Перейти к содержанию
asan-kaygy

Хунну - Сюнну - Гунны-2

Рекомендуемые сообщения

 

 

 

Ув. Кынык, есть функции "выделить" и "вырезать" ("cut"). Вы им можете вырезать лишнюю информация из вашего копипаста

Я понимаю. что длинные тексты. но мне кажется они очень важны. там много информации. кто есть кто.

 

Как вы думаете имеют ли отношение Каи к Кият. Куны к Кунхират и Яглакар к Жалаир?

 

http://kronk.spb.ru/library/klashtorny-sg-1959.htm

 

М.Кашгари Кай. Ябаку и Йасмил (Басмыл?) считает тюрками.но с собственным языком. кто-то писал.что Ябаку угры. хотя Жабагы тюркское слово . кто такие Канжак? Конжак есть на Урале 

 

просто Мария.

 

 

 в русском языке почти нет слов с начинающихся со слова Кай ,  вероятнее  всего влияние христианства 

 

Каин - персонаж из библии , который пролил первую человеческую кровь , убил Авеля , некоторые теологи предпологают что Каин убил Авеля за человеческое жертвоприношение ,  в дар богам он приподнёс Животных-  Овец , как известно , евреи не евреев называют гоями -Гой по  тюркски Овца-Баран

По библии Каин не только земледелец , но и градостроитель,   скотовод , ремесленник и тд  

что интересно в казахском языке родственников со стороны Мужа называют с приставкой Кайн  ...

Кайн - Кан -Кровь  

 

 

мне кажется Кай не кой (овца). а Ай - луна. оттуда и полумесяц символ у тюрков. возможно связано со змеями. и возможно есть связь и с Даями и с Адаями. в мечетях 19 века Адаи рисовали двух змей. легенда о двух змеях и об орле была у жителей Каракумов ("Легенда об Итане") 

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%86

 

Несмотря на то, что данный символ сейчас однозначно связан с исламом, задолго до того он использовался жителями Малой Азии до возникновения ислама. По результатам археологических исследований, полумесяц со звездой встречается на монетах Тюркского каганата1500-летней давности.

 

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B5%D0%B9-%D0%9A%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%B4_%28%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%29

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

народ змей называли Кай по одной простой причине ...

по какой? из-за того. что овцы едят змей? :D

 

если серьезно . мне кажется есть какая-то связь с Кай - луна. ночь черная - Кара.Катай.Карачун. дракон. серебро. Тэмуджин из черных татар... Мэнгу...

Кун-солнце. Сары. Цинь. золото ... Син...Чин 

 

у Рашид-ад-дина другая трактовка насчет Кият

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext4.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

полумесяц  и звезда  интересно  это звездочка Ак Шолпан венера или  Осирис и Апис ?

может связаны с Кай или Дай (царство) и Сулдуз ("монгольское" племя)? пришли потомки Айхан и Жулдузхан?

 

http://www.mediaforum.az/rus/2006/05/30/%D0%9D%D0%90-%D0%A1%D0%95%D0%92%D0%95%D0%A0%D0%95-%D0%98%D0%A0%D0%90%D0%9D%D0%90-%D0%92-%D0%93%D0%9E%D0%A0%D0%9E%D0%94%D0%95-%D0%A1%D0%A3%D0%9B%D0%94%D0%A3%D0%97-%D0%A1%D0%9B%D0%9E%D0%96%D0%98%D0%9B%D0%90%D0%A1%D0%AC-%D0%9A%D0%A0%D0%90%D0%99%D0%9D%D0%95-021336301c.html#.VQnJNo6sWOA

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В соответствии с утверждением сведущих людей, генеалогов и летописей, ветви различных правителей разошлись в эпоху Афридуна, 44 когда ад-Даххак захватил его царство 45. Ад-Даххак — это по-персидски Байурасиф. У персов в связи с этим есть много легенд, в которые они верят, и обычаев, которых они придерживаются. У него на плече будто бы были две змеи, склонившиеся над ним и готовые его ужалить. Если чувствовали, они голод, то одновременно обе, и питались они только человеческими мозгами. Он ежедневно умерщвлял двух юношей из числа своих подданных в жертву этой постигшей его напасти. Разумные люди сочтут эту легенду достойной презрения, а ее подтверждение вызовет осуждение. Однако этот человек был несправедливым деспотом и жестокосердым тираном, и подданные, охваченные страхом перед ним, и. враги, стремившиеся к победе над ним, приписывали ему соответствующие (вызывающие отвращение) качества.
История до ад-Даххака недостоверна и неточна, она была оставлена без присмотра и не сохранилась 46. Достоверная история начинается с эпохи Афридуна, завоевавшего весь мир. Каждому из своих сыновей: Туру, Саламу и Ираджу 47 он выделил надел из земель, завоеванных на востоке и западе, из своих владений на море и на суше. И достался Саламу Рум и подвластные ему страны — до земель арабов. Ираджу по причинам, о которых, чтобы не отвлечься от цели этой книги, я распространяться не буду, досталась середина четвертого пояса, земли самые ухоженные и благородные. Туру были выделены северо-восточные земли, на самом краю обжитых земель.
Салам и Тур выступили против Ираджа, одолели его и убили. Но тут появился Мануджахр 48 и потребовал мести за его кровь. Он отомстил своему врагу, отвоевал земли, составлявшие его наследство, стал распоряжаться и править ими. И возникла вражда между потомками Тура и-Ираджа, которая продолжается и в наши дни и в которой брала верх то одна, то [110] другая партия, припоминая забытые обиды. Особенно (обострилась-вражда) со времени похода Фарасийаба-царя 49 на эти земли, которые он опустошил, потряс, обобрал и разорил. Царствовал он над ними двадцать лет, пока Кей-Хосров 50 и Рустам 51 не сломили его твердыни и не положили конец: его царствованию. С тех пор вражда между двумя этими расами не затихает. Победы в битвах одерживали как одни, так и другие, но войны продолжались. Об этом рассказано в книгах на арабском языке и персидском, стихами и прозой.
Одной из задач этой книги было указать происхождение тюрков: .Они потомки великого и властолюбивого царя. Это из страха перед ним и его потомками возвышались в Ираншахре 52 эти крепости, пока не перешли к ним через несколько веков 53.
Из румийцев, потомков Салама был Искандар, известный как Зу-л-карнайн, 54 который совершил поход на Ираншахр. И правили румийцы около двухсот лет, благодаря управлению, установленному вазиром Искандара Арастуталисом. Это мнение ошибочно, принимая во внимание исповедовавшуюся им веру и присущий ему здравый ум, запрещающий пролитие невинной крови и допускающий убийство лишь в расплату за убийство 55. Как может в стране, где появляются такие люди, поспеть урожай, который поднялся бы быстро и в короткое время принес отдачу? Правильный было. мнение разделить страну и уравнять положение людей, чтобы они завидовали друг другу, соперничали каждый в своих границах-и воевали между собой 56.
И перешло управление государством Искандара к его прямым потомкам: и: родственникам. Румийцы владели Ираншахром таким; вот образом более двухсот лет и были прозваны удельными царями, пока не появился: Ардашир б. Бабак 57 и не уничтожил эту основу и устранил эту хитроумную (систему).
Этот Ардашир не имел себе равных по храбрости, силе, благоразумию, выдержке, уму, осмотрительности, предприимчивости и здравомыслию в политике. Он не происходил от какого-либо известного царя или знатного вельможи и потому говорил: «Мои род начинается с меня, а род моего врага на нем пресекается». Специально изданными законами он запретил почитать людей только за их знатность, если они не заслуживают [111] почитания благородными поступками и образованностью 58.
И был он первым из сасанидских царей, которые затем правили миром до тех пор, пока не появился ислам и не уничтожил их следы, не покончил с их государством и не подверг их унижению, исключая только тех, кто принял веру 59. Он был первым, кто правил по справедливости и творил праведный суд, мягко обращался с простыми людьми и не тиранил страну. Он поступил благоразумно, заключив мир с тюркскими царями, уступив им многие пределы своего царства;и завещав наследникам своего государства придерживаться с ними такой политики 60.
 
 
см. с 18-й минуты. лица женских статуэток азиатские . и  Адайцы рисовали двух змей в мечетях . на Мангышлаке были и Койтасы 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Куны (половцы-кипчаки)

 

Встает вопрос, кто такие половцы и откуда появились, на эти не простые вопросы, постараемся найти ответы.  Обратимся в советский энциклопедический словарь, где о них говорится так: «половцы (кыпчаки), тюрко-язычный народ, в ХI в. (перекочевали) в южнорусские степи»[1]. Как мы видим в словаре один и тот же народ  имеет два этнонима «половцы» и «кипчаки». Тогда получается кыпчаки древние хакасы, о чем свидетельствует Л.Н. Гумилев: «А кыпчаки – западная отрасль народа живущего в Минусинской котловине ещё до нашей эры. За 200 лет подчинения тюркютам и те и другие стали тюрко-язычными (впрочем я полагаю, что кыпчаки всегда таковыми были) и слились в один народ, который по словам Шахиб ад-Дина Яхьи, географа ХIV в., отличался от других тюрков своей религиозностью, храбростью, быстротой движения, красотой фигуры, правильностью черт лица и благородством».[2]
Для объективности рассмотрим как они воспринимались другими народами: византийцы их именовали – «куманами», венгры – «кунами», к тому же дискуссии по этим названием и другим не прекращаются до сих пор и немалая заслуга в этом Шарафа аз-Заман Тахира ал- Марвази, который в начале ХII в. написал книгу «Табаз ал-хайван», внес в неё дополнения этнографического и исторического характера, вот как описывает Марвази бегство тюрко-язычных племен из Северного Китая и Центральной Азии: «Среди них (тюрков – Л.К.) есть группа племен, которые называются кун, они прибыли из земли Кытай, боясь Кыта-хана (т.е. киданьского. – Л.К.). Они христиане несторианского толка.  Свои округа они покинули из-за тесноты пастбищ. За кунами последовал народ, который назывался каи. Они многочисленнее и сильнее их. Они прогнали их с тех пастбищ. Куны переселились на землю шары, а шары переселились на землю туркменов. Туркмены переселились на восточные земли Огузов, а Огузы переселились на земли печенегов поблизости от Армянского (Черного) моря»[3].
Подключимся и мы к поиску половцев в этой цепи миграций, продолжая интереснейшую этимологическую дискуссию, и предложим свою версию. «В начале VI в. в Южной Сибири произошло важнейшее историческое событие: на Алтае и в Хакасско-Минусинской котловине возникли два самобытных государственных образования. Оба они развили высокий для того времени экономический потенциал в результате расцвета горного дела, металлургии и ремесла (в первую очередь железоделательного и кузнечного производства)».[4] «Во главе обоих южно-сибирских государств, стояли тюрко-язычные этнические группы. Государство древних алтайцев возглавила этническая группа, называвшая себя «тюрк» (кит. тугю/тукую). Каганы и знать древних тюрков были выходцами из аристократического рода Ашина. В исторической науке это государство получило наименование Тюркского каганата (VI-VIIIвв.)».[5]
Тотем у тюрков волк, по легенде тюрки произошли от волчицы и они её почитают, что отметил Н. Я. Бичурин (Иакинф) описывая тюрков: «Знамена с золотою волчьею головою».[6] «Государство енисейских племен возглавил аристократический род Кыргыз (кит. гяньгунь/цзяньгунь). Поэтому в исторической науке это государство получило название государство древних хакасов или кыргызов».[7] Возможно, основным тотемом у енисейских кыргызов был барс. А у хакасов-кызыльцев  основным тотемом был лебедь  (у многих тюркских народов  «куу»)[8]. Что было отражено в сказаниях («Хуу Иней (имя и образ женщины в героическом эпосе)»)[9], в обычаях у хакасов, тувинцев, шорцев и алтайцев и других тюрко-язычных народов.
Хакасский обычай дарения лебедя, давно привлек к себе внимание путешественников, исследователей, ученых. Первый описал обычай дарения лебедя М. А. Кастрин, посетивший хакасов в 1847 г., упомянув в своих путевых заметках, что из птиц хакасы больше всего почитают лебедя. Обладатель лебедя отправлялся с ним к соседу и предварительно угощал айраном, дарил ему, а сосед отдаривал его лучшей лошадью. Новый владелец лебедя, в свою очередь, отправлялся с ним к своему ближнему соседу. Таким образом, лебедь переходил из юрты в юрту, пока за птицу кому-нибудь придется платить лучшим конем. Коротко, но более четко описывает этот обычай у хакасов Н. Попов, приводя интересные детали «О лебеде хакасы говорят,- пишет автор,- что он умнее и осторожнее всех птиц и редко встречается. Если бедняк понесет лебедя богатому хакасу, подвязав на шею птице платок, то богатый хакас, приняв подарок, отдаривает конем, бычком или бараном, а лебедя сохраняет до какого-нибудь праздника: тогда созывает гостей и угощает их лебединым мясом как самым лакомым кушаньем.
Об этом же обычае у хакасов сообщает и Н. Костров, и Н. Ф. Катанов, который подчеркивал, что от того к какому виду относится лебедь, зависело, чем отдарит новый обладатель божественной птицы. Если несли большого лебедя, то за птицу получали обязательно лошадь, если особь с желтой окраской перьев, то за птицу получали корову, за маленького лебедя серого цвета брали овцу. Надев на лебедя соответствующую шалому, взяв с собой вина и что-нибудь из одежды (шапку, сапоги или рубаху), обладатель лебедя заворачивал его обычно в большой платок, брал под мышку (головой вперед) и входил в юрту или дом того хозяина, которому  он решил преподнести лебедя. Он надевал на хозяина шапку или рубашку, угощал его вином и говорил: «Хуу тöргени кельди» (лебедя в гости принес). После этого, принесший передавал лебедя и отдавший за него коня или корову, хозяин юрты спешил выкурить айран, привязывал к шее птицы новую ленту, закрывал в новый платок, взамен оставленного у себя, и торопился отнести лебедя другому хозяину и так же получал от него лошадь, корову или овцу. Передавали лебедя от хозяина  к хозяину не более чем до семи раз. Тот человек, который  получал лебедя, но не мог уже дальше его передавать, устраивал  у себя «хуу той» (лебединый пир), впрочем, праздник мог сделать любой хозяин, пожелавший оставить у себя подаренную птицу, но только начиная с третьего по счету. Хозяин, устраивавший «хуу той», колол бычка или овцу, выкуривал айран и приглашал гостей, в том числе человека принесшего ему лебедя. Приглашенный приезжал с айраном и обязательно с подарками (деньги, овцы и т.д.), и таким образом, по существу, в известной мере возмещались убыток хозяину, лишившемуся коня или коровы за оставленного лебедя».
В кызыльском обычае после того, как лебедя оставлял у себя тот или иной хозяин, с шеи лебедя снимали шкуру и высушивали её. Получался мешок, в котором затем хранили деньги, считая, что это способствует тому, чтобы у хозяина водились деньги. Если тот, кто получал лебедя в подарок, оставлял его, делая «хуу той», ему обычно говорили: «у тебя теперь есть, в чем деньги хранить».  Г. Н. Потанин сделал такое предположение: «вначале  лебедь покупался теми людьми, которые считали себя его потомками, устанавливалась норма уплаты за него, покупка постепенно превратилась в обязанность, и прежний торг получил вид обмена подарками». Да, действительно «куу» лебедь использовалась как «облигация», т.е. выполняла функции ценной бумаги, встряхивающая хозяйственный оборот. Впоследствии этот обычай у кыпчаков перерос в товарно-денежную систему обмена уже без  лебедя. При заключении договора купли-продажи применялись следующие термины: «хуунъ кӧп»=«много денег»=«много лебедей» или «хуунъпер»=«дай деньги»=«дай лебедя» или «хуунъ пар»=«есть деньги»=«есть лебеди» и т. д., здесь окончание «нъ» говорит о принадлежности.
Более того эта единица измерения затем распространилась и в Древней Руси: «Словом «гривна» означалось известное число кун, некогда равное ценою с полуфунтом серебра»[10]. «Однако марки или куны долгое время оставались еще в употреблении»[11], «так что в ХIII веке гривна серебра содержала в себе уже семь гривен новгородскими кунами»[12]. Также плата за преступление измерялось в «кунах».
У хакасов же он сохранился в архаичном виде, и для них такой взгляд Г. Н. Потанина весьма прогрессивен. В ХIХ и начале ХХ веков лебедя носили к соседу или вообще к богатому человеку с единственной целью – получить за принесённого в гости лебедя лошадь или корову, так как обычай принятия в гости этой птицы все ещё носил обязательный характер, хакасы принимали лебедя даже от русских крестьян и давали за него коня или корову или овцу в зависимости от того, какого лебедя приносили. Крайне критически отнесся к такому предположению Г. Н. Потанина Л. П. Потапов: «соглашаться со столь упрощенным, высказанным мимоходом объяснением, весьма древнего и сложного обычая, существовавшего в условиях общего для всех запрета убивать лебедя».  Хотя убивать лебедя можно было весной и летом, а осенью его нельзя стрелять – случится несчастье.  Интересно, что за лебедя можно было даже «купить» невесту т.е.хуу как тотем влиял на семейно-брачные отношения, если родители по социальному положению или иным предрассудкам препятствовали браку, тут лебедь мог выступить в роли свата, которому будущие тесть и теща не вправе были отказать, так же полагает Л. П. Потапов: «Лебедь выступал здесь как тотем, как старший предок, покровитель рода и охранитель традиций».[13] Лебедь как тотем был у тувинцев, о чем написаны научные статьи, даже есть лебединые рода Куулар (лебеди), отраженные в современных фамилиях.
На основе совокупности фактов, характеризующих лебедя как тотем, сделаем такой вывод: для значительной части тюрков Центральной Азии лебедь – хуу, воспринимался как прародитель, корни которого уходят вглубь времен к хунну, что объясняется таким божественным и устойчивым поклонением перед этой птицей, и что было отражено в названиях родов, фамилиях, сословиях, этнонимах многих народов. Фамилия Куулар состоит из основы «куу»-«лебедь», и окончания множественного числа «лар», вместе «куулар» получается «лебеди». Сословие «казак» и национальность «казах» имеют одну природу происхождения от тотема «хуу»-«лебедь». Проиллюстрируем это на хакасском языке, к слову «хуу» прибавим термин «саг» – «сила»[14], итог слияния «хуу сах» – «лебединая сила». По всей вероятности, выходит «рожденный от  лебедя» – «предок лебедь» (тотем); на диалекте хакасского языка «саг»[15]имеет второе значение как «война», выбирая между двумя вариантами, предпочтем «хуу сах» – «лебединая сила», которая в полном объеме отражает смысл этнонима.
Рассмотрим следующий этноним «куманы», который переводится дословно «я лебедь», для ясности обратимся к тувинскому языку «куу»-«лебедь»[16] плюс личное местоимение «мен» – «я», выходит «куу мен» – «я лебедь», также имеется в виду от предка «лебедя», впрочем как туркмены, как туркоманы в Ираке, «атаман» = «я отец или отец я». Этноним «Куны» можно дословно перевести «лебединые», «от лебедя», «лебединые дети». Наглядный пример на хакасском языке: к основе «хуу» – «лебедь» прибавим аффикс «нынъ», получается «хуунынъ» т.е. «лебединые», «от лебедя»; «хуунынъ щибищкелери», что означает «лебединые цыплята», так как в отношении людей «щибищкелери» неприменимо, то используется слово «пала» – «дитя», и выходит «хуунынъ палалары». В разговорной речи слово «палалары» упускается если по контексту понятно, что речь идет о потомках тотема.
Наши выводы такие: истоки тотема многих тюрко-язычных народов «хуу», «huu»[17] исходят из глубокой древности, который затем закрепился как этноним. Куны влияли на исторические события средневековья. Ослабление влияния Кыргызского каганата в Центральной Азии и Киданское нашествие Х-ХI вв. вынудило бежать многие тюрко-язычные племенные объединения и этнические группы от границ Китая на запад и предопределило продвижение многочисленных племен из бассейна Амура и из Маньчжурии на освободившие степные просторы»[18]. По нашему мнению, куны двигаясь на запад, сначала заняли огромные просторы степей Казахстана и явились основным ядром образования казахского народа. «Куны впоследствии вошли в состав куманов-половцев, которые появились в Европе между 1030 и 1049 гг.»[19].
«В 1054 г. половцы появились на границах Руси как народ-завоеватель, опьяненный победами над гузами и печенегами. В 1068 г. они разбили русских князей на Альте…»[20] и в этом же году они вторглись в Венгрию, «были близки к покорению Восточной Европы. Однако стены русских крепостей остановили их натиск»[21], отмечал Л.Н. Гумилев. Половцы ограничились гегемонией над Киевской Русью. По свидетельству Эломари: «Важнейшими предметами вывоза у половцев были меха и рабы, которые приобретались путем вооруженных набегов и обложения покоренных племен данью».  В этой связи Л. Н. Гумилев подчеркивает: «Русско-половецкие отношения прошли длинную эволюцию»[22].  Эти отношения отражены даже в происхождении русского названия кунов – «половцы»  здесь наука правильно определила, что она связана с цветом, т.е. слово «половцы» происходит от «половый» – светло-серый, соломенный.
Ученые объясняют это по-разному, на наш взгляд, одна из реалистичных точек зрения у В. В. Бартольда, разъяснившего, что скрывается под этим именем: Аль-Марвази писал как «шары» от тюркского «сары» – желтый, и отнес его к племени кипчак, из-за этого в русских летописях они упоминаются как «половцы». Импонирует точка зрения С. Г. Кляшторного с необычной  интерпретацией. Но есть и фантастические толкования исходя из перевода «половый» – «светло-серый», «соломенный», «желтый», они приписывают половцев к светловолосым европеоидам, хотя все археологические раскопки половецких курганов показывают монголоидность  половцев. Монголоидные половцы повлияли на правящие роды князей Киевской Руси, монголоидные черты стали доминировать особенно у Маномахов.  Славяне до прихода татаро-монголов постоянно попадали в зависимость от тюрко-язычных народов: гуннов, авар, болгар, хазар, руссов основатели Киевской Руси, печенегов, торков. Почему же цвет волос и кожи именно половцев настолько потряс воображения летописцев ХI века, что они закрепляют впечатление в этнониме. По нашему мнению цвет действительно играет основную роль, но раса здесь не причем, связано это с этнонимом «куны» (комментарий выше) и тотемом «хуу» или «куу». Многие тюркские народы обожествляли свой тотем «хуу» – «лебедя», что передалось в сравнении и наименовании цвета лебединый, лебяжий, белый, светло-серый, светлый, бледный, бледно желтый, серый. Например «хуу»  на кызыльском диалекте будет восприниматься как: лебединый, лебяжий, светлый, светло-сероватый; в хакасско-русском словаре, изданном в 2006 г., дается такое толкование: «ХУУ I лебедь// лебяжий, лебединый;  ХУУ  II 1) бледный, бесцветный; 2) серый»;[23] на тувинском языке так же: «серый – куу[24]; бледный-куу[25]; лебяжий- куу(нунъ)[26]»; аналогично на кыргызском: «куу- 1)лебедь;2) белый, бледный, бледно-желтый»[27].
Подведем итог: куны в русских летописях калькируется как половцы и связано это с тотемом «хуу» – «лебедь» точнее с его цветом: белый; светлый; светло-серый; бледный; бесцветный; бледно-желтый, что в переводе на славянский: половъ; половый, что свидетельствует о доскональном знании друг друга тюрков  и славян.  Теперь рассмотрим половцев в ракурсе этнонима «кипчак». Есть много вариантов перевода с тюркских языков, остановимся на одном «iкi – пчак»  (екi – пшак) – т. е. «два ножа», «пчак» (пшак) – очень узкий нож, есть и персидская версия.
«Кипчак» первое упоминание этого названия было отражено в древнетюркском письменном памятнике, известном тюркологам под названием «Селенгинский камень» (759 г.). Он обнаружен в Центральной Монголии южнее р. Селенги в 1909 г. Г. Рамстедтом. Руническая надпись свидетельствует, что тюрк-кипчак кочевал в Центральной и Западной Монголии (V-VIII вв.), с приходом к власти в регион уйгуров, в 744 г. началась одна из волн переселения кипчаков в верховья Иртыша в казахские степи и далее это пространство мусульманские авторы  называют «Дешт-и-Кипчак» в переводе с персидского означает «Кипчакская степь». В целом Дешт-и-Кипчак уже к ХIII в. занимала огромную территорию от запада Тянь-Шаня, Каспия, Кавказских гор, включая степную полосу севернее Черного моря до устья Дуная. Судя по топониму Дешт-и-Кипчак,  этноним «кипчак» считается персидского происхождения. Однако Селенгинский камень наталкивает на мысль о его тюркском происхождении: «турк кыбчак елiг йыл олурмыс»- «тюрки кыбчаки 50 лет обитали (у реки Орхон)». Этой точки зрения придерживается Мурад Аджи, утверждающий: «Слово «дешт (дашт)» считается заимствованным из иранских языков, что совершенно неправильно. Иранцы и тюрки понимают его абсолютно по-разному, на это давно обратили внимание географы»[28].  Часто бывает, что тюркские слова, заимствованные в другие языки, возвращаются обратно. Так древнеуйгурское irbiu, тувинское irbiş «барс» вошло в монгольский  irbis и вернулось в кыргызское irbis; тюркское караташ в русский карандаш с русского на многие тюркские языки бывшего СССР. Л. Р. Кызласов в статье «Тюркско-иранские культурные взаимосвязи в эпоху средневековья (язык, письменность, религия)» косвенно объясняет это тем, что тюрки средневековья блестяще знали персидский язык и согдийскую письменность. Большинству народов присуще двуязычие, это зависит от исторического времени и соседства. Тюркский язык во времена половцев стал доминировать в Восточной Европе, и двуязычие здесь стала нормой. О чем свидетельствуют исторические данные, подтвержденные многими учеными, такими как А. Куник, В. Розен, которые отмечали, что: «Тюркский язык распространился как международный и общеупотребительный в ХI в. благодаря половцам», а Л. Н. Гумилев добавляет: «До этого этносы говорили дома на своих языках, которые до нас не дошли, а кроме того знали древнетюркский язык воинского начальства»[29]. Тюркский язык способствовал активизации исторических процессов и объединению тюрок и славян благодаря династическим бракам. К тому же когда два народа живут вместе бок о бок, такой феномен становится катализатором образованию нового народа. Это выразилось в слиянии тюркского и славянского языков, образовании древнерусского литературного языка, т. е. «в Х-ХII вв. возник и развивался древнерусский литературный язык».[30]

Г. А. Тюньдешев

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пикемон много буков , напишите своими словами , что вы хотите этим сказать .

Куны и кай изначально говорили на монгольском.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Пикемон много буков , напишите своими словами , что вы хотите этим сказать .

Куны и кай изначально говорили на монгольском.

 

 

где аргументы ?

 

 

Подтверждает венгерских исследователь Иштван Мандоки.Родовой состав племен на стороне Кипчака хана Котяна которые ушли Венгрию к своим родственникам Кипчакам куманам(казахам).Палоци - этнографическая группа - потомки кыпчакских/половецких племен в Венгрии. В этой стране существует две области, где живут палоци/палоч - Большая Кумания и Малая Кумания - Надь-Куншааг (Большой кыпчак) и Киш-Куншааг (Малый кыпчак).Состав этих бывших кочевников приводил в своей статье венгерских исследователь Иштван Мандоки.это племена:ТАКСАБА, КОНУР УУЛУ, ТАРКАН, ЖАЛАЙИР, УЛАШ, БАЯНДЫР, БЕЧЕНЕ, КЕРЕЙ, ТЁРТ УУЛ, ЧОРТОН, ТАЗДАР, БУДАКЛАР.Роды: Кулан, тагы, мангыт, барлас, жылан, кыргыз, туркмен, тору айгыр, черик, болуш, кет бука, кара каш, эр сары, эр буга, тёрта, тардыш, мин, байсын, телес, баяут, узун, канлы, катаган, теке, эрсин, садыр, дорман, байтур, кенегес, актачи, тобалар, эгдер, чандыр, кара койлу, эсен, эсен буга, курманчик, каблан, карсак, чубак, сюйке, каба, эслемес, кулун, кулунчак, ак буура, бёрю, баркы (баргы, кочкор, отар, алты уюй, апай, апа бары, кан темир, конар, ас) аслар, негерлер, науруз, жакыр, арык, жарык, эркин, аткар, найман, кыргый, туйгун, турумтай, тургун и др.По сообщению Мандоки, в Венгрии живет около 200 тыс. потомков кыпчаков, и по сей день они занимаются овцеводством и коневодством.

 

Подумайте хорошенько.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пикемон , Дашты кипчак буквально Каменные Кипчаки . Тасты Кипчак . 

 первая каменная пирамида .

Со времени правления Джосера  (настоящее имя Даса ) ведёт свою историю строительство египетских пирамид. Его ступенчатая пирамида (125 × 115 м и высотой приблизительно 61 м.) в Саккаре была первой в Древнем Египте. До настоящего времени пирамида Джосера сохранилась в хорошем состоянии, хотя её размеры несколько уменьшились и составляют 121 × 109 м, а высота 59 м. Пирамида Джосера считается первым в мире каменным архитектурным сооружением. Стили и формы, найденные в процессе строительства этой пирамиды, стали образцом для подражания и дальнейшего развития каменного строительства не только в Древнем Египте, но и в других цивилизованных регионах древнего мира. 
 

имена с значением камень у казахов полно , Тастемир , Тасмагамбет  и тд .
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дешт-и Кыпчак кажется "Кыпчакская степь" . мне интересно другое - почему в Египте много схожих названии со Средней Азией? Саккара -сакар-чахар. Карнак и т.д. 

 

возможно есть связь с хакасами. но я не слышала. что они были завоевателями. они кажется охотники . есть разные виды хозяйства. у кочевников кроме прочих было набеговое хозяйство . российские ученые внесли много отсебятины . поэтому брать за основу их доводы не стоит. тем более у них была политика. интерес к нашим территориям . особенно среднеазиатов сделать выходцами из Китая и Монголии

 

 

петроглифы. культ змей было и на западе степи. и легенды Ирана начинаются от тирана с двумя змеями у головы - Ахдахах - Аждаха-Айдахар-Аджикую . у башкирского племени Елан (жылан) уран "Токсоба" . и они думают . что они связаны с Каями. мне кажется надо древние легенды собрать. потом средневековые . они тоже могли забыть о древних легендах и сочинять новые 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Пикемон много буков , напишите своими словами , что вы хотите этим сказать .

Куны и кай изначально говорили на монгольском.

 

М.Кашгари считает их тюрками. про монгол он вообще не знает. "свой язык" может быть каким угодно. как вы думаете в его списке монголы под каким именем идут? есть что-то вам знакомое. монгольское? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вот такие петроглифы кажется распространены в основном где жили кочевники - что саки. что тюрки. поэтому стоит ли их отделять и относить к разным этносам? "согдийский язык" по Кашгари - это смешанный язык тюркского и персидского.насколько я понимаю. а наука относит его к восточно-иранским языкам. и так отделяет их от тюрков . когда как иранские легенды говорят о туранцах как о тюрках 

 

 
Ущелье Сармышсай находится недалеко от города Кармана в горах Каратау. В ущелье находится уникальная коллекция наскальных рисунков, относящихся к временам первобытнообщинного строя. Сармышсай является самым крупным памятником наскальных рисунков – петроглифов, расположенных на территории Узбекистана. Коллекция наскальных рисунков состоит из более 10000 изображений, создающих целые композиции. Петроглифы раскинулись на скалах протяженностью в 2 км. Впервые, наскальные рисунки были обнаружены в 1958 году. В результате нескольких экспедиций, были обнаружены и описаны более 3000 петроглифов, изображающих фигуры животных, людей и ритуальных символов. Большинство наскальных рисунков датировано бронзовым веком, некоторые петроглифы относятся к сако-скифскому периоду.
Коллекция наскальных рисунков представляет собой уникальную сокровищницу, несущую в себе информацию о жизни древних народов, населявших Узбекистан, начиная со времен первобытного строя и заканчивая бронзовым веком. Можно с уверенностью проследить ход истории и сделать выводы о развитии быта и культуры, проживающих здесь древних народов.
В ущелье Сармышсай есть несколько фрагментов петроглифов, которые являются уникальными и не имеют аналогов во всем мире. Среди них можно отметить изображения, демонстрирующие ритуалы скифов и массагетов, упомянутые в знаменитой книге Геродота, который считался «отцом истории» того времени.
Петроглифы Сармышсая, подробно повествуют нам об природе древнего мира, изменяющейся на протяжении нескольких тысячелетий, возраст которых достигает и более 10 тысяч лет. Помимо множества петроглифов, в ущелье есть пещера, которая тоже вызывает большой интерес у ученых и туристов. Пещера состоит из нескольких помещений, соединенных проходами друг с другом. Можно предположить, что пещера служила кровом для древних людей, где можно было укрыться в ненастную погоду.
Ущелье Сармышсай является уникальным памятником наскальных рисунков в истории не только Узбекистана, но и всего мира. И уникальность заключается не только в количестве петроглифов, но в каждом отдельном рисунке, повествующем о происходящих событиях и поворотах истории древнего мира.
Стоит вам очутиться в ущелье и кажется, что вы воспользовались машиной времени и перенеслись в древний мир. С наступлением вечера, это чувство усиливается и уже витает в воздухе запах от костра, возникает желание поохотиться на дикого зверя и где-то вдалеке слышится звук ритуального бубна, уносящего вас в неизведанный и первозданный мир……

http://navoiypress.uz/tour/sarmish/224-sarmyshsay-muzey-na-chernyh-skalah.html
 
 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ад-Дахах . чудовищный колдун Байварасп. Зохах - дракон. персы приписывали ему основание Вавилона

 

Тогарма составляют десять родов 2, от них Козар 3, Пецинак 4, Алан 5, Булгар, Канбина 6, Турк 7, Буз 8, Захук 9, Уф 10, Толмац 11.

 

https://books.google.kz/books?id=-e0KBAAAQBAJ&pg=PA182&lpg=PA182&dq=%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF&source=bl&ots=I7Qr7K1w63&sig=bx7VYtGJLG5iZ5P2Z1I_giPow5U&hl=ru&sa=X&ei=kh8KVcbbFIjkaMbzgcgE&ved=0CB0Q6AEwAQ#v=onepage&q=%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF&f=false

 

 

http://www.knigi.konflib.ru/8istoriya/137670-1-f-asadov-arabskie-istochniki-tyurkah-vrannee-srednevekove-baku-elm-1993-pechataetsya-postanovleniyu-nauchno-izdatel.php

 

/.../ Ной родил Сима, Хама и Иафета. Сыновья Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Яван, Тувал, Мешех и Тирас. Сыновья Гомера: Ашкеназ, Рипат и Тогарма. Сыновья Явана: Элиша и Таршиш, Киттим и Доданим. И был по всей земле один язык и одно наречие. И двинувшись с востока, они населили равнину. И сказали друг другу: давайте построим себе город. И спустился Господь посмотреть город и на башню, и сказал Господь: "Вот, один народ, спустимся и смешаем там язык их". И рассеял Господь их оттуда по всей земле, посему дано ему (городу. — В. П.) имя Вавилон. Вот роды сынов Иафета и земли, в которых они расселились по языкам своим в землях своих, в народах своих: сыновья Гомера — это франкос 1, живущие в стране Франца, на реке Сена. Рипат — это бретонцы, живущие в стране Бретания, на реке Лера. Впадают же реки Сена и Лера в море — Океан, т.е. в великое море.

Тогарма составляют десять родов 2, от них Козар 3, Пецинак 4, Алан 5, Булгар, Канбина 6, Турк 7, Буз 8, Захук 9, Уф 10, Толмац 11.

Все они живут на севере 12, и имена стран их — по именам их, и они живут по реке Итиль. Только Уф и Булгар 13, и Пецинак живут на реке великой, называемой Дануби, то есть Дунай 14. Сыновья Явана — феки, живущие в стране Иония и Македония. Мадай — это Альдайлаш, живущие в стране Хорасан. Тувал — это Тоскани, живущие в стране Тоскана да реке Пиза 15.

Мешех — это Саксани 16. Тирас — это Руси 17. Саксани и Энглеси 18 живут на великом море, Руси живут на реке Кива 19, впадающей в море Гурган 20. Алиша — это Алемания 21, живущие между горами Йод и Сабтимо 22, и от них Лангобарди 23, которые перешли горы Йод и Сабтимо, покорили Италию и поселились в ней до сего дня, по рекам Пао и Тичио; и от них Бургунья, живущие на реке Родно 24; и от них Байория, живущие на реке Ренус 25, впадающей в великое море. Тичио и Пао впадают в море Венетикия 26.

Таршиш — они вступили в союз с Македонией, и от них Тарсос. Когда измаильтяне захватили землю Тарсос, жители бежали в пределы сыновей Яван 27, те же воевали с измаильтянами, что в Тарсосе. Киттим — это Романи 28, живущие в долине Канпания, на реке Тиберио. Доданим — это Даниски 29, живущие в заливах моря — Океана, в стране Данамарка и в Инданья 30, в великом море, они поклялись не покоряться римлянам и пытались скрыться в волнах моря — Океана, но не смогли, ибо власть Рима простиралась до последних островов моря.

И 31 Морава 32, и Харвати 33, и Сорбин 34, и Лучанин 35, и Ляхин 36, и Кракар 37, и Боймин 38 считаются (происходящими) от сыновей Доданцм, живут же они на берегу моря, от фаницы Булгар до Венетикии на море; и [53] оттуда простираются до границы Саксонии, до великого моря; они то и называются Склави 39, а иные говорят, что они от сыновей Ханаана 40, но они возводят свою родословную к сыновьям Доданим 41.

 

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/X/Kniga_Iossipon/text.htm

 

Л.Н. Гумилев отмечал, что после того как китайцы завоевали Западнотюркский каганат в 659 году, тюргеши обитали в двух военных округах: Ву-лоу в верхней части долины реки Или, где жили роды согэ и мохэ (мохо) и Го-шань, к западу от реки Или, где обитали алиши [63.-С.293.].

 

http://kghistory.akipress.org/unews/un_post:1506

 

Алиша — это Алемания 21, живущие между горами Йод и Сабтимо 22, и от них Лангобарди 23которые перешли горы Йод и Сабтимо, покорили Италию и поселились в ней до сего дня, по рекам Пао и Тичио; и от них Бургунья, живущие на реке Родно 24; и от них Байория, живущие на реке Ренус 25, впадающей в великое море. Тичио и Пао впадают в море Венетикия 26.

 

http://labyrinthos.ru/text/vinnichuk_skotovodstvo-i-okhota-v-italii.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

«У Уйгур чистый тюркский язык, а также другой язык, на котором они говорят между собой. В переписке они используют тюркское письмо, состоящее из двадцати четырёх букв, перечисленных мной в начале книги, кроме того, у них есть другое письмо, такое же, как и в Син, используемое в их священных книгах и списках – оно известно лишь их духовенству»

Он наверно имеет ввиду городское население которое начали ассимилироваться уйгурами. Значит "другой язык, на котором они говорят между собой" - это иранский

 

возможно вы правы. "другой язык" у уйгур связан с их религией. поэтому они могли использовать язык несториан. манихеев или буддистов . Куны. как и белые гунны - эфталиты были кажется несторианами 

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

 

Те кого я перечислил являются оседлыми (Син.Масин.Тубут,Хутан. часть Тангут. Йажуж и Мажуж)

 

Кочевниками являются Жумул, имеющие собственный говор и знающие тюркский язык, а также Кай, Йабаку, Татар, Йасмил. Все эти группы имеют собственный язык, но вместе с тем хорошо владеют тюркским.

 

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB%D1%83%D0%BA%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA

 

Йабаку - карлуки. уйгур и басмылы тоже были союзниками против тюрков. 

 

 

В результате дезинтеграции СССР и гражданской войны в Таджикистане, вызванный в странесоциально-экономический и общественно-политический кризис привел к тому, что структура населения республики претерпела существенные и очевидные изменения. Значительно сократилась численность русскоязычного населения: начался массовый отъезд немцев, евреев (см.— лечение в Израиле), русских, татар, казахов, узбеков, лиц кавказской национальности.

Процесс «утечки мозгов» до сих пор не сократился. Тем не менее, Таджикистан продолжает оставаться многонациональным государством. Количество представителей нацийи народностей колеблется от 46 (данные Госкомитета статистики РТ 2003 год) до86 (неофициально). Правительство республики и глава государства Эмомали Рахмон заинтересованы в сохранении национально-культурной среды, развитию общественного сознания в вопросе сохранения полиэтнического культурного многообразия сообщества Таджикистана. Итак, сколько и какие народы заселяют Таджикистан? На этот вопрос можно получить точную информацию после очередной переписи населения и жилищного фонда, которая состоится с 21 по 30 сентября 2010 года в стране.

Подобные переписи проводятся каждое десятилетие и являются существенным показателем для стратегического развития каждой страны. После распада СССР и появления новых государств во многих странах проводились переписи населения, которые дают подробную демографическую, экономическую, культурную характеристику народов.

В Таджикистане вопрос о национальности включается в программу всех переписей населения. При всеобщей переписи населения 2000 года ответы на него записывалисьсо слов опрашиваемых. В переписные листы заносились все названия национальностей, названия этнических групп. Относительно небольшая группа населения, указавшая национальности, не вошедшие в данный перечень, учитывалась под объединяющим названием «другие национальности». Во всех предыдущих переписях число выделяемых национальностей колебались незначительно, выглядели так: 1970 г.— 122, 1979 г.— 123,1989 г.— 128 и 2000 г.— 137.

Последняя всеобщая перепись населения в Таджикистане характеризовалась тем, что проводилась она не по принципу «дружба народов», тем не менее, впервые наряду с другиминародами дан малым народностям исторический шанс заявить о себе. Так в переписипоявились малые народности как: минги (243 чел.), дурмены (3502), лакайцы (51001), конграты (15102), катаганы (4888), юзы (1053), барлосы (3753), относящихся к тюркскойгруппе языков, а точнее к узбекам.

Однако удивительно, но факт: самоназвание «карлуки» не были обозначены и зафиксированыв национальном составе населения страны по данным всеобщей переписи населения десятилетней давности, изданным Госкомитетом статистики РТ в 2003 году. Не были также отведены графы мугулам, компактно проживающим в Восейском и Хамадонийском районахи тозам, проживающим в Бохтарском районе и г. Курган-Тюбе. Однако, появились необычные графы: народы (?) Индии и Пакистана (245), другие национальности (1179). Что имеетсяввиду под цифрой 245, пока не известно.

В современном мире самоназвание «карлуки» до сих пор сохранились в племенах, в устномнародном творчестве. Нередко встречаешь элементы и в топонимике, в преданиях, в быту ив ремеслах. Широко представлена карлукская речь в топонимике районов Таджикистана. Исследования письменных источников показывают, что карлуки составляли в Таджикистанеи Средней Азии не отдельные островки, а значительный пласт, особенно в южных районах Хатлонской области, где они были или становились преобладающими. Так, карлуки проживают компактно, селениями в Яванским, Фархорском, Дангаринском, Вахшском, Восейском, Бохтарском, Темурмаликском, Джиликульском, Пянджском, Румийском районахи окрестностях Турсунзаде (Регара), Гиссара, Нурека, Сарбанда, Варзоба, причём названия кишлаков с весьма интересной топонимикой тоже обозначены по-карлукски: Арал, Арпатукилли, Бештегирмон (Восе), Ок Газа, Янгиер, Томчи, Машъал, Бешбулог, Учбулог, Кучкорбулог, Калташур (Вахш), Пушин, Алиджон, Девчашма, Шар шар, Чакар булог, Кавракли, Огузи кенг, Хаччагузар, Тошгузар, Бавур, Данг ора, Олимтой, Канги (Дангара), Тут кавул, Чашма, Пистакон, Бойгози (Нурек), Саксанохур, Сомончи, Уртабуз, Гулобод, Ёлпизли, Каратог (Фархор), Олма булог, Огзибекарор (Огузи бекарор), Джайрали, Джилбулок (Темурмалик), Парчасой, Кайнар, Норинсой, Норин, Фуркат (Яван).

Справедливости ради до сих пор на географической карте Таджикистана сохранились многие названия населённых пунктов, рек и гор, которые звучат по-карлукски: Илон-тог, Чол тог, Кора тог, Теракли тог (горы); Тош булог, Беш булог, Уч булог, Гум булог, Кора булог, Олма булог, Ок булог, Ок су, Тоир су, Кора су, Дев чашма (связанные с водоёмами — речки, родники); Кавракли, Ёлпизли, Ёнтогли, Хаччагузар, Тошгузар, Арпатукилли, Бештегирмон, Куштегирмон (связанные с названием растений); Парчасой, Норин, Ок Газа, Иттирган, Огузи Бекарор, Бавур, Арал, Будонаовод, Олим той, Канги, Огузи кенг, Чагатой, Дунгиз адыр (связанные с местным рельефом) и мн. др.

Всё же, почему карлуки остались в забвении?! Куда их зачислили при всеобщей переписи, может быть, в категорию «другие национальности»? Если так, карлуки превышают число 1179, обозначенных при переписи 2000 года. Их только в одном селе Кубодиан Джиликульского района числится столько. А сколько таких неохваченных и «пройденных» селений в районах Яван, Дангара, Фархор, Восе, Вахш, Джоми, Хуросон?!

Карлуки имели свою государственность, а карлукский язык в Западно-Тюркском каганате, затем в государстве Караханидов и Чагатайском крае служил, как государственный язык.Из истории нам известно, что в образовании Караханидского государства Х в. главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, в которые наряду с карлуками входили чигилии ягма, обитавшие в Семиречье, к югу от Нарына. И именно Семиречье является исторической родиной карлуков. Но события последующих столетий раздробили и эту крупную этнополитическую общность, сделали карлуков участниками сложения казахской, киргизской, узбекской, каракалпакской и целого ряда других народностей.

Нынешний ташкентский диалект (в выражениях -вотти: борвотти, келвотти, кетвотти, урвотти) приближён к карлукскому языку, которые и сохранили карлуки Таджикистана.

Проведённые исследования показывают, что карлуки расположились во многих местах Центральной Азии. Они живут в Таджикистане, Узбекистане, Туркмении, Казахстане, Афганистане, Индии, Турции. Карлуки определены и обозначены в этнонимах калдык, каллык, карлук. В Таджикистане они употребляется этнонимами карлук, каллыг.Как отмечено выше, карлуки (каллыгы) как в Таджикистане, вообще в Центральной азии условно называются узбеками, а в Синзяско-уйгурский автономный округ КНР и Афганистанеих называют тюрками или узбеками.

Значительное количество карлуков переместились в Таджикистан, в Сурхандарьинскуюобласть Узбекистана, а также на север Афганистана. На юге Таджикистана они компактно проживают в большинстве районов Хатлонской области и Гиссарской долины. Отсюда, сохранился ряд территориальных диалектов: нурекско-яванский, дангаринско-кулябский (балджуан), гиссарский. На местах их называют «кулоби карлук» (кулябский), «ёвони карлук» (яванский карлук) и «хисори карлук» (гиссарский), которые немного отличаются друг от друга в разговорных диалектах. Но, карлуков относят к узбекам, тогда как сами карлуки отвергают это.

Хотя узбеками себя признает довольно большая группа населения условно именуемого узбеками, но, тем не менее и они продолжают сохранять свои исторические корни, порой называя свою национальность, как например: узбек-кунграт или узбек-кипчак, узбек-карлук(каллыг) и так далее. Большинство людей причисляемых официальным Узбекистаномк узбекскому этносу именуются так, весьма условно, ввиду того, что они себя таковымине считают. Самоназвание тюркских племён живущих на юге Таджикистана и в северномАфганистане весьма пёстрое, например карлуки, кураминцы, мангиты, кунградцы, лакайцы, дурмены, минги, юзы, барласы, катаганцы, сунаки, кипчаки, найманы, канглы чагатайцы, муссо, тозы, и так далее всего более 20 племён.

Среди национальностей Таджикистана после титульной нации таджиков карлуки занимают одно из особых мест. Карлуки в Таджикистане выделяются своей многочисленностью, компактно-проживающими и неутраченными традициями, языком, фольклором, нравами, обычаями, поселениями.

В настоящее время карлуки разговаривают на своём родном языке, обмениваются мнениямии сохранили свои обряды и ритуалы. Тему карлуков исследовали единичные учёныеиз Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана. Таджикистан — персоязычное государство, поэтому эта тема не интересна для исследователей. Хотя, карлуки бок о бок живутс таджиками и поныне вносят весомый вклад в социально-экономическое развитие Таджикистана. Так, Герои Социалистического Труда — Турахон Тошов из Дангаринскогорайона и Тоир Хасанов из Вахшского района являются ведущими ветеринарами-овцеводами Таджикистана. В дни празднования Навруз на республиканских соревнованиях по скачкамдевушки-карлуки из Дангаринского района ежегодно занимают призовые места. Самые знаменитые борцы (полвоны): Ашур-полвон, Сарахон-полвон, Мусо-полвон, Эш-Кокул,Куш-Кокул, Садир-полвон, Джахон-полвон, Астанаев Тоир-полвон, Карим-полвон являются выходцами из карлуков.

Карлуки ассимилировались с таджиками, порою их не различаешь, так как все они свободно говорят, как на родном карлукском, так и на таджикском языке. Билингвизм является однойиз характерных черт карлуков, испокон веков живших бок о бок с таджиками. Словом, карлуки принадлежат к малоизученным компонентам тюркоязычного народа.Мало исследованы вопросы исторического развития, этнический состав и становлениекарлукского языка, на основе которого появился новый нормированный узбекскийлитературный язык.

Изучив антропологию карлуков, учёный Л. В. Ошанин отметил, что в южном Таджикистане все карлукские народности похожи на европоидские расы (Л. В. Ошанин, 1957).Академик Б. Гафуров в книге «Таджики» пишет: «Узбеки-карлуки полностью утратилисколько-нибудь яркие монголоидные черты, «растворившись» в массе местного населенияи ничем в антропологическом отношении не отличаются от таджиков, чего не скажешьо локайцах («Таджики», 2-ч, с. 294). То, что произошла таджикизация (а не тюркизация)карлуков объясняется тем, что по своему образу жизни и таджики, и карлуки были оседлыми, и естественно карлуки ближе соприкасались с таджиками. В карлукской речи очень обильна таджикская лексика. Например: оча, ота, хола, амма, бобо, мома, хеш, авкот и т.п».

Важным показателем близости карлуков с основным населением была практика смешанных браков. Породнившиеся семьи карлуков и таджиков при этом сближались и в дальнейшеммежду новыми родственниками, принадлежащими к различным этническим группам, ещё учащались смешанные браки. К сожалению, отсутствие статданных не позволяют судить, насколько широко были распространены смешанные браки. Такие браки с древних времён установили между таджиками и карлуками родственные отношения, с целью сохранения родовых традиций вовлекалось очень большое число семей. Так, у карлуков появилось целое племя Одина-тоджик. Окружающие их сплошным массивом родоплеменные узбекские группы (локайцы, катаганы) называют карлуков — таджиками или джияни тоджикхо (племянник таджиков). Также, турки балджуана в Кулябе: здравствуют и считают себя таджиками.

Говор карлуков, их традиционный уклад жизни, быт, взаимоотношения между народами свидетельствуют о гармонии и интеграции. Специфика этих народностей ещё и состоитв сплошном занятии овцеводством и связанным с ним ремесленничеством. Одной из мелких,но необычных для быта отраслей карлукского ремесленничества было плетение циновокиз камыша (буйра). Они были необходимыми элементами конструкций потолков зданийс плоским балочным перекрытием и настилом для пола. Всё это ярко свидетельствует о том,что карлуки имеют право претендовать на то, чтобы они не входили в категорию «прочие»,а фиксировались, как отдельная народность…

Р. САФАРОВ, аспирант-соискатель ТНУ

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA

 

Древнеуйгурский язык — условное название одного из литературных тюркских языков, являвшегося официальным языком в государстве Кочо на протяжении IX—XIII веков.

Имел два диалекта: n-диалект, на котором в X—XIII веках были составлены манихейские тексты, в конце XIX века найденные в Дуньхуанеj‑диалект — тексты на алфавите брахми, а также позднеманихейские и буддийские памятники литературы.

От современных тюркских языков древнеуйгурский язык отличается наличием: форманта ‑γma/‑gmä, служащего для образования причастия настоящего времени; форманта ‑dači/‑däči, образующего причастия будущего времени; употребление аффикса ‑da/‑dä для выражения значения не только локатива, но и аблатива.

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Пикемон много буков , напишите своими словами , что вы хотите этим сказать .

Куны и кай изначально говорили на монгольском.

 

М.Кашгари считает их тюрками. про монгол он вообще не знает. "свой язык" может быть каким угодно. как вы думаете в его списке монголы под каким именем идут? есть что-то вам знакомое. монгольское? 

 

Термин "турк,тюркют" и тюркоязычие изначально не были связаны между собой.Тогдашные тюркоязычные не называли свой язык "тюркским".

Монголоязычные кочевники впервые называли себя тюркютами.

Так что,  "турк,тюрк"- это  монгольский термин.

 

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4352-proiskhozhdenie-naroda-tiurkiut/

 

Nirun%2C_Tuyuhun%2C_Yueban%2C_Tuoba_Wei.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Пикемон много буков , напишите своими словами , что вы хотите этим сказать .

Куны и кай изначально говорили на монгольском.

 

М.Кашгари считает их тюрками. про монгол он вообще не знает. "свой язык" может быть каким угодно. как вы думаете в его списке монголы под каким именем идут? есть что-то вам знакомое. монгольское? 

 

Термин "турк,тюркют" и тюркоязычие изначально не были связаны между собой.Тогдашные тюркоязычные не называли свой язык "тюркским".

Монголоязычные кочевники впервые называли себя тюркютами.

Так что,  "турк,тюрк"- это  монгольский термин.

 

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4352-proiskhozhdenie-naroda-tiurkiut/

 

 

 

кто удалил Мардука? я не думаю.что саки были ираноязычными. возможно в приграничных районах были смешение языков. и тогузогузы наверно говорили на смешанном языке. Тур - саки

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Следует также отметить, что само слово «тюрк», согласно П. Пелио и А.Н. Кононову значит «сильный, крепкий [5;6], что опять-таки подчеркивает происхождение этнонима из политического термина VI в. А.Н. Кононов пришел к этому выводу в результате глубокого филологического исследования. Термин «турк» он разъясняет как собирательное имя, значение которого было принято на большой территории и которое «объединяло многие племена различного расового и этнического происхождения» [6].Вывод А.Н. Кононова подтверждает соображения П. Пелио о наличии при политическом термине монгольского множественного числа, так как монголоязычные племена входили в состав первого объединения, называемого «ту-кюй», зафиксированного в III в. в Ганьсу [7;8].

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B9

 

"ту-кюй" напоминает Токай. опять "кай" . все же саки-скифы - это тюрки. туры. от Уйгурии до Дуная "чистый тюркский язык". а в приграничных  районах смешение с соседями. получается где жили скифы. саки .сарматы  и тюрки везде тюркский язык. возможно Ашина смешались с протомонголами и могли перенять или "чоно" - волк из древнетюркского языка

 

90px-BlasonHU-tokaj.svg.png

герб города Токай (Венгрия). случайно ли нарисована змея?

 

 

 

а если "Ашина" - не волк. а Ас-Сина? саки Китая? или саки Сина? там же была страна Ас-Сина? Син... Масин...

 

 

https://books.google.kz/books?id=MrhzYHGcYPMC&pg=PT74&lpg=PT74&dq=%D1%81%D0%B8%D0%BD+%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0&source=bl&ots=rvqDRz64Fm&sig=hsboeos321EdcR9cdeVaGuxJwms&hl=ru&sa=X&ei=lr4KVbDFL4PpUpnAgpAN&ved=0CCsQ6AEwBA#v=onepage&q=%D1%81%D0%B8%D0%BD%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0&f=false

 

http://dic.academic.ru/dic.nsf/islam/777/%D0%A2%D1%83%D1%80

 

 

https://books.google.kz/books?id=Qv78AgAAQBAJ&pg=PA75&lpg=PA75&dq=%D0%B0%D1%81-%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B0&source=bl&ots=Y2AllAtHl-&sig=52AgvbdftkhEHn6Pwezu9FXljws&hl=ru&sa=X&ei=ELsKVfj0EcHxUMKThOgE&ved=0CDkQ6AEwBw#v=onepage&q=%D0%B0%D1%81-%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B0&f=false

 

 

Само слово «ашина» не тюркское. По-тюркски волк — «бури», «каскыр», «курт». В истории народов «ту-кю» фигурирует и «бури», однако оно используется для обозначения копьеносцев — гвардейцев, «фули» [1, т. I, с.229], а не членов ханского рода.

 

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4352-proiskhozhdenie-naroda-tiurkiut/

 

Син (мифология)

Син или Нанна — в шумеро-аккадской мифологии бог Луны. Нанна является шумерским божеством сыном Энлиль и Нинлиль отожествляемым с семитским божеством Сином. Центральные места культа находились в городе Ур, на юге Месопотамии, и в городе Харран на севере.

Его изображали в образе старца с длинной голубой бородой, который пересекает ночное небо на своей светящейся ладье. Армия злых духов с помощью Шамаша(Солнца), Иштар (Венеры) и Адада (молнии) пыталась его затмить, чтобы ночью свет Сина не мешал им осуществлять их вероломные замыслы. Но за Сина заступилсяМардук, которому удалось сорвать заговор и сохранить серебристый свет этого бога. Будучи очень старым, Син стал прототипом бога-мудреца, и по этой же причине ему приписывали функции управления временем.

По некоторым версиям, Шамаш и Иштар — его дети, даже Нуску (огонь) также является его сыном. Супруга его — Нингаль, «великая госпожа».

 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бедные хунну...их выплеснули из собственной темы...

почему же "выплеснули"? они присутствуют как Юэбань

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D1%8D%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%8C

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Пикемон много буков , напишите своими словами , что вы хотите этим сказать .

Куны и кай изначально говорили на монгольском.

 

М.Кашгари считает их тюрками. про монгол он вообще не знает. "свой язык" может быть каким угодно. как вы думаете в его списке монголы под каким именем идут? есть что-то вам знакомое. монгольское? 

 

Термин "турк,тюркют" и тюркоязычие изначально не были связаны между собой.Тогдашные тюркоязычные не называли свой язык "тюркским".

Монголоязычные кочевники впервые называли себя тюркютами.

Так что,  "турк,тюрк"- это  монгольский термин.

 

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4352-proiskhozhdenie-naroda-tiurkiut/

 

Nirun%2C_Tuyuhun%2C_Yueban%2C_Tuoba_Wei.

 

возможно "ту-кую"  не "тюрк". а другое племя. а ASHINA  АС-СИНА. а ТУР-ОК  и есть тюрки

 

 

Очевидно, когда-то волк был «тотемом» тюрок, так как на их знамёнах красовалась волчья голова [1, т. I, с.229], а в плане компании, составленном при дворе Гао-цзуна в Чанани, против западнотюркского хана Хэлу содержится знаменитая фраза: «Таковую следует употреблять меру: гнать кочевых и нападать на волков» [1, т. I, с.290; 3, с.61]. Под волками подразумеваются князья рода Ашина и их личные дружины.

 

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4352-proiskhozhdenie-naroda-tiurkiut/

 

в одном тексте противоречивые доводы

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очередное сенсационное открытие? :)

мне кажется не может быть.чтобы ираноязычных саков и сарматов как ветром сдуло и все разом стали тюркоязычными  B)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут многим чего кажется. В зависимости от национальности и места проживания. Только хунну от этого не становятся не ближе , не понятнее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут многим чего кажется. В зависимости от национальности и места проживания. Только хунну от этого не становятся не ближе , не понятнее.

чего непонятного? пришло к власти племя "хун" и все стали "хуннами". они одно из тюркских племен. как и монголы. а в древности и саки. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шумеров забыли! :)

про шумеров написано достаточно. главное - по легенде они пришли из северо-востока.

 

легенда об Ашине похожа на приход "славянина" объединившего кыргызов. только они пришли из западных гуннов.

 

как всегда из-за волка добавили к "шоно" "а" и вперед! когда нужно легко можно подогнать своим интересам.

 

а добавить к "дай" "а" нельзя. хотя адаи живут там же. где и даи. почему нельзя добавить "а" и сказать "благородные адаи" как "Ашина-благородный волк"?

 

почему бы не сказать азы-асы и гунны - чины пришли из запада и обосновались на Алтае и назвались "Ашина"? тем более кажется у Ашина было трупосожжение как и у гуннов. разве Аттилу не сожгли на костре? Ас-Чина?

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D1%81%D1%8B_(%D1%80%D0%BE%D0%B4)

 

Кунами же называют и потомков тех же половцев и куманов, бежавших от монголов и поселившихся в Венгрии. На Руси этноним «куны» (в древнерусских источниках – хины, чины) не вытеснил этникон «половцы», но в некоторых случаях оба названия сливаются, образуя новый – «сорочины» или «сорочинцы» (Добродомов, 1978 г.).

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B0

 

Первая легенда любопытна тем, что она знает об "отрасли дома Хунну от Западного края на запад", т.е. о державе Аттилы. Эта отрасль была начисто истреблена соседями; уцелел лишь один девятилетний мальчик, которому враги отрубили руки и ноги, а самого бросили в болото. Там от него забеременела волчица. Мальчика все-таки убили, а волчица убежала на Алтай и там родила десять сыновей. Род размножился, и "по прошествии нескольких колен некто Арслан-шад (Асянь-ше в китайской транскрипции) со всем аймаком вышел из пещеры и признал себя вассалом жужаньского хана". Итак, согласно этой легенде, алтайские тюрки-тукю (тюркют) происходят от западных гуннов, но не прямо, а мистически, через посредство волчицы, причем, если учесть, что западные гунны были уничтожены около 468 г., а тюрки выступают как народ уже в 545 г., то можно было бы только подивиться быстроте размножения их и смене поколений!

Вторая легенда выводит тюрок от местного рода Со и опять-таки волчицы. Все представители рода Со, по легенде, погибли "из-за собственной глупости" (в чем она проявлялась, не объяснено), только четыре внука волчицы уцелели. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...