Перейти к содержанию
Гость Аноширван

Туран и пантюркизм

Рекомендуемые сообщения

Машанов М. А., профессор Казанской духовной академии, миссионер . Доклад на съезде православных миссионеров 1905 год.

«. В то время как даже в русских селениях редко можно было встретить школы, а инородцы не имели их совсем, у татар в каждой деревне была школа, а в больших деревнях и несколько школ с их исключительно религиозным духом

….

Таким образом, создается ими литературный язык, понятный всем отраслям тюрков, настоящий пантюркский язык! Либеральные турки приветствуют пантюркизм в России как зарю возрождения общей народности'.

Объединение всех мусульманских народностей России на почве единого пантюркского языка татары предположили начать со школы и потому стараются ввести в мусульманских школах этот объединяющий язык и даже стараются получить на это право путем законодательной санкции. Все же существует много наречий тюркского языка, на котором говорят инородцы России; нужно было для татар установить какой-либо один язык из всех этих наречий, — и они в основу положили османский язык, как имеющий уже богатую сравнительно литературу. Поэтому настаивают они, чтобы в мусульманских школах было обращено должное внимание на изучение литературного турецкого языка в качестве обязательного предмета2. Крымские татары даже нарочито посылали своих представителей в Петербург просить кого следует о разрешении преподавать в татарских школах на татарском языке, разумея под этим не свой лютеранский' язык, а османское наречие. Да на прак¬тике в крымских мусульманских школах преподавание уже ведется по учебникам на османском наречии3. Наряду со школой к той же цели стремится в настоящее время большинство повременной татарской печати в России, а также и масса книг и брошюр на татарском языке.

Особенно сильно омусульманение и отатарение распространяется в киргизских степях. Разные татарские проходимцы всегда наполняли и наполняют киргизские степи, даже разные

преступники, бежавшие от кары русских законов, искали себе приюта у простодушных киргиз. Эти татарские проходимцы, вместе с городскими татарами—мещанами и купцами, имеющими постоянные сношения с Казанью и среднеазиатскими центрами мусульманства, являются по отношению к киргизам живыми, самы¬ми деятельными проводниками ислама и татарских обычаев и понятий, чему способствуют их широкие торговые и родственные связи с киргизами. Татары же снабжают степь и всевозможными атрибутами мусульманства и татарства, начиная с корана и кончая узкогорлым кумганом,—кувшином для омовений. Один старый киргиз рассказывал, что киргизы, чтобы снискать себе расположение татар, стали чаще упражняться в омовениях, соб¬людать пост, совершать намаз и учиться у тех же татар их грамоте. Достойно примечания, что сами киргизы привыкли смотреть на татар, как на людей лучших себя, более умных и ученых, чем они,— призванных быть их учителями и наставниками.

Являясь в степь, они тотчас же выдают себя за мулл: держат себя солидно и строго, при малейшем возражении со стороны киргиза, называют „кефиром" (неверным)1. Генерал-адъютант К. П. Фон-К..уфман во всеподданнейшем отчете по управлению Туркестанским краем, между прочим, писал: „сообразно с резкими особенностями, отличающими характер татарина от прочих мусульманских народ¬ностей, сложилась и особенная культурная роль местного татарского населения, водворившегося в киргизской степи. Поселение в киргизской степи татар, выходивших из русского Поволжья и татарских центров прежних пограничных окраин Империи, было результатом коммерческих сношений их с кочевниками и шло, опираясь на торговые города , бывших, передовых линий—Орск, Оренбург, Троицк, Петропавловск,

Семипалатинск... и на города Сергиополь, Копал, Верный.... Татарские муллы стремятся создать себе как можно более прочную иерархическую роль в кочевьях..., их лучшее средство к умножению выгод своих состоит в увеличении числа степных мечетей, управляющих духовным воспитанием паствы под их фанатическим руководством. Оттого именно ближе к татарским передовым линиям можно видеть почти повсеместно, уже вполне организованное ]*'усульманство, с присяжными вероучителями из Уфимских и Оренбургских татар, с значительным числом мечетей татарского типа, мусульманство, все бо^ее и более приближаемое к своему образцу, по духу стойкой вражды к христианству и вообще к иноверным религиям"1.

Успевшая уже достаточно отатариться и омусульманиться часть киргизского народа стремится под влиянием татаризма укрепить в степи шариат, вместо народного киргизского суда по „адату". По словам представителей этой части населения, народный суд руководствуется устаревшим обычным правом. не удовлетворяющим более требованиям правосудия. Обычное право вырабатывалось в течение "многих столетий; при устной передаче оно представляет обширное поле для юристов—правотолков. Отсюда, по словам отатарившихся киргизов, возникает необходимость перейти к писанному закону—шариату, а следовательно перейти от народного судьи к казню, совмещающему в своих правообязанностях элементы духовной и гражданской власти. Татарская пресса прилагает особые старания к тому, чтобы киргиз—кайсаки признавали себя издревле мусульманами и требовали, поэтому, замены адата шариатом, что включило бы их уже на вечные времена в семью строгих мусульман. Проводниками этой идеи являются муллы— татары, торговцы—татары и ученики татарских школ, просвещающие в течение летних каникул наивное юношество кочевого мира. Прививка этой идеи идет с наглядным

успехом, окрыляющим все миллионы исповедников мусульманского культа надеждою на сильно сплоченное ядро мусульманской, а вернее татарской в России политической партии1.

В Букесвской орде татаризация и пропаганда ислама идет быстрыми шагами через массовое распространение среди киргиз татарами татарских религиозных книг; вместе с книгами влияние распространяется и через устные беседы. Помимо того, что татары и Э лавках и на улице при случае ведут религиозные беседы с киргизами, они выезжают еще с товаром прямо в степь, где уже и стараются обнаружить всю свою мудрость и знания перед киргизами, имея ввиду через это побольше поживиться от киргизов: здесь они и лечат, и отчитывают, чем и наживают больше, нежели продажей товара. Успешнее же всего татарская пропаганда распространяется здесь через сеть мусульманских школ, всюду во множестве разбросанных по степи под разными наименованиями.

И все эти школы преследуют одну цель—татаризацию киргизского края: во всех их дети, руководимые фанатичными муллами, воспитываются в строгом духе ислама, в ненависти к христианам и вообще ко всему не мусульманскому; киргизы, посту¬пая в татарские школы с покрытыми волосами головами, начинают брить головы, носить тюбетейки и пр.

„избить бы здесь всех русских", кричит один татарин зимою 1896 года, когда вышла неприятность между русскими и татарами. Понятно, при всяком удобном случае, хотя очень скрытно, со свойственным татарину лукавством, стараются они внушить киргизам ненависть к русским. Кажется, уже все киргизы, благодаря татарам, знают, что там. где-то у султана хранится знамя Мухаммеда и меч Алия, которые в свое время будут употреблены в дело, и тогда уже все последователи Мухаммеда •должны соединиться под властью султана, своего повелителя и сражаться против неверных, о чем мне, пишет автор заметки, при¬ходилось слышать самому лично от здешних мусульман Из оказанного видно, насколько сильно влияние татар и мулл на киргиз, каким большим авторитетом пользуются они среди этих детей степей. Для киргизов, знающих пока веру мусульманскую еще плохо, татары, в особенности же муллы, представляются настоящими столпами ислама, устами которых говорит сама мудрость. Посему во всех более или менее важных случаях жизни, некоторые киргизы рады зазвать к себе татарина, а особенно муллу, и готовы уже во всем следовать его совету,—последние же умело из этого извлекают для себя пользу и все меры прилагают, чтобы еще более усилить и расширить это влияние. Для этого они стараются подорвать уважение и доверие киргиз к русским, наговаривая на них разные небылицы и представляя их непримиримыми врагами ислама1. Местные ахуны и указные муллы посылали нередко и сами разных проповедников ислама к киргизам. Вызывая из Бухары или Ташкента беглых ученых татар, они выхлопатывали им паспорта торговцев из Бухары или Ташкента и потом рассылали их с проповедью по киргизской степи. Так из одного официального дела мы узнаем, что ахун г. Петропавловска Серазеддин Сейфуллин в половине прошлого столетия писал к одному бухарскому имаму Абдулле Рашиту: „носятся слухи об одном татарине, сведу ющем хальфе, если человек этот действительно мюрид, то хорошо было бы приехать ему сюда; ежели не имеет паспорта от русского правительства, то взял бы вид от казиев, назвав себя родившимся там татарским сыном и приехал бы сюда. Бог милостив! Такой человек не может подвергнуться игу неверных. Одним словом, пусть он не опасается русских, и когда будет иметь вид от казиев, то если бы и случилось доказательство, что он татарин, то от этого ничего не будет; или пусть возьмет из находящихся на пути приказов билет, назвав себя ташкенцсм. Такого человека в Петропавловске необходимо иметь, без которого просвещение покрыто мраком невежества"1. Благодаря такой пропаганде татар в степи, в кочевниках этой последней трудно узнать тех киргиз, которые в первой половине прошлого века выражали даже крайнее недовольство к мусульманскому духовенству. Так напр, известно, что в 1830 году являлась к Государю Императору депутация киргизов из Средней Орды и в то же время подала в Азиатский Департамент прошение, в котором просила между прочим: „укреплений и деревянных домов не строить, пашен не пахать, мечетей и школ не заводить, ахунов и указных мулл не определять"2. Как ни странно, но тем не менее это факт, что кир¬гизы, когда жили самостоятельно, только номинально числились мусульманами, а были на самом деле чем-то в роде шаманистов, а под владычеством православной христианской России они начали столь быстро омусульманиваться и отатариваться, "то через полсотни лет стали неузнаваемы в этом отношении. На опасность такого положения вещей в степи обратил внимание и полуофициозный орган местного туркестанского управления и нашел, что подобное явление крайне нежелательно в государственных интересах, потому что татарские проповедники ислама среди киргиз внушают этим последним, согласно требованиям своей религии, враждебность к последователям других вер, не исключая и христианства, и распространяют среди них прямо преступные политические понятия, что ведёт к печальным последствиям в роде пресловутого андижанского восстания.

Таким образом, проживающие среди киргизов татары, занимающиеся торговлею, лечением больных и обучением киргизских детей, в течение нескольких лет обогащаются и приобретают себе сравнительно солидное состояние1. Такие торговцы —татары с пропагандой ислама заходят далеко по всем степям и простирают свою деятельность даже на Алтай2

Усиление ислама, сопровождаемое почти всегда отатариванием других инородцев России, вредит не только делу христианства, но и должно обратить на себя государственых деятелей, так как идет в ущерб русским государственным интересам. Татары, фар этичные в своей вере, считают всякое общение с русскими, даже на житейском поприще, грехом и как сами, стараются избежать сближения с русскими, так и другим внушают ненависть к ним, как к неверным, которые в глазах фанатичного мусульманина занимают место едва ли выше собаки3. Особенный вред татарнзации может нанести русским государственным интересам в киргизских степях. Киргизы и сами по себе народ добродушный, значительно доверчивый и чуждый фанатического враждебного отношения к русским, но под влиянием татар совершенно преобразуются и становятся такими же фанатиками, как и татары. Бывший генерал-губернатор Фон-Кауфман во всеподданнейшем отчете по управлению Туркестанским краем с 7 ноября 1867 года по 25 марта 1881 года горячо ратовал за то, чтобы предохранить киргизское население от разлива в него общемусульманского направления и стремлений, не согласных с основными задачами нашей государственной политики по отношению к киргизским степям. Конечная цель русской политики по отношению к киргизской степи—закрепление степи за Россией и воспитание кочевников в духе русских стремлений и граж¬данственности окажется, по словам отчета, надолго-недостижимою без изолирования киргиз от влияний татарских и сартовских Мусульманские оседлости разрастаются и завоевывают киргизскую степь прямо в ущерб русской колонизации, не умеющей проти¬вопоставить никакого противовеса крепко укоренившемуся уже в степях мусульманству, с его противогосударственными и враждебными для наших стремлений тенденциями. Ибо татарин,сумевший переселением в степь избежать воинской повинности, является в степи агитатором, распространяющим в умах кочевников убеждение что их будут брать в солдаты и со временем обращать в христианство, что для этого и заводятся в степи русские школы и поселения и т п, Генерал-губернатор особенно опасался татарского влияния на киргиз. Татарский элемент он признавал „до такой сте¬пени вредным, что предпочитал бы лучше, в видах Государственной пользы, видеть на их месте самых отъявленных фанатиков Бухары". Действительно фанатики - бухарцы только фанатизировали бы киргиз, между тем как татары, проникнутые сверх фанатизма еще национальной идеей, стремятся к объединению всех мусульманствующих инородцев России1. Такое опасение оправдалось в андижанском восстании, бывшем в 1898 году. Нафанатизированные татарами кочевники напали на русский лагерь и произвели резню и только благодаря тому, что быстро были приняты меры к подавлению бунта, дело обошлось сравнительно с ничтожным кровопролитием; при малейшем промедлении можно было бы ожидать крупных беспорядков в степи, вызванных уже не стремлением кочевников к бывшей раньше .безграничной кочевой вольности, но изуверным фанатизмом2.

….

Под влиянием разных религиозных, а также народных и исторических мотивов, татары в России являются крайне щепетильными в деле религии и национальности и возбуждаются при малейшем подозрении. Такая щепетильность татар обна¬руживается иногда в крайних мелочах.»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а есть ведь классический советский мультфильм про Илью Муромца где он едет в Киев служить Владимиру Красное Солнышко (!) защищать русский народ от Соловья Разбойника и мерзких татаров.

* вообще-то Соловей Разбойник исторически считается мордовским персонажем

Московский учебник 4-класса:

Царь Батый его уговаривает:

"Ты стар казак Илья Муромец.

Ты садись со мной за единный стол.

Веселись, ешь пей, и сытно, и пьяно,

Надевай мою одежду драгоценную,

Золотую казну держи издерживай,

Послужи за то верой правдой мне"

Закричал Илья громким голосом

"Ах ты, пес ты бесхвостый , ты собака Батый!

За казну не продается служба русская,

Не меняется, не покупается!

Отойди ты с татарами от русской земли,

Коль охота собака быть тебе живым!"

и т.п.

возникает резонный вопрос о какой-такой мифической русской земле идет речь в этой компиляции?

post-4-1137178499_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Машанов М. А., профессор Казанской духовной академии, миссионер . Доклад на съезде православных миссионеров 1905 год.

Фамилия казахская, он казах?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне довелось посмотреть, к примеру, 2 фильма о римско-гальской войне, один американский, а другой французский. Ни в одном из них не показывалась какая-либо из сторон абсолютным злом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан
Хотя легендарный герой жил до прихода татар, тюрки называются в фильме тугарами с явно видимой параллелью. Можно было бы принять по времени их за половцев или печенегов, но с ними у киевлян не могло быть столь враждебных отношений.

Собственно тугары это видимо переделка Тугарина Змеевича из былин - мифического дракона короче. Но в тюркологии это имя вызвало много дискуссий. Как известно хазарский правитель титуловался на иврите "царь Тогармский". Вот и спорят учёные Тугарин Змеевич в честь хазар так назван или нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. BAWIR$AQ,

Нет, дело не в уницифиции истории под советского человека.

С конца 30-х Сталин перешёл от политики интернационализма во внутренней политике к взращиванию русского шовинизма, что по сути было возвращение к дореволюционной царской внутр. политики. Поэтому государственные антитюркизм, антиполонизм и антисемитизм стали частью этой перемены, призванные потрафить русской национальной идее. Хрущёв (не смотря на 20 съезд) и Брежнев продолжили эту внут. политику.

2. Керим-хан, нет хазар только один их сыновей Тогармы

Togarmah

From Wikipedia, the free encyclopedia.

Jump to: navigation, search

In the Torah, Togarmah is listed in the genealogy of nations as the son of Gomer, and grandson of Japheth (Gen. 10:3). Traditionally he is regarded as the ancestor of the Turkic-speaking peoples. For example, in King Joseph's Reply, the Khazar monarch writes:

"You ask us also in your epistle: "Of what people, of what family, and of what tribe are you?" Know that we are descended from Japhet, through his son Togarmah. I have found in the genealogical books of my ancestors that Togarmah had ten sons. These are their names: the eldest was Ujur, the second Tauris, the third Avar, the fourth Uauz, the fifth Bizal, the sixth Tarna, the seventh Khazar, the eighth Janur, the ninth Bulgar, the tenth Sawir." (These are the mythical founders of tribes that once lived in the neighborhood of the Black and Caspian Seas).

In the Book of Ezekiel (27:14, 38:6), the descendents of Togarmah are described as trading horses and mules in Tyre and elsewhere in the Levant. Here Togarmah may refer to Armenians or Cimmerians.

--------------------------------------------------------------------------------

Accroding to traditional Armenian and Georgian accounts, both these peoples as well as several other Caucasian peoples are the descendants of Togarmah (Armenian: Thorgom, Տորգոմ; Georgian: Thargamos, თარგამოს). Furthermore, the local names for Armenia (Hayq) and Georgia (Kartli/Sakartvelo) come allegedly from sons of Thogarmas, Haik (Հայք) and Kartlos (ქართლოს), respectively.

Retrieved from "http://en.wikipedia.org/wiki/Togarmah"

3. Разное.

В фильме тюрки называются окаянными, типа проклятыми, что отлично от обычного слова старорусских летописей - поганые, т.е. буквально - язычники.

Интересно, что в приведённом стихотворении Муромец ругается со словом собака и пёс, что гораздо традиционней как ругательство в устах тюрок, а не славян.

В картине битва Пересвета с Челубеем не вижу ничего антитюрского, последний показан вполне прилично, а не ввиде мерзкого Соловея Разбойника как в фильме.

Для русской литературы и философии характерна схема борьбы тёмных (чёрных) сил и светлых (белых) сил. Мне кажется у тюрок нет такой цветовой индикации.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для русской литературы и философии характерна схема борьбы тёмных (чёрных) сил и светлых (белых) сил. Мне кажется у тюрок нет такой цветовой индикации.

боязнь всего другого, непонятного (=чужого, ксенофобия?)

далеко ходить не надо ...

с фашисткой силой темною

с проклятою ордой

под эту песню тюрки шли за Родину за Сталина <_<

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан
2. Керим-хан, нет хазар только один их сыновей Тогармы

Да сыновьями Тогармы хазары называли себя и ряд других тюркских народов (из которых кое-кто был им подвластен). А правитель хазар носил громкий титул "царь Тогармский"!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Русский конечно, причём идейный враг всего татарско-тюркского. И фамилия у него обычная, русская ;), такая же как и Тургенев, Аксаков, Достоевский, Чаадаев и пр.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А я считал, что прототипом Тугарина Змеевича послужил половецкий хан Тугоркан - Тугры хан, здорово он Степь защищал, великий был человек.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да сыновьями Тогармы хазары называли себя и ряд других тюркских народов (из которых кое-кто был им подвластен). А правитель хазар носил громкий титул "царь Тогармский"!

Ну вообщем-то справедливо как наследник Западно-Тюркского каганата.

Хазарский племенной союз как самостоятельная политическая единица образовался в 620-х гг. в составе Западно-Тюркского каганата в степях Восточного Предкавказья, а в результате распада последнего в 650-х гг. Хазарский каганат стал его полноправным политическим наследником. Социально-политическая терминология хазар, династия каганов Ашина и сам титул хазарских правителей «каган» ведут свои истоки из Тюркского каганата. Хазары считали своим родоначальником Тогарму, упоминаемого в Библии прародителя тюркских народов (Быт. 10:3; Иех. 27:14, 38:6; I Хр. 1:6). Вместе с тем в раннее хазарское политическое объединение, наряду с собственно хазарами-тюрками, входил также ряд гуннских, угорских и иранских племен. Важную роль в процессе хазарского этногенеза сыграли савиры — племена выходцев из Западной Сибири. До сих пор нерешенной остается проблема принадлежности хазарского языка. Большинство ученых определяют его как родственный древнебулгарскому — предку современного чувашского языка.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А чего мы в принципе возмущаемся. Россия, как государство и русские как нация родились в жесткой борьбе и конкуренции именно с тюрками, а не с англичанами или папуасами. Соотвественно все зло у них олицетворяется в тюркском.

Проблема только в том, что современное русское общество вовсе не хочет менять свои ориентиры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В реальности эти былины продукт XIX века.

И даже середины XX века.

Создавались эти сказки, былины, а впоследствие мультфильмы в точном соответствии с теорией Н.И.Ильминского, учившего, что надо демонстрировать, превосходство русского челоыека в культуре, а после этого пускать учителя, и лишь затем священника.

Н.И.Ильминский известен как ярый ненавистник всего татарского. Впрочем, это и понятно. Давно известно, как корчит служителей сатаны при одном упоминании имени татарского.

Ну и в добавление. По системе Ильминского велось преподавание в духовных семинариях, в однрй из которых учился И.В.Сталин.

И ещё. Н.И.Ильминский был крёстным отцом Володи Ульянова.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Подполковник особого отдела Сизых в письме №5809 от 2 августа 1912 года:

«По сведениям секретных осведомителей стало известно, что татарские учителя, приезжающие из России, среди узбеков и казахов свободно обучают детей новому методу. Особенно большим успехом пользуются эти учителя среди казахов Казалинского и Кызыл Ордынского уездов Сырдарьинской области. В этих уездах нет ни одного аула, в которых не были бы татарские учителя»

Только в медресе «Галия» (Уфа) в 1906-1916 гг обучались 224 шакирда из Центральной Азии и Кавказа. Кроме того обучение велось в таких крупных центрах как медресе «Мухаммадия» (Казань), «Хусаиния» (Оренбург), «Вазифия» (Троицк) и других. Из среды выходцев из татарских медресе вышли многие писатели, учёные, деятели культуры братских народов.

Подробнее: Абдуллин Я. Г. «Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Русский конечно, причём идейный враг всего татарско-тюркского. И фамилия у него обычная, русская ;), такая же как и Тургенев, Аксаков, Достоевский, Чаадаев и пр.

Статью не читал, так бы догадался. Но фамилия действительно у нас в научных кругах довольно известная. Есть еще похожая, тоже известная, но с плохой стороны. B)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Русский конечно, причём идейный враг всего татарско-тюркского. И фамилия у него обычная, русская ;), такая же как и Тургенев, Аксаков, Достоевский, Чаадаев и пр.

Статью не читал, так бы догадался. Но фамилия действительно у нас в научных кругах довольно известная, насколько я знаю в Караганде профессор был с такой фамилией, и однофамильцы. Есть еще похожая, Масанов, тоже известная, но с плохой стороны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Соотвественно все зло у них олицетворяется в тюркском.

Мне кажется, Вы преувеличиваете значение сказок в создании образа тюрок. По крайней мере результатов эта "антитюркская пропаганда" не дает. Из всех тюркских народов в обыденном русском сознании существует некая антипатия лишь к азербайджанцам. А к "степному" антрополого-культурному типу (какой, собственно, и отражен в сказках и былинах) отношение вполне нейтральное.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

А мне вот очень даже масс-культура помогала в "поисках национальной идентичности". :) Другой то не было :) Читал-читал Яна в детстве, чувствую, что описание внешности монголов и чингисидов напоминает мое. Манеры, кряхтенье. Ян же поблизости от нас начинал, в Минусинской газете, насмотрелся на хакасов. Стал я персоницифировать и рефлексировать. Увлекся, втянулся. :)

Хотя некоторые "перегибы", конечно, были неуместны в многонациональной стране. Помню в 4 классе, что ли, учили знаменитые строчки про русского витязя. Что -то вроде, он выехал "в чисто поле погуляти, и башку с широких плеч у татарина отсечь". :) В общем, кто-то там "...уже на пике и казак без головы". :)

Вероятно, политкорректность неплохой выход.

Но русские писатели классические были крайними либералами. Вспомните образы чеченцев у Пушкина, Лермонтова, Толстого.

"Не спи, казак, во тьме ночной

Чеченец ходит за рекой";

"Чеченец посмотрел лукаво

И головою покачал";

"Татарина за побег гоняют".

А вот мультики мне не нравятся, там шаржируется монголоидность. Довольно зло. Хотя про Ставра Годиновича (от Кёден?) интересно - жена выдала себя за ордынца: "Я приехал собират дан, за двенадцат лэт!". Князь в шоке. В седле "посол" сидел с прямой спиной, хорошо боролся и в шахматы играл.

Соловей Разбойник:

"Мужичок, чок, чок,

Дурачок, чок, чок!"

Кстати, случайно, наверное, в "Илье Муромце" тугары говорят вполне по-древнерусски: "Кiив-град", "коназ Владимер". :) Фильм выглядит очень богато. Илья - имя иудео/христианское; Муром - центр рассления финно-угорской муромы, а село Карачарово - понятно :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Кажется у Лермонтова, который "плотно" участвовал в боевых действиях (всяким боевым оружием награжден):

"Злой чечен ползет на берег,

Точит свой кинжал".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется, Вы преувеличиваете значение сказок в создании образа тюрок. По крайней мере результатов эта "антитюркская пропаганда" не дает. Из всех тюркских народов в обыденном русском сознании существует некая антипатия лишь к азербайджанцам. А к "степному" антрополого-культурному типу (какой, собственно, и отражен в сказках и былинах) отношение вполне нейтральное.

Пожалуй, соглашусь с таким суждением. На сегодняшний момент это практически так и есть. Может быть, кроме азербайджанцев, попали бы ещё и турки, если бы их было больше, и они имели бы подобное значение в жизни страны и некоторых отдельно взятых городов. К тем же тюркам, которые, грубо говоря, имеют какие-то монголоидные черты (ну, тут пока идёт речь о просто распознавании по внешнему виду на улице, т.е. когда собственно национальность конкретно не определяется), отношение действительно совершенно нормальное.

Но, конечно, только пока не происходит, скажем так, личного конфликта на бытовом уровне. Т.е. если какой-то начальник (или иным образом наделённый силой) некоторой нерусской национальности начнёт делать что-то, что русский будет считать несправедливым, то с большой вероятностью в ругани на эту тему будет упоминаться и нерусская национальность с отрицательным оттенком, и это с большой вероятностью будет принято за одну из причин такого поведения...

Впрочем, я думаю, то же самое относится не только к русским, а к практически любой национальности. Вот тоже такой пример: на одном форуме один татарин рассказывал, как он в бригаде, состоявшей тоже из татар, чистил от снега стрелки на станции, и их нехорошим образом гоняла по всей станции дежурная. И утверждал, что она так делала именно по мотивам национальной дискриминации, а не половой, например, или просто из общей вредности (что мне кажется даже более вероятным вариантом, по крайней мере, по тем цитатам из переговоров, что приводились - во всяком случае, не менее живо представляю себе русскую же дежурную, гоняющую из вредности бригаду русских же чистильщиков стрелок...).

И ещё такой факт есть, что менты в нашей стране почему-то очень нервно реагируют на любые упоминания любых национальностей, на любую национальную символику. Как, впрочем, и вообще очень многие представители власти. Уж не знаю, почему. Опять же, живой пример - когда проектировали поезд для т.н. "лёгкого метро", завод-изготовитель дал серии нормальное такое название "Скиф". Ну, под таким названием и проходили испытания, близился пуск лёгкого метро... Пока начальник метро или какой-то ещё начальник не спросил вдруг, а как, собственно, поезд называется. От слова "Скиф", говорят, лицо его сразу жутко скривилось, и было приказано переименовать. В результате, теперь тот поезд официальными лицами называется "Русич", а неофициальными - в память той истории - "Скифич" :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Врядли начальник знал, что скифы были фарсиязычны. :D

Но интуиция его не подвела.

А какая, в сущности, разница? Я не думаю, что "тюркоязычному" названию он бы преференции тоже не оказал :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...