Перейти к содержанию
Гость sanj

Русский язык. Заимствования в русском языке

Рекомендуемые сообщения

это что ещё за "тюркско-шумерский" ?

насколько я знаю наскальные надписи, аналогичные "шумерским", нашли и в Трансильвании и под Мелитополем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ведь тюркский корень , обозначающий "голова" - это "баш".

Могу ошибаться , конечно. Я не спец в тюркском.

Это к направлению заимствования корня "кап".

Хотя, на самом деле считаю, что теории о "заимствовании" здесь просто не место.

Вы опять путаете голову с шапкой и их роль ...

БСЭ:Заимствования (в языке), воспроизведение фонетическими и морфологическими средствами одного языка морфем, слов или словосочетаний другого языка. Лексика чаще других уровней языка поддаётся заимствованию. Причины появления в языках мира лексических З. связаны с заимствованием новых вещей. (ТОЧНЕЕ ПОНЯТИЙ, КОТОРЫХ НЕ БЫЛО)

...

По степени освоенности З. варьируют от полностью освоенных (в русском языке "изба", "лошадь"...)

--

Самые ранние – заимствования из дунайско-булгарского языка в старославянский (книга, капь «идол» – в слове капище «языческий храм» и под.), оттуда пришедшие в русский; есть также заимствования из булгарского в древнерусский (как и в другие славянские языки): сыворотка (общетюрк. *jogurt, булг. *suvart), бурс «персидская шелковая ткань» (чувашск. порин < *barиun < ср.-перс. *apareum;

Большое количество культурной лексики заимствовано в русский язык из позднесредневековых тюркских языков в 14–17 вв.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, Агасир, я ничего не путаю. Если в тюркские, корень "кап", обозначающий голову заимствован в в иде "шапки" - я в этом не виноват.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

это что ещё за "тюркско-шумерский" ?

насколько я знаю наскальные надписи, аналогичные "шумерским", нашли и в Трансильвании и под Мелитополем.

Шумерский язык это тюркский язык. Показать я Вам это смогу только если Вы знаете хоя бы один тюркский язык.

Чтобы доказать генетическую связь тюркских языков с славянскими языками надо выбирать слова для сравнения в русскости которых не может быть сомнения. То есть это должна быть нативная база русских слов, начиная с Я,ТЫ и т.д.

Это не так легко! :D:D:D

Маг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, Агасир, я ничего не путаю. Если в тюркские, корень "кап", обозначающий голову заимствован в в иде "шапки" - я в этом не виноват.

Тюркский корень Кап - это по смыслу скорее крышка. Капка - ворота, капкыч - крышка и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так как насчёт "незаимствованных" русских слов?

Кто-нибудь может привести примеры?

Интересно сколько можно наскрести?

Может это:

:D

http://search.rambler.ru/srch?oe=1251&word...hilite=E4231AC3

"Никольское кольцо" (Смоленск) 32(205) от 10-08-2004

Собкор

Лемез - не для шмураков

Наш корреспондент побывал в маленьком поселке на Брянщине, жители которого говорят на таинственном и неизученном секретном языке.

Наследство от жуликов

Поселок Новый Ропск находится на юго-западе Брянщины, минутах в двадцати езды от райцентра лимово. А до лимова от Брянска мы добирались на машине около трех часов. Места здесь красивые, раздольные: густые леса перемежаются с полями до горизонта. Но не ради местных красот отправились мы в дальнюю командировку. Живут в Новом Ропске удивительные люди - шаповалы-куропцы (так они себя называют). Разговаривают они между собой на абсолютно непонятном нам, непосвященным, языке и своими секретами с чужаками делятся неохотно.

Спасибо Марине Николаевне Балевой, завучу местной школы, помогла отыскать старожилов-ропчаков, а заодно и экскурсию по поселку устроила. Сейчас в Новом Ропске жителей около двух тысяч человек. Рубленная из сосновых бревен церковь Николая-чудотворца, что в центре села, построена на деньги гетмана Данилы Апостола еще в 1732 году. Украинское барокко. Не в такой ли Хома Брут панночку отпевал?

Откуда пошел тайный язык, на то у старожилов-ропчаков разные мнения. Баба Шура так от стариков слыхала: давным-давно, когда на месте нынешнего Ропска были еще болота и непроходимые леса, жили здесь лихие люди, жулики-разбойники. Вот от них-то в наследство и остался секретный лемез (язык по-нашему).

Дед Сергей говорит, что лемез принесли с собой пришлые люди из Сибири. Но оба потомственных шаповала-куропца сходятся в одном: язык был уже тогда, когда Ропска еще в помине не было. А когда его не было? Старый Ропск, к примеру, впервые в летописи упоминается аж в 1159 году!

Хусый сморщ

Старики вспоминают, что в начале прошлого века в Новом Ропске было четыре церкви, по-куропски - яхвески. Жили здесь купцы и ремесленники, случались бойкие ярмарки и веселые гулянья под гармошку. А уж мастеров-шаповалов: катрушников, валяльщиков, шерстобитчиков, умевших сладить из вовны - овечьей шерсти - валенки, шапки и рукавицы, было почитай едва ли не полсела. И секреты обработки шерсти, равно как и тайный язык, передавались из поколения в поколение, а как же без этого?

Поедут, бывало, куропцы в дальние села валенки валять, живут там и месяц, и два - пока всех желающих не обуют. очуют из хаты в хату, от одного хозяина к другому. Иная хозяюшка покормит сытно, постелет мягко (ой, было отчего волноваться шаповальским женам!). А другая наварит щи, хоть портянки полощи, да все зыркает, как бы чужаки не съеперили чего-нибудь да на девку-невесту не больно заглядывались. Сидят катрушники, деревянными карабками в мисках плещутся - ни мясинки, ни жиринки. А дома-то, небось, ряха лупиху с кресом матрает.

- Ой, хусый сморщ!

- Зато шихта у показника дюже шпинская! расимная...

Встрепенется баба: "О чем это вы, шаповалы?" - "Да обед твой, хозяюшка, хвалим!" А вернутся до дома до хазы мужики, ряхи им на радостях и картошки с салом, и гардеману бутылочку - матрайте на здоровье, кормильцы!

Случались и курьезы. ак-то зашел к катрушникам в паруту (мастерскую) поп. Те лишь хмыкнули:

- Надо ж! Прихлал кочет, сепет, как мы максаем.

- Ничего! Посепет-посепет, да и похлает.

А батюшка в ответ:

- Хлопцы, а я все скумаю, что вы тербуете...

Нужен ли здесь перевод? Разве что объяснить, кто такой кочет.

Не стал богат, а только горбат

Где, в каких краях носило шаповалов, можно только догадываться. Баба Шура говорит, что ездили они торговать в Гомель, в Унечу, в линцы. Видно, бывали и подальше: специалисты обнаруживают в словах шаповальского языка латинские, греческие, немецкие, венгерские, тюркские... и даже цыганские корни. примеру, число 10 по-куропски - "деканка", а ребенок, малыш - "микроня".

А как гоняли их в свое время за торговлю валенками! Собака кошку так не гоняет. Не оттого ли и милиционер, и собака звучит по-куропски одинаково - скиц? Баба Шура прекрасно помнит, как еще до войны сосед за собственноручно изготовленные антюхи пять лет тюрьмы схлопотал. Вот когда тайный язык снова пригодился куропцам. На рынок больше одной пары валенок не брали, стояли, озираясь по сторонам:

- Бальбечка, скиц хлает!

Лет пятьдесят назад приезжали к отцу бабы Шуры, ондратию Афанасьевичу Шаповалову, сотрудники музея, спрашивали старинные вещи. Самовар-дулесник - нет, не то; показал на прялку - тоже уже есть. Тогда полез Афанасьевич на чердак и нашел там пыльную, битую молью войлочную шапку-коломок:

- Вот еще такое добро имеется...

Музейщики руками всплеснули:

- Так это нам и надо!

Дед Сергей тоже потомственный шаповал, а еще и печник, каменщик знатный, даром что ему 72 года. И табачок для своей козьей ножки сам выращивает. Только прошли те времена, когда по силам ему было валять по паре антюхов в день. Руки уже не те, здоровья нет. Да и кому теперь нужны валенки?

- Антюхов теперь стыдятся, кожаные лапухи подавай...

А работа катрушника - врагу не пожелать: грязная, тяжелая. Шерсть чистят, чешут, бьют, снуют, мнут, топчут, катают-валяют, кипятком и кислотой обрабатывают... И все это обычно в хате, не у всякого мастерская есть. Пыль столбом, едкий пар, кислота полы проедает, шерсть - везде, даже в чугунках с едой.

- Хусая мащерка! - улыбается дед. - Ни один шаповал не стал богат, а только горбат.

Срамные слова

ак ни выпытывала я у бабы Шуры и деда Сергея про "срамные и поганые" слова, - не признались. Есть и такие: "А як же!" Одно словечко жена деда Сергея все же подсказала: "копша". Во-первых, называли так шаповалы сам предмет - чтобы в точку попасть. А во-вторых, обзывали этим словом девок да баб, у которых на этот предмет слабинка была. ак еще бранились ропчаки? Начнут их чужаки дразнить:

Дрынь-дрынь, шаповалы!

Лучком закусил,

В штаны напустил!

А куропцы за словом в карман не лезут:

- Полобзай меня в риховку!

Не поймет дурак-шмурак, куда лобзать, так его в риховку еще и пошлют!

Поговорим по-ропски

- Поерчили, бальбечка, в шуст антюхи протарывать!

Скумаете, о чем речь идет? Не иначе, ропские шаповалы на базар ехать надумали, валенки продавать.

- Похлаили, бальбечка, гардеман керить!

Видать, продали валенки, а выгодную сделку и обмыть не грех. Значит, пошли, друг, горилку пить.

шаповальский словарик

Сморщ - борщ

Шихта - девка

очет - поп

Варнак - петух

Стрелье - дрова

Ходырка - нога

Мащерка - работа

Жухля - бутылка

Волот - конь

Хусый - плохой

Слыхтики - уши

Скалы - зубы

Тузница - тысяча

Тербовать - говорить

Матрать - есть

Скумать - знать

Максать - делать

Сепить - смотреть

Пихталить - курить

Похлать - пойти

Светлана МИХАЙЛОВА© ИД "Провинция", 1999 - 2003

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Одно словечко жена деда Сергея все же подсказала: "копша". Во-первых, называли так шаповалы сам предмет - чтобы в точку попасть.

Но издесь облом,

Копша- по-тюркски - труба, дуло

Расимный от расем - картинка

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

тюрк.капчык - мешок, мошна, мошонка (чув.капща женск...)

капша-рга "шупать, ощупывать, шарить"

остальные наверное истинно ропские, как и просили "незаимствованные" :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слово: ерала/ш

Ближайшая этимология: "беспорядок, неразбериха", диал. ярала/ш, ярла/ш, арла/ш -- то же, также -- "игра в вист". Заимств. из тюрк.; ср. чагат., узб. aralas^ "неразбериха, смесь, соединение, путаница, смятение", тел., шор. arlas^ "смесь, смешение" (Радлов 1, 256; 305); см. Mi. EW 105; ТЕl. 1, 248, Доп. 1, 5; 2, 75; 188; Маценауэр 184.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Виктор Шкловский полушутя-полусерьезно писал, что "баба-яга"--мужского рода. Колыбельная младенцу

"не плачь, малыш, не кричи,

а то придет злой БАБАЙ-АГА из Орды,

положит тебя в мешок и в Орду унесет"

бабай-ага...баба-йага", так потом и вошло в язык, а до Орды, до массового

заимствования тюркизмов, такого сказочного персонажа якобы не было

________________________________________________________________

А вот серьезный Шкловский

Частушка начала ХХ века, кто собирает старые пластинки, наверное слышал

в общем два брата один жил в деревне Тульской губернии, другой в Калужской в Петербург приехали.пишу по памяти обрывками (но это не важно)

Вот приехали два брата

Из деревни в Петербург

...................................

Тула,Тула, Тула-я, Тула родина моя

Ой дербень-дербень Калуга, дербень радуга моя

..........................................................................

Вот Ерема стал тонуть

Фому за ногу тянуть

..........................................................................

Тула,ТулаТула-я, Тула родина моя

Ой дербень-дербень Калуга, дербень радуга моя

и так далее

Так В.Шкловский пишет, что дербень-дербень Калуга, это не просто, частушечная бессмысленная вставка типа "ля-ля тополя", а кусок

тюркской песни "Плач по оставленной крепости Дербент"

Ой, ой Дербент-Кала, ой , ой Дербент-Калуга, отвоевали тебя славяне.

------------------------------------------------------------------------------------------

Впрочем ордынцы зря плакали,они потом Дербент отвоевали обратно.

А песня осталась

С уважением,Новичок

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ещё пара тюркизмов:

полон- древнетюркское болун, уйгурское полун, татарское полын - плен, паника

щит - от тюркского чит - ограждение, плетеная вещь

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про уд ничего не скажу, а ...ться это общечеловеческий корень, имеющий одинаковый смысл и в русском, и в тюркском, и в немецком и в латинском. Разобрано многажды, нет смысла повторяться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Уд" вроде как калька с древнееврейского на церковно-славянский

"У кого раздавлены ятра или отрезан уд, тот не может войти в общество господне..."-это еще из дониконианских старообрядческих чтений.

В обычный русский язык вошли только дериваты типа "удилище", "удить рыбу" и т.д. Вроде и цензурно и вслух произносить можно, а посмотришь в корень......Слышал байку от востоковедов, что в тюркские, в частности в казахский из русского тоже пришло много калькированных слов, технических и бюрократических например "паровоз", "депо", "семафор"-калькировались,

однако "железная дорога" перевели по смыслу "темир жолы",

"суд", "волость", "область"- "соты", "болысын", "облысын", а вот "ТЕЛЕГРАФ"

не калькировано (теле не теле), взялии перевели по смыслу

"узун кутаК"

и где-то эта бяка даже напечатана.................................

в общем удилище - длинный уд, а удочка короткий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Р.Ахметьянов: тилy "допущенный к корове без ограничений" (о теленке), сиб.тат.тил- "пустить теленка к корове", кирг. эки энеге тел "ике инегэ тил ике сыерны имyче", алт.телкин "олень с олененком". отсюда рус.теля "теленок"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слово: блин

Ближайшая этимология: укр. блин, др.-русск. блинъ (Домостр. К., Заб.), также др.-русск. млинъ; имя собств. Блинъ, 1483 г. (Ильинский, РФВ 61, 241), болг. млин, сербохорв.-цслав. млинь, сербохорв. мли?нац, словен. mli/n@c, в.-луж. blinc, mlinc, н.-луж. mlyn/c. Более древняя форма -- млинъ. Связано с мелю/, моло/ть; см. Сольмсен, KZ 37, 589 и сл.; Mi. EW 186 и 429. Первый объясняет б как результат диссимиляции м-н > б-н. Ильинский совершенно неоправданно отделяет блинъ от млинъ (РФВ 61, 239 и сл.), исходя из весьма сомнительного *бълинъ, которое он объединяет с нов.-в.-н. Beule "шишка", гот. ufbauljan "раздувать". Лит. bly/nas, лтш. bli\nis, нов.-в.-н. Plinse "блин, свернутый трубкой", заимств. из слав.; см. Э.-Х. 1, 230. Ше'льд (Lw. St. 4) без достаточных оснований считает слово блин заимств.

1. классическое тюркское чредование б<->м (блин-млин)

2. тат.белен "блин"

элэн "кружи, крути", бэлэн "связанный"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан
"Уд" вроде как калька с древнееврейского на церковно-славянский

Слово "уд" семитское (арабское عضو) со значением "член" (не только тела, но например и парламента ;) ).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. классическое тюркское чредование б<->м (блин-млин)

2. тат.белен "блин"

элэн "кружи, крути", бэлэн "связанный"

Вот круто! Честное слово !

Акачир,

Ты не находишь, что и пелёнки связаны с блином.

bələmək- пеленать (окутывать)

bələ- пеленай (окутывай)

Маг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

не находишь, что и пелёнки связаны с блином.

bələmək- пеленать (окутывать)

bələ- пеленай (окутывай)

похоже на то

Слово: пелена/

Ближайшая этимология: пе/лька, диал., новгор., боровск., псковск., "сшитое полотнище; пеленка" (Даль), укр. пелена/ "покров", др.-русск., ст.-слав. пелена spЈrganon (Клоц., Супр.), болг. пелена/, сербоs| хорв. пеле\на, словен. реlеni/са, рlеni/са, чеш. ple/na, рlеnа "пелена, оболочка", слвц. рlеnа.

Дальнейшая этимология: Праслав. *реlеna:, *реlna: родственно лат. pellis (из *pelnis), греч. pљlaj "кожа", pљlla:j, вин. мн. "кожи", pello-rЈfoj "pellarius", д.-в.-н. fеl "шкура", греч. pљlma "подошва (ноги, башмака)", англос. filmen "кожица, крайняя плоть", лит. ple`ne` "пленка, кожица" (Мейе, E/t. 444; Вальде--Гофм. 2, 275 и сл.; Траутман, ВSW 226; И. Шмидт, Vok. 2, 67; Клюге-Ге'тце 152 и сл.; Гофман, Gr. Wb. 260). Брандт (РФВ 23, 291) предполагает парадигму с вариантами разных ступеней. Произведение из тюрк. be:la"na" "пеленка" (Менгес, Festschrift C^yz^evs/kyj 190) сомнительно в фонетическом отношении.

да и плен наверное сюда же в значении связанный

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То что древние тюрки были изначально европеоиды доказывает наличие европеоидных индоевропейских народов, которые считают себя ариями.

Как Вы сами понимаете слово арий чисто тюркского происхождения.

Я говорил, что народы, которые называют себя ариями это в основном смеси тюрков и прародителей семитов на древнем этапе.

Человеческое тело это самый древний исторический памятник.

Если языковый пласт ариев древнее чем тюркский, тогда на тюркском коде не прочтёшь материнские(мать-народ!) слова ариев.

Возьмём русское слово женского рода(!):

Грудь

Моя практика в шумерском показывает постоянный отброс семитами-аккадцами звука О(нет в звукоряде) в начале слова-потеря указателя.

Грудь-----(О)Грудь

Тюркский звукоряд наиболее полный-согласные чередуются с гласными.

Между звуками Г и Р нет гласной.

Опять виноваты семиты-искомый звук О.

Грудь------(О)Г(О)рудь

По фонетике этой полученной реконструкции можно понять композитность её:

О)Г(О)рудь= ОГОР+УДЬудь

У семитов не было звука Х.

Представьте себе шумерско-азербайджанское САХЛА-держать, связывать, аккадцы записывали как СА ЛА.

ОХОР+УДЬ

ОХОР это тюркско-азербайджанское АХАР-льющийся

шумерский СОСОК в аккадской фонетике:

akan [NIPPLE]

DAG.KISIM5×GA: akan.

LAGAB×LU: akkan3.

1. nipple, teat, udder

Akk. s.

ertu “nipple, teat, udder”

А что же такое УДЬ

Это тюрко-азербайджанский УДЖ-end,tip (ДЖ как первая буква в Japan)

Звука ДЖ не было у древних семитов.

Вот Вам и исток ПЫШНОЙ РУССКОЙ ГРУДИ!

Поверьте я не издеваюсь, я радуюсь, потому что я объединяю ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, а не разъединяю.

Откуда б китайцам быть ханьцами, если б не было хотя бы тюрков гуннов.

Маг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан
У семитов не было звука Х.

Звука ДЖ не было у древних семитов.

У семитов был и есть звук Х, в частности в арабской графике он обозначается вот такой буквой - ح. ;) А звука ДЖ не было у древних семитов потому что в древнеарабском сей звук произносился как Г. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дорогой Керимхан,

Я не говорил про арабов, которые на самом деле являются народом с ОЧЕНЬ МОЛОДОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ.

Я говорил о ДРЕВНИХ СЕМИТАХ-аккадцах, которые были УЧЕНИКАМИ тюрков-ШУМЕРОВ.

У них этого звука не было. Был только H.

Вот Вам ещё один пример:

Русское слово НОГА

Произносится кстати как НАГА и это не случайно.

Возьмём тюрко-азербайджанское слово AYAQ(ayağ).

Вроде бы никакого сходства.

А теперь смотрите и запоминайте.

У древних семитов,- аккадцев не было звука Y.

Они как правило, заменяли этот звук звуком N.

НАГА-------(Й)АГА

Добавьте, к этой реконструкции указатель звук О и замените А на О.

Вы получите ОЙОГА.

Вот, он «арийский» ОЙОГ (AYAQ)!

Русская нога прибавила конечную А, в связи с потерей начального О по закону фоногармонии.

По-азербайджански

AYAQA DUR! Встань на ноги.

Маг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан
Дорогой Керимхан,

Я не говорил про арабов, которые на самом деле являются народом с ОЧЕНЬ МОЛОДОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ.

Я говорил о ДРЕВНИХ СЕМИТАХ-аккадцах, которые были УЧЕНИКАМИ тюрков-ШУМЕРОВ.

Уважаемый Ашраф, то что у аккадцев этого звука не было неудивительно, так как фонетика аккадского языка существенно отличалась от фонетики западносемитских языков (то есть всех остальных кроме аккадского). Объясняется это не только тем что аккадский рано отделился от остальных семитских языков (не менее фундаментальные отличия с остальными семитскими языками существуют и в области грамматики), но и воздействием шумерского (ведь несмотря на то что он был фонетически совершенно другим чем аккадский, аккадцы приспособили под свой язык именно шумерскую письменность).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В любом случае семитский след в арийских языках явно виден.

Но конечно тут нужно много чего исследовать.

Невооружённым глазом видна тюркская база.

Маг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...