Перейти к содержанию
Гость krig

Ногайская Орда

Рекомендуемые сообщения

Салам Ногай, нечиксен? ты откуда? Ногай культурасны, сен менен арьув билесен наверно, где можно почитать о ногайской культуре, обрядах?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Салам Ногай, нечиксен? ты откуда? Ногай культурасны, сен менен арьув билесен наверно, где можно почитать о ногайской культуре, обрядах?

Уаалейкум ассалам!

Вряд ли можно сказать, что я хоть как-то разбираюсь в ногайской культуре....знаю кое-что...

www.noghayel.org барып кара, онда ногайлар ушун статьялар коьп...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уаалейкум ассалам!

Вряд ли можно сказать, что я хоть как-то разбираюсь в ногайской культуре....знаю кое-что...

www.noghayel.org барып кара, онда ногайлар ушун статьялар коьп...

Салем жигиттер!

Ногай! Салем! Как видишь российские историки вообще редко задумываются об "имперских замашках" своей страны, поэтому любят допускать изложение своих мыслей, что именно малые народы якобы жалуются, что их сажали на кол. А когда их режут в Чечне "как баранов", так это видишь ли зверства, а что творят их миротворцы, так это же ответ на бесчинства. кто прав? Также и здесь. Согласитесь творили! Посмотрите историю России, которую преподают в школах для малых народов России, покоренных Россией, :ph34r: и задайтесь мыслью, почему там нет истории Ногайской орды, Крымского ханства. Это и есть политика государства, направленная на другие ориентиры. Поэтому и допускаете такие высказывания в адрес малых народов. :angry:

Вам хоть известно, почему казахов осталось на сегодняшний день 15 миллионов????? :angry: Каждому из Вас я могу задать этот вопрос :ph34r:

Ногай! Это наши вопросы, которые ждут своих ответов. Брат Бауырсак!.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Посмотрите историю России, которую преподают в школах для малых народов России, покоренных Россией, :ph34r: и задайтесь мыслью, почему там нет истории Ногайской орды, Крымского ханства.

Салем Baursaq!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что, есть запрет преподавать в ногайских школах историю Ногайской орды? Кто автор запрета, когда, в каком документе? а учебник по истории орды можете порекомендовать? Что касается истории Крымского ханства, то она, видимо, досталась по наследству Украине вообще и Республике Крым в частности.

А о численности казахов в самые трагичные советские годы можно почитать, например, тут:

http://hist.dcn-asu.ru/histdem/1.html

Стоит напомнить о геноциде в отношении русских, украинцев да и всех прочих народов на территории СССР в тот же период.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вам хоть известно, почему казахов осталось на сегодняшний день 15 миллионов????? :angry: Каждому из Вас я могу задать этот вопрос :ph34r:

Казахов 10 миллионов а не 15. Это население казахстана 15 с копьем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

За I полугодие 2004 года численность казахов увеличилась на 82884 человека (или на 1,0%). На 1,2% стало больше узбеков, на 1% - азербайджанцев, на 0,8% - уйгуров. Вместе с тем, уменьшилось число немцев на 2,2%, украинцев и белорусов - по 1,1%, русских - 0,5%.

(На 1 января 2004 года в Казахстане было 8550 тысяч казахов, 4072 тысячи русских, 469 тысяч украинцев, 409 тысяч узбеков, 237 тысяч немцев, 232 тысячи татар, 223 тысячи уйгур, 96 тысяч белорусов и 84,5 тысячи азербайджанцев. На 1 июля в Казахстане было 8633 тысячи казахов, т.е. титульная нация составила 57,5% - Демоскоп).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Откуда данные? Это только по Казахстану или каждый у себя?Что-то нас так быстро много стало. Казахи увеличиваются в основном за счет репатриантов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Салем Clavis!

О каком геноциде в отношении русских Вы говорите?

Что-то не припоминаю.

Шалкар! Может поможешь мне вспомнить о геноциде русских!

Это не во вторую мировую?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Общее число реальных жертв раскулачивания, согласно публикациям ЦК КПСС 90-х годов, превышало 20 млн человек [Реабилитация. Политические процессы 30-50-х годов. М., 1991. С. 9.]. Расправа над кулаками была генеральной репетицией перед еще более кровавыми историческими событиями. Она убедила вождей в колоссальных возможностях режима по насильственному переустройству миропорядка.

это отсюда:http://ons.gfns.net/1999/5/06.htm

после раскулачивания последовал так называемый голодомор, когда сельское население Украины и Южной России дошло до людоедства, а дети до 5 лет вымерли почти полностью. Потом последовали плановые репрессии 1937 и последующих лет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Откуда данные? Это только по Казахстану или каждый у себя?Что-то нас так быстро много стало. Казахи увеличиваются в основном за счет репатриантов.

http://www.demoscope.ru/weekly/2004/0171/panorm01.php

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как видно из этой таблицы, обратное увеличение населения наблюдается только на нефтеносных районах и где традиционно наблюдалось казахское большинство. ЮКЗ, Кзылординская область, Жамбылская и алматинская область. И в городах с более менее высоким уровнем жизни, Астана, Алматы.

В областях, граничащих с россией наблюдается убыль населения, что и естественно. Им проще было перебраться в Россию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

krig

спасибо за обстоятельный ответ, меня, честно говоря, интересовала монгольская традиция, так как кыргызы должны были сохранить именно ее.

Дело в том. что современные кыргызы разделены большим хребтом на северных и южных. По мнению лингвистов, если бы формирование кыргызов происходило бы на современных территориях, то диалекты "разошлись" бы весьма существенно, чего не произошло. Вывод - кыргызы пришли на эти земли уже вполне сформировавшимся этносом.

Отсюда и "неправильное" расположение крыльев народа, "правое" ставшее северо-восточным и "левое" - северо-западным. Получается, что разделение на крылья произошло до прихода на Тянь-Шань.

За ссылки большое спасибо :)

Прошу прощения,

мы несколько оторвались от темы, поэтому обращаюсь к Рустембеку!

Уважаемый Руст!

Расскажите пожалуйста, подробнее о роде "ногай" у кыргызов. Эта тема будет

очень интересна для наших братьев из виртуальной "Ногайской орды".

может ссылки дадите.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прошу прощения,

мы несколько оторвались от темы, поэтому обращаюсь к Рустембеку!

Уважаемый Руст!

Расскажите пожалуйста, подробнее о роде "ногай" у кыргызов. Эта тема будет

очень интересна для наших братьев из виртуальной "Ногайской орды".

может ссылки дадите.

Отвечает админ сайта www.kyrgyz.ru RUST:

по ногоям и происхождению кыргызов можно прочитать работы Абрамзона, Плоских, Молдобаева, Бартольда.

По поводу кыргыз-ногоев. Род ногой по некоторым спискам входил в состав двух кыргызских племен - кытай и солто. При этом Ногой упоминается очень часто как первопредок некоторой части кыргызов. Есть предание о том, что братья Ногой и Шигай прибыли в Чуйскую долину из Саяно-Алтая.Часто ногои упоминаются в эпосе "Манас". В некоторых строках эпоса "ногой" и "кыргыз" выступают как синонимы. Из ногоев по эпосу происходят такие герои как - Жамгырчы, Эштек и другие.В эпосе упоминаются "ак-ногои" и "кара-ногои", в некоторых записях есть упоминания "сары-ногоев".В эпосе упоминается этноним "бозек", а вот "бозаки" входят в состав каракалпакского и ногайского племени "кенегес".У кыргызов сохранились следующие фольклорные произведения, характерные для ногайцев и казахов - "Как Кет Бука сообщил Чингисхану о смерти его сына Джучи", "Асан Кайгы", "Жээренче чечен" и другие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

BaursaqО геноциде в Казахстане есть запоминающаяся повесть (может, Вы ее и знаете, а молодежи не помешает прочесть):

http://kukarkin.hop.ru/Kucher.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А в этих аулах представлены следующие ногайские рода:

