Ашина Шэни Опубликовано 2 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 2 апреля, 2017 СТOЛИЦА УЙГУРСКОГО КАГАНАТА - ВЕЛИКИЙ ГОРОД КАРАБАЛГАСУН Развалины Орду Балыка, столицы уйгурского каганата, находятся в Арахангайском аймаке, сомоне Хотонт, в долине р. Орхон. Местные жители его называют «Хар балгас». Во второй половине XIX в. Хар балгас изучали русские ученые Д. А. Клеменц, В. В.Радлов; в 1933, 1934 гг. - Д. Букинич; в 1949 г. здесь проводили исследования С. В. Киселев, Х. Пэрлээ.По всей видимости, Орду Балык первоначально был расположен не в долине Орхона, а перенесен сюда позже. В китайской исторической хронике написано: «Начало Тянь бао - в 751 году главная ставка уйгурского хана Пэй-ло перекочевала в место между горой У-тэ-цзянь (Утугэн) и рекой Хун (Орхон). Слева от того места была равнина. Справа гора У-тэ-цзянь, на севере в 600 ли река Сянь-э (Селенга)». Точно определить, когда и где был основан город, представляется довольно затруднительным, но, возможно, Орду Балык был основан девятью уйгурскими родами, откочевавшими с их родины, с р. Селенги на юг, - замечал Х. Пэрлээ (Пэрлээ, 1961, с. 49-50). Судя по письменным источникам, Орду Балык был большим городом, раскинувшимся на 25 км. Здесь находился центр админисгративного управления государством, сосредотачивались ремесленное и торговое население, пагода. Крепость-цитадель - по своим размерам самое значительное фортификационное сооружение Уйгурского каганата. Хотя его стены с течением времени значительно обвалились, их высота и в настоящее время составляет 12 м, а центральной смотровой башни городища - 14 м. При раскопках внутри городища были обнаружены остатки дворца, который можно отнести ко времени эпохи Тан (618-907 гг.). Стены крепости были укреплены башнями из сырцового кирпича. Башни находились так же и по углам крепости. Около ворот крепости, возможно, находился сад. Полученные при исследовании Орду Балык материалы подтверждают, что крепость являлась центральной ставкой уйгурского хана и была столицей всего каганата. Кроме этого, в городе находились остатки сооружения с пагодой, являвшейся, вероятно, культовым сооружением правящего каганского рода. Около дверей этого сооружения были установлены каменные стелы с уйгурскими, китайскими и орхоно-енисейскими надписями, посвященные уйгурским каганам. В северо-западной, западной частях Орду Балыка располагались кварталы, где проживало торговое и ремесленное население города. При раскопках в 1949 г. были определены несомненные следы обработки металла, остатки плавки бронзы и китайская монета, относящаяся к 840 г. Обнаруженные в Орду Балыке во множестве черепки от так называемых «кыргызских ваз» являются свидетельством того, что там жило много людей, занимающихся гончарным ремеслом. Хар балгас, хотя и был большим городом, но просуществовал не более 100 лет, в 840-е гг. енисейские кыргызы разрушили и сожгли столицу уйгуров и уничтожили сам каганат. Сведения исторических хроник, что город был сильно разрушен кыргызами, подтвердили результаты раскопок. Хотя факты свидетельствуют, что почти каждая семья имела ручную мельницу, до сих пор не найдено ни одного целого жернова, встречаются только сплошь разбитые. Были разрушены и каменные стелы с письменами (Киселев, 1957, с. 93-95). [Данилов С.В. Города в кочевых обществах Центральной Азии - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004 - с.57-58] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 2 апреля, 2017 Автор Поделиться Опубликовано 2 апреля, 2017 В Карабалгасуне был найден один из ключевых первоисточников по истории Уйгурского каганата - Карабалгасунская стела на уйгурском, китайском и согдийском языках. В ее тексте можно прочесть историю древних уйгур от рождения их каганата до 820х годов. В 2/19/2017 в 17:05, Ашина Шэни сказал: КАРАБАЛГАСУНСКАЯ НАДПИСЬ ОРХОНСКИХ УЙГУРОВ (китайская сторона надписи, перевод и реконструкция текста - Ханеда Тору) Внутренний министр Эль Угаси Яг[лакар] ... [Ба]га таркан ... [Э]ль [Угас]и... [l] Предисловие памятника премудрого в гражданском [управлении], одухотворенного в военных [делах] кагана уйгуров девяти фамилий Ай тэнгрида кут болмыш алп бильге... Алл Инанчу Багатаркан сочинил. [2] ...Багатаркан Эль Угаси...Эль Угаси [3] Слышали, что, когда Земля и Небо разделились, солнце и луна, светя, приближались [друг к другу], правитель, получивший мандат Неба, светом охватил всю Поднебесную. Преобразуя добродетелью, [он] освещал все. Четыре стороны [света] были объединены, наказания стали строгими и с восьми сторон [света] [все] возвращались к исполнению обязанностей ... когда были умиротворены внешние и внутренние [земли], cpeди гор и рек была построена столица. В самом начале отец Гули Пэйло, Ху-шу, [4] воспринял государство в северных краях, построил столицу на равнине [реки] Орхон (Ухунь). Просветленно и мудро управлял государством. По истечении многих лет, [его] сын Гули-каган наследовал престол. По небесным качествам [он] был храбрым и решительным. Весь народ подчинился [ему]... каган находился на престоле, умиротворял и взращивал простой народ подобно тому, как высиживают куриные яйца. Через несколько лет после того, как... басмылский каган [5] Ашина сменил мандат [Неба] (т.е. совершил переворот), вновь получил наше старое государство. В это время уйгуры девяти фамилий, басмылы 40 фамилий, карлуки 3 фамилий, различные фамилии, - все сказали: "Когда в прежнюю эпоху было процветание, каганы все получали... прибыли к Гао-цзу". После того как Кюль Бильге каган ... скончался, [его] сын Тенгрида [6] болмыш элетмиш бильге каган наследовал престол. [Он] был храбрым, мудрым, смелым и отважным. Всем государствам показывал [свою] непреклонность. [Ему] преемствовал [его] сын Тенгрида кут болмыш эльтутмыш алп кюлюг бильге каган. [Он] смелостью, величием и храбростью особо отличался от [всех] остальных. Все государства вселенной выразили [ему] покорность. Когда император Сюаньцзун Великой (династии) Тан покрылся пылью (т.е. бежал), сын Ши Сымина, Чаои, [7] богатыми подношениями и сладкими речами просил войска, [чтобы] объединив силы, уничтожить Танскую династию [дословно: алтари Тан]. Каган разгневался, что он, забыв милость, воровски играет святыми предметами. [Он] лично выставил сильных и храбрых героев. С правительственными войсками составил рог, объединенными силами устремился вперед. Возвратил столицу Ло[ян]. [Танский] император заключил с уйгурами соглашение навсегда быть государствами старшего и младшего братьев, навеки быть государствами дяди и племянника. Тогда каган расположил войска в восточной столице (Лояне). Тогда [он] увидел, что нравы и обычаи разрушены, народ отвергает наставников. [8] Жуй-си и других, всего четырех монахов, [он] привез в [свое] государство. [Они] распространяли две кумирни, проникали в три предела. Наставники закона [Ма]ни сокровенно достигли светлых ворот, овладели семью разделами. [Их] таланты превосходипи моря и горы. [Их] красноречие было подобно падающей [с небес] реке. Поэтому [они] смогли открыть уйгурам праведное учение. [Oни] отвергли мясную пищу, молочные продукты ввели в правило. [Этим они] установили большие заслуги. Тогда [им] сказали: "Вы соединили всю возможную благость". В это время тутуки, чигши, внутренние и внешние министры, сыма - все доложили: [9] "Ныне раскаиваемся в [своих] прежних грехах. Почтительно служим праведному учению. Принимаем указ и обьявляем [его]. Как можно получить и удержать неуловимость и сокровенность этого закона! Еще трижды раскаиваемся, что прежде не знали [его], демона называли буддой. Ныне уже исправили заблуждения, нельзя возвращаться к проступкам. Особо надеемся..."... Поскольку имели искренние устремления, отправились и получили подношения. Все имевшиеся вырезанные и нарисованные изображения бесов приказал сжечь. Отвергли моления духам и поклонение демонам [10] и приняли учение света. [Страна], в которой [существовали] варварские обычаи [вдыхать] испарения крови, преобразовалась в страну, где едят постную еду. Государство, в котором убивали, превратилось в государство, где поощряется добро. Поэтому чиновники совершенномудрых людей наверху действовали, внизу приказывали [или: сверху личным примером, снизу приказом?]. Когда правитель закона услышал о том, что [они] приняли праведную религию, глубоко одобрил искренние устремления... Пожелал увезти всех монахов и монахинь в [свое] государство, чтобы распространить собственный путь. Приказал ревностных последователей рассылать на восток и запад. [Камалов А.К. Древние уйгуры. VIII-IX вв. - Алматы: Наш мир, 2001 - с.194-195] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 20 июля, 2018 Поделиться Опубликовано 20 июля, 2018 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Чурас-алын Опубликовано 25 сентября, 2022 Поделиться Опубликовано 25 сентября, 2022 Интересно, есть ли реконструкция данного города? Было бы очень интересно взглянуть, как выглядел этот город на пике своего процветания Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 25 сентября, 2022 Поделиться Опубликовано 25 сентября, 2022 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 25 сентября, 2022 Поделиться Опубликовано 25 сентября, 2022 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 7 января, 2023 Поделиться Опубликовано 7 января, 2023 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 7 января, 2023 Поделиться Опубликовано 7 января, 2023 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 7 января, 2023 Поделиться Опубликовано 7 января, 2023 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 7 января, 2023 Поделиться Опубликовано 7 января, 2023 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться