Гость hajdihajda Опубликовано 8 июля, 2006 Поделиться Опубликовано 8 июля, 2006 земетьте что RUSSIA там на карте находится не в Москве (и не в Киеве), а в Идель-Урал, похоже это исторически подсознательное реальное восприятие центра фино-угорскими народами, которые всегда были рядом с тюрками.по каналу Дискавери показывали фильм сравнение свадебных обрядов от тибета до Финляндии. Даже в Финляндии все то же самое что и у тюрков, бросается в глава тот-же красный цвет в одежде, те же самые узоры, элементы обрядов вплоть до мелочей, отличие лишь, что вместо быка или барана у них - олень ну да.. если бы внимателъно бы посмотрели то вы бы обнаружили что ето карта современых стран и современого нахождений фино-угрийских языков. и Россия там написана потомучто для всего мира "россия" и "россияская федерация" ето одно и тоже. (особено если ета карта не политическая) я не пойму почемы вы тут стараетесъ всё дискридитироватъ? насчёт сравнения между татарами (каких то татаров вообщето вы имеете в виду? их то существует несколъко совсем разных народов) и фино-угрийцами ето весело. татарцы с татарстана были оченъ крепко связаны и перемешаны с фино-угрийцами. там до сих пор живут мордвины. чуваши и мордвины (которых до сих пор татарами называют) являются на самом деле Фино-Угрийкие народы. (может полуграмотные американские студенты и сняли их на свою плёнку как татаров. в американской дисковери много ошибок делают. ) Тоже самое и с Мешерцами. (Mescheren) одно время в естонии, латвии и на севере росии называли всё татаром, что было муслимцем или носило одежду из золотой орды. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- я не хочу вас обидетъ, но с тех пор как кримские татары и турецкие националисты пытаются росию и бывший советский союз в свою "неприкосновеностъ" объявитъ. то они делают всё болше народов северной и средней азии под тюрков. осталосъ теперъ ещё всех пре-индо-европейцев в тюрков переделатъ. надёжней некуда. те были расселены от афирки и до таиванского острова. Но! насчёт етого существуют здесъ совсем другие темы. идите туда пожайлуста и начинайте там ети нацыские и фашиские дискуссии. здесъ речь идёт толко о фино-угриях. с уважением. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
agacir Опубликовано 9 июля, 2006 Поделиться Опубликовано 9 июля, 2006 [татарцы с татарстана были оченъ крепко связаны и перемешаны с фино-угрийцами. там до сих пор живут мордвины. чуваши и мордвины (которых до сих пор татарами называют) являются на самом деле Фино-Угрийкие народы. (может полуграмотные американские студенты и сняли их на свою плёнку как татаров. в американской дисковери много ошибок делают. ) Тоже самое и с Мешерцами. (Mescheren)] Если Вы пытаетесь мне татару-мещеряку рассказывать байки про финскость, это весьма наивно, а в реальности небезопасно И также будет Вам известно, что чуваши это тюрки. Чувашский язык близок к татарскому (урман -> чув. вурман, урос -> ворос ...) То что Вы называете мордва -самоназвание которое они сами не любят (у нас они называются мокша, а что означает мордва расскажу ниже). В Татарстане жувут мокши, в отличии от других регионов, где их практически уже осталось мало, т.к. стали русскими... индо-европейскость урало-алтайцев это видимо насмешка "старшего брата", подброшенная вместе с бусами, как и башкирам. В Мари типа даже напечатанные труды в которых утверждают, что марийские слова типа шарык "овца" и укгез "бык" из индоевропейского. Для сравнения тат.сарык, чув.сурах, башк.харык из тюркского, как и тат.угез "бык" [ с тех пор как кримские татары и турецкие националисты пытаются росию и бывший советский союз в свою "неприкосновеностъ" объявитъ.] - из какой это газеты? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
KestaS Опубликовано 4 ноября, 2006 Поделиться Опубликовано 4 ноября, 2006 Языковые реликты в восточно балтских языках и в языках финской группы (особенно на территории нынешней центральной России) показывает когда то бывшие тесные контакты. Наверное, были и межплеменные браки - отсюда и генетическое сходство. Ареал распространения балтской топонимики перекрывается ареалом распространения финской топонимики - это тоже доказывает, что предки балтов (восточных), и предки финнов жили вперемежку друг с другом в районах нынешней центральной России. Надо бы сравнить карты с топонимикой - балтской и финской. Вот пара таких карт (но очень грубые) - получше в интерне пока не нашел. Карта распространения балтской топонимики - названий рек, озер и болот На этой територии надо искать прародину балтских народов http://vydija.puslapiai.lt/straipsniai/Protev4.jpg http://www.lietuvos.net/istorija/tarvydas/...es/image011.gif А вот по финской топонимике у меня карт нет. Может кто выложит? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
KestaS Опубликовано 7 ноября, 2006 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2006 Источник - О прародине славян, распаде общеславянского языка и образовании языка восточных славян. В. П. Филин /10.12.2004/ http://www.rustrana.ru/article.php?nid=4370 Выдержка "Показания древних авторов свидетельствуют о том, что южные степные и отчасти лесостепные районы между Волгой и Днестром во второй половине I тыс. до н.э. и в первые века н.э. занимали многочисленные скифские и сарматские племена, принадлежность которых к ираноязычной этнической группировке в настоящее время представляется несомненной. На западе древние иранцы соприкасались с дакийцами и фракийцами, занимавшими восточную половину Балканского полуострова, Румынию, часть Венгрии, вероятно, также самую юго-западную часть Украины. В то же время земли севернее Припяти от восточного побережья Балтийского моря, верхнее и отчасти среднее Поднепровье до верховьев Оки и Волги занимали балтийские племена, на востоке смыкавшиеся с финно-угорскими племенами. О контакте между балтийцами и восточными финно-уграми говорят древние лексические заимствования из балтийских языков в финно-угорские, которые обнаруживаются все более и более по мере расширения исследований. Некоторые названия животных и растений древнебалтийского происхождения являются общими в мордовских, марийских и прибалтийско-финских языках. На очертания древней территории балтийских племен указывают языковые связи балтийцев с другими их соседями, а также в известной степени и показания топонимики. В отличие от устаревших взглядов Я.Калима и Э.Сетеле, полагавших, что предки современных прибалтийских финнов колонизировали северо-восточное балтийское побережье только в конце I тыс. до н.э. — начале I тыс. н.э. и лишь в это время вошли в контакт с балтийцами, современные исследователи (П.Аристе, В.Кипарский и др.) считают, что прибалтийско-финские племена были северными соседями балтийцев задолго до н.э., вероятно, еще во II тысячелетии до н.э. Создались возможности поставить вопрос о периодизации древнейших заимствований из балтийских языков в прибалтийско-финское, об их относительной хронологии ... Распространение древней балтийской топонимики к востоку от современных Литвы и Латвии является предметом исследований с конца XIX в. ... В.Н.Топоров и О.Н.Трубачев показывают широкое распространение балтийских гидронимов в верхнем течении Днепра и его притоков, в Подесенье, некоторое проникновение их и южнее Припяти (В.Н.Топоров, О.Н.Трубачев. Лингвистический анализ гидронимов верхнего Поднепровья. М., 1962). Если южная граница массовых балтийских топонимов идет довольно четко по Припяти, а северная примерно совпадает с современной границей балтийцев, то восточная их граница «остается наиболее неопределенной и расплывчатой» . Все же можно говорить о наличии следов древней Балтийской топонимики, по крайней мере в верховьях Оки и Волги." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
KestaS Опубликовано 12 декабря, 2006 Поделиться Опубликовано 12 декабря, 2006 Примерная линия распространения финских и балтских племен Лингвистическая карта Европы 500-год до нашей эры http://www.istorija.net/photos/show-album....amp;photoid=183 Примечание - Карта составлена западными учеными, поэтому славян вообще на ней нет - в западной лингвистической науке считают, что в те времена (500-год до нашей эры) предки славян были только одним из западно-балтских племен, а нынешние славяне сформировались путем смешения этого племени (или племен) сначало с кельтами (частично и с германскими племенами), а позже и с иранскими племенами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
cheremis Опубликовано 30 декабря, 2006 Поделиться Опубликовано 30 декабря, 2006 Ну на этой основе может разразится ещё один никому ненужный спор , аналогичный спору за скифское наследство ... я лично и там и здесь придерживаюсь ортодоксальных теорий ... "Некоторые финно-угорские племена населяли огромную территорию , которая с запада на восток пролегала от территории западной Белоруссии и до предгорий Урала . Об этом свидетельствует множество топонимов и гидронимов , которые сохранились до наших дней на территории Белорусии и в Центральных областях России , корни их относятся к финно-угорским языкам ."Всемирная история . Римский период " Издательство "Литература" г.Минск Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
KestaS Опубликовано 30 декабря, 2006 Поделиться Опубликовано 30 декабря, 2006 Насчет происхождения славян мы в этой теме конечно спорить не будем - для этого есть отдельная тема. Славяне и Балтийцы, Происхождение, связи, история http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=2000 А вот по распространению финских племен: Некоторые неизвестные финские племена оставили свои следы в виде гидронимов (немного, но они имеются) намного западнее нынешней Беларуси - не только на территории нынешней Литвы (а тем более Латвии), но и южнее и западнее Литвы - на территории нынешней Калининградской области, Польши и даже Германии - читал когда то об этом статью, жаль не помню более конкретно. Это доказывает, что разные племена иногда очень даже далеко уходили от своего основного языкового ареала расселения. Насчет совместного проживания балтских и финских племен на всей территории (по обе стороны линии) их соприкасания, то это уже давно доказано и распределением на одних территориях и балтских, и финских гидронимов, и взаимными заимствованиями в разных балтских и финских языках - в том числе и в марийских, и мордвинских диалектах, и в нынешнем финском (суоми) языке. Немало заимствований в областях не только хозяйственных, но и в терминах родства - то есть были распространены межплеменные браки. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Alexander Опубликовано 24 апреля, 2007 Поделиться Опубликовано 24 апреля, 2007 похоже это уже модно всем кому попало русскими становиться ... о чём это я, а ну да финно-угры все приглашены в мою группу на рамблёре http://groups.rambler.ru/groups/rambler.fr...0386664.28.html заходите всегда рад если вы знаете о культурных центрах, общинах европейских народов живущих в России, пожалуйста дайте знать заранее спасибо PS финны с татарами не перемешаны, это разные этносы (конечно не считая некоторых поселений в Росси) финны это европейский народ, а татары восточный кстати о братьях финнах, почему вообще финны если народ вроде бы называется suomi? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
cheremis Опубликовано 13 мая, 2007 Поделиться Опубликовано 13 мая, 2007 Этногеография. Освоение территории. Расселение народов 2.1. Финский рефугиум Из предыдущего раздела дети уже вынесли информацию о том, что рассматриваемая территория некогда была заселена финскими племенами. Оставили ли они по себе память на образной карте? Да, и очень явную. Заливая собой север равнины, которую географы потом назовут Русской, русские местами вытесняли финнов, местами смешивались с ними, передавая им более высокую земледельческую культуру, язык, веру. Но всякий раз оставались «острова» — медвежьи углы, где очагам финнов удавалось сохраниться в неассимилированном или малоассимилированном виде, где большое значение сохраняло присваивающее лесное (а не производящее полевое) хозяйство — главным образом звероловство и рыболовство. Вспомним, на первом, Кольском листе образной карты тень этой стародавней финской системы хозяйствования — обреченный на съедение олень и готовящаяся к употреблению озерная рыба — промелькнула у тундрового рубежа в Ловозере — селе саамов. Если в северной тайге своеобразным геральдическим детектором стойкого финского духа* служит олень, то в южной тайге и смешанном лесу — медведь**. Знаменитый герб Ярославля — медведь на задних лапах, несущий секиру, напоминает о градоздательной легенде. В тот верхневолжский край, заселенный финнами — мерей и весью, явился некогда Ярослав Мудрый с дружиной новгородцев и увидел на месте нынешнего города финское языческое капище, где содержался тотемный медведь мери — объект поклонения. (Было это, как принято считать, в 1010 г., то есть без малого тысячу лет назад.) Князь зарубил его секирой, и задумчивая меря, утратив в лице, вернее в морде, своего живого идола духовный оплот, дала себя скоро ассимилировать. Поездите, однако, по Ярославскому Заволжью, загляните куда-нибудь в Пошехонье, и финская антропология улыбнется вам своими по-медвежьи широкими скулами и чистыми глазами. Над тотемом же своим забывшая себя меря позволила поглумиться — поставить его в герб на задние лапы да еще заставить нести в передних орудие своего убийства. Трофей русской цивилизационной ловитвы. Через несколько веков и пятьсот километров Ярославовы потомки поставят на задние лапы другого финского медведя — мордовского: на гербе города Сергач на юге нынешней Нижегородской области красуется «служащий» медведь. Сергачские жители выучились дрессировать медведей и водить их по ярмаркам. Уроженцем мордовских лесов был, конечно же, и знаменитый Генерал Топтыгин, а его вожатый — сергачом. На недавно принятом гербе Карелии — заозерного финского останца — тоже поставлен медведь, причем, чтобы никто не подумал, что зверь не приобщен к цивилизации, что не готов служить, и этого таежника по-цирковому вздыбили на задние лапы (рис. на с. 10)***. На Каме же, в тысяче километров восточнее Ярославля, куда русские пришли веков через пять после знаковой бойни в верхневолжском мерянском капище, языческий медведь пермяков, наученный опытом своих предшественников, молчаливо проглотил инновацию, дав себя приручить****. Приняв на спину Евангелие и дав водрузить над собой крест, лесной язычник все-таки сохранил звериное достоинство: остался в позе, естественной для хозяина леса, крепко стоящего на своей земле. Большая часть живших по Средней Каме финских племен былой Великой Перми дала себя ассимилировать — сделать русскими по языку и вере. (Но лица, пермские лица!) Только в стороне от реки, там, куда заводят лишь слабенькие правые притоки (см. раздел «Ось», с. 7), в тупике Камо-Камского «междуречья» сохранился останец финской жизни — Коми-Пермяцкий автономный округ. И герб Кудымкара, столицы этого округа, и герб самого округа дышат медлительным таежным своенравием. Пусть дети сравнят изображения пермского медведя — бывшего финна — и кудымкарского, в котором поныне здравствует еще финское самосознание. Миша из северной камской петли куда реалистичнее, куда мощнее, пластика какая: загривок-то, загривок один чего стоит! Но главное — знак, помещенный над филейными частями. Это не крест, как можно подумать при невнимательном рассмотрении. Это так называемая перна — символическое, свойственное многим финским народам (см. гербы финских «островов» России на с. 10) изображение Солнца — языческий солярный знак. Нет, коми-пермяки давно приняли христианство, по-русски говорят едва ли не лучше, чем по-пермяцки, и, в отличие, например, от соседей — удмуртов и марийцев, не озабочены языческим ренессансом. Но в генетике, в традиции, в менталитете медленно бродит древнее низкое тусклое финское Солнце. Когда развитие образной карты дойдет до прилегающих с севера земель коми-зырян (Республика Коми), мы встретим еще одного медведя — на гербе Сыктывкара. Он не служит, не несет Священного Писания, не демонстрирует природную гармоничность фигуры, но он, пожалуй, самый финн из всех российских геральдических финнов: он ушел в себя. Лишь морда и передние лапки торчат из берлоги. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
cheremis Опубликовано 3 января, 2008 Поделиться Опубликовано 3 января, 2008 А всётаки , Северо-западной Русью правили её генетические автохтоны ... В "Русском Newsweek" интересная статья по генетическому анализу "Операция "Чистые Рюрики" - http://runewsweek.ru/rubrics/?rubric=science&rid=2286 ==== "Русский Newsweek", дек 2007 - янв 2008 № 52 (176) Дмитрий Кузнец, Никита Максимов, Степан Кравченко Операция «Чистые Рюрики» Полковник медицинской службы Юрий Оболенский, потомственный князь, сын предводителя Российского дворянского собрания Андрея Оболенского, был не на шутку встревожен, когда узнал, что его род по мужской линии восходит к некому славянскому предку. Князь Юрий Андреевич ожидал совсем другого: он - сторонник норманнской теории - был уверен, что, как и полагается Рюриковичу, происходит от этого легендарного скандинава. Журналисты Newsweek, исследовавшие ДНК Оболенского, удивились вместе с ним. Так мы во время поисков корней легендарного варяга случайно наткнулись на самый интимный секрет первого русского правящего дома. Который может скорректировать современные представления о самом трагическом периоде в истории Древней Руси. Ровно год назад Newsweek опубликовал первое исследование генома Рюриковичей - вероятных прямых потомков легендарного варяжского князя. Княжеский род мы исследовали с помощью геногеографии - науки, которая изучает расселение народов и позволяет найти своих далеких предков и ранее неизвестных родственников по генетическому коду. Исследовалась Y-хромосома современных князей, чья родословная строго по мужской линии восходит к Рюрику. То есть их мужская хромосома должна по идее быть идентична той самой, варяжской. Точнее, почти идентична: за 1200 лет в генетическом коде неизбежно возникли мутации. Приходилось учитывать и еще одну возможную «ошибку», куда более серьезную: за много поколений вполне могло случиться, что жена какого-то из князей родила от другого, а значит, с точки зрения генетики род прервался. А потому нам нужно было сделать анализ ДНК нескольких князей из разных ветвей богатого рюрикова потомства. Мы надеялись, что в результате нам удастся решить норманнский вопрос, мучающий российскую элиту уже 300 лет и вдруг опять ставший актуальным в последние годы. Приглашение варяга Рюрика на княжение, красочно описанное в «Повести временных лет», конечно, не более чем символ. Но с его помощью периодически пытаются решить вопрос геополитический. Западники, полагающие Россию неотъемлемой частью Европы, уверены, что варяг значит викинг, а значит, государственное устройство на Русь пришло с Запада. В крайнем случае западники согласны на то, что отцом-основателем был финн. Историк XVIII в. Татищев даже ссылался на некую Иоакимовскую летопись, где прямо указывалось, что Рюрик был сыном князя финнского племени варягов, а Русь ему завещал дедушка по материнской линии - князь Гостомысл; так ему насоветовали вещуны. Славянофилы, полагавшие Иоакимовскую летопись фальшивкой, были уверены, что Рюрик был славянином - особенно распространена «ломоносовская» версия его происхождения из балтийской ветви славян. А славянское происхождение, мол, подтверждает старый вывод: у России всегда был свой, особый путь. В этом декабре мы собрали все результаты анализов и выяснили, что «дом Рюрика» вовсе не един, а делится на две почти равные и независимые друг от друга ветви. Одну условно можно назвать скандинавско-финнской, другую - славянской. Получается, что вследствие какой-то семейной драмы, случившейся более 800 лет назад, «норманнский вопрос» получил два взаимоисключающих ответа. Очень символично: и славянофилы, и западники правы. СЕМЕЙНЫЕ СЛУЧАЙНОСТИ Еще год назад мы исследовали анализ ДНК князя Дмитрия Шаховского. Тогда мы выяснили, что генетически Рюриковичи сильно отличаются как от большинства викингов, так и от большинства славян. Анализ показал, что Шаховской - а следовательно, и его предки по мужской линии на протяжении тысяч лет - принадлежит к гаплогруппе N3. Гаплогруппами ученые называют наборы генетических мутаций в ДНК человека, по которым можно узнать, откуда пришли его предки. Распространение гаплогрупп далеко не полностью совпадает с тем, что принято называть этносом. У русских, например, встречаются представители более десяти гаплогрупп. И N3, которую крайне редко находят у других славян, у русских - один из основных вариантов. Впрочем, столь же часто он встречается у норвежцев и шведов. А у всех финно-угорских народов от Сибири до Финляндии, а также у тюркоязычных якутов эта гаплогруппа и вовсе самая распространенная. Узнав результат геногеографического анализа Шаховского (а следовательно, и Рюрика, как предполагали мы) и записав обоих в «чудь белоглазую», мы написали, что «это лучший вариант для любителей исторических детективов», еще не подозревая, насколько мы правы. Геногеография - наука молодая, но уже позволяет получить и более точные данные. Во-первых, нам надо было исключить разные «семейные случайности». Для этого предстояло упросить сдать слюну на ДНК-анализ представителей других ветвей Рюриковичей. Если бы результаты совпали (или же были очень близки - ведь генные мутации, как мы помним, за века просто неизбежны), то мы могли бы заключить, что у всех у них был общий предок. Затем результаты анализа нужно было сверить с базами данных, где содержатся гаплотипы сотен тысяч человек. По логике, тот регион, где нашлось больше всего генетических родственников наших князей, можно было бы назвать прародиной Рюрика. Наконец, за год гаплогруппа N3 была исследована более глубоко - например, появилась возможность с достаточно большой вероятностью определять ее представителей скандинавского происхождения. Первые результаты нас чрезвычайно обнадежили: два князя, Гагарин и Лобанов-Ростовский, по генеалогическому древу имевшие общим предком Всеволода Большое Гнездо (XII–XIII вв.), а с Шаховским - и вовсе дедушку Всеволода, Владимира Мономаха (XII в.), согласно генетическому анализу, оказались очень близкими родственниками. Различия в их ДНК (те самые мутации) указывали на то, что их родственные линии как раз разделились около 800 лет назад. То есть по крайней мере Владимир Мономах и все его потомки, именуемые «Мономашичами», также принадлежали к гаплогруппе N3. Потом пришли результаты еще двух анализов - представителей другой крупной ветви Рюриковичей. Их историки называют Ольговичами (названы в честь Олега Святославовича - главного соперника Владимира Мономаха в феодальной борьбе - и, как уверяют все источники, его двоюродного брата). И тут мы поняли, что настоящий исторический детектив только начинается. Оба - князь Джон Волконский (его ДНК исследовал наш польский коллега профессор Анджей Бажор) и князь Юрий Оболенский - безусловно оказались родственниками (при том что, согласно генеалогическому древу, их общий предок - черниговский князь XIII в. Юрий Михайлович). Но вот к Рюриковичам из рода Мономашичей они не имеют никакого родственного отношения. Получается, что какая-то из этих долго враждовавших ветвей напрасно считала своим предком праправнука Рюрика Ярослава Мудрого, за наследство которого они ожесточенно боролись много десятков лет. Причем если потомки Мономаха, как и он сам, были угро-финнами, то род его врага Олега, принадлежащий к гаплогруппе R1a, можно отнести к славянам. Неизвестно, кем был Ярослав Мудрый, но можно предположить, что его супруге или же жене одного из его сыновей или внуков целомудрия не хватило. Ее ребенок, зачатый от любовника не великокняжеской крови, положил начало целой династии лжерюриковичей. Много столетий об этом никто не подозревал. Да и теперь можно лишь гадать: какая ветвь - порождение женской слабости, а какая восходит к самому Рюрику. БАБКА НАДВОЕ СКАЗАЛА Весь этот древнерусский семейный сериал как будто специально сделан, чтобы проиллюстрировать историю государства в домонгольскую эпоху. В последней серии - чудовищная трагедия. Обе враждующие ветви великокняжеского рода почти подчистую уничтожены монголами. Перед этим - сотни эпизодов феодальной войны, в которой Мономашичи смогли закрепиться на не самом богатом северо-востоке Руси, а Ольговичи - на юге. Киев и Чернигов много раз переходили из рук в руки. Ярослав Мудрый сам заложил основу этой войны, разделив уделы между пятью своими сыновьями. Двое из них (Всеволод и Святослав) родили основателей двух главных династий - Владимира Мономаха и Олега. Изученные нами ДНК потомков князей-Мономашичей Шаховского, Лобанова-Ростовского и Гагарина и князей-Ольговичей Оболенского и Волконского показали, что у Мономашичей заподозрить в измене можно было бы бабку или пробабку Мономаха, а у Ольговичей - любую из супруг князей, от Ярослава Мудрого до Михаила Чермного, убитого в 1246 г. в ставке Батыя за отказ выполнить языческие обряды. Вряд ли враги подозревали, что они друг другу не родственники, а кто-то из них и вовсе не имеет права на наследство Ярослава. А если бы и знали, это бы не остановило войну. Довершает картину усобицы раскол среди потомков Мономаха и войны с Польшей, Венгрией и половцами. Если считать, что в результате Русь раскололась на крупные куски, попавшие в зависимость от монголов, поляков и Литвы, то можно считать, что раскол не преодолен до сих пор: ведь и сейчас существуют три независимых государства. Но это история совсем из другого сериала. РОГАТЫЕ ВИКИНГИ Норманистам, с XVIII в. твердящим о скандинавских корнях варяга, конечно, придется по душе угро-финнская версия. «Жаль, что ваши результаты не будут опубликованы в научных журналах. В будущем можно привлечь антропологов и попытаться извлечь ДНК из костей в скандинавских захоронениях», - советует профессор Института Всемирной истории РАН Елена Мельникова. Она считает Рюрика предводителем одного из скандинавских отрядов, каких было множество. Возглавляли их не конунги с собственными наделами, а младшие отпрыски знатных родов, которым не досталось своей земли. «Их называли морскими конунгами, потому что они ходили в походы на кораблях. Собиралась группа из четырех-пяти кораблей, это 150–200 профессиональных воинов. Они высаживались где-то в Ладоге, но ее голыми руками не возьмешь: там укрепления [таких же, как они]. Так что лучше проплыть дальше и поторговать. Рюрик был одним из таких предводителей - можно торговать, а можно и мечом помахать. Как получится», - рассказывает Мельникова. Проще и выгоднее было торговать, меха - колоссальная ценность. Так что скандинавы плыли по маленьким речкам и обменивались с местным населением. Меняли ножи на меха - «не случайно ножи, сработанные по скандинавской технологии IX–X веков, рассредоточены по всему русскому северу: значит, шла активная торговля», подчеркивает историк. Мельникова уверена, что скандинавы очень хорошо интегрировались в славянское общество. Если это, конечно, были не шайки грабителей, а переселенцы, собирающиеся поселиться на новой земле. «Я очень хорошо представляю славян и финнов, вписывающихся в дружины скандинавов. Общественное устройство и славян, и скандинавов находилось примерно на одном и том же уровне, но скандинавы вели активную внешнюю деятельность и развивались более интенсивно», - говорит Мельникова. Генетики согласны, что ДНК Мономашичей скорее указывают на их скандинавское происхождение. «Результаты анализов Шаховского, Гагарина и Лобанова-Ростовского свидетельствуют, что они были скорее скандинавами, чем балтами. Судя по популяционному распределению их гаплотипа, он частенько присутствует на севере Норвегии, в Швеции, Финляндии и Эстонии; и только один случай на многочисленную выборку у поляков, при этом ни одного случая у балтов», - сказал Newsweek завлабораторией генетики Института биологических проблем Севера Борис Малярчук. В Пскове и Прибалтике находят другой вариант N3. Наш поиск по крупнейшей онлайновой базе Ysearch подтвердил его слова: среди найденных там нескольких десятков генетических родственников Рюриковичей 90% заявили, что их дальние предки жили в центре и на севере современной Финляндии, а оставшиеся 10% указали Швецию и Британию. «Поразительно, что вы обнаружили, что все мы восходим к скандинавам и при этом трое являемся родственниками. Это не только означает, что наши роды не прервались, но что и они так далеко уходят в прошлое вместе. Значит, осталась память в наших генах о предках. Мой отец был расстрелян в 1938 году, когда мне было всего три года, и все, что я знаю о нем, это от матери», - говорит физик Андрей Гагарин. Впрочем, если в той же Ysearch поискать родственников Рюриковичей–Ольговичей - радоваться будут уже славянофилы: поиск выдает людей с польскими, словенскими и чешскими корнями. «Несмотря на то что в “Повести временных лет” нет указания на то, что варяги были славянами, нас это не должно смущать. Тогда это был настолько общеизвестный факт, который и не надо было повторять. Главное доказательство именно славянского происхождения варягов заключается в том, что большинство городов, которые они основали, носят славянские названия: Новгород, Белоозеро, Изборск. Одни славяне пригласили помочь других славян, а не скандинавов, потому что считали, что именно одноплеменники смогут их рассудить. Так же, как мы пригласили бы помочь чехов, поляков, хорватов, а не шведов», - уверяет ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Вячеслав Фомин. Эту же вполне славянофильскую точку зрения разделяет Валентин Янин, руководящий Новгородской археологической экспедицией: «Это были уже давно знакомые люди, южно-балтийские славяне». Академик приводит адаптированную цитату из Лаврентьевской и Ипатьевской летописей: «Подобно тому, как другие варяги называли себя германцами, англичанами, шведами и готами, эти называли себя русью». Янин при этом не отрицает, что южно-балтийские славяне могли иметь изрядную примесь скандинавской крови: «Но куда важнее культурная близость этого народа и тогдашнего славянского населения». РЕНЕССАНС СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Разрешить спор сторонники славянского и норманнского происхождения русской государственности, по мнению Янина, смогут лишь тогда, когда будут одинаково истолковывать приведенную цитату из летописей. По мнению Мельниковой, это случится не скоро. Ее куда больше беспокоит, что несколько лет назад среди историков произошел «ренессанс средневековья». «Где-то в 2001–2002-м году вдруг опять начался всплеск антинорманизма, причем примитивного, основывающегося на работах середины XIX в. Этот всплеск был спровоцирован администрацией президента, это чисто политический заказ», - утверждает она. Как раз в 2002-м году в Калининграде прошла нашумевшая «антинорманистская» конференция «Рюриковичи и российская государственность», которую некоторые историки считают патриотической пиар-акцией Кремля. Конференция действительно была проспонсирована администрацией президента. Первое заседание началось с зачитывания приветственной телеграммы президента Владимира Путина. Академик Янин, впрочем, не считает, что власть пытается направить историческую науку в нужное русло: «Это попытки отдельных историков выслужиться, инициатива идет снизу вверх, а не сверху вниз». Три года назад, когда Путин посещал самое известное варяжское поселение Старая Ладога в Ленинградской области, руководитель раскопок Анатолий Кирпичников сообщил ему, что это древнее городище было первой резиденцией первого главы русского государства. Кирпичников доложил президенту, что Рюрик провел здесь несколько лет, с чем не согласны многие другие историки; по их мнению, Старая Ладога была всего лишь транзитным пунктом. Как вспоминает академик Янин, Путин потом живо интересовался этим поселением: «Он спросил меня, что я думаю по поводу ладожского вопроса. Я ответил: вот вы сейчас в Новгороде, от этого же он не становится столицей Российской Федерации? Путин согласился: “И действительно”». Юрий Андреевич Оболенский, потомок русских князей, тоже готов согласиться со своим славянским происхождением, хоть и верил всю жизнь, что Рюрик был норманном: «Хоть я придерживался норманнской позиции, но против науки не пойдешь. По его словам, в роду Оболенских существует семейная легенда: мол, Иван Грозный был вовсе не потомком Мономашичей, а внебрачным сыном одного из Оболенских - князя Телепнева-Овчины. «У нас в роду все так намешано», - говорит князь. Если разбираться с помощью современных методов, «все намешано» и во всей русской истории. Чем больше узнают ученые, тем больше становится понятно: у России и ее государственности нет одного истока. Точно так же, как у Рюриковичей из некогда враждовавших родов - общего предка. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Тимок Опубликовано 5 августа, 2008 Поделиться Опубликовано 5 августа, 2008 Сенсационная находка российских археологов 03.08, 12:12 «Вести.Ru» Сенсационная находка российских археологов. В Посадском районе Ивановской области во время раскопок ученые обнаружили финский могильник, который датируют примерно 4 веком. Внутри бронзовые вещи и останки. Теперь ученым, возможно, придется переписывать историю возникновения древнерусской культуры. Они не любят слово «сенсация», говорят просто «находка». Археологи Российской академии наук составляли карту древнерусских «селищ». И на восьмое лето нашли могильник — финское захоронение. «Самая интересная вещь — это фибула. По всей вероятности это импорт, — говорит младший научный сотрудник Государственного исторического музея Анна Красникова. — Как только мы ее снимем и перевернем. Можно будет по книгам сравнить с другими и с точностью сказать, откуда она сюда была привезена». Фибулы — сложные застежки с перламутром. Такие до сих пор находили только в Европе. Топор принадлежит то ли лесорубу, то ли воину. И в хорошей сохранности бронзовые височные кольца. Директор института археологии устал от гипотез: не может сообразить: «Как они их носили?» «Первый раз беру их в руки, хотя брать страшно, очень тонкие и очень хрупкий металл», — признается директор Института археологии РАН Николай Макаров . Таких параллелей отечественная археология не помнит.13 финских захоронений, рядом древнерусские бусы. Ученые объясняют: эти финны жили здесь в четвертом веке, а уже в десятом рядом с могильником стояли древнерусские избы. Место называется «суздальское ополье». И до сих пор считалось, что первыми земледельцами на границе Владимирской и Ивановской областей были славяне. «Именно финны были пионерами земледелия на этой территории, — поясняет Николай Макаров. — Кроме того, они были хорошими ювелирами и многие украшения пришли к нам из финской культуры». Сверхзадача — найти более поздний финский след в древнерусской культуре. Ищут: профессор с металлоискателем, немного уставшие — второй месяц в поле — студенты. Ищут физики. Образцы древесной золы, волокна и чудом уцелевшие хлебные зерна проверят радиоуглеродным методом. После чего археологи, уже без всякой скромности, смогут сказать: под слоем пашни не просто «находка». Сенсация. По существу, археологические раскопки, здесь в «суздальском ополье» – это такая попытка найти место возникновения древнерусской культуры. В девятом — двенадцатом веках здесь происходила грандиозная историческая работа. На территории в 120 километров от Покрова на Нерли до Переславля древние славяне начали рубить лес, возделывать поля и главное — начали строить города: Владимир. Суздаль. Это было новое общество, составившее серьезную конкуренцию Киевской Руси, и положившее начало Московскому государству. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
cheremis Опубликовано 6 августа, 2008 Поделиться Опубликовано 6 августа, 2008 Похоже это сенсация только для журналистов Вестей ... мало мальски подкованный в истории человек итак знает , что Русь раньше была населена финскими народами . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karakurt Опубликовано 7 августа, 2008 Поделиться Опубликовано 7 августа, 2008 Может у журналиста "финский" ассоциируется с Финляндией? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
БiрАтан Опубликовано 27 августа, 2009 Поделиться Опубликовано 27 августа, 2009 Стало известно о смерти в Латвии последнего носителя одного из финно-угорских языков – ливского. Но означает ли это полное исчезновение ливского народа из истории?.. Грядущие ливы http://www.evrazia.org/article/1047 Не упустил ливов из провидческого поля зрения и поэт «этносферы» планеты Земля Лев Гумилев: «Ливы – финно-угорское племя, жившее на берегах Рижского залива и Чудского озера; частью истреблено ливонскими рыцарями в 13 веке, частью слилось с латышами…» Гумилев знал о том, что у народа с поэтическим прошлым не может не быть великого будущего, если даже оно воплотится в поэме, вписанной в сердца совсем других народов… Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
adv Опубликовано 7 октября, 2009 Поделиться Опубликовано 7 октября, 2009 Телевизионный портал Финно-угорского культурного центра Российской Федерации http://finnougoria.tv/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
teuke Опубликовано 9 ноября, 2009 Поделиться Опубликовано 9 ноября, 2009 Сейчас по уральскому этногенезу можно почитать А.В.Головнёва "Кочевники тундры" (ненцы и их фольклор) Екатеринбург 2004, УДК 39 (571.1/5) ББК Т3 (2Р53)0, ISBN 5-7691-1539-6. Надеюсь уже все, кто имеет смелость высказываться в этой ветке, прочли его же "Говорящие культуры" (традиции обских угров и самодийцев)? "кочевников" еще не читал, мне таки книги сложновато доставать. А вот "говорящие культуры" мне понравилась. Не все главы, некоторые я просто не смог осилить (мифология исследуется на мой вкус совсем топорно). Но чувствуется, что автор - настоящий исследователь, любит свое дело и может увлекательно подать. Даже приятно становится, читая некоторые страницы. Жалко, у него не было цели осветить этническую историю в каком-то поддающемся логическому объяснению порядке. В основном книга построена как-то "от души", по наитию что-ли, и в ней масса наблюдений, выводов, основанных просто на внимательности автора, и сразу видно, что он жил в чуме и каслание для него не новость, и сырого мяса с ноги оленя он едал не ради экзотики. Человек, который никогда так вот не пытался понять какие-то контрастные (отличающиеся от урбанизированной современности) культуры, не поймет наверное и замысел этой книги. Но мне в целом понравилось. Даже очень. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 10 ноября, 2009 Поделиться Опубликовано 10 ноября, 2009 Не знаю что за Головнев исследователь, но его говорящие культуры плагиат. В доревол. издании есть точно такая же работа. Головнев просто приводит его дословно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 18 сентября, 2010 Поделиться Опубликовано 18 сентября, 2010 Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Финно-угорское племя — Этнические группы, говорящие на финских языках, не занимают одного сплошного пространства. Некоторые из них представляют собой оазисы, окруженные со всех сторон этническими элементами другого происхождения. Лишь об одной финской народности — мадьярах — можно сказать, что она очутилась вдали от своих лингвистических сородичей благодаря добровольной массовой эмиграции; другие группы переходили на небольшие расстояния, меняли свое местопребывание, теснимые более энергичными племенами нефинского происхождения. Уже из самого размещения финских народностей очевидно, что финское племя, как и все охотничьи и рыболовные племена, не отличалось исторической активностью. Данные истории подтверждают это положение. Финно-угорское племя-угорское племя занимало некогда все пространство, на котором ныне рассеяны его отдельные ветви (за исключением мадьяров), и, быть может, простиралось далее к югу, доходя до рубежа черноземной полосы. И в северной Скандинавии финское племя занимало некогда гораздо большую территорию, чем теперь. Делались попытки определить территорию отдельных ветвей финского племени на основании названий рек и местностей и даже воспроизвести историю колонизации того или другого края. Русская колонизация, вытесняя финнов, сохранила в большинстве случаев прежние названия рек, изменив их лишь в фонетическом отношении. Напр. "по реке Илексе озера и реки, лежащие к востоку от обширных, покрытых иногда лесами болот, расположенных между притоками Вытегры и изгибом Андомы, носят финские названия, деревни же и местности — русские" (Веске). С данной точки зрения особенно важны окончания Нурма, Нарова, Нуренга, Нюрюк — свойственные отдельным финским наречиям названия рек, происходящие от одного и того корня ("болотистая река"). Каждая из главных групп Финно-угорское племя-угорского племени пользуется для образования названий рек другим окончанием. Существование массы однородных названий на нга (в бассейнах Сухоны, Ваги, Сев. Двины, Онеги), на ва (Пермский край) и лей (Поволжье от Нижнего до Саратова) также указывает на былое присутствие какой-то крупной национальности, "определить которую можно будет только тогда, когда все данные названия будут научно истолкованы при помощи живых финских наречий" (Смирнов, о пермяках). Европеус занимался очень успешно этим анализом, после него Веске, в последнее время проф. Смирнов. Доказано, что окончание ма характерно для вотяцких рек, ва — для пермяцких, нга — для лопарских. Анализ этих названий обнаруживает часто еще более ранние слои местных названий. Так, напр., край, занимаемый черемисами, не был пустыней, когда они впервые там явились. Главные воды этого края носят названия, по своему составу не соответствующие черемисским; эти названия не могут считаться и вотяцкими, хотя последние рядом с черемисскими часто встречаются. Судя по названиям вроде Сурья, Курья, можно думать, что с вотяками или незадолго до них в краю кочевали зыряне. За вычетом всех зырянских по типу названий остается масса других, которые пока не поддаются еще объяснению из живых финских наречий, но, судя по сходству или даже тождеству их, можно заключить, что они принадлежат народу, занимавшему громадное пространство от меридиана Москвы до меридиана Перми. Исходя из названий местностей, можно воспроизвести историю колонизации, например, черемисского края черемисами. Эта народность распадается на группы, носившие названия по именам рек (ветлужане — вытлямар, рутчане — рэд-мар). Движение по той или другой реке отдельных частей какой-нибудь ветви обозначается названиями, в окончаниях которых слышатся слова "край", "берег", "вершина". Встречая на своем пути мелкие речки, овраги с текущей водой (aнгер), колонисты разбивались на поселения из отдельных семей, и овраги, не имевшие названий, стали называться по их именам, наприм. Ахмат-инер. С берегов мелких речек и оврагов переселенцы проникали на дикие поляны среди лесов, покрывавших страну, ставили на них жилье и давали им свое имя. Таким образом возникло множество названий, состоящих из слов "поле" (нур) и "сторона" (беляк) в соединении с личным именем. Проходят десятки лет, даже века: население такой поляны увеличивается, и от поселка отделяется несколько починков. Возникает потребность обозначить каждый из них особым именем: являются названия, в которых определяется уже не поле, но участок, жилье, усадьба (илем, сурт). С разрастанием починков слово, означающее одинокое жилье, заменяется словом, означающим совокупность жилищ; являются названия, в состав которых входит чаще всего личное имя, или русское слово "село" (сёла, сола), или тюркские куш, ял, полок. Эти селения в свою очередь разрастаются; из них выселяются одиночки и группы, жилища которых, сохраняя общее имя, носят второе особое название, данное чаще всего по местным обстоятельствам (напр. Лапсола = "низменная деревня", Куркумбал = "нагорная деревня"). После этих исследований попытка Кастрена определить древнее размещение финских народностей может сохранить лишь относительное научное значение. По мнению Кастрена, пермская группа занимала некогда пространство от Урала до Вычегды и Западной Двины; к западу от нее лежали земли вестов и чудов, к северу — ями (предков тавастландцев). Еще более к северу от Урала до Сев. Двины и вдоль Белого моря жили корелы; может быть, ветвью этих последних были печорцы, жившие еще более к северу; к югу от пермяков поселилась группа черемисо-мордовская. Финно-угорское племя племя разделяют на 4 группы на основании лингвистического родства. К угрийской ветви причисляют вогулов и остяков; из нее вышли некогда мадьяры. Пермская группа, к которой принадлежат вотяки, пермяки и зыряне, и черемисо-мордовская довольно близки друг к другу. Наконец, к западно-финской группе принадлежат финляндские группы, чудь, весь, эсты, ливы; сюда же относят и лопарей (см. соответствующие слова). Племенные названия, насколько они употребляются самими финнами, носят топографический характер. В большинстве случаев они содержат в себе понятие о "воде" — вероятно, какой-нибудь большой реке, которая просто именовалась водой; иногда "вода" обозначается более точным образом. Названия веси, вотяков просто обозначают людей, живущих близ воды; то же самое значение имеет слово мордва; "остяки" — вероятно испорченное ас-хуи (люди, живущие над Асой, т. е. Обью); пермяки называют себя коми (по Кастрену — "люди над Камой"). Другой корень, попадающийся в названиях финских племен, — слово "человек": морт у зырян, мара у черемисов; этот корень встречается в названии мери и муромы ("люди суши" в противоположность мордве — "людям над водой"). Название черемисов происходит от татарской клички. Культурный уровень финских народностей очень неодинаков: наряду с рыболовами и охотниками (остяки, лопари), находятся столь высоко стоящие в культурном отношении группы, как мадьяры и финны Финляндии. Финляндцев насчитывали в 1896 г. около 2200000, мадьяр в 1900 г. — 7 1/2 млн. Следующее место по численности принадлежит мордве: в 1856 г. насчитывали ее около 800 тыс. (в обеих ветвях, мокшанской и эрзяской). Вотяков около 380 тыс., черемисов около 240 тыс., пермяков и зырян около 160 тыс., лопарей около 25000; число остяков, вероятно, не больше числа лопарей; вогулов и ливов всего по нескольку тысяч. Все финно-угорское племя насчитывает не более 12 миллионов, из которых 63 % приходится на мадьяр. У остяков до последнего времени сохранилось родовое начало. Во времена Кастрена они распадались на роды, из которых каждый представлял самостоятельное целое и в свою очередь состоял из множества семейств. Семейства одного и того же рода, даже не будучи в состоянии доказать степень взаимного родства, не вступали в брак между собой, держались вблизи одни от других, помогали друг другу и обладали общими религиозными местами и родовыми святилищами. И у вотяков проявляется родовое начало. Где бы они ни садились, они садятся группами, связанными между собой близким родством. По Первухину, у вотяков насчитывается около 70 родов; некоторые из них вымерли, другие держатся в 2—3 деревнях, но есть такие, которые разрослись до очень значительных размеров, обнимая 10—30 селений; связь, соединяющая такую группу деревень, выражалась не только в признании общего гения-покровителя, но и в общих молениях. Эти союзы, принимающие уже отчасти характер территориальной организации, носят название мэров, самая же совокупность лиц, связанных происхождением от общего родоначальника, носит название эли. У черемисов, у которых наряду с делением на уезды, волости и деревни, также продолжает существовать не совпадающее с ним деление на мэры и кюмыжи; рядом с волостными и сельскими сходами, которые созываются властями, сохраняют свое существование сходы, созываемые сновидцами, равно как и соответствующие им общественные моления кюмыжей и мэров. Эти мэры вотяков и черемисов соответствуют, вероятно, тому, что Римберт, составитель жития св. Анзгария, говоря о ливонцах, называет латинским термином civitas. Во главе такой civitatis находился князь. Пермская земля, напр., делилась между многими князьками, сидевшими в отдельных городках, которые обыкновенно были расположены у устьев речек; подданные собирались в этих городках в случае опасности и защищались за земляными валами. Окс — термин, обозначающий у пермяков князя — находится, кажется, в близком родстве со словом оксэм, обозначающим собрание и сходку. Сомнительно, чтобы финское племя в своей общественной организации поднялось выше такого простого строя. И материальная культура его в прошлом находилась вообще на очень низком уровне. Предание пермяков Глазовского уезда гласит, что предки их копали землю около пней лопатами, а боронили, возя елку с обрубленными сучьями; эти приемы практикуются и теперь, как вспомогательные, но елка в некоторых случаях заменяется липовым лотком, в дно которого вбиваются тонкие, гибкие еловые сучья вершков 14—15 длины. — Относительно культурного прошлого финнов наука, кроме исторических указаний, располагает материальными остатками, добытыми из раскопок, и данными лингвистики. Уже Алквист на основании общего всем финнам словесного материала старался начертать картину их материальной культуры до распадения на отдельные народности. Этот уровень доисторической финской культуры почти тождествен с тем, на каком находятся в настоящее время остяки. Доисторические финны занимались охотой и рыболовством, держали собаку, корову, но не умели добывать масла и сыра. Они переняли от арийцев овцу, козу и свинью, вероятно, и лошадь. Умели ткать, очищали лес с помощью огня и возделывали на лядинах ячмень. Жили в землянках и в конических шатрах, покрываемых зимой шкурами; очаг состоял из нескольких камней, расположенных посередине хаты. Женщины употребляли иглы из костей; кожи доставляли материал для одежды. Сомнительно, чтобы финны были тогда знакомы с металлами; исключение, быть может, составляла самородная медь. В последнее время Аберкромби старался пополнить выводы Алквиста, останавливаясь главным образом на восточных финнах; между прочим, он обратил внимание на неуменье доисторических финнов считать выше десяти. До десяти они научились считать, когда уже распались на 3 отдельные группы; на основании разных соображений Аберкромби полагает, что это случилось за 1800—1500 лет до Рождества Христова Лингвистический материал позволяет нам воспроизвести культурные воздействия, которым финны подвергались со стороны других племен. Иранское воздействие началось около 600 лет до Рождества Христова и продолжалось несколько столетий; оно производилось в силу торговых сношений; можно предполагать, что иранцы основали небольшие фактории в некоторых пунктах Приволжья; Волга и Кама служили торговыми путями. Уже тогда мадьяры отделились от остяков и вогулов. Воздействие иранской культуры от Приволжья распространилось при помощи мордвы и на западных финнов. Эти последние состояли под культурным влиянием племен летто-литовского, славянского и скандинавского. На восточных финнов действовала культура степных кочевников — болгар и других; некоторые группы, напр. чуваши, были, быть может, племенами финского происхождения, всецело подвергшимися влиянию татар. Таким образом, еще до начала нашего летосчисления восточные и западные финны находились отчасти под влиянием совсем различных культур. Это доказывается и материальными остатками, добытыми из раскопок. Раскопки в 1878 г. вблизи южного берега Ладоги дали десять черепов долихоидальной формы, которые проф. Богданов сопоставляет с черепами из курганов Центральной России, Аберкромби — с черепами черемисов. Находки неолитического века в Коломцах, при выходе р. Волхова из Ильменского озера, в Олонецкой губ., близ дер. Волосова (недалеко от Мурома), в Новом Мордове (Спасский у.), в Вятской и Пермской губерниях относятся, вероятно, к финским племенам. Гончарные изделия, изваяния и т. д. обнаруживают родство между жителями бассейна Оки и жителями Олонецкой губ., западного побережья Белого моря, части Финляндии, бассейна Волхова и Северной Эстонии, но доказывают различие между ними и жителями бассейна Камы. К бронзовой эпохе следует отнести находки в Фатьянове (Ярославской г.), к переходной эпохе между веками бронзовым и железным — кладбище в Ананьине (Вятской г.). Железная эпоха началась сравнительно раньше в бассейне Камы, чем на Оке; раскопки в Гляденовой (Пермская г.) доставили около 23 тысяч предметов. Большая часть найденных там металлических изделий — местного производства, но серебряные сосуды — персидского, времен династии Сасанидов; эти находки доказывают, что между Персией и финнами Приволжья существовали тогда постоянные торговые сношения; финны снабжали купцов, вероятно, мехами. В антропологическом отношении также замечается сильное различие между отдельными группами финского племени. Даже среди одной и той же народности обнаруживается это различие, проистекающее, между прочим, из условий быта. "Известен контраст между горными и луговыми черемисами. Тот же контраст наблюдается между вотяками Вятской и Уфимской губерний. Переселившись на привольные земли Башкирии, вотяки как будто переродились: вместо тщедушных и низменных "мышей" явились рослые, крепкие работники" (Смирнов, "О вотяках"). Кроме этих различий, вызванных условиями быта, существуют еще расовые различия. Среди, напр., пермяков легко отличить два типа: один (главный), светло-русый или