Турист Опубликовано 29 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 29 февраля, 2016 "Tun" - "делать" с немецкого Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 29 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 29 февраля, 2016 "ТУНЕ" нареч. тунно (сибирское) втуне, даром, бесплатно, безмездно; | тщетно, дарово, напрасно, попусту, без пользы; | без вины, без причины. Туне приясте, туне дадите, Матф. Туне тебя кормить не станут. Тунно проходил, не застал никого дома. Туне о суетном печетеся. Возненавидеша мя туне, Иоан. тунный, даровой; | тщетный, напрасный; | бездельный. Тунная жизнь, пустая, суетная; дармоедная, бесполезная. Тунный выстрел, сиб. неудачный, промах, или не убивший дичи. Тунежительство, тунеядство, дармоедство или мироедство, бездельная жизнь, праздная, на чужой счет, чужетрудная. Тунеяд, -ядец, -ядка, дармоед, мироед, живущий в праздности чужими трудами, бездельник. | Тунеяды, мелкие насекомые, которые гнездятся на животных или исподволь питаются их плотью: блоха, вошь, клоп и пр. | Растенья чужеяды, которым почвою служит другое растенье, ими высасываемое, как напр. мхи, лишай, И много повойных растений жарких стран. Тунеядная жизнь, праздная, бездельная, тунеядство. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ashraf Опубликовано 29 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 29 февраля, 2016 Proto-Tungus-Manchu: *guk- Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: 1 bent upwards (of head) 2 convex, hill 3 part of harness (a piece of iron with a ring) 4 (plough) thills 5 ski straps Russian meaning: 1 задранный кверху (о голове) Literary Manchu: gukdu 2, Goqči 4 Nanai: gukū 1 Близкие древнетюркские глаголы: 1) köksə- желать возвыситься до неба 2) yüksə- возвышаться, подниматься 3) yükün- поклоняться, кланяться. эти окончания являются указанием на глагол? может ли название озера Упса/Упсу - (нуур) выражено в виде upsə - возвышаться? аналогично - Көпсе-хөл - köpsə - умножаться? Sə- это аффиксальная форма (см. Приложение II Древнетюркского словаря.) Как правило это форма выражает глагольную основу с модальным значением желания, типа etsə- хотеть есть мясо (et-мясо). 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ZOOTECHNICIAN Опубликовано 29 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 29 февраля, 2016 Очень интересен сей факт! И я о том-же. Есть предположение, что языки "на-дене" и "енисейские" могли быть едиными во времена мезолита, т.е. "Сино-Кавказские", "На-дене-Кавказские" и так далее. Это гипотеза, это надо учитывать(может быть ДА, а может НЕТ). И с датировкой мезолита существуют некоторые вопросы. Что если предположить такое: некоторые реликты мезолитических миграций могли сохраниться как в Шумере, так и в Баскском (Старостин и др.), в куче языков Юго-Восточной Азии, и в Восточных языках Алтайской группы, и в языках некоторых индейцев Северной Америки? Вы с Юго-Восточными языками не пробовали поработать? Р/S/ Но тут "вездесущие кочевники" предстанут перед нами в виде пеших охотников-собирателей, а никак не конных ребят с юртами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
башгирд Опубликовано 29 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 29 февраля, 2016 TON I ночь: TUNARIG 1. темный, мрачный: tünang jer темное место (МК Г 488); tünang ta-m lit in tozüni oz'i'nrtuijaz Ты освободил всех из темной преисподней (ТТ l\lG~)\ eki turning tün kentü bular erüj- двумя темными ночами являются |такие ночи] (Man ÜI 18;)); 2. it знач. суш., темнота, мрак: üzü asra jaruqda tünarigda вверху и внизу, при свете и во тьме (Man ÜI 7]3}; 3. в знач. суш., перен. могила: er tümsrigka kirdi мужчина вошел в могилу (т. с. умер} (МК I 488). ДТС Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Atygai Опубликовано 29 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 29 февраля, 2016 Тону көк - "тот, у которого синий тон". Вероятно, это прозвище, а имя, данное родителями, история не сохранила. Аналогично с Сүбедей - это не имя, данное родителями, а прозвище-титул "Советник" (сүбе/сүме - совет) в тувинском есть слова: рух - дух, аруақ - святой дух, жан-душа ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 29 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 29 февраля, 2016 Тону көк - "тот, у которого синий тон". Вероятно, это прозвище, а имя, данное родителями, история не сохранила. Аналогично с Сүбедей - это не имя, данное родителями, а прозвище-титул "Советник" (сүбе/сүме - совет) в тувинском есть слова: рух - дух, аруақ - святой дух, жан-душа ? таких слов у нас нет , может Эр-Суге знает? маловероятно. а вообще этот вопрос лучше задать здесь или здесь. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 29 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 29 февраля, 2016 Тону көк - "тот, у которого синий тон". Вероятно, это прозвище, а имя, данное родителями, история не сохранила. Аналогично с Сүбедей - это не имя, данное родителями, а прозвище-титул "Советник" (сүбе/сүме - совет) в тувинском есть слова: рух - дух, аруақ - святой дух, жан-душа ? таких слов у нас нет , может Эр-Суге знает? маловероятно. а вообще этот вопрос лучше задать здесь или здесь. На Тувинском языке как я знаю таких слов нет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 29 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 29 февраля, 2016 Тону көк - "тот, у которого синий тон". Вероятно, это прозвище, а имя, данное родителями, история не сохранила. Аналогично с Сүбедей - это не имя, данное родителями, а прозвище-титул "Советник" (сүбе/сүме - совет) Тоже версия, например, есть такой род - Сары тон (желтый тулуп). Родоначальник видимо носил тулуп именно такого цвета, не думаю, что это его имя. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 29 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 29 февраля, 2016 Тону көк - "тот, у которого синий тон". Вероятно, это прозвище, а имя, данное родителями, история не сохранила. Аналогично с Сүбедей - это не имя, данное родителями, а прозвище-титул "Советник" (сүбе/сүме - совет) в тувинском есть слова: рух - дух, аруақ - святой дух, жан-душа ? таких слов у нас нет , может Эр-Суге знает? маловероятно. а вообще этот вопрос лучше задать здесь или здесь. На Тувинском языке как я знаю таких слов нет. Потому что эти все слова являюися арабскими по существу. duh, aruah, jan - все арабские или персидские слова обозначающие "душа" или "человечность". по нашему "сүнесин", "чан" ... и многие другие. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 29 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 29 февраля, 2016 Тону көк - "тот, у которого синий тон". Вероятно, это прозвище, а имя, данное родителями, история не сохранила. Аналогично с Сүбедей - это не имя, данное родителями, а прозвище-титул "Советник" (сүбе/сүме - совет) Тоже версия, например, есть такой род - Сары тон (желтый тулуп). Родоначальник видимо носил тулуп именно такого цвета, не думаю, что это его имя. Если "сары тон" -то это считается более поздний род. А если "сарыглар" или "сарылар" - то древнейшее название то есть уточнить что когда происходил этот название не возможно. Эти роды "желтые" - "сарыглар" имеется у всех человекоподобных. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 29 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 29 февраля, 2016 Тону көк - "тот, у которого синий тон". Вероятно, это прозвище, а имя, данное родителями, история не сохранила. Аналогично с Сүбедей - это не имя, данное родителями, а прозвище-титул "Советник" (сүбе/сүме - совет) Тоже версия, например, есть такой род - Сары тон (желтый тулуп). Родоначальник видимо носил тулуп именно такого цвета, не думаю, что это его имя. Если "сары тон" -то это считается более поздний род. А если "сарыглар" или "сарылар" - то древнейшее название то есть уточнить что когда происходил этот название не возможно. Эти роды "желтые" - "сарыглар" имеется у всех человекоподобных. можно предположить, что именно сарыгларов русы сначала стали называть половцами - половъ - солома, - т.е. желтые, как солома. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 29 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 29 февраля, 2016 Тону көк - "тот, у которого синий тон". Вероятно, это прозвище, а имя, данное родителями, история не сохранила. Аналогично с Сүбедей - это не имя, данное родителями, а прозвище-титул "Советник" (сүбе/сүме - совет) Тоже версия, например, есть такой род - Сары тон (желтый тулуп). Родоначальник видимо носил тулуп именно такого цвета, не думаю, что это его имя. Если "сары тон" -то это считается более поздний род. А если "сарыглар" или "сарылар" - то древнейшее название то есть уточнить что когда происходил этот название не возможно. Эти роды "желтые" - "сарыглар" имеется у всех человекоподобных. Здесь имеется в виду именно цвет одежды, а не о тех "сарылар". И само собой разумеется "сарытон" более позднее образование, кстати, входит в большой уру Колдаулы-Конрат вместе с моим родом Кызылаяк. А то, что Вы говорите - Сары, Жансары, Бессары, Арсары и т.д. "сарылар" я насчитал целую дюжину только среди каракалпакских родов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мерген Опубликовано 14 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 14 июня, 2016 Предлагаю новую этимологию "козлодрая". По-калмыцки "көк бор" означает "сине-серый" и употребляется в обозначении масти лошадей. Т.е. без волков и козлят))) Родина происхождения - Тюркский каганат, возможно Восточно-тюркский. Т.е. игра пришла от "көк тюрков" или синих(цвет неба) тюрков. Предпочитали ли "древние тюрки" серой (седой, чалой, серо-пепельной) масти лошадей ??? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мерген Опубликовано 14 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 14 июня, 2016 Прочтение темы поставило передо мной след.вопросы: 1. Если у народа так много противоположных характеристик 1-го слова, не заимствование ли это ? 2. Эффект "кок" так силен и несет сакральное значение, что все что создано Всевышним называют так ? 3. Если "Ашина" волк, то почему у наследников волк называется "бор, бури" ? Не потому ли, что у "наследников" был др.язык и у них главенствующая цвет-масть по незнанию сложилась с головой волка на знамени и в легендах в образ-значение кок-тюрков ВОЛКА ? Или Ашина не волк ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться