Перейти к содержанию
Noion

Нашествие "джунгарских полчищ" на Казахское ханство

Рекомендуемые сообщения

Приветствую

Много читал тут о войне между джунгарами и казахами. 

Хотелось бы  факты и документы. Сколько правды в этой истории?

На чем основана народная легенда "Актабан шубырынды"? Откуда вообще про это узнали? 

Учитывая войну которую вели джунгары с Китаем. Насколько исторически реально их так называемое нашествие? 

Если это нашествие, то есть факты о тотальном уничтожении? 

Или же это обычная меж-улусная война типа которую вели шейбаниды с казахскими султанами или войны между туркменами и адайцами. Которую Российская история преподнесла как грандиозный геноцид, в котором казахи выжили благодаря тому что есть заступница Россия 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще смахивает на раздутый пиар легенды. Какое-то наступление могло иметь место, но не эпических масштабов.

К какому году относятся события легенды?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Noion сказал:

Приветствую

Много читал тут о войне между джунгарами и казахами. 

Хотелось бы  факты и документы. Сколько правды в этой истории?

На чем основана народная легенда "Актабан шубырынды"? Откуда вообще про это узнали? 

Учитывая войну которую вели джунгары с Китаем. Насколько исторически реально их так называемое нашествие? 

Если это нашествие, то есть факты о тотальном уничтожении? 

Или же это обычная меж-улусная война типа которую вели шейбаниды с казахскими султанами или войны между туркменами и адайцами. Которую Российская история преподнесла как грандиозный геноцид, в котором казахи выжили благодаря тому что есть заступница Россия 

В войне с Туркменами Россия была на стороне Туркмен, мало того Россия еще Калмыков на нас науськивала. Если бы не  Россия, Адайцы, Туркмен ассимилировали. В этом сходятся многие историки, которые занимались этим вопросом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

41 минуту назад, Turkmen Aday сказал:

В войне с Туркменами Россия была на стороне Туркмен, мало того Россия еще Калмыков на нас науськивала. Если бы не  Россия, Адайцы, Туркмен ассимилировали. В этом сходятся многие историки, которые занимались этим вопросом.

 Брехня от лже- историков, в своей пустыне, в Кара-кумах туркмены могли побить любого противника. В 1219 г туда не совались ни Джучи ни Чагадай, ни позже Галдан-Церен. У адайцев был локальный успех на Мангышлаке, но не более того. И казахи их сильно обижали на Мангышлаке, если уж они просились к калмыкам, чуждому народу , с другим языком и верой, вероятно геноцид? Вероятно зверское отношение было у вас к братьям, ойраты были добрее. Поэтому они щас и живут рядом с нами, в Ставропольском крае, а когда создавалась Калмыцкая автономия, они просились в её состав как один из районов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Noion сказал:

Приветствую

Много читал тут о войне между джунгарами и казахами. 

Хотелось бы  факты и документы. Сколько правды в этой истории?

На чем основана народная легенда "Актабан шубырынды"? Откуда вообще про это узнали? 

Учитывая войну которую вели джунгары с Китаем. Насколько исторически реально их так называемое нашествие? 

Если это нашествие, то есть факты о тотальном уничтожении? 

Или же это обычная меж-улусная война типа которую вели шейбаниды с казахскими султанами или войны между туркменами и адайцами. Которую Российская история преподнесла как грандиозный геноцид, в котором казахи выжили благодаря тому что есть заступница Россия 

Проблема в том, что, насколько я понимаю, основная информация о войнах казахов с джунгарами известна из русских источников. Чуть-чуть из китайских и среднеазиатских. А народные предания привязывают к конкретным датам уже историки и этнографы. Про "Актабан Шубрынды" есть в записках Унковского, который был в это время у джунгар. Там из описания видно, что джунгары воевали активно, но нет данных про геноцид и т.д. Вообще в русско-джунгарско-казахских отношениях много мутных моментов. У уважаемого Л.А. Боброва недавно вышел ролик про "черную легенду" согласно которой русские, якобы, поставляли оружие джунгарам. Рекомендую посмотреть. Там он хорошо рассказывает, как этот миф зародился и что было в реале. Наберите в ютубе: "Где достать ствол? Российские военные поставки. Мифы и реальность!". Это  ролик сразу выскочит. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Noion сказал:

 

Я так понимаю, что обобщил все данные об "Актабан шубрынды" М. Тынышпаев. Он соединил разрозненные данные Левшина с казахскими народными преданиями. На основании данных Левшина он датировал событие 1723 годом. Видимо, что-то такое было масштабное. На голом месте такие легенды не рождаются. Другое дело, что масштаб событий могли сильно преувеличить. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, mechenosec сказал:

 Брехня от лже- историков, в своей пустыне, в Кара-кумах туркмены могли побить любого противника. В 1219 г туда не совались ни Джучи ни Чагадай, ни позже Галдан-Церен. У адайцев был локальный успех на Мангышлаке, но не более того. И казахи их сильно обижали на Мангышлаке, если уж они просились к калмыкам, чуждому народу , с другим языком и верой, вероятно геноцид? Вероятно зверское отношение было у вас к братьям, ойраты были добрее. Поэтому они щас и живут рядом с нами, в Ставропольском крае, а когда создавалась Калмыцкая автономия, они просились в её состав как один из районов.

Адайские пленники


В нынешнем году исполняется 190 лет со дня упразднения царской Россией традиционного института государственности казахского народа - ханской власти. В 1822-м она была ликвидирована в Среднем жузе, где этой вековой привилегии лишились потомки знаменитого хана Абылая, а спустя два года - в Младшем жузе, где ее потеряли потомки не менее знаменитого хана Абулхаира.

Непокорные

Уничтожив ханское звание как "совершенно излишнее", российское правительство надеялось укрепить среди кочевников политическое влияние и правовые нормы империи, усилить колонизацию обширного края путем строительства новых военных укреплений и линий, подчинения отдаленных территорий, племена которых все еще были вне пределов юрисдикции Санкт-Петербурга.

Одним из таких регионов был полуостров Мангышлак, который занимал один из самых известных родов казахского народа - адай. Некоторые ученые считают, что название племени происходит от кочевого сако-скифского народа, который историк Геродот и географ Страбон называли даи или дахи. Самоназвание племени или союза племен даев/дахов упомянуто в трех древнейших сочинениях: священной книге Авесте, Персепольской надписи царя Ксеркса и в трудах греческого историка Арриана. Ираноязычные даи кочевали по бескрайним просторам Арало-Каспий­ского региона еще с первой половины 1-го тысячелетия до н.э.

Кроме Мангышлака, казахи-адаевцы расселялись также на полуострове Бузачи, значительной части плато Устюрт, обширном пространстве до рек Эмба (Жем) и Уил (Ойыл). Всю эту обширную территорию адаевцы заселили, вытеснив отсюда туркмен и калмыков. Цар­ские чиновники считали адаевцев одним из "самых диких, грубых и воинственных киргизцев". Численность многочисленного и храброго племени в середине ХIХ в. достигала от 20 тыс. до 40 тыс. кибиток.

Адаевцы номинально были подданными вначале Хивинского ханства, а затем и России, но не признавали их верховную власть, упорно придерживались священной религии предков, своих незыблемых обычаев и традиций, превыше всего ценили собственную независимость от кого бы то ни было. Занимались кочевым и полукочевым скотоводством, земледелием, домашними промыслами, прибрежным рыболовством, соледобычей, меновой торговлей с соседями. Они вырастили уникальную породу степных лошадей (адайские скакуны), которой более тысячи лет. Лошади этой породы неприхотливы и выносливы, приспособлены к климатическим условиям полуострова Мангышлак, легко переносят зной и жару, могут даже пить соленую морскую воду.

Путешественник Г.С.Карелин писал, что "киргизы адаевского рода живут совершенно в независимости, ни в чем не давая отчета". Находясь в буферной зоне между Хивой и Россией, на равном удалении от них, адаевцы не подчинялись их законам, не платили налогов, у них никогда не было ханов-чингизидов, они отвергали власть султанов - правителей Младшего жуза - и хивин­ских сборщиков налогов, а управлялись своими родовыми батырами и биями.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, mechenosec сказал:

 Брехня от лже- историков, в своей пустыне, в Кара-кумах туркмены могли побить любого противника. В 1219 г туда не совались ни Джучи ни Чагадай, ни позже Галдан-Церен. У адайцев был локальный успех на Мангышлаке, но не более того. И казахи их сильно обижали на Мангышлаке, если уж они просились к калмыкам, чуждому народу , с другим языком и верой, вероятно геноцид? Вероятно зверское отношение было у вас к братьям, ойраты были добрее. Поэтому они щас и живут рядом с нами, в Ставропольском крае, а когда создавалась Калмыцкая автономия, они просились в её состав как один из районов.

Мои предки не только Туркмен вытеснили с их земель, но и ваших тоже;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вообще-то торгуды забрали туркмен в свои улусы с Мангышлака, когда шли на запад, туркмены убегали от них назад, но их возвращали. Поэтому сейчас туркмены есть в Ставропольском крае. После ликвидации Калмыцкого ханства там остались.

А казахи заняли правобережье Волги, после того, как русский царь урезал кочевья калмыков, которые остались после 1771 года. Т.е. как и на востоке казахи заняли земли, когда на них не стало ойратов. Это все известная история.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, jambacalmouk сказал:

вообще-то торгуды забрали туркмен в свои улусы с Мангышлака, когда шли на запад, туркмены убегали от них назад, но их возвращали. Поэтому сейчас туркмены есть в Ставропольском крае. После ликвидации Калмыцкого ханства там остались.

А казахи заняли правобережье Волги, после того, как русский царь урезал кочевья калмыков, которые остались после 1771 года. Т.е. как и на востоке казахи заняли земли, когда на них не стало ойратов. Это все известная история.

 

Калмыцкие части в русских войсках наводили ужас и на воинственных горцев Северного Кавказа, и на свирепых турецких янычар, и на стойких европейских солдат.  Кроме того, на Яике постоянным союзником калмыков против казахов было местное казачество. Однако в начале XVIII века хану Младшего жуза Абулхаиру удалось с помощью огнестрельного оружия нанести ряд мощных ударов по восточным калмыцким улусам. Астраханский губернатор Волынский писал, что «калмыки, конечно, могут пропасть, ежели так сильно оные касаки на них идут, понеже они так перед касаками робки, например, где оных сот 5 или 6, а калмыки пятью или шестью тысячами не могут противу их устоять, понеже касаки имеют больше пищалей, нежели луков». После этих ударов калмыцкие князья уже не решались кочевать за Яиком и в ходе переговоров о заключении мира в 20-х гг. XVIII века признали эту реку границей между двумя народами.

В итоге калмыками была потеряна не только изрядная часть прежних ногайских кочевий, но и бывшие туркменские земли на Мангыстау (Мангышлаке). По праву победителя казахи заняли данный полуостров, с чем, естественно, совсем не согласны были старые хозяева. Но после серии неудачных конфликтов с отрядами казахских батыров туркмены были вынуждены уйти к Хиве.

В начале 1741 г. теснимые с юга Надир-шахом туркмены вновь стали претендовать на Мангыстау и вступили в переговоры с калмыцким ханом Дондук-Омбо. Сообщая об этом, последний писал российским властям: «Напредь сего бывшие у деда и отца моего в подданстве трухменцы между собою возымели ссору и пришли в несогласие, на которые тогда киргиз-касаки нападали и многих разорили, а оставшие на том месте уже жить не могли и отошли к Хиве. А ныне через бывших людей моих в Хиве получил я известие, что прошлою осенью во время взятия персидским Тахмас (имеется в виду Надир-шах. — Р. Т.) ханом Бухарии и Хивы, бывшие прибыли из Бадакшана и Бухарии трухменцы, все, собравшись с нашими трухменцами, желая иметь жительство на прежних своих местах и с нами соединиться, перешли на Мангышлак».

Дондук-Омбо, явно преувеличивая, определял число перекочевавших на Мангыстау туркмен в 300 тысяч очагов, но даже если их численность была в десять раз меньше, все равно это была очень грозная сила, которой на подмогу в любой момент могла подойти калмыцкая конница.

Но в течение лета того же года казахи вытеснили большую часть туркмен с Мангыстау. Астраханский губернатор Голицын в своем донесении от 28 августа 1741 г. сообщал, что туркмены «отошли паки возвратно на прежние свои места, а осталось-де при Мангышлаке показанное малое число и претерпевают от кайсак великие утеснения».

После того как попытка создания военного альянса с калмыками оказалась неудачной, в 1745 г. группа туркменских старейшин обратилась напрямую к астраханскому губернатору Татищеву с прошением о предоставлении им российского подданства, надеясь, что взамен российские власти помогут им вернуть Мангыстау. Но в Санкт-Петербурге не проявили заинтересованности в привлечении новых подданных, мотивируя свой отказ нападениями туркменов на купцов и моряков, что, по мнению канцлера Бестужева-Рюмина, было «с прямым желанием их о вступлении в подданство весьма несходственно».

Очередной известный из источников виток обострения борьбы казахов и туркмен за Мангыстау произошел в 1766 г. Вновь перекочевавшие на полуостров туркмены были подвергнуты страшному разгрому. «Многие из них при этом были убиты, многие попали в плен к киргизам, остальные же, лишившиеся почти всего своего скота, бежали за Тюбкараган и, наконец, даже в Хиву, чтобы там найти защиту против киргиз», - сообщал известный ученый Гмелин.

В январе 1767 г. туркмены при поддержке некоторых хивинских правителей нанесли ответный удар по казахским зимовьям. В результате этого набега было убито около тысячи человек и более трех тысяч казахов уведено в плен.

Однако в целом победа клонилась на сторону казахов, и туркменские вожди решили вновь вступить в переговоры с российскими властями. 17 августа 1767 г. Коллегия иностранных дел предоставила Екатерине II доклад, в котором сообщалось о прибытии туркменских посланцев с прошением о приеме в российское подданство «по причине происходящего им от киргис-кайсак притеснения». В заключении доклада указывалось, что «пока не сыщется удобное на восточном берегу Каспийского моря место к заложению крепости, из принятия в подданство вашего императорского величества трухменцов не только при мангышлакском мысе живущих, но и всех при оном береге располагающихся, по мнению Коллегии иностранных дел, никакой пользы быть не может».

 

Проиграв борьбу с казахами и  получив еще один отказ о приеме в подданство, туркмены стали покидать Мангыстау и уходить в пределы Хивинского ханства. Однако там скоро по вине самих туркменов, разбоями и грабежами парализовавших экономическую жизнь в ханстве, разразился голод.

В итоге некоторые роды решили снова возвращаться на Мангыстау. И как сообщает Гмелин, «едва достигли они своей страны в состоянии полнейшего истощения, причиненного отчасти болезнью, отчасти тяжестью обратного пути, совершенного почти пешком из-за недостатка лошадей, как Нурали-хан прислал к ним своих послов, дабы объявить им под угрозой их полного истребления, что они должны признать своим верховным главой его сына — Пир-Али-хана. При создавшемся положении им не оставалось ничего другого, как согласиться на это. Вскоре Пир-Али-хан появился среди мангишлакских туркмен. Он ввел жесточайшие наказания, самовластно забирал себе наибольшую часть имущества богатых туркмен и отнял у них почти все огнестрельное оружие, так что последнее встречается у них сейчас очень редко».

Именно в это время адаевцы, которые в основном и вели борьбу с туркменами, стали считаться  полноправными хозяевами Мангыстау и стали упоминаться в источниках в качестве одного из сильнейших родов Младшего жуза. Видимо, во многом это было заслугой такой легендарной личности, как Бекет, признанного святым еще при жизни и ставшего объектом культа после смерти. Как свидетельствовали очевидцы, восклицанье «О Бекет!» звучало в адаевских аулах гораздо чаще, чем «О Аллах!».

Туркменские племена, не желавшие признавать власти пришельцев, стали подвергаться жестоким набегам адаевцев и были вынуждены отступать в каракумские пески. Хрисанф Неопатрасский, описывая обстановку в регионе, указывал: «Туркоманы, будучи теперь слабы, не смеют там селиться, боясь Киргис-Кайсаков».

Впрочем, и адаевцы, и туркмены вскоре оказались вынуждены признать себя вассалами Хивы, ханы которой всячески подстрекали кочевников к враждебным действиям против России. В начале XIX века на Каспийском море в год до двухсот россиян попадало в плен к адаевцам и туркменам и вскоре оказывалось на невольничьем хивинском рынке. Довольно активное участие принимали адаевцы и в восстаниях против России, протекавших на остальной территории Младшего жуза. Самым известным адаевским батыром, участвовавшим в  конфликтах тех лет, являлся Суингара.

Это вынуждало российские власти предпринимать против адаевцев отдельные карательные акции. Так, в январе 1837 г. отряды полковников Данилевского и Мансурова разгромили зимовья адаевцев, которые тревожили своими набегами Ново-Александровское укрепление  и нападали на моряков в Каспийском море.

В последующие годы российским властям удалось несколько расширить свое влияние на Мангыстау. Нуждаясь в разрешении торговать в воздвигнутых поселениях, значительная часть адаевцев была вынуждена согласиться на внесение покибиточного сбора, взимаемого властями с подданных кочевников. Но все же власть российских властей над адаевцами носила во многом формальный характер. Султаны-правители Западной части Младшего жуза, занимавшиеся сбором налогов, даже в сопровождении приданных им казачьих отрядов никогда не решались проникать вглубь адаевских кочевий, ограничиваясь лишь инспекцией тех аулов, чьи летние пастбища находились на Эмбе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, jambacalmouk сказал:

вообще-то торгуды забрали туркмен в свои улусы с Мангышлака, когда шли на запад, туркмены убегали от них назад, но их возвращали. Поэтому сейчас туркмены есть в Ставропольском крае. После ликвидации Калмыцкого ханства там остались.

А казахи заняли правобережье Волги, после того, как русский царь урезал кочевья калмыков, которые остались после 1771 года. Т.е. как и на востоке казахи заняли земли, когда на них не стало ойратов. Это все известная история.

 

Сказочник вы никакой, если честно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 минут назад, jambacalmouk сказал:

вообще-то торгуды забрали туркмен в свои улусы с Мангышлака, когда шли на запад, туркмены убегали от них назад, но их возвращали. Поэтому сейчас туркмены есть в Ставропольском крае. После ликвидации Калмыцкого ханства там остались.

А казахи заняли правобережье Волги, после того, как русский царь урезал кочевья калмыков, которые остались после 1771 года. Т.е. как и на востоке казахи заняли земли, когда на них не стало ойратов. Это все известная история.

 

Не было никакого упразднения территории, мои предки эти территории просто отжали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

41 минуту назад, jambacalmouk сказал:

В каком году они это сотворили?

и кстати какие именно территории?

Вы мои посты читаете или пропускаете их мимо? Там ведь написаны датировки. Читайте внимательно пожалуйста.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, mechenosec сказал:

 Брехня от лже- историков, в своей пустыне, в Кара-кумах туркмены могли побить любого противника. В 1219 г туда не совались ни Джучи ни Чагадай, ни позже Галдан-Церен. У адайцев был локальный успех на Мангышлаке, но не более того. И казахи их сильно обижали на Мангышлаке, если уж они просились к калмыкам, чуждому народу , с другим языком и верой, вероятно геноцид? Вероятно зверское отношение было у вас к братьям, ойраты были добрее. Поэтому они щас и живут рядом с нами, в Ставропольском крае, а когда создавалась Калмыцкая автономия, они просились в её состав как один из районов.

Геноцида скорей всего не было, мои ведь предки не фашисты всетаки и конслагеря не устраивали.   Туркмены вели себя не честно по отношению к моим предкам, за что жестоко поплатились.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, mechenosec сказал:

 Брехня от лже- историков, в своей пустыне, в Кара-кумах туркмены могли побить любого противника. В 1219 г туда не совались ни Джучи ни Чагадай, ни позже Галдан-Церен. У адайцев был локальный успех на Мангышлаке, но не более того. И казахи их сильно обижали на Мангышлаке, если уж они просились к калмыкам, чуждому народу , с другим языком и верой, вероятно геноцид? Вероятно зверское отношение было у вас к братьям, ойраты были добрее. Поэтому они щас и живут рядом с нами, в Ставропольском крае, а когда создавалась Калмыцкая автономия, они просились в её состав как один из районов.

Трусость Джучи и Чагатая, это лично их проблемы. И моих предков они никоим образом не касаются. Если вы их хотели поставить в виде примера, вам это не удалось.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Turkmen Aday сказал:

Вы мои посты читаете или пропускаете их мимо? Там ведь написаны датировки. Читайте внимательно пожалуйста.

глаза болят. выделите датировки или парой слов своими словами пожалуйста..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, Turkmen Aday сказал:

Адайские пленники


В нынешнем году исполняется 190 лет со дня упразднения царской Россией традиционного института государственности казахского народа - ханской власти. В 1822-м она была ликвидирована в Среднем жузе, где этой вековой привилегии лишились потомки знаменитого хана Абылая, а спустя два года - в Младшем жузе, где ее потеряли потомки не менее знаменитого хана Абулхаира.

Непокорные

Уничтожив ханское звание как "совершенно излишнее", российское правительство надеялось укрепить среди кочевников политическое влияние и правовые нормы империи, усилить колонизацию обширного края путем строительства новых военных укреплений и линий, подчинения отдаленных территорий, племена которых все еще были вне пределов юрисдикции Санкт-Петербурга.

Одним из таких регионов был полуостров Мангышлак, который занимал один из самых известных родов казахского народа - адай. Некоторые ученые считают, что название племени происходит от кочевого сако-скифского народа, который историк Геродот и географ Страбон называли даи или дахи. Самоназвание племени или союза племен даев/дахов упомянуто в трех древнейших сочинениях: священной книге Авесте, Персепольской надписи царя Ксеркса и в трудах греческого историка Арриана. Ираноязычные даи кочевали по бескрайним просторам Арало-Каспий­ского региона еще с первой половины 1-го тысячелетия до н.э.

Кроме Мангышлака, казахи-адаевцы расселялись также на полуострове Бузачи, значительной части плато Устюрт, обширном пространстве до рек Эмба (Жем) и Уил (Ойыл). Всю эту обширную территорию адаевцы заселили, вытеснив отсюда туркмен и калмыков. Цар­ские чиновники считали адаевцев одним из "самых диких, грубых и воинственных киргизцев". Численность многочисленного и храброго племени в середине ХIХ в. достигала от 20 тыс. до 40 тыс. кибиток.

Адаевцы номинально были подданными вначале Хивинского ханства, а затем и России, но не признавали их верховную власть, упорно придерживались священной религии предков, своих незыблемых обычаев и традиций, превыше всего ценили собственную независимость от кого бы то ни было. Занимались кочевым и полукочевым скотоводством, земледелием, домашними промыслами, прибрежным рыболовством, соледобычей, меновой торговлей с соседями. Они вырастили уникальную породу степных лошадей (адайские скакуны), которой более тысячи лет. Лошади этой породы неприхотливы и выносливы, приспособлены к климатическим условиям полуострова Мангышлак, легко переносят зной и жару, могут даже пить соленую морскую воду.

Путешественник Г.С.Карелин писал, что "киргизы адаевского рода живут совершенно в независимости, ни в чем не давая отчета". Находясь в буферной зоне между Хивой и Россией, на равном удалении от них, адаевцы не подчинялись их законам, не платили налогов, у них никогда не было ханов-чингизидов, они отвергали власть султанов - правителей Младшего жуза - и хивин­ских сборщиков налогов, а управлялись своими родовыми батырами и биями.

Ну в общих чертах похоже с ойратами, наши тоже никого не признавали кроме своих родовых нойонов, и Чингизидов в том числе. Конечно склонились перед самим Чингисханом, а кто не склонился перед ним при его жизни? Кто не склонился тех он сломал, хоть китайского императора, хоть султана Хорезма, но его потомкам наши тоже не подчинялись.

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, Turkmen Aday сказал:

Мои предки не только Туркмен вытеснили с их земелнь, но и ваших тоже;)

Не надо преувеличивать, междуречье Урала и Волги казахи заняли только после ухода калмыков. Нисколько не сомневаюсь в отваге и доблести алшинов, но также не сомневаюсь и в храбрости и доблести предков. С Эмбы и Мангышлака ушли не только из за алшинов, калмыки всё время были заняты в бесконечных войнах России на западе, Крым ,Кавказ, шведы, турки , поляки, сил на восток банально не хватало, если будете чуть обтективней то поймёте это, поймите что глобус не вращалмя вокруг вашего Мангышлака и Эмбы,: у калмыков хватало и других более опасных проблем на западе.

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад, Turkmen Aday сказал:

Трусость Джучи и Чагатая, это лично их проблемы. И моих предков они никоим образом не касаются. Если вы их хотели поставить в виде примера, вам это не удалось.

Угу, " трусость" Джучи и Чагадая? Вы не попутали слова - Трусость и Ярость?  А ярость Джучи и Чагадая , думаю испытал весь ваш регион и ваша степь , и ваши города  :D 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

27 минут назад, mechenosec сказал:

Не надо преувеличивать, междуречье Урала и Волги казахи заняли только после ухода калмыков. Нисколько не сомневаюсь в отваге и доблести алшинов, но также не сомневаюсь и в храбрости и доблести предков. С Эмбы и Мангышлака ушли не только из за алшинов, калмыки всё время были заняты в бесконечных войнах России на западе, Крым ,Кавказ, шведы, турки , поляки, сил на восток банально не хватало, если будете чуть обтективней то поймёте это, поймите что глобус не вращалмя вокруг вашего Мангышлака и Эмбы,: у калмыков хватало и других более опасных проблем на западе.

В этом конкретном случае я с вами не согласен ув. Меченосец. Читайте внимательно пожалуйста.

 

15 часов назад, Turkmen Aday сказал:

Калмыцкие части в русских войсках наводили ужас и на воинственных горцев Северного Кавказа, и на свирепых турецких янычар, и на стойких европейских солдат.  Кроме того, на Яике постоянным союзником калмыков против казахов было местное казачество. Однако в начале XVIII века хану Младшего жуза Абулхаиру удалось с помощью огнестрельного оружия нанести ряд мощных ударов по восточным калмыцким улусам. Астраханский губернатор Волынский писал, что «калмыки, конечно, могут пропасть, ежели так сильно оные касаки на них идут, понеже они так перед касаками робки, например, где оных сот 5 или 6, а калмыки пятью или шестью тысячами не могут противу их устоять, понеже касаки имеют больше пищалей, нежели луков». После этих ударов калмыцкие князья уже не решались кочевать за Яиком и в ходе переговоров о заключении мира в 20-х гг. XVIII века признали эту реку границей между двумя народами.

В итоге калмыками была потеряна не только изрядная часть прежних ногайских кочевий, но и бывшие туркменские земли на Мангыстау (Мангышлаке). По праву победителя казахи заняли данный полуостров, с чем, естественно, совсем не согласны были старые хозяева. Но после серии неудачных конфликтов с отрядами казахских батыров туркмены были вынуждены уйти к Хиве.

В начале 1741 г. теснимые с юга Надир-шахом туркмены вновь стали претендовать на Мангыстау и вступили в переговоры с калмыцким ханом Дондук-Омбо. Сообщая об этом, последний писал российским властям: «Напредь сего бывшие у деда и отца моего в подданстве трухменцы между собою возымели ссору и пришли в несогласие, на которые тогда киргиз-касаки нападали и многих разорили, а оставшие на том месте уже жить не могли и отошли к Хиве. А ныне через бывших людей моих в Хиве получил я известие, что прошлою осенью во время взятия персидским Тахмас (имеется в виду Надир-шах. — Р. Т.) ханом Бухарии и Хивы, бывшие прибыли из Бадакшана и Бухарии трухменцы, все, собравшись с нашими трухменцами, желая иметь жительство на прежних своих местах и с нами соединиться, перешли на Мангышлак».

Дондук-Омбо, явно преувеличивая, определял число перекочевавших на Мангыстау туркмен в 300 тысяч очагов, но даже если их численность была в десять раз меньше, все равно это была очень грозная сила, которой на подмогу в любой момент могла подойти калмыцкая конница.

Но в течение лета того же года казахи вытеснили большую часть туркмен с Мангыстау. Астраханский губернатор Голицын в своем донесении от 28 августа 1741 г. сообщал, что туркмены «отошли паки возвратно на прежние свои места, а осталось-де при Мангышлаке показанное малое число и претерпевают от кайсак великие утеснения».

После того как попытка создания военного альянса с калмыками оказалась неудачной, в 1745 г. группа туркменских старейшин обратилась напрямую к астраханскому губернатору Татищеву с прошением о предоставлении им российского подданства, надеясь, что взамен российские власти помогут им вернуть Мангыстау. Но в Санкт-Петербурге не проявили заинтересованности в привлечении новых подданных, мотивируя свой отказ нападениями туркменов на купцов и моряков, что, по мнению канцлера Бестужева-Рюмина, было «с прямым желанием их о вступлении в подданство весьма несходственно».

Очередной известный из источников виток обострения борьбы казахов и туркмен за Мангыстау произошел в 1766 г. Вновь перекочевавшие на полуостров туркмены были подвергнуты страшному разгрому. «Многие из них при этом были убиты, многие попали в плен к киргизам, остальные же, лишившиеся почти всего своего скота, бежали за Тюбкараган и, наконец, даже в Хиву, чтобы там найти защиту против киргиз», - сообщал известный ученый Гмелин.

В январе 1767 г. туркмены при поддержке некоторых хивинских правителей нанесли ответный удар по казахским зимовьям. В результате этого набега было убито около тысячи человек и более трех тысяч казахов уведено в плен.

Однако в целом победа клонилась на сторону казахов, и туркменские вожди решили вновь вступить в переговоры с российскими властями. 17 августа 1767 г. Коллегия иностранных дел предоставила Екатерине II доклад, в котором сообщалось о прибытии туркменских посланцев с прошением о приеме в российское подданство «по причине происходящего им от киргис-кайсак притеснения». В заключении доклада указывалось, что «пока не сыщется удобное на восточном берегу Каспийского моря место к заложению крепости, из принятия в подданство вашего императорского величества трухменцов не только при мангышлакском мысе живущих, но и всех при оном береге располагающихся, по мнению Коллегии иностранных дел, никакой пользы быть не может».

 

Проиграв борьбу с казахами и  получив еще один отказ о приеме в подданство, туркмены стали покидать Мангыстау и уходить в пределы Хивинского ханства. Однако там скоро по вине самих туркменов, разбоями и грабежами парализовавших экономическую жизнь в ханстве, разразился голод.

В итоге некоторые роды решили снова возвращаться на Мангыстау. И как сообщает Гмелин, «едва достигли они своей страны в состоянии полнейшего истощения, причиненного отчасти болезнью, отчасти тяжестью обратного пути, совершенного почти пешком из-за недостатка лошадей, как Нурали-хан прислал к ним своих послов, дабы объявить им под угрозой их полного истребления, что они должны признать своим верховным главой его сына — Пир-Али-хана. При создавшемся положении им не оставалось ничего другого, как согласиться на это. Вскоре Пир-Али-хан появился среди мангишлакских туркмен. Он ввел жесточайшие наказания, самовластно забирал себе наибольшую часть имущества богатых туркмен и отнял у них почти все огнестрельное оружие, так что последнее встречается у них сейчас очень редко».

Именно в это время адаевцы, которые в основном и вели борьбу с туркменами, стали считаться  полноправными хозяевами Мангыстау и стали упоминаться в источниках в качестве одного из сильнейших родов Младшего жуза. Видимо, во многом это было заслугой такой легендарной личности, как Бекет, признанного святым еще при жизни и ставшего объектом культа после смерти. Как свидетельствовали очевидцы, восклицанье «О Бекет!» звучало в адаевских аулах гораздо чаще, чем «О Аллах!».

Туркменские племена, не желавшие признавать власти пришельцев, стали подвергаться жестоким набегам адаевцев и были вынуждены отступать в каракумские пески. Хрисанф Неопатрасский, описывая обстановку в регионе, указывал: «Туркоманы, будучи теперь слабы, не смеют там селиться, боясь Киргис-Кайсаков».

Впрочем, и адаевцы, и туркмены вскоре оказались вынуждены признать себя вассалами Хивы, ханы которой всячески подстрекали кочевников к враждебным действиям против России. В начале XIX века на Каспийском море в год до двухсот россиян попадало в плен к адаевцам и туркменам и вскоре оказывалось на невольничьем хивинском рынке. Довольно активное участие принимали адаевцы и в восстаниях против России, протекавших на остальной территории Младшего жуза. Самым известным адаевским батыром, участвовавшим в  конфликтах тех лет, являлся Суингара.

Это вынуждало российские власти предпринимать против адаевцев отдельные карательные акции. Так, в январе 1837 г. отряды полковников Данилевского и Мансурова разгромили зимовья адаевцев, которые тревожили своими набегами Ново-Александровское укрепление  и нападали на моряков в Каспийском море.

В последующие годы российским властям удалось несколько расширить свое влияние на Мангыстау. Нуждаясь в разрешении торговать в воздвигнутых поселениях, значительная часть адаевцев была вынуждена согласиться на внесение покибиточного сбора, взимаемого властями с подданных кочевников. Но все же власть российских властей над адаевцами носила во многом формальный характер. Султаны-правители Западной части Младшего жуза, занимавшиеся сбором налогов, даже в сопровождении приданных им казачьих отрядов никогда не решались проникать вглубь адаевских кочевий, ограничиваясь лишь инспекцией тех аулов, чьи летние пастбища находились на Эмбе.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

27 минут назад, mechenosec сказал:

Угу, " трусость" Джучи и Чагадая? Вы не попутали слова - Трусость и Ярость?  А ярость Джучи и Чагадая , думаю испытал весь ваш регион и ваша степь , и ваши города  :D 

Это был подкол:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

03.09.2019 в 14:56, Turkmen Aday сказал:

В этом конкретном случае я с вами не согласен ув. Меченосец. Читайте внимательно пожалуйста.

 

 

Писал ведь, для калмыков мир клином не сходился на казахах и туркменах за Яиком, на западе и проблем было больше, и противники посерьёзнее. 

  • Одобряю 2
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...