Бозбет Шыны Опубликовано Воскресенье в 09:20 Поделиться Опубликовано Воскресенье в 09:20 Этот видный деятель времен ранней Золотой Орды заслуживает отдельной темы, поэтому попытаюсь собрать здесь все интересные факты и догадки о нём. Эта тема не касается ни ногайцев, ни Едиге, ни других более поздних личностей, этносов или формирований. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано Воскресенье в 09:32 Автор Поделиться Опубликовано Воскресенье в 09:32 Религия Ногая до принятия ислам, татарские(?) корни Ногая, этимология имён Ногай и Акказ, был ли Ногай чингизидом? https://eurasica.ru/forums/topic/6548-этимология-и-семантика-названий-ногай-нохос-нукуз-есть-ли-связь-между-ними-волк-и-волки/?do=findComment&comment=476302 https://eurasica.ru/forums/topic/6548-этимология-и-семантика-названий-ногай-нохос-нукуз-есть-ли-связь-между-ними-волк-и-волки/?do=findComment&comment=476304 https://eurasica.ru/forums/topic/6548-этимология-и-семантика-названий-ногай-нохос-нукуз-есть-ли-связь-между-ними-волк-и-волки/?do=findComment&comment=476310 https://eurasica.ru/forums/topic/6548-этимология-и-семантика-названий-ногай-нохос-нукуз-есть-ли-связь-между-ними-волк-и-волки/?do=findComment&comment=476317 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано Воскресенье в 09:36 Автор Поделиться Опубликовано Воскресенье в 09:36 "Ногай был джучид и имел право быть ханом. Более того он им был (объявил во время гражданской войны с Тохтой) и печатал свою монету" Ж. Сабитов https://eurasica.ru/forums/topic/445-hогайцы/?do=findComment&comment=368405 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано Воскресенье в 09:47 Автор Поделиться Опубликовано Воскресенье в 09:47 По преданию, алтайские найманы (майманы) своим предком считали собаку https://eurasica.ru/forums/topic/445-hогайцы/?do=findComment&comment=407739 https://kghistory.akipress.org/unews/un_post:11808/?from=kghistory Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано Воскресенье в 09:54 Автор Поделиться Опубликовано Воскресенье в 09:54 "Ногайцами называли в Золотой Орде сторонников узурпаторов, каким был сам Ногай." https://eurasica.ru/forums/topic/445-hогайцы/?do=findComment&comment=407898 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано Воскресенье в 10:11 Автор Поделиться Опубликовано Воскресенье в 10:11 "Похожее имя Ису Дува также у чагатайского хана. " https://eurasica.ru/forums/topic/445-hогайцы/?do=findComment&comment=407611 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано Воскресенье в 10:18 Автор Поделиться Опубликовано Воскресенье в 10:18 "...просачиваются некие сведения (например, Жирмунский), что Ногай происходил из племени мангыт." https://eurasica.ru/forums/topic/445-hогайцы/?do=findComment&comment=208938 https://kghistory.akipress.org/unews/un_post:11808/?from=kghistory https://biblio.imli.ru/images/abook/folklor/zhirmunskiy_v_m_tyurkskiy_geroicheskiy_epos_1974.pdf Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано Воскресенье в 10:45 Автор Поделиться Опубликовано Воскресенье в 10:45 Сабитов Ж.М. Откуда появился этноним ногай?//Уроки истории. № 2(18). 2018. Астана. С. 19-26. https://eurasica.ru/forums/topic/445-hогайцы/?do=findComment&comment=334703 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано Воскресенье в 11:16 Автор Поделиться Опубликовано Воскресенье в 11:16 3 часа назад, Бозбет Шыны сказал: "...просачиваются некие сведения (например, Жирмунский), что Ногай происходил из племени мангыт." https://eurasica.ru/forums/topic/445-hогайцы/?do=findComment&comment=208938 https://kghistory.akipress.org/unews/un_post:11808/?from=kghistory https://biblio.imli.ru/images/abook/folklor/zhirmunskiy_v_m_tyurkskiy_geroicheskiy_epos_1974.pdf Похоже мангытская версия Жирмунского не имеет веских оснований, кроме ссылки на книгу "История народов Узбекистана. Т. II." (1947). На основании следующей инфы он приходит к сомнительному выводу, что Ногай был мангытом (цитирую дословно): Цитата Во второй половине 13 века, например, эмир Ногай покинул Золотую Орду со своим монгольским племенем мангыт и стал фактически независимым правителем в районе Черного моря. Во второй половине 15 века часть его мангытов, тогда уже отуреченных и называвшихся в то время в восточной части Европы ногаями (по имени самого Ногая), кочевала в степях, прилегающих к Сыр-дарье; им принадлежали укрепленные города Дженж, Сыгнак и другие. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано Воскресенье в 11:25 Автор Поделиться Опубликовано Воскресенье в 11:25 "Я не о том, что Ногай не смог стать ханом. Т.е. я не о карьерных возможностях и способностях человека. Я о родоплеменной принадлежности человека. Вы, к примеру, считаете его торе, чингизидом, белой костью. Я же предполагаю, что Ногай не был таковым. Я предполагаю, что он своим происхождением был таким же как, например, Аксак Темир (Тамерлан т.е.), Мамай и другие не чингизиды, но достигшие больших высот. " АКБ https://eurasica.ru/forums/topic/445-hогайцы/?do=findComment&comment=208759 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано Воскресенье в 13:58 Автор Поделиться Опубликовано Воскресенье в 13:58 Цитата из "ПРИНЯТИЕ РЕЛИГИИ ИСЛАМА ЗОЛОТОЙ ОРДОЙ И НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ БЕРКЕ И БЕЙБАРСОМ ПО ДОКУМЕНТАЛЬНЫМ СВЕДЕНИЯМ АБД АЗ-ЗАХИРА" В.А. Сидоренко Цитата Опасность для золотоордынской части войска оставаться с Хулагу стала явной после того, как он начал расправляться с людьми Берке, находившимися при войске, и убил его послов-племянников, что послужило началом открытой конфронтации. Развитие приведших к конфликту событий описывается Шаддадом и эль-Муфаддалем (со ссылкой на Шаддада): «Когда был 660-й год, то от Берке прибыли (к Хулагу – В.С.) два посла, из которых один назывался Балагия, а другой Татарша, с посланием, содержавшим обычное между прочим требование, чтобы дому Батыеву была уплачена причитающаяся ему, согласно принятому обычаю, часть из того, что собрано с завоеванных земель… Когда Бату умер и на престол вступил Берке, то Хулавун удержал долю его. Тогда Берке послал к Хулавуну послов своих… Когда до Берке дошло (известие) об убиении послов и волшебников его, то в нем пробудилась вражда к Хулавуну, и он отправил послов своих к Эльмелик-Эззахыру, чтобы побудить его к совокупному действию против дома Хулавуна» [42, с. 188–189]. Как видим, здесь обрисованы причины обращения Берке к мамлюкскому султану и конкретно сообщается о его инициативе в заключении военного союза с аз-Захиром Бейбарсом. Поскольку же Хулагу именуется Хулавуном, можно заключить, что это сообщение заимствовано Шаддадом у Абд аз-Захира. Согласно версии, изложенной Рашид ад-Дином, еще при жизни Бату назначил для участия в походе Хулагу на Ближний Восток «Балакана, сына Шибана, и Тутара, сына Мингкадара, сына Бувала, 7-го сына Джучи-хана» [37, с. 67]. Рашид ад-Дин включает в свое повествование две различно освещающих события истории, которые И. Л. Измайлов считает фактом, «весьма показательным для начала распространения ислама в среду Джучидов» [21, с. 103], поскольку «в этом факте есть намек, что хан Берке, став первым мусульманским правителем в Золотой Орде, стремился жестко вводить нормы ислама и ограничить влияние шаманизма» [21, с. 104]. Отметим, что И. Л. Измайлов исходит из тех соображений, что Берке уже был мусульманином, и не принимает во внимание утвердившийся впоследствии в Золотой Орде симбиоз мусульманства и религии монголов «Вечного неба» Тенгри, на которую опиралась власть правителей всех рангов и яса Чингисхана. В первой истории рассказывается, что Балакан «задумал обман и коварство против Хулагу хана и прибегнул к волшебству», но после своего разоблачения был отправлен к Берке, который вернул Балакана обратно Хулагу, «(сказав) он – преступник, ты ведай его (как знаешь)» [37, с. 67]. Другая история такова, что «Царевич Балакан, сын Шибана, на пирушке внезапно скончался. После этого обвинили Тутар огула (оглана – В.С.) в волшебстве и заподозрили в измене. Хулагу хан, удостоверившись в проступке, отправил его (Тутара) Беркай-хану…» [37, с. 68]. Следует понимать, что обе истории предлагают сходные по обвинению в шаманстве мотивировки упоминаемого Шаддадом и эль-Муфаддалем под 660 г. х. (26.11.1261–14.11.1262 гг.) убийства послов Берке Балагии (Балакана) и Татарши (Тутара). Вероятно, направленные еще Бату для участия в завоевании Ирана, оба племянника Берке были отосланы Хулагу к нему под предлогом обвинения в заговоре или колдовстве. Когда же Берке отправил их обратно к Хулагу (для управления оставшимися без старших командиров золотоордынскими татарами и с требованием части добычи), то оба были убиты или отравлены. Разумеется, что никаких мусульманских мотивов и побуждений Берке к борьбе на их почве с шаманизмом в его действиях не проявляется. Достоверность того, что Берке был инициатором установления дипломатических отношений с эль-Малик аз-Захиром Бейбарсом подтверждает содержащееся в Лондонской рукописи Абд аз-Захира описание первого посольства Берке, прибывшего в Египет, как предполагается, 21 мая 1262 г. В этом случае апогей конфликта между Берке и Хулагу, выражением которого явилось убийство племянников Берке огланов Балакана и Тутара, может датироваться мартом ‒ апрелем 1262 г. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано Воскресенье в 16:18 Автор Поделиться Опубликовано Воскресенье в 16:18 331. В «Муиззе» со следующим примечанием: *** «Этот Татар был отправлен с войском, которое назначили для Хулагу-хана в Иранскую землю, и он находился в тех владениях до тех пор, когда его оклеветали перед Хулагу-ханом, (сказав): «он тебя околдовал»; Хулагу-хан, схватив его, отправил к дяде его Берка-хану, в то время, когда Берка был царем того улуса (Джучиева). Берка снова отправил его (обратно) к Хулагу-хану и сказал: «Он (Татар) преступник, делай с ним, что хочешь». Хулагу-хан умертвил его. Это послужило первым поводом к вражде и несогласию между Хулагу-ханом и Берка". Примечание это, однако же, как мы увидим ниже, относится не к Татару, а к Тутару, или Кутару, внуку Бувала. Проведав о гневе Хулагу-хана, Беркай сказал: «Он (Хулагу) разорил все города мусульман, разгромил семейства всех государей ислама, не делал различия между другом и недругом, уничтожил халифа без совещания с родичами (акаваини). Если господь предвечный поможет, я взыщу с него (Хулагу) кровь невинных». Ногая, который был военачальником его и родственником (убитого) Тутара, он (Беркай) отправил вперед мстить за кровь его (Тутара) с 30000 всадников. Пройдя Дербенд, он (Ногай) расположился в виду Ширвана. Источник: "ИЗ ВВЕДЕНИЯ-ОБЗОРА ТЮРКСКИХ И МОНГОЛЬСКИХ ПЛЕМЕН" РАД Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано Воскресенье в 16:51 Автор Поделиться Опубликовано Воскресенье в 16:51 Тутар - татар, татарский на чувашском (и вероятно древнебулгарском) Акказ - древнбулгарское название горы