Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

11 hours ago, Hakan said:

Предания об Ерназар-кенегесе (Бала Ерназар) я не помню, ибо я вообще не слышал. Вам не кажется что в взаимодействиях обеих Ерназаров можно увидеть образ Маман-бия и Айдос-бия. В этом случае Ерназар-Бий Алагоз - Маман-бий, а Бала-Ерназар - Айдос-бий. Очевидно, Бала-Ерназар хотел управлять всеми каракалпаками единолично и к этому добился после подавления восстания. Предания гласят что Бала-Ерназар был "жансыз"ом (агентом) Хивинского хана до начала восстания Ерназар-Алагоз бия. 

Я читал одно предание, где Бала Ерназар не пренебрегает Ерназара-Алагоз бия. Если конкретно вот ссылка: Қарақалпақ аңызлары, әпсаналары ҳәм шешенлик сөзлери

События похожи, но это две разных реальности. Айдос бий, Маман бий, Ерназар Алагоз, Ерназар Кенегес - все реальные люди, их имена есть в архивных документах. После подавления восстания Айдоса, каракалпаки полностью оказались во власти Хивы. Управлять в отдельности каракалпакскими племенами, Хива назначала своих людей. Восстание Ерназара Алагоза было ответным шагом на произвол со стороны хивинских чиновников. Об этом тоже есть архивные данные, также есть данные о награждении каракалпакских военачальников после подавления восстания Ерназара Алагоза, в числе которых упоминается и Ерназар Кенегес. Кстати, он же стал первым Аталыком из каракалпаков после 30 летнего запрета о назначении каракалпаков на высокие должности. После дальнейших восстаний Конратов 1859 года, Хива фактически предоставила каракалпакам Автономию, которая полностью стала самоуправляемой. Таким образом, Ерназар Кенегес с одной стороны тоже предатель как Айдос бий, но в то же время добился Автономии для каракалпаков. В этом случае образы Айдоса и Ерназар Кенегеса не похожи, так как, первый полностью попал в зависимость от Хивы, а другой наоборот добился равноправия дипломатическим путем. 

Только интересно, твои предположения откуда появились, или так учат нынешнюю молодежь?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 hours ago, Hakan said:

Предания гласят что Бала-Ерназар был "жансыз"ом (агентом) Хивинского хана до начала восстания Ерназар-Алагоз бия. 

Вообще-то, тогдашний Хивинский хан был другом детства Ерназара Кенегеса. Они учились в одном медресе (школе) и очень хорошо знали друг-друга. Насчет того, что он был агентом это просто пересуды. Реальные предания каракалпаков говорят, что когда Ерназар Кенегес прибыл в ханский дворец, его очень хорошо обработали - наглядно показали, что будет с каракалпаками, которые подняли руку на избранника Аллаха, и что будет с теми, кто будет на стороне иноверцев. Преподнесли так, что действия каракалпаков связаны с иноверцами (русскими), и что все каракалпаки станут рабами христиан. А он (Ерназар Кенегес) с помощью служителя Аллаха (Хивинского хана) будет свободно править своим народом. Одним словом, Хан нажал на религиозную направленность. Темные люди, отсюда и все беды. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Ув. Камал на форуме не должно быть политики. Ваш ролик удален. Впредь попрошу не постить здесь политические ролики.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, Kamal сказал:

Только интересно, твои предположения откуда появились, или так учат нынешнюю молодежь?

Это только моё мнение. Нас не учили. Если вы про историю нашего народа - мы практически ничего не знаем (молодежь). Я это могу с уверенностью сказать. 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 hours ago, Rust said:

Ув. Камал на форуме не должно быть политики. Ваш ролик удален. Впредь попрошу не постить здесь политические ролики.

Согласен, ув. Руст, я как-то не усмотрел политическую подоплеку. Просто вспомнил древних воительниц, всего лишь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 hours ago, Hakan said:

Это только моё мнение. Нас не учили. Если вы про историю нашего народа - мы практически ничего не знаем (молодежь). Я это могу с уверенностью сказать. 

Как я и предполагал. Запретная тема. Но меня радует, что ты очень даже думающий молодой человек. Набирайся знаний, заочно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Hakan сказал:

Здравствуйте, хотел спросить  потомки Жупар кемпир к какому роду приносятся, ее история в точности повторяет историю отца Байжигита предка Кабанбая.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Dinzhan сказал:

Здравствуйте, хотел спросить  потомки Жупар кемпир к какому роду приносятся, ее история в точности повторяет историю отца Байжигита предка Кабанбая.  

Род кырк считают прикочевавшим из Бухары, присоединившимся к каракалпакам еще во времена ногаев. Существует фантастическая легенда о его происхождении, в которой интересно указание на это передвижение с юга. В Бухаре жила женщина по имени Жупар. Она, будучи осенена благодатью Хазрети Хызра, рожала 10 раз по одному «мес» (бурдюк из бараньей кожи), в котором заключалось по 10 сыновей. Так она родила 100 сыновей. Когда муж Жупар женился вторично, его вторая жена также стала рожать «мес» с сыновьями, и у нее таким образом за четыре раза родилось 40 сыновей. Так возникло в Бухаре племя «кырк-жуз» (кырк — сорок; жуз — сто); часть кырков переселилась затем на север и стала предками рода кырк, вошедшего в состав каракалпакского племени ктай.

Многочисленный племенной союз кырк-юз (свыше 20 ООО человек) зафиксирован статистической экспедицией 1924 г. среди узбеков в Бухарском оазисе и в долинах Кафирнигана, Сурхан-Дарьи и Кашка-Дарьи. Магидович считает его остатком какой-то племенной организации, повидимому военного характера, причем напоминает о сообщениях историков Чингис-хана, указывающих на получение Джучием в составе наследствен­ного улуса четырех тысяч (сорока сотен) коренных монголов.

Т.А. ЖДАНКО. ОЧЕРКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭТНОГРАФИИ КАРАКАЛПАКОВ РОДО-ПЛЕ МЕННАЯ СТРУКТУРА И РАССЕЛЕНИЕ В XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 6/15/2019 at 7:23 AM, Hakan said:

 Так возникло в Бухаре племя «кырк-жуз» (кырк — сорок; жуз — сто); часть кырков переселилась затем на север и стала предками рода кырк, вошедшего в состав каракалпакского племени ктай.

Опять эти Кытаи. Хакан, есть ли у тебя книга Зия Куртера "Каракалпаки". Очень хочу почитать эту книгу, так как в этой книге по отзывам тех, кто ее читал, Куртер пишет именно о кытаях, которые вошли в состав каракалпакского народа. Она, между прочим очень даже стоящая книга, по моим соображениям, в книге описываются события именно 14 века. То есть, книга дополняет те отрывочные данные, которые упоминаются в "Джагфар тарийхы".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 5/30/2019 at 6:27 AM, asan-kaygy said:

Интересно было бы книжку про него почитать

Тут есть общие сведения о нем. Кроме того, есть отдельные книги от разных авторов. К сожалению все на каракалпакском языке.

http://www.nukusibc.uz/kr/metbibpos/biografya/22.pdf

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Kamal сказал:

Опять эти Кытаи. Хакан, есть ли у тебя книга Зия Куртера "Каракалпаки". Очень хочу почитать эту книгу, так как в этой книге по отзывам тех, кто ее читал, Куртер пишет именно о кытаях, которые вошли в состав каракалпакского народа. Она, между прочим очень даже стоящая книга, по моим соображениям, в книге описываются события именно 14 века. То есть, книга дополняет те отрывочные данные, которые упоминаются в "Джагфар тарийхы".

Книга Зия Куртера "Каракалпак" у меня нет. В интернете можно заказать эту книгу. Но думаю что в библиотеке Академии Наук Каракалпакстана должно быть. Поищу!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 hours ago, Hakan said:

Книга Зия Куртера "Каракалпак" у меня нет. В интернете можно заказать эту книгу. Но думаю что в библиотеке Академии Наук Каракалпакстана должно быть. Поищу!

Будь добр, окажи услугу. Заранее благодарю!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 7/9/2019 at 8:09 PM, башгирд said:

Кто знает: есть ли связь между арыс и чорос?

Не могу утверждать, но читал неподтвержденные данные, что Арысами в позднесредневековье считались родоплеменные объединения, которые могли выставить не меньше 50 тысяч воинов. Я этому не верю, а считаю, что Арыс это объединение нескольких разнородных племен, подчинявщиеся одному выборному правителю.

Чоросы тоже вполне могут быть таким объединением. Если это так, то связь есть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 минут назад, Kamal сказал:

Не могу утверждать, но читал неподтвержденные данные, что Арысами в позднесредневековье считались родоплеменные объединения, которые могли выставить не меньше 50 тысяч воинов. Я этому не верю, а считаю, что Арыс это объединение нескольких разнородных племен, подчинявщиеся одному выборному правителю.

Чоросы тоже вполне могут быть таким объединением. Если это так, то связь есть.

В период распада империи Чингис-хана под этнонимом чорос (чурас, чорас) фигурирует крупное этно-территориальное объединение. Чорос (Цорос)http://uni08.ru/article/58

Арыс - лев, чорос - богатырь, Понятия сопоставимы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, башгирд said:

В период распада империи Чингис-хана под этнонимом чорос (чурас, чорас) фигурирует крупное этно-территориальное объединение. Чорос (Цорос)http://uni08.ru/article/58

Я это имею ввиду. Объединение - у одних Арыс, у других - Чорос.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, башгирд said:

Арыс - лев, чорос - богатырь, Понятия сопоставимы.

Строки из произведении Бердаха:

 

Жигит болсан Арысландай туылган,

Хызмет еткил удайына халык ушын,

Жигит болса Арысландай туылган,

Хызмет етпес хеш уакытта ози ушын.

Мой перевод:

Если ты джигит, рожденный как Арыслан,

Служи всегда своему народу,

Джигит, рожденный как Арыслан,

Никогда не защищает только свою шкуру.

 

Возможно есть нормальные переводы на стихи Бердаха, но я перевел как бы буквально. 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ЧОРО - "витязь, воин" возможно связано с кыргызским словом "ДЖОРО" имеющем значение "друг, близкий друг".
На алтайском языке "чор" имеет смысл богатырь, воинственный

Венгерское орос = арус= арыс имеет значение воин

1ор
1) — яма, ров
2) — вал со рвом, укрепление
  ор бäгi — комендант крепости

3ōр — царь
4ōр — вор
Радлов Словарь

ОR- II см. ur-. бить, ударять
ORDU I 1. ставка, резиденция хана, дворец (в совр. турецком - войско)
ÖPÜN- I нападать ДТС

"чор", орос = арус= арыс
Возможно от древнего ор

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Т.А. Жданко

Среди последних большой интерес представляет термин «арыс». Мы уже указывали выше, что в переводе с каракалпакского арыс —оглобля. Это же слово обозначает оглоблю, дышло в турецком, казахском, ногайском языках. В казахском оно имеет, кроме того, несколько переносных значений, перечисляемых В. В. Радловым в его «Опыте словаря тюркских наречий»; приведем полностью выдержку из последнего:
«Арыс (kir. = арыш).
1. Westl. Dial. — боковой шест у пурта телеги — die obere Seitenstange am Wagenkorbe.
2. Ostl. Dial. — оглобля — die Femerstange; арыстай джатты — он лежал, растянувшись во весь рост — er lag lang ausgestreckt da; арыс агаши — матица— Hauptdachbalken.
3. Отдел племени — Abtheilung, Unterabtheilung von Geschechtern; 6ip арыс халк — один отдел народа — eine Abtheilung; алты арыс Бай-Терак — шесть отделений Бай-Терекцев  die sechs Abtheilungen der Bai-Tarak».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

32 минуты назад, Hakan сказал:

Т.А. Жданко

Среди последних большой интерес представляет термин «арыс». Мы уже указывали выше, что в переводе с каракалпакского арыс —оглобля. Это же слово обозначает оглоблю, дышло в турецком, казахском, ногайском языках. В казахском оно имеет, кроме того, несколько переносных значений, перечисляемых В. В. Радловым в его «Опыте словаря тюркских наречий»; приведем полностью выдержку из последнего:
«Арыс (kir. = арыш).
1. Westl. Dial. — боковой шест у пурта телеги — die obere Seitenstange am Wagenkorbe.
2. Ostl. Dial. — оглобля — die Femerstange; арыстай джатты — он лежал, растянувшись во весь рост — er lag lang ausgestreckt da; арыс агаши — матица— Hauptdachbalken.
3. Отдел племени — Abtheilung, Unterabtheilung von Geschechtern; 6ip арыс халк — один отдел народа — eine Abtheilung; алты арыс Бай-Терак — шесть отделений Бай-Терекцев  die sechs Abtheilungen der Bai-Tarak».

Также

1арыс = арыш — рожь
3арыс — жадный
арыслан = арслан — лев
арыз — просьба, желание, речь, прошение

Итого
арыс = арс
ор орос→ аорсарс арыс арус
орос→ аорсарс связаны одним понятием воин (витязь), война от ОR- II см. ur-. бить, ударять
ор чорос
ЧОРО - "витязь, воин" возможно связано с кыргызским словом "ДЖОРО" имеющем значение "друг, близкий друг".
На алтайском языке "чор" имеет смысл богатырь, воинственный
У Радлова
1чор = чōр — кусок дерева, сучок
2чор — низкий раб
3чōр = чоkур — дудка

Арыс (союз) родоплеменные объединения, которые могли выставить не меньше 50 тысяч воинов.
Чорос (чурас, чорас) фигурирует крупное этно-территориальное объединение.
объединение богатырей - элитное войско, гвардия.
Каракалпаки (чёрные клобуки) также гвардия

арыс - Отдел племени пришел из другого языка (после ряда преобразований), видимо, во времена хунну 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Hakan сказал:

Т.А. Жданко

Среди последних большой интерес представляет термин «арыс». Мы уже указывали выше, что в переводе с каракалпакского арыс —оглобля. Это же слово обозначает оглоблю, дышло в турецком, казахском, ногайском языках. В казахском оно имеет, кроме того, несколько переносных значений, перечисляемых В. В. Радловым в его «Опыте словаря тюркских наречий»; приведем полностью выдержку из последнего:
«Арыс (kir. = арыш).
1. Westl. Dial. — боковой шест у пурта телеги — die obere Seitenstange am Wagenkorbe.
2. Ostl. Dial. — оглобля — die Femerstange; арыстай джатты — он лежал, растянувшись во весь рост — er lag lang ausgestreckt da; арыс агаши — матица— Hauptdachbalken.
3. Отдел племени — Abtheilung, Unterabtheilung von Geschechtern; 6ip арыс халк — один отдел народа — eine Abtheilung; алты арыс Бай-Терак — шесть отделений Бай-Терекцев  die sechs Abtheilungen der Bai-Tarak».

Из какой книги?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15.06.2019 в 09:23, Hakan сказал:

Т.А. ЖДАНКО. ОЧЕРКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭТНОГРАФИИ КАРАКАЛПАКОВ РОДО-ПЛЕ МЕННАЯ СТРУКТУРА И РАССЕЛЕНИЕ В XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА

5 часов назад, башгирд сказал:

Из какой книги?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...