Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

Эту сказку С.Камалова можешь смело куда-нибудь засыпать. Это сказка чистой воды. Сказка о том, что каракалпаки якобы жили в Хорезме до появления Шейбанихана и Ильбарса, до появления узбеков. Потом аборигены-каракалпаки в союзе с пришлыми узбеками создали Каракалпакскую империю (какое то Аранское ханство) рядом с Хивинском ханством. Это антинаучный бред. Аральцы в те времена вообще то не каракалпаки, они стали каракалпаками совсем недавно.

Очерк о Хивинском ханстве

И.Веселовского

«У нашихъ писателей Аральцами называется смешанное населенiе ядро которого составляютъ Узбеки, а составную часть Каракалпаки и Киргизы. "Аральцы - отродье Узбековъ ", читаемъ в "Месяцеслове историческомъ и географическомъ на 1779 годъ". Таким образомъ , Аральцы - терминъ географическiй, а не этнографическiй».

А ты неуч все сказками себя тешишь, не было тут никогда каракалпакского ханства.

  • Не согласен! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 04.08.2014 в 20:41, Chial сказал:

 

  В 02.08.2014 в 11:13, Kamal сказал:

От кого узбеки защищаются?

Не русские создали ККАССР, а было решено на всеобщем курултае всех народов Средней Азии в 1924 году. На курултае были все лидеры народов данного региона, с каракалпакской стороны присутствовал Аллаяр Досназаров. Тогда же было решено на территориях, где больше всего проживало каракалпакское население создать Каракалпакскую Автономную область со столицей г.Турткуль, вошедшую в состав Киргизской АССР. В 1930 году ККАО вошла непосредственно в состав РСФСР, в 1932 году приобрела статус ККАССР, в 1936 году ККАССР вошла в состав УзССР. Теперь скажи мне, что ты от меня требуешь, хочешь чтоб я переделал решение Всеобщего Курултая? Зачем каракалпакам территория, где нет каракалпаков? Немножко призадумайся.

Такие курултаи особого значения не имели. Главной целью размежевания, устроенной большевиками в 24 году это добиться ослабления многовекового влияния узбеков на других народов. Все республики ЦА созданы большевиками как-бы специально неестественными границами, без учёта множества факторов. Об этом достаточно написано.

 

 

Ты зациклился на кровожадных большевиках. Между прочим эти большевики твои деды, родители, ну а ты скорее всего не был большевиком, еще слишком мал. А я бывший член партии, правда партбилет где-то затерялся, всем сердцем и душой старался и мечтал осуществить идеи коммунизма, но нынче мне говорят, что это было ошибкой. Ошибкой было все, чем жили все наши родители, а деды оказывается напрасно кровь лили ... Ты опустись на землю, большевики это не только русские, которые несправедливо обошлись узбекским народом, разделив их на разные народности.

То что нынче много пишут об ошибках, пишут не только узбеки, пишут также казахи, пишут также татары и все все бывшие народы СССР. Это называется самоопределение (самоутверждаться, самовозвышаться), пересмотр побед и ошибок бывшей империи, а также сокрытие своих слабых сторон типа "если бы не эти русские большевики, то было бы так или эдак, катались бы нынче как сыр в масле". Все зацикливаются только на плохих эпизодах. Ты пойми, СССР это первая в мире империя такого рода и без ошибок не могло обойтись. Если на то пошло, то главным большевиком, отцом всех народов был не русский человек, кого все боялись и уповали. А его правой рукой тоже был не русский. Поэтому нельзя отождествлять отдельных людей с коммунистическими идеями и тем более с большевиками. Хотя врядли тебе что-то дойдет, ты же родился в независимом Узбекистане и кроме своего Ташкента ничего не видел, кроме узбекской литературы и новоузбекской истории ничего не читал.

 

Сам Каримов был большевиком, если не веришь спроси у него.

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 04.08.2014 в 20:48, Chial сказал:

 

  В 02.08.2014 в 11:13, Kamal сказал:

Он прав в одном, что основная масса каракалпаков вышла из Ногайской орды.

Не стоит отрицать очевидный факт. Все каракалпаки вышли из Ногайской орды.

 

 

А ты знаешь где начинались границы Ногайской орды и где кончались? Столько умов занимаются этим вопросом, а вразумительного ответа все еще нет. А ты делаешь умозаключение, раз уж каракалпаки вышли из Ногайской орды, значит они пришли откуда-то из Волги или Урала. Основателем Ногайской орды считается потомки Едиге, который в начале 15 века захватил власть в Хорезме. Если даже идти навстречу к твоей логике, получается каракалпаки пришли в Хорезм раньше чем узбеки.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 04.08.2014 в 20:48, Chial сказал:
  В 04.08.2014 в 20:48, Chial сказал:
  В 02.08.2014 в 11:13, Kamal сказал:

... последний Кучумович и шейбанид Каип хан правил в среде Нижних каракалпаков.

«После смерти Абдуллы в 1598 году престол перешёл в его сыну Абд ал-Мумину, но вскоре началась смута и он был убит мятежниками, вместе со смертью Абд ал-Мумина прекратилась династия Шейбанидов.

Абдулла-хан был похоронен у мавзолея Бахауддина Накшбанда близ Бухары.

Абдулла поставил себе целью объединить все четыре удела шейбанидов: Бухару, Самарканд, Ташкент и Балх в одно единое государство. Для этого потребовались многие годы. Лишь к 1582 году ему удалось воссоздать единое государство Шейбанидов.

В 1583 году, после смерти отца, Абдулла был объявлен ханом всех узбекова его государство называлось Бухарским ханством».

Короче, последний шейбанид в Маварауннахре это Абдулмумин, сын более менее известного хана в истории трёх ханств Абдуллахана II. Он жил в Бухаре. Его отца Абдуллахана узбеки хорошо помнили. 

а Каип один из подставных ханов. Много анекдотов написано про таких хивинских ханов. Известно, что в итоге его выгнали с Хивы.

 

Да, было много ханов, проводивших свои дни в своих покоях, а с чем это было связано, если по-твоему полновластными хозяевами региона были именно узбеки?! Зачем им чужие ханы? Ответ прост, ханская власть была очень слабой, чтоб навязать свою диктатуру на все население ханства.

 

Упомянутый Каип хан был ханом Нижних каракалпаков, он до Хивы не дошел, в 1762 году каракалпакские бии и батыры отстранили его от власти. На то были свои причины, Нижние каракалпаки вели войну с казахами, а Каип хан не смог привлечь русских в свою сторону. А его дед Хасан султан при невыясненных обстоятельствах из Хивы перебрался к туркестанским каракалпакам в конце 17 века, видимо шейбаниды не поделили власть между собой и он вынужден был уйти в Туркестан, впрочем точных данных нет. Вскоре Хасан султан был отдан калмыцкому хану Аюка в качестве заложника, при нем были сыновья Ишим и Байбулат. Ишим Мухаммед стал ханом каракалпаков, а Каип хан его сын. Они потомки Кучума тоже шейбанида. У каракалпаков шейбаниды пережили бухарских шейбанидов на 1,5 века.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 04.08.2014 в 20:48, Chial сказал:
  В 02.08.2014 в 11:13, Kamal сказал:
  В 02.08.2014 в 11:13, Kamal сказал:

Муравьев чрезвычайно по сообщалось население каракалпаков в 1819, цитируя отдельные фигуры 70000 и 100000 семей (что предполагает от 350 000 до 500 000 человек). 

Там говорится сто тысяч человек, а не сто тысяч семейств. В Хивинском ханстве узбеков, туркменов, таджиков было около 400 тыс. Невозможно чтобы каракалпаков было больше всех их вместе взятых.

 

 

Вот задачка да, в одно и то же время разные данные. А ты выбираешь понравившееся и выкладываешь публике.

 

Переселенцы из нижней Сырдарьи перешли пустыню, у них не было ничего кроме своих еле живых скелетов. На новом месте им никто не оказывал никакую поддержку, наоборот оказывалось непосильное налоговое давление со стороны хивинского ханства. Как народ должен выглядеть в таких условиях? Это только каракалпаки-переселенцы, но были и местные каракалпаки, которые жили более менее нормальной жизнью, не похожей на тех бедолаг и не похожих на узбеков, потому и их никем не смогли идентифицировать, кроме как дать название - Аральцы. Они сейчас вместе - нынешние каракалпаки. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 02.08.2014 в 11:13, Kamal сказал:

Да, было много ханов, проводивших свои дни в своих покоях, а с чем это было связано, если по-твоему полновластными хозяевами региона были именно узбеки?! Зачем им чужие ханы? Ответ прост, ханская власть была очень слабой, чтоб навязать свою диктатуру на все население ханства.

Упомянутый Каип хан был ханом Нижних каракалпаков, он до Хивы не дошел, в 1762 году каракалпакские бии и батыры отстранили его от власти. На то были свои причины, Нижние каракалпаки вели войну с казахами, а Каип хан не смог привлечь русских в свою сторону. А его дед Хасан султан при невыясненных обстоятельствах из Хивы перебрался к туркестанским каракалпакам в конце 17 века, видимо шейбаниды не поделили власть между собой и он вынужден был уйти в Туркестан, впрочем точных данных нет. Вскоре Хасан султан был отдан калмыцкому хану Аюка в качестве заложника, при нем были сыновья Ишим и Байбулат. Ишим Мухаммед стал ханом каракалпаков, а Каип хан его сын. Они потомки Кучума тоже шейбанида. У каракалпаков шейбаниды пережили бухарских шейбанидов на 1,5 века.

Очеркъ о Хивинскомъ ханстве

И.Веселовского

С.Петербургъ

1877

  Показать контент
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 05.08.2014 в 18:34, Kamal сказал:
  В 04.08.2014 в 20:48, Chial сказал:
  В 02.08.2014 в 11:13, Kamal сказал:
  В 02.08.2014 в 11:13, Kamal сказал:

Муравьев чрезвычайно по сообщалось население каракалпаков в 1819, цитируя отдельные фигуры 70000 и 100000 семей (что предполагает от 350 000 до 500 000 человек).

Там говорится сто тысяч человек, а не сто тысяч семейств. В Хивинском ханстве узбеков, туркменов, таджиков было около 400 тыс. Невозможно чтобы каракалпаков было больше всех их вместе взятых.

Вот задачка да, в одно и то же время разные данные. А ты выбираешь понравившееся и выкладываешь публике.

Переселенцы из нижней Сырдарьи перешли пустыню, у них не было ничего кроме своих еле живых скелетов. На новом месте им никто не оказывал никакую поддержку, наоборот оказывалось непосильное налоговое давление со стороны хивинского ханства. Как народ должен выглядеть в таких условиях? Это только каракалпаки-переселенцы, но были и местные каракалпаки, которые жили более менее нормальной жизнью, не похожей на тех бедолаг и не похожих на узбеков, потому и их никем не смогли идентифицировать, кроме как дать название - Аральцы. Они сейчас вместе - нынешние каракалпаки.

«При занятiи Хивы въ ея архивахъ найдены были списки туземнаго населенiя. По этимъ спискамъ оседлое населенiе ханства живетъ въ 60,000 домахъ; т.е. простирается до 300,000 душъ; кроме того оказывается 12,000 кибитокъ Киргизовъ и до 20,000 кибитокъ Каракалпаковъ, что составить еще до 160,000 душъ. Но населенiе ханства въ последнее время сильно убавилось («Известiя» Геогр.Общ. 1873 г.т. IX, №10, 379-380)».

Там говориться это местный архив.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 06.08.2014 в 12:20, Chial сказал:

 

  В 02.08.2014 в 11:13, Kamal сказал:

Да, было много ханов, проводивших свои дни в своих покоях, а с чем это было связано, если по-твоему полновластными хозяевами региона были именно узбеки?! Зачем им чужие ханы? Ответ прост, ханская власть была очень слабой, чтоб навязать свою диктатуру на все население ханства.

Упомянутый Каип хан был ханом Нижних каракалпаков, он до Хивы не дошел, в 1762 году каракалпакские бии и батыры отстранили его от власти. На то были свои причины, Нижние каракалпаки вели войну с казахами, а Каип хан не смог привлечь русских в свою сторону. А его дед Хасан султан при невыясненных обстоятельствах из Хивы перебрался к туркестанским каракалпакам в конце 17 века, видимо шейбаниды не поделили власть между собой и он вынужден был уйти в Туркестан, впрочем точных данных нет. Вскоре Хасан султан был отдан калмыцкому хану Аюка в качестве заложника, при нем были сыновья Ишим и Байбулат. Ишим Мухаммед стал ханом каракалпаков, а Каип хан его сын. Они потомки Кучума тоже шейбанида. У каракалпаков шейбаниды пережили бухарских шейбанидов на 1,5 века.

Очеркъ о Хивинскомъ ханстве

И.Веселовского

С.Петербургъ

1877

 

 

Но это не каракалпакский Каип хан. При Каип хане ближайшим управленцем делами ханской администрации был тогда еще молодой Маман батыр со своим ординарцем Полат есаулом. Каип хан даже не желал иметь дело с Хивой, этого мнения придерживался позже и Маман, после отмены ханской власти ставший бийем арыса Онторт уру. Из-за этого же они рассорились с бийем арыса Конрат Айдосом, который выдвигал свое желание присоединиться к Хиве. А почему Каип хан исключал Хиву как союзника можно объяснить только одной причиной. Его дед Хасан султан был изгнан (скорее всего так и было) из Хивы, потом был туркестанскими каракалпаками отправлен к Аюка хану, где он находился до своей смерти. Его сыновья Ишим Мухаммед и Байбулат (известен как Карасакал - Шуна батыр) воспитывались в среде калмыцкого ханского двора. Но Ишима каракалпаки забрали обратно в связи со смертью предыдущего хана и поставили своим ханом. Он видел как калмыки мирно уживаются с русскими и став ханом тоже возжелал присоединиться к России. Есть его обращение к русским от 1722 года. Но вскоре началась война с джунгарами, разгромившими и разделившими каракалпаков на несколько частей, а сам Ишим скорее всего был убит, так как сведений о нем больше нет. Разделенными каракалпаками стали править его сыновья - Шайбак, Бабыт, Убейдулла и Каип. Первые два оказались во власти джунгар, а Каип с Убайдуллой правили сохранившими свою независимость Нижними каракалпаками. Он тоже как и его отец дважды обращался к русским в 1731 и в 1743 гг. Русские приняли просьбу, но в том же 1743 году началась война с казахами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 06.08.2014 в 12:31, Chial сказал:

 

  В 05.08.2014 в 18:34, Kamal сказал:

 

  В 04.08.2014 в 20:48, Chial сказал:

 

  В 02.08.2014 в 11:13, Kamal сказал:

 

  В 02.08.2014 в 11:13, Kamal сказал:

Муравьев чрезвычайно по сообщалось население каракалпаков в 1819, цитируя отдельные фигуры 70000 и 100000 семей (что предполагает от 350 000 до 500 000 человек).

Там говорится сто тысяч человек, а не сто тысяч семейств. В Хивинском ханстве узбеков, туркменов, таджиков было около 400 тыс. Невозможно чтобы каракалпаков было больше всех их вместе взятых.
Вот задачка да, в одно и то же время разные данные. А ты выбираешь понравившееся и выкладываешь публике.

Переселенцы из нижней Сырдарьи перешли пустыню, у них не было ничего кроме своих еле живых скелетов. На новом месте им никто не оказывал никакую поддержку, наоборот оказывалось непосильное налоговое давление со стороны хивинского ханства. Как народ должен выглядеть в таких условиях? Это только каракалпаки-переселенцы, но были и местные каракалпаки, которые жили более менее нормальной жизнью, не похожей на тех бедолаг и не похожих на узбеков, потому и их никем не смогли идентифицировать, кроме как дать название - Аральцы. Они сейчас вместе - нынешние каракалпаки.

«При занятiи Хивы въ ея архивахъ найдены были списки туземнаго населенiя. По этимъ спискамъ оседлое населенiе ханства живетъ въ 60,000 домахъ; т.е. простирается до 300,000 душъ; кроме того оказывается 12,000 кибитокъ Киргизовъ и до 20,000 кибитокъ Каракалпаковъ, что составить еще до 160,000 душъ. Но населенiе ханства въ последнее время сильно убавилось («Известiя» Геогр.Общ. 1873 г.т. IX, №10, 379-380)».

Там говориться это местный архив.

 

 

В местном архиве много поэтики, летописи не увязываются с действительностью. Хивинский архив считается самым коррумпированным. Если даже принять это за правду, в число 300 тысяч оседлого населения каракалпаки тоже входили. Давно осевшие каракалпаки в основном проживали на юге в районах нынешних Турткуля и Беруний, а также в Хиве и Ургенче, Ходжейли, Чимбай, Кунград и т.д. Переход из Сырдарьи проходил в несколько этапов в основном состоящих из людей богатого сословия, которые с собой уводили целые племена, пешком пустыню прошли в последнем этапе только бедное население, да и они давно уже не были ни кочевниками, ни полукочевниками, плюс еще местные аральцы. Еще до прихода русских в 1873 году, каракалпаки сумели выйти из того жалкого существования благодаря своим бесконечным восстаниям. Последнее крупное восстание 1859 года заставила Хиву дать каракалпакам систему самоуправления. Над каракалпаками стоял только один хивинский хан и больше никто не имел права вмешиваться во внутренние дела каракалпаков, которые управлялись своим Ага беком. 

 

Не понятно, ведь при желании каракалпаки и казахи составлявшие треть населения Х.х. (160 тысяч) могли разнести в пух и прах все Хивинское ханство, состоящее всего из 460 000 населения включая их самих, тем более население еще и убавилось. Что мешало? Тут явное не совпадение данных или липовый список. Или управлял ханством казах или каракалпак, что придерживало от таких действий. Короче, это оказалось мифом, что Хива была великодержавным узбекским ханством.

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 02.08.2014 в 10:28, Chial сказал:

 

  В 01.08.2014 в 17:11, Kamal сказал:

И где же историческая Родина каракалпаков??? ... Узбекский народ не спас каракалпаков от истребления, так как в 18 веке...

Замечания майора Бланкеннагеля впоследствие поездки его из Оренбурга в Хиву в 1793-94 годах.

 

Вообще, число населяющих Хивинскую землю не можно положить более как до ста тысяч душ, из которых: Осбеков 45, Сартов 15, Каракалпаков 10 и Иомутов 5 или 6 тысяч; а прочие пленные невольники. Во время часто бывающих здесь междоусобий, все за оружие принимаются; число, однако же, могущих носить оружие, как из общих сборищ их, каково было и в прошлом году, увериться можно, полагается не более как от двенадцати до пятнадцати тысяч, из коих пехоты, вооруженной огнестрельным оружием, которое у них без замков, а с фитилями, не более двух тысяч; прочие выезжают на лошадях, имея одни луки и стрелы, а другие пики и сабли; лучшими из них воинами почитаются Иомуты, по них Каракалпаки, а по них Осбеки; Сарты же из всех худшими.

 

 

Чиал, ты начал из 10 тысяч каракалпаков, якобы спасенных Хивинским ханом. Теперь соглашаешься со 100 тысячами. Факт не в том, сколько их было, а в том, что они были голодранцами в лохматьях еле уцелевших от натиска казахов, и которых можно было легко придушить голыми руками, а постепенно превратились почти в хозяев, именно так и было бы, если бы не русские, разделившие Хиву в 1873 году пополам. Теперь, прикинь, как так случилось, ведь 10 тысяч легко могли превратиться в узбеков, а не увеличиваться в размерах?! Тут есть природный фактор, многие из называвшихся или называемых узбеками, на самом деле были каракалпаками. Вливание в их состав сырдарьинских каракалпаков дало импульс (разбудило каракалпакское самосознание) не давая затеряться в среде чужих народов. Вот это и есть историческая Родина - в родном доме даже стены помогают. Если проследить путь каракалпаков, то их места пребывания огромные - Крым, Кавказ, Киевская Русь, Волга, Урал, Сибирь, Казахские степи, Ферганская и Зарафшанская долины, но в этих местах нынче каракалпаков фактически нет, потому что не Родина, а вынужденное пребывание. Эти пребывания длились местами от 100 до 300 лет, но всеравно не были вечными.

Изменено пользователем Kamal
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Каракалпакском ДНК проекте есть мое сообщение о польско-литовских татарах. Их ДНК фактически идентичо с ДНК современных каракалпаков. А в википедии вот что сообщается:

 

  Цитата

Согласно собственной традиции первые татары пришли в Великое Княжество Литовское из Золотой Орды вместе с бежавшим в Литву ханом Тохтамышем.[4]. В качестве самостоятельной этнической группы татарского народа сформировались в конце XIV — начале XV веков[5] на территории Великого княжества литовского из поступивших на службу к литовским князьям выходцев изЗолотой Орды, позже из Большой и Ногайской ОрдКрымского ханства, в том числе потомков Мамая и его воинов (см. князья Глинские). В первой половине XV века образовали вассальные Литве княжества — Джаголдаева тьма икняжество Мансура. На протяжении веков военная служба являлась основным занятием польско-литовских татар. Татары составляли значительную часть конных войск Великого Княжества Литовского (см. Грюнвальдская битва).

В XVIII веке в войске Речи Посполитой насчитывалось несколько татарских полков. В Российской империи в 1797 годубыл создан Литовско-татарский конный полк. В 1812 году в гвардии Наполеона был сформирован эскадрон литовских татар.

 

 

То есть, они образовались из военнослужащих Золотой Орды. В то же время о самих каракалпаках в эпоху Золотой Орды говорится, что они в основном привлекались к воинской службе.

 

  Цитата

Есть в Средней Азии, кроме пяти союзных социалистических республик, одна автономная, она входит в Узбекскую ССР. Это республика небольшого народа каракалпаков. Но история народа не становится ни более короткой, ни более спокойной от того, что он насчитывает не миллионы, а сотни или десятки тысяч людей...

Каракалпаки - вот название, которое как будто легко понять: по-тюркски оно и сегодня значит "черные шапки". Большой есть соблазн у ученых связать сегодняшнее население Каракалпакской АССР с племенем черных клобуков, упоминаемым в древних русских летописях. Черные клобуки принадлежали тогда к числу "своих поганых", были союзниками русских князей в их борьбе против половцев. Неизвестно точно, с теми же или другими древними племенами, носящими это имя, столкнулись монголы на левобережье Волги, по соседству с древними булгарами и башкирами; во всяком случае, историки времен походов Чингисхана и Тамерлана упоминают народ с таким названием, живущий в этих местах.

Среди самих каракалпаков распространено представление о том, что они пришли на свою теперешнюю родину, на земли к востоку от Аральского моря, с Волги.

Опять-таки у башкир - вспомните - среди родоплеменных названий встречается и имя каракалпаков.

Значит, во всяком случае какие-то из предков современного каракалпакского народа пришли в Среднюю Азию с северо-запада. Правда, рассказывают еще, что и до появления на Волге их предки жили все-таки в Средней Азии.

С одной стороны - далековато друг от друга Северное Причерноморье и Средняя Азия. С другой стороны - и то и другое лежит в полосе степей, а предки каракалпаков были кочевниками...

Конкретное объяснение того, как каракалпаки Причерноморья появились в Поволжье, изложил в книге "Идолы, курганы, монеты" известный археолог, доктор исторических наук Г. А. Федоров-Давыдов.

После разгрома монголами Киевской Руси подчинявшиеся русским князьям черные клобуки оказались подвластны монгольским золотоордынским ханам. И те заставили своих новых подданных перекочевать в Поволжье, поближе к столице Золотой Орды, Сараю, туда, где черных клобуков можно было всегда иметь под рукой и для сбора с них дани, и для использования их как военной силы. А воинская слава каракалпаков продержалась несколько столетий, хоть им и приходилось воевать в основном под чужими знаменами. Восточные летописцы позднего средневековья не раз говорят о доблести и упорстве каракалпаков в бою.

Какова же все-таки роль старых черных клобуков в возникновении современного народа? Они стали одной из его составных частей, смешавшись с теми родственными тюркскими племенами, что и не уходили из Средней Азии; а потом вместе с ними - под давлением казахских ханов - отошли на юг, где и заняли свои нынешние земли.

 

 

Значит предками польско-литовских татар были каракалпаки? Дело в том, что каракалпакские гены присутствуют и у самих прибалтов, по крайней мере у эстонцев есть такие данные.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 04.08.2014 в 13:53, Peacemaker сказал:

 

 

 

 

  Цитата

 

 

В 1723 году Цэван-Рабдан вёл успешные войны с казахами, нападавшими с востока на ойратские кочевья, в результате которых казахи потеряли обширные территории в районе Семиречья и уступили ойратам Ташкент иТуркестан. Зависимость от джунгар признали также Ходжент и Самарканд[10]. В 1725 году джунгары разгромили каракалпаков.

 

Где произошла битва? Сколько было каракалпаков?

 

 

Битва, естесственно произошла на Туркестане, вполне возможно по среднему течению Сырдарьи. Письменных источников нет, битв было много, кроме каракалпаков бились еще и казахи. Нынче нет и самих джунгар, у кого могли бы сохраниться какие-либо записи о тех боях.

По преданиям народа, в джунгарском нашествии каракалпаки потеряли 90% своего населения. Как сейчас известно, в число потерь вошли и Верхние каракалпаки, принявшие джунгарское подданство (они действительно стали потерей, потому, что в последующем так и не присоединились к Нижним каракалпакам, разве что единицы). Итого, без учета Верхних каракалпаков, которые существовали некоторое время, примерно 50-60% населения были убиты, ранены, проданы в рабство, бежали кто куда. 10% - это Нижние каракалпаки и аральцы, которые в течение 1,5 века (с 1723 по 1873 год) отстаивали свои права на жизнь и сохранились как нынешние каракалпаки.

Большая потеря каракалпаков связана с тем, что именно в Туркестанском регионе, куда был направлен главный удар джунгар, в основном и были сосредоточены каракалпаки. По сведениям Татищева, в 40-х годах 18 века, каракалпаки были в состоянии выставить 25 тысяч войск, по другим источникам того же периода - 40 тысяч. А в период джунгарского нашествия в 20-х годах, стало быть намного больше. Но трудности противостоять джунгарам в тот период, это все-таки следствие отсутствия единой власти на тот момент. Известно, что на рубеже 17-18 вв некоторые группы каракалпаков были присоединены казахскому хану Тауке, а также управлялись своими биями и своими ханами из Кучумовичей. В этот период каракалпаками управляли - Табурчак султан (к 1723 году его сын, их генеология неизвестна), Сасык бий (к 1723 году - один из бийев из народа, имя неизвестно) и Жангир ( к 1723 году Ишим Мухаммед - из Кучумовичей) одновременно и каждый имел свои улусы, расположенные по обеим берегам Сырдарьи со среднего течения Сырдарьи до Аральского моря, а также в дельте Амуддарьи. 

Одним словом, поражение каракалпаков от джунгар это большая тема для отдельного изучения. Также необходимо изучение - при каких обстоятельствах Верхние каракалпаки приняли джунгарское подданство, при этом сохранили вассальную зависимость, религия осталась прежней, то есть - Ислам, и почему при ликвидации Джунгарского ханства, Верхние каракалпаки фактически уцелели?! Они, несмотря на свою многочисленность и более благоприятную ситуацию чем оказались их Нижние сородичи, исчезли намного позднее - к последней четверти 18 века путем ассимиляции с другими народами, вернее не сыграли какую-либо политическую роль и постепенно слились в массе народов разных ханств.

Изменено пользователем Kamal
  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сведения Перевощикова о Хиве начала 19 века. Его примерные данные о населении порядка 400 тысяч. Сарты - более 100 тысяч, каракалпаки - более 100 тысяч, туркмены - около 50 тысяч, узбеки - около 30 тысяч. Еще примерно 100 тысяч невольников. Отмечу, восстания каракалпаков начались с 1825 года под руководством самого Айдос бия, который был особым приближенным хивинского хана и продолжались с некоторыми перерывами вплоть до получения самостоятельности в 1859 году.

 

http://militera.lib.ru/explo/muraviev_karsskiy_nn/04.html

 

  Цитата

Народы населяющие Хиву.

Я не буду распространяться о древности народов обитавших в разные времена в земле Хивинцев, (предоставляю сии исследования времени и другой книге, когда кончу собрание нужных для сего материалов) здесь же опишу народы ныне населяющие Хиву и отличительные черты их нрава. [25]

Хива населена четырьмя разноплеменными народами: Сартами, настоящими и первобытными владельцами сего края.

Каракалпаками, по соседству бывшими под влиянием сих последних.

Узбеками, иноземными завоевателями сего края.

И наконец Туркменами разных поколений, промышленностью и иными выгодами привлеченными в сию страну.

Четыре народа сии первоначально были между собой в отношениях хозяев, работников, завоевателей и гостей. — Со временем же племена сии смешались и составив одно целое, разделились на четыре сословия.

Купцов, земледельцев, господ и войска.

Жиды.

В Хиве есть издревле поселившиеся Жиды принявшие Магометанскую веру; других же иноземцев почти никогда не бывает в Ханстве, они не посещают оное, опасаясь разбоев, мятежей, и насилий терзавших всегда владение сие.Со времен царствования нынешнего Владельца, между сказанными четырьмя народами исповедующими одну Магометанскую веру по обряду Суннитов, более равенства, и хотя каждой из них особенно занимается исключительно промыслом своего сословия, однако же не воспрещается оное переменить и заниматься другим; и потому увидишь иногда Сарта в Государственной должности, Туркмена хлебопашца, Каракалпака занимающегося хищничеством и воровством, Узбека торговлею и так взаимно. — Магмед Рагим ввел сие, дабы уровнять состояния и достоинства, и тем истребить распри происходившие от предпочтения коим некоторые пользовались.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

НАШИ СОСЕДИ ВЪ СРЕДНЕЙ АЗIИ

ХИВА И ТУРКМЕНIЯ

С.-ПЕТЕРБУРГЪ

1873

Нынешнее Хивинское ханство, со всехъ сторонъ окруженное пустынею, не имеетъ точно обозначенныхъ границъ, почему и квадратное содержанiе пространства его определить нетъ возможности. Принимая въ соображенiе только плодородныя части, лежащiя въ нижныхъ частяхъ Аму-Дарiи, можно положить всю площадъ въ 400 квадратныхъ мылъ.

Всехъ городовъ въ ханстве Вамбери насчитывается 32, по большинство изъ нихъ совершенно ничтожны, и мы остановимся только на техъ изъ нихъ, которые сколько нибудъ заслуживають вниманiя въ какомъ либо отношенiи; такiе города и местечки лежатъ почти исключительно на левомъ берегу реки Аму-Дарьи и, начиная съ юга, идутъ въ следующемъ порядке:

Хазаръ-аспъ, Ханка, Ургенчъ, Китай, Бентъ, Ходжейли, Кунградъ.

Все указанные до сихъ поръ города лежатъ если не на самой реке Аму-Дарье, то по крайней мере въ самомъ близкомъ отъ нея разстоянiи.

Следующiе города лежать уже далее къ западу отъ реки и идутъ, начиная съ севера, въ следующем порядке:

Куня-Ургенчъ, Порсу, Ташаусъ, Шахъ-абатъ, Кошъ-купыръ.

Хива, главныя городъ ханства и местопребыванiе хивинскихъ хановъ.

По разногласiю въ числе, которое обыкновенно приводятъ разные путешественники, трудно указать настоящую цифру узбековъ; кажется всего вернее предположить ее въ 200,000 душъ.

Узбеки въ ханстве суть земледельцы, ремесленики и торговцы; кроме того, они, какъ завоеватели края, сохраняютъ за собою честь давать стране хановъ и визирей, которые могутъ быть только изъ родовыхъ узбековъ. О военныхъ качествахъ хивинцевъ можно сказать вообще, безъ различiя тюркскаго или персидскаго происхожденiя, что они храбры до запальчивости при первомъ натиске и удаче, но быстро теряютъ отвагу при вервомъ твердомъ отпоре и становятся обыкновенными среднеазiятскими трусами, тотчасъ же обращающимися въ бегство.

Вообще хивинцы, не исключая узбековъ, не отличаются храбростью, но, не испытавъ еще ни одного пораженiя отъ регулярныхъ войскъ, они вполне уверены въ своей силе и въ томъ, что имъ некого бояться.

Успехъ нашихъ действiй отчасти гарантированъ слабостью Хивинскаго ханства. Допустимъ, что теперъ заведены въ Хиве сарбазы, что ею получено изъ Индiи несколько тысячъ порядочныхъ ружей, можетъ бытъ несколько хорошаго пороха и другихъ военныхъ запасовъ; что, наконецъ, у хана есть до 60 орудiй съ лафетами: откуда хивинскому войску было взять дисциплину, тактическое образованiе, хорошихъ генераловъ, боевую опытность и прочую организацiю военнаго хозяйства, которая бы обеспечивала возможность продолжительной борьбы? Всего этого нетъ, а между темъ хану придется, при первомъ же известiи о движенiи нашихъ войскъ отъ Эмбы и Красноводска, собрать свое воинство, которое однимъ своимъ пребыванiемъ въ стране истощитъ ее, и если даже будетъ иметь смелость пойти впередъ для задержанiя движенiя нашихъ отрядовъ, то, возвратясъ усталымъ и, вероятно, разбитымъ, только увеличитъ общую безурядицу, общiй страхъ.

Туркмены, по свидетельству Вамбери, держаться по степямъ, прилегающимъ къ Хивинскому оазису съ юга, а отчасти и среди самаго оазиса, въ степныхъ полосахъ между каналами. Они принадлежать къ двумъ главнымъ родамъ: iумидамъ и чаудорамъ; гокленовъ же весьма мало. Общее число ихъ можетъ простираться съ небольшимъ до 50,000 душъ. За исключенiемъ племенъ, числящихся въ подданстве Персiи, Бухары и Хивы, и небольшаго числа мангишлакскихъ туркменовъ, платящихъ подати Россiи, все остальные племена вполне независимы. Борнсъ считает общее число туркменъ въ 141,000 кибитокъ.

Третiй элементъ народонаселенiя составляютъ каракалпаки, по происхожденiю своему и образу жизни весьма близко подходящiе къ киргизамъ. Въ прежнее время они играли весьма важную роль въ делахъ Средней Азiи, а ныне составляютъ самое забитое среднеазiятское племя, пользующееся репутацiею идiотовъ. Они кочуютъ въ северной части Хивинскаго ханства, вблизи Аральскаго моря, озера Дау-кара и городовъ Кунграда, Ходжейли и Кипчака. Они занимаются одинаково какъ хлебопашествомъ, такъ скотоводствомъ и рыболовствомъ; впрочемъ, скотоводство ихъ весьма незначительно. Общее числи ихъ ныне не превосходитъ 50,000 душъ; они обязаны Хиве военною службою и платятъ ей подати; разделяются на несколько отделенiй, управляемымъ особыми начальниками подъ веденiемъ хивинскихъ властей. Хивинцевъ они очень не любятъ.

О киргизахъ, находящихся въ подданстве Хивы, мы почти не имеемъ никакихъ сведенiй; большинство этого народа находится ныне въ подданстве Россiи. Пологаютъ, что общее число киргизъ, считающихся себя въ подданстве Хивы, не превышаетъ 10 или 15,000 душъ.

Пятая народность Хивинскаго ханства – эта сарты или таджики. Въ настоящее время ихъ оченъ не много, и свой родной персидскiй языкъ они мало по малу заменили турецкимъ.

Персы здесъ живутъ какъ рабы или какъ освобожденные отъ рабства. Многiе изъ пленныхъ, откупившись даже на волю, предпочитаютъ оставаться въ Хиве. Общее число персiянъ даходитъ до 40,000 душъ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 02.08.2014 в 11:13, Kamal сказал:

Сарты.

Сарты или (тата) первоначальные жители сего края многочисленны, живут в городах, занимаются преимущественно торгом и обманом.

http://militera.lib.ru/explo/muraviev_karsskiy_nn/04.html

Я тоже наткнулся на другой источник, где тоже намекается на многочисленность таджиков в Хорезме:

ХИВА. Перевод из “Nordische Presse”

Владельцы Хивы самовластно простирают пределы своих владений далеко за эту дельту; они считают своими подданными все соседние кочующие племена, которые платят им принудительную дань, приводят к ним в неволю похищенных русских и персиян и нанимаются им помогать в грабительских набегах и в нападениях на русские торговые караваны. Определение точных границ последует только теперь, по окончании похода против Хивы.

В хивинском оазе насчитывается 25 городов, из которых многие, впрочем, не заслуживают этого имени, и около 50 меньших поселков. Если сравнить различные показания о численности населения ханства, то можно остановиться на цифре 350,000; из этой цифры будет 100,000 кочевников и 250,000 оседлых.

Господствующее племя – турецкое: Узбеки. Сам хан Узбек. Они – завоеватели земли, занимаются торговлею, земледелием, охотою, и несут военную службу.

Таджики, персидское племя, первоначальные, покоренные жители страны, развитием выше своих покорителей. Они самые многочисленные жители Хивы; почти вся торговля в их руках. Каверзин, русский невольник, долго среди их живший, называет их боязливыми, смирными, подлыми; они охотно обманывают, дурно платят долги; плохие наездники, не годятся для войны, одержимы отвратительнейшими пороками, но много молятся и даже между ними есть ученые люди.

Значительную тоже долю населения составляют персидские невольники, вольноотпущенные персияне и их потомство. По Базинеру их от 40 до 52,000, по Вамбери – около 40,000. Они очень усердно занимаются земледелием.

Каракалпаки, в числе около 40,000 душ, кочуют в северной половине ханства, около устий Аму-Дарьи и по низменностям Дау-Кара. Они мало занимаются земледелием, несколько тяжелы на подъем и боязливы, а потому дурные воины, живут бедно.

Туркмены, племен Ямуд и Гоклан, живут в окрестностях Куня-Ургендша, Ильалы и Тамгауса, занимаются земледелием и скотоводством. Они нрава хищного, задорны и упрямы и служат хану на войне.

Киргизы кочуют у озера Айбугирь и в местностях, обитаемых Каракалпаками; они не очень многочисленны и главное их занятие – скотоводство. Они часто продают своих детей Узбекам и Таджикам.

Кроме этих племен в Хивинском ханстве есть еще татары, евреи, арабы и ямшиды. Арабы – потомки выписанных очень давно из Мекки преподавателей магометанского закона. Ямшиды – родом из Герата и только в 1841 г. были насильно переселены в Хиву при набеге на их родные места.

Столица имеет около 20,000 жителей, принадлежащих разным национальностям и вообще занимающихся главным образом торговлею и мелкими промыслами, в число которых входит, при случае, и воровство.

После того как Хива, в средние века называемая Ховаресм или Харесм, долго пробыла под властью Сельджукийских турок и управлялась наместниками, - одни из последних, по имени Афтиз, сделался в 1127 г. самостоятельным ханом. Его преемники простерли свои завоевания даже на Бухару, Самарканд и часть Персии. Но монголы при Чингис-хане вторилась и в Ховаресм, покорили и опустошили страну. Она тоже много натерпелась от Тимура, который в 1388 разрушил тогдашнюю столицу Ургендш и перевел жителей в Самарканд.

Потом Хива побывала под властью еще Бухары и Персии, и снова досталась Узбекам, которые постепенно и придали ей ее нынешний строй и вид.

"ХИВА" 1873г. №20 Страницы: 317-320

Автор: Автор: Гельмерсен. Редактор В. Клюшников

http://zerrspiegel.orientphil.uni-halle.de/t82.html

***

Некоторые досоветские источники действительно "предварительные" и не надёжные. Кроме аборигенов таджиков там в 16 веке проживало и до-шейбанидское огузоязычное население, которое слилось с пришлыми узбеками. Авторы 19 века как Вамбери, Хорошхин не выделяли этих огузов от дашти-кипчакских узбеков.

А.ХОРОШХИН: ВОСПОМИНАНИЯ О ХИВЕ (БЕГЛЫЕ ЗАМЕТКИ, 1876):

Хивинцы говорят совершенно оригинальным наречием тюркского языка, несколько схожим с азербеджанским. Тип же их определить нелегко, потому что они представляют собою, не исключая и самого хана с его братьями, смесь узбеков с персами или, точнее, с персиянками. Вследствие этого, сформировалась, в особенности в высших слоях общества (купцы, служилые, ходжи) совершенно своеобразная наружность, встречающаяся иногда и в рабочей массе. Отличительные черты этого типа: острые узбекские скулы, плоский нос и жидкая борода, рядом с большими, правильно очерченными персидскими глазами. Тоже можно сказать и о женщинах.

***

Хорошхин тут по своему объясняет слияние хорезмцев (давное огузоязычное население) и дашти-кипчакцев и называет их узбеками. Кроме них он там отметил и сартов (таджиков). Короче, он не выделяет ранних тюркоязычных хорезмцев от узбеков. Вамбери и другие авторы считающих узбеков многочисленными тоже не отмечали их отдельно от узбеков. Но, другие авторы как Гельмерсен видимо путали этих огузоязычных узбеков с таджиками, по этому последние оказывается многочисленными.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бахрушин С.В.

Он советский.

  Показать контент
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бахрушин.

Население городов и земледельческих селений составляли прямые потомки древних жителей Хорезма, впитавшие в себя многочисленные пришлые, главным образом, тюркские элементы, и подвергавшиеся уже к этому времени полному отуречению по своему языку. Это были носители земледельческой и городской культуры. В их руках находились торговая и ремесленная деятельность, а также и земледелие.

***

Они слились с пришлыми кипчакскими узбеками. По этому узбеки уже не пришлые.

Г.П.Снесарев

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К « КАРТЕ РАССЕЛЕНИЯ УЗБЕКОВ НА ТЕРРИТОРИИ ХОРЕЗМСКОЙ ОБЛАСТИ

(конец XIX – начало XX в.)»

тоже советский

  Показать контент
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 09.08.2014 в 08:31, Kamal сказал:

 

  В 04.08.2014 в 13:53, Peacemaker сказал:

 

 

 

 

  Цитата

 

 

В 1723 году Цэван-Рабдан вёл успешные войны с казахами, нападавшими с востока на ойратские кочевья, в результате которых казахи потеряли обширные территории в районе Семиречья и уступили ойратам Ташкент иТуркестан. Зависимость от джунгар признали также Ходжент и Самарканд[10]. В 1725 году джунгары разгромили каракалпаков.

 

Где произошла битва? Сколько было каракалпаков?

 

 

Битва, естесственно произошла на Туркестане, вполне возможно по среднему течению Сырдарьи. Письменных источников нет, битв было много, кроме каракалпаков бились еще и казахи. Нынче нет и самих джунгар, у кого могли бы сохраниться какие-либо записи о тех боях.

По преданиям народа, в джунгарском нашествии каракалпаки потеряли 90% своего населения. Как сейчас известно, в число потерь вошли и Верхние каракалпаки, принявшие джунгарское подданство (они действительно стали потерей, потому, что в последующем так и не присоединились к Нижним каракалпакам, разве что единицы). Итого, без учета Верхних каракалпаков, которые существовали некоторое время, примерно 50-60% населения были убиты, ранены, проданы в рабство, бежали кто куда. 10% - это Нижние каракалпаки и аральцы, которые в течение 1,5 века (с 1723 по 1873 год) отстаивали свои права на жизнь и сохранились как нынешние каракалпаки.

Большая потеря каракалпаков связана с тем, что именно в Туркестанском регионе, куда был направлен главный удар джунгар, в основном и были сосредоточены каракалпаки. По сведениям Татищева, в 40-х годах 18 века, каракалпаки были в состоянии выставить 25 тысяч войск, по другим источникам того же периода - 40 тысяч. А в период джунгарского нашествия в 20-х годах, стало быть намного больше. Но трудности противостоять джунгарам в тот период, это все-таки следствие отсутствия единой власти на тот момент. Известно, что на рубеже 17-18 вв некоторые группы каракалпаков были присоединены казахскому хану Тауке, а также управлялись своими биями и своими ханами из Кучумовичей. В этот период каракалпаками управляли - Табурчак султан (к 1723 году его сын, их генеология неизвестна), Сасык бий (к 1723 году - один из бийев из народа, имя неизвестно) и Жангир ( к 1723 году Ишим Мухаммед - из Кучумовичей) одновременно и каждый имел свои улусы, расположенные по обеим берегам Сырдарьи со среднего течения Сырдарьи до Аральского моря, а также в дельте Амуддарьи. 

Одним словом, поражение каракалпаков от джунгар это большая тема для отдельного изучения. Также необходимо изучение - при каких обстоятельствах Верхние каракалпаки приняли джунгарское подданство, при этом сохранили вассальную зависимость, религия осталась прежней, то есть - Ислам, и почему при ликвидации Джунгарского ханства, Верхние каракалпаки фактически уцелели?! Они, несмотря на свою многочисленность и более благоприятную ситуацию чем оказались их Нижние сородичи, исчезли намного позднее - к последней четверти 18 века путем ассимиляции с другими народами, вернее не сыграли какую-либо политическую роль и постепенно слились в массе народов разных ханств.

 

  Цитата

 

 

В 1741 году в конце августа произошла многодневная битва между 30-тысячным войском казахов и каракалпаков на урочище Харбали. На этот раз их встретил не один Доржи Назаров со своими воинами, а войско сына хана Рандула - в 9-дневной битве казахско-каракалпакское войско было разгромлено, после чего было заключено перемирие сроком примерно на 15 лет (в условиях говорилось, что если в этот день родится мальчик, то только тогда можно будет начинать войну, когда он сам сможет пойти в этот поход)...

Калмыцкие источники выставляют войско хана Рандула победителями.

 

Верхние каракалпаки где сейчас?

Некоторые пишут,что джунгары в 19-веке с лица земли полностью исчезли . Это не верно.Они у нас.

  Цитата

 

 

История Казахстана .1723-1727 гг. - "Годы великого бедствия". В войне с джунгарами погибло около 1 млн. казахов.

 

А сколько казахов погибло после 1727 года в войне с джунгарами?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 14.08.2014 в 14:55, Peacemaker сказал:

 

 

 

 

 Верхние каракалпаки где сейчас?

Некоторые пишут,что джунгары в 19-веке с лица земли полностью исчезли . Это не верно.Они у нас.

 

 

А сколько казахов погибло после 1727 года в войне с джунгарами?

 

 

Я просматривал некоторые архивные документы (переписки русской канцелярии) относительно начала 20-х годов 18 века пытаясь найти что-нибудь о битвах каракалпаков с джунгарами. О непосредственной битве нет ничего пока, только есть политическая обстановка каракалпаков. Краткий вывод такой - каракалпаки Туркестана к этому времени поднялись на вершину своего могущества. Это видно из сообщений, что каракалпаки в это время были главными донорами по поставке царей в Бухару, а Абулхаир хан Младшего жуза опасался вступать с каракалпаками в военный конфликт. В сведениях 1721 года, бухарцы просили у Ишим Мухаммеда его сына на ханство в Бухаре, а когда казахи задержали русских послов у себя в орде, Ишим пригрозил Абулхаиру идти войной против него, и тот отпустил. Это вроде такие мелкие эпизоды, но если брать во внимание, как нынче узбеки с казахами строят каракалпакскую историю то это многое означает. В 30-е годы, когда Нижние каракалпаки остались в меньшинстве, Абулхаир хан целенаправленно, без опаски и нагло провоцировал каракалпаков на войну и добился-таки. 

 

Вся путаница каракалпакской истории в том, что они хотя как народ были едины, но придерживались разной политической идеи. Кучумовичи все старались вернуть Сибирь и все рвались в бой, только при Ишим Мухаммеде началась кое-какая оттепель в русско-каракалпакских отношениях. Та часть народа, которая управлялась своими биями видимо хотела только тишину и мира. А часть, привлеченная в казахскую политическую лигу - была предана своим лидерам вливаясь в их политическую игру. Кроме того каракалпакские гарнизоны содержались и в Бухаре (1671 год, Пазухин: "царевичи каракалпацкие - люди надежные в бою"), и возможно в Хиве. Вот эта обстановка для любого стратега самый удобный момент для уничтожения конкретного народа, расчитывающего на господство. Видимо, джунгары использовали эту ситуацию в свою пользу и старались принести максимальный урон каракалпакам.

Но все эти обстоятельства, современными историками приписываются каракалпакам одной лишь линией без учета тех или иных групп, без учета разнонаправленности каракалпакской политики. Потому и возникают вопросы - как это так каракалпаки успевали везде?!

 

Конкретно о Верхних каракалпаках я много писал. Их потомки нынче частью узбеки, частью казахи, возможно и кыргызы, но есть и каракалпаки, примерно 50 тысяч по всем регионам Узбекистана, в основном в Ферганской долине и Навои.

 

У Нижних каракалпаков после 1725 года имя Ишим Мухаммед не встречается, вместо него появляется Совет 1000 батыров и только к 30-му году воцарится Каип хан, сын Ишим Мухаммеда. В совет 1000 батыров видимо входили и казахи, так как, везде в своих грамотах те пишут "Мы, каракалпакские и казахские батыры...". Каип хан видимо упразднил этот совет. 

 

Сколько погибло казахов в 1723 году я незнаю. Могу лишь привести отрывок из трилогии Т.Каипбергенова "Дастан о каракалпаках". В основу его произведения в основном легли предания народа. Получается, каракалпаки в борьбе с джунгарами потеряли примерно 2,5 миллиона человек (600 тысяч кибиток = 3 млн).

 

  Цитата

Бедный, несчастный народ… Рушились и рушились на его голову лавины бедствий, секли в самое темя молнии судьбы. Был ли день, когда бы черные шапки вздохнули свободно?

   Так же, как Оразан-батыр, с великой болью думал Мурат-шейх об опустошенной отчей земле. Кто ее воскресит? Это чудо могли бы сотворить люди, с благоволенья божия. Но кто воскресит погубленных людей, убитых, искалеченных, рассеянных, пропавших без вести, гибнущих в неволе, на чужбине, от близкой Бухары до чуждого Китая? В куче — только Нижние Каракалпаки, в малой куче. Шестьдесят тысяч кибиток уцелело в низовьях Сырдарьи, десятая часть того, что было. Вдесятеро больше их было до нашествия джунгар, несчетно больше.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гребенкин пишет о зарафшанских каракалпаках, что они двинулись в Бухарские владения из Хивы, Ак-мачыта (Сырдарья) около того времени, когда каракалпаки начали фигурировать в хронике Средней Азии. Любопытно, что каракалпаки, говоря современным языком, "тусовались" вместе с кипчаками и китаями. Автор намекает на то, что последние тоже прикочевали из Дешти-Кипчака позже остальных (видимо ферганские кипчаки тоже появились около того времени). C oстальными племенами (шейбанидскими) каракалпаки в брак особо не вступали.

УЗБЕКИ

А.Д.ГРЕБЕНКИНА

(Заравшанский округ, т.е. нынешняя Самаркандская область и граничащие с ней районы соседних областей)

  Показать контент
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 15.08.2014 в 08:13, Chial сказал:

Гребенкин пишет о зарафшанских каракалпаках, что они двинулись в Бухарские владения из Хивы, Ак-мачыта (Сырдарья) около того времени, когда каракалпаки начали фигурировать в хронике Средней Азии. Любопытно, что каракалпаки, говоря современным языком, "тусовались" вместе с кипчаками и китаями. Автор намекает на то, что последние тоже прикочевали из Дешти-Кипчака позже остальных (видимо ферганские кипчаки тоже появились около того времени). C oстальными племенами (шейбанидскими) каракалпаки в брак особо не вступали.

 

 

А ты засвидетельствовал, что они в брак не вступали?

 

Значит эта группа каракалпаков пришла из Хивы. Будь добр, проясни, из каких родов эти каракалпаки состояли? Каракалпак не может быть без роду-племени.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 14.08.2014 в 09:07, Chial сказал:

Это Муравьев, а не Перевощиков. Нигде он не говорит "узбеки - около 30 тысяч".

 

Прошу прощения, он говорит "узбеки - их числом не более тридцати тысяч". Кто его знает, может есть какой-то смысл в этом.

 

http://militera.lib.ru/explo/muraviev_karsskiy_nn/04.html

 

  Цитата

Сарты.

Сарты или (тата) первоначальные жители сего края многочисленны, живут в городах, занимаются преимущественно торгом и обманом. — Они хитры, пронырливы, низки в бедствии, подлы когда могут сим что приобрести, горды в счастье и богатстве, вообще живут в изобилии; богатство приобрели торгом, а более еще обманом; чужды воинственного духа, не знают обращения с оружием и лошадью; не верны в товариществе и слове, нраву злого, и равнодушны ко всем бедствиям не до них касающимся. — Ездя в чужие страны для торгу, научаются разврату, играют в карты, и иногда без меры пьянствуют. Узбеки их презирают, говоря что мы живем оружием и храбростью, а они аршином и обманом.{99} Их считается до 100 или более тысяч. [26]

Каракалпаки.

Каракалпаки частью кочуют за Аму-Дерьей, частью же пашут земли на Юге от Аральского озера; народ сей под влиянием воинственных Узбеков, и хитрых Сартов, привязан к хлебопашеству, без промышленности и беден, — живет в угнетении. — Полагать должно что их тоже слишком сто тысяч.

 Узбеки.

Узбеки, завоеватели земли Сартов, пришли из завладений Бухарских, где еще и ныне существует самая большая часть их племени. Уз значит по Турецки сам и свой; Бек значит Господин, и потому Узбек или сам себе господин; всамом деле название сие приличествовало им до нынешнего их владельца Магмед Рагима, которой умом, коварством и силою, приобрел самодержавную над ними власть, теперь они сами сознаются, что уже не Узбеки а Хедметкяры илислуги.  Их числом не более тридцати тысяч.

Туркмены.

Число Туркменов, составляющих сие сословие воинов и хищников, часто изменяется; они гости и не хотят считаться иначе; селятся в Ханстве, и опять уходят; многие из них поселились между обработанными полянами на песках, невзирая на неудобство и отдаленность от воды, единственно для того, чтобы не пахать; — таковых поселенных Туркменов полагать должно более пятидесяти тысяч. — Ныне же большая часть оных занимается земледелием и селится деревнями.

Невольники.

Кроме сказанных четырех сословий разные иноземные невольники коих число весьма значительно, должно включить в пятое сословие рабов; они вне всякого закона, жизнь их зависит от воли господина и ведут самую плачевную участь. Невольники сии бывают по большей части Русские, Персидские и Курдинские. — Русских считается в Хиве до трех тысяч, их доставляют Киргизы схватывая на Оренбургской линии; Персидских до [30]тридцати тысяч и Курдинских довольно: оные доставляются Туркменами разных поколений. Персидские невольники получившие свободу иногда набогащаются и получают хорошие места в Ханстве; — тогда они называются Узбеками Кизил Джилов; по переводу златоуздечниками ; (об обращении с невольниками будет сказано в своем месте).

 
  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 15.08.2014 в 18:43, Kamal сказал:

А ты засвидетельствовал, что они в брак не вступали?

Гребенкин засвидетельствовал:

  Показать контент
  В 15.08.2014 в 18:43, Kamal сказал:

Значит эта группа каракалпаков пришла из Хивы. Будь добр, проясни, из каких родов эти каракалпаки состояли? Каракалпак не может быть без роду-племени.

В предыдущих своих комментax я постил сведения о народонаселении Заравшанского округа. Там отмечены следующие роды: оймаутъ, акъ-койлы, кара-сенгиръ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 15.08.2014 в 18:43, Kamal сказал:

Прошу прощения, он говорит "узбеки - их числом не более тридцати тысяч". Кто его знает, может есть какой-то смысл в этом.

Очевидно это "предварительные" данные. Узбеков не может быть всего 30 тыс. К тому же они мигрировали не из Бухары, а из Дашти-Кипчака ещё в 16 веке.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...