Белухи на Алтае https://eurasica.ru/forums/topic/6548-этимология-и-семантика-названий-ногай-нохос-нукуз-есть-ли-связь-между-ними-волк-и-волки/?do=findComment&comment=476304 ----------------------------------------------------------------------------- Ногай Гайса Иса Кутар Татар сын Чингизов [Чингизовы] ум. 1299 https://proza.ru/2013/04/21/747 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано Воскресенье в 19:10 Автор Поделиться Опубликовано Воскресенье в 19:10 Малоизвестный дядя Ногая и брат Татара/Тутара, Мингкадар/Менгкадар, по сведениям из письма Берке Бейбарсу также принял ислам "со своими ратями и слугами". Имя Мингкадар кажется странным для чингизида и мне на ум пришла лишь одна его трактовка: Минг қадар - "тысяча", т.е. "тысячник" — командир подразделения из тысячи воинов (минглик) в монгольской армии. Хотя Кадар это не титул Баши. Таким образом, Мингкадар и его (якобы) брат Тутар/Татар могли и не быть чингизидами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 14 часов назад Автор Поделиться Опубликовано 14 часов назад Возможно мои подозрения касательно нечингизидского происхождения Ногая были напрасны. История знает еще одного почти-Тутара чингизида: Отдел Байана, сына Токта-Тимура 242. У этого Байана было три сына. Их имена — Казан 243, Алгуй 244, Даштиманд 245. Сын Алгуя — Тугджар. Его сын — Бек-Йарук. У него было два сына. Их имена — Хизр-ходжа, Фазил-ходжа. У Дашменда 246 было четыре сына. Их имена — Ипак, 247 Туркман, Бек-Тут, Эль-Тутар 248. У Ипака было пять сыновей. Их имена — Хаджи-бек, Хаджи-ходжа, Барат-Суфи, Сарык, Али-Дарвиш. [43] И у Туркмана сыновей не было. У Бек-Тута было два сына [их имена — Йагы-Тимур и Бек-Суфи. И у Йагы-Тимура было четыре сына] 249. Их имена — Али, Хасан, Хусайн, /128а/ Саййид-Махди. Сын Бек-Суфи — Барат-Суфи и Мухаммад-Суфи. И сын Эль-Тутара — Орду-Малик. Его сын — Имадж. Его сын — Таваккул. А впрочем Аллах лучше ведает. Источник: ТАВАРИХ-И ГУЗИДА-ЙИ НУСРАТ-НАМЕ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 8 часов назад Автор Поделиться Опубликовано 8 часов назад 5 часов назад, Бозбет Шыны сказал: Возможно мои подозрения касательно нечингизидского происхождения Ногая были напрасны. История знает еще одного почти-Тутара чингизида: Отдел Байана, сына Токта-Тимура 242. У этого Байана было три сына. Их имена — Казан 243, Алгуй 244, Даштиманд 245. Сын Алгуя — Тугджар. Его сын — Бек-Йарук. У него было два сына. Их имена — Хизр-ходжа, Фазил-ходжа. У Дашменда 246 было четыре сына. Их имена — Ипак, 247 Туркман, Бек-Тут, Эль-Тутар 248. У Ипака было пять сыновей. Их имена — Хаджи-бек, Хаджи-ходжа, Барат-Суфи, Сарык, Али-Дарвиш. [43] И у Туркмана сыновей не было. У Бек-Тута было два сына [их имена — Йагы-Тимур и Бек-Суфи. И у Йагы-Тимура было четыре сына] 249. Их имена — Али, Хасан, Хусайн, /128а/ Саййид-Махди. Сын Бек-Суфи — Барат-Суфи и Мухаммад-Суфи. И сын Эль-Тутара — Орду-Малик. Его сын — Имадж. Его сын — Таваккул. А впрочем Аллах лучше ведает. Источник: ТАВАРИХ-И ГУЗИДА-ЙИ НУСРАТ-НАМЕ Если имя Эль-Тутар можно логично перевести c тюркского как "держатель Эля" (хранитель народа или земли), то трактовка имени Тутар (отец Ногая) вызывает затруднения. Дословный перевод "хранитель/держатель" кажется слишком абстрактным. Все же между Тутаром (не считая булгарского/чувашского наречия) и Татаром, как оказалось, лежит огромная семантическая пропасть. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 1 час назад Поделиться Опубликовано 1 час назад Это тему в исторических личностях надо открывать, хотя она может быть есть там Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться