Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

...тем самым спровоцировали их на столкновения с каракалпаками на нижнем течении Сырдарьи и туркменами на полуострове Мангышлак. И это привело к вытеснению каракалпаков на юг.

Р.Темиргалиев:

Калмыцкие части в русских войсках наводили ужас и на воинственных горцев Северного Кавказа, и на свирепых турецких янычар, и на стойких европейских солдат. Кроме того, на Яике постоянным союзником калмыков против казахов было местное казачество. Однако в начале XVIII века хану Младшего жуза Абулхаиру удалось с помощью огнестрельного оружия нанести ряд мощных ударов по восточным калмыцким улусам. Астраханский губернатор Волынский писал, что «калмыки, конечно, могут пропасть, ежели так сильно оные касаки на них идут, понеже они так перед касаками робки, например, где оных сот 5 или 6, а калмыки пятью или шестью тысячами не могут противу их устоять, понеже касаки имеют больше пищалей, нежели луков». После этих ударов калмыцкие князья уже не решались кочевать за Яиком и в ходе переговоров о заключении мира в 20-х гг. XVIII века признали эту реку границей между двумя народами.

В итоге калмыками была потеряна не только изрядная часть прежних ногайских кочевий, но и бывшие туркменские земли на Мангыстау (Мангышлаке). По праву победителя казахи заняли данный полуостров, с чем, естественно, совсем не согласны были старые хозяева. Но после серии неудачных конфликтов с отрядами казахских батыров туркмены были вынуждены уйти к Хиве.

В начале 1741 г. теснимые с юга Надир-шахом туркмены вновь стали претендовать на Мангыстау и вступили в переговоры с калмыцким ханом Дондук-Омбо. Сообщая об этом, последний писал российским властям: «Напредь сего бывшие у деда и отца моего в подданстве трухменцы между собою возымели ссору и пришли в несогласие, на которые тогда киргиз-касаки нападали и многих разорили, а оставшие на том месте уже жить не могли и отошли к Хиве. А ныне через бывших людей моих в Хиве получил я известие, что прошлою осенью во время взятия персидским Тахмас (имеется в виду Надир-шах. — Р. Т.) ханом Бухарии и Хивы, бывшие прибыли из Бадакшана и Бухарии трухменцы, все, собравшись с нашими трухменцами, желая иметь жительство на прежних своих местах и с нами соединиться, перешли на Мангышлак».

Дондук-Омбо, явно преувеличивая, определял число перекочевавших на Мангыстау туркмен в 300 тысяч очагов, но даже если их численность была в десять раз меньше, все равно это была очень грозная сила, которой на подмогу в любой момент могла подойти калмыцкая конница.

Но в течение лета того же года казахи вытеснили большую часть туркмен с Мангыстау. Астраханский губернатор Голицын в своем донесении от 28 августа 1741 г. сообщал, что туркмены «отошли паки возвратно на прежние свои места, а осталось-де при Мангышлаке показанное малое число и претерпевают от кайсак великие утеснения».

После того как попытка создания военного альянса с калмыками оказалась неудачной, в 1745 г. группа туркменских старейшин обратилась напрямую к астраханскому губернатору Татищеву с прошением о предоставлении им российского подданства, надеясь, что взамен российские власти помогут им вернуть Мангыстау. Но в Санкт-Петербурге не проявили заинтересованности в привлечении новых подданных, мотивируя свой отказ нападениями туркменов на купцов и моряков, что, по мнению канцлера Бестужева-Рюмина, было «с прямым желанием их о вступлении в подданство весьма несходственно».

Очередной известный из источников виток обострения борьбы казахов и туркмен за Мангыстау произошел в 1766 г. Вновь перекочевавшие на полуостров туркмены были подвергнуты страшному разгрому. «Многие из них при этом были убиты, многие попали в плен к киргизам, остальные же, лишившиеся почти всего своего скота, бежали за Тюбкараган и, наконец, даже в Хиву, чтобы там найти защиту против киргиз», - сообщал известный ученый Гмелин.

В январе 1767 г. туркмены при поддержке некоторых хивинских правителей нанесли ответный удар по казахским зимовьям. В результате этого набега было убито около тысячи человек и более трех тысяч казахов уведено в плен.

Однако в целом победа клонилась на сторону казахов, и туркменские вожди решили вновь вступить в переговоры с российскими властями. 17 августа 1767 г. Коллегия иностранных дел предоставила Екатерине II доклад, в котором сообщалось о прибытии туркменских посланцев с прошением о приеме в российское подданство «по причине происходящего им от киргис-кайсак притеснения». В заключении доклада указывалось, что «пока не сыщется удобное на восточном берегу Каспийского моря место к заложению крепости, из принятия в подданство вашего императорского величества трухменцов не только при мангышлакском мысе живущих, но и всех при оном береге располагающихся, по мнению Коллегии иностранных дел, никакой пользы быть не может».

Проиграв борьбу с казахами и получив еще один отказ о приеме в подданство, туркмены стали покидать Мангыстау и уходить в пределы Хивинского ханства. Однако там скоро по вине самих туркменов, разбоями и грабежами парализовавших экономическую жизнь в ханстве, разразился голод.

В итоге некоторые роды решили снова возвращаться на Мангыстау. И как сообщает Гмелин, «едва достигли они своей страны в состоянии полнейшего истощения, причиненного отчасти болезнью, отчасти тяжестью обратного пути, совершенного почти пешком из-за недостатка лошадей, как Нурали-хан прислал к ним своих послов, дабы объявить им под угрозой их полного истребления, что они должны признать своим верховным главой его сына — Пир-Али-хана. При создавшемся положении им не оставалось ничего другого, как согласиться на это. Вскоре Пир-Али-хан появился среди мангишлакских туркмен. Он ввел жесточайшие наказания, самовластно забирал себе наибольшую часть имущества богатых туркмен и отнял у них почти все огнестрельное оружие, так что последнее встречается у них сейчас очень редко».

Именно в это время адаевцы, которые в основном и вели борьбу с туркменами, стали считаться полноправными хозяевами Мангыстау и стали упоминаться в источниках в качестве одного из сильнейших родов Младшего жуза. Видимо, во многом это было заслугой такой легендарной личности, как Бекет, признанного святым еще при жизни и ставшего объектом культа после смерти. Как свидетельствовали очевидцы, восклицанье «О Бекет!» звучало в адаевских аулах гораздо чаще, чем «О Аллах!».

Туркменские племена, не желавшие признавать власти пришельцев, стали подвергаться жестоким набегам адаевцев и были вынуждены отступать в каракумские пески. Хрисанф Неопатрасский, описывая обстановку в регионе, указывал: «Туркоманы, будучи теперь слабы, не смеют там селиться, боясь Киргис-Кайсаков».

Впрочем, и адаевцы, и туркмены вскоре оказались вынуждены признать себя вассалами Хивы, ханы которой всячески подстрекали кочевников к враждебным действиям против России.

http://adaybaba.com/history/2-istoriya-roda-aday

Так, начав изучать историю, я поневоле находился под властью стереотипного представления о казахах как о миролюбивом и горемычном народе, постоянно подвергавшемся нападениям кровожадных пришельцев. Но, постепенно изучая источники, я узнал очень много о том, сколько горя и бед приносили нападения казахских батыров соседним народам. Тем же каракалпакам или алтайцам, которые еле уцелели в ходе "этнических чисток" XVIII века. У каждого народа есть свои Катыни, и надо иметь мужество признавать такие вещи.

Каракалпаки, которые появились в казахских степях во второй половине XVI века, после падения Астраханского ханства поселились на Сырдарье и, как правило, подчинялись казахским ханам. Однако в 40-х гг. XVIII в. предводители каракалпаков решили начать самостоятельную политическую игру, и недовольные этим казахские правители организовали серию жестоких набегов на соседний народ. После нескольких погромов значительная часть каракалпаков в 1743 году откочевала на Амударью. Старейшины оставшихся улусов отказались от каких-либо амбиций и прервали начатые переговоры с российскими властями. Впрочем, спустя двадцать лет они, не выдержав постоянных набегов со стороны казахов, ушли вслед за соплеменниками.

http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1319697840

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Была Золотая орда, потом Ногайская, всем известно что каракалпаки выделились из Ногайской орды. Отсюда надо вести отсчет.

Отсчет можно вести откуда угодно, но суть не меняется. Историю не переделаешь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...тем самым спровоцировали их на столкновения с каракалпаками на нижнем течении Сырдарьи и туркменами на полуострове Мангышлак. И это привело к вытеснению каракалпаков на юг.

Таких источников и историков сотни и у каждого по разному. Что делать?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Узбеки перекочевавшие с Шайбанидами они пришлые, пришлые и еще раз пришлые, а каракалпаки часть тех племен...

Казахи раньше отделились от кочевых узбеков, а каракалпаки почти до конца XVI века оставались как одно целое с узбеками. Только из-за междоусобиц между племенами, выделяются в отдельную конфедерацию.

http://turan.info/forum/showpost.php?p=220633&postcount=33

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахи раньше отделились от кочевых узбеков, а каракалпаки почти до конца XVI века оставались как одно целое с узбеками. Только из-за междоусобиц между племенами, выделяются в отдельную конфедерацию.

http://turan.info/forum/showpost.php?p=220633&postcount=33

Узбек - термин пришедший на смену Кипчак. "92 баулы Кипчак" - превратился в "92 баулы Узбек".

Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз-хана. Ныне одно [из них] — шибаниты и его ханское величество после ряда предков был и есть их повелитель. Второе племя — казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью, и третье племя — мангыты, а [из] них цари астраханские... Ханы этих трех племен находятся постоянно в распре друг с другом и каждый [из них] посягает на другого. И когда побеждают, то продают друг друга в рабство и уводят в плен. Имущества и людей [противника] между собой они считают дозволенной военной добычей и никогда от этого [правила] не отступают. Если кто-либо это не признает, говоря: «Зачем же ты продаешь [в рабство] свой собственный народ?», — они удивляются и говорят: «Да этот человек в бреду, он не признает военной добычи». У кого хватит смелости сказать им: «Это — наши люди», — после такого утверждения, что эти [люди] — военная добыча? Продажа их широко распространена у них без всякого мешающего препятствия и отвергающего непризнания. Во всех этих родах очень много уважаемых ханов: каждый род великих и именитых людей [из] потомков Чингиз-хана называют султанами, а того, кто знатнее их всех, именуют ханом, то есть самым великим из государей и правителем их, которому они оказывают покорность. Одним словом, все казахи являются улусом Чингиз-хана. Их ханы и султаны — потомки Чингиз-хана или Шибана, который приходится предком его ханскому величеству, и между ними есть родство и свойство.

По Рузбихану узбеками обобщенно называли шейбанидов, казахов и мангытов (т.е. ногайцев). Эти трое были родственными народами. Но они себя узбеками не называли. Этноним "узбек" закрепилось за шейбанидами, ушедшеми в Мавереннахр и слившимися с местным карлукоязычным населением.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По Рузбихану узбеками обобщенно называли шейбанидов, казахов и мангытов (т.е. ногайцев). Эти трое были родственными народами. Но они себя узбеками не называли. Этноним "узбек" закрепилось за шейбанидами, ушедшеми в Мавереннахр и слившимися с местным карлукоязычным населением.

Шейбаниды в Бухаре потеряли власть уже к концу 16 века, фактически со смертью Абдуллы хана. С этого момента у каракалпаков начинаются нелады, что заставило их отделиться в особую народность. Возможно, каракалпаков было неисчислимо много, но как обычно, в таких случаях происходит раскол (богатые и бедные, власть имущие и не имущие, идейные и консерваторы и т.д.). Таким образом, каракалпакский этноним приняли 40 племен, которые отделились от Бухары. На совете старшин было принято решение просить территорию у казахского хана Тавеккеля. Взамен каракалпаки должны были защищать южные казахские территории (уж больно напоминает стиль черных клобуков 12 века). Казахский хан Тавеккел выполнил их просьбу, однако прислал каракалпакам своего сына в правители. Не желавшие более служить ни какому-либо хану, каракалпаки убили этого хана. На этой почве началась война с казахами. Каракалпаки разгромили войска казахских ханов Есима и Бахадура и к 1603 году овладели Туркестаном. В этот период у каракалпаков не было своих Чингизидов, а Кучум, кому каракалпаки доверяли, умер еще 1598 году, а его потомки в окружении каракалпаков верных Кучуму, находились севернее, почти на границе современной Башкирии.

Господствующая верхушка Сибирского ханства состояла из каракалпаков и казахов.

Только непризнание легитимности Абдал Гаффара в Туркестане и привело к тому, что вскоре каракалпаки власть в Туркестане потеряли, зато усвоили урок, что без Чингизидов никуда...

Нам почти ничего неизвестно о внешнеполитической истории каракалпаков XVI в., но источники сообщают, что в конце этого века и в самом начале XVII в. (в 1603 – 1605 гг.) каракалпаки на время овладели бассейном р. Сырдарьи и Ташкентом и оттеснили казахов. Так, в «Мусаххир ал-билад» сообщается, что «после смерти Абдаллах-хана и Абд ал-Мумин-хана каракалпакский народ в Туркестане нарек Абд ал-Гаффаром человека, имевшего некоторое сходство с султаном Абд ал-Гаффа*ром, и посадил его на престол правления. Бахадур-хан и Ишим-хан, и казахские султаны, прибыв с войском из Ташкента и Сайрама, двенадцать дней сражались с Абд ал-Гаффар-султаном. На тринадцатый день казахи по*терпели поражение, а Абд ал-Гаффар захватил в свои руки вилайет Туркестан и Сайрам, и Ташкент, и Ахсы-кент, и Андиган и сделал столицей Ташкент. В 1012 году, соответствующем году барса, осенью, он выступил. В 1013 году, соответствующем году зайца, весной, он оставил Ташкент и разбил шатер на поляне Кара-Ка*мыш, находившейся в пол-фарсахе от ворот [города]. Бахадур-хан и Ишим-хан подошли из Ала-Тага к Таш*кенту с большим числом мужей с целью [нападения] на Абд ал-Гаффара, захватив одного человека, они расспро*сили у него об обстоятельствах Абд ал-Гаффара, и он рассказал обо всем. После того они спешно поскакали и на рассвете нагрянули на его шатер в Кара-Камыще. Абд ал-Гаффар спал. От конского топота он проснулся и в испуге выбежал из шатра. В тот миг появился Йшим-хан и громадной саблей пронзил ему брюхо».

Принимая в правителей Кучумовичей, каракалпаки установили свое законное (под управлением Чингизидов) ханство, на западных территориях современного Казахстана (ЗКО, Актюбинская, Атырауская, Кзылординская обл) и кочевали вперемежку с казахами и башкирами. Каракалпакскими землями считалась территория с севера Арала-Каспия до Урала и Эмбы.

kart1.jpg

Примерно с 1690 по 1710 год южные каракалпаки (Сырдарьинские) на время объединились с казахами из-за опасения вторжения джунгар. Над этими каракалпаками Тауке хан назначил ханом султана Табурчак, судьба которого неизвестна, возможно погиб в войне с джунгарами.

Изменено пользователем Kamal
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахи раньше отделились от кочевых узбеков, а каракалпаки почти до конца XVI века оставались как одно целое с узбеками. Только из-за междоусобиц между племенами, выделяются в отдельную конфедерацию.

http://turan.info/fo...33&postcount=33

Узбек - термин пришедший на смену Кипчак. "92 баулы Кипчак" - превратился в "92 баулы Узбек".

По Рузбихану узбеками обобщенно называли шейбанидов, казахов и мангытов (т.е. ногайцев). Эти трое были родственными народами. Но они себя узбеками не называли. Этноним "узбек" закрепилось за шейбанидами, ушедшеми в Мавереннахр и слившимися с местным карлукоязычным населением.

Средневековый летописец и поэт XV - XVI вв. Мухаммад Солих в своем произведение «Шайбоний нома», т.е. он как придворный поэт пишет из уста завоевателя Туркестана Шейбани – хана с которыми он обращается к местным тюркам – аборигенам «Чигатой эл мени узбек демасун…». Фраза переводится на русский язык как: "Пусть чигатайский народ не называет меня узбеком…".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Узбек - термин пришедший на смену Кипчак. "92 баулы Кипчак" - превратился в "92 баулы Узбек".

По Рузбихану узбеками обобщенно называли шейбанидов, казахов и мангытов (т.е. ногайцев). Эти трое были родственными народами. Но они себя узбеками не называли. Этноним "узбек" закрепилось за шейбанидами, ушедшеми в Мавереннахр и слившимися с местным карлукоязычным населением.

При Шейбани – хане войска носило название «узбеки», а его союзники каракалпаки выступали под своим этническим названием «каракалпак». Это значит и каракалпаки тоже себя не считали узбеками.:turkmen1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

надо отличить самоназвание и название данное соседями (казахов называли узбеками, киргизами, киргиз-кайсаками; кыргызов называли бурутами, каракиргизами, в некоторых источниках узбеков и ногайцев называют казахами).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

надо отличить самоназвание и название данное соседями (казахов называли узбеками, киргизами, киргиз-кайсаками; кыргызов называли бурутами, каракиргизами, в некоторых источниках узбеков и ногайцев называют казахами).

В 16 веке каракалпаки утвердили свое самоназвание выделившись в отдельный народ (первоначально 40 племен, из самых идейных). Поэтому, каракалпаки первый тюркский народ в Срелней Азии, принявший конкретный этноним.

Крах Каракалпакского ханства.

Началом конца Каракалпакского ханства стало вторжение джунгар на Сырдарью. К началу 18 века основная часть каракалпаков была сконцентрирована в бассейне Сырдарьи. С нашествием джунгар, каракалпакское ханство раздробилось на несколько частей. Верхние попали в полузависимость от джунгар в связи с чем, там творилась смута. Ханы тяготели к союзу с джунгарами, обещавшим им равное сосуществование, а народ колебался между казахами и бухарой. Бегству народа от джунгар послужило и то, что пошел слух об обращении их в буддизм. Жалаиры, например, полностью присоединились казахским жалаирам, многие ушли верх по течению Сырдарьи. Помимо Верхних каракалпаков существовало еще Средние каракалпаки. В исторических документах есть сведения, что по просьбе племянника Шайбака (хан верхних каракалпаков), его дядя Карасакал произвел несколько карательных набегов на средних каракалпаков.

Он же Карасакал неоднократно Каракалпацкую Орду раззорял и брал много ясырей, и то он делал по приказу тайно-показанного Шайбак хана, ибо от оного Шайбака владения ево некоторые каракалпаки отбыли, а почитают у себя ханом одного беглеца сарта Абдрахмана,

В последующем и верхние, и средние в большинстве своем растворились в среде казахов и узбеков.

Полную независимость сохранили Нижние каракалпаки. Они старались собрать в свои ряды все раздробленные каракалпакские племена и уйти к русским, приняв их подданство. Этому всячески мешало ханство малого жуза казахов, то призывая к объединению, то разоряя отдаленные каракалпакские кочевья, в конце концов по примеру каракалпаков, Малый жуз также принял русское подданство, тем самым обеспечив себе безопасность от вмешательства русских в предстоящей войне с Нижними каракалпаками. Сразу, после оформления всех формальностей по вступлению в русское подданство, Абулхаир (хан малого жуза) вероломно напал на Нижних каракалпаков. Русские никак не могли этому помешать, так как между собой выясняли отношения новоиспеченные подданные империи, а с другой стороны это даже было им на руку по понятным причинам.

Война с казахами вызвала раскол в среде Нижних каракалпаков, так как за почти 150 лет существования Каракалпакского ханства, общество претерпело некоторое расслоение. Богатая часть населения ушла в Хиву, а более идейные и бедные продолжили войну с казахами и к 1760-м годам отступили к Жанадарье и Кувандарье.

В поэме Бердаха «Шежире» первоначально каракалпаки жили в Хорезме, Ургенче. Муйтен, Конырат, Кытай, Кыпшак, Кенегес, Мангыт – Ак пышак. Все шесть племен каракалпаков заняли Ургенч.

Причиной для переселения каракалпаков стала несправедливая политика Хивинского ханства в начале XVIII века, что привело к разорению народа, кровопролитным войнам. Как изображается в эпизодах поэмы, в это время каракалпаки беспощадно боролись за сохранение единства народа. Затем хорезмские каракалпаки присоединились к туркестанским каракалпакам. Но и здесь они не могли долго жить, переселились в сторону Жанадарьи и Куандарьи.

На Жанадарье, каракалпаки опять возобновили политику объединения всех каракалпаков и это привело к очередному нападению на них со стороны Казахского ханства.

в июле 1786 года в своем письме генералу-поручику О. А. Игельстрому Ералы Султан пишет: «Все руководители кыргыз-кайсаков вышли на тропу войны против каракалпаков. Здесь никого не осталось, и поэтому я тоже пошел с ними. С нашим приходом каракалпаки готовились к войне, но они потерпели поражение, некоторые из них ушли в сторону Ургенча, а большинство умерли вместе со своими семьями …».

Жанадарьинские каракалпаки были разделены и во главе своих племенных вождей ушли в направлениях Ургенча и дельты Амударьи. Далее приняли подданство Хивы с некоторыми нюансами, а с 1873 года вошли в состав российской империи.

Таким образом, целый народ каракалпаков, бывший независимым, имевший своих ханов и кочевавший на реке Сыр, от частых нападений и мщения киргизов за древние обиды, рассеялся и в конце минувшего столетия потерял политическое бытие свое (в конце 18 века). (А.И.Левшин. Описание о киргиз-кайсацких орд. часть 4)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

надо отличить самоназвание и название данное соседями (казахов называли узбеками, киргизами, киргиз-кайсаками; кыргызов называли бурутами, каракиргизами, в некоторых источниках узбеков и ногайцев называют казахами).

Начиная XVII в. до 20 годы ХХ века почти 250 лет каракалпакам пришлось защитит свою этническую сущности от геноцида соседних этносов и народов.dry.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Однако на мой взгляд нужно несколько отделять зерна от плевела.

Казахские чингизиды, джучиевого происхождения и каракалпакские шейбани происхождения

они друг друга терпеть не могли

или у каракалпаков ханы не чингизиды? - тогда вообще труба

из чингизидов могли выбирать, даже помыкать(крупные племена) и даже отказаться от него(откочевать)

но одну привелегию отстаивали что называется до конца, правящий дом мок быть только чингизид (джучид)

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если с казахами все относительно предсказуемо, ни московию, ни бухарию, ни жунгарию выше себя не ставили, небыло перед ними раболепия. Подданство белого царя формальност, налоги не платили, войско не выставляли.

а вот каракалпакские правители, по всей видемости (до чингизидовские )древние правящие дома, их действия схожи с ногайцами, по сути анти-чингизидами, для сохранения власти могли поддаться в разные уловки (никого не осуждаю)

сам к чингисхану никак не отношусь, без фанатизма, а вот джучидав уважаю

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Основной состав Малого жуза выходцы из Ногайской орды, также как и каракалпаки. До выделения в отдельный народ у каракалпаков и в мыслях не было создать отдельное государство. Но события в Бухаре после отстранения шибанидов так разворачивались, что каракалпаки послали всех ханов (Чингизидов), мягко говоря в баню и установили Диктатуру пролетариата в прямом смысле этого слова. Но когда поняли, что без Чингизидов никак, прибегли к помощи Кучумовых. И не важно, что они Шибаниды, а важно, что из Чингизова роду. Тем более Кучум с самого начала завоевания Сибири был в окружении каракалпаков. А с Бухарой Кучума связывает то, что его для завоевания Сибири отправил сам бухарский хан Абдулла, его соратник.

Существует изложенная в легенде версия о том, что отцом родоначальника сибирских ханов Тайбуги был казахский хан Мамык, убитый Чингисханом [5]. Известно, что вместе с Кучумом в завоевании Сибирского ханства наряду с узбекскими и ногайскими военными отрядами приняли участие и отдельные родовые подразделения казахских племён (жалаиры, аргыны, алчыны). Сам Кучум и все члены его рода, так называемые шейбаниды, были в основном выходцами из Средней Азии и Казахстана. Какая-то часть коренного населения, естественно, оставалась на прежних местах и смешивалась с пришельцами-завоевателями. В одной из сибирских легенд об основании д. Кускуны Тевризского района Омской области говорится о том, что во времена хана Кучума сюда пришли каракалпаки (казахи?) и прогнали живших здесь остяков[6]. Рядом с Кускунами находится другая деревня сибиров Байбы, в прошлом известная как Байбахтинская. Этноним байбахты встречается как родовое подразделение не только у каракалпаков, но входил в состав казахов-алчынов младшего Жуза.

А как каракалпаки оказались в Бухаре, есть ссылка выше. В двух словах: в конце 15 века, под знаменем Мухамеда Шейбани, каракалпаки пошли покорять Мавереннахр и Хорезм.

Одним словом, каракалпаков история застает в том месте, и в тот момент, когда они открыто заявили о себе. И поэтому, нет никакой надобности осуждать их в симпатии к Шибанидам или России с Бухарией. Как говорится, "назвался груздем - полезай в кузов", обратной дороги нет. Хоть и с ногайцами одного поля ягода, но в Средней Азии наша история имела такой оборот.

Гладышев доносил, что они ево приняли с радостию и содержали у себя со всяким удовольствием; из них де прибывшие посланцы как у генерал-майора фон-Штокмана, так и у меня при подаче писем объявляли, что их каракалпацкой народ назад тому з 260 лет от Российской империи отстал и называли себя природными подданными, ибо, как то прибывшей с ними порутчик Гладышев о них объявлял, что они изстари живали между Астрахани и Казани, а потом на Бухарскую сторону к Аральскому морю отошли в раззорение оных царств,

В исторической книге о Борисе Годунове, приводятся эпизоды его бесед, основываясь на архивные материалы. В этой книге указывается, как каракалпаки отправились в Бухару за очередным подкреплением для войск Кучума.

— Астрахань-то осаждали солтановы полки в царствие государя Ивана Васильевича, — возразил Годунов. — Да семь годов тому назад опять в поход на нас сбирались, да по крымской замятне выйти не смогли, уберёг Господь. Хоть сказывает цесарский посол, будто поднялись заедино немцы, угры, волохи да ляхи с литвинами на Царьградского повелителя, а всё одно — опаску иметь следует.-

— Також с иной стороны напасть грозит, — продолжил боярин. — Тезики юргенчские доносят: собирается, де, бухарский царь, любительный друг солтана турского, на Ембу и Яик идти, крепости свои там ставить. А ну как сговорились с Кучумом и совместно сибирские украйны воевать хотят?-

Среднеазиатских нашествий я тоже не мог вспомнить, поэтому выразил сомнение в таких вестях:

— Врут поди, как бухарцам добраться туда?-

— Купцы-тезики степью до Казани доходят, — не поддержал моего скепсиса правитель. — Ты бы хоть чертежи земель русских и соседних с нами держав поглядел. Там все пути и караванные шляхи прописаны, скоко идти да где корма искать тож указано. Тобольский воевода, князь Фёдор Лобанов-Ростовский, весть прислал — откочевало с Оби в Бухарию мангытское племя чёрных шапок, каракалпак по-татарски именуемое. Вот они-то вожами и будут, приведут воев Абдуллы-хана к Кучуму.-

— Вроде казахский правитель собирался с Бухарским ханством воевать?-

— Солтан киргиз-кайсаков ныне калмакскую землицу к своей державе приклоняет, да не совладать ему с Абдуллой ханом без помощи персидского царя али могольского падишаха.-

— В Сибири следовало бы военной силы прибавить, уж десяток леток изгнанного сибирского царя утихомирить не можем, — осмелился я дать совет первому советнику русского государя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

лебедь, рак, щука

пролетариат не способен здраво оценить ситуацию и перспективу на будущее

но и диктатуру одного надо ограничивать

в конце 15 века, под знаменем Мухамеда Шейбани, каракалпаки пошли покорять Мавереннахр и Хорезм.

шибаниды и джучиды извечные врвги, дело здесь не в том что они были уж очень обидчивые (хотя честно сказать все чингисхановские потомки с черной кровью от злобы и обиды), а в удержании от перекочевки и принятия поддонства противоположных сторон, участие племен в избиении джучидавых или шибанидовых подданных (связь кровью) лучший способ посеять ненависть и неприязнь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

пролетариат не способен здраво оценить ситуацию и перспективу на будущее

но и диктатуру одного надо ограничивать

пример на одной из центрально азиатской страны просто в никуда, нужно чудо чтоб изменить ситуацию к лучшему и чудо это граматный, харизматичный лидер, а не шайка лапотников, голяков

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Основной состав Малого жуза выходцы из Ногайской орды, также как и каракалпаки. До выделения в отдельный народ у каракалпаков и в мыслях не было создать отдельное государство. Но события в Бухаре после отстранения шибанидов так разворачивались, что каракалпаки послали всех ханов (Чингизидов), мягко говоря в баню и установили Диктатуру пролетариата в прямом смысле этого слова. Но когда поняли, что без Чингизидов никак, прибегли к помощи Кучумовых. И не важно, что они Шибаниды, а важно, что из Чингизова роду. Тем более Кучум с самого начала завоевания Сибири был в окружении каракалпаков. А с Бухарой Кучума связывает то, что его для завоевания Сибири отправил сам бухарский хан Абдулла, его соратник.

наверно "младший жуз - это Ногайская Орда", - это такой же миф, как и "Старшая Орда - Могулистан".

к сожалению, в истории Центральной и Средней Азии сказок очень много

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

наверно "младший жуз - это Ногайская Орда", - это такой же миф, как и "Старшая Орда - Могулистан".

к сожалению, в истории Центральной и Средней Азии сказок очень много

Хоть и много сказок, но история все же есть. Наше дело не осуждать деяния наших предков, а разобраться, как все складывалось?!

В Ютуби есть хорошая сказка "Что прикрыли татаро-монгольским игом". Если следовать их фантазиям, то никаких монголов и вовсе не было.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

пример на одной из центрально азиатской страны просто в никуда, нужно чудо чтоб изменить ситуацию к лучшему и чудо это граматный, харизматичный лидер, а не шайка лапотников, голяков

Как ни парадоксально, но шайка лапотников и босяков все же порядком встревожила всех Чингизидов Средней Азии. Создала конкурентоспособное государство и просуществовало полтора века. В конце концов сохранила свою национальную идентификацию. Для сравнения: СССР (громадная империя) просуществовала чуть более 70 лет, была создана такими же босяками, опиравшихся на сильную интеллигенцию и харизматичных лидеров.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как ни парадоксально, но шайка лапотников и босяков все же порядком встревожила всех Чингизидов Средней Азии. Создала конкурентоспособное государство и просуществовало полтора века. В конце концов сохранила свою национальную идентификацию. Для сравнения: СССР (громадная империя) просуществовала чуть более 70 лет, была создана такими же босяками, опиравшихся на сильную интеллигенцию и харизматичных лидеров.

ошибочно думать что в совецком союзе правил пролетариат, диктароры правили (и в принципе не плохо) а кто не согласен к стенке, кто согласен лопату, лом в руки и на беломор канал

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ошибочно думать что в совецком союзе правил пролетариат, диктароры правили (и в принципе не плохо) а кто не согласен к стенке, кто согласен лопату, лом в руки и на беломор канал

Я ясно выразился, на кого опирался пролетариат.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я ясно выразился, на кого опирался пролетариат.

Аркадий Гайдар - убийца, мородер, насильник,16 летний палач у Тухачевского

Постепенно разговор перешел от институтской темы вообще на литературу и не помню уж как перешел на Гайдара. Впрочем, это логично. Ведь «Гайдар» хакасское слово, и я, возможно, спросил, почему у Аркадия Петровича Голикова хакасский псевдоним.

– Говорят, – спросил я, – что это слово означает не то «всадник, едущий впереди», не то «смотрящий вперед». Правда, что ли? И слово это не то бурятское, не то монгольское? Правда, что ли?

И Миша вдруг в этих таежно-пасечных условиях заговорил откровенно. Сначала робко (аккуратный, сдержанный он человек, лишнего, бывало, ничего не скажет), а тут – откровенно. А может быть, одна откровенность (о московской писательнице) как бы открыла «клапан» откровенности вообще.

– «Гайдар». – не торопясь, как обычно, говорил Миша, – слово чисто хакасское. Только правильно оно звучит не «Гайдар», а «Хайдар»; и означает оно не «вперед идущий» и не «вперед-смотрящий», а просто «куда». – Ну и почему же Голиков взял себе в псевдонимы хакасское слово «куда»? – А его так хакасы называли. Кричали: «Прячьтесь! Бегите! Хайдар-Голик едет! Хайдар-Голик едет!» А прилепилось это словечко к нему потому, что он у всех спрашивал: «Хайдар?» То есть куда ехать? Он ведь других хакасских слов не знал. А искал он банду Соловьева. И самого Соловьева ему хотелось поймать. Его из Москвы специально прислали Соловьева ловить, а никто ему не говорил, где Соловьев прячется. Он подозревал, что хакасы знают, где Соловьев, знают, а не говорят. Вот он и спрашивал у каждого встречного и поперечного. «Хайдар?» Куда ехать? Где искать? А ему не говорили. Один раз в бане запер шестнадцать человек хакасов. «Если к утру не скажете, где Соловьев, всех расстреляю». Не сказали. А может, и не знали, где Соловьев, тайга ведь большая. Утром он из бани по одному выпускал и каждого стрелял в затылок. Всех шестнадцать человек перестрелял. Своей рукой. А то еще, собрал население целого аила, ну, то есть целой деревни… Семьдесят шесть человек там было. Старухи и дети, все подряд. Выстроил их в одну шеренгу, поставил перед ними пулемет. «Не скажете, всех перекошу». Не сказали. Сел за пулемет и… всех… А то еще в Соленом озере, да в Божьем озере топил. В прорубь под лед запихивал. Тоже – многих. Тебе и сейчас эти озера покажут. Старожилы помнят…

Моя ссылка
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аркадий Гайдар - убийца, мородер, насильник,16 летний палач у Тухачевского

Прими мои соболезнования по невинно погибшим.

У нас еще круче. Били нас и русские, и джунгары, и казахи, и Хива, и туркмены, короче, не счесть. Били по правилам (с объявлением войны) и без. Но так и не смогли сломать нашу веру и идею о свободе и независимости, где человек человеку друг и товарищ.

Отрывок из трилогии "Дастан о каракалпаках". Книга 1, Сказание о Маман бие. По утверждению Чияла, точностью отражает историю каракалпаков.

Так же, как Оразан-батыр, с великой болью думал Мурат-шейх об опустошенной отчей земле. Кто ее воскресит? Это чудо могли бы сотворить люди, с благоволенья божия. Но кто воскресит погубленных людей, убитых, искалеченных, рассеянных, пропавших без вести, гибнущих в неволе, на чужбине, от близкой Бухары до чуждого Китая? В куче — только Нижние Каракалпаки, в малой куче. Шестьдесят тысяч кибиток уцелело в низовьях Сырдарьи, десятая часть того, что было. Вдесятеро больше их было до нашествия джунгар, несчетно больше.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прими мои соболезнования по невинно погибшим.

У нас еще круче. Били нас и русские, и джунгары, и казахи, и Хива, и туркмены, короче, не счесть. Били по правилам (с объявлением войны) и без. Но так и не смогли сломать нашу веру и идею о свободе и независимости, где человек человеку друг и товарищ.

Каракалпаки войны. Отряд выступивший на борьбу с басмачами. Начало ХХ в.

5104a5ece73d.jpg

В Хорезмских землях среди каракалпаков почти нет басмачей и нет каракалпакских басмаческих группировки.

Слово «басмачи» для старшого поколение каракалпакам ассоциируется как слово «туркмен». Чтобы наказать непокорных каракалпаков Хивинские ханы поощряли грабительские набеги туркменов.

22daa1d5607c.jpg

Памятник жертвам Бекжапского трагедий. г. Ходжейли.

1924 году было решено отправит 32 каракалпакских молодёжь учится в г. Москву.

1924-год 24-август их отправили с Ходжейлинского пристани по Амударье в Арал. Но в повороте сельский местности Бекжап их поджидали туркменские басмачи во главе Турдыкылыча. Всех поймали, подростков с волосами облили в голову масло и заживо поджигали, а остальных утопили в реку. Так здесь было убито 22 талабанов (абитуриентов). Они с собой забрали 6 парня и 4 девушек в плен. Во время перестрелки в пути поблизости Жанакалы парни - пленники спаслись бегством, после перестрелки девушек тоже освободили от плена басмач.

В Амударьинском обл. и в ХНСР 1924 году 29 августа был объявлен днём траура, всех жертв Бекжапского трагедий похоронили в Орайлык Майдане (центральном площадь) старого Ходжейли.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слово «басмачи» для старшого поколение каракалпакам ассоциируется как слово «туркмен». Чтобы наказать непокорных каракалпаков Хивинские ханы поощряли грабительские набеги туркменов.

Хива не только туркменов сталкивала на войну с каракалпаками. После присоединения правобережных каракалпаков к России, Хива снабжала левобережных каракалпаков, которые разоряли своих правобережных сородичей.

Вот как толкуют об этом узбекские историки. Врага каракалпакского народа Гоклана сделали национальным героем. Его дважды правобережные обезоруживали и сдавали русским, но с помощью Хивы он дважды откупался от расстрела. В третий раз каракалпаки его сами и зарезали.

Освободительные идеи и бунтарские призывы Бердаха и его последователей являлись отражением растущей борьбы каракалпакского народа против царского гнета. Они проявлялись в различных формах — от стихийных выступлений против несправедливости местных властей, отказа подчинения местным властям, отказа выполнять трудовые повинности и платить налоги и до активных массовых выступлений. В конце XIX в. всю правобережную Амударью потрясло народное восстание под руководством Баба Гоклан Отыз-оглы. Народ называл его Гоклан-батыр. Восстание с перерывами продолжалось более 10 лет. Дважды его арестовывали и отправляли в ссылку и дважды он бежал. И каждый раз, добившись свободы, он вновь поднимал восстание. Его отряды внезапно появлялись в военных лагерях и вступали в сражения с регулярными войсками. Гоклан погиб в 1891 г. в одном из боев с царскими войсками под Петроалександровском. Баба Гоклан стал символом непокорности и мятежного духа каракалпакского народа.
  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...