Терекли-Мектеб – ногайский аул, районный центр ногайского района Дагестана. Основан в конце XVIII века. Аул возник в связи с образованием в 1793 году Караногайского приставства в качестве ставки в 3-х км к югу от Терекли-авыл. В официальных документах для различения его с одноименным аулом в скобках писалось слово ставка – Терекли (ставка). В ставке Терекли-Мектеб находился пристав Ф.О.капельгородский. Человек высокообразованный, он снискал себе уважение среди народа. Под его руководством в ауле был вырыт артезианский колодец, разбит сад фруктовых деревьев. Среди народа возникло второе название аула – Орыс Уый букв. «Русский дом», т.е. «Аул где находился дом русского пристава». В основе ойконима Терекли-Мектеб название балки, урочища Терекли (Букв. «Изобилующая деревьями». Возможно также, в основе гидронима и ойконима – этноним терекли.

Из книги М.А.Булгаровой Ногайская топонимия Ставрополь.,1999. С.242.

Рода аула Терекли-Мектеб: калемерден, чижувыт, кыпшак, чаужейли, тогыншы, найман, шурша, ас, костамгалы, мойнапа.

Из книги Р.Х.Керейтова Этническая история ногайцев Ставрополь., 1999 С.114

Икон-Халк (Уьйкен-Халк) – ногайский аул в Адыгее-Хабельском районе КЧР, на левом берегу реки Малый Зеленчук. Основан в 1858 году. До 1929 года – Тохтамыс авыл – аул Тохтамышевский. В основе данного ойконима мужское личное имя Тохтамыс. Аул последовательно располагался на правом берегу реки Кубань, на левом берегу реки Малый Зеленчук, где ныне располагается аул Псаучье-Дахе, на правом берегу реки Большой Зеленчук в местечке Кара-Тик, восточнее аула Бесленей.

Свое современное название аул получил в 1929 году. Уьйкен-Халк букв. «Большой народ». Аул действительно один из крупных населенных пунктов республики. Сохранилось шутливое наименование аула – «Курман сыйыр аул», букв. «Жертвенной коровы аул».

Названия кварталов:

1.Арслемекей – южная часть аула. В основе наименования мужское личное имя Арсланбек.

2.Кумук кесек

3.Байыс кесек

4.Булгар кесек

5.Конъырат кесек

6.Найман кесек

7.Карас кесек

8.Къан-Хабле (квартал основали черкесы)

Из книги М.А.Булгаровой Ногайская топонимия Ставрополь, 1999. С.253-254

Канглы-ногайский аул в Минераловодском районе Ставропольского края, на левом берегу реки Кума. Основан аул в 1866 году. Неофициальное наименование аула –Куьми (Оно вторично по отношению к гидрониму Кума). О происхождении ойконима Канъглы существует ряд преданий.

Одно из них было записано К.Ф.Ганом: «Конлы (Канлы) тат. от канлы – покрытый кровью, кровяное. Деревня получила название от того, что тут был убит какой-то пристав». Согласно другому преданию, ойконим возник в тот период, когда часть ногайского народа, ушедшая в Турцию, стала возвращаться обратно, в родные места. Но люди не могли осесть на своих прежних местах, так как они заняты. Аул несколько раз менял свое местонахождение. «Анда-мунда канъкып юрген авыл» букв. «Не находившие себе пристанища аул» (канъкып от канъгув «скитаться, бродажничать»).

Эти предании основаны лишь на созвучии. В основе ойконима Канъглы лежит наименование древнетюркского племени канглы, принявшего, как известно, участие в формировании ногайского народа.

Старое название аула Канглы – Кырк-авыл

буквально «Сорок аулов». Согласно преданию, аул был образован из 40 небольших аулов. В ногайской топонимии, как м в тюркской топонимии в целом, числительные кырк «сорок», мынъ «тысяча» указывают не на конкретное количество объектов, а на их множество. О том, что аул был образован из множества мелких аулов, говорят наименования кварталов современного аула Канглы:

Каншау-авыл,

Крымгерей-авыл,

Кез-авыл,

Баьпий-авыл,

Янакпат,

Эски-авыл,

Шом-авыл,

Эрки-авыл,

Найман-авыл

Карагас авыл – аул в Ногайском районе республики Дагестана.

Народное предание связывает происхождение ойконима с чернобровой (карагас букв. «чернобровый») красавицей. Эта легенда была записана еще в 1936 Н.А.Баскаковым: «Была здесь раньше женщина. У нее были черные брови. Когда приезжали (сюда) и проезжали едущие на базар, заходили в дом этой женщины. Поэтому этот аул и назвали Карагас (черные брови)».

Д.Шихмурзаев предполагает, что в основе ойконима лежит этноним карагаш. Народные предания и данные исторических документов потверждают пребывание ногайцев-карагашей на Северном Кавказе.

Можно предположить и следующее толкование: аул получил свое название по ближайшему кургану Карагас. Наименование кургана состоит из двух компонентов кара-кас.

Первые компонент кара букв. «черный», здесь выступает в значении «большой», второй компонент кас буквально «бровь» - в значение «холм, курган». Карагас «Большой курган».

Из книги М.А.Булгаровой Ногайская топонимия Ставрополь, 1999 С.174.

КАЯСУЛА – официальное наименование ногайского населенного пункта в Нефтекумском районе Старопольского края. Сами жители аула называют аул Коясыл. В местных преданиях происхождение ойконима связывается с овцами (кой «овца» + асыл «порода»), а также с именем аулбая Кояс-улы. Предание в свое время были записаны Н.А.Баскаковым:

«этого аула название Койасулы произошло от того, что тут было место (происхождения) породы овцы. Поэтому и назвали Кой асылы (порода барана). Этого аула название Койасулы стало потому, что в прежнее старое времена умер здесь один туркмен, выстроили аулом памятник-гробницу. И таким образом называли (этот аул) Койасылы». По мнению Д.Шихмурзавева, ойконим восходит к этнониму, который, в свою очередь, восходит к антропониму.

Мы присоединяемся к мнению Д.Шихмурзаева и считаем, что ойконим коясыл-авыл-патронимическое название, в основе которого лежит наименование родового подразделения, производного от антропонима Кояс-улы. Кояс - мужское личное имя и восходит к апелятиву кояс «солнце». Оно входит в ряд имен, возникших в древние времена, когда ногайцы, как и другие тюркские племена и народы, одухотворяли небесные тела, небо, солнце, луну и т.д. Среди личных имена: Кунай, Айкуьн, Куьн-бийке, Айсылув.

Из книги М.А.Булгаровой Ногайская топонимия Ставрополь,1999 С.182

Ногайские рода аула: аксейит, каракурсак, аргын, борлак, коркхура, боьлоьтпек, орыслы боьлоьтпек, кырк боьлоьтпек, костамглы, тогалы, кылавшы, канълы, коясыл, найман, уьйсин, кораторы, сарайлы, казаяклы, буйрабас, ас, казанкулак, кыпшак, баята, байтеге, коьрик, алаш, балгалы.

Из книги Р.Х.Керейтова Этническая история ногайцев Ставрополь, 1999 С.115

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан

Идигу был сыном Балтычака, главного эмира (эмир-ал-умара) Золотой Орды. Балтычак был казнён Тохтамышем, после того как тот захватил власть. А известна ли полная родословная ногайских биев и мурз? На форуме говорили, что они возводят своё родословие к религиозному деятелю времён Узбек Мухаммед-ханаБаба Тукласу. Нельзя ли было бы привести их шеджире?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нельзя ли было бы привести их шеджире?

Кадыр Али-бек Джалаир "Джами ат-таварих" (нач. 17 в.):

У истоков его рода стоит благословенный и богохранимый правитель правоверных Абу Бакр ас-Садык, у которого по милости Аллаха было четыре сына. Младший из них был велик, звали его Мухаммед, был он царем в Шаме. Сын его Султан Каиб, он тоже был царем в Шаме. Сын его Султан Халид был царем в Сарсаре. Сын его Султан Кайдар также был царем в Сарсаре. Сын его Абу-л-Фана был царем в Антакии. Сын его Султан Мухаммед также был царем в Антакии. Сын его Султан Салим также был царем в Антакии. Сын его Султан Садык также был царем в Антакии. Сын его Султан Абу-л-Хакк был царем в Медине. Сын его Джалал ад-Дин был он царем в Кустантинии. Было у него два сына, одного из коих звали Баба Туклас. Баба Туклас был царем в Каабе. У Баба Тукласа было три известных сына. Первого звали Аббас... второго звали Абд ар-Рахман Ходжа. Он также лежит в Каабе. Третьего сына звали Терме. Этот Терме на Идиле-Яике погиб. Сына его звали Карачи. Он тоже погиб на Идиле-Яике. Сын его Ислам Кия, он тоже погиб на Идиле-Яике. Сын его Кутлу Кия погиб в Кумкенте. Сын его - Едыге, да снизойдет на него милость Аллаха

