Tynych Опубликовано 29 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 29 июня, 2016 Кстати, если пишут, например, про огузский компонент, или карлукский - никто не напрягается, а вот кыпчакский компонент (так как есть кыргызские кыпчаки) сразу вызывает понятное неприятие - "как так кыпчаки, а как же все остальные племена?". Все дело в том,что когда говорят об огузском или карлукском компоненте - никто не преувеличивают их роль..это так сказать вкрапления.. Другое дело,когда говорят о кыпчакском компоненте : сторонники этой версии искусственно преувеличивают роль этого компонента в этногенезе кыргызов,что вызывает справедливое неприятие,в виде справедливой критики и несогласии с этой вресией.. Никто не хочет принизить роль кыпчаков в этногенезе кыргызов..На мой взгляд, кыпчакский компонент в этногенезе кыргызов представлен только племенем кыпчак среди кыргызов.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 29 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 29 июня, 2016 Как то сразу не обратил внимания — просьба представить мне доказательства моего ПРЕУВЕЛИЧЕНИЯ и ОШИБОЧНОГО видения ситуации. В чем же я ошибаюсь? Уважаемый Рустам аке, Вы ошибочно видите ситуацию и преувеличиваете,когда говорите "все меня обвиняют".. Хочу дополнить : никто Вас не обвиняет в чем-то..С Вами только несогласны с Вашим тезисом на этногенез кыргызов. "Несогласие" с Вами Вы видите как "обвинение",что со стороны смотрится как ошибка и преувеличение.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 29 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 29 июня, 2016 А я считаю что "Хонгорой" только название одной местности которая показано в старинной джунгарской карте. Может там был поселение или храм, а связать с хакасией неправильно. Если бы почитали В.Я.Бутанаева так ошибочно не считали бы.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 29 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 29 июня, 2016 По идее в Хонгорой должна входить гора Хайрхан ! У тувинских кыргысов гора Хайрхан считается священной и является родовым.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 29 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 29 июня, 2016 МЕЖДУ ПРОЧИМ : человек, который написал этот текст--ЛИЧНО общался с киргизами в начале 16-того века ! Так что об истинном происхождении киргизов--он мог узнать ОТ НИХ САМИХ ! Все возможно..Он мог пообщаться с инопланетянами,мог узнать об этом во-сне,мог то-то,а мог и др. вообщем и т.д. и т.п. насколько хватит воображение.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 29 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 29 июня, 2016 Да, конечно. И ОДНОВРЕМЕННО их всех презрительно обзывали словечком "джете"-разбойники. В том числе--и киргизов ! Предоставьте пожалуйста факты,что кыргызов так обзывали,если только все это не ваше буйное воображение.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 29 июня, 2016 Admin Поделиться Опубликовано 29 июня, 2016 Ув. Тыныч — Вы видели в этих словах упоминание Вашего имени? Поверьте мне, Вы в этот список не входите, так что не стоит напрягаться. Я уже писал о том, что меня причисляли даже к кыпчакским сепаратистам и т.д. На форумах меня обвиняли в том, что я преувеличиваю роль кыпчаков. Кстати, если пишут, например, про огузский компонент, или карлукский - никто не напрягается, а вот кыпчакский компонент (так как есть кыргызские кыпчаки) сразу вызывает понятное неприятие - "как так кыпчаки, а как же все остальные племена?". Я считаю, что кимако-кыпчакский компонент является очень (самым) мощным в числе других компонентов. Компонент енисейских кыргызов проглядывается пока только как субстрат в современном кыргызском языке. По вопросу прямой преемственности Вы правы - я не признаю прямую преемственность современных тяньшанских кыргызов от енисейских кыргызов. Кроме автоэтнонима "кыргыз", очень древнего реликтового субстрата в языке, пока не вижу других данных. Может Вы мне поясните мне, что может служить доказательством прямой преемственности? Уважаемый Рустам аке, было слово "все",а не "некоторые" - отсюда и вывод.. Те,кто причисляют Вас к сепаратистам - глубоко ошибаются,уверен наоборот Вы хотите единства..Чего не скажешь,к сожалению о сепаратисте Камчыбеке Саматове..С тем,что Вы преувеличиваете роль кыпчаков в этногенезе кыргызов - это бесспорно..Возможно и есть вкрапления огузского и карлукского компонента,как и кыпчакского,но это всего лишь вкрапления и не более,что естественно для любого народа..о чем наглядно говорит устойчивое выражение "Кыргыз - урууга бөлүнбөйт, уруудан куралган." С тем как Вы считаете - не согласны абсолютное большинство ученых занимающихся этногенезом кыргызов,в том числе и я..Повторюсь : мощный кыпчакский пласт - это ваше преувеличение..Уместнее применить термин " мощный енисейский пласт" о чем наглядно писал ранее : автоэтноним,филология,общие топонимы и соответственно Айкөл Манас.Противоречия в виде 1.языка и 2.культуры? : 1.В языке имело место заимствование(пример хазарейцев),2.Исламская религия объеденила в одну культуру.. Ув. Тыныч — все же хотелось бы подробнее остановится на "мощном енисейском пласте". В филологии это лишь реликтовая составляющая, которая как предполагает академик Юнусалиев может говорить о периоде проживания кыргызов на Енисее. Вот он пишет: Наиболее существенным фонетическим признаком является наличие долгих гласных вторичного образования в киргизском, в южно-сибирской группе родственных языков (тувинском, хакасском, алтайском), В эпоху совместного проживания предков современных носителей этих языков в верховьях Енисея, вероятно, начинался процесс вокализации звонких согласных "гъ" и "г" и заднеязычного носового "н" между гласными, что привело к возникновению вторичных долгих гласных обоих рядов (заднего и переднего), в отличие от однородных долгот в других родственных языках. Однако отмечу, что долгие гласные вторичного образования, которые есть в кыргызском, южноалтайском, тувинском и хакасском языках, не могут 100% объясняться наследием именно енисейскокыргызских племен, это может объясниться наследием иных, например собственно тюркских племен. При том, что прямым наследником древнетюркского является тувинский язык. Далее про филологию — кыргызский язык по всем признакам и характеристикам является все же кыпчакским языком, что роднит его с другими кыпчакскими языками - казахским, ногайским, кара-калпакским и т.д. Т.е. наличие типично кыпчакских черт позволяет отнести кыргызский язык к этой группе. Так что в филологии мы не видим "мощного енисейского пласта". Теперь археология. До настоящего времени на Тянь-Шане неизвестны археологические памятники, которые можно было бы соотнести с культурными традициями типично енисейско-кыргызских археологических культур — таштыкской, уйбатской и т.д. Есть только одно (!) захоронение с имитацией трупосожения (пишу по памяти, так что могу ошибаться в деталях), которое можно связать с енисейскими кыргызами. Одно! Культура. Вся кыргызская материальная культура — узоры, исторический костюм, традиции кулинарии, традиционные жилища — юрты, терминология родства, все это говорит о том, что кыргызы культурно входят в "кыпчакскую культурную общность". И последнее — по Манасу. Обнаруживается факт наличия имени Манас среди имен зафиксированных у половцев/кыпчаков Думаю немного актуализировать свою статью по племенной принадлежности батыра с учетом новых данных. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 29 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 29 июня, 2016 Ув. Тыныч — все же хотелось бы подробнее остановится на "мощном енисейском пласте". В филологии это лишь реликтовая составляющая Далее про филологию — кыргызский язык по всем признакам и характеристикам является все же кыпчакским языком, что роднит его с другими кыпчакскими языками - казахским, ногайским, кара-калпакским и т.д. Т.е. наличие типично кыпчакских черт позволяет отнести кыргызский язык к этой группе. Так что в филологии мы не видим "мощного енисейского пласта". Теперь археология. Есть только одно (!) захоронение с имитацией трупосожения (пишу по памяти, так что могу ошибаться в деталях), которое можно связать с енисейскими кыргызами. Одно! Культура. Вся кыргызская материальная культура — узоры, исторический костюм, традиции кулинарии, традиционные жилища — юрты, терминология родства, все это говорит о том, что кыргызы культурно входят в "кыпчакскую культурную общность". И последнее — по Манасу. Обнаруживается факт наличия имени Манас среди имен зафиксированных у половцев/кыпчаков Думаю немного актуализировать свою статью по племенной принадлежности батыра с учетом новых данных. По филологии : я уже приводил здесь аргументы : http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/5094-kyrgyzy-2/page-77#entry197433 http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4208-khalkha-mongoly/?view=findpost&p=200204 По археологии : я уже ранее приводил ссылки на следы енисейско-кыргызской культуры в Тянь-Шане..Это предметы торевтики из Кочкорской долины(Бернштам) и деревянная палочка Ашык-тас из Таласа(Киселев)..А также не забывайте,что одним из немногих археологических раскопок руководил Кызласов Л.Р..Наверное Ваш ответ будет как и прежний : единичные находки археологов не показатель присутствия ен.кыргызов на Тянь-Шане.. Но это не главное..Я склонен полагать,что кыргызы прежде чем попасть на Тянь-Шань в качестве перевалочного пункта воспользовались Вост. Туркестаном,о чем говорят письменные источники,которые даются в книге Худякова "Кыргызы на просторах Азии" и др. Культура : сравните культуру алтайцев и кыргызов или татар и кыргызов - тогда увидите существенную разницу и это при том,что все перечисленные народы входят в так называемую Вами "кыпчакскую культурную общность".. И наконец по Манасу : есть ли среди ученых историков,те кто поддерживает Вашу версию по Манасу? К примеру версии Кляшторного,Мокрынина,Ауэзова,Плоских,Бернштама хоть и отличаются нюансами,но все они отождествляют Манаса с Енисеем.. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 29 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 29 июня, 2016 И наконец по Манасу : есть ли среди ученых историков,те кто поддерживает Вашу версию по Манасу? К примеру версии Кляшторного,Мокрынина,Ауэзова,Плоских,Бернштама хоть и отличаются нюансами,но все они отождествляют Манаса с Енисеем.. В Туве есть речка Манас(Мынас) на правобережье Большого Енисея. В районе Красноярска - р. Мана - правый приток Енисея. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 29 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 29 июня, 2016 В Туве есть речка Манас(Мынас) на правобережье Большого Енисея. В районе Красноярска - р. Мана - правый приток Енисея. Нашел..на карте обе речки..Находятся недалеко друг от друга..Возможно имели отношение к Манас баатыру.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 30 июня, 2016 Admin Поделиться Опубликовано 30 июня, 2016 в. Тыныч — все же хотелось бы подробнее остановится на "мощном енисейском пласте". В филологии это лишь реликтовая составляющая Далее про филологию — кыргызский язык по всем признакам и характеристикам является все же кыпчакским языком, что роднит его с другими кыпчакскими языками - казахским, ногайским, кара-калпакским и т.д. Т.е. наличие типично кыпчакских черт позволяет отнести кыргызский язык к этой группе. Так что в филологии мы не видим "мощного енисейского пласта". Теперь археология. Есть только одно (!) захоронение с имитацией трупосожения (пишу по памяти, так что могу ошибаться в деталях), которое можно связать с енисейскими кыргызами. Одно! Культура. Вся кыргызская материальная культура — узоры, исторический костюм, традиции кулинарии, традиционные жилища — юрты, терминология родства, все это говорит о том, что кыргызы культурно входят в "кыпчакскую культурную общность". И последнее — по Манасу. Обнаруживается факт наличия имени Манас среди имен зафиксированных у половцев/кыпчаков Думаю немного актуализировать свою статью по племенной принадлежности батыра с учетом новых данных. По филологии : я уже приводил здесь аргументы : http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/5094-kyrgyzy-2/page-77#entry197433 http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4208-khalkha-mongoly/?view=findpost&p=200204 По археологии : я уже ранее приводил ссылки на следы енисейско-кыргызской культуры в Тянь-Шане..Это предметы торевтики из Кочкорской долины(Бернштам) и деревянная палочка Ашык-тас из Таласа(Киселев)..А также не забывайте,что одним из немногих археологических раскопок руководил Кызласов Л.Р..Наверное Ваш ответ будет как и прежний : единичные находки археологов не показатель присутствия ен.кыргызов на Тянь-Шане.. Но это не главное..Я склонен полагать,что кыргызы прежде чем попасть на Тянь-Шань в качестве перевалочного пункта воспользовались Вост. Туркестаном,о чем говорят письменные источники,которые даются в книге Худякова "Кыргызы на просторах Азии" и др. Культура : сравните культуру алтайцев и кыргызов или татар и кыргызов - тогда увидите существенную разницу и это при том,что все перечисленные народы входят в так называемую Вами "кыпчакскую культурную общность".. И наконец по Манасу : есть ли среди ученых историков,те кто поддерживает Вашу версию по Манасу? К примеру версии Кляшторного,Мокрынина,Ауэзова,Плоских,Бернштама хоть и отличаются нюансами,но все они отождествляют Манаса с Енисеем.. Ув. Тыныч - какие аргументы? Вот это? Про это вычитал в Вики : Древнекыргызский (енисейско-кыргызский) язык принадлежал к хакасско-алтайской группе восточной ветви тюркских языков, специалисты, выводящие киргизско-кыпчакскую группу из древнекыргызского, придерживаются точки зрения, согласно которой в процессе ассимиляции современные киргизско-кыпчакские языки приобрели немало черт (лексических и грамматических) соседних тюркских (преимущественно кыпчакских), что и дает основание современным лингвистам причислять эти языки к кыпчакским. Возможно Тенишев так считает..Нужно поискать.. Чтобы Вам было понятно, речь идет об ассимиляции енисейско-кыргызского языка соседними преимущественно кыпчакскими языками. Эта ассимиляция происходила не в Средней Азии, а на Алтае. Преимущественно кыпчакские - это кимако-кыпчакские племена Кимакского каганата. Т.е. в любом случае праязык кыргызов и алтайцев прошел через ассимиляцию и приобрел черты кыпчакских языков. С этим согласны? По археологии находка 2 вещей (которые приблизительно относятся к енисейско-кыргызским) это реально показатель того, что енисейских кыргызов там не было! Археологических экспедиций, помимо эксп. Кызласова, было немало. Очень большой вклад в кыргызскую археологию внес ув. Табалдиев. Так что в остатке имеем некоторое захоронение в котором мы наблюдаем подражание енисейско-кыргызскому (возможно и тюркютскому) трупосожжению, также предметы торевтики и палочка из Таласа. Про кыпчакскую культурную общность не надо утрировать, Вам хорошо известно, что здесь мы должны сравнивать недавних кочевников - кыргызов, казахов, ногайцев, а не оседлых татар. По Манасу я не знаю специалистов, кто бы посвящал теме племенной принадлежности отдельные статьи. В новой статье по Манасу постараюсь затронуть версии указанных Вами авторов, спасибо за указание. По термину Енисей следует написать отдельное исследование. Само нетюркское название "ионесси — большая вода" здесь никак не может использовать кыргызами. Здесь я могу только процитировать слова того же Кызласова — Поныне существующая и нередко звучащая отсылка на эпическую народную память о долинах материнской реки Эне-сай, созвучной гидрониму Енисей, выявляет позднее и внеисторическое мышление и совершенно несостоятельна. Великую сибирскую реку Енисеем стали называть только русские. Аборигенные народы звали ее Кем (и зовут Ким или Улуг-Хем, сохраняя древнее имя еще дотюркской поры). Фольклорное Эне-сай сближено с Енисеем (или появилось в устах сказителей?) уже под воздействием исторической русской литературы, возводящей киргизов Тянь-Шаня к древним кыргызам Енисея. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 30 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 30 июня, 2016 По термину Енисей следует написать отдельное исследование. Само нетюркское название "ионесси — большая вода" здесь никак не может использовать кыргызами. Здесь я могу только процитировать слова того же Кызласова — Поныне существующая и нередко звучащая отсылка на эпическую народную память о долинах материнской реки Эне-сай, созвучной гидрониму Енисей, выявляет позднее и внеисторическое мышление и совершенно несостоятельна. Великую сибирскую реку Енисеем стали называть только русские. Аборигенные народы звали ее Кем (и зовут Ким или Улуг-Хем, сохраняя древнее имя еще дотюркской поры). Фольклорное Эне-сай сближено с Енисеем (или появилось в устах сказителей?) уже под воздействием исторической русской литературы, возводящей киргизов Тянь-Шаня к древним кыргызам Енисея. Вот здесь https://vk.com/shamans_of_tuva?w=wall-69632504_358%2Fall написано Улу-Хем и Эне-Сай. «Дедир аккан Улуг-Хемим, аай аккан Хемчик хемим» (вспять текущий Улуг-Хем мой, согласно текущий Хемчик мой) – почти забытая поговорка из тувинского фольклора[1]. И она имеет под собой объективное основание. В северной части Саянского каньона притоки Енисея в основном втекают по течению реки, т.е. как и должно быть, а в южной его части – навстречу течению реки (рис. 8). Это подтверждает предположение о прохождении мирового водораздела в геологическом прошлом по главному Саянскому хребту. По южную сторону от Саянского водораздела располагался бассейн «пра-Улу-Хема», а по северную сторону – «пра-Эне-Сая». Улуг-Хем (Великая река) раньше, видимо, называли Улу-Хем (Дракон-река) или Улу-хан (драконья кровь). В частности, в записях А.В. Потаниной 1876 г Улуг-Хем назван Улу-Хан: «Вступив в урянхайскую землю через перевал Торхолик[2], мы очутились в каком-то шаманском центре. У расширения Торхоликской долины, при выходе ее на долину Улухана… [Так урянхайцы называют Енисей (Улуг-Хем – прим. сост. А.К. Кужугет)][3]. Рис. 8. Реконструкция местонахождения перевала Ар-арт на основе данных о направлении течения в устьях притоков р. Енисей на участке хребта Западный Саян. (весьма занимательный рисунок! - на космокартах Гугл или Яндекс четко видно что в устьях "южных" притоков их течение навстречу течению Енисея! - Туран) Отсюда можно предположить, что Улуг-Хем = Улу-Хем = Улу-Хан, где улу (дракон) > улуг (большой, великий), а хем и хан имели одинаковое значение – «кровь». С другой стороны, слово дамырлар имеет два значения – это и «кровеносные сосуды», и «ручейки», а дамырак – это ручей, но корень «дамыр» означает «кровеносный сосуд». Аналогичную хем форму и семантику имеет древнегреческое слово αἷμα (haeme) – «кровь», например: hematologia – гематология – раздел медицины, изучающий кровь, hemoglobin – глобулы крови и т.д. Кроме того, существует известное выражение: «Реки – кровеносные сосуды Земли». Эне-Сай > Енисей – означает «Мать-река»: эне – мать, сай – река. Среди тувинцев, живущих к югу от Саян, название Эне-Cай не было распространено, поскольку здесь не было реки с таким названием. Здесь всегда была и есть река Улу(г)-Хем. [1] сообщение К.Т. Допчун-оола [2] Торгалыг [3] Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX – начало XX века). Кызыл, 2003, с. 31. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 4 июля, 2016 Поделиться Опубликовано 4 июля, 2016 Ув. Тыныч - какие аргументы? Ув. Рустам аке, значит Вы согласны в таком случае с этим аргументом : http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4208-khalkha-mongoly/page-48#entry200204 Чтобы Вам было понятно, речь идет об ассимиляции енисейско-кыргызского языка соседними преимущественно кыпчакскими языками. Эта ассимиляция происходила не в Средней Азии, а на Алтае. Преимущественно кыпчакские - это кимако-кыпчакские племена Кимакского каганата. Т.е. в любом случае праязык кыргызов и алтайцев прошел через ассимиляцию и приобрел черты кыпчакских языков. С этим согласны? То,что кыргызский язык подвергся ассимиляции кыпчакского языка - я никогда не отрицал и абсолютно с этим согласен..Считаю,что ассимиляция проходила уже в Ср. Азии в окружении кыпчакской культурной общности,и это вполне закономерный процесс.. По археологии находка 2 вещей (которые приблизительно относятся к енисейско-кыргызским) это реально показатель того, что енисейских кыргызов там не было! Археологических экспедиций, помимо эксп. Кызласова, было немало. Очень большой вклад в кыргызскую археологию внес ув. Табалдиев. Так что в остатке имеем некоторое захоронение в котором мы наблюдаем подражание енисейско-кыргызскому (возможно и тюркютскому) трупосожжению, также предметы торевтики и палочка из Таласа. Как я говорил ранее - это не главное,т.к. кыргызы,прежде чем попасть на Тянь-Шань,воспользовались в качестве перевалочной пути Вост.Туркестаном.. Про кыпчакскую культурную общность не надо утрировать, Вам хорошо известно, что здесь мы должны сравнивать недавних кочевников - кыргызов, казахов, ногайцев, а не оседлых татар. Насколько мне известно кыргызы резко отличаются от ногайцев и алтайцев(если Вы их считаете недавними кочевниками) в плане культуры,а не языка.. По Манасу я не знаю специалистов, кто бы посвящал теме племенной принадлежности отдельные статьи. В новой статье по Манасу постараюсь затронуть версии указанных Вами авторов, спасибо за указание. Наверное просто надо изучить племенные принадлежности тех героев кыргызов Енисея с которыми отождествляют Манаса.. Удачи и успехов Вам в работе над новой статьей по Манасу и надеемся в новой работе увидеть только факты и объективизм,а не личную веру в Манаса-кыпчака.. По термину Енисей следует написать отдельное исследование. Само нетюркское название "ионесси — большая вода" здесь никак не может использовать кыргызами. Здесь я могу только процитировать слова того же Кызласова Тем не менее в русском языке употребляется термин "Енисейские кыргызы",хотя правильнее было бы "Кемские кыргызы"..Согласен с тем,что миф созданный великим кыргызским писателем Ч.Айтматовым об "Эне-Сае" подхватили широкие массы кыргызов..Аналогичная ситуация с монголами,где тоже наблюдается современная бутафория и мода на Чингисхана и боржигонство среди широких масс монголов.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 4 июля, 2016 Поделиться Опубликовано 4 июля, 2016 Эне-Сай > Енисей – означает «Мать-река»: эне – мать, сай – река. Среди тувинцев, живущих к югу от Саян, название Эне-Cай не было распространено, поскольку здесь не было реки с таким названием. Здесь всегда была и есть река Улу(г)-Хем. Абсолютно с вами согласен..правильнее будет Кем. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 4 июля, 2016 Модераторы Поделиться Опубликовано 4 июля, 2016 тогда джунгары контролировали Хонгорой. те силы которые побиты вместе с Еренаком, скорее всего воины Дугара наместника Хонгороя. Это Еренак шел к своему сюзерену на помощь.Хонгорой название местности где расположились джунгарские наместники?Хонгорой это Хакасия грубо говоря А я считаю что "Хонгорой" только название одной местности которая показано в старинной джунгарской карте.Может там был поселение или храм, а связать с хакасией неправильно. Кроме ренатовской ещё есть карты на маньчжурском и немецком. Да и монголы хорошо знали эту страну. Достаточно документов имеются чтобы считать что это больше чем название одной местности. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 4 июля, 2016 Модераторы Поделиться Опубликовано 4 июля, 2016 тогда джунгары контролировали Хонгорой. те силы которые побиты вместе с Еренаком, скорее всего воины Дугара наместника Хонгороя. Это Еренак шел к своему сюзерену на помощь.Все это монгольские выдумки,увы эти монгольские гипотезы далеки от истины,монголы предпочитают так считать,-что далеко от правды.. Вы шутите просто судя по смайлику? Я читал хакасских ученых. У монгольского академического круга можно сказать отсутствует знание об этом. Да сам я читал первоисточники потом на русском и на ойратском. У Чертыкова хорошая работа, благодаря хакасским друзьям заполучил копию. Если Вам интересно могу поделиться. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 4 июля, 2016 Поделиться Опубликовано 4 июля, 2016 По термину Енисей следует написать отдельное исследование. Само нетюркское название "ионесси — большая вода" здесь никак не может использовать кыргызами. Здесь я могу только процитировать слова того же Кызласова — Поныне существующая и нередко звучащая отсылка на эпическую народную память о долинах материнской реки Эне-сай, созвучной гидрониму Енисей, выявляет позднее и внеисторическое мышление и совершенно несостоятельна. Великую сибирскую реку Енисеем стали называть только русские. Аборигенные народы звали ее Кем (и зовут Ким или Улуг-Хем, сохраняя древнее имя еще дотюркской поры). Фольклорное Эне-сай сближено с Енисеем (или появилось в устах сказителей?) уже под воздействием исторической русской литературы, возводящей киргизов Тянь-Шаня к древним кыргызам Енисея. Вот здесь https://vk.com/shamans_of_tuva?w=wall-69632504_358%2Fall написано Улу-Хем и Эне-Сай. «Дедир аккан Улуг-Хемим, аай аккан Хемчик хемим» (вспять текущий Улуг-Хем мой, согласно текущий Хемчик мой) – почти забытая поговорка из тувинского фольклора[1]. И она имеет под собой объективное основание. В северной части Саянского каньона притоки Енисея в основном втекают по течению реки, т.е. как и должно быть, а в южной его части – навстречу течению реки (рис. 8). Это подтверждает предположение о прохождении мирового водораздела в геологическом прошлом по главному Саянскому хребту. По южную сторону от Саянского водораздела располагался бассейн «пра-Улу-Хема», а по северную сторону – «пра-Эне-Сая». Улуг-Хем (Великая река) раньше, видимо, называли Улу-Хем (Дракон-река) или Улу-хан (драконья кровь). В частности, в записях А.В. Потаниной 1876 г Улуг-Хем назван Улу-Хан: «Вступив в урянхайскую землю через перевал Торхолик[2], мы очутились в каком-то шаманском центре. У расширения Торхоликской долины, при выходе ее на долину Улухана… [Так урянхайцы называют Енисей (Улуг-Хем – прим. сост. А.К. Кужугет)][3]. Рис. 8. Реконструкция местонахождения перевала Ар-арт на основе данных о направлении течения в устьях притоков р. Енисей на участке хребта Западный Саян. (весьма занимательный рисунок! - на космокартах Гугл или Яндекс четко видно что в устьях "южных" притоков их течение навстречу течению Енисея! - Туран) Отсюда можно предположить, что Улуг-Хем = Улу-Хем = Улу-Хан, где улу (дракон) > улуг (большой, великий), а хем и хан имели одинаковое значение – «кровь». С другой стороны, слово дамырлар имеет два значения – это и «кровеносные сосуды», и «ручейки», а дамырак – это ручей, но корень «дамыр» означает «кровеносный сосуд». Аналогичную хем форму и семантику имеет древнегреческое слово αἷμα (haeme) – «кровь», например: hematologia – гематология – раздел медицины, изучающий кровь, hemoglobin – глобулы крови и т.д. Кроме того, существует известное выражение: «Реки – кровеносные сосуды Земли». Эне-Сай > Енисей – означает «Мать-река»: эне – мать, сай – река. Среди тувинцев, живущих к югу от Саян, название Эне-Cай не было распространено, поскольку здесь не было реки с таким названием. Здесь всегда была и есть река Улу(г)-Хем. [1] сообщение К.Т. Допчун-оола [2] Торгалыг [3] Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX – начало XX века). Кызыл, 2003, с. 31. Вообще-то человек должен быть адекватным. Улуг-хэм и Биче-хэм так и ясно тувинское название реки. А "Енисей" - это название реки на другом языке народов которые жили (живут) на конкретных участках русла реки. "Эне-сай" и подобные фольклоры ничего не имеют значения. Это наверное идеи чужаков туркских "новотурков" и пр. Если по настоящему называть эту реку по тувински то до самого впадения Северному морю она будет иметь название "Улуг хэм" - "Великая река". Одно слово и название "эне-сай" - меня сводит к смеху. Почему "сай"? Сай - это же не река, а сухое русло речки. (слово "сай" по монгольски "сайр") Не дурите ребята, надо уважать официальную науку, а не какого то Тыныча. :D Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 4 июля, 2016 Поделиться Опубликовано 4 июля, 2016 Вы шутите просто судя по смайлику? Я читал хакасских ученых. У монгольского академического круга можно сказать отсутствует знание об этом.Да сам я читал первоисточники потом на русском и на ойратском. У Чертыкова хорошая работа, благодаря хакасским друзьям заполучил копию. Если Вам интересно могу поделиться. Шутить с вами в данном случае для меня непозволительная роскошь..Так-что писал на полном серьезе..Могу еще раз процитировать для наглядности : то,что джунгары контролировали Хонгорай,Дугар-наместник Хонгорая,Галдан сюзерен Иренека - все это монгольские выдумки,увы эти монгольские гипотезы далеки от истины,монголы предпочитают так считать, - что далеко от правды.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 4 июля, 2016 Поделиться Опубликовано 4 июля, 2016 Да сам я читал первоисточники потом на русском и на ойратском. У Чертыкова хорошая работа, благодаря хакасским друзьям заполучил копию. Если Вам интересно могу поделиться. То,как вы читаете первоисточник - всем нам уже давно известно.. В итоге получится,что великие академики Владимирцовы и Шмидты - неправильно читали,ошибались - на самом деле все так как говорите вы и,что ваше чтение истина в последней инстанции..Куда уж Владимирцовым и Шмидтам до вас.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 4 июля, 2016 Поделиться Опубликовано 4 июля, 2016 тогда джунгары контролировали Хонгорой. те силы которые побиты вместе с Еренаком, скорее всего воины Дугара наместника Хонгороя. Это Еренак шел к своему сюзерену на помощь.Хонгорой название местности где расположились джунгарские наместники?Хонгорой это Хакасия грубо говоряА я считаю что "Хонгорой" только название одной местности которая показано в старинной джунгарской карте.Может там был поселение или храм, а связать с хакасией неправильно. Кроме ренатовской ещё есть карты на маньчжурском и немецком. Да и монголы хорошо знали эту страну. Достаточно документов имеются чтобы считать что это больше чем название одной местности. Как такового "Ренат"-овской карты нету. Там есть карта где сделал переводы Ренат и пр., все они джунгарские карты. Там надпись на тодо-бичик. Вообще в этих картах есть условные обозначения (общепринятые) и согласно по этому leyend Хонгорой является какой то маленьким поселением где сидели может наместники. И вполне мог бы именоваться от имени какого то прежнего наместника. Этим я хотел сказать "Хонгорой" - это не название целого региона а только маленького поселения. А земля этот называлось "Хиргис нутуг" - Киргизская землица. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 4 июля, 2016 Поделиться Опубликовано 4 июля, 2016 Улуг-хэм и Биче-хэм так и ясно тувинское название реки. Если по настоящему называть эту реку по тувински то до самого впадения Северному морю она будет иметь название "Улуг хэм" - "Великая река". Да согласен с тем,что название реки "Кем"без всяких приставок "Улуг" на кыргызском.. Скорее всего тувинцы переняли это название у кыргызов,но уже с приставкой "Улуг".. Название очень древнее и восходит к кыргызам,но никак не к тувинцам.. А "Енисей" - это название реки на другом языке народов которые жили (живут) на конкретных участках русла реки. "Эне-сай" и подобные фольклоры ничего не имеют значения. Это наверное идеи чужаков туркских "новотурков" и пр. Одно слово и название "эне-сай" - меня сводит к смеху. Почему "сай"? Сай - это же не река, а сухое русло речки. (слово "сай" по монгольски "сайр") Не дурите ребята, надо уважать официальную науку, а не какого то Тыныча. Если не ошибаюсь,то название Енисей происходит от кетского "Ионесси".. Но так уж повелось,что в русской историографии укрепился термин "Енисейские кыргызы",вместо правильного "Кемские кыргызы".."Сай" это речка на кыргызском..и видимо монгольское "сайр" - это тюркизм в монгольском..Рад,что это слово у вас сводит к смеху,как и у меня к смеху,подражание средневековым монголам современных монголов и ойратов,в виде бутафории и названий кафешек типа "Чингисхан"..Современные монголы и ойраты имеют больше отношение к маньчжурам чем средневековым монголам.. Так,что не дурачтесь и уважайте историков а не какого-то самого себя фейкового фольк endha. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 4 июля, 2016 Поделиться Опубликовано 4 июля, 2016 Как такового "Ренат"-овской карты нету. Там есть карта где сделал переводы Ренат и пр., все они джунгарские карты. Там надпись на тодо-бичик. Вообще в этих картах есть условные обозначения (общепринятые) и согласно по этому leyend Хонгорой является какой то маленьким поселением где сидели может наместники. И вполне мог бы именоваться от имени какого то прежнего наместника. Этим я хотел сказать "Хонгорой" - это не название целого региона а только маленького поселения. А земля этот называлось "Хиргис нутуг" - Киргизская землица. Маленькое поселение - это чистейшей воды ваша буйная фантазия не подкрепленное ничем кроме голословности..В свою очередь на вашу голословность предоставлю факты в виде карт.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 4 июля, 2016 Поделиться Опубликовано 4 июля, 2016 Улуг-хэм и Биче-хэм так и ясно тувинское название реки. Если по настоящему называть эту реку по тувински то до самого впадения Северному морю она будет иметь название "Улуг хэм" - "Великая река". Да согласен с тем,что название реки "Кем" без всяких приставок "Улуг" на кыргызском.. Скорее всего тувинцы переняли это название у кыргызов,но уже с приставкой "Улуг".. Название очень древнее и восходит к кыргызам,но никак не к тувинцам. ??? Чё какой то чушь несите дорогой? "Хэм" (кем) - это просто "река" на тувинском, никакой там кыргызский какой то. Улуг хэм - большая река, Биче хэм - маленькая река. Улуг и биче - это просто прилагательные. Какие там кыргызы? Всякие реки по нашему будет "хэм" (кем) дорогой. Если совсем крохотные реки то по нашему будет "хэмчик" (кемчик). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 4 июля, 2016 Поделиться Опубликовано 4 июля, 2016 ??? Чё какой то чушь несите дорогой? "Хэм" (кем) - это просто "река" на тувинском, никакой там кыргызский какой то. Улуг хэм - большая река, Биче хэм - маленькая река. Улуг и биче - это просто прилагательные. Какие там кыргызы? Всякие реки по нашему будет "хэм" (кем) дорогой. Если совсем крохотные реки то по нашему будет "хэмчик" (кемчик). К сожалению я себе чушь не могу позволить,в отличии от вас..Это вы себе можете позволить каждодневно нести чушь собачью.. А у меня все серьезно.."Кем" - это название реки Енисей на кыргызском..Тувинцы скорее всего заимствовали у кыргызов название..Вы же не хотите сказать,что в III вв. ДО НАШЕЙ ЭРЫ тувинцы дали название реки!? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Alee Опубликовано 4 июля, 2016 Поделиться Опубликовано 4 июля, 2016 Аналогичная ситуация с монголами,где тоже наблюдается современная бутафория и мода на Чингисхана и боржигонство среди широких масс монголов. А кого вы считаете наиболее преемственными к Чингис-хану и его монголам если уж в этом отказываете монгольским народам ? Со стороны может показаться что вы троллите одновременно и казахов и монголов Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться