Admin Rust Posted August 12, 2021 Admin Share Posted August 12, 2021 О присутствии русский на Святой Горе известно с Ⅺ века, благодаря небольшому количеству сохранившихся до нашего времени документов. Одним из первых упоминается Антоний — основатель Киево-Печерской Лавры. Нам доподлинно известно из жития Антония, написанного его учеником Нестором, что Антоний бывал на Афоне, посетил многие монастыри и впоследствии обосновался в одном из них. С этого момента начинаются домыслы,предположения и споры. Виной тому служит отсутствие какого-либо конкретного свидетельства местообитания Антония. Цитата Нестор пишет так: «…в одном из монастырей».Некоторые ученые считают, что Антоний проживал в монастыре Эсфигмен, другие склоняются к монастырю Рос. К сожалению, со стопроцентной вероятностью мы знаем только лишь, что Антоний проживал на Афоне какое-то время, а затем отправился в Киев. Говоря о присутствии русских на Святой Горе, вспоминается еще один документ от 1016 года из Лавры, в котором упомянут некий «игумен Герасим из монастыря Рос». Это наталкивает на мысль, что именно это и был первый русский монастырь, основанный неким русским. Однако эта версия кажется маловероятной, так как известно, что с момента крещения Руси прошло слишком мало времени. К тому же есть упоминания о том, что в обители говорили на греческом языке.Возможно, мы могли бы узнать больше, если бы знали, где находился этот монастырь, но пока его местоположение не установлено. Да и в документах, связанных с монастырем Успения Пресвятой Богородицы (Ксилургу),нет никаких упоминаний и параллелей. Монастырь Ксилургу в свою очередь известен нам с 1030 года. Но вплоть до ⅩⅠⅠ века упоминаний о какой-либо связи обители с русскими нет. Изменения происходят в монастыре в 1142 году: он по неизвестным нам причинам переходит во владение игумена Христофора. Теперь в письменных источниках, несмотря на отсутствие информации о национальности Христофора, встречается прилагательное «русский». Среди большого количества книг, встречаются два Евангелия на русском языке. Это дает нам основания полагать, что на тот в монастыре присутствовали монахи, владеющие русским языком.Но и об этом точных сведений нет. Поэтому противники этой теории считают преждевременным отнесение обители к «русским». Цитата Первый документ, подтверждающий закрепление русского монашества на Афоне, относится к 1169 году. Он описывает присоединение монастыря Пантелеймона, о котором нам известно с 998 года, к монастырю Ксилургу. Время шло, и постепенно эту обитель стали называть «монастырем руссов», «русским монастырем» или просто «Руссик». Новый виток в жизни Руссика начинается уже в ⅩⅤ веке. Сюда прибывает большое количество монахов из России, постепенно укрепляя за монастырем статус русского. Цитата Во времена после освобождения от турецкого владычества Афон находился в бедственном положении. Руссик был разграблен и пустовал впредь до 1833 года, когда его возглавил игумен Герасим, сразу пригласивший сюда русских аскетов и одобривший проведение литургий на славянском языке. В конце ⅩⅨ века большое количество паломников посетило Афон. Среди них были: князь Константин и Макарий Сушкин. Начинается активное строительство храмов. В монастыре проживает 80 монахов — небывалое ранее количество. После смерти Герасима настоятелем становится Макарий Сушкин. Выкупается скит Андрея Первозванного, строится часовня Святого Антония, русские монахи занимают большую часть калив монастыря Пантократор и монастыря Ставроникита. Из переписи населения Афона в 1910 годы известно, что количество монахов-выходцев из России составляет 4800 человек. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...