Сведения о Балтычаке (Алынжаке) как отце Эдиге содержатся в хрониках тимуридского круга 15 в. и у зависимых от них более поздних османских и среднеазиатских авторов. Версия мангытского шеджере не упоминает Балтычака и вообще выглядит фантастичной. Один хорезмский писатель 18 в. вообще продлил эту родословную до праотцов Нуха и Ибрахима.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан
(Тетон@30.06.2005 - 21:43)Версия мангытского шеджере не упоминает Балтычака и вообще выглядит фантастичной.
То есть уважаемый Тетон, есть основания предполагать, что более поздние авторы "мангытского" круга придумали своего рода квазигенеалогию, возводящую мангытских мурз к первому праедному халифу, в то время как более достоверная традиция называет отцом Идигу Балтычака, одну из крупных политических фигур Золотой Орды конца 14 века?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То есть уважаемый Тетон, есть основания предполагать, что более поздние авторы "мангытского" круга придумали своего рода квазигенеалогию, возводящую мангытских мурз к первому праедному халифу, в то время как более достоверная традиция называет отцом Идигу Балтычака, одну из крупных политических фигур Золотой Орды конца 14 века?

Вы даже не подозреваете, насколько близко сейчас приблизились к истине :P:rolleyes::)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан
Вы даже не подозреваете, насколько близко сейчас приблизились к истине
И как же это мне удалось? :P Усё теперь буду более высокого мнения о своих умственных дарованиях. :lol:
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан
А что такое "шеджире"?
Уважаемый jvarg, слово шеджире заимствовано в тюркский из арабского языка, где шаджара (شجرة) означает "дерево". Таким образом это слово имеет значение "родословное древо". :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, если ногаи Суворова называют извергом, то как они должны относиться к калмыкам, которые пришли и завершили историю ногайских орд? у нас есть отдельные тюркские вкрапления, видимо, связанные с завоеваниями калмыками ногаев и казахов Младшего Жуза: наименования родов молланкин, хасг (казах) и т.п., фамилии Мангатовы, Мангытовы, Мангутовы, (возм) Нохоевы (хотя ноха-собака, так часто в прежнее время детей называли, своеобразный оберег) танец чичердык (возможно, ошибаюсь) Я сам из фамилии Мангатовых, всегда было интересно узнать о своих тюркских корнях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

НОГАЙСКАЯ ОРДА

Ногайская Орда (независимый Мангытский юрт)

Муса 1491 - 1502

Ямгурчи 1502 - 1506

Хасан 1506 - 1508

Шейх-Мухаммед 1508 - 1519

Алчагир 1508 - около 1519

Мамай (фактический правитель) 1519 - 1524

Агиш 1524

Мамай (фактический правитель) 1524 - около 1530

Саид-Ахмед (Шейдяк) около 1530 - около 1540

Шейх-Мамай около 1540 - 1549

Юсуф 1549 - 1554

Исмаил 1554 - 1557

Юнус 1557

Большая Ногайская Орда

Исмаил 1557 - 1563

Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. М., 2001;

Трепавлов В.В. Казыев улус. Тюрки Северного Кавказа в позднем средневековье // История народов России в исследованиях и документах. Вып. 1. М., 2004.

У Трепавлова я не заметил, что бы он смешивал Мангытский юрт с Ногайской ордой. Ногайска орда по нему качественно новое государство ядром которого стал мангытский юрт и был лишь его частью. Ногайская же орда это совокупность тюркских кочевых племен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...