Alan Опубликовано 11 июля, 2017 Поделиться Опубликовано 11 июля, 2017 Кавказский народ, упоминаемый изначально в древнерусских летописях, а затем и в других источниках. Весьма вероятна связь этнонима с названием казахов и казаков. Этимология тоже прозрачная с тюрк. языка. Либо от глагола "кас" - кочевать, либо напр. карачаево-балкарское "къазакъ" - одиночка. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Alan Опубликовано 11 июля, 2017 Автор Поделиться Опубликовано 11 июля, 2017 КАСОГИ / КАСАХИ / КАШАКИ ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ И АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. КАСОГИ - АССИМИЛИРОВАННЫЕ АДЫГАМИ ТЮРКСКИЕ (ХАЗАРСКИЕ) ПЛЕМЕНА?Первый раз касоги упомянуты в летописи под 965 годом, в связи с походом князя Святослава Игоревича на хазар (ПСЛ). Под 1022 годом летопись сообщает, что, тмутороканский князь Мстислав Владимирович победил в единоборстве касожского князя Редедю и подчинил себе этот народ. В следующем, 1023 году касоги упомянуты в войске Мстислава, выступившего против старшего брата князя Ярослава Владимировича (Там же). А под 1066 годом помещено известие о сборе дани с касогов князем Ростиславом (Там же). Касоги русских летописей предстают достаточно сплоченным и воинственным народом, но, вероятно, не многочисленным. Они подчиняются одному князю и проживают недалеко от Таманского полуострова. Дополнительные сведения об этом народе можно найти в иноязычных сочинениях.Первое упоминание о касогах принадлежит перу арабо-персидского автора Масуди, который в своем историко-географическом труде Мурудж-ад-Дзахаб («Россыпи золота») отметил: «За царством аланов находится народ называемый кашак и живущий между горой Кабх и Румским морем». (Минорский В.Ф., 1963). Кашаки по Масуди прекрасны [117] наружностью, имеют развитые ремесла и торговлю, но у них нет единства, а от набегов алан их спасают крепости на морском берегу. Автор называет их прибрежной нацией и отмечает их многочисленность (Там же). Масуди использовал более ранние источники и сам указал в тексте, что его труд завершен в 943 г. (Там же).Автор трактата «Об управлении империей» византийский император Константин знает страну Касахию на Северо-Западном Кавказе, и помещает ее между Зихией и Аланией (Константин Багрянородный, 1989). Багрянородному известно о набегах алан, но страдают от них, по его сведениям, зихи, а касахов он никак не характеризует (Там же). Труд императора составлен около 950 г., но опирается на сведения более раннего времени, вероятно 30-х годов X века (Гадло А.В., 1994).В письме хазарского царя Иосифа к кордовскому вельможе Хасдаю ибн-Шафруту, где сообщаются сведения о Хазарии, среди перечня народов платящих дань хазарам упоминаются «...все живущие в стране Каса...» (Коковцев П.К., 1932). Судя по контексту, страна эта помещается рядом с аланами и Абхазией, то есть на Северо-Западном Кавказе. Основное ядро письма относится к 60-м годам X века (Там же).Анонимный автор конца X века, среди прочего, пишет о богатом купеческом городе Касек, расположенном на берегу Черного моря в стране алан (Худуд ал-Алем. 1930).В научной литературе встречаются ссылки на более раннее упоминание касогов в армянских, византийских и грузинских сочинениях, но эти сведения не выдерживают критики. Например, косогдиане монаха Епифания писавшего в конце VIII — начале IX веков появились в результате ошибки переписчика, о чем есть информация у исследователя этого текста (Васильевский В.Г. 1909).В науке сложилось прочное мнение, что касоги/касахи/кашаки, упоминаемые в письменных источниках X века и позднее, вместе с родственными им зихами, являлись предками современных адыгов (См. Лавров Л.И., 1955; Волкова Н.Г., 1973; Алексеева Е.П., 1992; Гадло А.В., 1994). Эти выводы сделаны преимущественно на ономастическом материале. До настоящего времени осетины называют кабардинцев — кесег/кесгон; близко ему сванское название адыгов и т.д. (Волкова Н.Г., 1973). Только у самих адыгов не сохранилось подобного самоназвания. Возможно, отголосок забытого этнонима сохранила одна родословная книга, использованная для написания «Истории адыгейского народа», в которой сообщается о прадеде знаменитого князя Инала, носившего имя Кес (Ногмов Ш.Б. 1982).Попытки локализовать Касахию предпринимали многие исследователи. Как правило, они опирались на сведения Масуди и Константина Багрянородного, как наиболее информативные и достоверные. По Е.П. Алексеевой Касахия охватывала северные склоны кавказского хребта от бассейна Малой Лабы до предгорий Западного Закубанья [118] (Алексеева Е.П., 1954). По Л.И. Лаврову касоги занимали все пространство от реки Лабы до берегов Черного моря (Лавров Л.И., 1955). Иначе определил границы Касахии Н.Г. Ловпаче, локализовав касогов в верховьях Лабы и Белой (Ловпаче Н.Г., 1978).Наибольший интерес представляет работа В.Н. Каминского, который посвятил этнической карте Северо-западного Кавказа отдельную статью (Каминский В.Н., 1993). Его работа основана на детальном анализе письменных источников, данных географии и топонимики. По В.Н. Каминскому зихи занимали Черноморское побережье от п. Новомихайловского до старого русла Кубани; область Папагия с нефтяными источниками соответствует территории современного Крымского района; Касахия занимала территорию к востоку от Папагии вплоть до реки Псекупс, а восточнее простиралась Алания (Каминский В.Н., 1993). Таким образом исследователь локализовал касогов в Западном Закубанье и в примыкающих к нему с востока районах Центрального Закубанья. Проверим как эта, наиболее аргументированная локализация касогов согласуется с археологическими памятниками региона.Но сначала вернемся к письменным источникам. Масуди среди прочего сообщает, кашаки исповедуют религию магов (Минорский В.Ф., 1963). В.Ф. Минорский, комментируя эту фразу, писал, что мусульманские авторы называли огнепоклонниками русов и норманов, неправильно истолковывая их обычаи сжигать мертвых. И далее замечает: «Я не мог выяснить, существовали ли подобные обычаи у черкесов, среди которых ко времени Масуди были и христиане» (Минорский В.Ф., 1963).Сегодня мы можем ответить на вопрос, поставленный В.Ф. Минорским, положительно. На анапско-геленджикском побережье, в Западном Закубанье и в западных районах Центрального Закубанья вплоть до устья реки Псекупс выявлено более 17 могильников второй половины VIII — IX веков, где сожженых на стороне умерших хоронили в небольших ямах в урнах или без них (Пьянков А.В., Тарабанов В.А., 1998). Эти могильники занимают компактную территорию: северной границей служила река Кубань, южной — северные склоны Кавказского хребта, западной — берег Черного моря, а восточной — река Псекупс. Погребения этого обряда получили в научной литературе название: сожжения (или кремации) типа Дюрсо (Дмитриев А.В., 1979). Вероятно, именно эти могильники были оставлены касогами/касахами/кашаками письменных источников.На первый взгляд заметно противоречие ареала кремационных могильников типа Дюрсо с локализацией касогов предложенной В.Н. Каминским, поскольку западные границы его Касахии не соответствуют западной границе распространения кремационных могильников. Но это противоречие устраняется, если предположить, что в первой половине X века территория касогов сократилась на западе из-за [119] передвижений зихских племен из более южных районов на север, вплоть до старого русла Кубани, где-то в конце IX — в начале X веков, после чего они заняли не только морское побережье, но и отстоящую далеко от берега Папагию. Это предположение вполне согласуется с сообщением Константина Багрянородного о расселении зихов и касогов. Последние должны были первыми испытать на себе силу аланских набегов, которые привели к ослаблению касогов и к сокращению их численности (Пьянков А.В., 1994). Могильников с кремационными погребениями X века известно немного (Бугайский бугор, Казазово 2, Псекупский и др), но к концу века сожжения начинают распространяться за пределы Касахии Багрянородного на запад, восток и даже на северный берег реки Кубань.Сожжения типа Дюрсо по материальному облику принадлежат к салтово-маяцкой археологической культуре (культуре Хазарского каганата), и находят многочисленные аналогии погребальному обряду и инвентарю в материалах синхронных им могильников бассейна Северского Донца (кремации типа Новопокровки) (Пьянков А.В., Тарабанов В.А., 1998). Кремации типа Дюрсо не имеют корней да Северо-Западном Кавказе в предшествующий период и не могут быть признаны автохтонным кавказским народом (Дмитриев А.В., 1978). Очевидно, носители кремаций этого типа, как на Кубани так и на Северском Донце связаны со степными культурами и имеют тюркское или угорское происхождение. Вероятно, обе группы были частью одного этноса и носили общее для них имя — касоги/касахи/кашаки. В дальнейшем автохтоны зихи интегрируются с пришельцами касогами и постепенно ассимилируют их.Эта гипотеза позволяет по-новому взглянуть на этнические процессы происходившие на Северо-Западном Кавказе в прошлом. В частности, следует поставить на повестку дня вопрос о значительном участии степных народов Хазарии в этногенезе современных адыгов.Пьянков А.В. (Краснодар). 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
SWR Опубликовано 16 июля, 2017 Поделиться Опубликовано 16 июля, 2017 В 11.07.2017 в 05:43, Alan сказал: Кавказский народ, упоминаемый изначально в древнерусских летописях, а затем и в других источниках. Весьма вероятна связь этнонима с названием казахов и казаков. Этимология тоже прозрачная с тюрк. языка. Либо от глагола "кас" - кочевать, либо напр. карачаево-балкарское "къазакъ" - одиночка. И в каком же тюркском языке глагол "кочевать" звучит как "Кас"? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
SWR Опубликовано 16 июля, 2017 Поделиться Опубликовано 16 июля, 2017 В 11.07.2017 в 05:46, Alan сказал: КАСОГИ / КАСАХИ / КАШАКИ ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ И АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. КАСОГИ - АССИМИЛИРОВАННЫЕ АДЫГАМИ ТЮРКСКИЕ (ХАЗАРСКИЕ) ПЛЕМЕНА?...Сожжения типа Дюрсо по материальному облику принадлежат к салтово-маяцкой археологической культуре (культуре Хазарского каганата), и находят многочисленные аналогии погребальному обряду и инвентарю в материалах синхронных им могильников бассейна Северского Донца (кремации типа Новопокровки) (Пьянков А.В., Тарабанов В.А., 1998). Кремации типа Дюрсо не имеют корней да Северо-Западном Кавказе в предшествующий период и не могут быть признаны автохтонным кавказским народом (Дмитриев А.В., 1978). Очевидно, носители кремаций этого типа, как на Кубани так и на Северском Донце связаны со степными культурами и имеют тюркское или угорское происхождение. Вероятно, обе группы были частью одного этноса и носили общее для них имя — касоги/касахи/кашаки. В дальнейшем автохтоны зихи интегрируются с пришельцами касогами и постепенно ассимилируют их.Эта гипотеза позволяет по-новому взглянуть на этнические процессы происходившие на Северо-Западном Кавказе в прошлом. В частности, следует поставить на повестку дня вопрос о значительном участии степных народов Хазарии в этногенезе современных адыгов.Пьянков А.В. (Краснодар). Наконец то появилась вменяемая работа по поводу происхождения касогов и названия "казак". Не обошлось без гуннских народов, очевидно. Это болгары, хазары, савиры... Этимологию имен Касог - Казак, а также связанных с ними Черкас - Черкес может быть выведена только из языка этой болгарской группы тюркских языков. Вероятно, возникло не без влияния походов гуннов на запад, в Римскую империю, Византию... с их "casa"... Кроме того, примечательно место возникновения имени Касог - это бассейн реки Кубань - места многовекового кочевания гуннов, в чпастности болгар, савир... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Alan Опубликовано 16 июля, 2017 Автор Поделиться Опубликовано 16 июля, 2017 5 часов назад, SWR сказал: И в каком же тюркском языке глагол "кочевать" звучит как "Кас"? Не могу точно сказать, но например в нашем это слово звучит как "кёч". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shamyrat Опубликовано 17 июля, 2017 Поделиться Опубликовано 17 июля, 2017 6 часов назад, Alan сказал: Не могу точно сказать, но например в нашем это слово звучит как "кёч". Возможно касог от гезек(бродник-от слова бродить,в смысле кочевник) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Niki Опубликовано 24 сентября, 2021 Поделиться Опубликовано 24 сентября, 2021 В Краснодарском крае археологи исследуют массовые захоронения древних воинов, датированные XII-XIII веками. Рыцари преданы земле вместе с боевыми конями и доспехами. Предки каких На сегодняшний день археологи обследовали площадь в 7 тысяч квадратных метров. Говорят, это лишь треть всего захоронения. Древние погребения, обнаруженные между Новороссийском и Анапой, датированы XII-XIII веками. По словам ученых, здесь находятся могилы воинов древнего племени под названием касоги — предков современных адыгов. Первые упоминания о них встречаются в 943 году в сочинении арабского историка аль-Масуди. О касогах он пишет так: этот народ живет в соседстве с аланами между Кавказом — речь идет о Кавказском хребте — и морем Рум, то есть Чёрным. В соответствии с традициями того времени воина хоронили вместе с боевым конем, которого в могилу укладывали в позе галопа, специально подгибая ноги. Туда же обязательно опускали доспехи. Своих погибших воинов касоги кремировали. Прах в ритуальных урнах размещали в могиле, а сверху насыпался небольшой курган. К сожалению, сами похоронные урны здесь практически не сохранились. Дело в том, что закапывали их неглубоко, и, как утверждают археологи, в 70-е годы прошлого века, когда на этой территории закладывали новые виноградники, их могли просто перепахать вместе с землей. По найденным осколкам в лаборатории ученые восстановили несколько урн. Они оказались разного размера. Среди них есть и небольшие. Как говорят археологи, все найденные предметы после реставрации попадут в экспозицию местного музея, а останки древних касогов и их боевых коней будут исследовать столичные ученые. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Niki Опубликовано 25 сентября, 2021 Поделиться Опубликовано 25 сентября, 2021 Всего при охранных раскопках затронутой строительством узкой части могильника зафиксировано 16 погребений людей и 26 ритуальных погребений лошадей. Половина из них была совершена по обряду кремации, остальные — ингумационные, то есть тела захоронены просто в земле. В первом случае кремированные останки помещались в крупный керамический сосуд, подобие урны. Рядом с урной или в ней находился погребальный инвентарь (сабля, топор, копье, кресало, нож). Так проживавшие в предгорьях Кавказа касоги хоронили своих соплеменников. Детей, не достигших половозрелого возраста, а также невольников или пленников погребали без кремации, в обычных овальных ямах и, как правило, безо всякого инвентаря. http://gazetavk.ru/?d=2020-01-01&r=19&s=26723 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Niki Опубликовано 25 сентября, 2021 Поделиться Опубликовано 25 сентября, 2021 https://en.ppt-online.org/368969 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться