Перейти к содержанию
Гость Anonymous

домбра – товшуур – довшыыр – довшуур

Рекомендуемые сообщения

Домра - это разновидность мандолины.

А домбыру калмаки свистнули у нас. :) Поэтому отличается от топшура. Нужно уточнить, на Волгу пришли с домброй или без оного.

Еще надо посмотреть, кто у кого свистнул! ;):D

Уточнялся, с домброй пришли на Волгу, с домброй!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще надо посмотреть, кто у кого свистнул! ;)  :D

Уточнялся, с домброй пришли на Волгу, с домброй!

Хе. Значит по пути приобрели. :D

Скажите, а почему в китае у торгутов нет этого инструмента?

На фото женские костюмы, не считая головные уборы, очень похожи на казахские.

Ronin1.

Дайте пож ссылочки на домбровую музыку калмыков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У всех ойратов есть этот инструмент только по-разному называется, т.е. калмыки на Ижиле называют домбра а остальные товшуур-добчуур-тобшыыр и т.п.

Казахская домбра отличается от калмыцких и остальных тем что внутри кладут свинец может быть из-за какого-то суеверия :D .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скажите, а почему в китае у торгутов нет этого инструмента?

Потому что все инструменты с собой забрали, когда уходили :D

На фото женские костюмы, не считая головные уборы, очень похожи на казахские.

Или казахские похожи калмыцкие? ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахская домбра отличается от калмыцких и остальных тем что внутри кладут свинец может быть из-за какого-то суеверия  .

На внешний вид никак не отличается. Отличается тем, как ее держать. По калмыцки - домбра держится под углом, а по казахски почти горизонтально. Строй такой же - ре, ля.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жутко интересно, а у казахов правда нет танцев? Никогда не видел казахских танцев. Песни слышал, а танцев нет! Те казахи, кто живет в Калмыкии, никогда не танцуют, хотя песни поют и по казахски разговаривают. Слышал, такое, что у казахов никогда не было танцев, и только в последнее время появились! Просветите меня, пожалуйста!

P.S. Просьба не рассматривать данную просьбу как принижение казахов. Просто здесь есть казахи непосредственно из Казахстана, интересно услышать от них.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На внешний вид никак не отличается. Отличается тем, как ее держать. По калмыцки - домбра держится под углом, а по казахски почти горизонтально. Строй такой же - ре, ля.

Казахи держат под углом. Верхняя точка на уровне плеч. Строй бывает шести вариации. Ре - ля. Ля - ре. Ля-ля. И еще три варианта. Я щас не помню. Но и это не все. Неиспользуемых (потерянных) уже вариантов много. Есть варианты изменения ладов. Добавления полутонов и четверть тонов.

Жутко интересно, а у казахов правда нет танцев? Никогда не видел казахских танцев. Песни слышал, а танцев нет! Те казахи, кто живет в Калмыкии, никогда не танцуют

Представьте себе нет. :) В семидесятых в аулах старики очень отрицательно относились, как парни подпрыгивают в такт музыке. Мой дед называл дискотеку "жын ойнак". :) Но танцы все же есть несколько танцев у алтайских (китайских) казахов. Это "Аю", "Кара Жорга" и "Бугы". Но мне кажется они имели когда-то какой-то ритуальный характер, т.к. очень напоминают брейкданс. Танцуют исключительно мужчины исключительно в одиночку. Я всего лишь один раз видел и думал, что танцор кости свои внутри мяса двигает.

Потому что все инструменты с собой забрали, когда уходили
А чтож обратно не привезли? :D
Или казахские похожи калмыцкие?
Нет. Все же в просвечивается тюркский элемент в костюмах.

Ronin1, пожалуйста, дайте послушать калмыцких домбристов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Представьте себе нет. :) В семидесятых в аулах старики очень отрицательно относились, как парни подпрыгивают в такт музыке. Мой дед называл дискотеку "жын ойнак". :) Но танцы все же есть несколько танцев у алтайских (китайских) казахов. Это "Аю", "Кара Жорга" и "Бугы". Но мне кажется они имели когда-то какой-то ритуальный характер, т.к. очень напоминают брейкданс. Танцуют исключительно мужчины исключительно в одиночку. Я всего лишь один раз видел и думал, что танцор кости свои внутри мяса двигает.

Это называется "бии" - ойратский национальный танец, сам человек не движется, т.е. имел виду туда сюда, а двигает всеми суставами как в брейкданс-е.

Алтайским казахам от ойратов влияние.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно. Потому как у центральных, южных подобных танцев нет. Бии вообще-то слово танец в казахском. Он двигается, но передвижении особых нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

biler22lg.jpg

Танцевальные движения всегда служили дополнением в раскрытии поэтического содержания песен. К тому же, многим песням и кюям присущи танцевальность, например, народная песня "Камажай", "Жайдарман", " Бипыл" и кюи "Балбрауын" Курмангазы, "Кос алка" Даулеткерея, "Былкылдак" Таттимбета.

До наших дней дошли, в основном, танцы, исполняемые одним танцором. Они имеют специфическую форму, заключающуюся в неразвитости пространственного рисунка, что было обусловлено маленьким помещением юрты. В связи с этим исполнители танцев передавали содержание их посредством движений рук, плеч, корпуса. Как пережитки старинных обрядов, совершавшихся при свете луны и связанных с вождением хоровода вокруг костра, сохранились во многих аулах молодежные игры: "айголек", "каракулак", "сокыр теке", "котан" и др.

"Ор теке" (козел, попавший в яму) - комический танец, созданный в результате наблюдений за повадками животных. В нем также подразумеваются и люди, попавшие по своей глупости и нерадивости в смешное положение .

Название и содержание танца объясняется следующим образом. "Ор" - яма шириной 2 м и, приблизительно, 1,5 м глубиной. Такие ямы выкапывали вокруг скирды сена от скота и диких козлов. Животные, попавшие в эту яму (а чаще всего козлы - "теке"), в испуге начинали метаться по кругу, ища выход, прыгали, вертелись, проделывали массу бессмысленных движений. Бесполезные попытки забавляли людей.

Танец "Ор теке" имеет три варианта: сольный, хороводно-игровой и кукольный.

В народе известны исполнители данного танца, такие как знаменитый акын Шашубай Кошкарбайулы, обладавший незаурядным актерским дарованием Берикбол Копенулы (1861-1932гг.) известный в народе как "Агашаяк", который демонстрировал различные трюки, цирковые номера, элементы джигитовки и др.

http://intangiblenet.freenet.uz/ru/kaz/kaz35.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А чтож обратно не привезли?

Так вы же и спёрли, на обратном пути! :D;)

http://bumbinorn.ru/files/tovshur.mp3

http://bumbinorn.ru/files/chichrdg.mp3

http://bumbinorn.ru/files/lampa.mp3

Это, танцевальная музыка.

http://bumbinorn.ru/category/multimedia/

А вот здесь всего полно интересного!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Эльтебер
Это называется "бии" - ойратский национальный танец, сам человек не движется, т.е. имел виду туда сюда, а двигает всеми суставами как в брейкданс-е.

Алтайским казахам от ойратов влияние.

У кыргызов слово бий означает танец, пляски. Например, эл бийлери - народные танцы. Интересно что есть такой кыргызский народный танец называемый "калмакча бий". :kg1:

Наличие у киргизов в далеком прошлом элементов народного танца подтверждают музыкальные наигрыши и напевы, обладающие характерной для танца ритмической стройностью. Симметрия линий национального орнамента, близкого к пластике танца, упоминание о танцах в эпосе «Манас», многочисленные словарные обозначения (бий — танец, бий ле е — танцевать, бийчи — танцовщик, эл бийлери — народные танцы) — свидетельства существования танца в прошлом. Развитию искусства танца мешал кочевой образ жизни народа. К тому же танец считался занятием недостойным. Однако, несмотря на сложность исторического развития, танцевальная культура исподволь хранилась в народе, она связана с обрядами, играми, пантомимой, обладавшими ритмической организованностью. В них отразились трудовые процессы, условия жизни и быта народа. В танцах, созданных в советское время, проявляются врождённая грация и энергичный темперамент киргизов. Женский танец — плавный, для него характерны гибкость движений, гордая осанка; мужской танец отличается лихостью, свойственной джигитам. Эти особенности мужских и женских партий находят проявление как в коллективных, так и сольных танцах. Танцевальный рисунок и парных, и женских танцев пластичен, мягок. Наиболее популярный народный танец «Кийиз», передающий процесс изготовления национального ковра, впервые был показан в музыкальной драме «Алтын кыз» В. А. Власова и В. Г. Фере (1937) в постановке Н. С. Холфина. Известны также «Танец на пастбище» (1939), «Бешыргай» (1952), «Танец джигитов» (1954), «Сбор мака» (1955), «Комузчу» (1958), «Акбилек» (1966) и др. В 1938 при филармонии создан первый танцевальный ансамбль, в 1957 — профессиональный коллектив; в 1966 вновь организован ансамбль народного танца (художественный руководитель заслуженный деятель искусств Киргизской ССР Н. Тугелов, балетмейстер заслуженный деятель искусств Киргизской ССР С. Кабеков).

http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/061/338.htm

post-29-1143813928_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А по калмыцки, танец - би, танцевать - биилх,

И танцевать калмыки любили всегда, Огромное разнообразие танцев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так вы же и спёрли, на обратном пути! :D;)

http://bumbinorn.ru/files/tovshur.mp3

http://bumbinorn.ru/files/chichrdg.mp3

http://bumbinorn.ru/files/lampa.mp3

Это, танцевальная музыка.

http://bumbinorn.ru/category/multimedia/

А вот здесь всего полно интересного!

Ronin1.

Прямую закачку не дает. А на сайте че-та много чего. Где там домбра, я так и не разобрал.

Я насчет строя допустил неточность (уже какой раз). Строй ре (верхняя струна) и соль (нижняя), и обратная настройка симметричная (соль-ре).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Первые три ссылки - это танцевальная музыка, в составе оркестра - домбра. Во всяком случае, у меня на компьютере, есть эта музыка, там домбра звучит однозначно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы меня не поняли. Ваши ссылки не качаются, а отправляют на сайт http://bumbinorn.ru/category/multimedia, где они сами находятся. А там список большой, и я затерялся в нем. Вы мне скажите название файла в этом списке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы меня не поняли. Ваши ссылки не качаются, а отправляют на сайт http://bumbinorn.ru/category/multimedia, где они сами находятся. А там список большой, и  я затерялся в нем. Вы мне скажите название файла в этом списке.

Дык так и называются: Товшур, Чичирдыг, Лампа кююкня би ;) . Раздел "Танцы". А можно ссылку скопировать и вставить в "адрес".

Удачи! :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ТАНЦЫ у Старостина:

БИ = "танец" и БИЛЕ ="танцевать" :

http://www.sozdik.kz/

Казахский

Русский

би 

пляс

пляска

танец

танцевальный

биле 

плясать

танцевать

Altaic etymology :

Proto-Altaic: *bo>/de/

Meaning: to jump, trot

Russian meaning: прыгать, скакать

Turkic: *bu"di-

Mongolian: *bu"du"ri-

Tungus-Manchu: *buduri-

Korean: *ptu\i-

Japanese: *b@/nt@/r-

Comments: Korean demonstrates a frequent vowel loss between two stops. Note that Mong., TM and Jpn. reflect a common derived stem *bode-rV-.

--------------------------------------------------------------------------------

Turkic etymology :

Proto-Turkic: *bu"di-

Meaning: 1 to dance 2 to jib 3 dance

Russian meaning: 1 танцевать 2 топтаться 3 танец

Old Turkic: bu"di- (OUygh.) 1

Karakhanid: bu"d|i- (MK) 1

Tatar: bej- 1

Oyrat: pije-le- 1 (ГАЯ)

Yakut: bitij- 1, 2, biti: 'танец'

Kirghiz: bij 3, bij-le- 1

Kazakh: bij 3, bij-le- 1, bu"ji-1 (dial.)

Noghai: biji-

Bashkir: beje- 1

Karakalpak: bij 3

Kumyk: bij 3, biji- 1

Comments: EDT 300, VEWT 91, ЭСТЯ 2, 131-132 (the word has been contaminated with another root, reflected in Mong. bo"z^|i- (KW 54) [despite Щербак 1997, 111, hardly borrowed from Turk.] - see PA *pe:z^|o.

--------------------------------------------------------------------------------

Mongolian etymology :

Proto-Mongolian: *bu"du"ri-

Meaning: to stumble

Russian meaning: спотыкаться

Written Mongolian: bu"du"ri-, bu"du"re- (L 144)

Khalkha: bu"dre-

Buriat: bu"der-

Kalmuck: bu"dr.-

Ordos: bu"du"r(e)-

Dongxian: buz^|iri-

Dagur: buduri- (Тод. Даг. 128)

Shary-Yoghur: bud@r-

Monguor: bud@ri- (SM 31)

Comments: KW 66, MGCD 173. Mong. > Yak. bu"du"r etc. (VEWT 91), Evk. budir- etc. (Doerfer MT 78).

--------------------------------------------------------------------------------

Tungus etymology :

Proto-Tungus-Manchu: *buduri-

Meaning: to hurry

Russian meaning: спешить, торопиться

Nanai: buduri-

Comments: ТМС 1, 103. Manchu buduli- 'to stumble' may be related, but may also be borrowed < Mong. (see Doerfer MT 78); the Nanai form, however, is hardly borrowed because of different semantics.

--------------------------------------------------------------------------------

Korean etymology :

Proto-Korean: *ptu\i-

Meaning: to jump

Russian meaning: прыгать

Modern Korean: t:wi-

Middle Korean: ptu\i-

Comments: Nam 169, KED 513.

query

--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

Japanese etymology :

Proto-Japanese: *b@/nt@/r-

Meaning: to jump

Russian meaning: прыгать

Old Japanese: wodor-

Middle Japanese: wo/do/r-

Tokyo: o\dor-

Kyoto: o/do/r-

Kagoshima: odo/r-

Comments: JLTT 740.

Второй корень, в частности прото-монгольский Mong. bo"z^|i- , который, согласно Старостину, контаминирует с вышеприведенным первым.

Altaic etymology :

Proto-Altaic: *pe:\z^|o

Meaning: to dance

Russian meaning: танцевать

Mongolian: *bo"z^|i-

Tungus-Manchu: *pe:z^|e-

Japanese: *pa\ja\-s-

Comments: PA length is responsible for the preservation of b- in Mong. (otherwise *ho"z^|i- would be expected).

--------------------------------------------------------------------------------

Mongolian etymology :

Proto-Mongolian: *bo"z^|i-

Meaning: to dance

Russian meaning: танцевать

Written Mongolian: bo"z^|i- (L 153: bu"z^|i-)

Middle Mongolian: boz^|i (HY 35), buz^|o- (IM), buz^|i- (MA)

Khalkha: bo"z^|i-, bu"z^|i-

Buriat: bu"z^eg

Kalmuck: bo"z^|i-, bu"z^|i-

Ordos: bo"z^|o"k 'ele/gant, joli', bo"z^|o"glo"-

Comments: KW 54.

--------------------------------------------------------------------------------

Tungus etymology :

Proto-Tungus-Manchu: *pe:z^|e-

Meaning: to dance, roundelay

Russian meaning: танцевать, водить хоровод

Evenki: he:z^|e-

Even: he:z^|e-

Negidal: xe:z^|en-

Orok: xede (n.)

Comments: ТМС 2, 361.

--------------------------------------------------------------------------------

Japanese etymology :

Proto-Japanese: *pa\ja\-s-

Meaning: to accompany, sing and dance in unison

Russian meaning: аккомпанировать, танцевать и петь в унисон

Middle Japanese: fajas-

Tokyo: haya/s-

Kyoto: ha/ya/s-

Kagoshima: ha\ya\s-

Comments: JLTT 686.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а балет?

А БАЛЕТ от того же слова, что и слово БАЛ. Считают что они восходят к индоевропейкому корню со значением БРОСАТЬ. Отсюда и слова БАЛЛИСТА, БАЛЛИСТИКА.

Vasmer's dictionary :

------------------------

Word: бале/т,

Near etymology: непосредственно из франц. ballet или через нем. Ballett, которые происходят из ит. balletto от ballo "бал"; см. Доза; Клюге-Ге'тце 36.

Pages: 1,115

---------------------

Word: бал,

Near etymology: засвидетельствовано впервые у кн. Куракина, 1705 г.; см. Христиани 48. По-видимому, прямо из франц. bal. Менее вероятно посредничество польск. bal, принимаемое Смирновым (54), или нем. Ball. Франц. bal образовано от гл. baller "танцевать"; см. Гамильшег, EW 71.

Pages: 1,111

ballet 

1667, from Fr. ballette from It. balletto, dim. of ballo "a dance" (see ball (2)).

-------------------------------------------------

ball (2) 

"dancing party," 1632, from O.Fr. baller "to dance," from L.L. ballare "to dance," from Gk. ballizein "to dance, jump about," also "to throw," from PIE base *gwel- "to drip, spring forth,  throw" (cf. Skt. balbaliti "whirls, twirls," Gk. ballizo "dance," O.E. plega "play"). Hence, "very enjoyable time" (1945, Amer.Eng. slang). Ballroom dancing first attested 1894.

----------------------------------------------

ballistics 

1753, from L. ballista "ancient military machine for hurling stones" (in Eng. from 1598), from Gk. ballistes, from ballizein "to throw," from PIE base *gwel- "to drip, spring forth, throw" (cf. Skt.apa-gurya "swinging;" see ball (2)). Ballistic missile first attested 1954, attained extreme heights, hence fig. expression go ballistic (mid-1980s) "become irrationally angry."

Indo-European etymology :

Proto-IE: *gw|ele-, *gw|le:-

Meaning: to throw

Old Indian: gurate `to raise, lift up; make effort; reject' (only with preverbs); gu:ryate `to hurt' (?)

Avestan: ni-g|ra:ire `sie werden herabgeschwungen, -geschleudert'

Old Greek: ba/llo: (ark. es-dello:, dze/llo: (EM), zde/lle:.n `ba/llein' Hes.), aor. bale:^.n, { e/ble:n, e/ble:to }, pf. be/ble:ka, va. ble:to/- `werfen, treffen'; ble:^ma n. `Wurf, Wurfgeschoss, Wunde'; bola":/ f. `das Werfen, der Wurf', bo/lo-s `das Werfen (eines Fischernetzes), Zugnetz, Zug'; be/los n. `Wurfgeschoss; Waffe', be/lemno-n n. `Pfeil, Wurfspiess'; pro-ble:/s, -e:^tos `vorspringend; Vorsprung'; -ble:si-s; ta\ e/m-ble:thra n. `Verladekosten' (Pap.); para-ble:/da":n; { hekate:-bele/ta":-s (Hom.)}

Celtic: *gw|le:mo- > Cymr blif `catapulta'

Tokharian: A kla:(w)-, B kla:y- 'to fall' (PT *kla:-) (Adams 220 f)

References: WP I 690 f

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Знаете ли вы, что в северных и северо-западных районах Татарстана гусли являлись традиционным и популярным инструментом татар вплоть до 50-х годов. В Казани регулярно проводились смотры худож. самодеятельности гусляров.

Ещё в 12 веке Кул Гали упоминает об этом музыкальном инструменте. Известно упоминание русского летописца о том, что татары играли на гуслях когда считали что русские сняли осаду Казани. (Само название гусли по татарски гыслэ тюркского происхождения и происходит от слова кыс - гыс - прижимать, щипать, и возможно от аьл - палец, рука - tatarbi) . В настоящее время гусельная традиция продолжает сохраняться вАрском районе Татарстана, например д. Сардабаш. Для девушек игра на гуслях была обязательна.

Ниже приводятся описания традиционных гуслей, бытовавших в Арском, Балтасинском и Елабужском районах Татарстана, которые были изучены в экспедициях 1961—1965 гг.

Татарские гусли по форме близки к так называемым шлемовид-ным. Число струн колеблется в пределах 10—21. В прошлом струны изготовлялись из тонких кишок ягненка. Позже стали применять металлические струны (гитарные, мандолинные и др.). Наиболее часто встречаются 12-струнные гусли. Размеры инструмента различны. Вот результаты обмера гуслей: длина 930 мм, ширина 330 мм, звучащая часть струн от 290 до 700 мм, высота обичайки 140 мм. Верхняя дека и торцевая обичайка из ели, нижняя дека и фигурная обичайка из 3-слойной фанеры, колки березовые, струнодержатели (конодастр) из липы. Струны крепятся к конодастру петлей. На верхней деке имеется 5 симметрично расположенных отверстий диаметром 7 мм. В целях обеспечения должной прочности в месте расположения колков верхняя дека снизу усилена еловой доской толщиной в 10 мм. Высота струн (от верхней деки) 13 мм.

Играют на гуслях сидя и изредка стоя, когда гусли, с целью улучшить звучание, кладут на высокий стол или подставку. Как правило, играют 1-ми 2-м пальцами левой руки (3-м, 4-м рука упирается на деку) и 1-м и 2-м (иногда с участием других пальцев) правой руки. Настройку ведут по квартам, квинтам и октавам. Строй — пентатоника: ...g — а—с1— d1— е1— g1— а1— с2—d2— е2— g2... Иногда в зависимости от звукоряда исполняемой песни инструмент перестраивают.

Партия левой руки чаще выполняет функцию аккомпанемента (гармонические квинты, кварты, октавы и др. интервалы) наряду с участием в мелодических пассажах правой руки. Кисть левой руки придерживает гусли в неподвижном состоянии.

Таким образом, игра на гуслях неизбежно порождает элементы гармонического сопровождения гомофонного типа. Сильные доли такта, как правило, подчеркиваются акцентированным созвучием в партии левой руки в нижнем регистре. Кроме того, двухзвучия (терции, кварты, квинты, реже секунды) возникают и в партии правой руки, когда исполнитель дополняет звук мелодии верхней (реже нижней) терцией, квартой, квинтой или реже секундой. Ни одна гуслярша не играет строго одноголосно, непременно использует гармонические созвучия.

По материалам книги М. Нигмедзянова "Татарская народная музыка."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

гусли очевидно буквально "щипковый"

-ли от тюркского -лы (прилагательная форма)

имя купца САДКО в одноименном произведении скоре всего значит просто буквально дословно "продавец"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...