Перейти к содержанию
Uighur

Великий Шёлковый Путь, Тарим и историческое значение.

Рекомендуемые сообщения

Как можно догадаться, жители Тарима исторически с древнейших времён покровительствовали торговле. Выгодное географическое положение, а также пустыня Такла-Макан и необходимость в логистической транспортировке товаров выдвинуло древние ИЕ народы Согдианы, Тарима и Ганьсю на передовую. Согдийцы, тохары, юэчжи и усуни. Возможно юэчжи и усуни уже были отуречены к 1 веку н.э.

1. Согдийский язык - официальный язык торговли.

2. Согдийцы и жители Тарима выступают своего рода дистрибьюторами товаров Китая, продавая их в элинистические государства. 

3. К этому времени (3 век н.э.) все получали выгоду. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Начиная с 5-7 веков н.э. влияние согдийцев начинает заканчиваться. В середине 7 века н.э. на историческую арену выступают племенное объединение Теле и Токуз Огузов - Уйгурский Каганат, родственных союзных племён занимающих исторически выгодное географическое положение: несущие пастбища совр Монголии, некоторые города Тарима через которые проходил Великий Шёлковый Путь. 

О связах согдийцев и уйгуров. Данные исторические контакты, возможно, были одиними из самых тесных и взаимно-культурное влияние одних на других сложно описать простыми словами. Помимо того, что согдийцы являются частью предков современных уйгур, общие сходства идут дальше: буддизм, арамейская письменность, тесные языковые контакты ("ломанный тюркский"). Согдиана находится в географической близости с Таримом, а самих согдийцев было предосточно и в самом Тариме. В частности, можно предполагать, что население Турфана было по большей части согдийским, не говоря уже и о других городах ВТ по типу Хотана. Не стоит забывать и о согдийских городах в Ганьсу.

Яркий пример данного межэтнического феномена Ань Лоушань - танский военоначальник, тюрко-согдиец по происхождению.

Падение согдийцев:

В 651 году арабские завоевания положили конец империи Сасанидов в Персии. Таким образом один из главных пунктов товаро-потребления - шёлка, камней, лошадей и др. товаров, просто перестал быть таковым. Что частично экономически ослабило согдийцев. Всё бы ничего, да только умные торговцы и смышлённые Хазары начали вести товары через северный путь - в обход Персии и торговать с Византией. Т.е. через Хазарский Каганат ещё до падения Империи Сасанидов в связи с её войнами с Византией и отказом в торговле. (чтобы перекрыть товары идущие в византию).

Однако, арабы вторгнулись и в Согдиану, положив конец их купеческой и торговой монополии. Согдийский язык оставался языком торговли вплоть до Марко Поло. 

1. Политико-экономические и центробежные силы меняются.

2. Согдийцы заканчиваются и ассимилируются в Тариме и Согдиане среди тюрок и тазиков, не оставив прямых потомков по языку. 

3. Теперь на историческую купеческую арену выходят их наследники: уйгуры. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уйгурский Каганат в расцвете сил занимал сильнейшую позицию относительно западного тюркского мира и континентального Китая в целом. Они покровительствовали торговле Шёлкового Пути, заключали династические браки с китайцами, скупали шёлк и др. товары по выгодной цене и перепродавали их на Запад. 

Относительно средневековой уйгурской культуры можно говорить бесконечно. Это и плавный переход от скотоводчества к земледелию и городской культуры, принятия манихейства и адаптации арамейского письма, экономическое богатство Каганата. Численное превосходство токуз огузов относительно других тюркских народов тоже не оспаривается. По разным данным численность токуз огузов Монголии к моменту падения Каганата составляла порядка 1.5 миллиона человек. 

Однако, всему приходит конец и уйгуры не были исключением из правил. Купаясь в силе и богатстве засчёт торговой монополии, военной мощи и слабости государственных образований в Китае, уйгурская элита деградировала и перестала соответствовать современным стандартам. Деградация, политические игры, заговоры, внутреполитическая борьба за господство между кланами - разрушили уйгурскую государственность. Если мне не изменяет память, один из уйгурских элитарных военоначальников того времени договорился с Киргизами Енисея о взятии ослабевшего Кара Балгаса. На деле всё вышло прахом, столица была разрушена, а сам военоначальник был предан. 

1. Центробежные силы вновь меняются.

2. Уйгурские военачальники с империскими воисками уходят в провиницю Ганьсу и основывают там Кянсуйское Княженство.

3. Другие уйгуры следуют в южные части империи, а именно в Тарим. 

3. Большая часть 1.5 миллионного простого населения токуз огузов остаётся на Орхоне и не даёт завоевательным походам Кыргыз занять Монголию. 

4. Вплоть до киданьской военной экспедиции на Орхон, белые татары "цзубу" занимали земли Монголии. 

5. В Тариме, уйгуры основывают государство Кочо. Другие уйгуро-карлукские племена занимают юг Тарима и основывают государство Хакании по имени правящего рода Караханида.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Однако, торговая монополия уйгурских государств не заканчивается. В связи с падением мощного уйгурского государства, а также арабскими завоеваниями на ближнем востоке и падении Византии, торговля становится возможной только с арабами. 

Тут то и начинается самое интересное. В 920 году Ягбу становится Саттук. В связи с современными политико-экономическими реалиями, торговать можно было только с арабским миром. Как логический итог, в 932 году верховный правитель Хакании Саттук принимает Ислам и новое имя Абдаль Карим - в истории это первый тюрок принявший Ислам. Его сыном будет великий Саттук Богра Хан. Он воцаряется в Кашгаре и принимает титул Хан.

Принятие Ислама элитарной верхушкой вытекает из экономических интересов. А также соседнего соперничества с государством Идыкутов.

В то же самое время, государство Идыкутов Кочо переживает культурное и экономическое возвышение. 

Однако в долгосрочной перспективе будущее было за Кашгарией. Потому что торговля знаменует экономическую силу, а как итог и большее военное влияние. Таким образом, Ислам победил сначала в Кашгарии, а затем и буддизм в Восточном Туркестане. Не смотря на то, что Караханиды пали много раньше Идыкутов.

Начало монгольской экспансии и образование Монгольской Империи, как ни странно, наоборот усилило торговлю и уйгурское население Тарима. Вся торговля с того времени шла через Ближний Восток и далее на запад. Посему Ислам быстро разделался с другими религиями и к 15 веку влияние Кашгарцев на Идыкутов было таковым, что они постепенно перешли на хакани и арабику, оставив древнеуйгурское письмо. 

1. Экономическая выгода и торговля, и.с. покровительство Шелковому Пути и выгодные хорошие отношения с главными потребителями (арабский мир), коренным образом повлияли на культуру населения Тарима и их религиозные верования.

2. На самих могулов включительно. 

3. К 15 веку Шёлковый Путь пришёл в упадок ввиду, вторжения Туркменов, войн Тамерлана, а также, что самое главное, технологическому прорыву - развитию морской торговли, что привело к развитию более развитого кораблестроения и, как итог, привело человечество к Великим Географическим Отрытиям. 

4. Арабский мир уступил технологическое, военное и экономическое превосходство перед Европой.

5. В истории Туркестана начинается новая глава - исторический упадок, культурная, экономическая и политическая стагнация и деградация. Что в итоге вывелось к технологической отсталости и военном превосходстве более развитых культур.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...