Перейти к содержанию
Hakan

Бахши Иман. Джагфар Тарихы - Свод булгарских летописей.

Рекомендуемые сообщения

https://jannikol-wiki.livejournal.com/8535.html

О Джагфар Тарихы.

Согласно описанию Ф. Нурутдинова, летописный свод Джагфар Тарихы был создан по приказу сеида Джагфара секретарем его канцелярии Бахши Иманом. В свод были включены летописи: «Гази-Барадж тарихы» (1229—1246 гг.) Гази-Бараджа, «Праведный путь, или Благочестивые деяния булгарских шейхов» (1483 г.) Мохаммед-Амина, «Казан тарихы» (1229—1246 гг.) Мохаммёдьяра Bу-Юргана, «Шейх-Гали китабы» (1605 г.) Иш-Мохаммеда и многие другие.

Список этого свода, написанный в ХIХ в. на "булгарском тюрки", попадает к Ибрагиму Мохаммеду-Каримовичу Нигматуллину (1916—1941), дяде Ф. Нурутдинова. В конце 30-х годах шло тотальное уничтожение книг и рукописей на национальных алфавитах и арабских языках. По этой причине И. Нигматуллин начинает переводить текст на русский язык. По подозрению в хранении арабских рукописей его арестовывают и список свода, очевидно, забирают при обыске, оставив тетради с переписанным переводом на русский язык. После изъятия летописей И. Нигматулина отпускают, но судьба списка «Джагфар тарихы» с той поры остаётся неизвестной.

В 1966 году рукописи И. Нигматуллина с русским переводом текста передаются его матерью своему внуку - Ф. Нурутдинову. Через десять лет, в 1976, после ее смерти, Ф. Нурутдинов забирает архив в Казань. В начале 80-х годов ХХ века Ф. Нурутдинов предпринимает попытку обращения в АН СССР с просьбой выделить финансовые средства на публикацию рукописей, но получает отказ. Вскоре после этого неизвестные похищают весь архив И. Нигматуллина и часть выписок, сделанных Ф. Нурутдиновым. В 90-е годы ХХ века Ф. Нурутдинов публикует свои оставшиеся выписки из тетрадей И. Нигматуллина.

Самое удивительное – нашлась масса ученых готовых рассматривать такой текст серьезно. С чем это связано? Может быть с тем, что для начала 90-х в России была характерна слепая вера в любое новое знание…

  • Thanks 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://vk.com/wall-118520293_5382?reply=5433

Фаргат Габдул-Хамитович Нурутдинов. "Тайна булгарских летописей". Издательский дом „Огледало“ София, 2022. 202 стр. 

 Стр. 20-52: 

 "Глава 2. Научная экспертиза БИСИН 

 В 1978 – 1996 гг. более 40 крупных и авторитетных ученых СССР, России, Турции, Украины, Болгарии, Венгрии и Швейцарии (7 академиков, более 30 докторов и кандидатов наук – историков, источниковедов, языковедов, этнографов, археологов, архитекторов, эпиграфистов, искусствоведов, философов и др.) произвели научную экспертизу БИСИН и единодушно признали историчность „Чулман толгау“, „Нариман тарихы“, „Шан кызы дастаны“, „Джагфар тарихы“ и сборника Васыла Куша „Удивительные истории и повести – освежающие родники для идущих по булгарскому пути“. 

 В составе этой большой группы экспертов были академики: Ю.К. Бегунов, М.З. Закиев, И.Р. Тагиров (РФ), Сергей Иванов, Владимир Цонев, Татьяна Яруллина аль-Булгари (Болгария), М.Н. Юхма (Чувашия, РФ), доктора и кандидаты наук Васил Ат. Василев (Болгария), И.Н. Агишева (РФ), Р.З. Акавов (Дагестан, РФ), Дориян Александров (Болгария), М. Г. Атаманов (Удмуртия, РФ), И.А. Баранов (Украина), Р.Х. Бариев (РФ), Тамара Биттирова (Кабардино-Балкария, РФ), Крум Балтаджиев (Болгария), Георгий Бакалов (Болгария), Катерина Венедикова (Болгария), И.А. Гагин (РФ), Петр Голийский (Болгария), Марин Димитров (Болгария), В.Н. Жук (Украина), Веселин Илиев (Болгария), З.З. Мифтахов, И.Р. Мусина, Р.Ф. Набиев, М.С Ваисов (РФ), Ю.М. Олейник (Украина), Светлозар Попов (Болгария), Рачо Иванов Рачев (Болгария), Ф.В. Салихова (РФ), Димитр Табаков (Болгария), Ахмед Темир (Турция), Тотю Тотев (Болгария), А.Б. Широкорад (РФ), Петер Юхас (Венгрия) и др. 

 Ученые-историки этой группы единодушно пришли к следующему главному заключению: БИСИН – подлинные исторические источники, представляющие большую ценность для мировой науки. 

 Этот вывод полностью потвердили исследования целого ряда ученых уже XXI в. 

 С.Т. Акерова (Кыргызстан), Д.С. Шабановой (Дагестан, РФ) и др., а также большого отряда крупных деятелей и специалистов „неисторического цеха“ (писателей, краеведов, художников, композиторов, филологов, лингвистов): Анатолия Железного (Украина), Канафи Нафикова (РФ), Бено Шкодрова (Болгария), В.С. Радовского (Германия), Петра Хаджидимитрова (Швейцария), Луизы Батыр-Булгари (РФ), Васила Томова (Болгария), З. Канат (Англия), Л. Валиди-Булгари (Италия), Тагира Абдуллы аль-Булгари (Венгрия), Л. Драгоновского (Чехия), Г. Кочубея (США), Рафаэля Масаутова (Украина), Аведан Айдн (Турция), А. Александрова (Украина) и др. 

... 

 Материалы этой крупнейшей в новейшей истории научной экспертизы составили десятки книг. Я позволю себе перечислить названия только некоторых из них: 

 1. Ю.К. Бегунов. История Руси, т. I. СПб., 2007. 

 2. Ю.К. Бегунов. Александр Невский. М., 2009. 

 3. М.З. Закиев. Происхождение тюрков и татар. М., 2003. 

 4. И. Н. Агишева. Возникновение города Казани и развитие ее до 1552 года (на основе свода летописей „Джагфар тарихы”) – Татарстан, № 11/12, 1995. 

 5. М. Г. Атаманов. История Удмуртии в географических названиях. Ижевск, 1997. 

 6. Т. Ш. Биттирова. О книге Микаэля Башту „Дастан о дочери Шана“. – Ас-Алан, № 1. М., 2000, с 251-256. 

 7. Васил Ат. Василев. „Джагфар тарихы“ като извор за българската история. София, 2007. 

 8. Васил Ат. Василев. Древните българи. Факти, хипотези, измислици. София, 2009. 

 9. И.А. Гафаров. От истоков к истине. Казань, 2002. 

 10. Катерина Венедикова. Българи, арменци и караманци в средновековна Мала Азия. София 2003. 

 11. Петър Голийски. Предхристиянска и предмюсюлманска религия и митология. София, 2003. 

 12. Петър Голийски. Българите в Кавказ и Армения (II – X в.). София, 2006. 

 13. В.Н. Жук. Iз сивоï давнини. Полтава-Кобеляки, 2003. 

 14. З. А. Львова. К вопросу об исторической интерпретатции Перещепиского комплекса. – Етносу УкраIни. Киев, 2006. 

 15. З.З. Мифтахов. Курс лекции по истории татарского народа, ч. I. Казань, 2001. 

 16. З.З. Мифтахов. Курс лекции по истории татарского народа (1225–1552 гг.). Казань, 2002. 

 17. Р.Ф. Набиев. Булгар и Северная Европа. Древние связи. Казань, 2001. 

 18. Р.Ф. Набиев. Маньчжуры в Восточной Европе (Древность и Средневековье). Казань, 2007. 

 19. Ю.М. Олейник. К поэме Шамси Башту. – Хроника. Киев, 1992. 

 20. Светлозар Попов. Авитохол на българите и хуните – история и мит. Варна, 1998. 

 21. Светлозар Попов. Шамбат – братът на Кубрат. Варна, 2007. 

 22. Светлозар Попов. Българската писменост – известна и непозната. Варна, 2009. 

 23. Ф.В. Салихова. Башня Сююмбики и истоки цивилизации булгар-татар. Казань, 2005. 

 24. Димитър Табаков. Хоризонтът на познанията – българите през вековете. София, 1999, 

 25. Ahmet Temir. Bulgar tarihine kisa bir bakiş Turk tarihi içinde burgalrlar. – Mikail-Baştu Ibn Şams Tebir. Şan kizi destani. 882 yili. Istanbul, 1991. 

 26. А.Б. Широкорад. Русь и Орда. М., 2004. 

 27. А.Б. Широкорад. Куликовская битва и рождение Московской Руси. М., 2005. 

 28. Мишши Юхма. Емерлех эткер. – Ылттанпик. Чебоксары, 1993. 

 29. Татяна Яруллина Ал-Булгари. Величието на Волжка България. София, 2002. 

 30. Татяна Яруллина Ал-Булгари. Волжка България и Европа. София, 2008. 

 31. Анатолий Железный. Очерки предистории Киевской Руси. М., 2000. 

 32. Курбан-Гали. Хронология истории булгаро-татар. Казань, 2004. 

 33. Владимир Радовський. Правда чи миф? Львив, 2005. 

 34. Александр Бушков. Чингисхан. Неизвестная Азия. М., 2007. 

 35. Боно Шкодров. Писмените знаци на българите. Ретроспекция на цивилизацията. Варна, 2006. 

 36. Васил Томов. „Тангра“ – знак на българите. София, 2003. 

 37. Васил Томов. По следите на знак „Тангра“. София, 2005".

  • Thanks 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

БИСИН - это Булгарские Источники, Спасенные Ибрагимом Нигматуллиным. Их пять:

1) „Чулман толгау“ („Эпос о Чулмане”) (154 г. до н.э) Кубана Бояна“.

2) „Шан кызы дастаны“ („Сказание о дочери Шана”) (865 - 882 гг.) Микаиля Башту.

3) „Нариман тарихы“ „История Наримана“ (1391 г.) Даиша Карачая аль-Булгари.

4) „Удивительные истории и повести - освежающие родники для идущих по булгарскому пути“ (1542 г.) Васыла Куша.

5) „Джагфар тарихы“ („История Джагфара”) (1680 г.) Бахши Имана аль-Булгари.

  • Thanks 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С этим не солидарны тюркоязычные историки, но, незнаю, что они хотят скрыть. Раз уж Шамильоглу сказал не изучать эту тему, то никто из тюрков не будет хотя бы интересоваться с этим вопросом - табу.

Тем не менее, в этих сочинениях очень много говорится о каракалпаках. Стало быть, Ефрон и Брокгауз в своих сочинениях, где они пишут, что каракалпаки были близкими соседями булгар, хазар и башкир, и являются потомками древних Черных клобуков, руководствовались какими-то реальными документами. Возникает вопрос - а какими, если не с этими документами?! Ведь, эти люди (Ефрон и Брокгауз) полноценно созидали в 19 веке и умерли в начале 20 века, а Нигматуллин, который смог сохранить копии тех документов жил в конце 20 века. Считаю, этих людей ничто не связывает, но они по-поводу каракалпаков говорят об одном и том же.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...