Перейти к содержанию
asan-kaygy

Хунну - Сюнну - Гунны-2

Рекомендуемые сообщения

 в современном казахском языке элемент –т не употребляется в качестве окончания множественного числа, мы выяснили, что в древнетюркских языках он выражал семантику множественности, собирательности. Ср.: alpaγut «отборные воины» (alp «исполин, мужчина, стрелок» + a + γu + t), bajaγut «богатые» (baj «бай» + a + γu + t), uruηut «воины» (< urun – «драться, воевать» -γu + t), erät «мужчины» < er «мужчина», tegit ~ tegitlär «наследники хана» (tegin «наследник хана»). 

До сих пор на казахском языке существуют слова со скрытыми окончаниями мн. числа: алпауыт и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

в одном источнике котян, в другом кунун - это одно и то же племя. Возможно это подтверждение моим догадкам, что куны это китаны (кидан=китай)

Токсаба - татары

токсаба - татары. в смысле исторические татары или татары Поволжья. или Астрахани? 

татары, которые были в составе кимаков

 

есть доказательства. что среди татар были Токсаба? источники. упоминания? слово "Токсаба" восточнее Бухары не встречается. есть аул в Крыму "Ток-саба". которого называли еще "Тогуз огуз". но есть и упоминания со второго века н.э. о Токсил и Саба на берегах Инда. примерно в то же время Страбон писал. что аланы живут до Ганга. Ганг ведь тоже можно сказать. что это "Канг"

 

 Теперь будь внимателен: я обрисую тебе очертания, реки, обдуваемые ветрами горы и народы этой земли. (1130) По виду она напоминает фигуру ромба с четырьмя скошенными сторонами: с запада ее ограничивает своими водами Инд, на юге — Эритрейское море, Ганг — на востоке, [Индийский] Кавказ — на севере[315]. (1135) Многие процветающие народы населяют эту землю, живя не под одним именем, но раздельно: близ бесконечного Инда — там, где судоходный Гидасп принимает низвергающийся с гор Акесин, [живут] дарданы; (1140) третьей [рекой] за ними следует сребристопучинный Кофен[316]. Между этими [реками] проживают сабы и токсилы, рядом — скодры; за ними следуют многочисленные племена певкалеев; за ними обитают гаргариды[317], почитатели Диониса — там, где несет славный золотой песок (1145) Гипанис и [течет] божественный Магарс[318], самые бурные из [всех] рек; беря истоки с горы Эмод[319], они стекают к долине Ганга[320], доходя на юге вплоть до границ Коли[а]декой земли[321]. Она же (sc. Ко–ли[а]дская земля) тянется к глубокопучинному Океану, (1150) обрывистая и недоступная [даже] для быстрых птиц; поэтому жители называют ее «Аорн»[322].

 

31); сабы, возможно, сибы, локализуемые Страбоном у истоков Инда (Diod. XVII. 96; Strabo. XV. 1. 8 С 688; Arr. Ind. V. 12); токсилы (таксилы) — население Таксилы, города и области между Индом и Гидаспом (Strabo. XV. 1. 28 С 698; Plin. nat. hist. VI. 78); Плиний Старший упоминает рядом племена таксилов, сондров и певколитов (возможно, это токсилы, скодры и певкалеи Дионисия) (Plin. nat. hist. VI. 78; ср. Ptol. Geogr. VI. 11.6 — Σκόρδοι среди племен Бактрианы); Страбон сообщает о городе Певколаитида (санскр. Пушкалавати) в верховьях Инда (Strabo. XV. 1. 27 С 698); гаргариды, возможно, искаженная передача имени жителей Гандариды, области в СевероЗа–падной Индии (Strabo. XV. 1. 30 С 699), ср. племя андаров у Плиния (Plin. nat. hist. VI. 67; ср. Solin. 184, 93 sq.).

 

Таксил — индийский раджа (царь) IV века до н. э.. В 327 до н. э. добровольно подчинился Александру Макдонскому, выслав ему навстречу послов с тысячами голов скота, сотнями талантов серебра, множеством слонов и отрядом всадников. Царство Таксила занимало северо-западную часть Пенджаба. На юго-востоке от него было расположено царство его врага Пора. В битве на Гидаспе Таксил сражался на стороне Александра, который утвердил за ним его царство, поставив его в вассальную зависимость от Македонии. Македонский сатрап должен был наблюдать за его верностью. После смерти Александра в Индии начались смуты, местные раджи отложились от Македонии, а затем Пенджаб подпал власти нового завоевателя, Чандрагупты (Сандрокотта греков).

Его индийское имя было Амбхи (санскр. अंभीдр.-греч. Όμφις)[1], но греки обычно именовали его Таксилом по его столице Таксила (санскр. तक्षशिला Такшашила).

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B0%D0%BB%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%8B

 

Албаны представляли собой союз кавказских племен, среди которых сами албаны были ведущим племенем, которое и организовало этот союз[4]. По мнению Тревер, наиболее культурным и ведущим албанским племенем являлись гаргары[5].

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Chaldun/text2.phtml?id=12545

 

в древности и Среднеазиатские горы  называли "Кавказ". что если это не ошибка. а албаны принесли это название на Кавказ? 

 

http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1270777001

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

татары, которые были в составе кимаков

есть доказательства. что среди татар были Токсаба? источники. упоминания? слово "Токсаба" восточнее Бухары не встречается. есть аул в Крыму "Ток-саба". которого называли еще "Тогуз огуз". но есть и упоминания со второго века н.э. о Токсил и Саба на берегах Инда. примерно в то же время Страбон писал. что аланы живут до Ганга. Ганг ведь тоже можно сказать. что это "Канг"

 

 Теперь будь внимателен: я обрисую тебе очертания, реки, обдуваемые ветрами горы и народы этой земли. (1130) По виду она напоминает фигуру ромба с четырьмя скошенными сторонами: с запада ее ограничивает своими водами Инд, на юге — Эритрейское море, Ганг — на востоке, [Индийский] Кавказ — на севере[315]. (1135) Многие процветающие народы населяют эту землю, живя не под одним именем, но раздельно: близ бесконечного Инда — там, где судоходный Гидасп принимает низвергающийся с гор Акесин, [живут] дарданы; (1140) третьей [рекой] за ними следует сребристопучинный Кофен[316]. Между этими [реками] проживают сабы и токсилы, рядом — скодры; за ними следуют многочисленные племена певкалеев; за ними обитают гаргариды[317], почитатели Диониса — там, где несет славный золотой песок (1145) Гипанис и [течет] божественный Магарс[318], самые бурные из [всех] рек; беря истоки с горы Эмод[319], они стекают к долине Ганга[320], доходя на юге вплоть до границ Коли[а]декой земли[321]. Она же (sc. Ко–ли[а]дская земля) тянется к глубокопучинному Океану, (1150) обрывистая и недоступная [даже] для быстрых птиц; поэтому жители называют ее «Аорн»[322].

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B0%D0%BB%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%8B

я вам уже привел источник, где токсаба называют татарами

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 в современном казахском языке элемент –т не употребляется в качестве окончания множественного числа, мы выяснили, что в древнетюркских языках он выражал семантику множественности, собирательности. Ср.: alpaγut «отборные воины» (alp «исполин, мужчина, стрелок» + a + γu + t), bajaγut «богатые» (baj «бай» + a + γu + t), uruηut «воины» (< urun – «драться, воевать» -γu + t), erät «мужчины» < er «мужчина», tegit ~ tegitlär «наследники хана» (tegin «наследник хана»). 

До сих пор на казахском языке существуют слова со скрытыми окончаниями мн. числа: алпауыт и т.д.

 

Это от монголов Зучи-хана или монголов-баяутов.

 

 

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

До сих пор на казахском языке существуют слова со скрытыми окончаниями мн. числа: алпауыт и т.д.

Это от монголов Зучи-хана или монголов-баяутов.

:D

Эти слова были на древнетюркском

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

-Монгол нутагт амь­дарч байсан эртний  Түрэ­гүүдодоогийн Турк улсын хоорондын ялгаа заагийгтодорхой тайлбарлахгүй юу?

-Эртний Түрэгүүд  бол төрхтний хувьд монгол төрхтэй, нүүдэлчин ард түмэн. Өнөөдрийн  Турк улс гэдэг маань гаднаас нь харсан ч Иран царайтай, эрс өөр ард түмэн.  Угсаа гарвал, соёлын хувьд ч эрс ялгаатай. Юу нэгтгэж байна гэвэл, нэр нь нэгтгэж байгаа юм. Гэхдээ Түрэг гэдэг  бол эртний түрэгүүдийг нэрлэдэг шинжлэх ухааны нэр. Турк бол өнөөдрийн Турк улс. Үүнийг ялгахын тулд Монгол болон  Оросын  археологийн шинжлэх ухаанд ялгаж бичдэг.

-Энэ талаарх баримт нотолгоо байдаг уу?

-Казахстаны археологийн хүрээлэнд Түрэгийн эртний генийн сангийн судалгаа байдаг. Тэр судалгаагаар Турк улсын мянган хүнээс удмын сангийн дээж авч үзэхэд, тэр дотор Азийн, өөрөөр хэлбэл төв Азийн монгол төрхтөний нэг ч ген байгаагүй тухай онцлон тэмдэглэсэн байсан. Өөрөөр хэлбэл, Турк улс, монгол нутаг дээр байсан эртний түрэг хоёр угсаа гарвалын хувьд ямар ч холбоогүй, хоёр өөр ард түмэн гэдэг нь үүнээс харагдаж байгаа юм.

Шинжлэх ухааны маш ойлгомжтой, хэн ч маргашүй ийм баримт хэрэглэгдэхүүн байхад Турк улсын оршин суугчид, тэр туркууд монгол нутагт байгаа эртний түрэгүүдийн үлдээсэн  тэр дурсгалтай, тэр ард түмэнтэй  ямар ч холбоогүй гэсэн үг. Тэр бол зөвхөн монголчуудын өвгөд  дээдсийн дурсгал. Тийм учраас монгол нутагт байгаа эртний түрэгүүдийн дурсгалыг тэгж хаа хамаагүй харийнханд найр тавьж, танай юм гэж хэлэх нь зохимжгүй. Ялангуяа улс төрчдийн хувьд тэр бол илүү, магадгүй маш алдаатай үг. Манай улстөрчид тэр ойлголт, төсөөллөө өөрсдөө мэддэггүй юм гэхэд мэргэжлийн  хүмүүсээс асууж нэг тийш болгох хэрэгтэй. Дахиад тийм явдал гаргуулахгүй байвал сайн байна.http://www.olloo.mn/n/6273.html

Известный монгольский доктор, историк ,археолог З. Батсайхан утверждает ,что  древне-тюркские памятники на территорий Монголий есть памятники предков  монголов и касается только  нынешных монголов, а не турков или тюркоязычных Среднеи Азий. .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

-Монгол нутагт амь­дарч байсан эртний  Түрэ­гүүдодоогийн Турк улсын хоорондын ялгаа заагийгтодорхой тайлбарлахгүй юу?

-Эртний Түрэгүүд  бол төрхтний хувьд монгол төрхтэй, нүүдэлчин ард түмэн. Өнөөдрийн  Турк улс гэдэг маань гаднаас нь харсан ч Иран царайтай, эрс өөр ард түмэн.  Угсаа гарвал, соёлын хувьд ч эрс ялгаатай. Юу нэгтгэж байна гэвэл, нэр нь нэгтгэж байгаа юм. Гэхдээ Түрэг гэдэг  бол эртний түрэгүүдийг нэрлэдэг шинжлэх ухааны нэр. Турк бол өнөөдрийн Турк улс. Үүнийг ялгахын тулд Монгол болон  Оросын  археологийн шинжлэх ухаанд ялгаж бичдэг.

-Энэ талаарх баримт нотолгоо байдаг уу?

-Казахстаны археологийн хүрээлэнд Түрэгийн эртний генийн сангийн судалгаа байдаг. Тэр судалгаагаар Турк улсын мянган хүнээс удмын сангийн дээж авч үзэхэд, тэр дотор Азийн, өөрөөр хэлбэл төв Азийн монгол төрхтөний нэг ч ген байгаагүй тухай онцлон тэмдэглэсэн байсан. Өөрөөр хэлбэл, Турк улс, монгол нутаг дээр байсан эртний түрэг хоёр угсаа гарвалын хувьд ямар ч холбоогүй, хоёр өөр ард түмэн гэдэг нь үүнээс харагдаж байгаа юм.

Шинжлэх ухааны маш ойлгомжтой, хэн ч маргашүй ийм баримт хэрэглэгдэхүүн байхад Турк улсын оршин суугчид, тэр туркууд монгол нутагт байгаа эртний түрэгүүдийн үлдээсэн  тэр дурсгалтай, тэр ард түмэнтэй  ямар ч холбоогүй гэсэн үг. Тэр бол зөвхөн монголчуудын өвгөд  дээдсийн дурсгал. Тийм учраас монгол нутагт байгаа эртний түрэгүүдийн дурсгалыг тэгж хаа хамаагүй харийнханд найр тавьж, танай юм гэж хэлэх нь зохимжгүй. Ялангуяа улс төрчдийн хувьд тэр бол илүү, магадгүй маш алдаатай үг. Манай улстөрчид тэр ойлголт, төсөөллөө өөрсдөө мэддэггүй юм гэхэд мэргэжлийн  хүмүүсээс асууж нэг тийш болгох хэрэгтэй. Дахиад тийм явдал гаргуулахгүй байвал сайн байна.http://www.olloo.mn/n/6273.html

Известный монгольский доктор, историк ,археолог З. Батсайхан утверждает ,что  древне-тюркские памятники на территорий Монголий есть памятники предков  монголов и касается только  нынешных монголов, а не турков или тюркоязычных Среднеи Азий. .

 

Если они "древнетюркские", значит монголы - тюрки ? " Мұңлы" - грустный, как писал Абулгазы. Грустные от того. что их прогнали в "пустыню" - писал Рашид-ад-дин. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

-Монгол нутагт амь­дарч байсан эртний  Түрэ­гүүдодоогийн Турк улсын хоорондын ялгаа заагийгтодорхой тайлбарлахгүй юу?

-Эртний Түрэгүүд  бол төрхтний хувьд монгол төрхтэй, нүүдэлчин ард түмэн. Өнөөдрийн  Турк улс гэдэг маань гаднаас нь харсан ч Иран царайтай, эрс өөр ард түмэн.  Угсаа гарвал, соёлын хувьд ч эрс ялгаатай. Юу нэгтгэж байна гэвэл, нэр нь нэгтгэж байгаа юм. Гэхдээ Түрэг гэдэг  бол эртний түрэгүүдийг нэрлэдэг шинжлэх ухааны нэр. Турк бол өнөөдрийн Турк улс. Үүнийг ялгахын тулд Монгол болон  Оросын  археологийн шинжлэх ухаанд ялгаж бичдэг.

-Энэ талаарх баримт нотолгоо байдаг уу?

-Казахстаны археологийн хүрээлэнд Түрэгийн эртний генийн сангийн судалгаа байдаг. Тэр судалгаагаар Турк улсын мянган хүнээс удмын сангийн дээж авч үзэхэд, тэр дотор Азийн, өөрөөр хэлбэл төв Азийн монгол төрхтөний нэг ч ген байгаагүй тухай онцлон тэмдэглэсэн байсан. Өөрөөр хэлбэл, Турк улс, монгол нутаг дээр байсан эртний түрэг хоёр угсаа гарвалын хувьд ямар ч холбоогүй, хоёр өөр ард түмэн гэдэг нь үүнээс харагдаж байгаа юм.

Шинжлэх ухааны маш ойлгомжтой, хэн ч маргашүй ийм баримт хэрэглэгдэхүүн байхад Турк улсын оршин суугчид, тэр туркууд монгол нутагт байгаа эртний түрэгүүдийн үлдээсэн  тэр дурсгалтай, тэр ард түмэнтэй  ямар ч холбоогүй гэсэн үг. Тэр бол зөвхөн монголчуудын өвгөд  дээдсийн дурсгал. Тийм учраас монгол нутагт байгаа эртний түрэгүүдийн дурсгалыг тэгж хаа хамаагүй харийнханд найр тавьж, танай юм гэж хэлэх нь зохимжгүй. Ялангуяа улс төрчдийн хувьд тэр бол илүү, магадгүй маш алдаатай үг. Манай улстөрчид тэр ойлголт, төсөөллөө өөрсдөө мэддэггүй юм гэхэд мэргэжлийн  хүмүүсээс асууж нэг тийш болгох хэрэгтэй. Дахиад тийм явдал гаргуулахгүй байвал сайн байна.http://www.olloo.mn/n/6273.html

Известный монгольский доктор, историк ,археолог З. Батсайхан утверждает ,что  древне-тюркские памятники на территорий Монголий есть памятники предков  монголов и касается только  нынешных монголов, а не турков или тюркоязычных Среднеи Азий. .

 

Если они "древнетюркские", значит монголы - тюрки ? " Мұңлы" - грустный, как писал Абулгазы. Грустные от того. что их прогнали в "пустыню" - писал Рашид-ад-дин. 

 

Этноним "турк,туркут или тюрк" первоначально  связан с монголоязычными.Позже тюркоязычные присвоили этот этноним  и называли свой язык тюркским.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

-Монгол нутагт амь­дарч байсан эртний  Түрэ­гүүдодоогийн Турк улсын хоорондын ялгаа заагийгтодорхой тайлбарлахгүй юу?

-Эртний Түрэгүүд  бол төрхтний хувьд монгол төрхтэй, нүүдэлчин ард түмэн. Өнөөдрийн  Турк улс гэдэг маань гаднаас нь харсан ч Иран царайтай, эрс өөр ард түмэн.  Угсаа гарвал, соёлын хувьд ч эрс ялгаатай. Юу нэгтгэж байна гэвэл, нэр нь нэгтгэж байгаа юм. Гэхдээ Түрэг гэдэг  бол эртний түрэгүүдийг нэрлэдэг шинжлэх ухааны нэр. Турк бол өнөөдрийн Турк улс. Үүнийг ялгахын тулд Монгол болон  Оросын  археологийн шинжлэх ухаанд ялгаж бичдэг.

-Энэ талаарх баримт нотолгоо байдаг уу?

-Казахстаны археологийн хүрээлэнд Түрэгийн эртний генийн сангийн судалгаа байдаг. Тэр судалгаагаар Турк улсын мянган хүнээс удмын сангийн дээж авч үзэхэд, тэр дотор Азийн, өөрөөр хэлбэл төв Азийн монгол төрхтөний нэг ч ген байгаагүй тухай онцлон тэмдэглэсэн байсан. Өөрөөр хэлбэл, Турк улс, монгол нутаг дээр байсан эртний түрэг хоёр угсаа гарвалын хувьд ямар ч холбоогүй, хоёр өөр ард түмэн гэдэг нь үүнээс харагдаж байгаа юм.

Шинжлэх ухааны маш ойлгомжтой, хэн ч маргашүй ийм баримт хэрэглэгдэхүүн байхад Турк улсын оршин суугчид, тэр туркууд монгол нутагт байгаа эртний түрэгүүдийн үлдээсэн  тэр дурсгалтай, тэр ард түмэнтэй  ямар ч холбоогүй гэсэн үг. Тэр бол зөвхөн монголчуудын өвгөд  дээдсийн дурсгал. Тийм учраас монгол нутагт байгаа эртний түрэгүүдийн дурсгалыг тэгж хаа хамаагүй харийнханд найр тавьж, танай юм гэж хэлэх нь зохимжгүй. Ялангуяа улс төрчдийн хувьд тэр бол илүү, магадгүй маш алдаатай үг. Манай улстөрчид тэр ойлголт, төсөөллөө өөрсдөө мэддэггүй юм гэхэд мэргэжлийн  хүмүүсээс асууж нэг тийш болгох хэрэгтэй. Дахиад тийм явдал гаргуулахгүй байвал сайн байна.http://www.olloo.mn/n/6273.html

Известный монгольский доктор, историк ,археолог З. Батсайхан утверждает ,что  древне-тюркские памятники на территорий Монголий есть памятники предков  монголов и касается только  нынешных монголов, а не турков или тюркоязычных Среднеи Азий. .

 

Если они "древнетюркские", значит монголы - тюрки ? " Мұңлы" - грустный, как писал Абулгазы. Грустные от того. что их прогнали в "пустыню" - писал Рашид-ад-дин. 

 

Этноним "турк,туркут или тюрк" первоначально  связан с монголоязычными.Позже тюркоязычные присвоили этот этноним  и называли свой язык тюркским.

 

этноним то ладно. мог переходить к кому угодно. но орхонские надписи ведь на тюркском языке. а не на монгольском. скорее наоборот - монголоязычные присвоили этноним "монгол" у тюркоязычных монгол. до 13 века этого этнонима нет. появляется в связи с империей Чингисхана. и то идет параллельно  с этнонимом "татар". поэтому "монголами" себя называли приближенные Чингисхана . версии разные. вплоть до со схожей историей с именем "Тэмуджин". изначально это имя побежденного врага. кстати татарина. и здесь говорится. что был исчезнувший народ. которых уважали. и монголы взяли это имя (Мэн-да бай-лу)

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Chaldun/text2.phtml?id=12545

 

|стр. 366| Династия Душиханидов, царей Татарских в Харезме и Дешт-Кипчаке на Севере, начало их господства и изменения дел их. Уже выше было сказано, что Чингизхан назначил [378]эти земли сыну своему Душихану и поставил его царем над ними. Это — государство обширное на Севере, простирающееся от Харезма до Яркенда, Согда (по др. Дженда), Сарая, города Маджара, Азака, Судака, Булгара, Башгирда и Джулымана. В пределах этого государства (находится) город Баку (один) из городов Ширвана; около него Железные Ворота, которые Тюрки называют Демиркапу. Границы этого государства на юге доходят до пределов Константинополя. Оно (т. е. это государство) бедно городами, но богато возделанными местами.

Душихан, сын Чингизхана. Первый из Татар, владевших им (т. е. этим царством), Душихан, сын Чингизхана. Он не переставал владеть им до тех пор, пока не погиб при жизни отца (в 624-м = 1227 году).

Батухан, сын Душихана. Когда Душихан погиб, то на место его вступил сын его, Батухан, прозванный Саинханом, что значить царь отличный (В главе «о царях па престоле Каракорумском после Чингизхана» (Булак. изд. т. V, стр. ***) Ибнхальдун вкратце сообщает еще о походе Бату на Куюка (ошибочно названного***). См. известие Эломари, приведенное мною выше на стр. 244-245.). Он не переставал царствовать до самой смерти своей, в 650 г. (= 14 март. 1252 — 2 март. 1253 г.).

Сартак, сын Душихана. По смерти Батухана, сына Душихана, стал править, вместо него, брат его, Сартак. Он пробыл на царстве два года и умер в 652-м году (= 21 февр. 1254 — 9 февр. 1255 г.).

 

 

Вступил |стр. 368| на престол сын его Абага, который отправился против него (Берке). Берке отрядил для встречи его Сунтая (Там же, на стр. 543, он назван Сунтуфом, сыном Менгукана, сына Джагатая, сына Чингизхана. См. также выше, стр. 372.) — сына Митукана, сына Джагатая — и Ногая, сына Татара, сына Могола (sic), сына Душихана. 

 

 

Мамай, завладевший Сарайским царством. По смерти Бирдибека, ему наследовал сын его, Токтамыш, малолетний ребенок. Сестра его, Ханум, дочь Бирдибека, была замужем за одним из старших монгольских эмиров, по имени Мамай, который в его царствование управлял всеми делами. К владениям его принадлежал город Крым. В то время его там не было (?). Было также несколько (других) эмиров монгольских, поделившихся в управление владениями в окрестностях Сарая; они были не согласны между собою и правили своими владениями самостоятельно. Так Хаджичеркес завладел окрестностями Астрахани, Урусхан своими уделами; Айбекхан таким же образом. Все они назывались походными [390] эмирами (Может быть следует читать *** «эмирами левого крыла».).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

 

-Монгол нутагт амь­дарч байсан эртний  Түрэ­гүүдодоогийн Турк улсын хоорондын ялгаа заагийгтодорхой тайлбарлахгүй юу?

-Эртний Түрэгүүд  бол төрхтний хувьд монгол төрхтэй, нүүдэлчин ард түмэн. Өнөөдрийн  Турк улс гэдэг маань гаднаас нь харсан ч Иран царайтай, эрс өөр ард түмэн.  Угсаа гарвал, соёлын хувьд ч эрс ялгаатай. Юу нэгтгэж байна гэвэл, нэр нь нэгтгэж байгаа юм. Гэхдээ Түрэг гэдэг  бол эртний түрэгүүдийг нэрлэдэг шинжлэх ухааны нэр. Турк бол өнөөдрийн Турк улс. Үүнийг ялгахын тулд Монгол болон  Оросын  археологийн шинжлэх ухаанд ялгаж бичдэг.

-Энэ талаарх баримт нотолгоо байдаг уу?

-Казахстаны археологийн хүрээлэнд Түрэгийн эртний генийн сангийн судалгаа байдаг. Тэр судалгаагаар Турк улсын мянган хүнээс удмын сангийн дээж авч үзэхэд, тэр дотор Азийн, өөрөөр хэлбэл төв Азийн монгол төрхтөний нэг ч ген байгаагүй тухай онцлон тэмдэглэсэн байсан. Өөрөөр хэлбэл, Турк улс, монгол нутаг дээр байсан эртний түрэг хоёр угсаа гарвалын хувьд ямар ч холбоогүй, хоёр өөр ард түмэн гэдэг нь үүнээс харагдаж байгаа юм.

Шинжлэх ухааны маш ойлгомжтой, хэн ч маргашүй ийм баримт хэрэглэгдэхүүн байхад Турк улсын оршин суугчид, тэр туркууд монгол нутагт байгаа эртний түрэгүүдийн үлдээсэн  тэр дурсгалтай, тэр ард түмэнтэй  ямар ч холбоогүй гэсэн үг. Тэр бол зөвхөн монголчуудын өвгөд  дээдсийн дурсгал. Тийм учраас монгол нутагт байгаа эртний түрэгүүдийн дурсгалыг тэгж хаа хамаагүй харийнханд найр тавьж, танай юм гэж хэлэх нь зохимжгүй. Ялангуяа улс төрчдийн хувьд тэр бол илүү, магадгүй маш алдаатай үг. Манай улстөрчид тэр ойлголт, төсөөллөө өөрсдөө мэддэггүй юм гэхэд мэргэжлийн  хүмүүсээс асууж нэг тийш болгох хэрэгтэй. Дахиад тийм явдал гаргуулахгүй байвал сайн байна.http://www.olloo.mn/n/6273.html

Известный монгольский доктор, историк ,археолог З. Батсайхан утверждает ,что  древне-тюркские памятники на территорий Монголий есть памятники предков  монголов и касается только  нынешных монголов, а не турков или тюркоязычных Среднеи Азий. .

 

Если они "древнетюркские", значит монголы - тюрки ? " Мұңлы" - грустный, как писал Абулгазы. Грустные от того. что их прогнали в "пустыню" - писал Рашид-ад-дин. 

 

Этноним "турк,туркут или тюрк" первоначально  связан с монголоязычными.Позже тюркоязычные присвоили этот этноним  и называли свой язык тюркским.

 

этноним то ладно. мог переходить к кому угодно. но орхонские надписи ведь на тюркском языке. а не на монгольском. скорее наоборот - монголоязычные присвоили этноним "монгол" у тюркоязычных монгол. до 13 века этого этнонима нет. появляется в связи с империей Чингисхана. и то идет параллельно  с этнонимом "татар". поэтому "монголами" себя называли приближенные Чингисхана . версии разные. вплоть до со схожей историей с именем "Тэмуджин". изначально это имя побежденного врага. кстати татарина. и здесь говорится. что был исчезнувший народ. которых уважали. и монголы взяли это имя (Мэн-да бай-лу)

 

Этноним " тюрк" связан с нирунами.Нируны не были в Эргэнэкуне.Этноним "монгол" связан с теми дарлекинами, которые вышли из Эргэнэкуна.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

интересная версия у Рашид-ад-дина насчет Китайской стены. кто здесь китайцы - хитай или Чин?  у киданей гос-во называлось Ляо - железный. а здесь кажется речь идет о золоте. как у чурчжэней - Цинь

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext3.html

 

Племя онгут

Во время Чингиз-хана и ранее этого эти племена онгутов были в числе войск и приверженцев хитайского государя Алтан-хана. Народ [этот] – особый и [только] похож на монгол; их было четыре тысячи |А 26а| кибиток. Хитайские государи, которых титуловали Алтан-хан, [в целях] охраны своего государства от племен: монголов, кераитов, найманов и кочевников тех окрестных местностей, построили стену, которую по-монгольски называют – утку 682, а по-тюркски – буркур 683. [Эта стена тянется] от берегов моря Джурджэ 684 по побережью реки Кара-мурэн, между Хитаем, Чином и Мачином; истоки же ее – в областях тангутов и Тибета 685. Ни в одном месте [стена] не дает прохода. В начале эту стену препоручили этому племени онгутов и дали ему совет и обязательство охранять ее.

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B6%D1%83%D1%80%D1%87%D0%B6%D1%8D%D0%BD%D0%B8

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D1%83%D1%82#/media/File:Mongol_Empire_c.1207.png

 

 с сушэнь есть связь с сары-тюргешами 

 

Говорят на языке булан (планг), принадлежащем к группе палаунг-ва мон-кхмерской ветви австроазиатской семьи. Существуют два диалекта: булан и арва. Часть булан также говорят на языках дайва или китайском. Своей письменности нет, используют либо китайские иероглифы, либо письменность народа дай (Чеснов 1999: 147).

Китайские этнологи считают буланов потомками древнего племени пу (кит. ) (Итс 1972: 37), которое жило на берегах реки Меконг в древние времена. Считается, что это племя было частью байпу (кит. упр. 百濮пиньиньBǎipú, буквально: «Сотня Пу») (Чебоксаров 1965: 219).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Кынык — у Вас опять поток неосознанного сознания? Какая связь между Хитай/Чин, онгутами и байпу из Меконга.

 

 

Я уже просил Вас писать понятно и по существу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кынык — у Вас опять поток неосознанного сознания? Какая связь между Хитай/Чин, онгутами и байпу из Меконга.

 

 

Я уже просил Вас писать понятно и по существу.

я и ищу связи. некоторые названия от Байкала до Индонезии. насколько мне известно у австралийских аборигенов и у монгол одинаковая гаплогруппа.

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0_C_%28Y-%D0%94%D0%9D%D0%9A%29

 

 

Согласно одной из гипотез, гаплогруппа C связана с Великой прибрежной миграцией первобытных людей через Южную Азию в Юго-Восточную Азию и Австралию, а также на север по азиатскому побережью. Предполагается, что в Америку данная гаплогруппа попала около 8-6 тысяч лет назад вместе с носителями языков на-дене и разошлась вдоль северо-западного побережья Северной Америки.

По мнению ряда исследователей, гаплогруппы C и D попали в Восточную Азию вместе, в рамках одной и той же популяции, которая впервые успешно колонизировала этот регион, однако в настоящее время распространение гаплогрупп C и D сильно различается. Различные субклады гаплогруппы C встречаются с высокой частотой среди аборигенов Австралиипапуасовмеланезийцевполинезийцеввьетнамцевказаховмонголовманьчжуровкорейцев и аборигенных народов Дальнего востока России (юкагиры), а также с умеренной частотой в Индии и Юго-восточной Азии. С другой стороны, гаплогруппа D встречается с высокой частотой только среди тибетцев, японцев (особенно айнов) и жителей Андаманских островов, однако не обнаружена ни в Индии, ни среди индейцев или аборигенов Океании.

Мутации

В гаплогруппе C имеется полиморфизм, весьма распространённый в Центральной Азии. Предполагается, что он распространился в результате вторжения Чингисханаиз Монголии в Евразию.

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B8

 

Батаки есть и среди казахов. и до Турции и Болгарии. так же как и Тоба - от Сибири до ...

 

здесь осели Батаки - карлуки : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%B9_%28%D0%B8%D0%BB%29

 

у Рашид-ад-дина Хитай получается манчжуры. о киданях кажется он не знает. Пу И был последним императором Китая. без ссылок невозможно развивать мысль. может вам все понятно. для меня еще нет. Рашид-ад-дин говорит. что стену построили манчжуры. на этой карте расположение племен к 13 веку

 

Mongol_Empire_c.1207.png

 

 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D1%83%D1%82

 

Раши-ад-дин писал. что монголы-это одно из многочисленных тюркских племен. но язык видимо был у них не тюркский. и я не знаю что из себя представляет монгольский язык. еще не нашла историю происхождения. и чем был в 13 веке. самостоятельный язык или диалект тюркского. и слова "буркур" я не знаю

 

построили стену, которую по-монгольски называют – утку 682, а по-тюркски – буркур 683

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По гаплогруппам Вам  в другую тему. Каким образом батаки оказались среди казахов? Приведете факты?

по источникам получается. что они карлуки. так же как Ябагу - Жабагы. Саруу-жабагы есть и среди кыргызов (Тянь-Шань). что интересно Саруу возможно связаны с тюргешами. а у них есть связь с Мохэ и Сушень (Дальний Восток) 

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B8

 

 Батаки - карлуки : https://ru.wikipedia...wiki/Хатай_(ил)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кынык я пока не умею читать мысли - где в сюжете про Хатай говориться о батаках якобы карлуках? Поясните.

ПОХОД ОГУЗА В ДИИАРБАКР И ШАМ 56 ЧЕРЕЗ КУРДИСТАН

(л. 593б) После того как Огуз созвал свои войска, он взял направление на Курдистан и в течение грех лет оставался в горах Курдистана. Он очистил эти горы от разбойников и разграбил все тамошние края. Он привлек на свою сторону горожан и жителей пустынь и определил для них дань.

Отсюда он направился в сторону Дийарбакра. К нему прибыли знатные люди таких вилайетов, как Ирбил, Мосул 57 и Багдад, они стали илем и привезли дары и подношения, достойные Огуза.

Этот зимний сезон он провел на берегах Тигра. А как только наступила весна, он двинулся в сторону Шама и, отправив в авангарде (манкала) своих шестерых сыновей, сам тронулся вслед за ними.

Когда его сыновья подошли к Ракке 58, то за городом их встретили все его знатные люди. В связи с тем, что сам Огуз двигался вслед за сыновьями, они направили этих людей прямо к нему. Они прибыли к Огузу, и он обошелся с ними хорошо и расположил их « себе. Назначив своего шихну, он отправил его в их город. И где бы в стране [Шам] Огуз после этого не побывал, все население [тех местностей] по своему желанию становилось [44] илем. Только город Антакия, который тюрками именовался Антак-Шахр 59 и который имел 306 ворот, проявил упорство и оказал сопротивление. В итоге они сражались в течение года и через год захватили город.

 
56 В понятие Шам входят области городов Ван, Битлис, Урфа, Мардин, Антеп, Хитай (совр. Турция) и северная часть Сирии.
 
 
59 Антакия — город в Турции, южнее Искендеруна. По сообщению А. З. Валидова (с. 91, прим. 257а), огузы называли Антакию «Батак Шахр». Они сюда переселились всем илем, а их вожди (беки) жили в окрестных горах, именуемых Бей-Даглары. Здесь в основном жили карлукские племена.
 
Хатай: Крупнейшие города — Антакья (административный центр), Искендерун (крупнейший порт), ДёртъёлКырыкханРейханлыСамандаг.
 
 
Год 936 (1529-30)

В этом году султан Сулайман-хан Гази силой и натиском покорил крепость Буду и Батак-хисари и повернул в сторону Венской крепости. Король Вены 335, который был из бачей (Австрийцев), покинул свою резиденцию. Охранять Венскую крепость, свою столипу, он оставил несколько человек, а сам уехал в один из районов (Букв. «сторон») страны.

Поскольку осада Венской крепости представляла большую трудность,— [крепость], наподобие рва, окружала большая река, [разлившаяся] на два рукава, и [там! находилось [еще] несколько цитаделей, одна внутри другой,— после пятнадцати дней, проведенных у крепости, нигде не было видно признаков  победы /178/ и завоевания той крепости. Победоносная армия стала испытывать затруднения от нападений презренных кафиров. Показались знамена войск холода и зимы. Султан Гази был вынужден прекратить осаду, приказал некоему Касим-воеводе с 12 тысячами конников из румийских сипахи и акынджи 336 разграбить и разорить Венскую область, а сам изволил счастливо возвратиться в свой стольный город.

Кафиры устремили все, свои помыслы на разгром Касим-воеводы, на победоносное войско не напал ни один. О Касим-воеводе [же] и его товарищах ничего не известно.

В этом же году по просьбе Чуха-султана в Шарафабаде Казвинском удостоились чести лобызать порог шаха Тахмасба эмиры [племени] устаджлу: Бадр-хан шарафлу, Манташа-султан шайхлар и Хамза-султан, известный под [именем] Казак-Хамзы, которые предпочли было служить Султан Музаффару в Гилян-и Бийе Пас. Каждому оказали внимание сообразно [его] положению и назначили улка и должность.

Умер эмир Кавамаддин Хусайн садр Ширнаки-Астарабади, и должность государева садра препоручили эмиру Гийасаддину Мансуру, дабы он исполнял ту обязанность (Букв. «дело») совместно с эмиром Ниматаллахом. Шахские знамена направились в Хорасан для разгрома узбеков. Узбекские султаны, собравшиеся было в Мерве, были сразу же разбиты и ушли в Мавераннахр.

Управление Гератом препоручили Бахрам-мирзе (Брату шаха Тахмасба), Гази-хана такалу [назначили] его опекуном, и шахское войско возвратилось через Табас.

Зиму [государь] провел в Исфахане. [179]

http://www.drevlit.r...bidlisi_2_5.php

 
Манташа-султан шайхлар и Хамза-султан, известный под [именем] Казак-Хамзы
 
Шайхлар (Шихляр) есть среди казахов. узбеков и в Азербайджане (из этой племени первый летчик Азербайджана из Газакского района)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

И Вы всерьез считаете что в Батак-Хисари в Турции поселились батаки-кхмеры? А известие о том, что там жили карлукские племена позволяют предположить, что батаки и есть карлуки?

 

Что у Вас с логикой? Очередная Аргентина от аргынов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И Вы всерьез считаете что в Батак-Хисари в Турции поселились батаки-кхмеры? А известие о том, что там жили карлукские племена позволяют предположить, что батаки и есть карлуки?

 

Что у Вас с логикой? Очередная Аргентина от аргынов?

я считаю.что связь с Батак-Шахр (Турция) и Батак-Хисари с карлуками и их связь с казахами несомненно . а вот с кхмерами какая связь я не знаю. возможно простое совпадение. но на севере Индии или в Афганистане были какие-то Камбоджа . и кто принесли на Филиппины ислам. арабы или тюрки 

 

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B6%D0%B0_(%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F)

 

 

Камбоджи — кшатрийское древнеиндийское племя, часто упоминаемое в санскритской литературе и литературе пали. Самое ранее упоминание названия «камбоджа» можно встретить в одной изБрахман — «Вамша-брахмане», датируемой учёными VII веком до н. э. Племя и царство камбоджей упоминается в «Махабхарате» и в Ведангах.

Царство камбоджей располагалось на северо-востоке современного Афганистана и граничило сГандхарой.[1] Одни учёные причисляют древних камбоджей к индоариям[2][3][4][5][6] или допускают такую возможность,[7] тогда как другие говорят о наличии у них как иранских, так и индийских черт.[8][9][10][11] По мнению большинства современных учёных, камбоджи были древнеми иранцами[12][13][14] и имели общее происхождение с индоскифами. Учёные также описывают камбоджей как царский клан саков искифов.[15][16][17][18][19][20][21] Во время индоскифского вторжения в Индию, произошедшего в докушанскийпериод, камбоджи начали мигрировать на юг: в ГуджаратЮжную Индию и на Шри-Ланку, а позднее — также и в Бенгалию и Камбоджу. Миграции продолжались в течение почти семи столетий: со II века до н. э. по V век. Потомки камбоджей правили мелкими княжествами в средневековой Индии.

Потомками древних камбоджей принято считать племя камбодж в Пенджабе[5][22][23][24][25][26] и некоторые племена в афганской провинции Нуристан.[27][28]

 

400px-Ancient_india.png

 

Теперь будь внимателен: я обрисую тебе очертания, реки, обдуваемые ветрами горы и народы этой земли. (1130) По виду она напоминает фигуру ромба с четырьмя скошенными сторонами: с запада ее ограничивает своими водами Инд, на юге — Эритрейское море, Ганг — на востоке, [Индийский] Кавказ — на севере[315]. (1135) Многие процветающие народы населяют эту землю, живя не под одним именем, но раздельно: близ бесконечного Инда — там, где судоходный Гидасп принимает низвергающийся с гор Акесин, [живут] дарданы; (1140) третьей [рекой] за ними следует сребристопучинный Кофен[316]. Между этими [реками] проживают сабы и токсилы, рядом — скодры; за ними следуют многочисленные племена певкалеев; за ними обитают гаргариды[317], почитатели Диониса — там, где несет славный золотой песок (1145) Гипанис и [течет] божественный Магарс[318], самые бурные из [всех] рек; беря истоки с горы Эмод[319], они стекают к долине Ганга[320], доходя на юге вплоть до границ Коли[а]декой земли[321]. Она же (sc. Ко–ли[а]дская земля) тянется к глубокопучинному Океану, (1150) обрывистая и недоступная [даже] для быстрых птиц; поэтому жители называют ее «Аорн»[322].

 

31); сабы, возможно, сибы, локализуемые Страбоном у истоков Инда (Diod. XVII. 96; Strabo. XV. 1. 8 С 688; Arr. Ind. V. 12); токсилы (таксилы) — население Таксилы, города и области между Индом и Гидаспом (Strabo. XV. 1. 28 С 698; Plin. nat. hist. VI. 78); Плиний Старший упоминает рядом племена таксилов, сондров и певколитов (возможно, это токсилы, скодры и певкалеи Дионисия) (Plin. nat. hist. VI. 78; ср. Ptol. Geogr. VI. 11.6 — Σκόρδοι среди племен Бактрианы); Страбон сообщает о городе Певколаитида (санскр. Пушкалавати) в верховьях Инда (Strabo. XV. 1. 27 С 698); гаргариды, возможно, искаженная передача имени жителей Гандариды, области в СевероЗа–падной Индии (Strabo. XV. 1. 30 С 699), ср. племя андаров у Плиния (Plin. nat. hist. VI. 67; ср. Solin. 184, 93 sq.).

 

Таксил — индийский раджа (царь) IV века до н. э.. В 327 до н. э. добровольно подчинился Александру Макдонскому, выслав ему навстречу послов с тысячами голов скота, сотнями талантов серебра, множеством слонов и отрядом всадников. Царство Таксила занимало северо-западную часть Пенджаба. На юго-востоке от него было расположено царство его врага Пора. В битве на Гидаспе Таксил сражался на стороне Александра, который утвердил за ним его царство, поставив его в вассальную зависимость от Македонии. Македонский сатрап должен был наблюдать за его верностью. После смерти Александра в Индии начались смуты, местные раджи отложились от Македонии, а затем Пенджаб подпал власти нового завоевателя, Чандрагупты (Сандрокотта греков).

Его индийское имя было Амбхи (санскр. अंभी, др.-греч. Όμφις)[1], но греки обычно именовали его Таксилом по его столице Таксила (санскр. तक्षशिला Такшашила).

 

https://ru.wikipedia...вказские_албаны

 

Албаны представляли собой союз кавказских племен, среди которых сами албаны были ведущим племенем, которое и организовало этот союз[4]. По мнению Тревер, наиболее культурным и ведущим албанским племенем являлись гаргары[5].

 

http://www.vostlit.i....phtml?id=12545

 

вспомните из Бенгалии вышли носители Третьей группы крови "Кочевник" наиболее распространенный среди казахов. монгол. гиксосов. таримских мумии и викингов :)

 

Токсоба и Батак подроды именно Байбакты. тогда как Жабагы- Жанбакты. а Кынык - Тынбакты (Тана баласы)

 

Горные системы Азии 37px-MountainsPortalImage.jpg

 

огузы.тюрки и монголы вышли из Каракорума (Рашид-ад-дин)

 

 

Малай - подрод Кынык . как и Шомаш (Шоман).Шамаш - вавилонский бог солнца. есть связь с евреями. см.Ханука). возможно совпадения. но все равно интересно

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D1%86%D1%8B

 

Шу́мен (болг. Шумен), Шумла[1] (тур. Šumla) — экономический, транспортный, туристический и культурный центрСеверо-Восточной Болгарии, административный центр Шуменской области и общины Шумен. Находится на двух берегах реки Поройна, в 90 км западней Варны. Население города — 89,7 тыс. жителей.

 

и здесь Варна...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

простое "созвучие" или есть связь?

 

Кша́трии (санскр. क्षत्रियkṣatriya IAST, «властный, благородный»), также ра́джан (санскр. राजन्rājan IAST, «повелитель») — представители второй по значимости (после брахмановварны древнеиндийского общества, состоящей из владетельных воинов. Из этой варны в Древней Индии обычно выбирались цари. Кшатрии считали своим главным богом-покровителем Индру[1].

Варна возникла в доиндийский период как результат отделения военной и управленческой функций от производительного труда. В древнеиндийских государствах кшатрии были правителями государств, должностными лицами, землевладельцами, профессиональными воинами. В средние века понятие кшатриев сохранилось лишь как традиционное представление, в середине 1-го тысячелетия принадлежность к этой варне уже не была определяющей в господствующем классе[2].

Дхарму кшатриев составляют защита слабых, водворение закона и порядка в мире. Для этого кшатриям даны особые права. Они единственные из всех варн имеют право наказывать вплоть до убиения тех, кто не чтит дхарму, отходит от правильного поведения своей варны. Кшатриям также прощаются гнев и другие проявления страсти, так как это является их природой и необходимо для выполнения ими своего долга[источник не указан 164 дня].

Кшатрий обязан защищать в любых обстоятельствах: брахманов, женщин, детей, стариков и коров. А также любого, кто не в состоянии сам себя защитить и просит кшатрия о помощи[источник не указан 164 дня].

Кшатрий не есть просто выходец из знатного рода. Кшатрий — набор определенных качеств. Считается, что даже человек, не прошедший военной подготовки и подкинутый в семью другой варны, являясь кшатрием, всё равно всегда проявляет такие качества как здоровое честолюбие, правдивость, благочестие и благонравие, хороший и развитый ум, хорошее обращение с оружием, сила, выносливость (Карна). Именно эти качества обычно и делают кшатриев достойными статуса правителя.

 

 

Рассмотрим сейчас состояние этого народа, я: имею в виду тюрков, с их качествами, свойствами и характерами, их путями, областями и дорогами, не приписывая им то, чего они не заслуживают, и не умаляя того, что они имеют, не проявляя крайности, ни за, ни, против них и не имея целью сблизиться с ними и польстить им. Эта книга представляется на суд критиков, обращающих внимание на значения и выражения, и даже незаметные взгляды и знаки, и прошу я у Аллаха защиты от двуличия, осуждаемого всеми законами и традициями во все времена и эпохи.
Начнем с их отважности, которая считается самой благородной силой человеческой души, ибо движет (человеком), когда он защищает женщин и детей,, сражается с врагом, добивается победы, оберегает (свои) права, защищает близких и свой род и проявляет похвальное усердие и оправданное высокомерие. На этом держатся государства и обеспечивается безопасность дорог.
В мире нет людей более стойких и более настойчивых в достижении целей. Аллах сотворил их подобными львам, с широкими лицами, приплюснутыми носами, огромными руками, озорным характером 61. Однако редко, но бывает у них изящный стан, узкое лицо и большие красивые глаза. Они силой добывают себе пищу, но отказываются от предосудительных дел. В войске, состоящем из различного воинства, наказание одного воина сдерживает остальных и усмиряет всех. Их же не остановит отдельный окрик, если не окрикнуть всех, и не удержит наказание одного, если не наказать остальных. Их основную пищу составляет мясо, которое [112] им ничто не может заменить, и которое они никогда не моют в чистой воде. Они наслаждаются им, только если оно добыто силой, и не получают от него удовольствия, если оно не досталось им в качестве добычи 62.
Это обычай хищных зверей и свирепых львов. Вот почему они привычны к жизни в пустыне и голой степи и терпеливо переносят бедность и лишения, вот почему они обеспечивают себе безбедную жизнь, совершая набеги и применяя силу, вот почему они так неутомимы в погоне за пугливой антилопой и диким ослом. Даже если покажется, что усталость овладела ими, они будут так же, как и в начале, гнать свою лошадь, взбираться на гору, рисковать жизнью, пробираясь через крутые скалы и опасные места.
(Несмотря) на благородство их характера и силу, ислам обязал совершать походы против неверных из них, подобно тому как считает обязательным (вести войну) против остальных языческих народов и племен в других странах 63. Если кто из них попадает в плен, то не успокаивается, пока его хозяин не будет делить с ним еду, питье, одежду и верховое животное. В своей службе он никогда не падет так низко, как другие невольники, принужденные в плену подметать дом, ходить за лошадьми и выполнять другую подобную работу, на которой используются остальные невольники, которых постиг позор неверия и настигла карающая рука. В отличие от того, какими мы находим индийцев, румийцев, армян или других рабов, невольничье положение тюрков всегда имело ограниченную силу и определенные пределы 64.
Избавившись от оков, тюрок не будет чувствовать себя удовлетворенным, пока не станет во главе войска, или удостоится быть хаджибом, 65 либо командиром крупного отряда и влиятельным военачальником в войске. Это не свойственно Хорасану, 66 хотя эта область граничит с их страной, их землями, но это наблюдается, например, в Египте, 67 который является страной наиболее отдаленной от их родины, а также наиболее чуждой им по речи и языку. Можно, если хотите, назвать Ирак, где присутствуют воины различного рода: дейлемцы, арабы, курды. Владетельствуют там дейлемцы, которые издавна требуют мести от них (тюрков?) и питают к ним сильную вражду. На [113] протяжении столетий халифы и дейлемские правители вынуждены были мериться с ними силой, отражать их нападения, отстаивать свое государство и оспаривать господство над другими. Но у них не нашлось сил укротить их, одержать над ними победу, одолеть их и пересилить. В подтверждение их всесилия, величия, гордыни и неиссякающей мощи достаточно вспомнить слова благословенного посланника Аллаха: «Не трогайте тюрков, пока они не трогают вас» 68. Сопоставьте это со словами благословенного посланника Аллаха: «Я был послан к черным и красным», — что означает к арабам и неарабам 69. И было ему наказано сражаться с другими народами за то, чтобы произнесли они слова исповедания ислама и объединились в единой вере.

Самое удивительное, что никто не видел, чтобы настоящий тюрок был изнежен как женщина, тогда как этому пороку и этому недугу подвержены все виденные нами народы и, особенно, ал-джил. А если кто-либо из них проявит женственность в речи, манерах, одежде или украшениях, то он верно нечистокровный тюрок, который вырос в их стране, но в котором говорит его происхождение от соседнего народа.
Коль скоро мы указали на некоторые их достоинства, от которых не может уберечься противник и которым он не может противостоять, то упомянем владык, происходивших из рода или из стран сопредельных с ними, таких, как Саманиды,70 владетели Хорасана, и другие; а также Себук-тегин 71 и его дети и внуки Махмуд, Мухаммад и Масуд, 72 да будет доволен ими Аллах. Вспомним, как они укрепили свое положение, своими -руками и собственными силами одолели соперников, как их усилиями были приближены и в их лице достигнуты их (тюрков) цели. И благодаря им, пришли к ним славные победы и вознеслись их знамена. А потом наступило время, когда объединились они по призыву нашего повелителя, властителя мира, мусульманского государя, великого шахиншаха, столпа религии, спасения мусульман и блеска веры Аллаха, повелителя подвластных Аллаху стран и покровителя его рабов — Тогрул-бека Абу Талиба Мухаммада б. Микаила, 73 Десницы наместника Аллаха на земле, эмира верующих, да укрепит Аллах его могущество и покровительствует его государству, и да сметет его врагов и вознесет его победное знамя. В его лице [114] они предали себя человеку, чья справедливость обошла всю землю и чья слава распространилась далеко на запад, человеку, которому была дарована держава, какой не будет после него удостоен никто, и который был наделен таким величием, какое не случалось иметь ни одному владыке.
 http://www.drevlit.r.../ibn_hassul.php
 
Тогрулбек - сельджукид 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

этноним то ладно. мог переходить к кому угодно. но орхонские надписи ведь на тюркском языке. а не на монгольском. скорее наоборот - монголоязычные присвоили этноним "монгол" у тюркоязычных монгол. до 13 века этого этнонима нет. появляется в связи с империей Чингисхана. и то идет параллельно  с этнонимом "татар". поэтому "монголами" себя называли приближенные Чингисхана . версии разные. вплоть до со схожей историей с именем "Тэмуджин". изначально это имя побежденного врага. кстати татарина. и здесь говорится. что был исчезнувший народ. которых уважали. и монголы взяли это имя (Мэн-да бай-лу)

 

Женская версия Акскерборжа? icon_lol_2.gif

 

Так называемые дикие татары весьма бедны да еще примитивны и не обладают никакими способностями. [Они] только и знают что скакать на лошадях вслед за всеми [другими].icon_lol_2.gif

Нынешний император Чингис, а также все (его] полководцы, министры и сановники являются черными татарами 72.

Татары в большинстве случаев не очень высоки ростом. Самые высокие не превышают пяти чи и двух-трех цуней 73. [Среди них] нет также полных и толстых. Лица у них широкие и скулы большие. Глаза без верхних ресниц. Борода весьма редкая. Внешность довольно некрасивая.

Что касается татарского владетеля Тэмoджина, то он высокого и величественного роста, с обширным лбом и длинной бородой. Личность воинственная и сильная. [Это] то, чем [он] отличается от других. Чингис является сыном прежнего пай-цзы-тоу 74 Цзе-лоу 75.

Это — ошибка, вытекающая из слухов, [которыми пользовался автор]. В списке из Шо-фу вместо *** написано ***.

В их государстве пай-цзы-тоу есть начальник десяти человек. Ныне [Чингис] есть владетель, основавший государство, и, передавая [его имя и титул, китайцы] называют [его] Чэн-цзи-сы хуан-ди 76. /л.3а/ [Он] совершает карательные походы на восток и на запад, и государство его усиливается и расширяется. [49]

НАЧАЛО ВОЗВЫШЕНИЯ ТАТАРСКОГО ВЛАДЕТЕЛЯ

Нынешний император Чингис родился в [году] цзя-сюй (14.II.1154 — 3.II.1155) 77 [по китайскому лунному календарю]. У них в обиходе (***) <в Шо-фу [вместо ***] написано *** 78> сначала не было шестидесятилетнего цикла. Теперь [я] пишу об этом 79, тщательно изучив их высказывания [о возрасте Чингиса], чтобы легче было определить его возраст. По их обычаю, [они] каждый раз отсчитывают один год, когда зеленеют травы 80.

В Сань-чао бэй-мэн хуй-бянь 81 <[глава] 3> [говорится]: “Чжурчжэньские люди не знают летосчисления. Когда их спрашивают [об этом], то говорят: „Мы смотрим, сколько раз зазеленеет трава, и отсчитываем один год, когда зазеленеет трава"”. ВЦза-цзи [Ли Синь-чуаня говорится]: “[Татары] не знают годов и месяцев. [Они] отсчитывают один год, когда зазеленеет трава” 82.

Когда у них люди спрашивают возраст, то [они] говорят: “Столько-то трав!”. [Я, Хун], также часто спрашивал у них дни и месяцы [их] рождения 83. [Они] смеялись и отвечали [мне]: “[Мы] никогда не знали этого!”. [Они] даже не могли вспомнить, было это весной или осенью 84. Каждый раз, когда [они] видят, что луна округлилась, [они] отсчитывают один месяц. Только когда [они] замечают, что появление зеленой травы задерживается, [они] понимают, что в этом году имеется добавочный [тринадцатый] месяц.

Чингис в малолетстве был захвачен в плен цзиньцами, обращен в рабство и только через десять с лишним лет бежал. Поэтому [он] знает все дела государства Цзинь. Этот человек мужествен, решителен, выдержан, снисходителен ко всем, почитает Небо и Землю, ценит доверие и справедливость. Тэмoджин, [имя], под которым известен [татарский владетель], есть не что иное, как [его] детское имя 85. Сначала [у татар] не было фамилий, не было также имен-табу 86. За последние годы на службе [у татарского владетеля] используют изменивших [своим] и бежавших чжурчжэньских [50] чиновников. Поэтому [татарский владетель] стал называться Чэн-цзи-сы хуан-ди в переводе [его титула на китайский язык]. Некоторые говорят, что Чэн-цзи-сы 87 /л.3б/ есть не что иное, как перевод двух [китайских] слов: “тянь цы” 88.

НАЗВАНИЯ ДИНАСТИИ И ГОДОВ ПРАВЛЕНИЯ

Татарское государство на юге 89 находится в соседстве с племенами цзю 90, а слева и справа с ша-то 91 и другими племенами. В старину существовало государство Монгус 92. В незаконный93 [период правления] цзиньцев Тянь-хуй (1123 — 1134) [они, т. е. монгус] также тревожили цзиньских разбойников 94 и причиняли [им] зло. Цзиньские разбойники воевали с ними. Впоследствии же [цзиньские разбойники] дали [им] много золота и шелковых тканей и помирились с ними. Как говорится в Чжэн-мэн цзи Ли Ляна 95,

В Чжи-чжай шу-лу цзе-ти в разделе Вэй ши 96 [сказано]: “Чжэн мэн цзи; одна глава; составлена цзиньским человеком мин-вэй цзян-Цзюнем 97правителем округа Дэнчжоу 98 Ли Да-ляном. [Он] был сыном большого разбойника [периода правления] Цзянь-янь (1127 — 1129) 99 и вместе с отцом Чэн сдался Цзинь” 100

“монголы 101 некогда переменили период правления на Тянь-син и [их владетель] назвал себя „родоначальником династии и первым просвещенным августейшим императором"” 102. Нынешние татары 103 очень примитивны и дики и почти не имеют никакой системы управления. [Я], Хун, часто расспрашивал их [об их прошлом] и узнал, что монголы 104 уже давно истреблены и исчезли. [51]

В Цза-цзи [Ли Синь-чуаня сказано]: “Существовало еще какое-то монгольское государство 105. [Оно] находилось к северо-востоку от чжурчжэней. При Тан его называли племенем мэн-у 106. Цзиньцы называли его мэн-у, а также называли его мэн-гу. [Эти] люди не варили пищи. [Могли видеть ночью]. [Они] из шкур акулы (?) 107 делали латы, [которые] могли защитить от шальных стрел. С начала [годов правления] Шао-син (1131 — 1162) [они] начали мятежи. Главнокомандующий 108Цзун-би 109 воевал [с ними] в течение ряда лет, [но] в конце концов не смог покарать; только, разделив войска, удерживал важные стратегические пункты и, наоборот, подкупал их щедрыми [подарками]. Их владетель также незаконно назывался „первым августейшим императором-родоначальником" 110. Во времена цзиньского Ляна 111 /л.4а/ [они] причиняли зло на границах. [Как видно], они появились давно. <3десь опускаем> 112 Теперь татары называют себя Великим монгольским государством 113, и поэтому пограничные чиновники именуют их [сокращенно] мэн-да 114. Но [эти] два государства отстоят друг от друга с востока на запад в общей сложности на несколько тысяч ли. Неизвестно почему [они] объединены под одним именем. Ибо в период процветания государства Цзинь были созданы северо-восточное вербовочно-карательное управление 115 для обороны от монголов 116 и Кореи и юго-западное вербовочно-карателыюе управление для контроля над территорией татар и Си Ся. Монголы, очевидно, занимали [земли, на которых находились] двадцать семь круглых крепостей 117 того времени, когда У-ци-май 118 начинал дело (т. е. только что вступил на престол. — H. М.), а границы татар на востоке соприкасались с Линьхуаном 119, на западе располагались в соседстве с государством Ся, на юге доходили до Цзинчжоу 120 и достигали государства Больших людей 121 на севере” 122. [Мэн-да бэй-]лу, очевидно, основано на записях Ли [Синь-чуаня]. Однако Ли [Синь-чуань] пишет в неуверенных выражениях, а в [Мэн-да бэй]-лу прямо говорится о том, что прежнее монгольское государство уже было уничтожено и что нынешние монголы и есть татары. В Гу-цзинь цзи-яо и-пянь Хуан Дун-фа 123 сказано: “Существовало еще какое-то монгольское государство 124. [Оно] находилось к северо-востоку от чжурчжэней 125Во времена цзиньского Ляна 126 [оно] вместе с татарами причиняло зло на границах. Только в четвертом году нашего [периода правления] Цзя-дин [52] [17.I.1211 — 4.I.1212] татары присвоили их имя и стали называться Великим монгольским государством” 127Это 128 также основано на этой книге 129.

Ведь государства в северной стороне простираются то на тысячу ли, то [лишь] на сто ли и процветают и приходят в упадок, возникают и исчезают непрерывно.

 

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Menda/text.phtml?id=4407

 

/л.8б/ [Мухали на аудиенции у императора] был пожалован [должностями] главнокомандующего 279 войсками в Поднебесной и управляющего 280 и [титулами] тай-ши и го-вана. [Он] — черный татарин. За последние десять лет [он] совершает карательные походы на восток и на запад и устрашает и потрясает варваров и китайцев 281. Все важные дела, [относящиеся к] походам и войнам, решаются [им] лично. Поэтому [его] называют временно замещающим императора. В платье [60] к системе [церемониала] целиком следует установлениям, [существующим] для сына Неба.

[У него] есть старший брат по имени Цзи-ли-гэ-на 282. Он сам имеет тысячу всадников и не ведает делами.

В Дунпин ван ши-цзя 283 [сказано] “У Кyн'yн-Кува 284 было пять сыновей: старший Ху-лу-ху-эр 285, следующий Ци-ли-ку-эр 286, следующий Myхали, следующий Буха 287 и следующий Дайсун” 288. Здесь Цзи-ли-гэ-на есть Ци-ли-ку-эр, а Мога 289— Буха.

[У него] два младших брата: старший [из них] по имени Мога <в ЮЧБШ пишется Буха 290>теперь находится в ставке Чингиса и является [его] телохранителем; второй по имени гуй-ван 291Дайсун всегда состоит в свите [императора].

Вместо гуй-ван, очевидно, следовало бы написать цзюнь-ван. В Юань ши, в биографии Мухали, [сказано]: “Татартай был потомком третьего сына Кyн'yн-'Кува — цзюнь-вана Дайсуна” 292. В ЮЧБШ <[глава] 9> сказано: “Охранная гвардия 293, которой прежде управлял родственник Бо'орчу 294 oгэлэ-чэрби 295, была увеличена до тысячи и приказано ему же управлять [ею]; одной тысячей было приказано управлять родственнику Мухали Буха” 296.

Го-ван каждый раз предупреждает подчиненных [ему] полководцев и солдат, чтобы они называли его только по детскому имени, как своих братьев, и не разрешает [им] называть [его] иначе.

/л.9а/ У го-вана есть только один сын, по имени Пао-а 297. <В биографии Мухали в Юань ши пишется Бо-лу 298, а в Хэй-да ши-люе — Бо-во 299.>

[Он] красивой наружности, не желает сбривать макушки, [как делают другие татары], только обвязывает [голову] платком 300, носит узкое платье и умеет [говорить] на языках различных стран.

Второй [за Мухали] — тай-фу 301 и го-гун 302 Ту-хуа-эр 303. По известности [он] уступает только Мо-хоу-ло 304[61]

Еще есть некий Джэбо 305. [У него] чин также высокий. Ныне [он] следует за Чингисом и ведает крупными силами войск 306.

Еще второй за ним зовется Алчи-ное[н] 307. [На аудиенции у императора он] был пожалован [должностью] начальника департамента государственных дел, является младшим братом императрицы главной [жены] Чингиса.

Тай-фу Ту-ха-эр — это Елюй Ту-хуа. Джэбо — это Джэбэ, а Алчи-ное[н] — это Алчин-ноян.

Подчиненные [Алчин-нояна] также составляют свыше ста тысяч всадников. Люди, которыми он командует, достаточно соблюдают законы. Татары сами говорят, что те, которые следуют за го-ваном, — дурные [люди], а те, которые следуют за начальником департамента государственных дел, — хорошие [люди].

Второй за ним некто по имени Лю Бо-линь 308, уроженец округа Юньнэй 309 в землях Янь 310.

 

 

 

а что если "черные татары" - это караханиды . как писал Рашид-ад-дин . его история ведь начинается с Карахана? и Огузхан кажется не такой уж древний .наверняка они там остались после Уйгурского каганата. и басмылы с карлуками туда пришли

 

"белые татары" - это ша-то по комментариям Мэн-да Бай-лу (онгуты)

 

а "дикие" - не знаю кто...icon_lol_2.gif

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B4%D1%8B

 

Нынешний император Чингис, а также все (его] полководцы, министры и сановники являются черными татарами 72.

 

/л.8б/ [Мухали на аудиенции у императора] был пожалован [должностями] главнокомандующего 279 войсками в Поднебесной и управляющего 280 и [титулами] тай-ши и го-вана. [Он] — черный татарин. [Он] красивой наружности, не желает сбривать макушки, [как делают другие татары], только обвязывает [голову] платком 300, носит узкое платье и умеет [говорить] на языках различных стран. (Мухали - жалаир)

 

кажется у некоторых головы обвязаны платком и узкие платья:

 

yatsenko_11.jpg

Теперь татары называют себя Великим монгольским государством 113, и поэтому пограничные чиновники именуют их [сокращенно] мэн-да 114. Но [эти] два государства отстоят друг от друга с востока на запад в общей сложности на несколько тысяч ли.  :rolleyes: 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще есть некий Джэбо 305. [У него] чин также высокий. Ныне [он] следует за Чингисом и ведает крупными силами войск 306.


Еще второй за ним зовется Алчи-ное[н] 307. [На аудиенции у императора он] был пожалован [должностью] начальника департамента государственных дел, является младшим братом императрицы главной [жены] Чингиса.


Тай-фу Ту-ха-эр — это Елюй Ту-хуа. Джэбо — это Джэбэ, а Алчи-ное[н] — это Алчин-ноян.


Подчиненные [Алчин-нояна] также составляют свыше ста тысяч всадников. Люди, которыми он командует, достаточно соблюдают законы. 


 


 


разве "главной" женой не была Борте? она кажется Коныратка. из Алчин были жена Бату и еще одного чингизида


 


http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext2.html


 


Однако в начале державы Чингиз-хана и потом каждое из монгольских и немонгольских племен [брали у татар] себе и для своего рода девушек, а им давали [своих]. Чингиз-хан также взял от них девушек, ибо из [числа] его жен Есулун 432 и Есукат 433 были татарки; старший брат Чингиз-хана, Джочи-Касар, также высватал у них жену; многие эмиры тоже брали [за себя] татарских девушек. По этой причине они скрыто попрятали некоторых татарских детей. Чингиз-хан передал одну тысячу татар Джочи-Касару, чтобы [тот] всех их перебил. [Джочи] ради своей жены и из сострадания, которое оказывал [обреченным], перебил из них пятьсот, а [другие] пятьсот |А 15б, S 35| скрыл. Когда впоследствии [это обстоятельство] стало известным Чингиз-хану, он разгневался на Джочи-Касара и соизволил заметить: «Из прегрешений Джочи-Касара одно есть [как раз] это». Он имел еще два-три других греха, которые будут изложены в повествовании о нем.


 


https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%87%D0%B8%D0%BD


 


населенные пункты "Алчин" были не только в Крыму. но и в Татарстане


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

этноним то ладно. мог переходить к кому угодно. но орхонские надписи ведь на тюркском языке. а не на монгольском. скорее наоборот - монголоязычные присвоили этноним "монгол" у тюркоязычных монгол. до 13 века этого этнонима нет. появляется в связи с империей Чингисхана. и то идет параллельно  с этнонимом "татар". поэтому "монголами" себя называли приближенные Чингисхана . версии разные. вплоть до со схожей историей с именем "Тэмуджин". изначально это имя побежденного врага. кстати татарина. и здесь говорится. что был исчезнувший народ. которых уважали. и монголы взяли это имя (Мэн-да бай-лу)

 

 

 

 

 

и кто же тролль? почему бы не сказать   ... - вы тролль? а так не по-мужски и как-то плаксиво 

Изменено пользователем АксКерБорж
  • Одобряю 1
  • Не согласен! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...