Гость krig Опубликовано 30 марта, 2004 Поделиться Опубликовано 30 марта, 2004 Это может печать султана, а не перстень? Поэтому и нормальный вид у него зеркальный. Точно, поэтому и зеркальная. Это обычная перстневая печать, которую прикладывали к документу. Причем именно Джучидская - только ханы из рода Джучи и члены их семей имели право на такую печать овальной формы. В татарских ханствах она называлась мухр-и бадами (перс. "миндалевидная печать"). Как называли казахи, не знаю. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 30 марта, 2004 Поделиться Опубликовано 30 марта, 2004 Вопрос не в тему Какие перстни носили ходжи? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BAWIR$AQ Опубликовано 30 марта, 2004 Автор Поделиться Опубликовано 30 марта, 2004 Какие перстни носили ходжи? судя по всему крутые зы кожа делятся ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 30 марта, 2004 Поделиться Опубликовано 30 марта, 2004 Какие перстни носили ходжи? судя по всему крутые зы кожа делятся ? Нет, ну я имел в виду геометрическую форму Кожа по Муминову делятся на девять групп: Аккорган, Хорасан, Дуана, Карахан, Сайидкожа, Кылауыз, Кырык-садак, Кереит, Сунак. Впрочем, Сунак иногда выделяют в отдельный ряд. Я же из Сайидов - самые авторитетные, могли носить зелёную чалму Есть хорошая книжка "Родословные казахских ханов и кожа" автор Ерофеева. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость krig Опубликовано 30 марта, 2004 Поделиться Опубликовано 30 марта, 2004 Вопрос не в тему. Какие перстни носили ходжи? Хакназар, про перстни казахских ходжей не знаю А в татарских ханствах 15-18 вв. беки, саиды, ходжи и др. использовали перстневые печати самой разной формы (квадратные, круглые, овальные), но только не миндалевидные-ханские. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BAWIR$AQ Опубликовано 23 апреля, 2004 Автор Поделиться Опубликовано 23 апреля, 2004 http://web.host.kz/baursak/Mah.gif Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BAWIR$AQ Опубликовано 23 апреля, 2004 Автор Поделиться Опубликовано 23 апреля, 2004 что написано ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость krig Опубликовано 24 апреля, 2004 Поделиться Опубликовано 24 апреля, 2004 http://web.host.kz/baursak/Mah.gif Бауырсак, у меня никак не открывается Может, сюда скопируешь? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BAWIR$AQ Опубликовано 27 апреля, 2004 Автор Поделиться Опубликовано 27 апреля, 2004 вроде подправил.. как теперь? у меня работает Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость krig Опубликовано 28 апреля, 2004 Поделиться Опубликовано 28 апреля, 2004 Первая (нижняя) строка: Мухаммад бин (сын)... А дальше - знакомые буквы никак не складываются в знакомые имена Караул! Может, еще Мухаммад б. Текеш и Рысбек Алимов попробуют? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Rysbek Alimov Опубликовано 28 апреля, 2004 Поделиться Опубликовано 28 апреля, 2004 Криг, здравствуйте! Я не смог прочесть самую верхнюю строку. А остальные прочитал так: 1. (нижняя) строка: Мухаммед бин 2. Отемиш 3. Назар 4. (верняя): (тана/сана ?) С уважением, Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BAWIR$AQ Опубликовано 28 апреля, 2004 Автор Поделиться Опубликовано 28 апреля, 2004 спасибо! все подтвердилось! это перстень-печать Махамбета Утемисова, поэта, одного из лидеров восстания 1837-38 гг в Букеевской Орде Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльтебер Опубликовано 20 июля, 2004 Поделиться Опубликовано 20 июля, 2004 Хазарская сабля с арабской надписью Из интервью профессора Дмитрия Васильева, автора книги "Корпус памятников тюркской рунической письменности бассейна Енисея"(Ленинград, Наука, 1983), газете Центр Азии: – В числе ваших любимых тем вы называли историю про саблю Багыра. Расскажите, пожалуйста, об этом. Александром Даниловичем Грачом был раскопан в районе Эйлиг-Хема один курган в 1969-1970 годах. На кургане стояла стела, она сейчас в помещении музея. На ней очень короткая надпись, которая гласит: «Моё имя – Багыр». А в захоронении был найден меч, скорее палаш, с арабской надписью. Я её расшифровал. Это сура из Корана, которая звучит примерно так: «Победа близка». Всем понравилась находка, она вызвала большой интерес. У Грача был катер, он его назвал «Багыром». Приезжали к нам многие тувинские поэты, литераторы: Емельянов, Кюнзегеш, другие. У Юрия Кюнзегеша сразу появилось стихотворение «Сабля Багыра». После расшифровки надписи в научной литературе меч Багыра был назван арабским мечом. Это было вполне возможно. У тюрков были столкновения с арабами. В середине первого тысячелетия нашей эры началась арабская экспансия на Среднюю Азию. Владетели Самарканда – согдийцы – очень тесно общались с тюрками. Это были торгово-экономические контакты. Согдийские колонии были и на Енисее. Согдийцы, когда им стала угрожать опасность, обратились за помощью в тюркский каганат. Тюркское войско под руководством одного из каганов совершило потрясающий по расстоянию и трудности переход. В составе войска были молодые принцы – будущий Бильге-каган и его советник Тоньюкук. Тюрки в течение месяца без отдыха прошли практически весь Тянь-Шань и подошли к окрестностям Самарканда. Но в это время защитники Самарканда уже не могли сдерживать осаду арабов. Враги ворвались в город. Тюрки были совершенно обессилены. Они не одержали победу над арабами, но не пустили их дальше и приняли всех беженцев. После этого мы наблюдаем реформу в письменности тюрков – согдийское влияние. Согдийцы привнесли свои элементы в руническую письменность. Я не считаю, как, например, Кляшторный, что согдийцы целиком изобрели письменность для тюрок. Нет, это не так. Потому что в основе – собственная орнаментальная, графическая традиция: тамги и прочее. Руны напоминают тамговую графику. Но согдийцы в значительной степени реформировали примитивный язык. Не обогатили, а усовершенствовали. Видимо, была создана какая-то лингвистическая комиссия в каганате, которая работала над этим. Задачей государственной важности было создание письменности, которую могли прочесть представители разных родов тюрок. И она получилась наддиалектной. И даже наш самый выдающийся востоковед – академик Бартольд – в двадцатых годах прошлого века писал, что для тюрок самой удобной письменностью была руническая. Именно она отражала строй тюркских языков. Ни арабская, ни древнеуйгурская, ни латиница, ни кириллица не отражают богатство и красоту тюркских языков так, как руническое письмо. – Вернёмся к истории про саблю. – Да. Прочёл я эту арабскую надпись, и этот факт стал широко известен. И саблю расценивали как трофей. Явно этот Багыр участвовал в том походе, захватил саблю и привёз домой. Но в 1995-1996 годах я устраивал большую выставку «Восточные истоки культуры народов Европы (По следам Атиллы)» в Венгрии и Австрии. Полтора года она ездила по городам Австрии и Венгрии. В это время я знакомился с коллекциями их музеев. И там увидел, что это не арабский меч. Я увидел полный аналог и не один! Везде на все изделия всегда есть мода, есть своя хронология. Так вот – это хазарский меч! У хазар был принят иудаизм, но с арабами у них были тесные контакты. В Хазарии был распространён арабский язык. Теперь можно говорить о том, что это не трофей. Дело в том, что тюрки в своё время отправляли свои посольства в Византию и, может быть, проходя через Хазарию, один из послов просто приобрёл меч. Таким образом, получается интересная картина: меч, изготовленный в Хазарии, имеет арабскую надпись и находится в Туве. Видите, какие широкие связи были в те времена! Я сейчас готовлю об этом статью с одним венгерским коллегой. http://www.centerasia.dem.ru/index.php?sub...t_from=&ucat=1& Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Qasqyr Опубликовано 20 июля, 2004 Поделиться Опубликовано 20 июля, 2004 У хазар был принят иудаизм, но с арабами у них были тесные контакты. По поводу иудаизма, как господствующего вероисповедания Хазарии, немало авторитетных историков высказывают свои сомнения. То, что иудеи чувствовали себя хорошо в Хазарии - это факт, но принадлежность правящего класса к иудеям под большим ВОПРОСОМ. А простой народ многие историки считают мусульманами. В Хазарии был распространён арабский язык. Судя по тому, что большинство населения было мусульманами - то вполне реально. Теперь можно говорить о том, что это не трофей. Дело в том, что тюрки в своё время отправляли свои посольства в Византию и, может быть, проходя через Хазарию, один из послов просто приобрёл меч. Видно в те времена, как и в более поздние, степняки тесно общались. Есть казахская пословицы: Хоть в Крым, хоть в Рим. Значит не такими далекими они были для наших общих предков. Таким образом, получается интересная картина: меч, изготовленный в Хазарии, имеет арабскую надпись и находится в Туве. Либо торганули либо уперли во время барымты P.S. Тюркские каганы со ставкой на Алтае легко угрожали византийцам набегами. Т.е. для них это не было расстоянием. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Edil Опубликовано 21 декабря, 2004 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2004 По поводу иудаизма, как господствующего вероисповедания Хазарии, немало авторитетных историков высказывают свои сомнения. То, что иудеи чувствовали себя хорошо в Хазарии - это факт, но принадлежность правящего класса к иудеям под большим ВОПРОСОМ. А простой народ многие историки считают мусульманами.Судя по тому, что большинство населения было мусульманами - то вполне реально. Видно в те времена, как и в более поздние, степняки тесно общались. Есть казахская пословицы: Хоть в Крым, хоть в Рим. Значит не такими далекими они были для наших общих предков. Либо торганули либо уперли во время барымты P.S. Тюркские каганы со ставкой на Алтае легко угрожали византийцам набегами. Т.е. для них это не было расстоянием. Dumau, chto v Hazarii bylo dostatochno iudeev i v praviachem klasse, prosto mnogim istorikam a tak-zhe i nam verit' v eto ne ochen' hochetsia. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Тим Опубликовано 7 января, 2005 Поделиться Опубликовано 7 января, 2005 Друзья, это рисунок с оттиска тамги, предположительно принадлежавшей батыру Матаку, одному из участников казахско-джунгарских войн. Он родился в начале 18 века на территории тогдашнего Каркаралинского уезда (Карагандинская область, Казахстан). Был тысячником (мынбасы) или темником у хана Абылая? Рисунок был сделан одним из потомков с ныне утерянного письма? Пожалуйста, помогите прочесть и перевести, и вообще, что можно сказать о нем? Нашёл ксерокопию письма и несколько статей! «Матак батыр». Без прошлого нет народа, и нет земли без истории. В истории Каркаралинска в одно время были люди известные всей степи. Их жизнь написана во многих книгах в истории, в сказаниях, встречается в литературе. Один из таких творческих людей Матак батыр был в Каркаралинске. Мы посчитали нужным рассказать о его жизни молодому поколению, рассказать о том, как он жил, о его подвигах. Что было триста лет назад. Царское правительство начало свои реформы в казахской степи начало в 1745 и закончило в 1796 году. Уезды Семей, Тар, Ишим, относились к Тобольской губернии. Уезд Семей распался, и все жители присоединились к уезду Бишi, а Омский уезд присоединился к Томской губернии. В это время Кокчетав и Каркаралинск были округами. На территории Каркаралинска в это время были знаменитые тысячники, Бии, они похоронены на территории войска Саурык батыра – Бектас Iле. В войске Кабанбая был батыр Кулеке (Татан), он был похоронен в поселке Татан, в Темиртау. Тогалак батыр из войска Богенбая был похоронен в Улытау. А Матак батыр был похоронен на севере Каркаралинска на берегу озера Матак. Токтамыс батыр из аула Токырау был похоронен на севере Чингистау. Все эти батыры в одно время работали в Каркаралинске, от тысячников до биев, лишь Бектас умер, когда воевал вместе с Тогалаком. В степи была битва Есиль-Нура. Эту битву, первым исследовал Чокан Валиханов, он ездил туда вместе с экспедицией. В начале 1752 года из аула Токырау приехал Каздауысты Казыбек бий. Он учавствовал в состязании в войсках, которые организовали Кабанбай, Жаныбек, Богенбай. Это состязание проводилось в “главной юрте” в крае Карашилик, на зимовке Теректи сай они остановились. На севере аула Темирши был аул Дуйсенбая – Карашокы. В настоящий момент этот аул называют “Мынбай Корымы”, из-за множества могильников. На западе этой горы стоит аул “Улыкпан Аким“, на востоке аул Кулеке (Татан), Кусокта Камбар батыр, Кос бейiтi Балапана, Танырык бий (би ата), Кенже бий (ак бейiт) стоят могилы. По молодости я интересовался; “Почему эти великие люди похоронены вокруг горы Темирши”? На протяжении 30 лет я задавался этим вопросом, читал газеты, и ходил поднимать архивные записи. Зимой 1752 года Абылай живет на юге. Весной переезжает в Каркаралинск. В месяц Зауза он собирает всех биев казахского народа и проводит собрание. На этом собрании Абылая избирают руководителем. Цель собрания – избавление от врагов и укрепление тыла, в это время на юге Нуры Жалантос, в Шортанды – Жайнак, в Семизбугах – Кожан, в Каркаралах – Тогалак, в Чингистау – Токтамыс, в Менизекте – Кулеке, в Токырау – Сенкибаю дали задание организовать армии. В Далбах Комекей бий, в Темиршах Дуйсенбай бий, их работа заключалась в привлечении людей в поход. Настоящее имя Дуйсенбай бия в истории – Дуйсен сангыл. Когда закончилась победой битва Есиль-Нура, Абылай, отправивший Дуйсен сангыла в поход назвал его Дуйсен бий. В 1765 году Дуйсенбай бий умирает. Его сын Ер похоронил его в мавзолее Кожа Ахмета Ясави. Ер в 48 лет был волостным в Темиршах. Тогалак до того как стал тысячником был послом в Улытау. Пребывая там, он женился на дочери потомка найманского верховного бия Тоганака – Толганай. От неё родился сын – Улытау. От него идущие потомки сейчас живут в Томаре, а остальные в Улытау. В этом походе Тогалак погибает в битве на Семизбуге. С разрешения Дуйсенбая его хоронят в Улытау. Один сын Тогалака – Матак, в битве Есиль-Нура участвует как воин. В этой битве он показывает себя истинным воином, сидя на лошади, своим мечем срубает головы врагов, копьем роняет, и после этой битвы его называют батыром. В этой битве Матак батыру было всего 17 лет. После смерти Тогалака, Абылай передает его войско другим людям. С этим не соглашаются Бекболат бий и Кожан, находившиеся в волости Комекея, они подняли восстание, разрешение дает Каздауысты Казыбек бий. Кожан был младше Тогалака на три года. В битве Есиль-Нура он был предводителем войска вместе с Бекболат бием. Вместе с тем, не отрекаясь от своих слов он был командующим армией. В этой битве Кожан сильно разошелся и поднял 1000 воинов. После этого, народ прозвал его Тентек Кожан. В это время в народе уже пелись песни Бухар-жырау Эй Аблай и стихи Котеш акына. Из Кокчетава, Нуры, Далбы, Каркаралинска 3000 воинов едут послами к хану. После этого события, Матака ставят тысячником. Если обратить внимание на жизнь Матака, то в 19 лет он уже был тысячником. Машхур Жусип Копеев свой очерк Тентек Кожан заканчивает такими словами: “Недалеко от Далбы есть местность Курак, в роду Каракесек от КараШора Бакылбая могила есть. В Шидертах есть Анай тамы, Кара Шор Кожан лежит там (Тентек Кожан)”. Возле Ащы, эти трое начали строить Акмолу. В его работах описаны события, происходившие с Бекболатом бием и Кожаном, Абылай аспас Арканын Сары бели, осталась с этим названием. Эту информацию вместе с шежире предков Каздауысты Казыбека и Дуйсенбая можно найти в газете Орталык Казахстан за 1979-1990 гг. Тентек Кожан в возрасте 50 лет поехал к Аблаю и попросил его отдать руководство его войском другому. Аблай область между Иртышом и озером Балхаш соединяет (вводит), затем присоединяет к Каркаралинску волости Баянауыл и Шакшан, и назначает акимом Каркаралинска Матака. Матак три года был акимом Каркаралинска. Если сравнить это с возрастом Кожана то это приходиться на 1769 год. Кокчетав и Каркаралинск были округами в 1770 году, есть запись в истории. Если мы будем опиратся на роман писателя Исабая Калмахана СЕРТ, материалы он поднял из архивов Санкт-Петербурга, с этого времени до поднятия Бокея ханом, этот народ в округе носил название Дуйсенбай-Шакшан. Баянауыл вновь присоединяют к Каркаралинску. Бокея поднял он (народ) ханом….. Матак умер на 89 году жизни возле реки, сейчас называющейся Матак. Мавзолей был поставлен на том месте, на вершине холма. На этом месте, стоит отметить, святость этого человека, одно время на этом месте проходили поезда Караганда-Карагайлы, и поезд перевернулся. До сих пор, водители поездов сокращают скорость за 200 метров перед мавзолеем, был поставлен знак. Каздауысты Казыбек бий умер в середине декабря 1763 года, и заканчивая свой рассказ о Матаке, мне хочется сказать словами, взятыми из погребальной песни, сочиненной дочерью предка Казыбека - Манкой: Никого не хуже казах, если правдой отдаешься земле. "Матак батыр", 12.01.2002 г. («Каркаралы» газеті). Сембiр Даулетбаев Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BAWIR$AQ Опубликовано 8 января, 2005 Автор Поделиться Опубликовано 8 января, 2005 как загружать рисунок я ответил. http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=1131&hl= ждем-с рисунка. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Rysbek Alimov Опубликовано 13 января, 2005 Поделиться Опубликовано 13 января, 2005 Уважаемый Тим! Ваш мулла, мне кажется, немного переусердствовал. На гербовой печати написано: (Изображение гребневой тамги). Амир ул-умара. Бисмиллах-ир-рахман-ир-рахим. Перевод: Верховный эмир (эмир эмиров). Во имя Аллаха, Самого Милостивого, Самого Милосердного. С уважением, Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Тим Опубликовано 13 января, 2005 Поделиться Опубликовано 13 января, 2005 Огромное спасибо за перевод! Не могли бы вы показать как пишется Матак бахадур на арабском, и из какого источника можно узнать полный список батыров, учавствовавших в казахско-джунгарских войнах. Заранее благодарю! С уважением, Тим. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Сулейман великолепный Опубликовано 14 января, 2005 Поделиться Опубликовано 14 января, 2005 Уважаемый Русбек, не поясните ли по поводу чтения надписи: 1. Почему Вы пишите Уль-Умара? Ведь там ясно видно алиф, то есть в лоб читается Аль-Амара 2. Бисмиллах - "бсма" читается, а вот окончание "алла'(х) " не совсем понятно как читать 3. Рахман - в классическом виде написания не виден, в том, что Вы приняли за "рахман" (как я предполагаю - нижняя строчка справа, так?) отсутствует мим и нун. Заранее спасибо за разъяснение. С уважением Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Rysbek Alimov Опубликовано 14 января, 2005 Поделиться Опубликовано 14 января, 2005 Уважаемый Русбек, не поясните ли по поводу чтения надписи:1. Почему Вы пишите Уль-Умара? Ведь там ясно видно алиф, то есть в лоб читается Аль-Амара 2. Бисмиллах - "бсма" читается, а вот окончание "алла'(х) " не совсем понятно как читать 3. Рахман - в классическом виде написания не виден, в том, что Вы приняли за "рахман" (как я предполагаю - нижняя строчка справа, так?) отсутствует мим и нун. Заранее спасибо за разъяснение. С уважением Уважаемый Сулейман Великолепный, 1. Множественная форма слова "амир" на арабском будет умара (по везну "фуала"), а артикль "аль" уподобляясь переднему гласному в "умара" читается как "уль". 2. В надписи, как вы правильно заметили, действительно, не хватает некоторых букв, поэтому я восстановил ее конъектурно. 3. Меня зовут Рысбек, а не Русбек С уважением, Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Rysbek Alimov Опубликовано 14 января, 2005 Поделиться Опубликовано 14 января, 2005 Огромное спасибо за перевод!Не могли бы вы показать как пишется Матак бахадур на арабском, и из какого источника можно узнать полный список батыров, учавствовавших в казахско-джунгарских войнах. Заранее благодарю! С уважением, Тим. You are welcome! Могу конечно, но не знаю как. Нет здесь арабицы Но пишется скорее всего так: Матак (Мим+те+каф) бахадур (бе+хе (гюзаль)+алиф+де+вав+ре). А про список батыров ничего не могу сказать, увы, не моя специализация, да и вряд ли существует такой письменный источник. С уважением, Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Тетон Опубликовано 15 января, 2005 Поделиться Опубликовано 15 января, 2005 Интересная печать Видимо, принадлежала высокородному аристократу-торе, судя по ее "ханской" миндалевидной форме (бадами мухр). Тарак-тамга тоже применялась некоторыми ханами Золотой Орды, а позже стала гербом крымских Гиреев и общей для казахских Чингизидов. Главное, что печать не именная, а должностная (вроде бы "амир ал-умара" в качестве имени не употреблялось). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Сулейман великолепный Опубликовано 17 января, 2005 Поделиться Опубликовано 17 января, 2005 Рысбек спасибо за разъяснения, и мои извинения за неправильно озвученное Ваше имя А по арабскому тектсу, я так и понял, что вы востанавливали рудиментарно надпись. Насчет кстати Тамги, давайте обсудим вопрос взаимосвязи Гиреев и первых Казахских ханов. Дело в том, что одновременно с появлением трехногой тамги на монетах в Крыму в начале 15 века , похожие тамги наблюдались в Хорезме (а значит и в Кок-Орде). Параллели сами напрашиваются, но кто и как вот в чем вопрос? Сравните монеты Хорезма первой половины 15 века -изображение Ш-ных тамг в Хорезме и монеты крымского ханства - Ш-тамга в Крыму и Другая Ш-ная тамга из Крыма сходство тамг на лицо Что думаете коллеги? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Тетон Опубликовано 18 января, 2005 Поделиться Опубликовано 18 января, 2005 Сами по себе такие аналогии, без подключения других источников, мало что могут дать Ведь почти все тамги - это примитивные геометрические фигуры, в два-три-четыре движения ножом или топором (наверное, они так и возникли). У многих народов они видимо появлялись независимо. И перевернутый трезубец-тарак как отличительный знак фиксируется у многих народов. Хотя может быть, что в начале была какая-то общая основа, которую сейчас уже невозможно разглядеть из-за глубокой древности Например, двузубцы и трезубцы были родовыми символами не только у Джучидов, но и у Рюриковичей, Сасанидов, хорезмских Сиявушидов... Перевернутый трезубец назывался ханской тамгой у ногаев (Баскаков), султанской тамгой у казахов и башкир (Ерофеева, Кузеев), кыргызов Западной Монголии (Потанин). Крымские Гиреи и казахские ханы принадлежали к дому Джучи, поэтому тамги у них теоретически должны быть похожими (теоретически - потому что мне не известны тамги правителей казахов 15 в.). Но хорезмские монеты здесь вряд ли могут помочь, т.к. Хорезм никак не связан с Казахским ханством. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться