Перейти к содержанию
Гость sanj

Русский язык. Заимствования в русском языке

Рекомендуемые сообщения

После всех этих мастурбаций ...

увязав всю эту мутатень...

Разберитесь сначала со своими маструбациями и мутотой, а потом уж вякайте.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНО, что слово КАНТАР в значении "дать остыть лошади привязав поводья к передней луке седла"  имеет все таки  другое происхождение, БУКВАЛЬНО  связанное со словом КАН ="кровь". При этом ТАР передающее "остывание" крови, восходит к слову ТАР = "узкий, ограниченный", т.е. КАН-ТАРУ буквально "ограничение-замедление  тока  крови".

Впрочем ,  почему бы понятиям РАВНОВЕСИЕ, ВЕСЫ, ЯНВАРЬ  не развиться именно от такого, вроде бы совершенно не связанного с ними значения,  как "дать остыть лошади привязав поводья к передней луке седла"   ;)

Подобная конструкция с ТАР употребляется , например, еще в таком словосочетании как  АШУЫ ТАРА = "остыть от гнева". Имеют место и такие слова как ТАРАЮ, ТАРАЙТУ = "сузизься, стать тесным":

http://sozdik.kz/

Великолепно, Ар_ ! ведь в самом деле, как просто, центр от кантар

Слово: центр,

Ближайшая этимология: род. п. -а, уже в XVII в.; см. Огиенко, РФВ 66, 369. Через нем. Zentrum -- то же из лат. centrum от греч. kљntron "острие (циркуля)"; см. Дорнзейф 23. Не через франц. сеntrе, вопреки Смирнову (321); см. Горяев, ЭС 404,

при взвешивании кантаром - а это не так просто, там обязательно надо дать "остыть" , успокоиться весам прежде чем передвигать ползунок, иначе не известно куда двигать

"кан тор"=стоять, не двигаться, находиться в равновесии

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 OREY: пусть Вас не смущает непонятное... не все ж субъективное ;)

попробуйте продоолжите свою мысль насчет почему столько тюркизмов в русском? Ваша версия что славяне это тюрки только вариант из многих, выглядит маловероятным, т.к. менталитет совершенно разный или он уже настолько испорчен западом, до неузнаваемости?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ахметьянов пишет о древнетюркском каьнт - "середина, центр" ,

каьнт в современном татарском (диал.) - "точно, точь в точь".

Возможно ИМХО отсюда титул кан, хан.

Срав. Кендек - центр, пуп, титул царя у тюрков-маджгар.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Он же кантар в смысле "глыба, ком" производит от старотатарского кангылтыр - общетюркского каналтыр - "крица, металл выплавленный из руды".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 OREY: пусть Вас не смущает непонятное... не все ж субъективное ;)

попробуйте продоолжите свою мысль насчет почему столько тюркизмов в русском? Ваша версия что славяне это тюрки только вариант из многих, выглядит маловероятным, т.к. менталитет совершенно разный или он уже настолько испорчен западом, до неузнаваемости?

Да, расслабьтесь, Ребяты. Я ж не серьёзно. B)

Ар, напрасно обиделся. Разве можно с таким тяжёлым подходом рассуждать о серьёзных вещах?! Так что я ещё "повякаю" немного.

Кстати о "центре" и "Кантаре" только хотел "вякнуть", но Ар опередил.

А насчёт "Славяне - это тюрки" думаю , равно как и "тюрки - это славяне"

Вопрос честно говоря сложный. Это тема для целого исследования.

Думаю всё таки, что народы родственные в прошлом и одноязычные.

Только по разным краям Евразии - своё влияние на предков тюрок и славян.

в Сибири и на Алтае, на Волге и на Южном Урале - влияние антропологического типа и языка монголоидов.

В турции - влияние притока арабского типа и тд.

В Центральной России - влияние Арийских племён.

Отсюда и различия языковые и в менталитете.

А насчёт испорченности Западом - не согласен. Прогресс и цивилизация делают своё дело, хотим мы этого или нет. Была бы плоха "западная" цивилизация, она бы не доминировала.

Кочевой дух - это хорошо, но современные калмыки, например, хотят пользоваться унитазом, ездить на автомобилях и тд. Что хорошо для индивидума, то плохо для этноса, и наоборот. Так всегда было.

Какие ещё доводы в пользу родственности славян и тюрок? Конечно же так называемые тюркизмы в языке. Их слишком много, причём самых разных областях жизни. Поэтому как бы не хотелось выдавать это за продвинутость "тюрок" (мол они всему научили) и отсталость "славян", вряд ли это реальная история. Заимствованиями это называть вряд ли корректно.

Не стыкуется с реалиями.

Почитайте теорию Носовского-Фоменко. Там много интересных фактов.

Там есть безусловно точные попадания и есть откровенно слабые места, портящие впечатление от их концепции.

Но сегодня каких то опровергающих фактов того, что славяне и тюрки родственники (я не имею ввиду тюрок монголоидов), кроме бездоказательных утверждений типа "это все знают" я не встречал в литературе.

Выскажу крамольную мысль, но...думаю тюрки монголоидного типа, "тюрки" только языково, но это не их древний язык.

В пользу родственности я бы рассматривал только татар европейского вида и славян. Ведь это действительно исторический факт, что "монголо татары" в европе применяли такую военную хитрость, как смешивание с вооруженными силами противника и возбуждение в их рядах паники своими выкрикиваниями типа "спасайся кто может". Неужели трудно монгола от европейца было отличить? да язык тогда должен быть одинаковым и одежда и оружие.

Я держал в руках фотокопии первоисточника "Задонщины" нету там никаких "монгол" в тексте и на миниатюрах "татар" от "славян" не отличить.

А ведь это единственный источник, наряду со "сказанием о Мамаевом побоище" из которого известно о "татаро-монгольском "иге.

Погремуха "монголы" высосан из пальца гораздо позже, немецкими историками.

Лана...тут темка не на один лист... закругляюсь.

Тут темка не на один лист...закругляюсь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А насчёт испорченности Западом - не согласен. Прогресс и цивилизация делают своё дело, хотим мы этого или нет. Была бы плоха "западная" цивилизация, она бы не доминировала

Вы сами-то в это верите? В чем они доминируют в лезбиянстве и гомосексуализме?

... ладно, предположим что Вы все-же правы, тогда получается что славяне это улучшенная порода тюрок? Чем они лучше? Тем что своего языка не понимают?

Триал версия?

з.ы. то что среди так называем русских много татар это очевидно, не надо даже и скрести - по их тюркским фамилиям, 2/3 дворянских фамилий были тюркского происхождения, без них наверное не было бы и России

з.з.ы. по тюркскому мировозрению: восток это начало, а запад - конец, смерть, отсюда калька и у христиан и у мусульман поклонению на восток.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы сами-то в это верите? В чем они доминируют в лезбиянстве и гомосексуализме?

... ладно, предположим что Вы все-же правы, тогда получается что славяне это улучшенная порода тюрок? Чем они лучше? Тем что своего языка не понимают?

Триал версия?

з.ы. то что среди так называем русских много татар это очевидно, не надо даже и скрести - по их тюркским фамилиям, 2/3 дворянских фамилий были тюркского происхождения, без них наверное не было бы и России

з.з.ы. по тюркскому мировозрению: восток это начало, а запад - конец, смерть, отсюда калька и у христиан и у мусульман поклонению на восток.

agacir Уважаемый..., что за настроение?!

Здесь никто не пытается найти худший и лучший этнос.

Лесбиянок и гомосексуалистов хватает во всех народностях, в той или иной степени. Это не показатель.

2/3 "тюркских" фамилий не только "дворянских"..., а вообще русских фамилий.

А насчёт "Восток - это начало, а Запад - конец, смерть" - это ведь не про этносы, а просто Солнце восходит на востоке, отсюда и такие ассоциации у любого народа. А жители тихоокеанского побережья Америки, могут про японцев и тюрок Алтая сказать, что "у Вас там солнце заходит, Вы на западе, а это "конец, "смерть" B)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уваж. OREY настроение тут не причем, Вас не устаривают приведенные доводы, которые говорят о разных мировозрениях?

если это одно и тоже, то один из них триал ? ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Известно, что Ахемениды называли персов KARA, что переводится на русский как НАРОД-ВОЙСКО.

Вопрос - какова этимология этого слова?

NAschet Axemenidov i persov... ochen' neojidanaya (dlya menya) i interesnaya informatsiya v "Tyurki i mir. Sokrovennaya istoriya" Murada Adji. V tom-to i delo, chto Axemenidi nazivali tak persov, a ne persi sami sebya... Yesli Axemenidi bili tyurkskoy dinastiyey praviteley drevney Persii i ofitsial'naya perepiska v gos-ve Axemenidov velas' na inom yazike, chem tot, na kotorom govoril narod... to pochemu-bi slovu "kara" ,v dannom kontekste, ni bit' tyurkskim. Krome togo, , obratite vnimaniye, chto odno iz znacheniy slova "kara" v tyurkskix yazikax eto - prostoy narod, chern'. Kstati, i slovo chern'... ne yavlayetsya li eto opredeleniye kal'koy tyurkskogo "kara"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слово: че'рный,

Ближайшая этимология: че'рен, черна/, черно/, черни/ла (см.), чернь ж., укр. чо/рний, блр. чо/рны, др.-русск. чьрнъ, ст.-слав. чрънъ mљlaj (Супр.), болг. чърн, че/рен, сербохорв. цр?н, ж. цр/на, цр?ни:, словен. c^r/n, чеш. c^erny/, слвц. c^ierny, польск. сzаrnу, в.-луж. c^оrnу, н.-луж. саrnу, полаб. ca/rne "черный".

Дальнейшая этимология: Праслав. *c^ьrnъ из *c^ьrхnъ, которое родственно лит. Kirsna\ -- название реки, др.-прусск. kirsnan "черный", др.-инд. kr&s.n.a/s "черный", далее сюда же лит. ke/rs^as "черно-белый, пятнистый", ke/rs^e` "корова-пеструха", ke/rs^is "вол пестрой масти", kars^i\s "лещ", kirs^ly~s "хариус", шв., норв. harr -- то же (прагерм. *harzu-; см. Лиден, РВВ 15; 510); см. И. Шмидт, Vok. 2, 33; Лескин, Bildg. 161; Буга, РФВ 65, 308; Бернекер I, 169 и сл.; Траутман, ВSW 134 и сл., Арr. Sprd. 358 и сл.; Ле'венталь, Farbenn. 8; Педерсен, IF 5, 67; Шпехт 119; Перссон 750; Френкель, Lit. Wb. 245.

тюркская этимология: чер <= кер "грязь",

но 'грязь' это тот-же корень 'кер' ('кер яз'="размазанная грязь")

кер "грязь" и кар-а "черный" близки по смыслу

так что возможно, что 'чернь' (народ) <= 'кара халык', точно также как и

'белая/черная кость' <= 'ак/кара со"як' (кость, нэсел)

'население' <= 'нэсел' (род, племя)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Информация для Sub. По поводу пиктограммы на этрусской монете из Волатерр и ручке амфоры, найденой в русле Кубани в среднем течении.

Одна наблюдательная девочка сказала мне, что пиктограмма похожа на посох Тора=Гермеса=Меркурия. Сам я пока что изображений этих богов не видел.

Но постараюсь проверить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

тема о происхождении известного итальянского  певца (теперь уже и не поймешь, итальянского, грузинского, русского или все таки тюркского происхождения) Тото Кутуньо, прославившегося своей песней  "Лошадка моя кантария", которая, как теперь стало ясно,  в переводе с тюркского,   повествует о печальной судьбе загнанной лошади.

Тото Кутуньо же на самом деле является монголом :D

Нашел у Старостина монгольское слово КАНТАР - привязывать лошадь, правда без упоминания об "охлаждении, остывании" . По его мнению тюркские формы - это заимствование из монгольского. Правда само слово стоит в базе особняком, без упоминаний про родственные АЛТАЙСКИЕ слова.

А ведь ФУНКЦИЯ слова кантар = "привязать лошадь особым образом, не давая есть, для того чтобы она остыла" очень важна. И предложеннfя выше версия про "остывание крови" = КАН ТАРУ поэтому вполне симпатична ;)

Mongolian etymology :

Proto-Mongolian: *kantar-

Meaning: to bind a horse

Russian meaning: привязывать лошадь

Written Mongolian: qantar- (L 930)

Khalkha: xantar-

Buriat: xantar-

Kalmuck: xant@r- (КРС)

Ordos: xantar-

Comments: Mong. > Man. qan|tara- etc., see Doerfer MT 93, Rozycki 132-133; > Kirgh. qantar- etc., see ЭСТЯ 5, 260-261.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

есть очень обширная тема про деньги которые в русском сплошь суть заимствования из тюркского и связанно (и независимо) драгоценные металлы которые похоже тоже

если тюркизм денег, монеты, копейки, кун и т.д. публикуется, то про драг. и п/драг металлы это совсем в другую степь сочинений и фантазий авторов...

здесь в форуме уже было про янтарь "горюч камень" (яна=горит)

Слово: же/мчуг

Ближайшая этимология: диал. зе/мчуг, укр. же/мчуг, же/нчуг, блр. же/мчуг, др.-русск. женчугъ СПИ; впервые жьнчугъ в 1161 г. в надписи Ефрос. Полоцкой; также у Кирилла Туровск. (См. Срезн. I, 855). Формы на з- Аппель (РФВ 3, 87) пытается объяснить народноэтимологическим влиянием слова земля/.

Дальнейшая этимология: Специфически вост.-слав. слово, восходящее к др.-тюрк. ja"nc^u" 1) "жемчуг", 2) название Сыр-Дарьи, чагат. ja"ndz^u" (Радлов 3, 334), вероятно, кит. происхождения (Радлов, там же; Корш, ИОРЯС 8, 4, 41). Ближайшим источником русск. слова могло быть др.-чув. (волжско-булг.) *z^|inz^|u" (откуда и венг. gyo"ngy "жемчуг"; см. Гомбоц 80; Рясянен, Tat. L. 87); ср. уйг. jinz^|u", jo"nz^|u", тур., азерб. indz^i, чув. @ndz^@, куманд., леб. c^inc^i (Радлов 3, 2118); см. особенно Мелиоранский, ИОРЯС 7, 2, 287 и сл., который считает исходной формой дат. ед. *z^|a"nc^u"g|a": им. *z^|a"nc^u", в то время как Корш (там же) допускает присоединение суф. -уг. Уединенно стоит др.-русск. инчи "жемчуг" (Афан. Никит.) -- из тур., азерб. indz^i; см. Корш, AfslPh 9, 504; Mi. TEl. 1, 312; Ше'льд, LG 17. Согласно последнему, жемчугъ заимств., самое раннее, в XI в., так как в противном случае в русск. был бы представлен носовой.

но ян-чы это тоже самый корень и близкий смысл что и в ян-тарь

алмаз буквально с татарского "не берущийся", т.е. твердый

к слову о металлах

жесть

Ближайшая этимология: I., ж., укр. жерсть -- то же. Заимств. из тюрк. или монг.: ср. казах. z^|ez "желтая медь, жесть", тат. z^|iz "желтая медь", чагат.. алт., тел. c^as "жесть, бронза", кыпч. ja"z "желтая медь", алт., тел., леб. ja"s "медь", бар. jis (Радлов 3, 376, 528, 1909; 4, 85, 154), также монг. z^|es "медь, латунь", калм. zes -- то же (Корш, Акад. Слов. 2, 403; ИОРЯС 8, 4, 34; Рамстедт, KWb. 473; Преобр. I, 231). Неясно укр. р, которое, согласно Преобр. (там же), возникло под влиянием слова шерсть, -- что неубедительно. Рясянен (Festschr.-Vasmer 422) сопоставляет жесть в первую очередь с чув. s^os/, s^@^v@^s/ -- то же, отделяя его от кыпч. ja"z.

Слово: чека/н

Ближайшая этимология: чека/нить, укр. чека/н "палица, чекан, резец", русск.-цслав. чеканъ "кирка; топор" (Златостр. ХII в., Феодорит, Псалт. толк.; см. Срезн. III 1487), болг. че/кан "молот", сербохорв. ча\канац, род. п. -нца, словен. c^eka\n "боевой молот, клык кабана", чеш. c^аkаn, c^еkаn "палица, кирка", слвц. c^аkаn "кирка", польск. сzаkаn, сzеkаn -- то же.

Дальнейшая этимология: Древнее заимств. из тюрк., ср. чагат. c^аkаn "боевой топор", казах. c^аkаn (Кунош, Радлов 3, 1833), которое связано с тур. и т. д. c^аkmаk "бить, чеканить"; см. Мi. ЕW 419; Бернекер I, 134 и сл.; Гомбоц 56 и сл.; RS 7, 187; Брюкнер 75. Менее вероятно родство с авест. c^akus^- ср. р. "метательный молот, метательный топор", нов.-перс. c^akus^ "молоток" (Фик I, 22; Шефтеловиц, WZKМ 34, 219). Относительно лтш. c^аkа "суковатая дубинка", которое сближали с этими словами, ср. гораздо более удачно М.--Э. I, 401. О непосредственном происхождении слав. *c^еkаnъ из тюрк., тур. c^ekic^ "молоток" (последнее заимств. из перс.) говорить нет основания, вопреки Миклошичу (см. Мi. ТЕl. I, 274).

выделено в отдельную тему

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заимствования из татарского:

Карга - Ворона

Караул - Дозор

Алый - Красный

Баярин - (От татарского Бай и мн. лар) Богатый

Деньги - (От танге) Денежная еденица в Золотой Орде

Отец - (от Сибрско татарского - Ота) Папа

Потом что найду напишу!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заимствования из татарского

Баярин - (От татарского Бай и мн. лар) Богатый

Боярин стар. форма боляре, болярин от тюрк "Бойлы ир". Где Бой - племя. Т.е. Племенной вождь. Известно, что было заимствовано от тюрков - булгар славянами Дуная, возможно и в других ареалах соприкосновения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне не совсем понятно...зачем называть бояр тюркским словом(или монгольским)..неужели не нашлось русского слова "богатый"?

Или первые бояре на Руси были тюрками\монголами?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне не совсем понятно...зачем называть бояр тюркским словом(или монгольским)..неужели не нашлось русского слова "богатый"?

Или первые бояре на Руси были тюрками\монголами?

Это слово появляется в русской лексике при первых Рюриковичах во 2 половине 10 века. Оно тогда обозначало не богача и не аристократа, а старшего дружинника. "Бойла эр" имеет скорее всего хазарское происхождение (вместе с титулом "каган" у киевских князей от Владимира Святославича от Ярослава Мудрого). Повод для заимствований можно предполагать в разгроме Хазарии Святославом и Владимиром, обложение ими данью бывших хазарских подданных и соответственно наследование престижного государственного антуража хазар. "Боляре" в древней Руси заменили общеславянских "панов" ("жупанов").

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне не совсем понятно...зачем называть бояр тюркским словом(или монгольским)..неужели не нашлось русского слова "богатый"?

Или первые бояре на Руси были тюрками\монголами?

Первоначально слово возникло в волжской Булгарии. Напомним, переход на славянский язык там произошел в 8-9 веках, а до этого гоподствовал тюркский. Придворный у Болгарского хана (потом царя) назывался тюркским словом "бойл". Сословие целиком называлось "бойлар", т.е. просто множ.число от "бойл". Постпенно произошла смена языка, но тюркское название сословия сохранилось в форме "боляре" (и до сих бор в болгарском говорится именно "болярин", а не "боярин").

После принятия христианства Киевкой Русью, большинство священников в ней были из Болгар (поскольку Болгария приняла христианство раньше Руси). Через них это слово попало и восточнославянские языки, в форме "бояре", "боярин".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Боляре" в древней Руси заменили общеславянских "панов" ("жупанов").

А как же тюркское баган - старейшина, представитель?

Отсюда заимствования в форме пахан и пан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Первоначально слово возникло в волжской Булгарии.

Возможно, этот термин был и у дунайских тюрок-болгар. Но вообще принято считать, что впервые он фиксируется в Восточно-Тюркском каганате 8 в., в титуле Тоньюкука: бойла бага таркан. Говоря о хазарском происхождении, я имел в виду источник заимствования для русских, а не место происхождения самого слова.

После принятия христианства Киевкой Русью, большинство священников в ней были из Болгар (поскольку Болгария приняла христианство раньше Руси). Через них это слово попало и восточнославянские языки, в форме "бояре", "боярин".

Действительно, некоторые миссионеры и священники приходили на Русь из Болгарии. Но нет никаких данных, что они были носителями какой-то тюркской культуры. К тому же известно, что большинство раннего христианского духовенства в русских землях было все-таки этническими греками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А как же тюркское баган?

А так же, как банан, баран, пацан, павиан... - то есть никак ;) Слова просто внешне похожи - и только. И сохранившееся обращение к мужчине у западных славян "пан" - никакой не тюркизм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

похожи - и только

эти сказки рассказывайте где нибудь в другом месте, где хавают все

Комментарии Трубачева: [Менгес производит жупан "начальник округа" из тюрк.; ср. (Кашгари) c^uраn "помощник сельского старосты"; см. UAJb., 31, 1959, стр. 178. -- Т.]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...