Перейти к содержанию
Хак-Назар б. Касым

Восстание в Синьцзяне 1944 г.

Рекомендуемые сообщения

позвольте уж и мне "встрять" как жантекею абак-керею... ;)B):)

1.

абак - это клетка-ловушка на крупного зверя - отсюда и абак-керейская тамга (есть и общекерейская - равносторонний крест "+") выглядит

см. здесь: http://www.elim.kz/pdf/orta/kerei.pdf но там есть небольшая неточность не "эф" а именно два соединённых квадрата, либо "знак бесконечности", но в любом случае ловушка.

вторая керейская ветвь - ашамайлы

ашамай - детское либо женское седло - изображается как "Х"... отсюда и тамга...

Уважаемый, БiрАтан, можно ли перевести на русский язык указанную в ссылке статью?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если говорить о связях кереев с кереитами, то между ними мало общего. Состав кереитов - сахыят, дубоут, тонгоит, албат, каркын, состав абак-кереев - жантекей, жадик, жастабан, шубарайгыр, шеруши, ители, итемген, молкы, меркит, сарбас, каракас, шимойын. Ничего общего. Зато сахыяты - хакасские сагай и якутские саха. Дубоут - алтайские тубалар, хакасские тубинцы, и собственно тувинские тувинцы. Тонгоит - алтайские тонгжаны. Албат - алтайские (теленгитские) алматы.

Отвечу в теме о кереитах

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но Старший жуз казахов и часть Среднего были не только под "протекцией", а довольно продолжительное время в прямом подчинении джунгар и казахские воины обязаны были участвовать в войнах джунгар с соседями.

Именно что под "протекцией", ханом-то в Старшем жузе так и остался Жолбарс. Что касается "обязаны участвовать", то

например в войнах против мусульман - кокандцев казахи участвовать отказались и Галдан-Цэрен не смог их заставить.

А вот участвовали ли они в военных действиях с другими народами - вопрос интересный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каждый род подчинялся своим Биям а не Торе :blink:

У абак-кереев торе были Кугедаевы. Под городом Зайсаном есть местность называемая Когедай, там находилась ставка Когедай-хана. Когедай - первый хан абак-кереев, который встал во главе 12 абаков или родов абак-кереев. Когда кереи вернулись (через 200 лет) в Джунгарский Алтай, в 1758-59 гг. они осознали, что им нужен правитель и попросили Когедая стать во главе племени. С тех пор до 1940-х годов Кугедаевы были торе у абак-кереев. Последние торе - Ален-ван и Шарипхан-торе Кугедаевы. Ален-ван - сын Дженисхана-торе от знатной женщины, Шарипхан-торе - от простолюдинки (погиб в 1939-1940хгг. в тюрьме Урумчи). Есть список всех торе абак-кереев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Димнура, а не могли бы Вы подробнее про Ален-вана и его жену, очень интересно. То, что наворочали Петров с Мином - полная брехня.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вот нашёл в семейном альбоме:

абак кереи (где-то конец 20-х начало 30-х) которые (на фото, sorry плохое качество - но что есть) "отбыли" в Китай, возможно учавствовали в обсуждаемых событиях....

http://i041.radikal.ru/0904/2f/f95aff1e303e.jpg

f95aff1e303e.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, а что сами старики рассказывают о событиях, не могли бы поделиться?

да все порастерялись... кто-то остался в Китае, кто-то через Афганистан перебрался в Турцию, кто-то (как тот же Халифа Алтай) вернулся в Казахстан... ну уж Кара-Оспана точно никто не ругает (это я Амыру)...

ежели кратко: разбросало абак кереев... некоторые сейчас возвращаются (?) в Казахстан, хотя вряд ли можно назвать возвращением процесс оставления могил предков...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У абак-кереев торе были Кугедаевы. Под городом Зайсаном есть местность называемая Когедай, там находилась ставка Когедай-хана. Когедай - первый хан абак-кереев, который встал во главе 12 абаков или родов абак-кереев. Когда кереи вернулись (через 200 лет) в Джунгарский Алтай, в 1758-59 гг. они осознали, что им нужен правитель и попросили Когедая стать во главе племени. С тех пор до 1940-х годов Кугедаевы были торе у абак-кереев. Последние торе - Ален-ван и Шарипхан-торе Кугедаевы. Ален-ван - сын Дженисхана-торе от знатной женщины, Шарипхан-торе - от простолюдинки (погиб в 1939-1940хгг. в тюрьме Урумчи). Есть список всех торе абак-кереев.

Возможно не в тему. В Балкарии на месте впадения реки Донгуз-Орун в Баксан стоят две характерные треуголные вершины - Большой и Малый Когутай. Эти вершины заметны на большом расстоянии. Интересно, имеется ли общее между балкарским названием Когутай и казахским Когедай?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно не в тему. В Балкарии на месте впадения реки Донгуз-Орун в Баксан стоят две характерные треуголные вершины - Большой и Малый Когутай. Эти вершины заметны на большом расстоянии. Интересно, имеется ли общее между балкарским названием Когутай и казахским Когедай?

Когутей - князь барабинских телеутов, реальная историческая личность. Есть алтайский эпос "Когутей-Мерген".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ален и Шарипхан дети Женисхана, сына Аджи, сына Когедая, сына Абульфеиза, сына Абульмамбет-хана. Такая родословная, Димнура?

Аджи, сын Когедая кочевал на Алтае во время путешествий Потанина.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
А что означает это имя?

Көкэдэй-синий или сын неба.

Көкэдэй мэргэн, Хөхдэй мэргэн, Хүхэдэй мэргэн это небесный охотник погнавшись за 3 маралами вознесся в небо стал звездой. Көкэдэй мэргэн творец-бог монгольской мифологии. это он застрелил черепаху и сотворил мир.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Көкэдэй-синий или сын неба.

Көкэдэй мэргэн, Хөхдэй мэргэн, Хүхэдэй мэргэн это небесный охотник погнавшись за 3 маралами вознесся в небо стал звездой. Көкэдэй мэргэн творец-бог монгольской мифологии. это он застрелил черепаху и сотворил мир.

Спасибо. Вот эта тема охоты на трех маралух (мыйгак) является сюжетом эпоса "Когутей-Мерген", созвездие Ориона связывают с этой легендой, у казахов тоже имеется такой сюжет, только казахский Когалдай-мерген охотится на трех архаров. Насчет Когутея - бога-творца - у нас такого нет.

Барабинский же Когутей был зачинщиком восстания барабинцев против русских казаков в 1628 году, принял потом джунгарское подданство, стал зайсаном.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вышла новая книга посвященная восстании в Синьцзяне. Если быть точнее, книга освещает жизнь Оспана Ислам улы от начала событий и до смерти. К вечеру освобожусь, переведу предисловие. Есть очень много имен. Имена погибших в конкретных боях, получивших ранение и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вышла новая книга посвященная восстании в Синьцзяне. Если быть точнее, книга освящает жизнь Оспана Ислам улы от начала событий и до смерти. К вечеру освобожусь, переведу предисловие. Есть очень много имен. Имена погибших в конкретных боях, получивших ранение и т.д.

Здорово. Будем ждать и фотками поделись пожалуйста.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вышла новая книга посвященная восстании в Синьцзяне. Если быть точнее, книга освящает жизнь Оспана Ислам улы от начала событий и до смерти. К вечеру освобожусь, переведу предисловие. Есть очень много имен. Имена погибших в конкретных боях, получивших ранение и т.д.

А где книга-то вышла?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ален и Шарипхан дети Женисхана, сына Аджи, сына Когедая, сына Абульфеиза, сына Абульмамбет-хана. Такая родословная, Димнура?

Аджи, сын Когедая кочевал на Алтае во время путешествий Потанина.

Между Женисханом и Когедаем есть еще. К сожалению, перерыла все свои записи пока не нашла. У меня был список. Буду еще искать :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Димнура, а не могли бы Вы подробнее про Ален-вана и его жену, очень интересно. То, что наворочали Петров с Мином - полная брехня.

Ален-ван изображен в Черном Иртыше "человеком тщедушным" - это их слово. В общем каким-то беспринципным, мягким и т.д. Я думаю, это произошло от того, что его жена Хади-ван была по характеру сильной, боевой, крупной по конституции. Она несомненно затмевала своего интеллигентного мужа. Когда ее держали в тюрьме в Урумчи, то она не могла пройти ни в какие двери и тогда специально для нее во дворе тюрьмы соорудили юрту и там ее держали. (это из воспоминаний Сании Булатовой, моей тети). В народе их уважали, в книге Люди Реки есть немного о них. Ален-ван приходился по матери двоюродным братом моему прадеду Ахметжану Ахтямову. Ахметжан (прадед)-Зайнаб (моя бабушка) - Фаузия (моя мама). Говорили, что моя пра-прабабушка Агым была из знатного рода, т.е. Агым и приходилась матери Ален-вана сестрой. В книге об этом также есть немного. Вот такая история.

Я построила свои книги на воспоминаниях очевидцев и подтвердила их воспоминания реальными историческими ссылками. Вот такое художество.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Димнура, Вы имеете в виду тот город Алтай (территория Китая), который раньше на русских картах назывался Шара-Суме?

Да именно этот город. Шара-Сумэ (монгольское) Сары-Сумбе (казахское название) Желтый Монастырь. В 1934 году Шарипхан-торе и его сподвижники дали городу казахское название - Алтай. Хорошо, что его китайцы не переименовали, а то Кульджа, Кашгар и многие другие города переименованы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В "Иртыше" есть инфа, что Ален-ван и Хадиша, якобы "предали" восставших в 1941 г. казахов

в обмен на освобождение Ален-вана из тюрьмы и назначение его жены мэром Урумчи.

Хотя на самом деле Ален-Ван был освобожден из тюрьмы только в 1945 г., а Хадыван стала губернатором

Урумчи в 1946.

В общем интересно узнать Ваше мнение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да именно этот город. Шара-Сумэ (монгольское) Сары-Сумбе (казахское название) Желтый Монастырь. В 1934 году Шарипхан-торе и его сподвижники дали городу казахское название - Алтай. Хорошо, что его китайцы не переименовали, а то Кульджа, Кашгар и многие другие города переименованы.

Почему казахское название - Алтай? Просто новое название тем более монгольское!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А где книга-то вышла?

Название: Самурык.

Автор Газез Райыс улы.

Издательство: Уш Киян., Алмтаы, ул. Р.Зорге 18.

Тираж 500 шт.

Автор уроженец Тарбагатайского округа СУАР, в настоящее время преподает в КазГУ.

Предисловие:

Человечество стремится из мира нужды в мир свободы. Со стечением времени старается дать реальную оценку изменениям, произошедшим в следствие исторических событии. Думаю, наступило время дать историческую оценку и исторической личности Оспан батыру, проживавшему пол века назад. Эта книга описывает исторические события, правду без красок. Поэтому особенность сочинения в следующем:

1. Описывается конкретное время национально-освободительного движения под началом Оспан батыра, место событии. Информация на оди и те же события получены от разных участников этих событии.

2. Использованы устные свидетельства сына Оспан батыра Наби Оспан улы, его боевых друзей Тусупбай, Жетей, исследовательские материалы Сунь Чйлан (в тексте СуНЬ Н с хвостиком), Латип, Айуй, Далелхан Жаналтай (полковник Гоминьданя), Халифа Алтай, Сайпидин Бурхан, Патихан Сугирбаев, Акедиль Тойшан улы.

3. В книге приведена автобиография Оспана полностью. Недостаточна только информация по его детям. Надеюсь (мои) братья дополнят.

4. Использованы архивные данные Китайского и Туркестанского правительств того времени.

5. Это не художественное произведение, а произведение основанное на исторические документы и свидетельства.

Содержание.

Глава 1.

Предисловие.

Среда, где жил Оспан и общественное положение.

Глава 2. Жизнь Оспана и общество, где он вырос.

Глава 3. Восстание Есимхана и Актеке.

Глава 4. Второе восстание Есимхана.

Глава 5. Движение Оспана.

Глава 6. Создание Восточно-Трукестанской Республики.

Глава 7. Объединение Оспана и Гоминданя.

Глава 8. Последнее (финальное) суматошное время.

Глава 9. Высказывания об Оспан Батыре.

Перевод подстрочный, и я не профессиональный переводчик. Извиняюсь, если где своими словами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему казахское название - Алтай? Просто новое название тем более монгольское!

Кереи говорят, что Алтай, от слова Алты ай . На Алтае можно жить только 6 месяцев, а остальные 6 там зима.

А как переводят монголы слово Алтай?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...