рыжеватый, с широким лицом, серыми глазами, вздернутым носом, толстыми губами, круглым подбородком; другой, темно-русый, с продолговатым лицом, смуглой кожей, карими или темно-карими глазами, прямым узким носом, тонкими губами, острым подбородком. Малиев нашел, что из 100 пермяков на блондинов приходится 63 человека, на брюнетов 32; на голубые глаза 44 %, на серые 42 % и на карие 1 4 %. Еще больше различия между лопарями и вогулами; они вполне оправдывают деление финнов (Майновым) на черных и светлых. И по строению черепа лопари, особенно скандинавские, сильно разнятся от вогулов. Черепу скандинавских лопарей свойствен крайний брахикефализм; Вирхов называет их патологической, рахитической расой. Вогулы, наоборот, обладают громадным процентом долихокефалов, оправдывающим мнение Риплея, что даже Северная Германия не обладает большим процентом длинноголовых. По измерениям (Деникера) на живых 106 остяков дали для среднего указателя 79,3; 54 мадьяра — 81,4; 126 вотяков — 82,0; 100 пермяков — 82,0; 100 зырян — 82,2; 168 мордвинцев — 83,3; 20 русских лопарей — 83,8. К этим данным можно еще прибавить указатель ширины, измеренный на черепах: 3 7 остяков — 74,3, 17 черемисов — 76,8. Монгольская примесь, особенно сильная у мордвы, обнаруживается главным образом в широком лице. Обилие особей светлого длинноголового типа заставило многих ученых отказаться от теорий, ищущих родину финнов в Азии. Но решение вопроса о происхождении финнов и о том, какой из встречаемых среди них типов следует считать первоначальным, находится лишь в зачаточном состоянии. В последнее время обнаруживается стремление в пользу мнения, что финны первоначально принадлежали к светлому типу. Как на такую попытку, можно указать на книгу Исаака Тейлора "The Origin of the Aryans", впрочем, отличающуюся слишком фантастическими выводами; Тейлор, между прочим, пытается доказать первоначальное единство арийских и финских языков. Литература. Последнее по времени сочинение, представляющее резюме всего того, что науке известно о финнах, — J. Abercromby, "The Pre-and Protohistoric Finns, both eastern and western" (Л., 1898). Антропологические данные: H. Малиев, "Материалы для сравнительной антропологии. Вотяки" (Казань, 1874); Papai, "Der Typus der Ugrier" ("Ethnol. Mittheil. aus Ungarn", III, Пешт, 1894); Retzius, "Finska kranier" (Стокгольм, 1878); Майнов, "Записки Русского географ. общества" (XI и XIV томы); Малиев, "Антропологический очерк племени пермяков" ("Труды Общ. ест. Имп. каз. ун.", XVI); Елисеев, "Антропологические заметки о финнах" ("Изв. Общ. люб. ест.", т. 49-й). По доисторической археологии и культуре: Веске, "Славяно-финские отношения по данным языка" (Изв. Общ. арх., ист. и этн. при Имп. каз. ун.", т. VIII); Aspelin, "Antiquit é s du nord finno-ougrienne" (Гельсингфорс, 1875); Ujfalvy, "Les Bachkirs, les vepses et les antiquit és finno-ougriennes" (Π,, 1880); Grewingh, "Erläuterungen zur Karte der Stein-, Bronzen u. ersten Eisena lters von Liv-, Est-und Kurland" (Дерпт, 1884); Hausmann, "Grabfunde aus Estland" (Ревель, 1896); Иностранцев, "Доисторический человек каменного века побережья Ладожского оз." (СПб., 1882); реферат Кудрявцева о находках в Волосове ("Congres intern. d'arch. et d'anthr. preh.", т. II, M., 1893); Munkacsi, "Prehistorisches in d. magyar. Metallnamen" ("Ethn. Mittheil. aus Ungarn.", Пешт, IV); Paasonen, "Die t ürkischen Lehnwö rter im Mordvinischen" ("Jour. de la Soc. finno-ougrienne", XV); Первухин, "Материалы по археологии восточных губерний России" (M., 1896); Поляков (в "Зап. Русск. геогр. общ.", этн. отд., Х); Спицин, "Материалы по арх. восточных губ. России" (M., 1893), Теплухов (в "Трудах Перм. учен. арх. ком.", 1892—5); сочинения Альквиста, Шегрена, Кастрена, Смирнова. Л. К—й. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
merjanin Опубликовано 20 сентября, 2010 Поделиться Опубликовано 20 сентября, 2010 О почитании камней у финно-угров Верхнего Поволжья Поездка на культовый мерянский камень из села Неёлово. До сих пор на территории России, находится немало камней и других природных объектов, почитаемых местными жителями. Со многими из них связан ряд языческих обрядов, часто принявших христианские формы, обычаев, суеверий, легенд и преданий. Им приписывают всевозможные магические качества: например, считают, что они могут влиять на судьбу человека, обладают лечебными свойствами и т.д. Мы называем такие природные объекты - культовыми. Существует по крайней мере, две причины отнесения валунов к категории культовых памятников. Во-первых, это сохранение вплоть до настоящего времени комплекса обрядов возле таких камней, где сам валун и изображения на нем прямо связаны с отдельными языческими или христианизированными персонажами. Во-вторых, на многих из них имеются знаки и изображения, с которыми связаны соответствующие предания или они используются как культовые. Так углубления, колодчики, изображения стоп, рук, надписей известных на многих камнях нашего Севера, могут считаться ритуальными и в тех случаях, когда легенды и предания уже не сохранились. село Неёлово За последние годы, на территории Верхнего Поволжья краеведами было выявлено не мало культовых камней. Сегодня вниманию наших читателей предлагаем один из них. Информацию о нём нам поведал краевед и местный житель сёла Неёлова Александровского района Владимирской области Владимир Александрович Тарасов. В суботу 18 сентября, мы решили разведать его место положение. Село Неёлово располагается в 100 км на Север от Москвы, в Александровском районе Владимирской области, на классической территории летописной Мери. Далее читайте здесь - http://merjamaa.ucoz.ru/news/poezdka_na_kultovyj_merjanskij_kamen_iz_sela_nejolovo/2010-09-19-77 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
merjanin Опубликовано 14 октября, 2010 Поделиться Опубликовано 14 октября, 2010 Подмосковное озеро Ижво. Возвращаясь к истокам Если не брать во внимание заповедную Мещёру, Подмосковье сложно назвать озёрным краем. Однако относительно крупные озёра попадаются даже на западе региона, где их совсем немного. На память здесь сразу приходят озёра Сенежское и Тростенское в Солнечногорском и Истринском районах соответственно. Но есть в этих краях озёра гораздо более скромных размеров, но с не менее интересной историей, во всяком случае топонимической. Именно ей и будет главным образом посвящён нижеследующий рассказ. На западе Истринского района, в Новопетровском сельском округе и 55 километрах от столицы, расположено озеро Чудцевское. Разглядывая карту, на него и внимание-то не сразу обратишь, ближайшие деревни-ориентиры: Чудцево, Пречистое и Кучи. Первоначально это озеро привлекло моё внимание своим названием — я узнал о его существовании из статьи Сергея Голубчикова «Сквозь пласты истории» (http://znamenie.org/content/view/335/62/), где оно рассматривалось как указание на место обитания здесь финно-угорского населения — чуди. Сам по себе факт обитания здесь финно-угров достаточно удивителен, поскольку все окрестные гидронимы, рассматривающиеся как дославянские: Нудоль, Локнаш, Истра, Дарна и другие - этимологизируются из балтийских языков, а дьяковская археологическая культура железного века, памятники которой покрывают собой большую часть Московской области была, как считается, разноэтничной — финно-балтийской. Тем не менее, есть и ещё один финно-угорский след в Истринском районе — деревня Меры, ещё в средние века звавшаяся Меря... Попытки уточнить с помощью интернета происхождение и возраст названия Чудцевское (а это было необходимо, чтобы достоверно связать его с чудью) особо ни к чему не привели, удалось только найти изрядно расстроившее меня обрывочное упоминание без всяких ссылок на литературу о том, что озеро раньше называлось Ижевское. Всё же надежда на чудскую связь не угасала, и тут в московской исторической библиотеке мне посчастливилось ознакомиться с замечательной книгой Истринская Земля (М., 2004). Приведённые там сведения, казалось, начисто опровергли все «чудские» гипотезы относительно названий Чудцево и Чудцевское: «В старину Чудцевское озеро называлось Ижво, и, очевидно, от него получила название административная единица, Ижевский стан Дмитровского уезда, в котором и находилось Чудцево до Екатерины II. Когда-то деревней Чудцево, до XIX в. называвшейся Тютчево, несомненно владели помещики Тютчевы, хотя прямых указаний на это и не найдено. Но Тютчевым принадлежало соседнее Васильевское, об этом есть документальное свидетельство. (Акты феодального землевладения и хозяйства. ч. 2, №287).» Истринская земля, стр. 608. Автор Эколог - Читать далее здесь - http://merjamaa.ucoz.ru/news/ozero_izhvo_vozvrashhajas_k_istokam/2010-10-13-87 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
merjanin Опубликовано 3 декабря, 2010 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2010 Почитаемые "Синие Камни" в центральной России Многие наверное слышали про знаменитый Синий Камень в Переславле Залесском. В Центральной России он далеко не единственный... Вот уважаемые друзья несколько ссылок на статьи по святым камням Святой Камень в деревне Чёлохово (Западная Мещёра. Московская область) Моя ссылка Синие камни Ростова Великого Моя ссылка Синий Камень в деревне Веледниково. Истринский район Московской области Моя ссылка Синие камни урочища Старые Старки. Щелковский район Подмосковья. В начале 2000 годов московский краевед И.Д. Маланин обнаружил несколько любопытных Синих камней в Щелковском районе Подмосковья. Топоним Синий камень остался в тех местах вероятнее всего в наследство от народа меря, жившего на этой территории. Многие исследователи считают, что именно так меряне обозначали свои поклонные камни. Позднее с полной русификацией в этих краях мери, люди постепенно забыли о значении этого топонима. Никто из местных деревенских жителей, по указаниям которых исследователи находят синие камни, никогда не могут объяснить, почему именно этот камень называется Cинь-камнем, а другие находящиеся рядом не имеют названия. Цвет камней здесь совершенно не причем. Нередко Синь-камни может быть, например, красным! И так. как сказано выше краеведу Маланину удалось найти Синь-камни в Щелковском районе Подмосковья, и в своей статье он оставил достаточно ориентиров, что бы поработав с документами, можно было их найти. Это и сделали московские геокэшеры. 24 октября наш краеведческий актив сотоварищи повторил их путь. Читать дальше http://merjamaa.ucoz.ru/news/sinie_kamni_urochishha_starye_starki_shhelkovskij_rajon_podmoskovja/2010-10-26-92 Если что то новое буду находить по этой теме, буду кидать материалы сюда Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
merjanin Опубликовано 7 декабря, 2010 Поделиться Опубликовано 7 декабря, 2010 Потаённая Меря (Часть Вторая). Галич Мерский. История и современная антропология. http://merjamaa.ucoz.ru/antropolog/galich/04.jpg Вид на озеро Нерон с валов древнего Галича. Галич — город в Костромской области. В городе находится административный центр Галичского муниципального района, причём город Галич входит в самостоятельное муниципальное образование в составе Костромской области — городской округ Галич. Город (с 1778 — вторично). Население 18,5 тыс. чел. (2005). Город расположен на берегу Галичского озера (бассейн реки Костромы), в 121 км от Костромы. Достоверная дата основания городского поселения на месте Галича неизвестна, но человек живет на этом месте очень давно, о чем свидетельствует клад высокохудожественных бронзовых изделий культового назначения, хранящийся в настоящее время в коллекции Эрмитажа (Галичский клад), датируется примерно XIII веком до н. э. Унорож В конце 1 тысячелетия н.э. рядом с Галичским озером, называемым местными жителями Нерон (аналогия с озером Неро) существовало укрепленное городище Унорож (находится при впадении реки Тойги в Вексу, на северо-западе от современного Галича. Сейчас на его месте находится село Унорож). Учёные считают, что это был главный административный центр местной мери. Село Унорож. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы на мерянском городище. Галич Мерский В 10 веке это центр был перенесен на место нынешнего Галича. Новое укрепление находилась на берегу озера сверху Шемякиной горы на Балчуге и называется сейчас "Городище". Это поселение и стало известно по летописным источникам как Галич Мерский, однако согласно официальной версии город был основан в 1158 или 1159 годах Юрием Долгоруким. Городище в Галиче. Фото начала 20-го века. Оценить стратегические таланты наших предков и почувствовать сверхчеловеческий труд, вложенный в сооружение этого памятника мерянского инженерного искусства, можно только поднявшись на вершину Шемякиной горы. Преодолевая крутизну склонов, можно представить на гребне оплывших от времени земляных валов деревянные стены, подобно венцу надетые на суровое чело города, а за ними рослых защитников в кожаных нагрудниках или кольчугах, с острыми мечами и сулицами. Чем выше поднимаешься, тем шире открывается горизонт. Гигантской чашей, налитой до краев, лежит внизу озеро, окаймленное малахитовой каемкой берега. Валы этой крепости сохранились до сих пор. Ближе к озеру располагается посад. От южной стены крепости, постепенно расходясь, спускались к озеру две стены. Концы этих стен соединялись третьей, проходящей у самой кромки озера. В случае осады города или даже его взятия жители могли успеть переплыть на лодках на другой конец озера и уйти в леса. В 1237 году монголо-татары вторглись на территорию Владимиро-Суздальской земли. Во главе полчища завоевателей стоял хан Батый. В феврале 1238 года отряды Бурундая, одного из полководцев Батыя, доскакали и до Галича Мерьского. Один из первых историков Галича П. П. Свиньин ещё в 1831 году утверждал: «Галич, подобно Новгороду, не преклонился перед свирепым Батыем, превратившим землю в пожарище, и не обстоятельства, не чудо отвели от него хищных монголов, а храбрость его защитников». Не прошло и восьми лет после нашествия войск Батыя на Галич, и уже в конце XIII века Галич становится столицей удельного Галичского княжества и считается крупнее и богаче Москвы. После ста лет независимости, в XIV веке, Галич был присоединён к Московскому княжеству после известной борьбы за великое княжение, в которой галицкие князья приняли сторону Твери и в итоге потерпели поражение, хотя поначалу им сопутствовал успех и некоторое время они даже были номинально удельными князьями Московскими. Галич лежит на корневой мерянской территории. В этих местах долго, до 18 века, сохранялся мерянский язык. До начала 20-го века в Галиче среди рыбаков бытовал елманский язык - профессиональный рыбацкий арго, содержащий мерянскую лексику. Сохранились в Галичской земле и многие мерянские названия - топонимы: Костома, Пундома (Богатая земля), Востошма (Зыбкая земля(песок)), Яхнобол, Тебза, Унорож, Ноля, Челсма, Пема, и гидронимы: Е(р)га (Игривая), Ви(к)га (Прямая), Шача (Родная), Едомша, Шокша, Нея, Ердань (Озёрная), Порнега, Тора, Кистега, Ихтема, Тебза, Вёкса, Ноля, Тойга. Существовала в старину в Галичском уезде и своя Мерская волость. Местные меря не исчезли с лица земли и не потеряли свое народное обличие, об этом свидетельствует распространённый среди современных галичан восточно-балтийский антропологический тип. Эти фотографии красноречиво свидетельствуют - потаённая меря и ныне здравствует. ПОДРОБНЕЕ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ - http://merjamaa.ucoz.ru/news/potajonnaja_merja_chast_vtoraja_galich_merskij_istorija_i_sovremennaja_antropologija/2010-12-06-114 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
merjanin Опубликовано 29 декабря, 2010 Поделиться Опубликовано 29 декабря, 2010 Реконструкция древнемарийского костюма. Древне марийский женский костюм. Автор Попова Екатерина. КИР "Дикий Вепрь" Реконструкция древне марийского женского и мужского костюма. КИР "Дикий Вепрь" ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ - http://merjamaa.ucoz.ru/news/rekonstrukcija_drevne_marijskogo_kostjuma/2010-12-28-137 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
merjanin Опубликовано 8 апреля, 2011 Поделиться Опубликовано 8 апреля, 2011 В Угличе прошла фотовыставка «Культовые камни Угличского Верхневолжья» В марте в выставочном зале Угличского кремля прошла фотовыставка «Культовые камни Угличского Верхневолжья». В ее экспозицию вошли более тридцати фотографий и рисунков с изображением культовых камней как известных, так и вновь выявленных полевыми экспедициями Угличского Государственного историко-архитектурного и художественного музея. Издревле в народной традиции камень был объектом почитания. Особенно характерно это явление для Русского Севера. Культовыми камнями, как правило становились необработанные валуны больших размеров. Священные камни, расположенные на берегах рек, озер, у родников, на дорогах, перекрестках вместе с природным окружением составляли единый обрядовый, сакральный комплекс. В местной среде возникали различные легенды, поверья, обычаи. Люди... Читать дальше » http://merjamaa.ru/news/sostojalos_otkrytie_fotovystavki_kultovye_kamni_uglichskogo_verkhnevolzhja/2011-04-06-220 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zhanna Опубликовано 9 апреля, 2011 Поделиться Опубликовано 9 апреля, 2011 Издревле в народной традиции камень был объектом почитания. Особенно характерно это явление для Русского Севера. Культовыми камнями, как правило становились необработанные валуны больших размеров. Священные камни, расположенные на берегах рек, озер, у родников, на дорогах, перекрестках вместе с природным окружением составляли единый обрядовый, сакральный комплекс. В местной среде возникали различные легенды, поверья, обычаи. Люди... Какое место камень занимал в верованиях славян? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться