Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Недавно, у меня был жаркий спор с одним знакомым, ярым индоевропеистом. Сам спор не представляет никакого научного интереса т.к. относится к разряду детских, типа "кто кого круче: тюрки или арии". В пылу спора мой оппонент заявил, что первыми лошадь приручили именно индоевропейцы, а алтайцы, якобы, как всегда воспользовались достижениями других народов. Это утверждение застало меня в расплох т.к. я на самом деле не знал, кто первым освоил верховую езду, а с учетом того, что практически вся Тюркость вертится вокруг коневодства, то это особенно загнало меня в угол. После некоторых интуитивно-логических размышлений мне вдруг почему то вспомнилась фигура Кентавра из индоевропейской мифологии.

Итак, что мы знаем о кентаврах.

1) полу-конь полу-человек.

2) главное оружие - лук

3) отлично стреляет из лука на скаку

4) очень горяч и воинственен

5) кентавры и люди (индоевропейцы ;) ) очень долгое время воевали друг с другом

6) живет в горах, лесах и наконец на равнинах

7) громогласен

8) у большинства индоевропейцев (кроме греков и др.) кентавр: смуглый брюнет, носит длинную косу, по краям головы лысый

9) Вождь кентавров - хан

А теперь разберем по пунктам и попытаемся подогнать полученную картину к желаемому результату:

1) Несомненно алтайцы первыми освоили верховую езду и индоевропейцы были очень удивлены, увидев всадника и отсюда возник этот образ: полу-конь полу-человек.

2) сходится

3) то же самое о тюрках писали другие народы

4) сходится

5) сходится

6) сходится

7) боевые кличи тюрков - сходится

8) Длинная коса - это главный аргумент в пользу моей гипотезы.

9) :)

Иными словами я склонен считать, что образ кентавров в индоевропейской мифологии олицитворяет прототюрков. И эту гипотезу можно использовать в качестве аргумента, что первыми, кто освоил верховую езду были тюрки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Значит, первыми коневодство освоили долгане, обитающие нынче на

Таймыре. В их эпосе "Аталами" рассказывается, что сначала в мире была

одна лошадь - ат, от него и произошел человек.

Джесегей - якутское божество имеет облик кентавра, получеловек,

полуконь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

красивая теория, и почти все сходится.

учитывая что древние греки почти все были пешими войнами, а Геродот когда описывал войны скифов-саков с персами, всегда восхищался их умением искуссно сражаться на коне, то можно предположить что кентавры - это нашими предки.

в битвах сливавшиеся с конем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Значит, первыми коневодство освоили долгане, обитающие нынче на

Таймыре. В их эпосе "Аталами" рассказывается, что сначала в мире была

одна лошадь - ат, от него и произошел человек.

Джесегей - якутское божество имеет облик кентавра, получеловек,

полуконь.

Раз у якутов в поверьях есть нечто вроде кентавра, то разумно предположить, что они аналогично индоевропейцам были очень удивлены увидев всадника и восприняли его за божество т.е. не они первыми оседлали лошадь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Недавно, у меня был жаркий спор с одним знакомым, ярым индоевропеистом. Сам спор не представляет никакого научного интереса т.к. относится к разряду детских, типа "кто кого круче: тюрки или арии". В пылу спора мой оппонент заявил, что первыми лошадь приручили именно индоевропейцы, а алтайцы, якобы, как всегда воспользовались достижениями других народов. Это утверждение застало меня в расплох т.к. я на самом деле не знал, кто первым освоил верховую езду, а с учетом того, что практически вся Тюркость вертится вокруг коневодства, то это особенно загнало меня в угол. После некоторых интуитивно-логических размышлений мне вдруг почему то вспомнилась фигура Кентавра из индоевропейской мифологии.

Итак, что мы знаем о кентаврах.

1) полу-конь полу-человек.

2) главное оружие - лук

3) отлично стреляет из лука на скаку

4) очень горяч и воинственен

5) кентавры и люди (индоевропейцы ;) ) очень долгое время воевали друг с другом

6) живет в горах, лесах и наконец на равнинах

7) громогласен

8) у большинства индоевропейцев (кроме греков и др.) кентавр: смуглый брюнет, носит длинную косу, по краям головы лысый

9) Вождь кентавров - хан

А теперь разберем по пунктам и попытаемся подогнать полученную картину к желаемому результату:

1) Несомненно алтайцы первыми освоили верховую езду и индоевропейцы были очень удивлены, увидев всадника и отсюда возник этот образ: полу-конь полу-человек.

2) сходится

3) то же самое о тюрках писали другие народы

4) сходится

5) сходится

6) сходится

7) боевые кличи тюрков - сходится

8) Длинная коса - это главный аргумент в пользу моей гипотезы.

9) :)

Иными словами я склонен считать, что образ кентавров в индоевропейской мифологии олицитворяет прототюрков. И эту гипотезу можно использовать в качестве аргумента, что первыми, кто освоил верховую езду были тюрки.

Действительно, детский. :))

1. Индоевропейцы вообще-то не индейцы. :)) Именно благодаря одомашниванию лошади они и смогли "расплодиться" :D Причем произошло это еще перед разделением на разные индоевропейские народы. (Это сообщают лингвисты - названия лошадей, колесниц, утвари однокоренные во всех и.-е. языках). Кто от кого перенял - вряд ли разрешимый спор. :) Есть такие, которые считают, что одомашнили лошадь еще перед разделением на тюрков и и.-е. К семитам это точно пришло через и.-е. народы. (Гиксосы в свое время очень удивили этим египтян. :D )

4. Можно поподробнее? :) Гораздо больше известно, что они были мудрецами.

5. Можно поподробнее? :))

6. А кто же в них не живет? :))

7. Ну..Даже возразить нечего. :D

8. Можно поподробнее? :)

9. И тоже - "Можно поподробнее? :)"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Спешу огорчить вас друзья, но это действительно так. Когда наши предки шумеры жили в городах и пахали землю на быках и воевали верхом на ослах, то предки индоевропейцев в степях северного Причерноморья одомашнивали лошадь. На этой лошади они нас и выгнали в горы и леса Центральной Азии, Закавказья и Анатолии. Отсидевшись в этих природных убежищах, тюрки спустились в степь, переняв у индоевропейцев [/b]практически всю коневодческую терминологию и затем отобрали Илбек Чазы у них. Палеотюрки обитали в городах Чатал-Хююк и освоили скотоводство и земледелие одними из первых народов Земли еще в эпоху неолита. Прототюрки расселились на Среднем Востоке в эпоху Шумера. Они многое дали в том числе и греческой цивилизации. Все эти кентавры, фавны, нимфы эльфы, гномы и есть прототюрки. Собственно тюрки вышли на историческую арену в конце эпохи древности. Можно сказать, что именно они ее и закрыли. Средние века, феодализм, рыцарство, литье чугуна и стали - все эти дары для европейской цивилизации принесены суровыми отцами нашими Аттли сотоварищи. Вот таков вкратце путь кентавров в Евразии.

10) А еще кентавры любили портить девственниц, т.к. очень любили шутитьнад своими соседями. Ведь индоевропейцы почему-то до сих пор очень важное внимание уделяют именно этой стороне семейных отношений.

Алчи, у меня к Вам просьба, не могли бы Вы привести данные, источники по тому факту, что тюрки переняли всю коневодческую терминологию у индоиранцев? С такой просьбой ко мне обратился Тахир, и если мы не найдем подтверждения этому, по крайней мере я буду заклеймен как главный враг тюркского мира :kg2:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С такой просьбой ко мне обратился Тахир, и если мы не найдем подтверждения этому, по крайней мере я буду заклеймен как главный враг тюркского мира :kg2:

:D

Но насчет одомашнивания вот такие соображения: почти всем древним культурам присущи эти колесницы, но ни одна из этих цивилизаций не воевала на коне кроме скифов и тюрок. Даже имея "конницу" в позднюю древность "нетюрки" для боя спешивались.

Также интересно, что ни скифы, ни тюрки не имели в вооружении эти колесницы, когда все нам известные древние имели.

Кентавр скорее похож на всадника.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
... источники по тому факту, что тюрки переняли всю коневодческую терминологию у индоиранцев?
Как то я цитировал Еремеева. Кажется, в теме "найманы".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Спасибо Стас - нашел Вашу цитату. Специально для Тахира привожу ее ниже. В то же время оговорюсь, что вроде Ар подверг некоторые версии Еремеева критике :kg2: , но в любом случае:

Анализ лексики тюркских языков, причем древнейшего ее пласта — в орхоно-енисейских текстах, в словаре Махмуда Кашгари — говорит о том, что большое число скотоводческих терминов заимствовано тюрками из индоевропейских, главным образом иранских, языков.

Несколько примеров: тюрк. öкÿз (вол) < тохарск. оксо (ср.: нем. Осhsе, англ. ох); тюрк. бука (бык) < слав. бык (от быкать, букать — мычать); тур. дана (телка) <древнеинд. д'ена (самка), авест. даэну (самка). Названия мелкого рогатого скота также восходят к индоевропейским формам, что неудивительно, ибо ареал его доместикации находился и Малой Азии и Иране. Так, праиндоевропейская лексема *кок (коза) дала целую серию тюркских слов: кечи/экчи (коза), коч (баран), кузу (ягненок) кой/кон (овца). Тюркское теке (козел) связано с армянским тик (бурдюк), нем Ziegе (коза). Тюрк. эшек/эшкек (осел) коррелирует с армянским эш (осел), англ. аss, нем. Esel, латинским аsinus.

Еще более показательна связь тюркской лексики с индоевропейскими корнями в сфере хозяйственной деятельности скотовода. Тюрк. сÿт (молоко) находит параллели в древнеиндийском сута (выжатый), древнеирландском сутх (молоко, сок). К этой же сфере относятся и такие изоглоссы: тюрк. йÿк/йÿг (поклажа, груз, вьюк) < хеттск. йукан (ярмо), древнеинд. йуга, слав. иго, готттск. йук, нем. Joch, англ. yoke; тюрк. чобан/чупан (помощник сельского старосты в словаре Махмуда Кашгари), турецк. чобан (пастух) < перс. шубан, восходяшее в свою очередь к авест. фшуйант/фшупана; тюрк. чигры (колесо) < индоиранск. чакра/чахра. Возможно, и в тюркском слове канчик/канджик (сука) основа восходит к хеттскому (а также лидийскому, фракийскому, иллирийскому) названию собаки — кан; ср.: латышск. kuna (сука). Вероятность этого заимствования подтверждает и древнекитайское обозначение собаки — киуэн, взятое из индоевропейских языков.

Особый интерес представляет собой заимствование тюрками индоиранского слова «волк»: тюркское бёри аналогично по значению и сходно по звучанию с осетинским бирэг, хотано-сакским биргга; ср. также: авест. вэхрка, согд. вырк, урду вирк, хинди врик. Более древняя тюркская форма могла звучать и как бёрук, ибо русское слово «бирюк» скорее всего происходит от этой формы, правда, с переносным значением (нелюдимый человек). В некоторых тюркских языках имеется и другое слово «волк» — курт (словарь Махмуда Кашгари, турецкий язык и др.). Оно также может быть этимологизировано как индоевропейское: слав. хорт (борзая, от хрт — скорый), литовск. kurtas (охотничья собака, от kurti — бежать, скакать).

Появление этих индоевропейских слов в языке тюрков связано, скорее всего, с заимствованием ими индоевропейской этногонической легенды. В переложении китайской летописи VII в. тюркский мифический сюжет о происхождении тюрков выглядит так: однажды враги истребили целое племя, в живых остался только десятилетний мальчик, его спасла от голодной смерти волчица, приносившая ему мясо; когда он подрос, волчица родила от него в горах Алтая десять сыновей, которые взяли себе жен из Турфана (кстати, в древности в этом районе Северо-Западного Китая обитали тохары, индоевропейский народ). От этих браков, согласно легенде, и появились первые тюрки.

Данный сюжет явно перекликается с римским преданием о Капитолийской волчице, вскормившей Ромула и Рема, с древнеиранской легендой о волчице, воспитавшей Кира. Можно добавить также, что имя родоначальника нартов, осетинское Уархаг/Вёрхёг связано со словом «волк». Вообще, сюжет, в котором родоначальником, героем или вождем является волк, был распространен преимущественно в мифологии индоевропейских народов — хеттов, иранцев, греков, германцев, а также грузин. Предание о волке-прародителе попало через тюрков и в монгольскую мифологию. В Тюркском каганате VI—VII вв. слово «бёри» входило в антропонимы многих правителей-тюрков — Бёри-хан, Бёри-шад, Иль-Бёри-шад.

Индоевропейское влияние оказалось значительным и в других областях тюркской лексики. Так, многие названия культурных растений заимствованы из индоевропейских языков: алма (яблоко), арпа (ячмень), чавдар (рожь), буг-дай (пшеница), кендир/кеневир (конопля). Культурное влияние индоевропейцев проявилось и в таких заимствованиях, как дам/там (дом, крыша), ул (фундамент), улуш (селение), канд/кент (город, деревня), аш (пища), дон/тон (одежда), бенни (пиво), бор (вино).

Заимствованы и некоторые числительные: беш (пять) < тохарск. пиш, индоиранск. пандж/пендж; тÿмен (десять тысяч) < тохарск. тумане, иранск. туман; в словах бир (один), биринджи (первый) основа связана с индоевропейским корнем (русск. первый, белорус, першы, англ. first).

«Культурный натиск» древних индоевропейцев на Востоке Евразии испытали и другие народы. Например, в китайский язык той эпохи попало несколько индоевропейских слов, весьма важных в хозяйственно-культурном отношении: миэт (мед), лак (молоко), куо (бык, корова); ср. также маньчжурск. гео (бык). Индоевропейским заимствованием в маньчжурском и монгольском языках является название лошади морь/морин/мурин < древнеирландск. марк, древнеисл. марр, древненем. марах; ср.: также нем. Mähre (кляча), англ. mare (кобыла).

К индоевропейским заимствованиям, происшедшим в древнетюркскую эпоху относятся такие многозначащие в отношении социально-культурного влияния слова-титулы, как ар/эр (человек, муж), баğа («витязь»), ябğу («князь»), шад («воевода»), ышбара/ышбараш («наместник»). Эти слова зафиксированы в текстах орхоно-енисейских памятников, относящихся к 712-759 гг. например, в памятнике Хемчик Чиркагы сказано; баğа бен эр – «я муж (с титулом) баğа»; в памятнике Моюн-чуру – эки оğлыма ябğу шад ат бертим – «двум сыновьям моим я дал титулы ябгу и шада»; в памятниках Моюн-чуру, Кюль-тегину и Кули-чуру говорится об ышбара/ышбараш, в частности в первом из них сказано: чик будунка... ышбараш... анчуладым — «народу чиков... я пожаловал… ышбара».

А титулатура Тюркского каганата буквально пестрит этими заимствованиями: бага-шад, бага-ышбара-хан, багатур-шад, багатур-ябгу, тегин-шад, ышбара-хан, ышбара-ябгу, ябгу-хан и т.п.

Все эти слова-титулы легко сопоставимы с индоевропейскими исходными: ар/эр < древнеинд. ари/арья, древнеиранск. ир (человек, муж); баğа < авест. баğа (бог, божественный, господин), ведийск. б'ага , ср. также: слав. бог, богатый; ябгу < кушанск. явуга ; шад < согд. хшад, древнеинд. кшатра (воин); ышбара < санскр. ишвара, иранск. аспбара (всадник, «рыцарь»).

Заимствования такого рода, т.е. основополагающих терминов хозяйства, а также титулатуры, числительных обычно свидетельствуют не только о сильнейшем культурном влиянии этноса-донора, но и о широком участии его в генезисе этноса-реципиента (например, тюркский и славянский лексический пласты в языке венгров, малоазийский субстрат в языке турок, славянская лексика в румынском и т.д.).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да тут не некоторые версии Ереемеева нужно критике подвергать, а почти все, за исключением титулатуры и еще кой-чего по мелочи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

А можно подробнее по поводу критики Еремеева? Сам встречал утверждения о термине "бука" как индоевропейском с опорой на исландское слово.

Igor - теперь по-существу этих споров, получивших на форуме в последнее время "второе дыхание" и орды просто воинствующих почитателей тюркоязычия/тюркскости :) или ираноязычия/иранскости скифов, массагетов, саков и т.д.

Что Вы думаете по этому поводу, кем они на самом деле были?

Если титулатура у турков-тугю была иранской, когда и от кого они ее получили? Т.е. правы те авторы которые связывают это с доалтайским периодом их жизни (Турфан?), связью ашина с "асана" - тохарским "голубой"?

Кем были древние предки большинства тюрков, уйгуров, басмылов, кыпчаков и т.д., говоривших на родственных языках - европеоидами или монголоидами? Почему современные казахи имеют лишь 50% европеоидности и связана ли она со скифо-сарматами, и в свою очередь можно ли говорить о том, что еропеоидность была тесна связана с индоеропейским языком в применении к центрально-азиатским кочевникам?

Сорри, если задаю много вопросов :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да как же его критиковать, если там живого места нет?

Ну, вот буга Ваш... Подумайте, при чем тут исландский? Где та Исландия и как ее можно увязать с тюрками? На самом деле это слово ностратическое, звучавшее примерно как *пукур со значением скот, т.е. такое, которое использовали и алтайцы и индо-европейцы. Русское "пасти", например, отсюда происходит. Исландия, вот же ж...

Чего там еще совсем уж очевидного... Эшкак это, вероятно, заимствование из семитских др.-егип. шк, копт. сег. Почему заимствование? Потому что эти формы диминутив "ослик" , также как лат. аселлус "ослик" было заимствовано в германские языки в виде полной формы. Если идти дальше, то в семитских это в свою очередь пришло из шумерского или эламского. Но мы туда не пойдем, это все специально очень...

Морин никаким способом не может быть заимствованием из и.-е. Потому что эта основа *мар-о или *мар-к-о встречается 1) только в германских (в романских заимствование из германских, славянские поздние заимствования из монгольских) и в других и.-е. не встречается, то есть это не и.-е. слово и 2)употребляется в узком терминологическом значении "боевой конь", обычный конь в и.-е. будет *экво-, а специальные термины как раз заимствуются легче всего. Таким образом, это напротив заимствование из какого-то алтайского языка, причем заимствование на уровне германского единства. Грубо - сер. 1 тыс до н.э. Я б на месте сторонников тюркоязычия причерноморских скифов размахивал бы этим аргументом как флагом - они ж как раз на юге Украины и должны были контактировать для такого заимствования.

Ну, и так далее. Я ж говорю, там живого места нет. Это такой простой способ - находим похожие слова да и объявляем их индоевропейскими. Почему? Непонятно. "Потому что есть в исландском". А если в японском есть?

По поводу скифов я как-то высказывался, повторюсь и теперь.

Вопрос о языке скифов в широком смысле от Добруджи и Токая до Хингана (и даже до Алтая, и даже до Урала) вообще не имеет смысла - совершенно ясно, что это разные народы.

По разным отдельным племенам можно спорить, но я думаю, что определенных результатов добиться нельзя и все гипотезы будут равноправны. Потому что из имен собственных и культурных глосс нельзя добиться ничего определяющего. У современных индоевропейцев вообще нет индоевропейских имен. Ну, вот Ульф есть у немцев и еще может парочка. А так семитские да поздние греко-римские, т.е. вторичные заимствования.

Я, к примеру, склонен думать, что геродотовы скифы, те, что были рядом с греческими колониями в Сев. Причерноморье и западнее были германо-балто-славянами, причем ближе к германской части. Это, впрочем, такая же гипотеза, как и остальные, ничуть не лучше.

Ясно, что какая-то часть саков была ираноязычной, амиргии, например (но не потому что они "поклонялись Хаоме", мы этого не знаем), скорее всего это предки мунджанцев и их родственников. Насчет территорий к северу от Сыр-Дарьи я бы не был так настойчив. На мой взгляд, в скифское время там была, среди прочих, какая-то многочисленная алтайская группа, очень близкая к тюркским, но не тюркская. Возможно это ее следы мы видим в частности и западнее - на Сев.Кавказе и к востоку от Дона, причем довольно рано. Не могу сказать насчет скифского времени, но в сарматское они определенно уже там. (См. также сказку про морина чуть выше). Но может быть это еще какой-то алтайский, ныне не сохранившийся.

Тюркюты получили титулатуру от а) жужаней и тоба, б) тохаров, в) восточных иранцев г) китацйев и разумеется до переселения на Алтай. Кочевники, хоть тюрки, хоть иранцы, хоть монголы не создавали национальных государств, они создавали империи. Язык не важен, и происхождение не интересно, важна лояльность суверену. Немного утрирую, просто для сокращения места. Диглоссия - обычное явление, устройство по военно-административному, а не этническому принципу - разве не это мы наблюдаем повсеместно для государств ЦА? Ну, вот кыпчаки после монголов: разве там есть хоть что-то близкое первобытному состоянию? Это же взбитые сливки, эмульсия, кипящий слой.

В антропологии я не спец к сожалению, это у кого-то опытного надо спросить. Однако ж, у индоевропейцев и алтайцев один языковой предок. И он был скорее всего "европеоидом" (неточный термин, просто для иллюстрации).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Игорь, спасибо. Как всегда интересно читать вас.

И я склоняюсь к тому, что скифы все же не однородны.

Один вопрос: вы писали, что возможно среди скифов есть "какая-то многочисленная алтайская группа, очень близкая к тюркским, но не тюркская. Возможно это ее следы мы видим в частности и западнее - на Сев.Кавказе и к востоку от Дона, причем довольно рано. Не могу сказать насчет скифского времени, но в сарматское они определенно уже там"

Что означает группа очень близкая к тюркским, не не тюркская?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это сравнительно простая вещь. Смотрите, все современные тюркские языки происходят из одного диалекта, который существовал как единый язык до примерно 3-2 вв. до н.э. Потом от него откололась одна часть - предок современного чувашского - и эти языки начали расходится. Что значит расходится? Это технический термин, который означает, что из базового словаря ушло одно слово. Чем дальше расходятся языки, тем меньше общих слов в этом базовом словаре, его еще называют списком Сводеша. Зная скорость выбывания слов из списка Сводеша мы можем определить время этого распада. Ну, и вот, где-то 22 или 23 века назад пратюркский распался на две большие группы - основную тюркскую и "чувашскую". Чего там происходило с "чувашскими" мы не особенно знаем, а от тюркского затем отделились якутский и тувинско-тофаларский, еще позже огузские, карлукские, кыпчакские и т.д. Это более или менее известная часть.

Теперь часть менее известная. Пратюркский язык, как известно, входит в алтайскую семью. Алтайский язык распался около 6 тыс. до н.э., это самая древняя известная ныне группа. То есть ясно, что есть и древнее, но из доказанных это самая старая. Сначала из алтайского ушел предок корейского и японского, а потом около 4 тыс. до н.э. распалась западная группа, т.е. тюркская, монгольская и тунгусо-маньчжурская. (Именно поэтому если мы находим корень общий для, скажем, тюркского и японского, а рядом, например, схожий индоевропейский или сино-тибетский корень, то этот корень будет или а) общим для этих языков или б) заимствованием из алтайских, а не наоборот, как в статье у Еремеева.)

Ну и вот. Алтайский распался в 6 тыс. до н.э.. а пратюркский практически на рубеже эр. Какой язык существовал эти 5 с лишним тысячелетий? Ответ - никакой, один язык не может столько существовать. Так долго существуют только группы языков. Потом один диалект побеждает, но победив он сам распадается, порождая новую группу диалектов. Например, современные китайские языки восходят к одному предку, который распался около 3 в. н.э., когда от него ушли т.н. миньские диалекты. Но это не значит, что до этого был один китайский язык. На самом деле языковая ситуация в Китае была примерно такой же сложной как сейчас и люди просто так друг друга не понимали. Мы это доподлинно знаем, у нас есть словарь диалектизмов 2 в. н.э. Фанъянь и там это отражено. Просто к 3 в. один диалект победил, а потом сам распался.

Мы должны предполагать такую же ситуацию с алтайскими. Или возможно ситуация была еще более сложной, ведь алтайские существенно старше. По ряду показателей мы можем предположить, что это был какой-то близкий родственник пратюркского языка, условно говоря его диалект. Скорее всего, этот диалект был не один, а по крайней мере два - один в Северном Китае, другой на Алтае и возможно западнее. От этих диалектов не осталось следов, или, точнее, мы не умеем эти следы вычленять.

Почему они исчезли? Северо-китайский диалект совершенно точно влился в китайский язык. И не просто влился, а кардинальным способом изменил облик китайского языка и, кстати сказать, способствовал его распаду в 3 в. н.э.

Западный диалект подвергся вторичной тюркизации со стороны пратюркского, а также вероятно вошел субстратом или адстратом в состав иранских языков и другой исчезнувшей ныне индоевропейской группы, куда входили, например, тохарские. Возможно ли это? Не просто возможно, а наиболее вероятно. Известная близость современных тюркских языков объясняется не их молодостью, а большим количеством вторичных контактов, так сказать множественными вторичными тюркизациями со стороны тюркоязычных же соседей и, там где они были, литературных языков.

Примерно так.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...