Бозбет Шыны Опубликовано 7 августа Поделиться Опубликовано 7 августа Добрый день! Собственно название темы соответствует тезисам, которые хотелось бы обсудить в этой теме. Если эти утверждения верны, то Чики и Кюмюл/Чумул должны были оказаться в Семиречье/Приисыккулье раньше (сер. 7 века) , чем считают историки (8-9 вв.). Трактовку Чигиль как "земля Чиков" или "народ Чиков" уже предлагали Камолиддин и Алиылмаз: Цитата Kamoliddin (2006) proposed that the ethnotoponym Chigil contains the morpheme -il (Turkic land, country).[7] On the other hand, Alyılmaz (2017) etymologized Čigil as from plural and generalization suffix -GIl affixed onto tribal name Çik (OTrk. 𐰲𐰃𐰚:𐰉𐰆𐰑𐰣 Çik bodun),[8] a people mentioned in Tang Huiyao as 赤 (MC: *t͡ɕʰiᴇk̚)[9][10] and, in Bilge Qaghan inscription, as allies of the Yenisei Kyrgyz and enemies of Latter Göktürks.[11] Both the Chiks and the Shatuo are mentioned together, apparently as two distinct groups, in the same Tanghuiyao chapter,[12] Имхо синолог Зуев ошибается, трактуя Чигиль/Чуюе и Чумул/Чуми как кальки с китайского в духе Манихейства: Цитата Sinologist Yu. A. Zuev notes that the Chinese transcription of Chigil, 處月 Chǔyuè (Middle Chinese (ZS): /t͡ɕʰɨʌˣ-ŋʉɐt̚/) may be calqued as "abode of the Moon [god]"; whereas 處密 Chǔmì (/t͡ɕʰɨʌˣ-mˠiɪt̚/)) as "abode of the Sun [god]", for Chinese 密 transcribed Middle Iranian theonym Mihr, the all-seeing Zoroastrian deity of covenent, oath, and light, vaguely associated with the Sun. However, citing Gabain's 1931 and 1934 researches, Zuev cautions that neither Turkic-Buddhist texts, nor the Turkic-Manichaean literature and other sources containing information about Turkic Manichaeism, give a genealogical meaning in reference to the invocation of the Sun and Moon (Turk. kün ay).[5] Confusingly, Zuev also compares Chigil to Persian čihil "forty".[6] Некоторые сведения и мысли в этой связи уже запостил в теме про Жагалбайлы: P.S. 13.08. Таковым было мое изначальное понимание темы, в конечном счете многое пришлось пересмотреть (см. конец страницы). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 7 августа Автор Поделиться Опубликовано 7 августа Транскрипция названия тувинского племени Кюмюл: kümül (Кормушин, 1997) Транскрипция названия чуйского племену Чумул/Чомул/Чуми: Čömül, Çomul (Golden, Peter B. (2007). "Cumanica V: The Basmils and Qipčaqs". Archivum Eurasiae Medii Aevi 15: 15–16., https://tr.wikipedia.org/wiki/Çomul) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 7 августа Автор Поделиться Опубликовано 7 августа Цитата из С. М. Абрамзона "Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи": Цитата Благодаря опубликованному Ю. А. Зуевым переводу извлечения из сочинения VIII—X вв. «Танхуйяо» появилась возможность сопоставить тамги древнетюркских племен с тамгами киргизов. В таблице тамг, накладывавшихся, на лошадей различных племен, имеются тамги, начертания которых либо совпадают с киргизскими, либо близки к ним. Наибольший интерес вызывает тот факт, что тамга племени цзе-гу (киргут, т. е. древних кыргызов) идентична тамге (джагалмай тамга и джаа тамга), распространенной у крупнейших в прошлом киргизских племен правого крыла: бугу, сары багыш, черик, моңолдор, азык, а также у части подразделений племени саруу левого крыла. Примечательно, что приведенная Н. Г. Маллицким «кара-киргизская» (т.е. общекиргизская) тамга имеет сходное начертание с тамгой цзе-гу. Древняя тамга племени пу-гу в виде круга до сих пор известна старикам как тамга киргизских ветвей адигине и муңгуш и племени кушчу. Тамги древних племен хуй-гэ (уйгур), чэ-ли (черик) и хунь (кун) близки по начертанию к тамгам киргизских племен тёёлёс (дёёлёс), мундуз и солто. Изображение тамги племени а-ши-на имеет аналогию с одной из тамг у ветви адигине. Могут быть сопоставлены и тамги древнего племени цзюй-ло-бо (кураббор; ср. киргизский этноним кара боор) с тамгами киргизских племен тёёлёс, саруу и с одной из тамг ветви адигине. Некоторые из приведенных сопоставлений заслуживают самого пристального внимания, поскольку они позволяют протянуть нити этнических связей от самого недавнего к глубокому прошлому. В то же время тамга лошадей племени Цзе-гу/Киргут http://s155239215.onlinehome.us/turkic/29Huns/Zuev/ChigChi14.gif (ссылка на источник) напоминает во многом тамгу енисейский эпитафий (Кормушин, 1997) преставителей тувинского племени Кюмюл (дуга на кресте). Эта тамга у кыргызских племен называется "Жаа тамга" и является основной у Кыргызского Эля https://kgcode.akipress.org/unews/un_post:1972 Интересно, что тамга лошадей племени Чик больше соответствует букве "Т": http://s155239215.onlinehome.us/turkic/29Huns/Zuev/ChigChi14.gif и называется "Алага" у тувинцев, но она также напоминает летящую птицу, встречается у кыргызов (Бугу, Сарыбагыш и др.) и называется "Жагалмай". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 7 августа Автор Поделиться Опубликовано 7 августа A. Монгуш в своей статье о Чиках трактует Кюмюл как "синий"/"зеленый" на кето-енисейских языках. Исходя из этого, а также из наличия похожих предложений в надписях в честь Кюль-тегина и в тувинской эпитафии "Коожэлиг-Хову" (E-45), он приходит к выводу, что Кюмюл (Юз Кюмюл) были представителями правящего клана Ашина, т.е Кёк-тюрками. Я склонен согласиться с А. Монгушем. Приведу пару своих доводов в пользу этого. Тувинская эпитафия E-44 (Кызыл-Чираа 2) написана от имени одного из Кюмюл, некого Кюлюг-Тогана, сына Арслана-Кюлюг-Тирига. Похожий персонаж Кара-Чурин-Тюрк был гёк-тюрком и 9м каганом Тюркского каганата. Одного из его сыновей звали Кюлюг-Сибир хан и он был ставленником племени Дулу в середине 7 века. Тувинская эпитафия E-68 написана от имени представителя кюмюлей Кара-Барса (Ынанчу и Чигши). Этот же человек упомянут как военачальник Кыргызского каганата: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кыргызский_каганат Вероятно речь идет об этом правителе енисейских кыргызов конца 7 века: https://ru.wikipedia.org/wiki/Барсбек-каган Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 9 августа Автор Поделиться Опубликовано 9 августа В этом посте хотел бы обсудить вопрос, кем являются современные потомки Чиков. Востоковед Николай Аристов считал, что таковыми является казахский род Младшего жуза Шекты/Чекты/Чикли: Цитата По легенде, у Алима (алимулы — сыновья Алима) было шесть сыновей, одного из которых звали Чикли (Чекты). В свою очередь Чикли был отцом трёх сыновей: Жакаим (каз. Жақайым; имел 6 сыновей), Ориса (каз. Өріс; имел 8 сыновей) и Джан-Калыча (каз. Жанқылыш; имел 6 сыновей)[11]. Согласно Николаю Аристову, род чекли произошёл от народа чик, который упоминается в древнетюркских памятниках[12]. Тюрки совершили поход на чиков в 709 году. Они, вероятно, жили к югу от Саянского хребта[13]. Чики были близкими родственниками карлуков. По свидетельствам авторов VIII—XIII веков, у карлуков Семиречья было подразделение чигиль (чик + иль — народ). В городах провинции Ганьсу проживало племя чик, которое, вероятно, было ветвью карлуков[14]. Самое позднее упоминание этнонима «чик» зафиксировано на памятнике хану Моюн-чуру, воздвигнутом в 758 году[15]. Генетика напрямую не подтверждает эту точку зрения, лишь связывая алшинский подкластер C-Y15552 с монгольским племенем Баят. Цитата Судя по гаплогруппе C2-M48, прямой предок алшынов по мужской линии происходит из Восточной Азии (близок калмыкам и найманам рода сарыжомарт), но не является близким нирун-монголам (субклад С2-starcluster)[10]. Генетически племенам алимулы и байулы из народов Центральной Азии наиболее близки баяты, проживающие в аймаке Увс на северо-западе Монголии[18]. Основной гаплогруппой для шекты является C-Y15552 (которая также является общеалшынской)[19]. О какой-либо связи Баят с Тывой или Чиками мне неизвестно. Согласно Википедии ранний ареал обитания Баят соответствует территории Бурятии, но однажды Баят были покорены ойратскими Дербетами: https://en.wikipedia.org/wiki/Bayads Анализ шектинской тамги связывает их с найманским подродом Баганалы: Цитата Тамговым знаком рода шекты является . Анализируя родовые знаки шектинских родов можно заметить, что первая из трёх основных тамг (см. соотв. иллюстрацию — тамги № 2, 10 и 12) очень близка к тамгам рода алаша Младшего жуза и одной из тамг найманского рода баганалы Среднего жуза. Вторая основная тамга (№ 12 на илл.) схожа с общенайманской тамгой, а её различные вариации схожи с тамгами родов чомекей и алтын Младшего жуза. Предположительно, это свидетельствует о том, что большая часть шектинцев — выходцы из племени найман. На такую возможность указывал Сарсен Аманжолов. Последняя из основных тамг похожа на тамгу рода каракесек, которые ведут свой род от каракесеков племени аргын Среднего жуза. Не исключено, что предки шектинского отделения ожрай происходили от аргынов[1]. Кандидатура Шекты/Чекты/Чикли как прямых потомков Чиков кажется правдоподобной, но тогда придется признать, что и их родоначальник Алим или Алау был из Чиков. Цитата Самые многочисленные роды алимулы — шекты и торткара. Многочисленность в алимулы рода шекты такие ученые, как А. Коныратбаев, О. Смирнова, связывают с булгарскими кипчаками. В книге «Диуани лугат ат-тюрк» упоминается племя шекты, проживавшее на реке Чу. Известно и то, что относящиеся к алимулы шомекей, каракесек, кете входили в Западно-Тюркский каганат. В течение двух веков (550—740 гг.) на берегах реки Чу они составляли ядро западно-тюркского государства и в 742—744 годах уйгурами и карлуками были разрезаны на 2 части — большая часть бежала на запад, меньшая через горы ушла в Кашгарию. Казахская группа все время жила в низовьях реки Сырдарьи и к востоку от Аральского моря. Все эти сведения указывают на древнюю историю племени. Алимулы наряду с байулы представляют собой одно из двух крупных родоплеменных групп в составе алшынов. Рядом авторов аргументирована точка зрения о тождестве алшынов и алчи-татар, живших в Монголии до XIII в.[2][3][4] Согласно шежире, приводимому Ж. М. Сабитовым, все алшынские роды в составе алимулы и байулы происходят от Алау из племени алшын, жившего в XIV в. во времена Золотоордынского хана Джанибека[2]. Судя по гаплогруппе C2-M48, прямой предок алшынов по мужской линии происходит родом с Восточной Азии (близка калмыкам и найманам рода сарыжомарт), но не является близким нирун-монголам (субклад С2-starcluster)[4]. Генетически племенам алимулы и байулы из народов Центральной Азии наиболее близки баяты, проживающие в аймаке Увс на северо-западе Монголии[5]. -------------------------------------------------------------------------------------- На мой взгляд, помимо Шекты потомками Чиков могут оказаться представители казахского рода Жагалбайлы и Ойраты из современного СУАР (Западная Джунгария), разделяющие общую гаплогруппу O-MF30881. Об этом я уже писал тут, но приведу несколько доводов в пользу этой точки зрения и здесь: 1) Жагалбайлы имеют ту же тамгу "Т" (Жагалмай), что и древние Чики. 2) Алгоритм указывает ареал обитания O-MF30881 где-то у Алтайских гор/Гоби-алтай: https://phylogeographer.com/mygrations/?hg=O&clade=O-MF30881 Известно, что древние Чики как раз обитали в тех краях (Алтай/Саяны) до того как пришли в Семиречье/Алатау. 3) О родстве Чиков и Ойратов пишет и историк Андрей Монгуш тут: Цитата Совпадение значений этнонимов Оюн и Чик (жители горно-таежных долин) и совпадение места проживания носителей этих этнонимов (Центральная Тува) дает нам основание предполагать, что они представляли собой один и тот же народ. Обитание в данном районе Чиков зафиксировано в 8-м веке, Оюны живут там же примерно с 11 века. После поражений Чиков от войск Тюркского и Уйгурского каганатов, во второй половине 8-го и в 9-м веках произошло массовое переселение на запад части Чиков и сложение этнической общности Чигиль в Семиречье (Монгуш, 2007: 5). Ойраты пришли в Секиз-мурен, возможно, чуть позже, примерно в 11-12 веках, после образования в Забайкалье племени Дорбен, а ушли далее на запад примерно в 14 веке.... Таким образом, традиционное местожительство Оюнов от Восточного Таңды-Уула до Улуг-Хема, совпадает с предполагаемым нами районом Секиз-мурена, где жили Ойраты... Добавлю, что Чик и Оюн, скорее всего, названия одного и того же племенного союза. Или даже так: чикский период, ойратско-оюнский период и оюнский период истории одного и того же этноса. 4) Время расхождения ойратской и жагалбайлинской ветки произошло где-то в 10 веке. К этому времени Чики уже конечно жили в Семиречье/Алатау и Приисыккулье: https://www.theytree.com/tree/O-MF301860 Однако самого рода Жагалбайлы тогде еще (в дочингизовскую эпоху) не существовало и того "первого" жагалбайлинца правильнее было бы считать Чиком. До 13 века Ойратов как таковых тоже еще не было или как минимум они под этим именем не упоминались: Цитата Впервые ойраты упоминаются в начале XIII века в монгольской летописи «Сокровенное сказание монголов». В «Сокровенном сказании» ойраты считаются одним из «лесных народов». Ойраты проживали в Восьмиречье, в области истоков Енисея, на территории современной восточной Тувы и Северной Монголии на территории аймака Хувсгел в районе озера Хубсугул. ---------------------------------------------------------------------------------------- Не удивлюсь, если кыргызские рода Бугу/Пугу и Сарыбагыш также имеют в своем составе потомков древних Чиков. Племени Пугу/Бугу и их тамг я уже касался тут: https://eurasica.ru/forums/topic/4830-жагалбайлы/?do=findComment&comment=471438 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 9 августа Автор Поделиться Опубликовано 9 августа Цитата Самые многочисленные роды алимулы — шекты и торткара. Многочисленность в алимулы рода шекты такие ученые, как А. Коныратбаев, О. Смирнова, связывают с булгарскими кипчаками. В книге «Диуани лугат ат-тюрк» упоминается племя шекты, проживавшее на реке Чу. Известно и то, что относящиеся к алимулы шомекей, каракесек, кете входили в Западно-Тюркский каганат. В течение двух веков (550—740 гг.) на берегах реки Чу они составляли ядро западно-тюркского государства и в 742—744 годах уйгурами и карлуками были разрезаны на 2 части — большая часть бежала на запад, меньшая через горы ушла в Кашгарию. Казахская группа все время жила в низовьях реки Сырдарьи и к востоку от Аральского моря. Все эти сведения указывают на древнюю историю племени. Эти древние племена очевидно не могли стать потомками одного человека (Алау), жившего в 14 веке. Цитата с сайта https://kgcode.akipress.org/unews/un_post:17759 Цитата М. Кашгари в своей книге «Дивани Лугат ат-Турк» племя чекли располагал на берегах реки Чу в XI веке [12. с.75-76; 13. с.79.]. Последние жили в соседстве с тянь-шаньскими племенами азами, отуз огланами, кючюками, ягма, алка булаками, канглы и другими обитавшими в долине реки Талас. Чекли легко отождествимо с чигилями и чиками обитавшими в современной территории Тувы. Участие чиков в этногенезе кыргызов в более древнее время подтверждалось этнонимом «чигдыр», обнаруженным у фуюйских кыргызов и «ечик» у хакасов. Интересная инфа о связи Шомекей с Чумугунь и не только https://ru.wikipedia.org/wiki/Шомекей Цитата Род шомекей, возможно, имеет весьма древнюю историю. Первыми исследователями, которые считали шомекеев потомками племени чу-му-гунь (одно из чуйских племен, обитавшие в VI веке между горами Барлык и Тянь-Шанем) были Аристов Н. А.(1847—1910)[17]. и Грум-Гржимайло Г. Е. (1860—1936)[18]. Тынышпаев М.[5] поддерживает данную версию происхождения рода шомекей: В середине 6 века Семиречье было завоевано тюрками, вышедшими из Алтая. По Китайским данным в 7 веке к западу от р. Чу жили поколения Чумынь (чумугунь). В 654 году китайцы напали на чумугунь, разрушили столицу их, убили 30 тысяч чумугунов, у которых были отрезаны уши (для подсчета убитых). Около 700 годов у западно-тюркского хана было 40.000 войск из племени чумугуя. В 742—744 г. потерпев поражение от соединенных сил уйгуров и карлуков, чумугуи бежали на запад. В книге «Диуан лагат ал-турк» написанной в 1073 году, почти одновременно с «Кудатку-блик» (1069 г.) на берегах р. Чу упоминается племя чеклы. У группы каракесек (алимулы, чомекей и кете) старинный уран (боевой клич) — доит; один из подродов алима-чекты (или чеклы). На юго-запад от Кашгара, в восточной части Алайских гор в настоящее время проживают кара-киргизские роды каракесек и тоит, с давних пор живут рядом и по преданиям, родственны. Таким образом каракесек и доит (тойт) встречаются одновременно у киргиз Младшей Орды и у кара-киргиз, причем это наименования и там и тут тесно связаны. Отсюда можно сделать такой вывод: среди тюрок пришедших из Алтая на берега р. Чу в середине 6 века были роды чумень или чумекей, от которых могла получить своё название р. Чу. (Заметим кстати, что на Алтае, южнее Телецкого озера есть река Чу или Чуя, Чуйская степь и Чуйские белки. Эти географические названия находятся вблизи р. Черкиш, о которой было сказано выше). В течение 2 веков (550—740) на берегах р. Чу они составляли ядро западно-тюркского государства и в 742—744 годах уйгурами и карлуками были разрезаны на 2 части — большая часть бежала на запад, меньшая через горы ушла в Кашгарию. Киргизская группа, по-видимому, все время жила в низовьях р. Сыр-Дарьи и к востоку от Аральского моря. Этим, вероятно, объясняется, что каракесеков нет в Крыму, Казани и среди башкир, только кете упоминается у астраханских ногаев и туркмен. Название алим, без сомнения, позднейшее, данное, вероятно, группе в честь духовного покровителя какого-нибудь ходжи. Гумилёв Л. Н. в своей книге «Древние тюрки»[19] писал о так называемом союзе «Десяти стрел» в Западнотюркском каганате. В данный союз в 635 году вошло пять родов дулу — чуйе, чумугунь, чуми, чубан (жубан), чумак и пять родов нушиби — асицзе кюль, гэшу кюль, басайгань, асицзе нишу, гэшу чупан. Каждый род получил по стреле, символизирующей власть. Но данная попытка была неудачной и союз развалился по реке Чу (Шу) на две части. Подробное рассмотрение изображений тамги рода шомекей и каракесек — и их анализ в свете теоретического аспекта значения родовых знаков вообще, подтверждает предположение Тынышпаева М. о том, что группа каракесек (алимулы, шомекей и кете) родом из Алтая и на территории современного Казахстана с середины 6 века н. э. В подтверждение версии Тынышпаева М. можно добавить предположение по этнониму Алшын (Младший жуз) с тюркютским родом Ашина, под началом этой династией было племя Чумугунь. ↗ Востров В. В. и Муканов М. С.[20], сопоставляя тамговые знаки казахских родов, указывают: Как известно, племя чу-му-гунь входило в VI—VII вв. в союз племен дулу, которые являются предками дулатов (Старший жуз), однако ни тамговые знаки рода чумекей, ни их уран не свидетельствуют о их родстве. Вместе с тем основная тамга чумекей (по Аманжолову) или (по Гродекову и Тынышпаеву) аналогична (особенно первая) с общей алшинской тамгой . Это свидетельствует о том, что род чумекей входил в состав алшинов очень давно. В этой связи некоторый интерес представляет несколько наивное представление А. Левшина о происхождении этого рода. Он пишет: «Чумякейский род Меньшей орды полагает, что он прежде не принадлежал к киргиз-казахам… и получил своё название от хана своего Чумякея, который во вражде с Чингисом отложился от него и пришел с приверженцами своими в места, ныне занимаемые Средней ордою. Потомок его Аюсрым, завладев окрестностями реки Сарысу, отдал единственную свою наследницу-дочь в замужество за сына Алима (родоначальник Алимулинского поколения), отчего и подданные его соединились с киргиз-казахами». Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 9 августа Автор Поделиться Опубликовано 9 августа Гумилев разграничивает тюркское население Тянь-Шаня VII в. и енисейских кыргызов Цитата Попытка А. Н. Бернштама связать тюркское население Тянь-Шаня VII в. с енисейскими кыргызами (А. Н. Бернштам. Археологический очерк..., стр. 51-54, 61) удачно опровергнута А. Я. Шером, доказавшим наличие алтайских связей; нушиби на археологическом материале (см. А. Я. Шер. Памятники алтайско-орхонских тюрок..., стр. 158-166). Но за то А.Я. Шером подтверждается связь тянь-шанских кочевников с алтайско-орхонскими древнетюркскими племенами.: Цитата Я.А. Шер Памятники алтайско-орхонских тюрок на Тянь-Шане. // СА. 1963. №4. С. 158-166. В предлагаемой статье рассматривается вопрос об этнической принадлежности памятников поздних кочевников Тянь-Шаня (VI-X вв.). Такая, сравнительно узкая, постановка вопроса вызвана тем, что в литературе по-разному объясняется происхождение культуры поздних кочевников тюркского круга, внезапное появление которой на Тянь-Шане относится к VI в. А.Н. Бернштам выводил эту культуру из Минусинской котловины и связывал её появление на Тянь-Шане с переселением сюда енисейских кыргызов [1]. Л.Р. Кызласов и Л.П. Зяблин указывают на её алтайское происхождение [2; 3, стр. 153; 4, стр. 143]. Считая вторую точку зрения более вероятной, автор этих строк приводит её дальнейшее обоснование на основе сводки известных и вновь обнаруженных памятников. Основным материалом для обсуждения служат каменные изваяния и курганы, погребения в которых сопровождались захоронением верхового коня. С этими памятниками связаны и другие вопросы: семантика и хронология «каменных баб», хронология погребальных комплексов и т.п. Их рассмотрение выходит за рамки данной статьи и будет изложено особо.... А.Н. Бернштам, ставя вопрос о месте и центре происхождения «каменных баб» Тянь-Шаня, считал возможным «полагать, что центром происхождения балбалов является страна древних кыргызов — Минусинский край. Именно там мы видим древнейшую форму стел, восходящих к эпохе бронзы, и там эта традиция развивалась непрерывно» [1]. Л.Р. Кызласов и Л.П. Зяблин, не рассматривая специально каменные изваяния, отмечают, что весь облик культуры поздних кочевников Тянь-Шаня связывается не с кыргызами, а с алтайскими тюрками [2, стр. 108; 4, стр. 145]. Не отвлекаясь в сторону от главного вопроса, поставленного в данной статье, следует подвести первый итог. Каменные изваяния Тянь-Шаня, точнее, фигуры, относящиеся к 1-, 2-, 3- и 5-й группам, рядом признаков непосредственно связываются с подобными статуями, широко распространёнными на территории Алтая, Тувы, Монголии и Восточного Туркестана, и резко отличаются от изваяний, преобладающих в Минусинской котловине. Указанные территории были местом обитания древнетюркских племён иного, отличного от кыргызов облика. Их культура представлена определённым комплексом памятников, в числе которых каменные изваяния занимают существенное место [15, 16]. Таким образом, появление каменных изваяний на Тянь-Шане, как и в прилежащих районах Семиречья, следует связывать не с кыргызскими, а с алтайско-орхонскими древнетюркскими племенами. То есть именно в работе Шера мы наблюдаем принципиальный водораздел между культурами алтайско-орхонских тюрок и енисейских кыргызов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 9 августа Автор Поделиться Опубликовано 9 августа Очень любопытная информация о Чиках в книге Д.Г. Савинова "Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху" (1984): Цитата Первый тюркский каганат. Меньше чем за два десятилетия тюрки Первого каганата создали огромную державу, границы которой простирались от Хуанхэ до Волги. В её состав наряду с другими вошли районы Южной Сибири, Средней Азии и Казахстана. В связи с ранней историей Первого тюркского каганата в источниках последний раз упоминается название владения Цигу, которое, очевидно, к этому времени обособилось от древнетюркской социальной иерархии. Мухан-каган (553-557 гг.) «на севере покорил Цигу и привел в трепет все владения, лежащие за границей» (Бичурин, 1950, с. 229). В 568 г. каган Истеми подарил византийскому послу Земарху «пленницу из 43 народа кыргыз» (Гумилёв, 1967, с. 53). Имеются основания предполагать, что сын Мухан-кагана Далобянь (Апа-каган) «имел ставку на севере, может быть, в земле кыргызов и чиков» (Гумилёв, 1967, с. 58). В свете этих сведений распространение тюрков-тугю во второй половине VI в. не только в восточном и западном, но и северном направлении не вызывает сомнения... ------------------------------------------------------ В 635 г. Западный каганат разделился на два племенных союза — дулу и нушиби. В 641 г. Дулу-хан совершил поход против племён, не вошедших в состав дулу и нушиби, среди которых, как уже говорилось, упоминаются цзюйше (видимо, кыпчаки на Верхней Оби) и гэгу (енисейские кыргызы)... ------------------------------------------------------------------------------ Среди многочисленных походов, предпринятых каганами Второго каганата, особого внимания заслуживает поход 711 г. против енисейских кыргызов под предводительством крупнейших деятелей Второго каганата Кюль-Тегина, Могиляня (Бильге-кагана) и Тоньюкука. Этому походу предшествовал захват в 709 г. территории Тувы, где жили чики и азы, войско которых (60/61) было разбито при Орпене (современный Урбюн) (Сердобов, 1971, с. 50-51). Затем в зимних условиях, «проложив дорогу через снег глубиною в копьё и поднявшись на Кöгменскую чернь (Западные Саяны. — Д.С.)», тюрки разбили кыргызов, оставили здесь своего наместника и, очевидно, военный гарнизон... ----------------------------------------------------------------------------------- В VIII в. усиливаются контакты енисейских кыргызов с населением южных районов Саяно-Алтая (тюрками-тугю и алтае-телескими тюрками). Отношения с тюрками-тугю установились ещё до похода 711 г. Известно, что кыргызский военачальник Барс-бег был женат на младшей сестре Могиляня (Бильге-кагана) и сам получил от тюрков титул кагана (Малов, 1951, с. 38). После гибели Барс-бега на Среднем Енисее было образовано тюркское наместничество, которое, видимо, просуществовало недолго, так как в 731 г. посланцы кыргызского хана в качестве «плачущих и стонущих» присутствовали на похоронах Кюль-Тегина (Малов, 1951, с. 43). Отношения с алтае-телескими тюрками не зафиксированы в письменных источниках, но достаточно ярко отразились в особенностях погребального обряда и общих сериях предметов сопроводительного инвентаря. Не исключено, что эта близость явилась следствием участия енисейских кыргызов и алтае-телеских тюрков в антиуйгурской коалиции, в которой принимали участие также карлуки Западного Алтая и чики Центральной Тувы. --------------------------------------------------------------------------------------------------- Как и все средневековые государства Центральной Азии, Уйгурский каганат был сложным полиэтническим объединением, в состав которого помимо собственно уйгуров (токуз-огузов с правящей династией Яглакар) входило большинство телеских племен (пугу, хунь, байырку, тонгра, сыге, киби), а также в определенные периоды их истории другие покоренные уйгурами народы — татары, кидани, басмалы, карлуки и чики… Первый период — утверждение господства уйгуров на севере Центральной Азии. В 750 г. уйгуры разбили чиков, присоединили к своим владениям территорию современной Тувы и провели северную границу государства по южным склонам Западных Саян. Об этом рассказывает открытая недавно в Монголии Терхинская надпись (Кляшторный, 1980, с. 87-90). В 751 г. кыргызы в союзе с чиками и другими местными племенами образовали аитиуйгурскую коалицию, однако каган Моюн-чур (Боян-чор), опередив союзников, ещё раз разбил чиков, затем карлуков и военные отряды кыргызов. -------------------------------------------------------------------------------------------------- Цигу (или кигу) — одна из ранних фонетических транскрипций этнонима кыргыз, относящаяся, по мнению С.Е. Яхонтова, ко времени до 700 г. н. э. (Яхонтов, 1970, с. 114). Указанные в Чжоу шу координаты владения Цигу являются наиболее ранними достоверными сведениями в этногеографии народов Южной Сибири. Как уже говорилось, Н.А. Аристов первым предложил локализовать его по названиям рек Афу (Абакан) и Гянь, т. е. Кем (Енисей), там, где находилось «главное становище кыргызов» (Аристов, 1897, с. 6), правда, не указывая его точного местонахождения, но явно имея в виду долину Среднего Енисея, Минусинскую котловину. Г.Е. Грумм-Гржимайло сближал название Цигу с чиками рунических надписей, жившими в VIII в. на территории Тувы (Грумм-Гржимайло, 1926, с. 311). Данная точка зрения была поддержана Л.Р. Кызласовым (Кызласов, 1969, с. 51), однако не получила дальнейшего распространения (Сердобов, 1971, с. 54-55). Большинство исследователей так или иначе придерживается интерпретации Н.А. Аристова. Наиболее определенно в этом отношении писала Л.А. Евтюхова, помещая Цигу «как раз в исконных землях (40/41) кыргызов, т.е. в Минусинской котловине» (Евтюхова, 1948, с. 4). ------------------------------------------------------------------ Алтайский период в истории древних тюрков, или тюрков-тугю, менее других освещен в письменных источниках. Можно предполагать, что, переселившись в 460 г. на территорию Монгольского Алтая, они сохраняли некоторое время известную самостоятельность, так как иначе вряд ли могли иметь возможность создать здесь свои наместничества во главе с членами правящей династии Ашина. На новых местах своего расселения, в том числе и на территории вновь созданных ими владений, тюрки-тугю должны были столкнуться с местными племенами, носителями прототюркского культурного субстрата. Видимо, к этому времени могут относиться первые процессы аккультурации, положившие начало созданию древнетюркского историко-культурного комплекса. В период своего существования в горах Монгольского Алтая тюрки-тугю оказались под властью жуань-жуаней и находились в зависимости от них до середины VI в. Это должно было вызвать отделение созданных ими владений и временное подчинение тюркского этноса. В то же время присутствие тюрков династии Ашина, носителей традиций древней хуннской государственности, на территории Монголии не могло не вызвать концентрации вокруг них других тюркоязычных племен, противников монголоязычных жуань-жуаней. Однако сами тюрки, очевидно, были слишком малочисленны для решающего переворота. Они воспользовались выступлением против жуань-жуаней телеских племен, напали на них, захватили «весь аймак, простиравшийся до 50000 кибиток» (Бичурин, 1950, с. 228), и, уже используя силу теле, разбили жуань-жуаней… ----------------------------------------------------------------------------- Таштыкская культура и енисейские кыргызы… Приведенные параллели достаточно многочисленны и вряд ли могут объясняться только культурными заимствованиями между древними тюрками и енисейскими кыргызами в период существования созданных ими государственных объединений во второй половине I тыс. н. э. Очевидно, существовала и общая субстратная основа раннекыргызской и раннетюркской культур, закрепленная в древнетюркских генеалогических преданиях идеей родственности между представителями правящей династии Ашина и одним из братьев легендарного Нодулу-шада, основавшим на далеком Енисее раннекыргызское владение Цигу. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 9 августа Автор Поделиться Опубликовано 9 августа Из прочитанного можно предположить, что енисейские кыргызы Цигу/Цзе-гу/Киргут получили свою тамгу "Джаа" от правящего кёк-тюркского клана Кюмюл/Юз-кюмюл/Ашина. (Кормушин, 1997; Зуев, 1960) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 9 августа Автор Поделиться Опубликовано 9 августа Допустим, что 1) А. Монгуш прав и племени Чиков не было в Семиречье/Алатау и Приисыккулье до середины 8 века. И значит Чики не могли быть Чуюе, т.е. входить в состав чуйского союза Алты Чуб (слабосильные хунну). 2) Кюмюл/Юз-кюмюл это действительно представители правящего клана кёк-тюрков Ашина. Тогда можно ли всё еще утверждать, что тувинские Кюмюл и чуйские Чумул/Чуми были связаны между собой родственно, представляя один правящий класс кёк-тюрков Западного Тюркского Каганата на севере и юге, соответственно? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 10 августа Автор Поделиться Опубликовано 10 августа В манихейской парадигме Юрия Зуева термин Кюмюл/Kömül легко объясняется (как и термин Чигиль): Цитата Термин kömül встречен только в этих надписях и носит откровенно манихейский характер. Не исключено, что он соотносится с названием города Камул/Кумул (совр .. Хами в северовосточной части Хами- Турфанского района на южных склонах восточной оконечности Тяньшаня в СУАР КНР). Комул (в фОрме Qomul) упоминается в тексте фрагмента манихейской молитвы. Выходец из него считался неким образцом манихейства [Тoru Haneda, 1932, с. 3]. По-видимому, в данном случае термин кёмюль испытал ту же судьбу, что и таласский чuгuль: этим именем стали обозначать тюркские племена, имевшие собственные наименования,но принявшие манихейство. О некогда существовавших связях "потомков Ли Лина" (кырrызов) с Комулом свидетельствует, например, такой немаловажный и отмеченный в письменных источниках факт, что еще в 982 г. в отчете о сунском посольстве в Гаочан писалось о существовании в окрестностях Комула надписи на камне, сделанной Ли Лином [Т ото, гл. 490, с. 5680, л. 96]. В труде Юань Дахуа "Синьцзян ту чжи" [Описание Сииьцзяна с картами, гл. 88, л. 16] говорится: "Это место должно находиться к востоку от Хами, вблизи поселка Теэрбаньцзинь и деревни икэшу " . В "Итунчжи " сказано, что надnиси в настоящее время (XIX в.) не видно [Малявкии, 1974, с. 88, 166]. Слово jüz значит "сто", "сотня". Сочетание jüz komul может отражать представление о религиозной консорции манихеев, подобной jüz er - '4 .., сотне мужей" манихейского наставника ( mar), "( « располагающем своим местожительством - домом toruy стоянка") в кырrызской Суджинской надписи (стк. 7). "О мои оrланы, будьте среди мужей (er) подобны моему наставнику - мару!" - призывает герой надписи. В последней строке он называет своего сына именем А.рслан "Лев" [Кляnпорный, 1959; 1991]. О доме ( еb) говорится и в надписи из урочища Кёктон на левом берегу реки Уюк. (Е, 2) [Васильев, 1983, с. 14; Кормушии, 1997, с. 258]. Что касается слова эв/эб "дом", то надо вспомнить о манихейском Аtонастыре в Самарканде, называвшемся доАюм. Манихейские монахи живут в нем совместно, верующие живут общиной. В источнике говорится: "Мужчины и женщины живут совместно; каждая фаМилия состоит из тысячи (сотни?) или из пятисот человек, вместе имеющих один дом, одну лежанку, одно покрьmало" [Ду Ю, гл. 200, л. 96]. Вероятно, понятие "дом" вообще было преимущественным обозначением манихейской моле.льни, "nпюлы" монаСТЬiря, или всего этого вместе. "Дом" ( еb) манихейскоrо наставника ( qara mar) существовал в Таласе [Джумаrулов, 1963, с. 38-39]. Арабский автор Абу Дулаф писал о доА<ах-молельнях и слышной из них мерной речи во время чтения молитв у кырrызов [Ronrsauer, 1939, с. 212]. Верховный правитель кыргызов носил титул ынал [ Яхонтов,1970], равнозначный титулу ка,ан. Чубуч-ынал, получивший церковное имя Кёмюль-огя (тюрко-,юнuх. ogii "мудрый", "мудрец"),''собирает" кёмюлей, "ничтожное делает великим", придает манихейству государственный статус. Вторым названием государства енисейских кыргызов стало С2109, 7416 Uзюй-у ( <kjo-mjшэt <komiil) - Кёмюль [Оуян Сю, гл. 2176, с. 1530, л. 106; Uэнь Чжунмянь, 1958, с. 725, 729; Schlegel, 1896, с. 81: Kubut]. И про Чиков: Цитата В составе личного имени ( chiki gtilai, cika gulai} они отмечены в хотанском документе [Bailey, 1939, с. 87]. Чики были манихеями [Muller, 1913, с. 26; cyq]. Их потомками считают чигатов в составе алтайцев [Потапов, 1969, с. 82-84]. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 10 августа Автор Поделиться Опубликовано 10 августа 4 часа назад, Бозбет Шыны сказал: В манихейской парадигме Юрия Зуева термин Кюмюл/Kömül легко объясняется (как и термин Чигиль): И про Чиков: На первый взгляд умозрительные выводы Ю.Зуева, кажется, подкрепляются материальными свидетельствами выдающегося востоковеда Леонида Кызласова в его статье "СЕВЕРНОЕ МАНИХЕЙСТВО И ЕГО РОЛЬ В КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ НАРОДОВ СИБИРИ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ" (1999): Цитата Прежде всего, в Уйгурии удалось впервые перевести в оседлое состояние часть скотоводческого населения страны. Это сопровождалось неви данн ы м до того разм ахом с т р о и т ел ь с т в а го р о д о в, замков, стационарны х поселений, храм ов и м онасты рей. О собое развитие получила государственная сеть почтовых трактов со станциям и, обеспечивающими содержание и замену перекладных лошадей для проезжих посланников, гонцов и купцов.6 С привлечением свободных согдийских поселенцев и военнопленных китайских мастеров Элетмиш Бильге-каган (Моюп-чур, 747-759 гг.), — этот поистине великий каган строитель, — в 750-757 гг. в четырех регионах страны возводил крепости, длинные стены, дворцы: еще в 750 г. в завоёванной им земле чиков он приказал «устроить свой беловатый лагерь и дворец с престолом, ... заставил построить крепостные стены»; в Этюкенской черни «велел устроить свой дворец, там ... велел построить стены»; в центре государства «у соединения Орхона и Балыклыка велел строить и воздвигнуть государственный дворец и государственный дом». Именно он начал строить столицу государства — г. Ордубалык. Затем он же «... согдам и табгачам дал приказ на берегу Селенги построить город Байбалык»7,т.е. «Священный город». Судя по типичному плану, тогда же уйгурами на землях покорённых северных карлуков была построена самая западная прямоугольная крепость в верховье Иртыша, выше оз. З а й с а н .8 П осл еду ю щ и е каганы у й гу р о в о тстр о и ли на О рхоне и С еленге центральны е города: столичный О рдубалык, храмовый М арубалык, резиденцию жен каганов Хатунбалык, а также торговый «Уйгурский город» в Дунбее и др.5 В 750-751 гг., укрепляя северо-западные границы государства, войска уйгурского кагана завоевали тюркоязычных чиков. обитавших в Тувинской котловине. По приказу Элетмиш Бильге-кагана в долинах Хемчика и УлугХема впервые в истории Срединной Азии возводится стратегически продуманная мощная оборонительная система, состоявшая из уникальной Долгой глинобетонной стены (длиною свыше 230 км), в которую входили 17 квадратных и прямоугольных крепостей с толстыми глинобитными стенами, а также — вынесенные вперед бастионы. Эта внушительная защитная линия прикрывала Уйгурский каганат с севера от внезапных прорывов древнехакасских войск. Планы уйгурских крепостей (площадью от 0,6 до 18 га) схожи со среднеазиатскими торткулями. Археологические исследования доказали, что общее руководство и все основные работы по сооруж ению столь ответственных объектов в Туве выполнялись согдийскими архитекторами и строителями. Эти выдающиеся мастера своего дела широко применяли здесь ценный опыт среднеазиатского зодчества.10 В связи с нашей темой подчеркнем, что согдийцы, во множестве проживавшие в то время в Уйгурском каганате, в основном исповедовали манихейскую религию. Среди них было немало миссионеров-вероучителей. Размах строительства городов, крепостей и селений в центральноазиатском государстве уйгуров в VIII в. отмечали еще арабские географы. Например. Гамим ибн Бахр ал-М утавваи, побывавший в Ордубалыке на р.Орхоне, описал, что он ехал «двадцать дней среди сплошных деревень и многочисленных построек. Большая часть населения там — огнепоклонники, придерживающиеся вероучения магов. Среди шгх есть и зиндики, следующие учению Мани. После этих дней он прибыл в юрод царя ... это огромный, укрепленный город, вокруг которого населенные сельские волости и сплошные деревни. У этого города двенадцать железных ворот, огромных по величине. (Это город) с многочисленным населением, толчеей, рынками, торговлей. Большинство его жителей следуют вероучению зиндиков», т.е. манихеев." Слух об отстроенной в Туве Долгой стене достиг, благодаря арабским купцам, ушей самого халифа ал-Васика, обитавшего в 842-847 гг. в Ираке. По приказу повелителя правоверных специальная экспедиция во главе с Саддамом ат-Тарджуманом — переводчиком с «тридцати языков» — отправилась к «этой стене», которую халиф считал упомянутой в Коране преградой, якобы сооруж енной Зу-л-К арнайи ом (А лександром Македонским). Оба упомянутые путешествия произошли в конце VIII и в начале IX в. Причем Саллам, описавший уйгурские крепости и стену, побывал на территории Тувы в 846 г. (т.е. уже после присоединения бассейна Верхнего Енисея к Древнехакасскому государству). Он сообщил, что «в этих крепостях живет народ, говорящий по-арабски и персидски ».12 В ту эпоху это несомненно были согдийцы. Цитата Вернемся, однако, к началу 758 г. Тогда в Туве все тот же Элетмиш Бильгекаган подготовил и осуществил, по замерзшему льду Енисея, дерзкое вторжение на север — в Древнехакасское государство. Внезапность способствовала удаче уйгурской кампании. Древнехакасскому правителю не удалось откупиться обычной данью. Ему пришлось признать свою вассальную зависимость и принять от Элетмиш Бильге-кагана особый принижающий его достоинство титул: Бильге-(гун)-иркин.15 И хотя Элетмиш Бильге-каган умер в 759 г., но вся вторая половина VIII века прошла для древних хакасов под сенью уйгурского административного и, главное, культурного воздействия. Это было по уйгурскому военному установлению закреплено присутствием к северу от Саян какого-то контингента своих войск, на что, вероятно, указывают отмеченные в XVIII в. П.С.Палласом остатки прямоугольной глинобитной крепости уйгурского образца на правом берегу, вблизи выхода Енисея из гор, при устье р.Сус (на месте современного села Шушенского). Характерно, что ранее, в 750-751 гг., как уже говорилось, подобные же крепости были сооружены уйгурами в верховьях р. Иртыша, в земле побежденных карлуков и в верховьях реки Хемчика, где она вытекает из ущелья на землю тувинских чиков. Как видим, поход 758 г. впервые открыл свободу для передвижения через Туву в Хакасию согдийских строителей и миссионеров-м анихейцев, путешественников и купцов, как среднеазиатских, так и восточнотуркестанских, иранских и арабских. Постепенно бассейн Среднего Енисея стал самым северным районом земного шара, куда проникло манихейское вероучение. Еще недавно никто из исследователей не смог бы даже предположить, что манихеи сочли за благо создать в Хакасии в VIII в. два храмовых центра с монастырями и городской застройкой.14 Едва ли. однако, древнехакасские правители приняли манихейство раньш е уйгуров. Государственной религией манихейское учение провозгласил уйгурский Эльтутмыш-каган (он же Бёгю-каган, 759-779 гг.). возвратившись из китайского похода в Ордубалык на р.Орхоне в 763 г. Сам же каган принял манихейство еще в 762 г., находясь в китайском городе Лояне.15 Однако, спустя 16 лет после утверждения новой веры, в 779 г. в Ордубалыке произошел ангиманихейский переворот. Бёгю-каган, его сыновья и некоторые согдийские манихеи были убиты. Но многие приверженцы религии Мани, как теперь можно /думать, успели убежать на Енисей. Еще через 16 лет, в 795 г., новая каганская династия, во главе с Алп Кутлугом (795-805 гг.). восстановила в Ордубалыке манихейскую веру. Вкупе с приведенными фактами пребывания уйгуров на Среднем Енисее в 50-60-е гг. VIII в. наука сегодня располагает новыми данными, позволяющими считать, что строительство храмовых городов означало объявление манихейства государственной религией самого Древнехакасского государства. Это произошло одновременно с возвращением хакасами полного суверенитета своей страны, скорее всего, в эпоху высшего подъема и расцвета Ушурского государства еще до гибели Бепо-кагана, т.е. в конце периода 763- 779 гг. Потому-то, видимо, впоследствии низвергатель манихейства Алп Кутлуг Улуг Билые-каган (790-795 гг.) начал новую войну с древними хакасами1'’, которая не принесла ему никакого успеха. 17 Древнехакасское государство, освободивш ись от политического и экономического гнета уйгуров, быстро набрало такую силу, что смогло начать двадцатилетнюю освободительную войну (820-840 гг.). Война эта закончилась ликвидацией Уйгурского государства в Центральной Азии и созданием Древнехакасского каганата (840-1293 гг.), ядро которого составили саяноалтайские порки, выступившие под эгидой древнехакасской царствующей династии из рода Хыргыс. Недаром глава обновленного государства был назван «Хырхыз-хаканом» в анонимном сочинении па персидском языке, написанном в 982-983 гг. Труд этот именуется в науке «Худуд ал-’алам» («О пределах мира»). В тексте его прибавлено, что Хырхыз-хакан живет в городе Кемиджкет, т.е. в «Енисейском городе» (Кем — тюркское название Енисея, кет— по-персидски и по-согдийски означает «город»)18. Персидское название города подтверждает приведенное выше сообщение Саллама о том, что в 846 г. в Туве жил «народ, говорящий по-арабски и персидски». Древнехакасский каган — победитель уйгуров в сражениях 840 г. — носил гордое имя Алп Урунгу — «Доблестный герой», «Герой-знаменосец». По свидетельству китайских хроник того времени, хакасы называли своего государя «ажо» (ажэ)15. Титул ажо существовал только в Древнехакасском государстве и не известен у других народов. Цитата Отразилось в енисейских памятниках и манихейское мировоззрение. Так, в тексте стелы из Эль-Бажи в Туве (Е68/1, строка 16) рядом с обычными восхвалениями умершего витязя уже употребляется и манихейская формула покаяния: «...я следовал ошибкам точно ценностям». То же отмечается в тексте горноалтайской стелы Бар-Бургазы I. где. с прежде несвойственной эпитафиям укоризной сказано, что героя «греховная алчность разлучила» с близкими. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 10 августа Автор Поделиться Опубликовано 10 августа 1 час назад, Бозбет Шыны сказал: На первый взгляд умозрительные выводы Ю.Зуева, кажется, подкрепляются материальными свидетельствами выдающегося востоковеда Леонида Кызласова в его статье "СЕВЕРНОЕ МАНИХЕЙСТВО И ЕГО РОЛЬ В КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ НАРОДОВ СИБИРИ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ" (1999): Все эти аргументы Зуева и Кызласова заставляют нас серьезно усомниться в версии Монгуша, согласно которой тувинский "народ" Кёмюл/Кюмюл/Юз-Кюмюл был правящим кланом Кёк-тюрков (Ашина), чьи стелы-эпитафии были впоследствии обнаружены в Туве. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 12 августа Автор Поделиться Опубликовано 12 августа Согласно Гамильтону и Зуеву первое упоминание племени по названию похожего на "Чигиль" было в китайской книге Суй Шу (династия Суй, 581—618 г.). Цитата Hamilton (1962) and Zuev (2002) saw the first reference to the Chigil as 職乙 (Zhiyi), whose Middle Chinese pronunciation was reconstructed by Zuev as tšįək-iət, as a Tiele tribe mentioned in Book of Sui, compiled by Wei Zheng.[16][17] However, the original manuscript contains no punctuation, so different scholars read and reconstruct the ethonyms differently: for example, 薄落職乙咥 may also be read as Boluozhi and Yidie[18] Это племя в конце 6 века якобы было в составе конфедерации Теле и находилось на западе от Хами (СУАР), на севере от Карашар (СУАР), близ Тянь-шаня среди других племен Теле: Цитата In the west of Hami (Yiwu) [伊吾], North of Karashahr (Yanqi), and close to Aqtagh (Bai [White] Mountain), there were Qibi (契弊, CE khet-biɛi), Boluozhi (薄落職, CE bɑk-lɑk-tɕɨk), 職乙 Zhiyi (Chigil?),[Xi-su] d'iet-sou (- ?), Yidie (乙咥, CE ʔˠit-tet), Supo (蘇婆, CE suo-bʷɑ), Nahe (那曷, CE nɑ-ɦɑt), Wuhuan (烏讙, CE ʔuo-hʷjɐn),[42] Hegu (紇骨, CE ɦet-kuot),[43] Yedie (也咥, CE jja-tet), Yunihuan (於尼讙, CE ʔuo-ɳi-hʷjɐn)[44] and so on. These clans had powerful army of almost 20 thousands men. Учитывая, что тувинское племя Чик скорее всего пришло в эти края не ранее середины 8 века, то племя 職乙 Zhiyi в составе Теле рубежа 6-7 веков не могло быть Чиками, но могло быть теми самыми Чигилями. Источник: J. Hamilton "TOGUZ-OGUZ et ON-UYGUR" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 12 августа Автор Поделиться Опубликовано 12 августа О городе Кумул/Čungul, Xungul, Qumul, Qomul and Kumul (Yengi Yezik̡: K̡umul, K̡omul).: Цитата В I тыс. до н. э. народ, известный в китайских источниках как «сяо юэчжи» (малые юэчжи), основал город Кумуда (также известен как Кимуда или Кунуда). В эпоху династии Чжоу китайцы называли этот город Куньмо (昆莫) или Куньу, в период династии Хань — Иу (伊吾) или Иулу (伊吾卢), в период династии Суй — Иуцзюнь, в период династии Тан — Ичжоу (伊州), в X веке — Чжунъюнь (仲雲)[7][2][8]. После того, как эти земли заселили уйгуры, Кумуда стал известен как Чунгул, Сунгул, Кумул и Комул. В эпоху империи Юань употреблялись названия Иулу, Камил и Хамили[9]. После Марко Поло, посетившего город в начале XIV века, на европейских картах его обозначали как Камул. В эпоху династии Мин Кумул был известен в китайских источниках как Хами (哈密). Также его называл в своих письмах и Маттео Риччи. Following the subsequent settlement of Uyghur-speaking people in the area, Cumuḍa became known as Čungul, Xungul, Qumul, Qomul and Kumul (Yengi Yezik̡: K̡umul, K̡omul). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 12 августа Автор Поделиться Опубликовано 12 августа Хорошее разъяснение по Северным Хунну, Юэбань, Теле (Гаогюй) и раннему Тюркскому Каганату в статье Баймуханов Н. Б., Воякин Д. А., Баимбетов Г. М. "ИСТОКИ ТЮРКСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ: НОВЫЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ В ВОСТОЧНОМ КАЗАХСТАНЕ" (2022) с опорой на работы С.Г.Кляшторного. https://www.researchgate.net/publication/361142634_ISTOKI_TURKSKOJ_GOSUDARSTVENNOSTI_NOVYE_ARHEOLOGICESKIE_OTKRYTIA_V_VOSTOCNOM_KAZAHSTANE Археологическую часть не читал. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 12 августа Автор Поделиться Опубликовано 12 августа 10 часов назад, Бозбет Шыны сказал: Согласно Гамильтону и Зуеву первое упоминание племени по названию похожего на "Чигиль" было в китайской книге Суй Шу (династия Суй, 581—618 г.). Это племя в конце 6 века якобы было в составе конфедерации Теле и находилось на западе от Хами (СУАР), на севере от Карашар (СУАР), близ Тянь-шаня среди других племен Теле: Учитывая, что тувинское племя Чик скорее всего пришло в эти края не ранее середины 8 века, то племя 職乙 Zhiyi в составе Теле рубежа 6-7 веков не могло быть Чиками, но могло быть теми самыми Чигилями. Следует добавить, что к этому времени народы Теле уже вошли в состав первого Тюркского Каганата. Цитаты из Баймуханов Н. Б. и др. (2022): Цитата Период 2. Теле (гаоцзюй, гаогюй) (492-546 гг. н. э.)... Таким образом, по всей видимости, племена теле заняли территорию Восточного Казахстана и северную часть восточного Туркестана, вытеснив или ассимилировав хунну Юэбань. Цитата Период 3. Тюркский каганат (551-604 гг. н. э.)... Обретя столь сильную опору на юге, Бумын начал покорение севера. Первыми были покорены 50 000 семей племен теле (546 год). Объединенными силами Бумын обрушился на главного врага – на жужан. Их государство было уничтожено, Анагуй кончил жизнь самоубийством. В 551 году Бумын был поднят на белой кошме и провозглашен каганом Тюркского эля. Начался отсчет дней новой империи Великой степи. С этого времени племена теле стали основной тюрков, так как были многочисленней племен Ашина, но, не имея централизованной власти, были легко покорены и включены в тюркское объединение. О том, что племена теле обитали на своих же местах в тюркском объединении, северной части Восточного Туркестана и Восточного Казахстана, явствует из сведений Пэй Цзюй, политического агента династии Суй (581-618 гг.) в Западном крае, следующим образом описавшим северную ветвь Шелкового пути: из Дуньхуана до Иу (Хами), а из «Иу проходит у озера Пулэй (Баркуль), [через земли] теле, ставку тюркского кагана»29. В этом сообщении можно заметить, что ставка тюркского кагана находилась на западе, далее северной части Восточного Туркестана. Такое географическое размещение наводит на мысль, что ставкой мог быть археологический объект «Сарыжыра», возраст первого строительного горизонта которого приходится на 566-646 годы, то есть на время начала становления Тюркского каганата. Найденные же в 2021 году в Тарбагатайском районе Восточного Казахстана уникальные золотые артефакты, на которых изображены главы каганатов в коронах, дают косвенные факты о значимости данного региона в эпоху Тюркского каганата. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 13 августа Автор Поделиться Опубликовано 13 августа Хотелось бы подвести некий промежуточный итог моих изысканий и попытаться ответить "в лоб" на главные вопросы данной темы , используя при этом известные на данный момент факты и историографию. Итак, 1) Являются ли тувинское племя Чик основателями или родоначальниками тюркоязычного союза племен Чигиль? Это маловероятно, учитывая, что Чики появились в Семиречье/Приисыккулье не ранее середины 8 века, в результате их завоевания Уйгурским Каганатом в 750-751 гг. Более того племя Zhiyi, по произношению похожее на Чигиль, упоминается в составе Теле на территории Притяньшанья в китайских хрониках рубежа 6-7 вв. Вероятно, это племя тождественно Чуюе из союза Алты Чуб, т.е. ассимилированных потомков слабосильных Хунну из Юэбань. Их тесная связь с согдийцами-миссионерами в результате привела к раннему созданию центра Манихиейства в Таласской долине/стране Аргу во главе с союзом Чигиль. С другой стороны, Чики проникаются Манихейством лишь в сер. 8 века с приходом Уйгурского каганата. 2) Есть ли связь между тувинскими Кёмюл/Кюмюл/Юз-Кюмюл и чуйскими Чумул/Чуми? Очень вероятно, что они связаны через Манихейство как и писал Зуев. Скорее всего речь идет о тувинской общине манихейцев периода Уйгурского Каганата. О том, что Манихейство тогда уже во всю проникло на север вплоть до современной Хакасии писал Кызласов. В этой связи интересен также древний город Хами/Кумул, который конечно был в составе Уйгурского каганата, гос-ва Кочо и вероятно был еще одним центром Манихейства той эпохи. 3) Ашина Хэлу как предводитель Чик, Кюмюл, Карлук? В его период активности Чиков еще не было в тех краях, поэтому мы оставляем оригинальное утверждение Зуева неизменным и отдаем должное всепроникающему духу Манихейства тех времен: Цитата In the middle of the 7th century, Chigils, Chumuls and Karluks were united by the Western Turkic yabgu Ashina Helu in his anti-Tang uprising. Zuev reconstructs Helu's Old Turkic name as *Aru, which, he contends, is identical with the Turkic-Manichean arïg (like arïg dïntar "pure priest").[50] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 13 августа Автор Поделиться Опубликовано 13 августа Миграция Чиков с Тувы в Семиречье была подобна миграции Карлуков с севера в Семиречье и имела место примерно в то же время: Цитата Первые сведения о карлуках относятся к V веку. Первоначально они занимали территории между Алтаем и восточным побережьем озера Балхаш. В середине VII века в состав карлукского объединения вошли: булак, чигиль, ташлык. Титул вождя объединения — эльтебер[4]... В 746 году карлуки потерпели поражения от Уйгурского каганата и переселились в Семиречье[2][3]. В середине VIII века между карлуками и огузами развязалась война за тюргешское наследство. Огузы в этой борьбе проиграли и ушли к Сырдарье[3], а карлуки остались в Семиречье создали раннефеодальное государство — Карлукский каганат[7][8]. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 13 августа Поделиться Опубликовано 13 августа В 10.08.2024 в 22:40, Бозбет Шыны сказал: В тексте его прибавлено, что Хырхыз-хакан живет в городе Кемиджкет, т.е. в «Енисейском городе» (Кем — тюркское название Енисея, кет— по-персидски и по-согдийски означает «город»)18. Персидское название города подтверждает приведенное выше сообщение Саллама о том, что в 846 г. в Туве жил «народ, говорящий по-арабски и персидски» по ходу, у хакасов персизмы худай и чан с тех времен Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 13 августа Автор Поделиться Опубликовано 13 августа 1 час назад, Jagalbay сказал: по ходу, у хакасов персизмы худай и чан с тех времен Да может и раньше, например в 6 веке с приходом тюркского языка и мифологии https://ru.wikipedia.org/wiki/Кудай Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Leshrak01 Опубликовано 14 августа Поделиться Опубликовано 14 августа 7 часов назад, Jagalbay сказал: по ходу, у хакасов персизмы худай и чан с тех времен Хакасы потомки енисейских кыргызов. Енисейские кыргызы родственны иранцам. Почему такие слова как Кудай не могли быть у хакасов с самого начала, а обязательно должны быть взяты? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Чече-Баатыр Опубликовано 14 августа Поделиться Опубликовано 14 августа Kümül — Kümüş — серебро ? Как вариант,более архаичный ламбдаисткий т.с. вариант слова Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 6 октября Автор Поделиться Опубликовано 6 октября Из ряда соображений (см. тему "Жагалбайлы") можно проследить довольно длинную историческую параллель между тувинскими/алтайскими племенами Чик и Аз: 1) "в 710 г. племя Чиков было покорено восточными Тюрками, которые, "переправившись через Кем, двинулись против Чиков, сражались при Орпене, и разбили их войска" "В 709 г. один из тюркских ханов Магилан захватил земли азов, а в 716 г. его брат Култегин нанёс им сокрушительный удар." 2) Азы поселившиеся в Чуйской долине, вошли в состав племенного союза тургеш. Чики вероятно в составе Карлуков пришли в Семиречье не ранее 8 века. 3) Тюрки Шато были сформированы из трех племен: Чуйе, Suoge (из союза Тюргешей), Anqing (согдийское племя). Они обитали до 9 века между Тарбагатаем и Тяньшанем. "В 766 г. карлуки заняли район Семиречья, в том числе долину реки Чуй. Часть Азов подчинилась карлукам и осталась на этих землях, другая часть переселилась в низовье Сырдарьи, пустыни около Аральского моря." Вероятно тогда в эти земли пришли Чики в составе Карлуков. Некоторые ассоциируют Чиков с Чигиль, а Чигиль с Чуйе, но это спорно. 4) В Ногайских землях у племени Аз-Сарай aka Сарай (и возможно у Аз-Ширин) мы обнаруживаем тамгу "Т" схожую с тамгой тувинских Чиков. Такая же тамга имеется и у рода Жагалбайлы и у Каракерей-Кытай-Найман. И еще у кыргызского рода Кытай и других древних кыргызских родов. 5) Часть Жагалбайлы поселилась в низовьях Сырдарьи/Ферганской долине, как и некоторые Азы, ставшие узбеками. Племя "Сарай" есть в списке 92 племен кочевых узбеков "илатийа". 6) Я считаю Жагалбайлы потомками тюрков Шато/Чуйе (в т.ч. ранее покоренный тюрками Чик Y-DNA O2), часть котррых спустя века будут в составе "неверных" тюрков Каракитайского ханства. Лругие Шато уйдут на восток и станут Онгутами. Азов условно ассоциирую с Тюргешами, возможно также связаны с тюрками Шато через Suoge и через Западно-Тюркский каганат в целом. Пока трудно установить, как именно тамга "Т" попала к Кытай-Каракереям, к Кытаям и множеству других кыргызских родов, но ясно что своё начало эта тамга берет из Алтая и Тувы, также как и соседние племена Чик и Аз и Енисейские кыргызы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться