Jump to content
Uighur

Великий Шёлковый Путь, Тарим и историческое значение.

Recommended Posts

Как можно догадаться, жители Тарима исторически с древнейших времён покровительствовали торговле. Выгодное географическое положение, а также пустыня Такла-Макан и необходимость в логистической транспортировке товаров выдвинуло древние ИЕ народы Согдианы, Тарима и Ганьсю на передовую. Согдийцы, тохары, юэчжи и усуни. Возможно юэчжи и усуни уже были отуречены к 1 веку н.э.

1. Согдийский язык - официальный язык торговли.

2. Согдийцы и жители Тарима выступают своего рода дистрибьюторами товаров Китая, продавая их в элинистические государства. 

3. К этому времени (3 век н.э.) все получали выгоду. 

Link to comment
Share on other sites

Начиная с 5-7 веков н.э. влияние согдийцев начинает заканчиваться. В середине 7 века н.э. на историческую арену выступают племенное объединение Теле и Токуз Огузов - Уйгурский Каганат, родственных союзных племён занимающих исторически выгодное географическое положение: несущие пастбища совр Монголии, некоторые города Тарима через которые проходил Великий Шёлковый Путь. 

О связах согдийцев и уйгуров. Данные исторические контакты, возможно, были одиними из самых тесных и взаимно-культурное влияние одних на других сложно описать простыми словами. Помимо того, что согдийцы являются частью предков современных уйгур, общие сходства идут дальше: буддизм, арамейская письменность, тесные языковые контакты ("ломанный тюркский"). Согдиана находится в географической близости с Таримом, а самих согдийцев было предосточно и в самом Тариме. В частности, можно предполагать, что население Турфана было по большей части согдийским, не говоря уже и о других городах ВТ по типу Хотана. Не стоит забывать и о согдийских городах в Ганьсу.

Яркий пример данного межэтнического феномена Ань Лоушань - танский военоначальник, тюрко-согдиец по происхождению.

Падение согдийцев:

В 651 году арабские завоевания положили конец империи Сасанидов в Персии. Таким образом один из главных пунктов товаро-потребления - шёлка, камней, лошадей и др. товаров, просто перестал быть таковым. Что частично экономически ослабило согдийцев. Всё бы ничего, да только умные торговцы и смышлённые Хазары начали вести товары через северный путь - в обход Персии и торговать с Византией. Т.е. через Хазарский Каганат ещё до падения Империи Сасанидов в связи с её войнами с Византией и отказом в торговле. (чтобы перекрыть товары идущие в византию).

Однако, арабы вторгнулись и в Согдиану, положив конец их купеческой и торговой монополии. Согдийский язык оставался языком торговли вплоть до Марко Поло. 

1. Политико-экономические и центробежные силы меняются.

2. Согдийцы заканчиваются и ассимилируются в Тариме и Согдиане среди тюрок и тазиков, не оставив прямых потомков по языку. 

3. Теперь на историческую купеческую арену выходят их наследники: уйгуры. 

Link to comment
Share on other sites

Уйгурский Каганат в расцвете сил занимал сильнейшую позицию относительно западного тюркского мира и континентального Китая в целом. Они покровительствовали торговле Шёлкового Пути, заключали династические браки с китайцами, скупали шёлк и др. товары по выгодной цене и перепродавали их на Запад. 

Относительно средневековой уйгурской культуры можно говорить бесконечно. Это и плавный переход от скотоводчества к земледелию и городской культуры, принятия манихейства и адаптации арамейского письма, экономическое богатство Каганата. Численное превосходство токуз огузов относительно других тюркских народов тоже не оспаривается. По разным данным численность токуз огузов Монголии к моменту падения Каганата составляла порядка 1.5 миллиона человек. 

Однако, всему приходит конец и уйгуры не были исключением из правил. Купаясь в силе и богатстве засчёт торговой монополии, военной мощи и слабости государственных образований в Китае, уйгурская элита деградировала и перестала соответствовать современным стандартам. Деградация, политические игры, заговоры, внутреполитическая борьба за господство между кланами - разрушили уйгурскую государственность. Если мне не изменяет память, один из уйгурских элитарных военоначальников того времени договорился с Киргизами Енисея о взятии ослабевшего Кара Балгаса. На деле всё вышло прахом, столица была разрушена, а сам военоначальник был предан. 

1. Центробежные силы вновь меняются.

2. Уйгурские военачальники с империскими воисками уходят в провиницю Ганьсу и основывают там Кянсуйское Княженство.

3. Другие уйгуры следуют в южные части империи, а именно в Тарим. 

3. Большая часть 1.5 миллионного простого населения токуз огузов остаётся на Орхоне и не даёт завоевательным походам Кыргыз занять Монголию. 

4. Вплоть до киданьской военной экспедиции на Орхон, белые татары "цзубу" занимали земли Монголии. 

5. В Тариме, уйгуры основывают государство Кочо. Другие уйгуро-карлукские племена занимают юг Тарима и основывают государство Хакании по имени правящего рода Караханида.

Link to comment
Share on other sites

Однако, торговая монополия уйгурских государств не заканчивается. В связи с падением мощного уйгурского государства, а также арабскими завоеваниями на ближнем востоке и падении Византии, торговля становится возможной только с арабами. 

Тут то и начинается самое интересное. В 920 году Ягбу становится Саттук. В связи с современными политико-экономическими реалиями, торговать можно было только с арабским миром. Как логический итог, в 932 году верховный правитель Хакании Саттук принимает Ислам и новое имя Абдаль Карим - в истории это первый тюрок принявший Ислам. Его сыном будет великий Саттук Богра Хан. Он воцаряется в Кашгаре и принимает титул Хан.

Принятие Ислама элитарной верхушкой вытекает из экономических интересов. А также соседнего соперничества с государством Идыкутов.

В то же самое время, государство Идыкутов Кочо переживает культурное и экономическое возвышение. 

Однако в долгосрочной перспективе будущее было за Кашгарией. Потому что торговля знаменует экономическую силу, а как итог и большее военное влияние. Таким образом, Ислам победил сначала в Кашгарии, а затем и буддизм в Восточном Туркестане. Не смотря на то, что Караханиды пали много раньше Идыкутов.

Начало монгольской экспансии и образование Монгольской Империи, как ни странно, наоборот усилило торговлю и уйгурское население Тарима. Вся торговля с того времени шла через Ближний Восток и далее на запад. Посему Ислам быстро разделался с другими религиями и к 15 веку влияние Кашгарцев на Идыкутов было таковым, что они постепенно перешли на хакани и арабику, оставив древнеуйгурское письмо. 

1. Экономическая выгода и торговля, и.с. покровительство Шелковому Пути и выгодные хорошие отношения с главными потребителями (арабский мир), коренным образом повлияли на культуру населения Тарима и их религиозные верования.

2. На самих могулов включительно. 

3. К 15 веку Шёлковый Путь пришёл в упадок ввиду, вторжения Туркменов, войн Тамерлана, а также, что самое главное, технологическому прорыву - развитию морской торговли, что привело к развитию более развитого кораблестроения и, как итог, привело человечество к Великим Географическим Отрытиям. 

4. Арабский мир уступил технологическое, военное и экономическое превосходство перед Европой.

5. В истории Туркестана начинается новая глава - исторический упадок, культурная, экономическая и политическая стагнация и деградация. Что в итоге вывелось к технологической отсталости и военном превосходстве более развитых культур.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...