к туркам в 1528. Вся Босния и Герцеговина оставалась под властью османов вплоть до 1718, когда ее часть на два десятилетия отошла к Габсбургам. После завоевания турками боснийские богомилы в массовом порядке были обращены в ислам (лишь немногие боснийцы восприняли христианскую веру, в частности католическую). Массовое, уникальное по масштабам обращение в другую веру наделило Боснию особым статусом в рамках Османской империи. Территория Боснии была сохранена и расширена за счет ряда хорватских территорий. Мусульманская элита Боснии получила статус наследуемого дворянства. Религиозный ландшафт Боснии усложнился после того, как мигранты, именовавшиеся влахами и считавшие себя православными христианами, поступили на службу пограничными стражниками Османской империи в северо-западной Боснии. Со временем они стали отождествлять себя с сербами. Кроме того, во время османского правления значительная доля католического населения Герцеговины перешла в православие. В 1839, после нескольких столетий борьбы с землевладельцами-феодалами, правительство объявило равенство всех подданных Османской империи перед законом и отменило феодальную военную систему. В 1848 губернатор Боснии отменил так называемый корве – бесплатный труд крепостных на своего помещика. Менее обеспеченные землевладельцы (ага) не хотели лишаться корве, но их мятеж (1849–1851) был подавлен. Феодалы-землевладельцы полностью примирились с правительством, когда оно в 1859 выпустило указ, объявлявший феодалов полными владельцами земли и превращавший крестьян в издольщиков. По этому указу крестьяне получали свободу; но многие из них по собственному желанию или под давлением отказались от своих прав на аренду земли. В 1875 насчитывалось несколько сотен беев (или крупных землевладельцев), более 6 тыс. ага, 77 тыс. крестьянских семей (главным образом мусульманских) и 85 тыс. семей издольщиков, в основном православных (сербов) и католиков (хорватов). Некоторые землевладельцы стремились сохранить корве и более высокую ренту, которая была предоставлена им по закону 1848. Из-за неурожая 1875 Герцеговину поразил голод. Вспыхнувшее в том же году восстание было одновременно политическим и экономическим. По идеологическим соображениям оно распалось на несколько течений: за объединение с Сербией, за объединение с Хорватией и за автономию. По решению Берлинского конгресса 1878 Босния и Герцеговина были переданы под власть Австро-Венгрии. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Qasqyr Опубликовано 4 июня, 2004 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2004 Безграмотная справка. У Османов не было дворянства. Тымарлы спахием мог стать любой, доказавший свои боевые и организаторские способности. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Andrej Опубликовано 5 июня, 2004 Поделиться Опубликовано 5 июня, 2004 Читал, что боснийцы стали мусульманами не насильно, а т.к. изначально исповедовали иконоборческую ветвь христианства (к тому же не считавшего Иисуса богом), Возможно это несторианство. Несториане не считали Иисуса Христа Богом. На счет икон не знаю. Сейчас несториане - только айсоры Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость NB_ я Опубликовано 7 июня, 2004 Поделиться Опубликовано 7 июня, 2004 Возможно это несторианство. Андрей, какое несторианство? Богомилами они были, богомилами, Scut же дал справку. Было такое мощное еретическое движение в христианстве, потрясавшее государства. Тогда вообще этого добра хватало - катары, альбигонцы, гуситы и т.п. В крестовые походы на еретиков ходили, спасаю веру христианскую от обрушения. Собственно, знаменитая "Имя розы" У. Эко - как раз про тогдашний разгул ересей. Ну, и, естественно, что у затравленных христианами богомилов отношение к христианской религии было далеким от любви, почему с переходом в ислам никаких сложностей не возникло - ломанулись всем народом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость kypchak Опубликовано 12 июня, 2004 Поделиться Опубликовано 12 июня, 2004 Русско- боснийский разговорник Основные слова В формате Word Да = Da Нет = Ne Спасибо = Hvala Большое спасибо = Puno hvala Пожалуйста = Nema na tshemu Пожалуйста = Molim vas Извините = Izvinite Здравствуйте = Zdravo До свидания = Do vidjenja (Allah imanet - Muslim part) Пока = Vidimo se Доброе утро = Dobro jutro (Sabah hajrula - Muslim part) Добрый день = Dobar dan Добрый вечер = Dobro vetshe (Aksam hajrula - Muslim part) Спокойной ночи = Laku notsy Я не понимаю = Ne razumijem Как это сказать по [… ...]? = Kako se ovo kazhe na [bosanski] Вы говорите по-... = Govorite li... Английски = Engleski Французски = Frantsuski Немецки = Njematshki Испански = Shpanski Китайски = Kineski Я = Ja Мы = Mi Ты = Ti Вы = Vi Вы = Vi Они = Oni Как вас зовут? = Kako se zovete? Очень приятно. = Drago mi je shto smo se upoznali. Как дела? = Kako ste? Хорошо = Dobro Плохо = Loshe Так себе = Tako tako Жена = Zhena Муж = Muzh Дочь = Ktsyerka Сын = Sin Мат = Majka Отец = Otats Друг = Prijatelj Где здесь туалет? = Gdje je toalet? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость kypchak Опубликовано 12 июня, 2004 Поделиться Опубликовано 12 июня, 2004 В Боснии сохраняются тюркские традиции, - из кухонь и поныне идет аромат бараньего жира. Само восточное происхождение боснийской кухни уже подразумевает шашлык, босански лонас (голубцы), баклаву (турецкие сладости) и бурек (слоеный пирог с мясом и сыром). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльтебер Опубликовано 12 июня, 2004 Поделиться Опубликовано 12 июня, 2004 В Боснии сохраняются тюркские традиции, - из кухонь и поныне идет аромат бараньего жира. Само восточное происхождение боснийской кухни уже подразумевает шашлык, босански лонас (голубцы), баклаву (турецкие сладости) и бурек (слоеный пирог с мясом и сыром). Не верно было бы выделять одних боснийцев. Балканы в целом испытали влияние Османской Империи. Например, сербы считают каймак своим блюдом, а денги в общем называют по-турецки пара, да и денежная единица у них вроде динары. Кстате, южные кыргызы используют слово пара в значении взятки. Греки будут до крови в носу доказывать что баклава ихняя сладость. Правильнее было бы говорить о взаимном влиянии народов Балкан, Малой Азии и Ближнего Востока. Тот же лахмажун (слоенная питца)имеет сирийские и ливанские корни, но у турков считается национальным блюдом. Даже в Кыргызстане можно найти лахмажун. И таких примеров много. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Qasqyr Опубликовано 20 июля, 2004 Поделиться Опубликовано 20 июля, 2004 Кстате, южные кыргызы используют слово пара в значении взятки. Это слово в казахском литературном языке означает "взятка" Греки будут до крови в носу доказывать что баклава ихняя сладость. Так оно и есть. И слово новогреческое - означает "ромб". Тот же лахмажун (слоенная питца)имеет сирийские и ливанские корни, но у турков считается национальным блюдом. Во-первых это просто пресная лепешка типа лаваш с фаршем. Похоже на настоящуюю итальянскую пиццу, только тесто тоньше. Во-вторых это курдское блюдо. Турецкая кухня - синтез балканской, закавказской и ближневосточной кухни. Сами турки признают, что чисто тюркских блюд в их кухне практически нет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Qasqyr Опубликовано 20 июля, 2004 Поделиться Опубликовано 20 июля, 2004 Было такое мощное еретическое движение в христианстве, потрясавшее государства. Тогда вообще этого добра хватало - катары, альбигонцы, гуситы и т.п. Не стоит мешать гуситов (католическая ересь) с патаренами, альбигойцами и богумилами - это больше манихейская ересь. Если найдете книгу "Трон Люцифера" Емцева и Парнова, то найдете много интересного про них. Ну, и, естественно, что у затравленных христианами богомилов отношение к христианской религии было далеким от любви, почему с переходом в ислам никаких сложностей не возникло - ломанулись всем народом. Распространенное мнение в бывшей Югославии. На самом деле там католики с православными настолько увлеченно резали друг друга, что до евреев с богумилами им дела не было. Потом правда и те и другие сильно удивились, когда богумилы дружно ушли в басурманскую веру. Опять же был период, когда православные сербы Белградского Пашалыка были более верными подданными Порты, нежели правоверные спахии Сарайбосны. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Lupus Опубликовано 11 августа, 2004 Поделиться Опубликовано 11 августа, 2004 Богомилы были последовательными гностиками, как и катары. Близки к ним и манихеи. Но вот ислам...как-никак, а христиане к гностикам все таки поближе будут. Так что католичество с исламом имеет больше общего, чем богомилы гностики . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Боэмунд Опубликовано 28 мая, 2005 Поделиться Опубликовано 28 мая, 2005 Когда я учился в средней школе, к нам в класс попал боснийский мальчик-беженец. Балканская война в разгаре была. Я помню, что он чурался нашего общества, был тихим, забитым каким-то. Убегал с уроков. Может, он был травмирован военными действиями. Не знаю. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
jvarg Опубликовано 24 июня, 2005 Поделиться Опубликовано 24 июня, 2005 В Боснии сохраняются тюркские традиции, - из кухонь и поныне идет аромат бараньего жира. Само восточное происхождение боснийской кухни уже подразумевает шашлык... Я хоть и русский, а шашлык считаю своим национальным блюдом .... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость angelina Опубликовано 24 октября, 2005 Поделиться Опубликовано 24 октября, 2005 Здравствуйте. Особенно много о боснийской культуре не знаю, но знаю, что музыка у них прекрасная. Слушаю очень часто, и не разочаровывает. Очень душевная. Запала в душу песня Kafana na Balkanu. Друзья-боснийцы говорят, что и сам текст очень красив. А могли бы вы, знающие боснийский язык, поведать о чём песня? Еси не трудно, конечно. Kafanu na balkanu Malo vina, malo dima puno tuge u ocima nekad reci tako malo znace sve je jasno k´o na dlanu sve reci u casu stanu i nocas ce kafana da place Samo uspomene lete kao dim od cigarete negde gore s' muzikom se druze ako nekad casa oda, neka putuje do poda zasto nije izdrzala duze Ref. Kap kise u okeanu za kafanu na balkanu koga briga ko nocas place sipaj nek' boli jos jace Malo vina malo dima puno tuge u ocima nekad reci tako malo znace sve je jasno ko na dlanu sve reci u casu stanu i nocas ce kafana da place Nemoj caso da se ljutis volim te jer znas da cutis cemu drugo prijatelji sluze a tesko je biti stena u ta suluda vremena i ti si se umorila druze Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
jvarg Опубликовано 27 октября, 2005 Поделиться Опубликовано 27 октября, 2005 Название, я так понимаю "кофейня на балканах". А текст ... Немного вина, немного дыма, полный горечи взгляд иногда слова так мало значат, все и так ясно как на ладони все слова в чаше остались и сегодня вечером <что-там не понял> просто вспомнилось лето как дым сигарет идет вверх и смешивается с музыкой ... как бы <??? что-то там чаша ??? > пока не спустится вниз потому что ниже очень <??? что-то там> Припев: капля влаги в океане для кофейни на балканах чья забота <чего-то там> и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость angelina Опубликовано 27 октября, 2005 Поделиться Опубликовано 27 октября, 2005 jvarg, спасибо большое.. и действительно красиво. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ilyas Xan Astraxanski Опубликовано 1 ноября, 2005 Поделиться Опубликовано 1 ноября, 2005 В этом смысле мне интересно вот что/ С одной стороны, у мусульман язык сербрхорватский. Это объясняют тем, что мусульмане это сербы, принявшие Ислам. Может быть. Хотя есть сербы-мусульмане, они мусульманами (по национальности) не считаются, также как сербы-католики не считаются хорватами. С другой стороны, известно, что в средневековье существовало Боснийское государство. Вроде даже королевство. Так значит, боснийцы средневековья не сербы? Но если они (средневековые боснийцы) не сербы, почему язык у них сербохорватский? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
jvarg Опубликовано 2 ноября, 2005 Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2005 С другой стороны, известно, что в средневековье существовало Боснийское государство. Вроде даже королевство. Так значит, боснийцы средневековья не сербы? Потому что было несколько сербских государств. Боснийский - это чисто географический термин. Как сибиряк - это житель сибири, а не национальность, так и Босняк, Босниец - это в первую очередь житель Боснии. Мусульмане обособились в отдельную национальность, когда стала проводится политика, что Сербы обязательно должны быть православными. А вообще там все достаточно запущено и явно искусственно разделено. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ilyas Xan Astraxanski Опубликовано 5 ноября, 2005 Поделиться Опубликовано 5 ноября, 2005 Ну, хорошо, принято. Но почему же тогда сербы-католики не стали хорватами, а остаются сербами? И почему сербы-мусульмане остаются сербами, а не становятся мусульманами? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
jvarg Опубликовано 7 ноября, 2005 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2005 Но почему же тогда сербы-католики не стали хорватами, а остаются сербами? И почему сербы-мусульмане остаются сербами, а не становятся мусульманами? Ну, во-первых, подобные явления ("нетитульная" религия) там достатчно редки; во-вторых, все-таки имело место отдельная историческая судьба. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ilyas Xan Astraxanski Опубликовано 8 ноября, 2005 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2005 Есть, кстати, и хорваты православные. А вот пример Амира Кустурицы - серб, но мусульманин. . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
jvarg Опубликовано 9 ноября, 2005 Поделиться Опубликовано 9 ноября, 2005 А вот пример Амира Кустурицы - серб, но мусульманин Ну, Кустурица - панк еще тот... Он-то как раз и есть типичный выразитель идеи, что мусульмане (в смысле национальность) - это сербы. А еще он периодически заявляет, что он по национальности "югослав", хотя такую национальность давно отменили. На самом деле (по принятым ныне в бывшей Югославии стандартам) он Серб лишь на 1/4. Просто в крохотном Боснийском государстве Кустурице тесно. А вообще четкое разграничение "национальность=вероисповедание" началось только в конце 19 века. Мне, например, это вообще не понятно. Скажем, если в России русский приянял ислам, возможные реакции: 1) Если он принял его в чеченском или афганском плену реакция будет отрицательная (поскольку обращение в данных условиях будет выглядеть, как переход на сторону врага), но русским человека считать все равно не перестанут. 2) Если же он примет его добровольно в мирных условиях, это будет принято как чудачество, но все равно, не станет ведь человек другой национальности. С католичеством правда другое дело - тут, как правило, люди вспоминают о своих польских или немецких прадедушках... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Воевода Владимир Опубликовано 9 ноября, 2005 Поделиться Опубликовано 9 ноября, 2005 Очень интересные мысли в статье Константина Николаевича Леонтьева "Византизм и славянство", Глава IV. Что такое славянство?. Там немножко, но интересно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться