Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

Караборкли и каракалпаки - это разные народы. Борк и калпак в тюркском разные головные уборы. Не думаю, что тюрки могли напутать их.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Уважаемый Камал, Ваш рассказ так гладко стелится, что я уж и поверил. Только вот подскажите мне, ежели каракалпаки правили сибирскими землями, то где же кочевала огромная казахская орда?

 

Я понимаю братьев каракалпаков, что Вам нужна своя история и все же нужно быть более объективным...

 

А была ли она огромной? То что мы хотим верить, и то что было в действительности - разные вещи. Сперва разберитесь своей историей, а потом выложим все в общую кучу и проанализируем.

 

У нас есть история и мы очень объективны.

 

А зачем разбираться с историей казахов, она и так есть без прикрас.

 

У Вас есть доказательства, что она была маленькой?

 

Ну все таки, если брать во внимание другие источники, например калмыцкие, до разгрома джунгар китайцами, территории казахских кочевий не так уж и велики. Потому и говорю, разберитесь. Ссылку дать или Сами найдете?

В то же время очень много материалов о стычках калмыков с каракалпаками. В конце концов калмыки с каракалпаками обоюдно договариваются о соглашении на перемирие и обмениваются заложниками. С каракалпакской стороны калмыкам отдают Хасан Султана с двумя детьми - Ишимом и Байбулатом. Ишима вскоре каракалпаки заберут обратно в место умершего хана, а Байбулат оставался у калмыков, а после смерти Хасан Султана обретает на Кубани. Во времена башкирских восстаний 1735-40 годов, под вымышленным именем Султан-Гирей переходит к башкирам и возглавляет восстание, получив прозвище Карасакал... 

Суть не в этом, а в том, что это указывает на то, что каракалпаки до 1710-15 годов занимали территорию нынешнего западного Казахстана, от Эмбы-Урала до Арал-Каспий, к тому же такая карта имеется. Уход из этих территории объясняется тем, что в 1709 году, каракалпаки с целью мести за казнь Мурат Султана русскими, предпринимают крупный поход на русские территории, который оканчивается большими потерями для каракалпаков (есть в очерках "Старый Челябинск" и в других). Каракалпаки полностью смещаются на Сырдарью, подальше от русских. Дальше начинаются джунгарские события.  

Может быть, перерывы в отношениях казахов с русскими связаны с этими событиями?

Нужна цепочка событий, а не перерывы, тогда и может быть дойдем до истины.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это и не секрет, единственное государство (если не считать Россию) кто потеснил казахов с их земель и долго успешно царствовал - это великие ойраты.

В русских источниках про каракалпаков инфы нет, только о том, что они проживают в районе города Сыгнак (письмо Абдулла хана).

На западе Казахстана была только одна Ногайская Орда, про каракалпаков ни духу и не слуха...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это и не секрет, единственное государство (если не считать Россию) кто потеснил казахов с их земель и долго успешно царствовал - это великие ойраты.

 

В русских источниках про каракалпаков инфы нет, только о том, что они проживают в районе города Сыгнак (письмо Абдулла хана).

На западе Казахстана была только одна Ногайская Орда, про каракалпаков не духу и не слыху...

 

Значит, плохо ищете, и нет желания. В принципе, нет цепочки в истории казахов, отсюда и незнания о том, что вокруг творилось?!

Лучший вариант - не знать. 

 

Была Ногайская Орда, когда каракалпаки на время перестали упоминаться в качестве самоназвания, это верно. Но Ногайская орда распалась и снова появились каракалпаки. Кстати, Вам известно, что в булгарских летописях 14 века, каракалпаки упоминаются старыми ногайцами? А потом уж упроченно - ногайцами. Отсюда следует, что каракалпаки в период монгольских завоеваний находились в рядах войск темника Ногая. А народы Ногайского Улуса после смерти самого Ногая переселены как раз-таки на Волгу. Шежере Кара-Бека (Габдулла хана) об этом и говорит, а также Марсель Ахметзянов "Судьба Ногайской Орды". 

Некоторые цитаты из булгарских летописей:

 

..А кыпчаков Ногая, сменивших “булгарских татар”, стали называть каракалпаками. А они - самые первые храбрецы из кыргызов, но в бою очень увлекаются и поэтому часто страдают из-за недостатка осмотрительности. С нашими они жили дружно, но лет через десять-двенадцать положение Ногая пошатнулось и для каракалпаков наступили тяжкие времена...

...Раздосадованные ногайцы решили разгромить Великий Болгар. Но в это время в город ворвался сын Тагыла Булат, нанятый со своими кыргызами, оймеками и каракалпаками на службу Азану и тут же направленный против татар. Новые ногайцы, побаивавшиеся кыргызов и старых ногайцев, бежали в свою Кипчакскую степь, а бек Булат был назначен улугбеком Великоболгарской провинции. В знак своей победы над Мурза-Тимуром Булат стал называть себя Булат-Тимуром. Габдулла был вырван беком из рук татар и, по его желанию, был с почестями отпущен в Кыпчак. После этого Азан открыто провозгласил Булгар свободным от влияния Кыпчака (1361), отколовшегося от Кук-Орды, и союзником кук-ордынских кыргызских ханов. Кыпчакская дань была отменена, а четверть ее стала направляться на оплату службы Булат-Тимура и подарки кыргызским ханам...

...В 1374 году джунский бек, поощряемый Мамаем, вновь отказался платить дань Булгару, и Азан послал на изменников бека Марджана. Марджан был потомком Якуба-Елаура. Его прадед Аю казаковал у реки Аю-су, почему и был прозван Аю. В 1311 году он получил смертельные раны возле своей крепости Аксубай, отбивая попытку кытайского племени монгытов захватить Черемшан. Тогда кытаи, пришедшие от границ Чина (China), сбили с Джаика старых ногайцев - каракалпаков, и многие из них переселились в Черемшан и Башкорт, приняли ислам и стали булгарами. Поэтому кыргызы, запомнив это, называют булгар ногайцами. Другая часть каракалпаков бежала в кыргызские земли, где постепенно обосновалась на Туранском море. Кыпчакские кытаи, захватив часть Джаика, сели на шею оставшимся и прозвали себя ногайцами, ибо боялись, что их лишат этой земли. Будучи темными и ненасытными, монгыты вознамерились нанести ущерб Исламской Державе и захватить ее владения, но были наголову разбиты Аю-беком. К сожалению, доблестный бек, спаситель каракалпаков, скончался в Аксубае от полученных ран. Его сын Хусаин также погиб при хане Узбеке, уничтожая кытайских биев, отказавшихся принять ислам. ...

 

М.Ахметзянов "Судьба Ногайской орды".

 

Факты прибытия населения из Причерноморья и Крыма отразились особенно в легендах шеджере Габдуллы-хана (Кара-бека).

Согласно сведениям этого источника, Орда во главе с Кара-беком вышла из Турок (Крыма), перекочевала на р. Сакмар, далее на Белую, Каму, овладела Булгаром. Во времена Тимерлана Габдулла-хан был убит, его сыновья перебрались из Булгара в район Казанки, основали г. Казань, и затем их подданные овладели землями по реке Вятка (Нукрат).

Орда Габдуллы-хана состояла из татарских племен мингцев, мангытов, гиреев, киреетов, буркутов, табынцов, барынов, туркменцев, каракалпаков, выходцев из Мангупа и др.

У этих племен, прибывших в Приуралье и Поволжье, память о принадлежности их в прошлом Ногайскому улусу в Причерноморье была, по-видимому, довольно сильной, иначе нет других аргументов для обоснования быстрого и внезапного появления политонима "ногайцы" в Поволжье и Приуралье на страницах истории.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ого Вы и до ногайцев добрались! Теперь и их историю крадете?

Ногайцы к Вашему сведению существуют и поныне!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ого Вы и до ногайцев добрались! Теперь и их историю крадете?

Ногайцы к Вашему сведению существуют и поныне!

 

Вся Ваша беда в том, что не знаете историю каракалпаков. Чтоб все было понятно, надо начинать с самого развития этногенеза каракалпаков.

То, что Абдулла хан указал каракалпаков в своих документах, датируемых 1598 годом, не означает, что они материализовались сами по себе ни откуда. Этому вели куча обстоятельств.

Вы обвиняете в плагиате. Есть замечательные слова ногайского писателя Исы Капаева. Каракалпаки до сих пор помнят и чтят свой Ногайский период и из народного фольклора тех эпох ни слова не изменили. Как Вы думаете, почему? 

 

http://www.proshkolu.ru/org/128-226/file/1146406/download

 

Цитата

Ногаи-единственный народ, создавший эпос, в котором отражены события, произошедшие в Золотой Орде. Другие народы, жившие в этом государственном образовании, не могли создать эпических произведений, т.к. не имели отношения к историческим личностям. 

Надо оговориться, что под ногаями я еще подразумеваю казахов, каракалпаков и кочевых узбеков, поскольку в золотоордынский период это был один народ. Ногайский эпос у них в дальнейшем получил свое самобытное развитие. До 19 века названные народы даже не знали, как определиться в самоназвании. Это было отражено в первоначальном их эпическом творчестве. И только в 20 веке, особенно среди казахов и узбеков, прошла мощная волна редактирования эпоса. Избавлялись от имени ногаев или приуменьшали их значение, подводили повествование под составляющие их народ рода. Как говорится, их дело, их фольклор, что хотят то и делают. Однако достаточно открыть дореволюционные издания фольклорных текстов казахов и кочевых узбеков, чтобы обнаружить искажения. Я не называю каракалпаков, т.к. они в эпических песнях сохранили имя ногаев. Больше того, в песнях каракалпаков выражено столько любви и скорби по утраченному могуществу ногаев, что перед ними меркнут даже собственно ногайские песни.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Опять грешите и все додумываете за казахов! Я вырос среди казахов и был воспитан бабушкой казашкой! И много слышал от нее про ногайцев! Она рассказывала, что ногайцы кровные братья казахов разделенные временем!

Интересно о каких эпосах идет речь? Вы можете конкретизировать?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Караборкли и каракалпаки - это разные народы. Борк и калпак в тюркском разные головные уборы. Не думаю, что тюрки могли напутать их.

 

И где сейчас Караборикли?

В принципе есть научный подход:

 

Племена печенегов и огузов VIII—XI вв. были той этнической средой, в которой началось формирование собственно каракалпакской народно­сти. Однако огузы, оказав значительное влияние на этногенез каракалпа­ков, в основном вошли в состав туркменского народа.

К государству огузов примыкали владения Печенежского племенного союза; восточные группы составлявших его племен были тесно связаны с огузами, входя даже частично в их государство; до конца IX в. тер­ритория печенегов простиралась от Урала, доходила до Волги и граничила с владениями мадьяров. В начале X в. огузы («узы» или «торки» русских летописей), объединившиеся с хазарами, вытеснили западную часть пече­нежских племен, хлынувших в южнорусские степи. Постепенно печенеги заняли обширные пространства юга Киевской Руси от Хазарского кага­ната до Византии. Оставшиеся на территории Приаралья восточные пече­неги, называемые в исторических источниках «тюркскими» (в отличие от западных — «хазарских»), прочно объединились с огузами и в дальней­ших исторических событиях] неизменно выступали на политической аре­не совместно с «торками» на их стороне, даже в тех случаях, когда послед­ние вступали в борьбу с родственным им западным ответвлением Печенеж­ского союза племен.

Именно эта группа восточных печенегов, связавшая свои судьбы с огу­зами, по мнению современных исследователей (П. П. Иванова, С. П. Тол- стова и др.)> стала основой формирования каракалпакской народности. Предания каракалпаков свидетельствуют о совместной с огузами жизни в областях Приаралья и об участии некоторых групп каракалпаков в гран­диозном сельджукском движении XI в. из бассейна Сыр-Дарьи через Хорезм и Нуратинские горы на юго-запад, в нынешнюю Туркмению, Хорасан и Малую Азию. В материальной культуре и искусстве потомков огузов — туркмен сохранилось много общих черт с каракалпакской культурой.

В XI в. государство огузов подверглось завоеванию многочисленного тюркоязычного народа, выделившегося из среды кимакских племен,— кыпчаков, пришедших из Сибири, с бассейна Иртыша; под натиском кыпчаков (половцев, команов) часть огузов и объединившихся с ними восточ­ных печенегов продвинулась в пределы Киевской Руси и поселилась в бас­сейне р. Рось (приток Днепра). В XII в. впервые появляется в русских летописях в применении к этим поселенцам этноним «каракалпаки» в фор­ме «черные клобуки» — так переводил летописец тюркские слова «кара­калпак», буквально — «черная шапка». «Черные клобуки» вступили в до­говорные отношения с русскими князьями, получив от них пограничные земли для поселения под условием защиты границ Руси от половцев. «Чер­ные клобуки» постоянно упоминаются в летописях; они активно участво­вали в политической жизни Киевской Руси, и, входя в состав ее населения, по выражению летописца, становились «своими» на этой новой для них родине. В том же XII в. этнический термин «каракалпак» появляется и в Приаралье, где он применялся, очевидно, по отношению к оставшимся там восточнопеченежским племенам. В состав Кыпчакского союза, вклю­чавшего в свою территорию бывшие огузские владения, входило племя кара-боркли; этот этноним идентичен названию «каракалпак».

Современные исследователи предполагают, что этноним «каракалпак» («черные клобуки», «кара-боркли») — кыпчакский термин, применявший­ся пришельцами из Прииртышья к огузско-печенежским племенам завое­ванного ими Приаралья и бассейна нижней Сыр-Дарьи и вызванный ти­пом и цветом их головных уборов; от половцев заимствовало этот этноним, по всей вероятности, и население Киевской Руси.

В составе Кыпчакского союза определился не только этноним каракал­паков, но и их язык; они восприняли язык завоевателей — кыпчаков.

Свидетельством связи каракалпакского этногенеза с родоплеменными союзами степей Приаралья XII—XIII вв. является тот факт, что одним, из многочисленных каракалпакских племен в XIX — начале XX в. было племя кыпчак, с родом печенежского происхождения— канглы. Эти же этнонимы сохранились в родоплеменной структуре узбеков, казахов и других тюркоязычных народов, формирование которых было связано с одной эпохой, территорией и этнической средой.

В XIII в. консолидирующиеся племена каракалпаков были завоеваны монголами, разделив судьбы народов Средней Азии и Восточной Европы, в том числе своих собратьев «черных клобуков», жителей Руси.

Пребывание каракалпаков в составе Монгольской империи отразилось на их родоплеменном составе, включающем множество племен и родов с названиями монгольского происхождения (кунграт, кият, мангыт и др.). Однако не всегда монгольское наименование свидетельствует о монгольском же происхождении. Известно, что население монгольских улусов, в осо­бенности улуса Джучи, в который входили области Приаралья, было в ос­новном тюркоязычным по своему составу; монголы представляли здесь лишь незначительную прослойку знати и войска. Остатками зависимых от монгольских нойонов тюркских племен с монгольскими названия­ми и были, вероятно, многие из каракалпакских и других тюркоязыч­ных племен Средней Азии, сохранивших до XIX — начала XX в. монголь­ские этнонимы.

Скудость источников не дает возможности проследить исторические! судьбы каракалпаков в послемонгольский период, когда разгромленная Тимуром (конец XIV в.) Золотая Орда распалась на несколько самостоя­тельных владений, в числе которых наиболее значительными были Ногай­ское и Узбекское ханства. Однако лингвистические данные и уже освещенные источниками события более позднего периода (XVII в.) неос­поримо доказывают факт вхождения каракалпакских племен в состав Ногайского ханства.

Из всех тюркских языков каракалпакский язык наиболее близок ногай­скому. Все предания каракалпаков упоминают в качестве районов их обитания в прошлом наряду с низовьями Сыр-Дарьи области, входившие в пределы Ногайского ханства,— «Едиль» (Волгу), «Жаик» (Яик — р. Урал), а иногда и Крым. В каракалпакском фольклоре чрез­вычайно силен так называемый «ногайский пласт», связанный с именами известных ногайских ханов и мурз (Эдигей, Орус, Ормамбет и др.). Нако­нец, в русских документах XVIII в. имеются указания на совместные воен­ные действия каракалпаков и ногайцев Алтыульского улуса (располагав­шегося на Яике). Совокупность этих данных позволяет установить, что каракалпаки в XV—XVI вв. входили в состав ногайцев. В рамках их полити­ческого объединения завершился процесс этногенеза каракалпаков, окон­чательно сформировался язык и основные черты каракалпакской культуры, характерной своей связью как с древними центрами среднеазиатской циви­лизации (Хорезм), так и со степями Дешти-Кыпчак и нижнесырдарьинскими районами (Казахстан) и, наконец, с культурой народов Восточной Европы — Приуралья, Поволжья и Северного Кавказа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Опять грешите и все додумываете за казахов! Я вырос среди казахов и был воспитан бабушкой казашкой! И много слышал от нее про ногайцев! Она рассказывала, что ногайцы кровные братья казахов разделенные временем!

Интересно о каких эпосах идет речь? Вы можете конкретизировать?

 

Об этом никто не спорит, все мы воспитаны на рассказах бабушек и дедушек. Если я начну с их рассказов, то для историков работы не останется.

 

Какие эпосы говорите? Так, Иса Капаев же говорит обо всех эпосах ногайского периода.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ждем конкретику... Хватит общими словами бросаться!

 

Вы еще не послушали о мнениях европейцев. Кстати, то что они говорят о 2700 лет, как раз подходит периоду появления Муйтенов в Хорезме. Муйтены одно из шести каракалпакских племен и самые древние.

 

Каракалпакский народ является кульминацией 2700 лет этнического смешения коренных иранцев на Средиземное европеоидной расы (мешков) с вторжением алтайских-язычных народов монголоидной добычу, среди них гунны и огузских тюрков. Последняя, ​​в том числе печенегами, которые сами смешались с башкирами и угры (родословной Magyar), достигла западной части Центральной Азии в AD 500. В одиннадцатом веке фракции каракалпаков присоединился к сельджуков в вторжений последних юг и запад, но большинство остались в бассейне Аральского моря. Именно эти каракалпаки, которым двенадцатом веке русские летописи упоминается как "Chernyye klobuki" (Black шапки). Западные Печенег-каракалпаков вступил в союз с киевскими князьями против мародерства Кипчак (Половецкая / половецких) племен. В благодарность киевских князей вознаграждены Chernyye klobuki за свою храбрость в бою с уделов вдоль реки Днепр. Черные шляпы колебалась от Днепра до Аральского моря. Они не используют "каракалпакский" в качестве самоназвания только после 1500 года. Кипчаки, несмотря на их враждебные отношения с каракалпаков и, действительно, с большинством из зауральских обитателей степи, тюркизированных этих народов в период с 1000 и 1300. В 1200-х Каракалпакия стала частью Золотой Орды, и, как последняя ослаблена в течение следующих двух столетий, каракалпаки стали более тесно связаны с Ногайской Ордой. В 1500-х годах, живя в дельте регионов Сырдарья (река Яксарта), каракалпаки стали упоминал по имени и стал фактически независимым, хотя и не едины: у каждого племени был обусловлен своих лидеров ( bijs и батыров ) . Независимость была недолгой: в течение ближайших 200 лет, племена стали субъектами бухарцев, казахов и Dzungarians, последний из которых вызвал у каракалпаков мигрировать в двух направлениях. Одна группа поднялась на Сырдарье в Ферганском бассейне ("верхняя каракалпаки"), а второй подошел ближе к Аральскому морю («нижний каракалпаки"). После 1750 г. нижние каракалпаки вновь перенесены, на этот раз в дельте Амударьи, которая в 1811 году вошла в состав Хивинского ханства. В течение следующих семидесяти лет, каракалпаки восстали против правления Хивинского несколько раз. В 1873 году правобережная каракалпаков была присоединена к России, а те, на левом берегу остался субъектов Хивы. После Октябрьской революции (1917), борьба за каракалпакской автономии был извилист как по дизайну, и юрисдикцию, однако 5 декабря 1936 года, Каракалпакии была признана АССР в Узбекистане.

Каракалпаки являются меньшинством в собственной республике. Узбеки преобладают на юге, казахов на восток и запад. В республике является самой мусульманской и большинство тюркских всех бывших советских административных единиц. Население России составляет менее 3 процентов от общего числа, и их влияние будет почти не ощущается, за исключением решений, вытекающих из Москвы. В связи с этим, экономические решения, касающиеся расширения орошения для выращивания непродовольственных товаров, хлопок, привели к значительному ухудшению состояния окружающей среды и стимулировать образование эколога движения. Каракалпаки почти никогда не вступать в брак с русскими, которые, по словам одного мифические традиции, имеют общее генеалогическое происхождение с каракалпаков.

 

Конкретика будет, когда один из наших ученых-историков наконец-то напишет историю. Пока все заняты археологией, которой на земле Древнего Хорезма (нынешний Каракалпакстан) хватит на столетия исследований. Если соседи помогут, может быть ускорят. А пока вот так приходится "понтами упираться" взаимно, от чего я не в восторге.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Господа Арсен и Едиге, с начала разберёмся с куныратамы! Родоплеменное союз – Куныратов в 13 – 14 вв. образовался в Хорезмском ханстве, основная масса куныратов составляло местные тюркские население и по этому у них первоначальное язык огузо-кыпчакская!

 

cbbc94ef87dc.jpg

 

Государство каракалпаков в Урале и в Сибире было, это факт подтверждено в источниках Русских и Китайских архивах! Если вы хотите доказать что у каракалпаков не было государство в Сибири, тогда напишите диссертацию на эту тему или опровержение хотя бы на эту документ:

 

39aa1cb6ce4c.jpg

Карта из путевых записей «И юй лу» маньчжура Туличэ, работавшего послом у волжских калмыков с 1712 по 1715 годы (поверх географических названий на карте мы проставили номера). На этой карте обозначена древняя стоянка каракалпаков.

1. «Жайық өзені»;

2. «Қазақ – бұл яғни Дауань мемлекеті»;

3. «Теңіз көлі» (Кәспи көлінің көне атауының бірі – Б.Е.);

4. «Волга өзені, бұл өзеннің Еділ деген тағы бір аты бар»;

5. Қарақалпақ мемлекеті;

6. «Ертіс өзені»;

7. «Тобыл өзені»

 

В карте номером 5 обозначено территория государство каракалпаков.

 

http://www.kazpravda.kz/k/1279529538/2013-03-08

 

Список каракалпакских ханов:

 

Кучук (?-1679) Сын Аблай-Гирея, сына Ишима, сына Кучума (См. Сибирь). Правил в 1667-1679. Основатель династии Каракалпакских ханов.

Ишим (?-20-ые годы 18 века) Племянник Кучука. Правил в 1679-20-ые годы 18 века.

Табурчак (?-до 1709) Генеалогия неизвестна. Правил на рубеже 17-18 веков до 1709 года. На рубеже 17-18 веков каракалпаки вошли в состав Казахского ханства. Тауке назначил управлять каракалпаками Табурчак-султана.

Каип (?-?) Сын Табурчака. Правил в 1709-после 1733.

Султан-Мурат (?-?) Сын Кучука. Правил в 1709-?. В двадцатых годах 18 века в результате джунгарского нашествия каракалпаки разделились на 2 части: верхние каракалпаки попали в зависимость от джунгар, а нижние до 1743, и отчасти до 1762 года попали в зависимость от Младшего жуза Казахстана. Казахские ханы, правившие среди каракалпаков: Абулхаир и Самеке (См. Казахское ханство).

Бай-Бори (?-?) Сын Батыр-хана (См. Хорезм, Казахское ханство). Правил в ?-1762. Был ханом среди нижних каракалпаков.

Мухаммед Зарлык-торе (?-1856) Генеалогия неизвестна. Из казахских торе. Правил в 1855-1856.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Список каракалпакских ханов:

 

Кучук (?-1679) Сын Аблай-Гирея, сына Ишима, сына Кучума (См. Сибирь). Правил в 1667-1679. Основатель династии Каракалпакских ханов.

Ишим (?-20-ые годы 18 века) Племянник Кучука. Правил в 1679-20-ые годы 18 века.

Табурчак (?-до 1709) Генеалогия неизвестна. Правил на рубеже 17-18 веков до 1709 года. На рубеже 17-18 веков каракалпаки вошли в состав Казахского ханства. Тауке назначил управлять каракалпаками Табурчак-султана.

Каип (?-?) Сын Табурчака. Правил в 1709-после 1733.

Султан-Мурат (?-?) Сын Кучука. Правил в 1709-?. В двадцатых годах 18 века в результате джунгарского нашествия каракалпаки разделились на 2 части: верхние каракалпаки попали в зависимость от джунгар, а нижние до 1743, и отчасти до 1762 года попали в зависимость от Младшего жуза Казахстана. Казахские ханы, правившие среди каракалпаков: Абулхаир и Самеке (См. Казахское ханство).

Бай-Бори (?-?) Сын Батыр-хана (См. Хорезм, Казахское ханство). Правил в ?-1762. Был ханом среди нижних каракалпаков.

Мухаммед Зарлык-торе (?-1856) Генеалогия неизвестна. Из казахских торе. Правил в 1855-1856.

 

Полат, эта редактура "Родословие Чингизидов". Тут много несовпадений.

Во-первых, Каракалпакское ханство начинается от Ишим Суака, а не его племянника Кучука. До Ишима ханства как такового еще не было, так как, шла борьба каракалпаков, башкир и некоторых присоединившихся к ним казахских племен за Сибирские земли. С завоеванием Сибири русскими, башкиры приняли русское подданство, казахи видимо ушли к своим. В этой ситуации, под рукой у Кучумовичей остались только каракалпаки, которыми они управляли.

Во-вторых, в редактуре совсем не понятно о чем речь идет, то ли это каракалпакское, то ли казахское - запутали все. Гипотетически если предположить, что это дружное казахско-каракалпакское ханство, то оно стало бы Четвертым Жузом и к началу 20 века уже не было бы каракалпакской нации, так как 4 жуза образовали бы казахскую нацию.

В третьих, Каракалпакское ханство не зависело от казахов Малого жуза (читай письмо каракалпакского хана Каипа от 1743 года. В этой теме, сбщ 989). Левшин писал о каракалпакских племенах-земледельцах, подвластных МЖ и платили дань исключительно хлебом.

В-четвертых, Мурат Султана казнили в 1708 году в Казани за то, что был предводителем башкирского восстания.

В-пятых, Табурчак Султан не правил каракалпаками, а был помощником Тауке хана по каракалпакским вопросам во время заселения каракалпаками берега Сырдарьи. 

В-шестых, на рубеже 17-18 веков каракалпаки не вошли в состав Казахского ханства, а заключили военный союз и были подвластны от решений Бийского Совета, где членами Совета были и каракалпаки.

В-седьмых, между казахскими Чингизидами и Кучумовичами была вечная вражда еще со времен Кучума, когда казахские ханы приняли русскую сторону в его борьбе против русских. Эта вражда, скорее всего привела к тому, что Нижние каракалпаки фактически были истреблены казахами.

И наконец, Эта редактура издана до обнаружения исторического документа о Карасакале от 1742 года, где его помощником башкирцем Ягафером Елдашевым указывается полная родословная Кучума, чьим потомком был Карасакал (Байбулат). Ягафар передал все это со ссылкой на рассказ самого Карасакала и его племянника Шайбак хана.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Господа Арсен и Едиге, с начала разберёмся с куныратамы! Родоплеменное союз – Куныратов в 13 – 14 вв. образовался в Хорезмском ханстве, основная масса куныратов составляло местные тюркские население и по этому у них первоначальное язык огузо-кыпчакская!

 

cbbc94ef87dc.jpg

 

Ш.Валиханов был в восторге от каракалпакских песен и окрестил каракалпаков первыми песенниками степей. Может быть это от того, что песни звучали на кипчако-огузском. Сейчас редко поют такие песни, но в моем детстве эти песни звучали постоянно. Было определено время, в обеденный час как помню, в течение часа передавали по радио. Тут уж дед (ему было под 90 лет) бросал все дела и к радиоприемнику никого не подпускал, к тому же плохо слышал и приходилось включать на всю громкость.

 

Песни из произведении каракалпакских классиков 19 века:

 

http://berdakb.narod.ru/root/lang/kplat/duwtarlat.htm

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может каракалпаки назывались кыргызами, судя по книге М.Ахметзянова "Судьба Золотой орды".

Вот цитата из книги: "А кыпчаков Ногая сменивших булгарских татар, стали называть каракалпаками, а они первые храбрецы из кыргызов :kg2: , но в бою очень отвлекаются и поэтому часто страдают из-за недостатка осмотрительности, с нашими они жили дружно, но лет через 10-12 положение Ногая пошатнулось и для каракалпаков наступили тяжёлые дни"...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может каракалпаки назывались кыргызами, судя по книге М.Ахметзянова "Судьба Золотой орды".

Вот цитата из книги: "А кыпчаков Ногая сменивших булгарских татар, стали называть каракалпаками, а они первые храбрецы из кыргызов :kg2: , но в бою очень отвлекаются и поэтому часто страдают из-за недостатка осмотрительности, с нашими они жили дружно, но лет через 10-12 положение Ногая пошатнулось и для каракалпаков наступили тяжёлые дни"...

 

Не уверен, но кажется булгары называли всех кочевых тюрков кыргызами. Эта Цитата из булгарских летописей. Часть каракалпаков вошла и в состав булгарского населения, когда в 1311 году каракалпаки были разбиты Кытаями. Тогда по булгарским летописям каракалпаки разделились на три части. Вот цитата:

В 1311 году он получил смертельные раны возле своей крепости Аксубай, отбивая попытку кытайского племени монгытов захватить Черемшан. Тогда кытаи, пришедшие от границ Чина (China), сбили с Джаика старых ногайцев - каракалпаков, и многие из них переселились в Черемшан и Башкорт, приняли ислам и стали булгарами. Поэтому кыргызы, запомнив это, называют булгар ногайцами. Другая часть каракалпаков бежала в кыргызские земли, где постепенно обосновалась на Туранском (Аральском) море. Кыпчакские кытаи, захватив часть Джаика, сели на шею оставшимся и прозвали себя ногайцами, ибо боялись, что их лишат этой земли.

Это есть и в преданиях каракалпакского народа. Кытаи нынче составляют одно из шести племен каракалпаков.

Насчет синонима кыргызы - каракалпаки, Гумилев писал о Желтых (в последующем - кыргызы) и Черных (каракалпаки) тюргешей. Может быть корень один, это надо изучать углубленно. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Полат, эта редактура "Родословие Чингизидов". Тут много несовпадений.

Во-первых, Каракалпакское ханство начинается от Ишим Суака, а не его племянника Кучука. До Ишима ханства как такового еще не было, так как, шла борьба каракалпаков, башкир и некоторых присоединившихся к ним казахских племен за Сибирские земли. С завоеванием Сибири русскими, башкиры приняли русское подданство, казахи видимо ушли к своим. В этой ситуации, под рукой у Кучумовичей остались только каракалпаки, которыми они управляли.

Во-вторых, в редактуре совсем не понятно о чем речь идет, то ли это каракалпакское, то ли казахское - запутали все. Гипотетически если предположить, что это дружное казахско-каракалпакское ханство, то оно стало бы Четвертым Жузом и к началу 20 века уже не было бы каракалпакской нации, так как 4 жуза образовали бы казахскую нацию.

В третьих, Каракалпакское ханство не зависело от казахов Малого жуза (читай письмо каракалпакского хана Каипа от 1743 года. В этой теме, сбщ 989). Левшин писал о каракалпакских племенах-земледельцах, подвластных МЖ и платили дань исключительно хлебом.

В-четвертых, Мурат Султана казнили в 1708 году в Казани за то, что был предводителем башкирского восстания.

В-пятых, Табурчак Султан не правил каракалпаками, а был помощником Тауке хана по каракалпакским вопросам во время заселения каракалпаками берега Сырдарьи. 

В-шестых, на рубеже 17-18 веков каракалпаки не вошли в состав Казахского ханства, а заключили военный союз и были подвластны от решений Бийского Совета, где членами Совета были и каракалпаки.

В-седьмых, между казахскими Чингизидами и Кучумовичами была вечная вражда еще со времен Кучума, когда казахские ханы приняли русскую сторону в его борьбе против русских. Эта вражда, скорее всего привела к тому, что Нижние каракалпаки фактически были истреблены казахами.

И наконец, Эта редактура издана до обнаружения исторического документа о Карасакале от 1742 года, где его помощником башкирцем Ягафером Елдашевым указывается полная родословная Кучума, чьим потомком был Карасакал (Байбулат). Ягафар передал все это со ссылкой на рассказ самого Карасакала и его племянника Шайбак хана.

Я с Свами согласен на все сто!

Единственный источник «Каракалпаки в 18-19 веках.» г. Ташкент 1968 г. Автор Камалов С.К., он первый историк из каракалпаков исследовавший Каракалпакского государственности и смело объявил широкому общественность про Каракалпакских ханов. После этого список не обновлено и неизученное каракалпакскими историками. А щасс тем боле в Каракалпакстане историков «нет», одни археологи и нумизматы! :( 

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/2986-каракалпакские-ханы/  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Полат, эта редактура "Родословие Чингизидов". Тут много несовпадений.

Во-первых, Каракалпакское ханство начинается от Ишим Суака, а не его племянника Кучука. До Ишима ханства как такового еще не было, так как, шла борьба каракалпаков, башкир и некоторых присоединившихся к ним казахских племен за Сибирские земли. С завоеванием Сибири русскими, башкиры приняли русское подданство, казахи видимо ушли к своим. В этой ситуации, под рукой у Кучумовичей остались только каракалпаки, которыми они управляли.

Во-вторых, в редактуре совсем не понятно о чем речь идет, то ли это каракалпакское, то ли казахское - запутали все. Гипотетически если предположить, что это дружное казахско-каракалпакское ханство, то оно стало бы Четвертым Жузом и к началу 20 века уже не было бы каракалпакской нации, так как 4 жуза образовали бы казахскую нацию.

В третьих, Каракалпакское ханство не зависело от казахов Малого жуза (читай письмо каракалпакского хана Каипа от 1743 года. В этой теме, сбщ 989). Левшин писал о каракалпакских племенах-земледельцах, подвластных МЖ и платили дань исключительно хлебом.

В-четвертых, Мурат Султана казнили в 1708 году в Казани за то, что был предводителем башкирского восстания.

В-пятых, Табурчак Султан не правил каракалпаками, а был помощником Тауке хана по каракалпакским вопросам во время заселения каракалпаками берега Сырдарьи. 

В-шестых, на рубеже 17-18 веков каракалпаки не вошли в состав Казахского ханства, а заключили военный союз и были подвластны от решений Бийского Совета, где членами Совета были и каракалпаки.

В-седьмых, между казахскими Чингизидами и Кучумовичами была вечная вражда еще со времен Кучума, когда казахские ханы приняли русскую сторону в его борьбе против русских. Эта вражда, скорее всего привела к тому, что Нижние каракалпаки фактически были истреблены казахами.

И наконец, Эта редактура издана до обнаружения исторического документа о Карасакале от 1742 года, где его помощником башкирцем Ягафером Елдашевым указывается полная родословная Кучума, чьим потомком был Карасакал (Байбулат). Ягафар передал все это со ссылкой на рассказ самого Карасакала и его племянника Шайбак хана.

Я с Свами согласен на все сто!

Единственный источник «Каракалпаки в 18-19 веках.» г. Ташкент 1968 г. Автор Камалов С.К., он первый историк из каракалпаков исследовавший Каракалпакского государственности и смело объявил широкому общественность про Каракалпакских ханов. После этого список не обновлено и неизученное каракалпакскими историками. А щасс тем боле в Каракалпакстане историков «нет», одни археологи и нумизматы! :( 

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/2986-каракалпакские-ханы/  

 

Я знаю, Сабыр Камалов единственный каракалпакский историк, более менее остановившийся в каракалпакской истории. Но согласись, его работа все же проводилась в коммунистическом братском духе. И смело объявить всю подноготную он все же воздержался, согласившись с мнениями своих коллег. Он везде упоминает кроме каракалпаков - узбеков, казахов, туркмен - боровшихся за права и свободу каракалпакского народа. А в действительности что мы имеем?!

В действительности Айдос бий рассчитывал на Конратскую солидарность, когда он присоединял свой народ Хиве. Хива с радостью приняла каракалпаков (кстати, вот этот момент почему-то ассоциируется историками, будто Хива завоевала каракалпаков), оказала всякие почести Айдос бию и другой каракалпакской знати, но постепенно на рядовых каракалпаков оказывалась давление в виде больших налогов и других повинностей, нарушались права каракалпаков во всем. И хвала Айдос бию, который не смог спокойно наслаждаться райской жизнью под крылом Хивинского хана, а требовал ослаблений для своего народа. А когда результата так и не добился, сам поднял свой народ против хана. Вот так между Хивой и каракалпаками появилась вражда, каракалпаки систематически поднимали восстания, Хива жестоко подавляла с помощью тех же узбеков, казахов и туркменов и так до 1873 года (до присоединения правобережных каракалпаков к России). После каждого восстания, хотя и безуспешного, каракалпаки все же добивались своих прав пункт за пунктом, пока не превратились в самостоятельный народ, фиктивно подчинившийся Хиве (все же налоги должны были платить в хивинскую казну и поставлять войско для военных нужд хана). Кстати, по словам самих же хивинцев, каракалпакские воины отличались своей отвагой и верностью своему воинскому долгу.

 

Я ни в коим разе не хочу критиковать работу С.Камалова, он многое преуспел в изучении археологических данных, доказал, что древняя родина каракалпаков Хорезм, то есть, нынешняя территория. Все работы фактически согласуются с мнениями Толстовых и Жданко. Кстати, Толстов на самом деле занимался историей народов Поволжья и по их следам оказался в Каракалпакстане и всю дальнейшую свою работу посвятил Древнему Хорезму, так как, истоки нашего народа нашел именно здесь.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Электронная библиотека Руниверс выложила архив атласов и отдельных карт XVIII-XX веков. Среди этих карт есть много документов, интересных не только историкам, — в частности, первые атласы Российской империи.

 

f300b7f608c6.jpgКарта Российской империи 1737 года

Изображение: Атлас Всероссийской Империи. Собрание карт И. К. Кирилова

 

Каракалпаки в карте отмечено как KARAKALPACCI и ARAL

 

674d96931ab1.jpg

 

ea04b3c4e55b.jpg

 

http://lenta.ru/photo/2013/07/29/oldmaps/#0

 

Здесь надо отметит, что каракалпаки в 18 в. жили в трёх местах. Вернее как три государство: 1) Каракалпакское государство от Каспия до Сибири по р. Урал и от р. Урала до Арала (этого доказывает и китайские источники); 2) Каракалпакское ханство от Арала до Ташкента по р. Сырдарья; 3) Государство Аранских каракалпаков в дельте низовья р. Амударьи и вокруг Аральский мори, в источниках этого государство называет Государство Аральцев.

В этом карте указано эти три государство как отдельная и Независимая территория каракалпаков!

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нам доподлинно известно о Нижних каракалпаках, так как, они и есть нынешние каракалпаки к концу 18 века смешавшиеся с Амударьинскими (Аральскими) каракалпаками. Также более менее известно о Верхних каракалпаках, которые после 1758 года разделились на несколько частей и к 20-му веку фактически утратили свое самоназвание. В некоторых источниках упоминаются о Средних каракалпаках, которые управлялись ханами-самозванцами не из Кучумовской династий. Кучумовичи против них вели некоторые опустошительные набеги (Карасакал, по просьбе Шайбак хана) пытаясь склонить их в сою сторону. Средние каракалпаки также распались на несколько частей.

Каракалпаки-мишари могут быть осколками Средних каракалпаков, так как, известно, что они обитали на тех же участках, указанных в работе Викторина В.М. "Татары-каракалпаки (казанские и мишарские) в Нижнем Поволжье":

 

http://www.evrazia.info/article/2621

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Электронная библиотека Руниверс выложила архив атласов и отдельных карт XVIII-XX веков. Среди этих карт есть много документов, интересных не только историкам, — в частности, первые атласы Российской империи.

f300b7f608c6.jpgКарта Российской империи 1737 года

Изображение: Атлас Всероссийской Империи. Собрание карт И. К. Кирилова

Каракалпаки в карте отмечено как KARAKALPACCI и ARAL

674d96931ab1.jpg

ea04b3c4e55b.jpg

http://lenta.ru/photo/2013/07/29/oldmaps/#0

Здесь надо отметит, что каракалпаки в 18 в. жили в трёх местах. Вернее как три государство: 1) Каракалпакское государство от Каспия до Сибири по р. Урал и от р. Урала до Арала (этого доказывает и китайские источники); 2) Каракалпакское ханство от Арала до Ташкента по р. Сырдарья; 3) Государство Аранских каракалпаков в дельте низовья р. Амударьи и вокруг Аральский мори, в источниках этого государство называет Государство Аральцев.

В этом карте указано эти три государство как отдельная и Независимая территория каракалпаков!

Где Вы эту карту откопали? Карта фикция... какие каракалпаки на территории Младшего Джуза? Казаки и не слыхали о каракалпаках... знали только казахов...

Каракалпаки ищут себя в прошлом... похвально... только пишите правду...

В. Н. Татищев и И. И. Неплюев: два подхода к развитию

русско-казахской пограничной торговли.

1744 г.

С начала политического диалога между ханом Младшего казахского жуза Абулхаиром, заявившим о желании вступить в российское подданство, и петербургским Двором развитие русско-казахских торговых связей не рассматривались в качестве первостепенной задачи. На первом месте стояли геополитические вопросы. Абулхаир-хан просил Петербург основать русский город-крепость на территории перекочевок Младшего жуза для защиты от соседей и укрепления его авторитета в степи. Россия стремилась поставить под свой контроль обширные степные пространства, чтобы наладить торговый караванный путь в Индию через Среднюю Азию. Об экономическом же потенциале казахских степей судили по традиционному хозяйству населения, которое их занимало. Исследователи отмечают, что в планах организаторов Оренбургской экспедиции намечалось лишь выменивать у казахов лошадей (См.: Аполлова Н. Г. Экономические и политические связи Казахстана с Россией в XVIII — начале XIX в. М., 1960. С. 98; Левшин А. И. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей. Алматы, 1996. С. 187-188), если они будут годны для армейской службы.

Первый руководитель данной экспедиции И. К. Кирилов, поглощенный борьбой с неожиданно возникшим восстанием башкир, которая отнимала у него все силы и средства, не успел реализовать экономическую составляющую программы экспедиции. В. Н. Татищеву, сменившему И. К. Кирилова, удалось провести в жизнь некоторые мероприятия по организации меновой торговли в Оренбурге.

В 1738 г. по его приказу был построен на степной стороне в двух верстах от Яика меновой двор, предназначенный для торговли с казахами и среднеазиатскими купцами (См.: Рычков П. И. Топография Оренбургская. СПб., 1762. Ч. II. С. 225).

В том же году правительство поручило Оренбургской комиссии организовать скупку у казахов верблюжьей шерсти, необходимой отечественной промышленности. С этой задачей В. Н. Татищеву удалось справиться. В апреле 1739 г. он докладывал в Коммерц-коллегию о доставке в Москву партии верблюжьей шерсти, приобретенной у казахов (РГАДА. Ф. 277. Оп. 4. Кн. 300. Л. 1).

Но организовать широкую торговлю с казахами в городе, построенном при устье Ори, не удалось. Вскоре выяснилось, пишет Н. Г. Аполлова, что как русские, так и казахи неохотно везли свои товары в Орск (См.: Аполлова Н.Г. Указ. соч. С. 112).

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

это карта фейк.

настоящая карта кирилова выглядела так:

 

 

Russian_Empire_1734_General_Map.jpg

 

к северу от арала каракалпаков не видно. есть аральцы (почему их вы считаете каракалпаками???) и есть каракалпаки в устье сырдарьи. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

предлагаю рассмотреть этническую карту евразии за 1847 год

 

2515067.jpg

 

как видно. в устье амударьи никаких аральцев уже не упоминается. указаны узбеки. расселение каракалпаков указано в приальских степях между устьями амударьи и сырдарьи.

примечательно, что практически вся территория восточного каспия относилась к туркменским племенам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые, Арсен и Айба! Нет никаких основании не верить китайским и российским источникам. Если вправду, то сам Младший жуз образовался примерно в 10-е годы 18 века, как раз впору раздробления, перемещения основной части каракалпаков на Юг. А с захватом  большей части каракалпаков  в 1723 году джунгарами, образовались три крупные группировки (см. карту, указанную Полатом). Правда, современные историки говоря о каракалпаках, путают исторические заслуги одной из группировок с общей историей самих каракалпаков 18 и начала 19 веков, даже не удосуживаясь поразмышлять - как такой маленький народ (нынче примерно 700 тысяч) мог действовать на огромной территории одновременно. Моя задача - дать оценку деятельности каждой группировки и как их две трети, а может и больше, попросту "исчезли"?! Какие обстоятельства к этому привели?! Когда мы научимся рассматривать историю каракалпаков расширенно, а не из точки зрения современных писателей, которые принимая во внимание нынешнюю малочисленность ограничиваются двумя-тремя строчками, тогда и будет более понятно.

 

Карты составлялись много раз и это зависело не только от политических целей. А каракалпаки к концу 18 века вообще выпали с политического поля зрения как государственная единица (не без известных вам причин). В 1924 году, малая часть народа (т.е. нынешние каракалпаки) сохранилась лишь благодаря выдающемуся каракалпакскому деятелю Аллаяру Досназарову, но сейчас не об этом.

 

Если внимательно проследить за деятельностью картографа 17 века Ремезова, то каракалпаки свободно кочевали по Сибири и других отдаленных от нынешней территории частях света. А в "Чертежней книге Сибири" упоминаются и земли каракалпаков. С чего бы это, если как вы полагаете, что до 20 века о каракалпаках не было ни слыху, ни духу...?!

 

Каракалпакам незачем придумывать себе историю, все написано в "Каракалпак-Наме" Тулепбергена Каипбергенова. Может быть книга об одном человеке, но отражает сущность всего народа.

 

В 1696 году Сибирский приказ предписал: «…в Тобольску велеть сделать доброму и искусному мастеру чертеж всей Сибири». Одновременно следовало составить описание сибирских и пограничных народов. Семен Ремезов расспрашивал сведущих людей о степях «Казачьей орды», о путях из Сибири до Большой Бухарии и Хивы, до Яика и Астрахани. Бывалые люди рассказывали «знаменщику» о Селенге и Амуре, о Мангазейском море и земле каракалпаков. Так был создан чертеж части Сибири и окрестных стран Азии. К чертежу было приложено его описание, включавшее целый ряд научных статей. «О значении имени Тобольского града» называлась одна из них.

 

 Упомянутые в статье народности только частично согласуются с данными известной этнографической карты С. У. Ремезова, что косвенно подтверждает предположение о составлении карты в начале 70-х годов XVII в. [12, л. 23]. В 1700-1701 гг. эта карта была лишь переложена на новую географическую основу (1698 г.), но без изменения специальных этнографических показателей, которые к концу XVII в. устарели 2. На ней обозначены: земля Тангутская «многих калмыцких поименно тайш издавна на сих урочищах торгоута, кошеута, зонгора, дюрбетя по них и доднесь со многими роды», земли Каракалпацкая, Аюкинская, Кучюмовская, Урлюковская, Нагайская, Саянская, мунгал белых, черных и желтых, Кутумская. 

 

В середине 19 века каракалпаки уже являлись субъектами разных ханств, а часть Хивинских каракалпаков (примерно 75 тысяч) вошла в состав России в 1873 году. Насколько мне известно, к концу 19 века по Всеимперской переписи числилось всего 250 каракалпаков (а тех 75 тысяч, тогда еще не внесли). А Вы, Айба ссылаетесь на карту 1847 года. 

 

Раз уж об этнической карте заговорили, то интересная статистика по Р.Темиргалиеву "Казахский секрет": 

 

Подобное необходимо сравнивать с подобным, и следует отметить, что, к примеру, в начале XVIII века  казахи как народ были сопоставимы с такими же соседними кочевыми народами, как джунгары, башкиры, калмыки, каракалпаки, кыргызы. Численность всех этих народов находилась в диапазоне от от 50 до 500 тысяч человек. Так, по российским документам (разумеется, очень приблизительно), численность кыргызов составляла от 80 до 120 тысяч человек, башкир – 80-100 тысяч, каракалпаков – 60-80 тысяч, калмыков – 120-160 тысяч человек, казахов – 300-400 тысяч, джунгар – 400-500 тысяч. По современным меркам, эти этносы бы внесли в группу вымирающих, но для того времени  это были неплохие цифры, позволявшие народу надеяться на продолжение своей истории.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если бы не А.Досназаров, не было бы и нынешних каракалпаков. Вот как он отстоял каракалпакскую нацию. Сюда вошли только те каракалпаки, проживавшие лишь в Амударьинском отделе Туркестанского генерал-губернаторства, остальных отстоять не удалось. Лишь немногие, проживавшие в Ферганской долине (Каракалпакские степи), в Бухаре (Канимехский район) и некоторые Хорезмцы, сами отстояли себя, объединившись в аульские советы. Но и они к настоящему времени в большей части утратили свое самоназвание.

 

На большом курултае[18] (национально-территориальное размежевание народов СА 1924 года) был, конечно, Аллаяр Досназаров. Слушает он речи выступающих и замечает, что о каракалпаках никто не говорит. И тогда со своего места задает вопрос:

- Кто имеет право забывать о нас, о каракалпаках?

А в ответ ему чей-то голос спрашивает эдак недоуменно:

- Что еще за каракалпаки? Откуда мог взяться такой народ?

Тут все разом зашумели.

- Каракалпаки - это просто хорезмские узбеки, живущие на берегу Аральского моря. Их так прозвали из-за черных шапок, которые они любят носить!- кричит один.

- Нет, это из казахских племен, - возражает другой.

- Нет,- оспаривает третий,- это те же туркмены, но немного оказашенные.

- И никакие они не туркмены,- не соглашается четвертый,- а двойники киргизов. Только киргизы носят белые шапки, а каракалпаки - черные.

И вдруг раздается такой возглас:

- А вообще самостоятельная ли это национальность - каракалпаки?

Ну тут уж Досназаров не вытерпел и, не дожидаясь приглашения, вышел на трибуну и ко всем обратился с такой пламенной речью:

Товарищи!- сказал он.- Друзья!! Каракалпакский народ был и есть. О его судьбе знал сам великий вождь мирового пролетариата товарищ Ленин. И сам товарищ Ленин говорил, что нам нужна автономия.

И здесь какой-то недотепа подает голос и спрашивает:

- А скажите-ка, Досназаров, к какому языку близок язык каракалпаков?

Досназаров, ни секунды не замешкавшись, отвечает:

- Наш предок, известный бий Маман, говорил, что языки каракалпаков, узбеков, казахов, киргизов, азербайджанцев, татар, башкир, кумыков и ногайцев схожи, как лепешки из единого теста, но у каждой лепешки свой бок подрумянен.

- Что-то ничего я не слыхал об истории и культуре каракалпаков,- опять раздается тот же голос.

И вот послушайте, как ответил ему Досназаров. Он сказал:

- Конечно. Откуда же такому человеку, который ничего не знает о самих каракалпаках, знать об истории и культуре этого народа. Но как узбекам дорог их великий поэт Навои, как казахам дорог их Абай, как дорог украинцам Шевченко, а русским - поэт Пушкин, так же точно поэт Бердах, живший в прошлом веке, дорог нам, каракалпакам.

- Да, да, Бердах,- подхватили в зале. А Досназаров продолжал:

- Как у любого народа есть свои песни, так есть они и у нас.- И он пропел с трибуны «Бозатау»[19] и спросил: - Чья это песня? Может, узбеков, казахов или киргизов?

- Нет,- крикнули из зала,- у нас нет такой песни!

- Вот видите,- сказал Досназаров.- Это наша культура. А что касается истории каракалпаков, то я вот так объясню: каким был для России Петр Первый, таким же для нас был бий Маман. Петр Первый открыл окно российского дома в Европу, а Маман открыл полог каракалпакской юрты в Россию. Если же говорить о деятелях революции, то заявляю без лишней скромности: как Файзулла Ходжаев боролся за честь узбеков, Сакен Сайфуллин боролся за честь казахов, Кайгысыз Атабаев боролся за честь туркмен, так за честь каракалпаков боролся я - Аллаяр Досназаров. И каждому это известно!

- Известно! Знаем, знаем! Истинно так!- поддержали в зале.

- И самое главное,- продолжал Досназаров,- что о каракалпаках знал товарищ Ленин и он же говорил о необходимости предоставить нам самостоятельность!

Тут все поднялись с мест и стали хлопать. Раздались возгласы:

- Немедленно предоставить каракалпакам автономию!

А когда начали голосовать, то за это предложение все подняли не одну, а сразу две руки.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...