Перейти к содержанию
Бозбет Шыны

Ногай (Иса-Ногай, Акказ/Оккас) - беклярбек улуса Джучи

Рекомендуемые сообщения

Этот видный деятель времен ранней Золотой Орды заслуживает отдельной темы, поэтому попытаюсь собрать здесь все интересные факты и догадки о нём. Эта тема не касается ни ногайцев, ни Едиге, ни других более поздних личностей, этносов или формирований.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Ногай был джучид и имел право быть ханом. Более того он им был (объявил во время гражданской войны с Тохтой) и печатал свою монету" Ж. Сабитов

https://eurasica.ru/forums/topic/445-hогайцы/?do=findComment&comment=368405

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

По преданию, алтайские найманы (майманы) своим предком считали собаку

https://eurasica.ru/forums/topic/445-hогайцы/?do=findComment&comment=407739

https://kghistory.akipress.org/unews/un_post:11808/?from=kghistory

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Ногайцами называли в Золотой Орде сторонников узурпаторов, каким был сам Ногай."

https://eurasica.ru/forums/topic/445-hогайцы/?do=findComment&comment=407898

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Похожее имя Ису Дува также у чагатайского хана. "

https://eurasica.ru/forums/topic/445-hогайцы/?do=findComment&comment=407611

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"...просачиваются некие сведения (например, Жирмунский), что Ногай происходил из племени мангыт."

https://eurasica.ru/forums/topic/445-hогайцы/?do=findComment&comment=208938

https://kghistory.akipress.org/unews/un_post:11808/?from=kghistory

https://biblio.imli.ru/images/abook/folklor/zhirmunskiy_v_m_tyurkskiy_geroicheskiy_epos_1974.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сабитов Ж.М. Откуда появился этноним ногай?//Уроки истории. № 2(18). 2018. Астана. С. 19-26.

https://eurasica.ru/forums/topic/445-hогайцы/?do=findComment&comment=334703

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Бозбет Шыны сказал:

"...просачиваются некие сведения (например, Жирмунский), что Ногай происходил из племени мангыт."

https://eurasica.ru/forums/topic/445-hогайцы/?do=findComment&comment=208938

https://kghistory.akipress.org/unews/un_post:11808/?from=kghistory

https://biblio.imli.ru/images/abook/folklor/zhirmunskiy_v_m_tyurkskiy_geroicheskiy_epos_1974.pdf

Похоже мангытская версия Жирмунского не имеет веских оснований, кроме ссылки на книгу "История народов Узбекистана. Т. II." (1947). На основании следующей инфы он приходит к сомнительному выводу, что Ногай был мангытом (цитирую дословно):

Цитата

Во второй половине 13 века, например, эмир Ногай покинул Золотую Орду со своим монгольским племенем мангыт и стал фактически независимым правителем в районе Черного моря. Во второй половине 15 века часть его мангытов, тогда уже отуреченных и называвшихся в то время в восточной части Европы ногаями (по имени самого Ногая), кочевала в степях, прилегающих к Сыр-дарье; им принадлежали укрепленные города Дженж, Сыгнак и другие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Я не о том, что Ногай не смог стать ханом. Т.е. я не о карьерных возможностях и способностях человека. Я о родоплеменной принадлежности человека. Вы, к примеру, считаете его торе, чингизидом, белой костью. Я же предполагаю, что Ногай не был таковым. Я предполагаю, что он своим происхождением был таким же как, например, Аксак Темир (Тамерлан т.е.), Мамай и другие не чингизиды, но достигшие больших высот. " АКБ

https://eurasica.ru/forums/topic/445-hогайцы/?do=findComment&comment=208759

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата из "ПРИНЯТИЕ РЕЛИГИИ ИСЛАМА ЗОЛОТОЙ ОРДОЙ И НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ БЕРКЕ И БЕЙБАРСОМ ПО ДОКУМЕНТАЛЬНЫМ СВЕДЕНИЯМ АБД АЗ-ЗАХИРА" В.А. Сидоренко

Цитата

Опасность для золотоордынской части войска оставаться с Хулагу стала явной после того, как он начал расправляться с людьми Берке, находившимися при войске, и убил его послов-племянников, что послужило началом открытой конфронтации. Развитие приведших к конфликту событий описывается Шаддадом и эль-Муфаддалем (со ссылкой на Шаддада): «Когда был 660-й год, то от Берке прибыли (к Хулагу – В.С.) два посла, из которых один назывался Балагия, а другой Татарша, с посланием, содержавшим обычное между прочим требование, чтобы дому Батыеву была уплачена причитающаяся ему, согласно принятому обычаю, часть из того, что собрано с завоеванных земель… Когда Бату умер и на престол вступил Берке, то Хулавун удержал долю его. Тогда Берке послал к Хулавуну послов своих… Когда до Берке дошло (известие) об убиении послов и волшебников его, то в нем пробудилась вражда к Хулавуну, и он отправил послов своих к Эльмелик-Эззахыру, чтобы побудить его к совокупному действию против дома Хулавуна» [42, с. 188–189]. Как видим, здесь обрисованы причины обращения Берке к мамлюкскому султану и конкретно сообщается о его инициативе в заключении военного союза с аз-Захиром Бейбарсом. Поскольку же Хулагу именуется Хулавуном, можно заключить, что это сообщение заимствовано Шаддадом у Абд аз-Захира. Согласно версии, изложенной Рашид ад-Дином, еще при жизни Бату назначил для участия в походе Хулагу на Ближний Восток «Балакана, сына Шибана, и Тутара, сына Мингкадара, сына Бувала, 7-го сына Джучи-хана» [37, с. 67]. Рашид ад-Дин включает в свое повествование две различно освещающих события истории, которые И. Л. Измайлов считает фактом, «весьма показательным для начала распространения ислама в среду Джучидов» [21, с. 103], поскольку «в этом факте есть намек, что хан Берке, став первым мусульманским правителем в Золотой Орде, стремился жестко вводить нормы ислама и ограничить влияние шаманизма» [21, с. 104]. Отметим, что И. Л. Измайлов исходит из тех соображений, что Берке уже был мусульманином, и не принимает во внимание утвердившийся впоследствии в Золотой Орде симбиоз мусульманства и религии монголов «Вечного неба» Тенгри, на которую опиралась власть правителей всех рангов и яса Чингисхана. В первой истории рассказывается, что Балакан «задумал обман и коварство против Хулагу хана и прибегнул к волшебству», но после своего разоблачения был отправлен к Берке, который вернул Балакана обратно Хулагу, «(сказав) он – преступник, ты ведай его (как знаешь)» [37, с. 67]. Другая история такова, что «Царевич Балакан, сын Шибана, на пирушке внезапно скончался. После этого обвинили Тутар огула (оглана – В.С.) в волшебстве и заподозрили в измене. Хулагу хан, удостоверившись в проступке, отправил его (Тутара) Беркай-хану…» [37, с. 68]. Следует понимать, что обе истории предлагают сходные по обвинению в шаманстве мотивировки упоминаемого Шаддадом и эль-Муфаддалем под 660 г. х. (26.11.1261–14.11.1262 гг.) убийства послов Берке Балагии (Балакана) и Татарши (Тутара). Вероятно, направленные еще Бату для участия в завоевании Ирана, оба племянника Берке были отосланы Хулагу к нему под предлогом обвинения в заговоре или колдовстве. Когда же Берке отправил их обратно к Хулагу (для управления оставшимися без старших командиров золотоордынскими татарами и с требованием части добычи), то оба были убиты или отравлены. Разумеется, что никаких мусульманских мотивов и побуждений Берке к борьбе на их почве с шаманизмом в его действиях не проявляется. Достоверность того, что Берке был инициатором установления дипломатических отношений с эль-Малик аз-Захиром Бейбарсом подтверждает содержащееся в Лондонской рукописи Абд аз-Захира описание первого посольства Берке, прибывшего в Египет, как предполагается, 21 мая 1262 г. В этом случае апогей конфликта между Берке и Хулагу, выражением которого явилось убийство племянников Берке огланов Балакана и Тутара, может датироваться мартом ‒ апрелем 1262 г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

331. В «Муиззе» со следующим примечанием: *** «Этот Татар был отправлен с войском, которое назначили для Хулагу-хана в Иранскую землю, и он находился в тех владениях до тех пор, когда его оклеветали перед Хулагу-ханом, (сказав): «он тебя околдовал»; Хулагу-хан, схватив его, отправил к дяде его Берка-хану, в то время, когда Берка был царем того улуса (Джучиева). Берка снова отправил его (обратно) к Хулагу-хану и сказал: «Он (Татар) преступник, делай с ним, что хочешь». Хулагу-хан умертвил его. Это послужило первым поводом к вражде и несогласию между Хулагу-ханом и Берка". Примечание это, однако же, как мы увидим ниже, относится не к Татару, а к Тутару, или Кутару, внуку Бувала.

Проведав о гневе Хулагу-хана, Беркай сказал: «Он (Хулагу) разорил все города мусульман, разгромил семейства всех государей ислама, не делал различия между другом и недругом, уничтожил халифа без совещания с родичами (акаваини). Если господь предвечный поможет, я взыщу с него (Хулагу) кровь невинных». Ногая, который был военачальником его и родственником (убитого) Тутара, он (Беркай) отправил вперед мстить за кровь его (Тутара) с 30000 всадников. Пройдя Дербенд, он (Ногай) расположился в виду Ширвана.

Источник: "ИЗ ВВЕДЕНИЯ-ОБЗОРА ТЮРКСКИХ И МОНГОЛЬСКИХ ПЛЕМЕН" РАД

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тутар - татар, татарский  на чувашском (и вероятно древнебулгарском) 

Акказ - древнбулгарское название горы Белухи на Алтае 

https://eurasica.ru/forums/topic/6548-этимология-и-семантика-названий-ногай-нохос-нукуз-есть-ли-связь-между-ними-волк-и-волки/?do=findComment&comment=476304

-----------------------------------------------------------------------------

Ногай Гайса Иса Кутар Татар сын Чингизов [Чингизовы] ум. 1299

https://proza.ru/2013/04/21/747

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Малоизвестный дядя Ногая и брат Татара/Тутара, Мингкадар/Менгкадар, по сведениям из письма Берке Бейбарсу также принял ислам "со своими ратями и слугами".

Имя Мингкадар кажется странным для чингизида и мне на ум пришла лишь одна его трактовка:

Минг қадар - "тысяча", т.е. "тысячник" — командир подразделения из тысячи воинов (минглик) в монгольской армии. Хотя Кадар это не титул Баши.

Таким образом, Мингкадар и его (якобы) брат Тутар/Татар могли и не быть чингизидами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно мои подозрения касательно нечингизидского происхождения Ногая были напрасны. История знает еще одного почти-Тутара чингизида:

Отдел Байана, сына Токта-Тимура 242. У этого Байана было три сына. Их имена — Казан 243, Алгуй 244, Даштиманд 245.

Сын Алгуя — Тугджар. Его сын — Бек-Йарук. У него было два сына. Их имена — Хизр-ходжа, Фазил-ходжа.

У Дашменда 246 было четыре сына. Их имена — Ипак, 247 Туркман, Бек-Тут, Эль-Тутар 248. У Ипака было пять сыновей. Их имена — Хаджи-бек, Хаджи-ходжа, Барат-Суфи, Сарык, Али-Дарвиш. [43] И у Туркмана сыновей не было. У Бек-Тута было два сына [их имена — Йагы-Тимур и Бек-Суфи. И у Йагы-Тимура было четыре сына] 249. Их имена — Али, Хасан, Хусайн, /128а/ Саййид-Махди. Сын Бек-Суфи — Барат-Суфи и Мухаммад-Суфи. И сын Эль-Тутара — Орду-Малик. Его сын — Имадж. Его сын — Таваккул. А впрочем Аллах лучше ведает.

Источник: ТАВАРИХ-И ГУЗИДА-ЙИ НУСРАТ-НАМЕ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Бозбет Шыны сказал:

Возможно мои подозрения касательно нечингизидского происхождения Ногая были напрасны. История знает еще одного почти-Тутара чингизида:

Отдел Байана, сына Токта-Тимура 242. У этого Байана было три сына. Их имена — Казан 243, Алгуй 244, Даштиманд 245.

Сын Алгуя — Тугджар. Его сын — Бек-Йарук. У него было два сына. Их имена — Хизр-ходжа, Фазил-ходжа.

У Дашменда 246 было четыре сына. Их имена — Ипак, 247 Туркман, Бек-Тут, Эль-Тутар 248. У Ипака было пять сыновей. Их имена — Хаджи-бек, Хаджи-ходжа, Барат-Суфи, Сарык, Али-Дарвиш. [43] И у Туркмана сыновей не было. У Бек-Тута было два сына [их имена — Йагы-Тимур и Бек-Суфи. И у Йагы-Тимура было четыре сына] 249. Их имена — Али, Хасан, Хусайн, /128а/ Саййид-Махди. Сын Бек-Суфи — Барат-Суфи и Мухаммад-Суфи. И сын Эль-Тутара — Орду-Малик. Его сын — Имадж. Его сын — Таваккул. А впрочем Аллах лучше ведает.

Источник: ТАВАРИХ-И ГУЗИДА-ЙИ НУСРАТ-НАМЕ

Если имя Эль-Тутар можно логично перевести c тюркского как "держатель Эля" (хранитель народа или земли), то трактовка имени Тутар (отец Ногая) вызывает затруднения. Дословный перевод "хранитель/держатель" кажется слишком абстрактным.

Все же между Тутаром (не считая булгарского/чувашского наречия) и Татаром, как оказалось, лежит огромная семантическая пропасть. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это тему в исторических личностях надо открывать, хотя она может быть есть там

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Rust перенесите пожалуйста тему в соотв. раздел. Я сразу не нашел, к сожалению.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад, Бозбет Шыны сказал:

Если имя Эль-Тутар можно логично перевести c тюркского как "держатель Эля" (хранитель народа или земли), то трактовка имени Тутар (отец Ногая) вызывает затруднения. Дословный перевод "хранитель/держатель" кажется слишком абстрактным.

Все же между Тутаром (не считая булгарского/чувашского наречия) и Татаром, как оказалось, лежит огромная семантическая пропасть. 

Так толком и неясно, был ли отцом Ногая Татар (Татарша) или же Тутар. Историки,  в основном, различают этих двух людей и под Тутаром (которого казнил Хулагу) понимают лишь двоюродного брата Ногая, сына Минг-кудура. К тому же, РАД размыто писал, что Ногай мстил Хулагу не за отца, а за родственника. Тот же РАД называет казненного в 1260 году Тутара огулом, то есть речь вероятно идёт о юнном человеке. Стало быть он хронологически не подходит на роль отца Ногая. А значит его отцом должен был быть Татар aka Татарша.

Так или иначе, тюркский перевод имени Тутар как "хранитель/держатель непонятно чего" не имеет смысла, и мы по "принципу наименьшего действия" должны отождествить: Тутар=Татар=Татарша, несмотря на то, что вероятно было два человека с таким именем (сын Бувала и его внук). Просто средневековые историки, чтобы их как-то различать писали через "У"  имя одного и через "А" другого. То, что Минг-кудур (Минг-кадар) мог назвать сына в честь своего брата, кажется вполне правдоподобным.

Или же отец Ногая действительно был тем самым убиенным Хулагой молодым человеком, оставив после себя лишь одного сына. Тогда принять отожествление "Тутар=Татар=Татарша" становится еще проще.

P.S. Согласно МУИЗЗ АЛ-АНСАБ сыном Мингкадара был не Тутар, а Тукар (у РАДа вообще Нукар)! Тогда убиенный огул Тутар/Татар/Татарша действительно был отцом Ногая.

doc2fb_image_02000003.jpg

Источник: Батый. Хан, который не был ханом [Роман Юлианович Почекаев] 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Бозбет Шыны сказал:

Так толком и неясно, был ли отцом Ногая Татар (Татарша) или же Тутар. Историки,  в основном, различают этих двух людей и под Тутаром (которого казнил Хулагу) понимают лишь двоюродного брата Ногая, сына Минг-кудура. К тому же, РАД размыто писал, что Ногай мстил Хулагу не за отца, а за родственника. Тот же РАД называет казненного в 1260 году Тутара огулом, то есть речь вероятно идёт о юнном человеке. Стало быть он хронологически не подходит на роль отца Ногая. А значит его отцом должен был быть Татар aka Татарша.

Так или иначе, тюркский перевод имени Тутар как "хранитель/держатель непонятно чего" не имеет смысла, и мы по "принципу наименьшего действия" должны отождествить: Тутар=Татар=Татарша, несмотря на то, что вероятно было два человека с таким именем (сын Бувала и его внук). Просто средневековые историки, чтобы их как-то различать писали через "У"  имя одного и через "А" другого. То, что Минг-кудур (Минг-кадар) мог назвать сына в честь своего брата, кажется вполне правдоподобным.

Или же отец Ногая действительно был тем самым убиенным Хулагой молодым человеком, оставив после себя лишь одного сына. Тогда принять отожествление "Тутар=Татар=Татарша" становится еще проще.

P.S. Согласно МУИЗЗ АЛ-АНСАБ сыном Мингкадара был не Тутар, а Тукар (у РАДа вообще Нукар)! Тогда убиенный огул Тутар/Татар/Татарша действительно был отцом Ногая.

doc2fb_image_02000003.jpg

Источник: Батый. Хан, который не был ханом [Роман Юлианович Почекаев] 

А согласно "ТАВАРИХ-И ГУЗИДА-ЙИ НУСРАТ-НАМЕ" сына Мингкадара звали не Тукар и не Нукар, а Букара.

Источник: "КОМПАРАТИВИСТСКИЙ АНАЛИЗЛОНДОНСКОГО И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО СПИСКОВ «ТАВАРИХ-И ГУЗИДА-ЙИ НУСРАТ-НАМЕ»ПО ГЕНЕАЛОГИИ ДЖУЧИДОВ" Аида Маргулан (2023)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, asan-kaygy сказал:

Кстати Ногай беклярибеком не был

Да, фактически он был правителем западного крыла, но формально он был "главнокомандующим" войск Берке (как описывал РАД) и стало быть подчинялся до поры до времени.

По одной версии Ногай всё же не был чингизидом. Мне, например, тоже кажется, что его отец Татар был скорее очередным "татаром в авангарде войск Чингисхана". Но это мой любительский взгляд.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, asan-kaygy сказал:

Кстати Ногай беклярибеком не был

ОК, при Берке не был, но тогда по вашему А.А.Порсин ошибается, когда пишет следующее?

"По всей видимости, пост беклярибека он получил во время правления Менгу-Тимура, в конце 60-х начале 70-х годов XIII века за удачные боевые действия на Кавказе против Хулагуидов."

Источник: "Статус Ногая во время правления Берке" А.А.Порсин (2010)

Из википедии: "Хан Золотой Орды Менгу-Тимур уговорил могущественного темника Ногая держать свою ставку в Курске или Рыльске и занимать пост ордынского наместника (беклярбека) на Балканах."

Jack R. Wilson считает, что Ногай был таммачи при Менгу-Тимуре: "The Role of Nogai in the Golden Horde:A Reassessment"(2022)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...