BAWIR$AQ Опубликовано 20 апреля, 2004 Поделиться Опубликовано 20 апреля, 2004 ИБН-АЛ-АСИР (1160-1233) ХII. О том, как поступили татары с аланами и кипчаками Тогда татары послали сказать кипчакам: “Мы с вами одного рода (происхождения), а эти аланы вам не родня, чтобы вы им помогали, и их религия не похожа на вашу. Мы вам даем обещание не трогать вас и мы вам дадим сколько хотите денег и одежды, если вы не будете вмешиваться между нами и ими”. И, действительно, между ними состоялось соглашение относительно количества денег, одежды и т.д. http://www.darial-online.ru/2000_3/gagloyti.shtmlкак понимать эти слова? насколько были родственны монголы Чингизхана и кочевники Дешт-и-Кыпчака? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Timirhan Опубликовано 21 апреля, 2004 Поделиться Опубликовано 21 апреля, 2004 Думаю древние степные каноны родства и веры в Тенгрихана Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость kypchak Опубликовано 21 апреля, 2004 Поделиться Опубликовано 21 апреля, 2004 В то время аланы еще не были мусульманами, например последний чеченский аул принявший ислам был в 19в. А на счет канонов родства и тенгрианства, это полная ерунда. во первых кипчаки уже в те времена сражались с монголами в Египте, во вторых те же "родственники степпняки" потом разгромили половцев, после того как они ушли от алан. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 21 апреля, 2004 Поделиться Опубликовано 21 апреля, 2004 Кажется Ахинжанов выдвинул версию о том, что Субедей имел в виду родственность кыпчаков и урянхайцев, бывших тюрками. Сам Субедей был урянхайцем.Что-то вроде этого. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость krig Опубликовано 21 апреля, 2004 Поделиться Опубликовано 21 апреля, 2004 Случай на Кавказе не единственный. Чингисхану сдался 60-тысячный кипчакский гарнизон Самарканда. По Ибн ал-Асиру, кипчаки рассуждали: "Мы из рода их (монголов), они не убьют нас". И нарвались на резню. По этому поводу написана целая глава в книге В.Трепавлова "Государственный строй Монгольской империи". Суть в том, что Чингисхан, начиная строительство государства и готовясь к войне с Китаем, выдвинул программу объединения "народов, живущих за войлочными стенами", т.е. кочевников. Сперва это была кампания по реальному привлечению кочевых соседей (бескровное присоединение к империи тюрок Южной Сибири, карлуков, уйгуров, возможно восточных кипчаков). А с началом нашествия на Хорезм лозунг единства превратился в средство для раскола вражеских сил. Но, как видно, у кипчаков эта идея находила отклик. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 21 апреля, 2004 Поделиться Опубликовано 21 апреля, 2004 krig А почему она находила такой "отклик"? Ведь не только из-за сходного образа жизни? Мне кажется в этом вопросе имеет смысл глубоко покопаться Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость krig Опубликовано 21 апреля, 2004 Поделиться Опубликовано 21 апреля, 2004 krig А почему она находила такой "отклик"? Ведь не только из-за сходного образа жизни? Мне кажется в этом вопросе имеет смысл глубоко покопаться Конечно, сходный образ жизни вряд ли мог служить реальным стимулом для союза или препятствием для конфликтов. Насколько я представляю, на первом этапе объединения одни тюркские владения объехали послы Чингисхана с посулами и уговорами, в другие был послан Джучи с войсками (попробуй не присоединись добровольно к империи! ). А в отношениях с кипчаками - создается впечатление, что гениально действовала монгольская агентура, которая пропагандировала единение тюрок и монголов - возможно посредством каких-то рассказов об общих предках. Хотя прямые указания на этот счет в средневековых текстах мне не известны. А в целом исход ситуации изложен хронистом Насави: "Государи этого дома [хорезмшахов] совершили ошибку, взяв на помощь тюрок против такого же племени из числа безбожников" (т.е. монголов). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Василий Опубликовано 22 апреля, 2004 Поделиться Опубликовано 22 апреля, 2004 Интересно, что монгольские ханы также кыпчаков считали своими близкими родственниками, утверждая что издревле их предки брали жен из их рода. Тут родство видимо древнее, не зря же Сонгоол затронул хуннскую или хеляньскую проблему. ----------------------- "Очаги у них золотые, а все кони у них пегие" Абульгази. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Timirhan Опубликовано 22 апреля, 2004 Поделиться Опубликовано 22 апреля, 2004 Мне хочеться высказать что имя Субэдэй имеет по якутски смысл, как "дающий советы" или "мудрец" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Scut Опубликовано 22 апреля, 2004 Поделиться Опубликовано 22 апреля, 2004 Мне хочеться высказать что имя Субэдэй имеет по якутски смысл, как "дающий советы" или "мудрец" Тымирхан, выучи сначала якутский, а потом переводи всякую всячину. "дающий советы" по як. будет субэ биэрээччи или субэлээччи. а "мудрец" по як. - мындыр т.е. такого слова "Субэдэй" в як. языке ваще нету. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Khantore Опубликовано 22 апреля, 2004 Поделиться Опубликовано 22 апреля, 2004 Случай на Кавказе не единственный. Чингисхану сдался 60-тысячный кипчакский гарнизон Самарканда. По Ибн ал-Асиру, кипчаки рассуждали: "Мы из рода их (монголов), они не убьют нас". И нарвались на резню.По этому поводу написана целая глава в книге В.Трепавлова "Государственный строй Монгольской империи". Суть в том, что Чингисхан, начиная строительство государства и готовясь к войне с Китаем, выдвинул программу объединения "народов, живущих за войлочными стенами", т.е. кочевников. Сперва это была кампания по реальному привлечению кочевых соседей (бескровное присоединение к империи тюрок Южной Сибири, карлуков, уйгуров, возможно восточных кипчаков). А с началом нашествия на Хорезм лозунг единства превратился в средство для раскола вражеских сил. Но, как видно, у кипчаков эта идея находила отклик. Nu eto poniatno, mongoly ne liubili predatelei, hot chei. N-r, otkryvshego nochiu vrata Otrara ubili ochen zhestoko. http://altaica.narod.ru/SecretH.htm CОКРОВЕННОЕ СКАЗАНИЕ МОНГОЛОВ § 8. А по поводу той племенной группы выяснилось так: Баргучжин-гоа, дочь Бархудай-Мергана, владетеля Кол-баргучжин-догумского, была выдана замуж за Хорилартай-Мергана, нойона Хори-Туматского. Названная же Алан-гоа и была дочерью, которая родилась у Хорилартай-Мергана (hori - koralas po Rashid ad Dinu, odin iz 92 kazakhsko-uzbekskix plemen) от Баргучжин-гоа в Хори-Туматской земле, в местности Арих-усун. http://www.kyrgyz.ru/?page=100 Список 92 узбек-казахских племен: Кият, конгурат, куралас, меркит, джалаир, кереит, мангыт, найман and etc. Aryk (hudoi, bednyi) Usun - tak ranshe nazyvali suanov, zhivshie vo vremena Mogolistana gde to v Sinjan-Uigurskom raione (nyne Jongoo). Est esche sary usun i bai usun (dulat) zhivshie zapadnee ix, blizhe k bogatym gorodam Srednei Azii. Mne uigury skazali chto tam Jongoo (kitaitsy) ichet stolizu monggolov. http://altaica.narod.ru/Articles/Rassadin.htm Pochemu tak mnogo turkizmov (mne kazhetsia tam schitali turkizmov tolko yokaiuschih turkov). Interesno perevoditsia li SSM iz kitaiskogo pervoistochnika samimi turkami, vkliuchaia zhokaiuschih i dzhokaiuschih. Ia slyshal chto ego nelzia perevodit. Pochemu? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zorigoo Опубликовано 25 апреля, 2004 Поделиться Опубликовано 25 апреля, 2004 (hori - koralas po Rashid ad Dinu, odin iz 92 kazakhsko-uzbekskix plemen) Рашид ад Дин писал что хори узбеки? Тогда употробляли понятие узбек, казах? Вообще то хори - это предки хори бурятов. в местности Арих-усун Это местность находятся в Северной Монголий в аймаке Хувсгул. Сегодня монголы называют Аригийн гол-река Ариг.Ариг усан значит Чистая, Святая вода. Это местность как раз находятся на пути из Бурятий к Монголию. Список 92 узбек-казахских племен: Кият, конгурат, куралас, меркит, джалаир, кереит, мангыт, найман and etc. Ну и что? Среди монголов они тоже много. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Khantore Опубликовано 25 апреля, 2004 Поделиться Опубликовано 25 апреля, 2004 Рашид ад Дин писал что хори узбеки? Тогда употробляли понятие узбек, казах? Zorigoo oni vlilis v eti nazyi pozje. Ариг усан значит Чистая, Святая вода. Voobshe to tam napisano Арих-усун, a ne Ариг усан (Ариг – malenkaya rechka. Takih rechek tysyachi). Est eshe Bai usun (izmenennyi na Baisyn, nyne Jideli-Baisyn, tak-kak mnogo rastet jide). Baisyn Dulaty poteryali eshe pri styshkah s Barlasami vo glave s Timurom (voobshe to eto byl Dulato-Jalairskyi alians). A zemli Арих-усун Mogolistan ustupil Jungaram. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zorigoo Опубликовано 26 апреля, 2004 Поделиться Опубликовано 26 апреля, 2004 Voobshe to tam napisano Арих-усун, a ne Ариг усан Ты думаешь это большая разница х и г. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Newman Опубликовано 27 апреля, 2004 Поделиться Опубликовано 27 апреля, 2004 А почему бы не принять что там написано то, что там написано: Арых уйсун. Я например тоже уйсун, и тоже не толстый Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 27 апреля, 2004 Поделиться Опубликовано 27 апреля, 2004 Дело в том что здесь не говорится ни о каком нибудь уйсунах, а сказано насчёт о местности по имени Ариг усун (чистая, священная вода или река), которая и по сей день так и называется - Ариг гол, Аригийн гол. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость ELBURI Опубликовано 27 апреля, 2004 Поделиться Опубликовано 27 апреля, 2004 Дело в том, что правящий род у Кыпчакской орды (Донская орда), войска которой встретили вместе с аланами монголов Субудэя и Джэбе на Кавказе был из рода Каи (змея - толи по монгольски), Змея или Дракон - это тотем племени. Уран - это иносказательное, "обертывающийся, тот кто обвивается", то есть змея, отсюда и Урян-хай (имейте ввиду в монгольском нет звука "к", есть "х"). Кстати, одного из ханов Донской орды Сарыхана (Шарухан) прозвали Большим драконом, змеем (не отсюда ли сказки про Змей Горыныча?). Змея - тотем рода. В древности часть предков уранхайцев попала к кипчакам и стала правящим родом. Поэтому Субудай и сказал так донским кыпчакам: ...родственники. Этого же они не сказали Котянхану, возглавлявшему Днепровскую Орду, или же кыпчаку Гаирхану, оборонявшему Отырар, ни Бейбарсу, ни Бошману, который был из правящего рода ельбури. А насчет все кочевники - родственники и т.д., думаете кыпчаки клюнули бы на такой "грубый" ход?? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Timirhan Опубликовано 27 апреля, 2004 Поделиться Опубликовано 27 апреля, 2004 Скат, я руководствовался словом СУБЭ, и поэтому интерпретировал слово. воть в чем дело сахам тылын мин ючюгэйдик билэбин, ханаластартан буолабын! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость krig Опубликовано 27 апреля, 2004 Поделиться Опубликовано 27 апреля, 2004 ELBURI: Дело в том, что правящий род у Кыпчакской орды (Донская орда), войска которой встретили вместе с аланами монголов Субудэя и Джэбе на Кавказе был из рода Каи (змея - толи по монгольски), Змея или Дракон - это тотем племени. Поэтому Субудай и сказал так донским кыпчакам: ...родственники. Откуда сведения, что в союзе с аланами были донские кипчаки? В Предкаваказье и Дагестане был особый племенной союз кипчаков. Откуда сведения, что правящим родом у донских кипчаков был каи? Есть данные средневековых хроник? В летописях упоминаются каепичи и ковуи (т.е. кайы), но как племена вассальных "черных клобуков" при черниговских и киевских князьях. одного из ханов Донской орды Сарыхана (Шарухан) прозвали Большим драконом, змеем (не отсюда ли сказки про Змей Горыныча?). Кто прозвал так Шарукана? Есть догадки, что Змеем называли другого кипчакского правителя - Тугоркана (отсюда "Змей Тугарин", "Тугарин Змиевич" в русских былинах). Этого же они не сказали Котянхану, возглавлявшему Днепровскую Орду, или же кыпчаку Гаирхану, оборонявшему Отырар, ни Бейбарсу, ни Бошману, который был из правящего рода ельбури. Котян не стал дожидаться и побежал к Киеву, т.к. увидел, чем заканчиваются переговоры с "родственниками"-монголами. Каирхан разгромил и разграбил монгольский торговый караван, чем Чингисхан был лично оскорблен. Про Бейбарса - не помню, он или Кулаун говорил: "Мы (кипчаки) и татары из одного рода, один от другого не отречемся". А насчет все кочевники - родственники и т.д., думаете кыпчаки клюнули бы на такой "грубый" ход?? А кто говорит, что к кипчакам применялся этот "грубый ход"? Объединение "народов, живущих за войлочными стенами" кипчаков не касалось. По отношению к ним монголы задействовали какие-то россказни о родстве - настоящем или выдуманном, не важно. Монголы не видели в кипчаках союзников. В переговорах с русскими в 1223 г они не плели историй о своем этническом родстве с кипчаками, а прямо называли "поганых половцев" своими холопами и конюхами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Бату Опубликовано 28 апреля, 2004 Поделиться Опубликовано 28 апреля, 2004 Про Бейбарса - не помню, он или Кулаун говорил: "Мы (кипчаки) и татары из одного рода, один от другого не отречемся". Видимо, эти слова - всего лишь - дипломатическая вежливость: ведь Бейбарс был союзником Золотой Орды, да еще и женат на дочери Берке (его сына Саида даже звали Берке-ханом). А иранских монголов и Бейбарс, и Калаун поколачивали - несмотря на "один род". Может быть, египтеский султан-кипчак имел в виду "родство" именно с ордынскими "татарами" - недаром оно именовалось также и Кипчакскми ханством? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость krig Опубликовано 28 апреля, 2004 Поделиться Опубликовано 28 апреля, 2004 Видимо, эти слова - всего лишь - дипломатическая вежливость: ведь Бейбарс был союзником Золотой Орды, да еще и женат на дочери Берке (его сына Саида даже звали Берке-ханом). А иранских монголов и Бейбарс, и Калаун поколачивали - несмотря на "один род". Может быть, египтеский султан-кипчак имел в виду "родство" именно с ордынскими "татарами" - недаром оно именовалось также и Кипчакскми ханством? Полностью разделяю Ваш скептицизм, Бату, и не думаю, что в темных упоминаниях о родстве была какая-то рациональная основа. К тому же это были единичные эпизоды, которые вовсе не определяли характер монголо-кипчакских отношений. К сожалению, не помню источник и контекст фразы мамлюкского султана. Я ее когда-то прочел у Б.Е.Кумекова (Арабские и персидские источники по истории кипчаков VIII-XIV вв. Алма-Ата, 1987). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 9 мая, 2004 Admin Поделиться Опубликовано 9 мая, 2004 Полностью разделяю Ваш скептицизм, Бату, и не думаю, что в темных упоминаниях о родстве была какая-то рациональная основа. К тому же это были единичные эпизоды, которые вовсе не определяли характер монголо-кипчакских отношений. К сожалению, не помню источник и контекст фразы мамлюкского султана. Я ее когда-то прочел у Б.Е.Кумекова (Арабские и персидские источники по истории кипчаков VIII-XIV вв. Алма-Ата, 1987). Тогда как быть с данными о том, что к султану Бейбарсу (1259-1277) в Каир прибыло много татарских эмиров, выходцев с Дешт-и Кыпчака, носивших явно тюркские имена. Потом эти эмиры были уличены в тайных связях с монголами. Кстати и все (!) жены Бейбарса были татарсками. У Абу-Хаяна пишется "токсуба - племя из кыпчакских татар". В "Кодекс Куманикус" "татарча" выступает синонимом слову "кыпчакча". Наджип Э.Н. Очерк историко-культурной обстановки в XIV-XV вв. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость krig Опубликовано 9 мая, 2004 Поделиться Опубликовано 9 мая, 2004 Тогда как быть с данными о том, что к султану Бейбарсу (1259-1277) в Каир прибыло много татарских эмиров, выходцев с Дешт-и Кыпчака, носивших явно тюркские имена. Потом эти эмиры были уличены в тайных связях с монголами.Кстати и все (!) жены Бейбарса были татарсками. Не вижу здесь доказательств этнического родства кипчаков с монголами. Все это политические интриги. А гарем - скорее показатель вкусов султана Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 9 мая, 2004 Admin Поделиться Опубликовано 9 мая, 2004 Все же с татарами (не монголами) не все ясно. Татары призанются вроде как родственникаами монгол - не так ли? Получается, что и кыпчаки как родичи татар (среди кыпчакских племен Дешт-и кыпчака, как уже отмечалось, упоминаются татары), могут выступать родичами монгол. Кстати в той ситуации к кавказским кыпчакам был послан их соплеменник. Может в корпусе Джебе и Субеетая были восточные кыпчаки, например родичи Баньдучара, отца Тутухи? Но это возможная версия. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Василий Опубликовано 11 мая, 2004 Поделиться Опубликовано 11 мая, 2004 Все же с татарами (не монголами) не все ясно. Татары призанются вроде как родственникаами монгол - не так ли? Получается, что и кыпчаки как родичи татар (среди кыпчакских племен Дешт-и кыпчака, как уже отмечалось, упоминаются татары), могут выступать родичами монгол. Кстати в той ситуации к кавказским кыпчакам был послан их соплеменник. Может в корпусе Джебе и Субеетая были восточные кыпчаки, например родичи Баньдучара, отца Тутухи? Но это возможная версия. Во главе монголов стояли борджигины - сероглазые волки, как и во главе кыпчаков бурджоглу или бурча-берча тоже связываемые с волком. Но видимо это родство древнего свойства и отнюдь не выдуманное. Так куны кто по Минорскому, Бартольду кури, т.е. по Яйленко те же кури (куны), выходцы с великого озера. Или же половцы те же басмылы, отторгнутые с орды бома-алатов, просахайской культуры "кузнецов" - немало повлиявшей на становление "больших шивей" (татар) т.е. промонголов в Анкара-Мурене. Татары - обозначение всех монголоязычных, так как шивеи (татары) ассимилировали в районе Байкала множество ранее тюркоязычных, в результате которого и появились "благородные мои монголы" как любил выражаться сын Осогоя, полностью отрицающие свои исконные корни, а ведущие свой род от какого то святого духа, оплодотворившей хоринскую прабабушку. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться